Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
19.01.2012
Психолог
Многие дети напрямую просьбу нарисовать свой страх по понятным причинам отвечают отказом, а если не отказываются прямо, то саботируют выполнение задания. Настаивание/уговоры в этом случае приводят к "культивированию" страхов, а не к их изживанию. Для работы со страхами больше подходит картинка страха, которую ребенок сделал НЕ СВОИМИ руками. В легких случаях, когда страх не перешел в невроз Можно применить следующее упражнение.

ВНИМАНИЕ! НЕ ПСИХОЛОГАМ НЕ ПОВТОРЯТЬ!!! Дана только суть упражнения. Применение упражнения требует освоение специальных методик!!!
1. Ребенок рисует себя в "безопасном месте".
2. Обсуждается, что/кто в этом месте есть, а кого/чего нет.
3. У ребенка спрашивается, где его страх.
4. Страх рисуется на отдельном листе.
Далее работа по известным методикам.
Важно, что происходит разделение себя и страха. Тогда страх рисуется более искренне и результат более эффективен.


24.01.2012
Диляра
Очень эффективное упражнение, проверено на практике. Но к сожалению не всем детям легко удается диссоциировать себя от страха. Это одна из "развитых" психзащит. Тогда необходимо проработать сначала способность ребенка к "Диссоциации" на других примерах, а затем рисовать.
03.02.2012
Татьяна,психолог
Когда страхи трансформировались,имеют плотный скрытый характер,хорошо работает техника рисование гуашью на стекле.Предлагается нарисовать что хочешь,плавно входишь, что нравится,что нет и т.д.нюанс в том, что быстро можно стереть,значит быстрый уход,нет тяжести потери,а главное все потихоньку стирается иработаешь с страхом в чистом виде, который при необходимости быстро можно свернуть.Из практики могу сказать это 5-8 арт-терапевтич. занятий.Результат 90-95%,это прием из школы Копытина
08.04.2012
Злой психолог.
И вы серьёзно думаете, что изменив рисунок бессознательное ребенка воспримет это изменение? Бред.
Работа неполная, а лишь начало долгой работы по коррекции фобий и страхов.

03.12.2012
шлюха
ппппппппппппппппппппппппппп как смешно
27.01.2013
7passion-психолог
Как правило многие детки о страхах не говорят или говорят "ничего не боюсь" в этом случае помогает фраза "а когда ты был маленьким, чего боялся" Тут ребенок легко делится тем, что беспокоит. И не стоит бояться говорить с детьми про их страхи, чем чаще они о них говорят, рисуют и т.п., тем быстрее происходит отреагирование накопившихся эмоций и тем легче страх проходит.
15.04.2015 Я когда была маленькой я сначала рисовала свой страх а потом раскрашивала рисунок.Ачерез день не боялась.
09.03.2017
Екатерина
Хорошее упражнение, мне нравится! Самое главное начать, а потом ребенок сам уже научается и неосознанно все свои страхи переносит на свои рисунки и если с ним поговорить и обсудить эти рисунки у ребенка часть проблем уже решается само собой! Я со своим ребенком люблю работать по рисункам)

Есть интерпретация проективных рисуночных тестов. И, пожалуй, самым популярным в этой категории является набор тестов «Несуществующие животные».

Такая популярность весьма заслужена - этот набор довольно прост в прохождении и даёт очень много информации.

В этом посте я покажу, как может выглядеть интерпретация теста «Несуществующее животное» (а также «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное») на конкретном примере.

Я благодарю свою клиентку, предоставившую мне разрешение на использование своих материалов для написания этого поста.

О тесте «Несуществующие животные»

Вообще, правильнее говорить о четырёх отдельных тестах - «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Первый из них является основным и может применяться отдельно, последующие же рассматриваются как дополнительные по отношению к нему.

Впервые тест «Несуществующее животное» был предложен М.З. Дукаревич, затем он много лет дорабатывался и апробировался. Лично я при проведении и интерпретации этого теста пользуюсь методическими указаниями А. Л. Венгера.

Теория, лежащая в основе этого (и других рассматриваемых тестов) может быть изложена довольно просто: эти тесты являются проективными, т.е. в процессе их выполнения испытуемый определённым образом проецирует (т.е. выводит вовне) некоторые черты собственного внутреннего мира.

Эти черты и свойства проявляются в зашифрованном виде, в форме образов и символов, и задача интерпретатора состоит в том, чтобы их расшифровать.

Меня часто спрашивают о надёжности этих тестов и проективных методик вообще. Я позволю себе привести здесь несколько цитат из Венгера:

«Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них - относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

<…>

Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат основой для выдвижения первой серии гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания, имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с другими людьми и т. п.

Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами. »

Следует сказать о том, что все применяемые мной методики прошли валидацию и апробацию.

Как это происходит? Очень просто: берётся группа людей с известными психическими заболеваниями и жизненными обстоятельствами. Для примера представим, что у нас в этой группе будут шизофреники, истероиды, нарциссы, психопаты и депрессивные больные.

После того, как выборка сделана, испытуемым дают задание нарисовать что-то. Например, несуществующее животное. Затем берут рисунки, делают формализованное описание и проводят статистическую обработку. Если удаётся найти закономерности (например, «психопаты рисуют клыки и когти»), то выдвигается гипотеза о том, что эта закономерность имеет диагностическую значимость. Если да (т.е. абсолютное большинство психопатов нарисовало клыкасто-когтистых зверей, при этом никто, кроме них такого не рисовал), то гипотезу принимают и переходят ко второму этапу.

На втором этапе собирают другую группу людей, про которых заранее ничего не известно. Этим людям дают то же самое задание, после чего проверяют обнаруженные на первом этапе гипотезы. Если развивать наш пример, то тех, кто нарисовал животное с клыками и когтями проверяют (с помощью других методов) на наличие психопатичности. И если снова совпадает, т.е. большинство из тех, кто нарисовал эти элементы, действительно оказываются психопатами, то гипотезу считают апробированной и валидной. И, соответственно, применяют и дальше.

Как видите, никакого шаманства, эзотерики и прочей антинаучной мути, всё вполне себе в рамках научного подхода.

Другое дело, что сами критерии оценки элементов рисунка бывают довольно субъективными (например, «небрежность» или «общее неблагоприятное впечатление»), что допускает возникновение ошибок интерпретатора.

И для того, чтобы мои читатели и заказчики могли оценить, насколько хорошо лично я справляюсь с интерпретацией таких тестов, я выкладываю пример в рамках этой статьи (разумеется, с разрешения испытуемой).

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ : если Вы хотите пройти тесты из группы «Несуществующие животные», НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ ДО ТОГО, КАК ЗАКОНЧИТЕ РИСОВАТЬ! Дело в том, что в этом скрытом тексте содержатся указания на конкретные диагностические признаки, и если вы будете их знать, то ваше бессознательное может сильно исказить результаты.


ЕСЛИ ВЫ СНАЧАЛА ПРОЧИТАЛИ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ, А ПОТОМ НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНЫХ, ТО ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕКОРРЕКТНЫ И НЕ ПОДЛЕЖАТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
==============================

И ещё раз, для тех, у кого успела развиться баннерная слепота : пожалуйста, не читайте текст под спойлерами до того, как закончите рисовать. Если вы сначала прочитаете, а потом начнёте рисовать, то тест покажет фигню, имеющую малое отношение к реальности. Спасибо.

Что можно узнать с помощью этого теста

Вполне логично, что будущий заказчик хочет знать, какие именно сведения он сможет получить, пройдя этот тест. Что ж, попробуем ответить ему на этот вопрос.

Первое, о чём здесь нужно сказать, это то, что заранее мы не можем предсказать, насколько информативен будет его рисунок. Это зависит от огромного количества факторов, влияние которых на момент обследования остаётся неизвестным.

Так, например, у некоторых испытуемых выявляются проблемы в сексуальной сфере (вплоть до указания на конкретные перверсии), в то время, как у других в рисунках не содержится информации об этой области их личности.

Но в целом можно выделить некоторый набор информационных кластеров, появления которых вполне оправдано ожидать в результатах тестирования:

1. Уровень общего умственного развития;
2. Преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
3. Уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
4. Недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
5. Повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
6. Тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
7. Страхи;
8. Депрессивные тенденции;
9. Особенности реакции на стресс;
10. Агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
11. Экстравертность или, напротив, интровертность;
12. Демонстративность;
13. Неудовлетворенность потребности в общении;
14. Аутизация, избегание общения;
15. Степень социализированности и конформности;
16. Антисоциальные тенденции;
17. Отношение к сексуальной сфере;
18. Отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи (проявляется довольно редко).

А теперь - перейдём к рассмотрению конкретного примера.

Сведения об испытуемой

Пол: женский;
Возраст: 26 лет;
Семейное положение: замужем;

Процедура тестирования

Тестирование проводилось заочно. Испытуемой были даны стандартные инструкции по выполнению заданий: «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Значимые факты, проявившиеся во время выполнения задания:
1. Большое количество уточняющих вопросов;
2. Попытки выполнить задание не по инструкции (вопросы об использовании цветных карандашей);
3. Длительное время выполнения заданий;
4. Нарушение порядка выполнения заданий.
Несуществующее животное - Дрэбъеръйи

Данное задание является эмоционально нейтральным и показывает те личностные особенности испытуемой, которые проявляются у неё в отсутствие внешней и внутренней нагрузки, т.е. оно показывает характеристики испытуемой в спокойном состоянии, когда ничто не вызывает в ней каких-то определённых сильных эмоций.

Сведения о Дрэбъеръйи со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Любое животное. Дрэбъеръйи.

Оно эстет и гурман. С минимальной потребностью в общении, что можно объяснить естественным начилием 3 голов, 3 разных характеров и личностей, неплохо уживающихся в одном организме.
Головы, чье описание весьма поверхностно:

1)спокойный нрав, логическое мышление, оценивание событий относительно собственной системы ценностей

2)шумный, болтливый, экспрессивный, дерзкий, вызывает симпатию своей личностью и харизмой

3)любитель побеждать, но ценит близкие связи; готов уступить если это важно для остальных

Организм как таковой весьма хаотичен, органы в нем блуждают и форма тела - перетекающая. Нижние и верхние конечности отсутствуют. Рот иногда служит замещением функции рук.
При охоте обволакивают жертву. Так как сам организм черного цвета и с запахом, не принимаемым животными за исходящий от живого опасного организма, успешно подобраться к жертвам можно в 99,8% случаев. Размер тела также поддается трансформации в длину и ширину, но головы не меняют устойчивой формы.

Охота для него не только способ пропитания, но и одно из любимых развлечений. Он пожирает невиданных Земле животных, желательно пока они еще бьются в агонии и держится теплота тела.
Он живет один в большом утонченном дворце с садом, где есть пруд с жабами. Которых он красит в разные яркие цвета, потому что их настоящий окрас силишком скучен. Жабы - его лучшие друзья, но они не разделяют этого мнения. В его дворце также есть слуги, но за людей он их не считает, относится как к теням или декорациям. Мрачный вид дворца и его обитателей послужили поводом для сочинения небывалых мифов и росказней, неудивительно что местные жители его сторонятся.

Не смотря на то, что оно окружен другими людьми, действо происходит не на Земле, на иной далекой планете. Там они обитают совместно с другими неизвестными нам существами.
Оно занимается абсолютно всем, что придет в голову. Само собой, порой возникают споры по поводу первенства в осуществлении желаемого. В этом случае головы загадывают числа и побеждает тот, кто первым угадает загаданное любой из 2 других голов.

Их любимые совместные занятия: просмотр кровавых фильмов, вызывающий приятный всплеск эмоций внутри; наслаждение от прослушивания музыки - все они избирательные меломаны; рисование совместных картин и разукрашивание жаб, разумеется. Кисть держится во рту; чтение книг, написанных другими существами, не людьми; и рассуждения об опытах.

Диапазон их эмоций сильно напоминает человеческий. Но пока ни одно из событий не вызывало в них выброса эмоций, способствующих порождению соответсвующих травм: весь их обрах жизни наполнен событиями, вызывающими в них возбуждение, восторг и побуждение копнуть глубже и дальше по теме. Его способно восхитить очень многое: неповторимая красота зверей и лесов; архитектура замка; глубина пруда; мельчайшие еле уловимые звуки; даже выражения лиц и внешность людей; утопание во взгляде, который, порой, прекраснее окружающего мира; цвет крови, ее брызги, окропляющие землю; страх перед последним вздохом цепляющегося за жизнь животного; возможность создавать, искать, находить, выбирать, строить пути; ночной мрак и уханье крылатых созданий; вокал, способный выразить еще больше чем взгляд; и бесконечность воображаемого мира..

Хотя оно является эстетом - само практически не способно что-либо создавать, и в глубине это его очень огорчает. Настолько глубоко, что это не вызывает осознаваемых переживаний. Выпало так, что оно родилось ценителем, без наличия особых талантов.

У этого существа есть один секрет - каждая из голов может отделиться от общего организма вместе с частью составляющей его материи и стать отдельным полноценным организмом, но об этом известно только одной из них, и она предпочитает скрывать данную возможность от остальных.

Оно никогда не стремилось к тому чтобы стать раздельными организмами. Принимает свое существование как данное, всего лишь окружая себя тем что вызывает эмоциональный трепет внутри и представляет ценность, но только не материальную. В любой день оно готово отказаться от замка и пойти в неизвестное путушествие без цели, смысл которого сам проявил бы себя в последствии. "

Интерпретация


1. Наличие разнонаправленных тенденций (три головы). В данном случае можно говорить о том, что испытуемая имеет некий внутренний конфликт (который, собственно, является источником этого противоречия), однако он вытеснен глубоко в бессознательное и подавляется мощными компенсаторными механизмами (головы не противоречат, а дополняют друг друга).

Кроме того, наличие нескольких голов в данном случае указывает на некоторую театрализованность поведения , склонность постоянно исполнять какую-либо роль, т.е. определённую демонстративность . Поскольку демонстративность в таком виде довольно редко осознаётся, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознанности и хороших способностях испытуемой к самопознанию.

Такая демонстративность в совокупности с остальными характеристиками рисунка свидетельствует об инфантильности испытуемой (что подтверждается данными методики СМИЛ).

2. Интровертированность (у животного отсутствуют руки или их аналог), при этом испытуемая поддерживает ограниченное количество контактов с избранными партнёрами (можно предположить, что их 5-6 человек по количеству выростов оболочки животного, причём связь с одним из них находится под вопросом для самой испытуемой);

3. Шизоидная акцентуация (схематичность изображения животного, формальность составленного названия, малое количество изобразительных деталей в противоположность достаточно объемному описанию). В данном случае эта акцентуация не выходит за рамки психологической нормы , она является источником довольно высоких творческих способностей испытуемой и её явного своеобразия, но не принимает патологических форм (по данным этой методики)

Гипотеза о шизоидной акцентуации подтверждается также указанием на то, что данное животное - эстет и на его любовь к кровавым зрелищам, а также способом питания, сопряженным с мучением жертвы.

Следует отметить, что в данном случае это не свидетельствует о садистских влечениях испытуемой, поскольку для шизоидов такие особенности не являются чем-то, выходящим за рамки нормы.

Здесь можно сделать предположение о недостаточной эмпатичности испытуемой , но для его окончательного принятия необходимо провести дополнительные исследования с помощью других методик;

4. Астения , склонность к аутизации (отсутствие зрачков у одной из голов). Характерным признаком является то, что астению и аутизацию испытуемая связывает с первой головой, которая, фактически олицетворяет разумный подход к миру.

Это говорит о важности таких механизмов психологической защиты как интеллектуализация и рационализация в функционировании психики испытуемой. С помощью этих механизмов она умеет справляться с негативными переживаниями, переводя их с некомфортного для испытуемой эмоционального на рациональный уровень, где развитый интеллект сможет их переработать. Эти защиты являются зрелыми и их активное использование свидетельствует о высоком (не менее, чем невротическом) уровне личностной организации испытуемой, что исключает наличие серьёзной психической патологии на момент обследования.

Однако в этих же механизмах проявляется и слабость испытуемой, отсутствие контакта со своим эмоциональным состоянием , отгороженность от этой сферы своего внутреннего мира лишает испытуемую сил и снижает её производительность. Не зря же астения наиболее чётко ассоциирована с той головой, которая эффективнее всех подавляет эмоции. Испытуемая не умеет использовать собственную эмоциональность в качестве источника творческих преобразовательных сил;

5. Наличие у испытуемой страхов (зачернённые зрачки в глазах двух голов). И опять же, страхи ассоциированы с тем головами, которые более эмоциональны, что указывает, с одной стороны, на отчуждённость испытуемой от собственной эмоциональной сферы , а, с другой, на то, что причина этой отчуждённости в том, что на глубинном уровне испытуемая сама боится своих эмоций.

Возможно, это связано со страхом потери контроля, но более вероятно, что это простое следствие шизоидной акцентуации, для которой вообще характерна некоторая отчуждённость эмоциональной сферы;

6. Инфантилизм и негативизм (высунутый язык у головы ). Можно сделать предположение о том, что в процессе своего развития испытуемая научилась использовать свой инфантилизм в качестве механизма социальной адаптации и защиты (по типу «я маленькая, не трогайте меня»), и сейчас этот инфантилизм является необходимым для функционирования личности элементом, с помощью которого испытуемая упрощает субъективно сложную задачу взаимодействия с другими.

Следует отметить, что этот механизм может быть довольно эффективным, а люди, которые его используют, могут производить весьма благоприятное впечатление и казаться довольно «милыми»;

7. Аутичность (указание на то, что у животного три головы, указание на то, что головам никто не нужен, что их потребности вполне удовлетворяются в рамках самого существа). При этом, как типичный шизоид, испытуемая имеет внутренний конфликт на тему близости-дистанции (особенно выраженный в других рисунках): она стремится к другим, но бессознательно боится поглощения ими, и пытается решить его в пользу дистанции.

Сильная сторона этой позиции заключается в том, что с помощью этого решения испытуемая обретает бОльшую самостоятельность и независимость от других. Слабость же проявляется в том, что, отказываясь от сближения с другими, испытуемая лишает себя возможности реализовать некоторые потребности , которые можно удовлетворить только в социальном взаимодействии (в т.ч. такую базовую потребность, как потребность в принятии и принадлежности).

8. Общая незрелость и слабая структурированность внутреннего мира (указание на хаотичность строения организма и подвижность внутренних органов). С одной стороны, это даёт испытуемой определённую гибкость (и, вероятно, именно это является основанием для поддержания такой организации), с другой же, свидетельствует о её незрелости.

9. Отсутствие эмоциональных контактов или их сильная ограниченность (указание на незаметность животного при охоте, отсутствие у него запаха). Эта гипотеза подтверждается и строением тела животного (см. п. 2), но здесь она обретает существенное дополнение: даже с этими немногими партнёрами нет настоящей эмоциональной близости. Опять же, с одной стороны, такая стратегия поведения оберегает испытуемую от эмоциональных потрясений, а, с другой, ограничивает её потенциал развития.

Поверхностность и формальность контактов подтверждается и местом жительства животного, и его отношением с жабами. Вероятно, у испытуемой в жизни нет действительно близких людей, что, возможно, связано с ранней детской психотравмой, вызванной отторжением и непринятием со стороны родителей (или лиц, их замещающих);

10. Склонность к фантазированию (в т.ч. к защитному фантазированию), поддерживаемая высоким уровнем интеллектуально-творческих способностей (раскрашивание жаб в яркие цвета, наличие мифов, связанных с местом жительства животного);

11. Недостаток общения , чувство одиночества (место жительства существа - другая планета). С учётом информации, изложенной в п. 7, можно сказать, что это чувство - логичное следствие поведения испытуемой, однако оно ощущается болезненно и не принимается как необходимое следствие принятого решения в конфликте близости-дистанции.

В целом, такая ситуация характерна для шизоидов. Противоположностью ей мог бы стать страх поглощения и растворения в окружающих, но испытуемая предпочла именно такой вариант.

Это чувство можно было бы преодолеть, реализовав глубокий, эмоционально-значимый контакт с другим человеком, но страх вступить в такой контакт у испытуемой слишком велик.

12. Склонность к рассуждательству , резонёрству (описание принятия решений головами), характерная для шизоидов, дополняется застреванием на мелких деталях , характерном для тревожных личностей.

13. Отчуждённость от эмоциональной составляющей внутреннего мира частично компенсируется возникновением экзальтированных состояний или даже гипомании (описание того, что может привести животное в восторг). Это является благоприятным прогностическим признаком: при адекватном психотерапевтическом воздействии настроение испытуемой (для которого, вероятно, характерны резкие перепады) можно стабилизировать без серьёзных фармакологических вмешательств.

14. Сомнение в собственных творческих способностях (животное не способно ничего создать). Испытуемая настолько боится эмоциональной сферы, настолько сильно отчуждает её, что ей проще понизить собственную самооценку, признав «собственную неспособность и бесталанность», чем обратиться к своим эмоциям, принять их и получить из них мощную подпитку своих творческих способностей. Здесь речь идёт об интеллектуальном выхолащивании , а не об истинной ограниченности мышления.

15. Внутренний конфликт , несмотря на то, что он вытеснен довольно глубоко, является довольно сильным . Скорее всего, именно он - тот источник страха, который испытуемая боится, она не может позволить себе взглянуть на этот конфликт и предпочитает испытывать все неудобства и ограничения, связанные с отторжением эмоциональной сферы, чем увидеть его. Он имеет огромную силу, которая в будущем может стать основой для развития неблагоприятных психических процессов и даже привести к заболеванию (головы могут выходить и отделяться).

16. Низкая значимость сферы материального благополучия (у животного нет «ног» или заменяющих их элементов, прямое указание на этот факт в описании). Большинство актуальных потребностей испытуемой имеют «экзистенциальный», эстетический и социальный характер.

17. Высокий уровень творческих способностей (животное построено по оригинальной схеме и сопровождается обстоятельным высокохудожественным рассказом).

Счастливое животное - Пикки

Данное задание является эмоционально нагруженным, оно показывает те аспекты личности испытуемой, которые тем или иным образом ассоциируются у неё с состоянием счастья - благоприятствуют обретению этого состояния или препятствуют ему.

Сведения о Пикки со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Самое счастливое животное. Пикки.

Это мохнатый зверь ростом примерно по человеческую коленную чашечку. Ареал обитания - наш мир, вот только встретить его редко кому удается. Пикки - травоядное. Больше всего любит обгладывать листочки с деревьев. Передвигается с помощью прыжков. Хвост похож на жгутик эвглены зеленой, но он необходим для баланса. На его щеках румянец, а в центре живота - символ счастья(он и есть генератор счастья).

Стоит отметить, что Пикки не умеет грустить, но счастье производит в переизбытке и ему самому так много не требуется. Счастье невозможно без понимания обратной стороны - боли. Он осознает эту неизбежную часть существования, но сам подобного не испытывает – унего иммунитет от страданий, с чем также связано отсутствие врагов и страхов. Его жизнью руководят неслучайные события и встречи, поэтому ему всегда есть чем заняться, он всего лишь выполняет свое истинное предназначение. Другие ему всегда рады. При первом знакомстве - удивены.

Он приходит по ночам в дома несчастных людей, обязательно рисует знак, подобный тому что на животе у них на стене и дожидается пока люди проснутся, а они всегда просыпаются ночью. Он одаривает из счастьем, а знак на стене навсегда остается напоминанием о его скромном визите. Возможно, однажды он заглянет и к Вам..

*Звезды на фоне означают неболезненную зкзальтацию "

Интерпретация


1. Приподнятое настроение или гипоманиакальный эпизод на момент начала обследования (это животное, вопреки инструкции, было нарисовано первым). Вероятная причина выбора именно этого задания в качестве первого состоит в том, что испытуемая хотела снизить уровень страха от столкновения с собственной эмоциональностью, и бессознательно выбрала наиболее благоприятную и безопасную версию задания;

2. Интровертированность , отсутствие фрустрации потребности в общении, её просто нет в сильно выраженном виде (счастливое животное не имеет рук или их аналогов, оно труднодоступно). Испытуемая не осознаёт и не испытывает на сознательном уровне потребности в увеличении количества контактов.

Это несколько противоречит наличию у неё потребностей, удовлетворить которые можно только в рамках социальных взаимодействий (см. описания других животных). Объяснение этому противоречию можно найти в том, что, вероятно, некоторые из имеющихся контактов тяжелы для испытуемой, и она хотела бы от них избавиться.

С другой стороны, возможно, она склонна к интеллектуализации и рационализации потребности в контактах (на это явно указывает наличие свидетельств такой потребности в тексте - см. п. 10 - и отсутствие её в изображении);

3. Неосознаваемые страхи (зачернённые глаза животного). Они сильнее проявляются в «обычном» животном, но остаются и у счастливого. Это свидетельствует о том, что одним из необходимых критериев счастья для испытуемой является снижение силы страхов.

Такая ситуация характерна для тревожных личностей . В совокупности с данными, полученными из анализа других животных, можно сделать предположение о том, что изначально испытуемая была очень чувствительным (сензитивным) ребёнком, и шизоидная акцентуация образовалась позже, как компенсаторный механзм.

4. О том, что для достижения чувства психологического комфорта необходимо помещение в более дружественную среду говорят и уши счастливого животного (уши - символ настороженности, но здесь они свёрнуты, тут не нужно бояться). Опять же, типичная ситуация для тревожных личностей - желание попасть в безопасную и предсказуемую среду;

5. Счастливое животное - первое (второе - несчастное), у которого присутствуют выраженные сексуальные символы (хвост и подчеркнутый, нарисованный с нажимом рот), однако в данном случае речь идёт не об активной сексуальности (хвост тонкий и опущен вниз), а, скорее, о принятии своей полоролевой идентичности. Иными словами, испытуемая хотела бы лучше интегрироваться со своим полом , разобщённость между биологическим полом и его психологической селф-репрезентацией является источником неприятных ощущений для испытуемой.

6. Зачастую состояния счастья и душевного подъема / экзальтации являются для испытуемой не истинным отражением её внутреннего мира, а компенсаторным механизмом , призванным справиться с тревогой (звёзды на рисунке, заполняющие весь лист);

7. Потребность в безопасности (шерсть прижата к телу именно у счастливого животного);

8. Высокая, но неудовлетворённая потребность в принятии собственной телесности (счастливое животное имеет на своём животе «символ счастья»). Возможно, испытуемая пытается (или планирует) удовлетворить её посредством боди-модификаций (татуировки, пирсинг, вызывающие и необычные причёски, одежда).

Более глубоким объяснением может служить отсылка к тому факту, что шизоиды склонны противоставлять разум эмоциям, относя последние, скорее, к телесному уровню. Таким образом, возможно в этом узоре на животе символически проявилась потребность интеграции эмоциональной сферы.

9. Сильная неудовлетворённая потребность в принятии и принадлежности (счастливое животное построено по стандартной схеме). Здесь интересно то, что несчастное животное тоже построено по стандартной схеме, в то время, как «обычное» - по оригинальной.

Вероятно, здесь имеет место следующая ситуация: испытуемая ощущает определённый дискомфорт от своей инаковости (и это вылилось в построение неачастного животного по стандартной схеме), желая при этом стать более «нормальной», похожей на остальных (что привело к созданию счастливого животного по стандартной схеме);

10. Потребность в принятии и контакте с другими (животное живёт в нашем мире и активно взаимодействует с другими);

11. Возможно наличие гипоманиакальных эпизодов (указание на то, что животное производит избыток счастья, что ему столько не требуется). Это предположение подтверждается данными, полученными с помощью методики СМИЛ;

12. Возможно указание на наличие аффективного расстройства по типу БАР или циклотимии (счастье невозможно без понимания обратной стороны). Периоды экзальтации, несомненно бывающие у испытуемой, по-видимому, чередуются с периодами тоски и упадка;

13. Экзистенциальная потребность в смысле жизни (животным руководят «неслучайные события и встречи», оно «выполняет свое предназначение»), что является показателем инфантилизма и незрелости испытуемой (такая потребность больше характерна для подросткового возраста);

14. Потребность в принятии (другие всегда рады этому животному). Одним из основных направлений работы с испытуемой должно стать объяснение того, что часть потребностей можно реализовать только в социальных взаимодействиях. Например, если не контактировать с другими, то они не смогут хорошо к тебе относиться.

Продолжение - в

Тест: «нарисуй свой страх».

Цель применения теста: - выявление наличия детских страхов у детей дошкольного возраста.

Задача: - на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов.

Материал для работы: - лист белой бумаги 20х30, цветные карандаши.

Стимульный материал: Детям было предложено на листах бумаги, цветными карандашами нарисовать то, что они больше всего боятся.

Интерпретация теста.

На основании особенностей изображения можно определить:

а) степень развития изобразительной культуры, примитивность изображения или четкость и выразительность образов;

изящество линий, эмоциональную выразительность;

б) особенности обследуемого во время рисования;

в) особенности наличия страхов, количество их, эмоциональное самочувствие обследуемого при рисовании;

г) особенности внутрисемейных отношений.

Пример заключения

В результате анализа рисунков учащихся были получены следующие данные:

Было обследовано 30 детей и среди них 21% изобразили как объект страха привидения.

Вампиров, акул, страшилищ, мумию изобразили 41 % детей. Войну,танки изобразили 6% , темноту, грозу изобразили 6% , животных - 12% , подростков изобразили 3% , дом- 9% , символические образы (паутина, разбитая ваза с цветами)-6% детей.

Таким образом, мы видим, что страхи, тревожность вызывают у дошкольников образы,возникшие в их сознании под влиянием кинофильмов, средств массовой информации. Особенно следует обратить внимание на ситуацию в доме, в семье у детей, изобразивших дом и символические образы. Дети, изобразившие животных, тоже требуют определенной коррекционной работы. В индивидуальной или групповой беседе родителям каждого ребенка необходимо дать определенные советы, установив, с чем связана тревожность именно его ребенка.

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Шкалы: страхи детей, тревожность

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для выявления страхов младших школьников в различных сферах общения и деятельности.

Инструкция к тесту

Ребенку предлагается закончить предложения.

1. Когда я думаю о школе…

2. Когда я иду в школу…

3. Когда звенит звонок…

4. Когда я вижу учителя…

5. Когда у нас контрольная…

6. Когда кончаются уроки…

7. Когда я отвечаю у доски…

8. Когда я получаю двойку…

9. Когда учитель задает вопрос, я…

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка.

Цель: выявление количества и группы детских страхов

Процедура проведения: проводится в форме анкеты, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Инструкция для ребенка: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Страхи можно разделить на несколько групп:

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3. Страх смерти (умереть)

4. Животных и сказочных персонажей

5. Кошмарных снов, темноты

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

Стимульный материал

1. Когда остаешься один?

2. Нападения?

3. Заболеть, заразиться?

4. Умереть? 7

5. Того, что умрут твои родители?

6. Каких-то людей?

7. Мамы или папы?

8. Того, что они тебя накажут?

9. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ?

10. Опоздать в сад (школу)?

11. Перед тем как заснуть?

12. Страшных снов?

13. Темноты?

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей?

15. Машин, поездов, самолетов?

16. Бури, грозы, урагана, наводнения?

17. Когда очень высоко?

18. Когда очень глубоко?

19. В маленькой тесной комнате, туалете (замкнутом пространстве)?

22. Пожара?

23. Войны?

24. Больших улиц, площадей?

25. Врачей (кроме зубных)?

26. Крови?

27. Уколов?

29. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?”

Анализ результатов

На основе полученных ответов на перечисленные вопросы психолог делает вывод о наличии у детей страхов.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на наличие предневротического состояния, невроза или тревожности в характере. Таких детей следует в первую очередь относить к группе риска и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таким детям проконсультироваться у психоневролога).

В процессе беседы могут быть заданы еще два вопроса о наличии страха сделать что-нибудь не так, неправильно и страха не успеть. Вместе со страхом опоздать (вопрос № 10) подобная триада страхов безошибочно указывает на присутствие в состоянии ребенка социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8-9 лет и в том случае, если опасения не приобретают навязчивый характер.

Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.

Биологически активные добавки к пище: польза

Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.

Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха

Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.

Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.