Внеклассное мероприятие для 3 класса на тему «Словесные головоломки»

Задачи

1. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.

2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.

3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг. Оборудование: наборы карточек со слогами и словами; игрушка; волшебная шляпа и буквы; билеты со скороговорками; бумага и фломастеры; вырезанные заголовки из газет и журналов» бумага, клей, кисточки; мячик; корзинка.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель. В лагере отдыха, когда идет нудный дождь, вам не придется скучать, ведь существует столько занимательных игр. Это, например, игры со словами. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. Игры со словами имеют давнюю историю, в них есть место знанию и догадке, что необходимо для нашего интеллектуального развития.

Кто знает, что такое анаграмма? (Дети отвечают.)

Анаграммы - это слова, полученные при помощи перестановки букв в исходном слове.

Переставьте буквы в словах «сани», «лапша». Какие слова получатся? (Анис, шпала.)

Поиграем в анаграммы. Я даю вам десять слов и 5 минут. За это время вы должны получить хотя бы десять новых слов; вторая анаграмма из этого же слова дает дополнительное очко. (Дети работают.)

Актер-...

Крона-...

Налим-...

Пират-...

Ракета-...

Ручка-...

Сосна-...

Ученый и педагог С.А. Шмаков предлагает анаграммы-загадки. (Учитель поясняет значение незнакомых слов.)

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)

Я - дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)

По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти -

Нож я наточу. (Колесо - оселок.)

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни.

А с конца меня прочтут -

Тигру я сродни. (Ток-кот.)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь мои -

В кастрюлю я полезу. (Шпала-лапша.)

Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной

И найдешь меня в буфете. (Атлас - салат.)

Задачу ты решишь свободно.

Я - небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно что угодно. (Нос-сон.)

Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою,

А буквы переставь -

Я окажусь рекою. (Слива - Висла.)

Метаграммы - это слова, различающиеся лишь одной буквой (звуком).

Когда я с «Т», на мне плывут.

Когда я с «Д», меня сорвут. (Плот - плод .)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С «П» - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (К арта - п арта.)

С «Е» я - жаркая пора,

С «О» - настольная игра. (Ле то-ло то.)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь - поставь меня в вазу...

Но с буквою «К» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу. (Р оза - к оза.)

Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною,

Но замените мягкий знак

На букву «А» - и я завою. (Сирень - сирена .)

Загадка, в которой из задуманного слова получается новое слово посредством выбрасывания или прибавления буквы, называется логогрифом . В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные.

Известное я блюдо.

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха - м уха.)

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «Л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (Гуси - гусл и.)

На берегу морском

Я круглый год валяюсь,

Отменишь мягкий знак -

И вверх я устремляюсь. (Галька-галка.)

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но «Г» приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза - г роза.)

Мы всех - и взрослых, и детей -

В часы досуга развлекаем.

Но если к нам прибавить «Т»,

Мы их ужасно испугаем. (Игры - т игры.)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди союз прибавишь -

И стану птицей я лесной. (Волга - и волга.)

Шарады (от французского слова, означающего «беседа», «болтовня») - игра, в которой задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого. Например:

Первое - фигура танца. (Па.)

Второе - гласный звук. (У.)

Третье - подводная зелень. (Тина.)

Целое - сеть, которую плетет насекомое. Догадались, что это? Правильно, паутина. Шарады можно разыгрывать, представляя в театрализованной постановке и отдельные части, и целое загаданное слово. Это очень интересно, недаром те- этрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России XIX века.

Первый слог - мужское имя.

Буква гласная - второй.

Слово в целом - знак почтовый.

Угадайте вы какой. (Марк-а.)

Мое начало - буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Ш-мель.)

Мой первый слог - в линейках нотных,

Два остальных - защита у животных.

А целое соединит всегда

Деревни, села, города. (До-рога.)

Мой первый слог найдешь тогда.

Когда кипит в котле вода.

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик твой. (Пар-та.)

Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши -

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги. (Ре-зина.)

Слог первый мой - предлог,

Второй же - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом. (За-дача.)

Первый слог мету метлой,

Глазом назову второй,

Третий - резать хлеб годится,

А четвертый - лишь частица.

Целое на червяка похоже

И на гусеницу тоже. (Сор-око-нож-ка.)

Мой первый слог - местоименье,

Второй же - времяисчисленье,

Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (Я-год-а.)

В шарады можно играть за столом, точно так же как играют в лото или домино. Для этого нужно заготовить карточки, штук 50-100, записать на них односложные и двусложные слова, которые могли бы послужить блоками, из которых составляются более длинные слова, например: блок, бой, верх, вес, вол, град, газ, ус, кипа, сито, окно, овод, сон, след, сад, пост, приз, куль, лес, мышь, кит, зал, кот, кость и т. д.

Играющие усаживаются за стол, каждый получает по пять карточек; остальные лежат в запасе - так, чтобы никто не знал, что на них написано.

Кто-то начинает игру, выставляя одну из своих карточек. Его сосед получает возможность приложить к ней такую, чтобы образовалось новое слово. Например, начавший игру кладет карточку «вол». Сосед смотрит на свои карточки и видит, что у него есть карточки «осы» и «окно». Лучше поставить карточку, где букв больше. Если к концу игры останутся невыставленные карточки, то за каждую букву снимается по очку.

Играющий поставил свою карточку «окно», и получилось «волокно». Обе карточки он берет себе - при подсчете он получит за них два очка.

Если же на руках нет подходящей карточки, приходится либо пропускать ход, либо брать из запаса одну, другую, третью карточку - пока не подберется целое слово. Но брать из запаса впрок не стоит: слишком много карточек может остаться на руках в конце.

Игра останавливается, когда у кого-то на руках не останется карточек.

(Класс делится на группы. Каждой группе дают набор карточек и 10 минут на игру.)

Есть очень интересная и веселая игра «Бросаемся словами» . Давайте сядем в кружок. Бросать мы будем вот это (например, какую-нибудь игрушку). Я произношу слог и бросаю игрушку, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов.

Рай! (...жа, ...жень, ...ранча.)

(Игрушка перебрасывается кому-то еще, и ответивший сам называет начальный слог. Повторяться нельзя. В этой игре важен темп - тот, кто задумается более чем на 3 секунды или вообще неправильно ответит, выбывает из состязания. Побеждает кто-то один.)

У меня в руках волшебная шляпа. В ней лежит множество букв. Вы можете достать столько букв, сколько захотите. Из них вам надо составить слово. Скажем, вы хотите достать 7 букв. Если сумеете пустить в дело все 7, заработаете 7 очков. Чем меньше букв будет использовано, тем меньше очков записывается на ваш счет. Все буквы каждый раз возвращаются в шляпу. Правила вам понятны? Тогда давайте сыграем. (Дети и учитель играют в игру.)

Когда ребенок учится говорить, то еще не все звуки у него получается выговаривать правильно. Тут на помощь ему приходят скороговорки , или чистоговорки : «Ехал грека через реку», «На горе Арарат растет крупный виноград», «Карл у Клары украл кораллы», «На дворе трава, на траве дрова». Повторяя эти скороговорки по нескольку раз в День, можно научиться правильно произносить звук «р».

Другие скороговорки развивают органы речи, их даже взрослым артистам рекомендуют. Нелегко сказать быстро: «На улице деготник, нам не до деготника, не до деготниковых детей!», «Сшит колпак не по-колпаковски».

А дальше, как всегда у ребят, - игра, только игра не на скорость бега, не на физическую ловкость, а игра со звуками: «Боже, Боже, дай мне коже, я сошью себе сапоже. Без сапоже мне негоже - може ноже отмороже». И еще всякие забавные: «Четыре черненьких чу- мазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж», «Петр Петрович по прозвищу Перович».

Давайте проведем состязание говорунов и выявим чемпиона класса по чтению скороговорок. Из соревнования выбывает тот, кто ошибется три раза. Запоминать скороговорки непросто, так как в некоторых из них встречаются слова, которые уже забыты или потеряли свое первоначальное значение. Поэтому они написаны вот на этих билетах. Участник тянет билет, читает скороговорку, запоминает ее и повторяет вслух.

На дворе трава, на траве дрова.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.

Архип осип, Осип охрип.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

Щетинка - у чушки, чешуя-у щучки.

Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Ходит кошка вокруг, мышка вдруг под рундук, мышка вдруг под сундук.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпа- ковать.

Наш Полкан попал в капкан.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла - так мылась Мила.

Ушел косой козел с козой.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

У пеньков опять пять опят.

Сшила Саша Сашке шапку.

Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Мокрая погода размокропогодилась.

Шел Флор по шоссе к Саше в шашки играть.

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки. . Ткач ткет ткани на шапку Тане.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Около колокола колоколят.

Бобр добр до бобрят.

Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить.

Из-под кислого молока, из-под простокваши.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Игр со словами очень много. Играть в них не только интересно, но и очень полезно. Ведь слово - это инструмент общения, мышления. Людям, чей словарный запас маленький, нелегко в окружающем мире, им трудно выражать свои мысли. Очень часто молодежь заменяет общеупотребительные слова сленгом, а ведь у каждого слова есть свои понятие, смысл, ударение, интонация.

Дополнительный материал

Шарады

Три простенькие слова:

Нота, круг, союз -

Дают нам вместе овощ,

Приятный на вкус. (Ре-диск-а.)

Первое - предлог.

Вторым обладают домашние и дикие звери,

А целое бывает у каждой двери. (По-рог.)

Мой первый слог - на дереве.

Второй мой слог - союз,

А в целом я - материя

И на костюм гожусь. (Сук-но.)

Слог первый - восклицанье.

Второй - достоин порицанья,

А все - на севере далеком обитает

И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень.)

Шарада чересчур проста,

Над ней вам долго не трудиться:

К планете дерево приставь -

Планета в город превратится. (Марс-ель.)

Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца,

В целом - леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца. (Р-один-а.)

Шарады

Ну-ка, Васька, догадайся, что я сегодня ел! Вкусное-вкусное. Начинается на «эс».

На «эс»?.. Сосиски!

Не угадал.

Тогда сардельки.

Нет, нет и нет!

Опять нет! Я же говорю, - повторил Леша, - начинается на «эс».

Ну, тогда остаются только сливки.

Эх ты!.. Вкусное, сладкое, которое все ребята любят больше всего и которое начинается на «эс», - это же эс-ки-мо! Вот!

Здорово ты придумал. Сам загадываешь и сам разгадываешь.

Потому что шарады умею придумывать.

А что такое шарада?

Игра такая. Вот, например, первый слог - геометрическая фигура. Земля наша такую форму имеет. Второй слог - женское имя. А все вместе - то, о чем мы сейчас с тобой говорим: шар-ада.

А-а! Всего-то! Пожалуйста, уже придумал: первый слог - картошка, второй - огурец... А третий слог можно?

Конечно.

А третий слог - свекла.

И что вместе получается?

Не догадываешься? Получается винегрет!

Ничего ты не понял. В голове у тебя винегрет! Ладно, еще раз объясню. Первый слог - имя мальчика. Второй - предлог. А третий слог - дерево. А все вместе - морской порт. Ну?

Ха-ха! Ростов-на-Дону!

Ну что ты говоришь, что ты говоришь? Где же имя?

- «Ростов» - имя, «на» - предлог.

А дерево где? Нет дерева.

Это в Ростове-то нет деревьев? Да там не только дерево, там целые сады и парки! Я даже помню, как училка на географии рассказывала, что Ростов - очень зеленый город. Так что зря не придуривайся...

Я не придуриваюсь, а думать надо, соображать.

Ну хорошо, если не Ростов-на-Дону, то какой же порт по твоей шараде получается?

Сева-с-тополь.

Ну, теперь-то я уже понял. Слушай мою шараду. Первый слог - вино, второй - град. А вместе... нет, я один съем.

Э, да по твоему методу шарады придумывать - пара пустяков!

Пожалуйста, придумай!

Запросто. Первый слог - восклицание, второй - большой-большой танцевальный вечер, а третий - выпускать ртом сильную струю воздуха.

А все вместе?

А все вместе - это ты!

Тогда расшифруй.

Пожалуйста. О-бал-дуй!

Ну, ты мне еще ответишь за эту шараду! А то больно умный нашелся... Я вот сейчас пойду покупать эс-ки-мо, а ты с буквой «эс» останешься!

Это как понимать?

А очень просто: останешься... с... носом! Вот так!

Ю. Погорельский

«Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия предметов и вещей, находящихся в классе. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет длиннее.

«Слово наоборот»

Ведущий быстро называет слова. Дети должны в уме переставить буквы этих слов задом наперед и тут же записать получившееся на доске мелом или на листе бумаги фломастером. Например, ведущий говорит слово «книга», ребенок пишет «агинк» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов.

«Газетные заметки»

Из заголовков разных газет и журналов (их предварительно необходимо вырезать) дети должны составить короткий юмористический рассказ, объявление, рекламу и т. д. Для этого нужны бумага, клей, кисточка и чувство юмора.

«Бестолковый словарь»

В обыкновенном словаре берется слово, к которому нужно придумать остроумное значение. Это значение зачитывают детям, которые должны отгадать слово. Это упражнение развивает чувство юмора. Например:

Бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарка;

Вампир - официант;

Тягач - вороватый кладовщик;

Дерюга - зубной врач;

Губительница - губная помада;

Селезенка - подруга селезня.

Лукоморье - неурожай лука.

«Четыре стихии»

Играющие становятся в круг. Водящий в центре. В руках у него небольшой мячик. Он бросает мячик кому-то из стоящих в круге и произносит при этом одно из четырех слов: земля, воздух, вода, огонь. В момент, когда мячик пойман, водящий начинает считать до трех. Тот, кому брошен мячик, должен успеть, пока идет счет, сказать:

На слово «земля» - название какого-нибудь зверя, который живет на суше;

На слово «воздух» - название птицы или насекомого;

На слово «вода» - название рыбы или морского животного;

На слово «огонь» надо успеть три раза повернуться вокруг себя, отвечать ничего не надо.

Кто не успел все это сделать, заменяет водящего.

Кузовок

(из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я - платок; я - замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок...» - и кладут бумажку с записью этого слова или сам предмет.

По окончании разыгрываются залоги: накрывают корзинку, один из детей спрашивает:

Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ножке; или что-то сделать во всех четырех углах: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать; или сказочку рассказать; или песенку спеть.

Развивать чувствительность детей к слову можно разными способами. Нас будет интересовать не часто применяемый с дошкольниками способ – анаграммы.

Эта словесная игра подойдёт для ребят, имеющих элементарные навыки чтения.

Анаграммы – интеллектуальная забава, известная во многих языках, пришла из античной древности.

В наше время применяются в тестах интеллекта (задания английского психолога, профессора Г. Айзенка).

Лучше всего с их помощью выявляется эрудированность человека, богатство его словарного запаса. Ведь невозможно найти решение анаграммы, не зная слова, в которое она превратится.

Анаграмма выглядит так. Имеется исходное слово или некий набор букв. Мы его как-то трансформируем и получаем другое слово.

Анаграммы для детей

Как применить такую словесную игру в работе с дошкольниками? Есть отличная книжка на эту тему «Учись читать, малыш!» Но нам она не подходит, поскольку составлена для школьников. Даже не каждому современному первокласснику анаграммы из книжки по плечу. Нам пришлось составлять более простые задания.

Составление анаграмм

Как составить анаграмму? Очень просто: переставьте буквы в слове и получите искомое. Начинаем с простых трёхбуквенных слов. По мере освоения игры количество букв увеличивается.

Слово задом наперёд

Вариант 1

Инструкция. Прочитай слово ТОК. Это хитрое словечко. Если прочитать его наоборот, получится другое слово – КОТ

Примеры: ТОК – КОТ, НОС – СОН, СЕЛ – ЛЕС, КАР – РАК

То есть было одно осмысленное слово, стало другое, тоже понятное. Но таких слов немного. Проще взять набор букв, превращающийся при прочтении справа налево в понятное слово: РГИТ – ТИГР.

Вариант 2

Набор букв наоборот

Примеры: ХОМ – МОХ, АВИ – ИВА, ШУД – ДУШ, РАШ – ШАР, ТИЩ – ЩИТ, АХУ – УХА

Игра «Разведчики»

Для поддержания интереса организуем игру в разведчиков. Для игры привлекаем как минимум двоих детей. Один зашифровывает слова, другой расшифровывает.

Инструкция шифровальщику. Надо передать секретное сообщение. Чтобы неприятель не узнал секрет, его надо зашифровать – написать слова наоборот.

Даются напечатанные крупным шрифтом слова. Шифровальщик на отдельном листочке пишет их наоборот, располагая в столбик.

Пример: ДУБ, СОК, БОК, ШАГ, ЛЕВ, СУП, КИТ, ЧАЙ, ЛУЧ, ДОМ

Обязательно следует проверить, все ли буквы на месте, так как дошколята частенько с вниманием не дружат и что-нибудь пропускают или пишут лишнее. Мы сперва считаем буквы. Сошлось количество – работаем дальше. Не сошлось – проверяем побуквенно.

Инструкция дешифратору. Смотри, тут какие-то непонятные слова. Они зашифрованы. Чтобы расшифровать, надо прочитать эти буквы справа налево.

Пример: БУД, КОС, КОБ, ГАШ, ВЕЛ, ПУС, ТИК, ЙАЧ, ЧУЛ, МОД

Расшифрованные слова пишутся рядом с шифром.

Меняем буквы местами

Поменять в слове буквы местами – следующая ступенька решения анаграмм для детей. Есть словечко ТИГР. Меняем местами И и Г – получается ТГИР.

Здесь тоже можно поиграть в разведчиков. С ролью шифровальщика вполне справится кто-нибудь из взрослых.

Инструкция. В слове две буквы поменялись местами. Получилось нечто непонятное. Найди эти буквы, верни на место и напиши правильное слово.

Пример: ХЕЛБ, ТЕЛПО, ВЕЕТР, ГОРЗА

Прочти слова и найди лишнее.

Это усложнение предыдущей игры. Читающим ребятам-дошкольникам будет маловато просто разгадать анаграмму. Разгадку следует обязательно записать, чтобы не забыть. Во всяком случае поначалу. И из записанных слов выбрать лишнее. Объяснить, почему оно к остальным не подходит.

Пример: ТГИР, ЛВЕ, СОЛН, ТУЛФИ

Разгадка: ТИГР, ЛЕВ, СЛОН, ТУФЛИ.

Объяснение: лишнее слова ТУФЛИ, потому что это обувь, а все остальные животные.

Примерно так.

Материал удобно расположить в табличке таким образом, чтобы справа оставалось место для записи расшифровки анаграммы.

Тренируйтесь и становитесь умнее! Любите родной язык. Сайт Нестандартные дети желает успехов.

Как увеличить скорость чтения у ребенка … Да, существуют курсы скорочтения и для детей… Но как показала практика, навыки такого чтения очень не долговременны… Ребенок читает быстро, но с ошибками, быстро, но без особого запоминания…А после летнего отдыха- он и вообще не вспомнит о том, что умел когда-то читать быстро… Ведь, заставить ребенка читать СЕГОДНЯ – невероятно сложное занятие… Какой выход из ситуации нашла я?

Я использую АНАГРАММЫ . Зашифрованные слова.

Сначала мы читали простые слова… 1 уровень . Вернее, угадывали их, по первой и последней букве. Главное, озвучить тему. Например, ЖИВОТНЫЕ:

САБКОА ЛВЬИЦА КШКОА
КНГЕРУУ ПНТЕАРА МДВЕДЕЬ
ПДНАА ЛСИЦИА ХМАЕИЛОН
ДЛЬЕИФН КШАЛАОТ ВХУЫЛОХЬ

Таким образом, мы убедились, что не нужно читать все слово целиком, о его смысле можно догадаться…Тем более наша память хранит все «тени» слов и мы легко можем их припомнить, только глянув на анаграмму, тем самым увеличив скорость чтения….Когда чтение таких АНАГРАММ уже не вызывает сложности, мы переходим на 2 уровень .

Чтение анаграммных текстов
К примеру: Хоширой      дург

У Мшии Ксотниа был млеаьникй ктеонок. Завли ктоенка Пошук. Раз Пошук сапл под кырьлоцм. Сабока Блуька уиведла ктеонка и зраыачла. Ктеонок жлаонбо змаякуал. На кырьлцо вшыел Септа. Он вязл плкау и погрнал сабоку. Тут и кшока Мрука яивалсь.

Чтение таким способом и интересно (потому что оно похоже на загадку и шараду, которые дети всегда с удовольствием разгадывают) и очень полезно …Дети убеждаются на практике, что чтение по буквам и слогам заметно замедляет чтение, а вот когда мы видим все слово целиком мы легко его узнаем и угадываем, что в свою очередь влияет на быстроту чтения.

Когда и этот способ чтения отработан, можно переходить на 3 уровень Чтение скольжением

Как видите, нет ничего сложного. Эти приемы не занимают много времени и сил, Главное – это система ежедневных тренировок минут по 20 в день… И не нужно тратить время, деньги и силы на посещение специальных тренингов. Вы можете ВСЕ СДЕЛАТЬ САМИ!

ИГРЫ В АНАГРАММЫ №2

АКАШ МЛЫО ДКООТР
МЛОКОО ТЕЩАК УИЧЕТЬЛ
БЕХЛ ЫБУЗ ПВОАР
РОПТО ПЛИА ЕТЗАГА

Прочитай текст:

чеРехапа

хапареЧе пчоуляа тпело. анО онучасьл и вылзапол зи рыно. Впыолзла и глале у вохад. наО жеу моног нейд ен лапи и ен лае. репахаЧе тнуролась в птуь. анО злана, очт преувю твару дона иксать в зинению.

Метод СКОЛЬЖЕНИЕ

Бежим глазами по строке, не вчитываясь в буквы. Глаза сами «выхватят» и обнаружат слова. Найдите все спрятанные слова, с каждой строкой увеличивая скорость и сокращая время на скольжение.

НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА

  1. гпанукпшкещкокометабсаидлрошщнщмарсбюрлнхзщеэлуна столапорзуещшг
  2. нцкгшсолнцеаилолешкзвездамтипыолрещзшкщсатурнбапиолрщшехз34ъкэю
  3. апопцеверенремтиорпщуеюпитерьваиполрцу5ешщшйвесыптиодрцнцщехрнхъ
  4. твимрукегшвенерач мтьваплуелйшщ4клуранса ибвпдухезэземямитьпофпйещ
  5. смтпаипопрукпулапернгншщне4ен3ее584щ4хеамтьтибюмьовмсыаенщзшмарс
  6. тимофркакемеркуриймагцгшкводолейсмивтилукгшешщугеугкшшкзгшеуеще
  7. митилрорпукаоспутникаелорнщ5шезщедупракетаиеполрйшщешз4зцубжннзвт
  8. мипколптергддьапмсцыай3ценгшшздпраичсорллплутонбиывапцуукллуьдарт
  9. имиоапшнкгкшнкосмосттимпргукнауцшшзметеоритмтаиолвкприаимрпвароп
  10. кнкнпамимиамтитбьбьбЮ.лэджзшкнанавселеннаячтмтипкруршкгнщзщщелн

Читая скорочтением, каждые 15 минут необходимо выполнять гимнастику для глаз:

  1. Круговые вращения глазами, не закрывая их – в одну сторону 4 раза и в другую 4.
  2. Слегка нажимать на закрытые глаза, на веки.
  3. Глазами зафиксировать взгляд на кончик пальца, приближать пальчик к носу и отдалять на расстояние вытянутой руки, удерживая взгляд на пальце.

Игры в анаграммы №3

Прочитай и найди лишнее слово:

ХООЛДНЫЙ ВСЕЕЫЛЙ ГОХОР
ТЕЛЫПЙ ГРСТНУЫЙ КИСЫЛЙ
ГОЯРИЧЙ ВШИЯН ГОЬРКИЙ
БУМГАА СРЕЬЕЗЫНЙ СЛДКАИЙ

Прочитай текст.

куниКалы

чинКолись знаяитя в шокле. куниКалы ишМа поврел у дудекши. Минши ддеукша – лениск. Ибушзка лениска соятла ан лнсеой пляокне. доРям с иубзшокй орс мгуочий убд. Чсато аМиш в тнеи дбуа тачил, рбоатал, одытахл. Монго хдиол аМиш с дудешкой оп лсынме тпирокнам. ноМго плоензоог зулна о жзини жвоинытх, тпиц.

СКОЛЬЖЕНИЕ:

Найди слова на тему « ЖИВОТНЫЕ»:

  1. мипрукцкшешйзджмьблевттипокщудапкпптицаисоерпорукешущезцддрозд
  2. мсмангжаворонокчимпопркоаграчиполукшхклопаиапиуолерй4козасаитипо
  3. счсрмпрагфцклопмоапруосамвамиукомарсммитмтимтдфоршщомедведьмсо
  4. рщмичмисиисчясьбжабамиммакуницасмитимьиммровпрнвноркасимвамйцу
  5. ячсмитьбзаяцфывапролджирафячсмитьбю..фывапролджээээфывавыпаролдб
  6. чявыычаавиисирпаукгушдаолратьюбюбдьшргнпситапошгсмтаракансмаппр
  7. апорврварвпропролррппркоровачимаврисобезьянапаввпаврарпанукпнекенг
  8. мсчммспавпареногшщгшщшщзшщзщжжджбьимшакалимсимсомфывапроо
  9. яячсмппиратамухамсисипанануоводмсчмчсмчсмчмчпчпвпевносорогмсиспе
  10. смсямспуаецукнуенегкнеримскунсимрврапкпаурпсиницаимтчимримщука

Материал для АНАГРАММНОГО чтения можете найти на этом сайте в разделе СКОРОЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, либо в интернете, либо в специальной литературе…

Подчеркни все С , обведи в кружок все Ⓐ, зачеркни все Н :

Русалки живут в воде. Я тоже хотела бы жить в воде. Мне кажется, что я была русалкой. Но, наверное, это было во сне.

Подчеркни все О , обведи в кружок все Ⓚ, зачеркни все В :

ЗИМОЙ В ЛЕСУ

Кончилась осень. Выпал пушистый снег. Он покрыл черную землю белым пушистым ковром. Как красивы деревья и кусты в снежном уборе! В лесу стоит тишина.
Вдруг затрещала ветка. Это пробежал заяц и скрылся за снежным сугробом.

РАСШИФРУЙ СЛОВА:

ГИРТ НЕКЛ ПИГАСО ВОРАТЬК
ЕЛВ БУД ФИЛУТ НИДАВ
СОНЛ ЕЗЕРАБ ШИЧКЕ РЕВКО
ФИЛТУ ШАНИАМ МИАЗ ШАФК

КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?

  1. Смпваппрпоррлотигрчсмитабслонбиаимваап
  2. Апфыыпандассммитьблбдзубрсамптокотьлб
  3. дбюсобакамоиимвуцклинконьчсмипиртодел
  4. евьотмпиртлносорогомпиртогнешакалмирж
  5. ирафбсаммебелкаипротьлонкитюьтмчехидна
  6. тоьлбдитчявыскаевкуксмсавпобезьянасямча
  7. втктьоргнекушнккуницасчавмпеизмеясмавп
  8. екукозаимпаеиртабарсуксчвмприеторгбыктм
  9. паекнтирнебкороваимпаеунрвоыкротимпане
  10. рттирзаяцтисмамвпповотирповолктииалтил

РАСШИФРУЙ СЛОВА:

АКАШ ЛЫМО БАНАРАБ АРЗО
ТОМОПК ТЕЩАК ДАКУД АКМРАШО
БЕХЛ ЫБУЗ ЛОРЬЯ САТАР
РОПТО РОТОП ЗОАР ИШАМАН

КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?

Отыщи слова среди букв «Животные».

  1. вфвыавпапанерекрозатиоранраууунивамасти
  2. мсавпвербамимтиореберезаиторьолодгрибти
  3. рмсавпвеуничсоснаимпаитрокактусьторгнла
  4. пихтамсавмиримохитрпнеобрусникаимпаекн
  5. лоимппторомашкаимпаркновыольхатирпнкт
  6. оргнмаоинатиорнваркумвшиповниктирпнке
  7. апмухоморимпаекртиьолшпоганкатмранкши
  8. ктитиршишмиааеекнпкедримпартотуятирпн
  9. свчмиапирельипаркесыроежкатирнаекснегег
  10. савкуцысрвшалфейимпаренкаштантиранеь

РАСШИФРУЙ СЛОВА:

КИПЯРН ДРОКОТ КЕСОРЛ ТИМАТЕМАКА
ТРОТ ИЧЕТУЛЬ ТОКАВРЬ НЕЧЕТИ
РИЖЕНОПО РАПОВ НИДАВ МИПОСЬ
БОКААС ТЕЗАГА ТЕЗАГА ШИНВЯ

КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?

Отыщи слова среди букв «Школьные принадлежности».

  1. яячсмитьбюручкафывапролджэкарандашфы
  2. вапролджэячсмитьбюмелфывапролджжэуке
  3. нгпеналячсмитьбюклейфывапролджэтетрадь
  4. ьфывапролджэлинейкаячсмитьучебникфыва
  5. пфывапропапкайцукенгшрезинкафывапролл
  6. дпартафывапролджэстулфывапролджэяисис
  7. ранмспаисрвблокнотфвыавкупаекрскрепкас
  8. мспатаопкнопкимсавпнератиомциркульячвы
  9. мпимрптшахматымвпсиаренраранецмсапарп
  10. анераолемспаирвобложкаимрпнетальбомьл

Игры c анаграммами №4

1. Найди и зачеркни лишнее слово

ОГУЛОБЙ ГНОВА РХООМЙ
РЫСЕЙ БЫЙОДР КИРОЙВ
ШМАРОАК ЗОВНИЙК ЛГЗА
РЗООЫВЙ ГКРИЙОМ КСООЙ

2. Читай текст, одновременно подчеркни все О , зачеркни все С , и вставь пропущенные буквы:

Мы ж_вем в новом доме. Дом красивый, но зелени пока нет. Ж_льцы стали сажать дерев_я и кусты. Мы посадили три бере_ки. Папа копл ямки, а я и мама опускали в ямки м_л_дые деревца.
Пройдут годы. Зашумят листвой наш_ березы.

3. Какие числа пропущенны?

4. Найди и подчеркни все слова на тему «Растения»:

  1. маспитриоберезатирппеднбылраедубимпартоьлбдбтюльпантргоблдююд
  2. фывапролдфиалкасмитьбгрибфывапролджэкаштанйцукенгшщзлуктоорь
  3. ячсмитьблипафывапролджмухоморфывапролджэягодайцукенгшщзззззх
  4. ййцукенгкленфывапролджэельячсмитьбфывасоснайцукенгшщзхзщшгне
  5. чсчавмпчерникаимраркнгкшцщцисвинушкатииоопщадабаьмалинаисрвгц

5. Найди среди слов повторяющиеся слова и сложи из них фразу:

  1. Медведь радость любовь виноград влюбленные спешить груз вишня километраж гантели пулемет школа обидчик разлука путешествие шизофреник карты культурист тише кикимора цирк улыбка распутье кинотеатр боевик отличник медаль шезлонг тренер тише гипноз медитация консультация едешь заяц петух гребешок улитка счастье сериал чудо жюри столица бульвар шкаф дальше ожидание круиз бар слова утварь пара режим орфография дальше коза синтетика компьютер жираф едешь мышь пианино словарь тахта выставка особенность день разлука легкость пугало родитель помолвка художник вдохновение едешь ребенок каникулы копия отец мать легкость садок груша яблоко транспорт студия цветок телевизор плита крещение будешь луч солнце радуга обновка бланк банка кабан лес пустыня тундра сумка хлеб рюкзак пенал будешь карандаш математика чтение пиджак балкон волк батарея
  2. Медведь радость любовь люди виноград влюбленные спешить груз вишня люди километраж гантели пулемет школа обидчик разлука путешествие шизофреник карты культурист кикимора цирк гибнут улыбка распутье кинотеатр боевик отличник медаль шезлонг тренер гипноз медитация гибнут консультация заяц петух гребешок улитка люди счастье сериал чудо жюри столица бульвар шкаф ожидание круиз бар слова утварь пара режим орфография коза синтетика за компьютер жираф мышь пианино словарь за тахта выставка особенность день разлука легкость пугало родитель помолвка художник вдохновение ребенок каникулы копия отец мать легкость садок металл груша яблоко транспорт студия цветок телевизор плита крещение луч солнце радуга обновка металл бланк банка кабан лес пустыня тундра сумка хлеб рюкзак пенал карандаш математика чтение пиджак балкон волк металл батарея
  3. Медведь сладка радость любовь виноград влюбленные спешить груз вишня километраж гантели пулемет школа сладка обидчик разлука путешествие ягода шизофреник карты культурист ягода кикимора цирк улыбка распутье кинотеатр боевик ягода отличник медаль шезлонг тренер гипноз да медитация консультация заяц петух гребешок улитка счастье сериал чудо жюри столица бульвар шкаф ожидание да круиз бар слова утварь низко пара режим орфография коза синтетика компьютер жираф мышь пианино словарь тахта низко выставка особенность день разлука легкость пугало родитель помолвка художник вдохновение низко ребенок каникулы копия отец мать легкость садок груша яблоко транспорт студия цветок телевизор растет плита крещение луч солнце радуга обновка бланк банка кабан лес пустыня тундра сумка растет хлеб рюкзак пенал карандаш математика чтение пиджак балкон волк растет батарея
  4. Медведь радость любовь виноград вода влюбленные спешить груз вишня километраж гантели пулемет школа вода обидчик разлука путешествие шизофреник карты вода культурист кикимора цирк улыбка вода распутье кинотеатр боевик камень отличник медаль шезлонг камень тренер гипноз медитация консультация заяц камень петух гребешок улитка счастье сериал чудо жюри столица бульвар шкаф ожидание круиз бар слова утварь пара режим орфография коза синтетика точит компьютер жираф мышь пианино словарь тахта выставка особенность день разлука легкость пугало родитель помолвка художник вдохновение точит ребенок каникулы копия отец мать легкость садок груша яблоко транспорт студия цветок телевизор плита крещение луч солнце радуга обновка бланк банка точит кабан лес пустыня тундра сумка хлеб рюкзак пенал карандаш математика чтение пиджак балкон волк батарея
  5. Медведь радость любовь копейка виноград влюбленные спешить груз вишня километраж копейка гантели пулемет школа обидчик разлука путешествие шизофреник карты культурист копейка кикимора цирк улыбка распутье кинотеатр боевик отличник медаль шезлонг тренер гипноз медитация рубль консультация заяц петух гребешок улитка рубль счастье сериал чудо жюри столица бульвар шкаф ожидание круиз бар слова утварь пара режим орфография коза рубль синтетика компьютер жираф мышь пианино словарь тахта выставка особенность день разлука легкость пугало родитель помолвка художник вдохновение ребенок каникулы копия отец мать легкость садок бережет груша яблоко транспорт студия цветок телевизор плита крещение луч солнце радуга обновка бланк банка кабан лес пустыня тундра сумка хлеб рюкзак пенал бережет карандаш математика чтение пиджак балкон волк батарея
  6. Медведь радость любовь виноград влюбленные спешить груз вишня километраж гантели пулемет школа обидчик разлука путешествие шизофреник карты культурист рыбак кикимора цирк улыбка распутье кинотеатр рыбак боевик отличник медаль шезлонг тренер гипноз рыбак медитация консультация заяц петух гребешок улитка счастье сериал чудо жюри столица рыбака бульвар шкаф ожидание круиз бар слова утварь пара режим орфография коза синтетика компьютер рыбака жираф мышь пианино словарь видит тахта выставка особенность видит день разлука легкость пугало из родитель помолвка художник вдохновение ребенок каникулы копия отец мать легкость садок груша из яблоко транспорт студия цветок телевизор далека плита крещение луч солнце радуга обновка бланк банка кабан лес пустыня тундра далека сумка хлеб рюкзак пенал карандаш математика чтение пиджак балкон далека волк батарея

Именно в детстве закладывается фундамент всей жизни маленького человека и поэтому необходимо вкладывать в его обучение только лучшее. Развивать логическое мышление, научиться думать и быстро решать задачи помогут анаграммы для детей.

Давайте узнаем, что такое анаграммы и как их решать. Только поняв сущность этого понятия, можно успешно начинать выполнять с ребенком практические задания решение анаграмм. А сама анаграмма - это составление нового слова из исходного, для этого переставляются местами буквы или слоги.

Рассмотрим, как составить анаграмму на практике. Берем слово «липа» и начинаем составлять слова из букв. Легко подобрать похожее по звучанию «пила». Так и составляются анаграммы, достаточно просто, и решить анаграмму по силам ребенку начиная с 4 - х лет. Составить слово из слова задание, за которое с охотой возьмутся Ваши дети, особенно в компании сверстников.

Игры в анаграммы - подбор слов по буквам

Игра анаграммы поможет маленькому человечку: использовать в речи больше слов и грамотно говорить, усовершенствовать абстрактный способ мышления, усилить зрительное и слуховое внимание, выработать усидчивость, заинтересоваться чтением. Подбор слов по буквам способен развивать память и является хорошей подготовкой к школе.

Составление слов из букв весьма полезное занятие, с которым надо обязательно ознакомить будущих гениев. Пусть ребенок проводит свой досуг с пользой. Анаграммы решить сложнее в прямой зависимости от количества имеющихся букв. Чем их больше, тем сложнее подбираем слова и труднее задание составить слова.

Таких логических задач насчитывается большое количество. Анаграмма из букв, читаемых наоборот (ров - вор) называют зеркальными. Подбор слов по буквам можно делать и отбрасывая некоторые из них (морозы - розы) это неполные анаграммы. Составить слово из букв поменяв лишь одну из них (коза - лоза) позволяют метаграммы.

Детские анаграммы от childdevelop

Загадок и заданий на основе анаграмм бесконечно много. Они отличаются по уровню сложности и логической цели. Погрузиться в мир анаграмм для детей можно на нашем сайте - childdevelop. Детские анаграммы скачайте бесплатно и уже через пару минут выполняйте с ребенком практические задания на поиск слова. У нас можно скачать широкую подборку самых интересных заданий такого типа. Мы максимально постарались для Вас и собрали самую лучшую коллекцию логических развлечений, которая поможет стать вашим детям еще лучше!

Надежда Тыкынаева
Анаграммы в системе работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников

Одними из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1\3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего, дети с недоразвитием процессов фонемообразования , у которых наблюдается аномальное овладение звуковым составом слова, что приводит к развитию дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Поэтому, чем раньше начать работу над коррекцией процесса фонемообразования и формирование «языкового чутья» , тем меньше возникнет проблем у детей с нарушением речевого развития в процессе овладения учебной программой по всем предметам.

Особенности нарушения речи у детей обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения .

При всем их многообразии, нам хотелось бы выделить те, основываясь на которых мы разработали систему упражнений и приемов коррекции процесса фонемообразования , нормализации чтения и повышения его скорости у детей с речевой патологией. А именно : 1. Развитие фонематического анализа и синтеза слов , фонематических представлений .

2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

3. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

4. Расширение «поля зрения» ребенка.

5. Воспитание интереса к чтению.

Решение этих задач поможет предупреждению ошибок чтения и письма на уровне слова и предложения, чаще всего встречающихся у учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Важным условием для правильного звукового анализа является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его , выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ , как подчеркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове» . А формирование этого учебного действия происходит постепенно, и требует от ребенка активности и сознательности. Поэтому, прежде чем приступить к работе с анаграммами , детям с речевой патологией необходима предварительная работа в такой последовательности :

1. Вначале необходимо дать понятие «слово» как определенное сочетание звуков, которое имеет смысл.

Слова бывают короткие и длинные. Особое внимание следует уделить предлогам, союзам, для того, чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими. Для работы с предлогами необходимо использовать схемы.

2. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы :

Кто это? Мама, собака, Коля и т. д.

Что это? Карандаш, камень, туча и т. д.

Что делает? Кушает, прыгает, смотрит и т. д.

Какой? Какая? Какое? Какие? Веселый, желтая, большое, городские.

3. Для усвоения лексического значения слова необходимо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду :

- По опорным признакам : кислый, желтый, овальный (лимон,

хитрая, рыжая, ловкая (лиса) ;

- На обобщающие понятия :

Какое слово лишнее и почему? (лето, осень, январь, весна,

Добавить нужное словечко (платье, брюки, рубашка,

Назвать общим словом (ананас, банан, яблоко -) .

4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог.

5. Подбирать слова к слоговым схемам.

6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подобрать слова.

7. Подобрать к данному слову родственные слова и исключить лишнее слово, похожее по звуковому составу.

Гусь, гусыня, гусенок, гусеница.

8. Составлять слова из данных слогов.

9. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например : солнце, остров, кот (сок) ;

Составлять слова по конечному звуку других слов :

Например : кенгуру, ананас, часы (усы) .

10. Заменять в слове один звук (букву) для получения нового слова.

сначала слова, имеющие смысл : ТОПОТ, ШАЛАШ, АННА;

а потом, слова, не имеющие смысла при обратном прочтении : КРАН (НАРК, СУП (ПУС) .

12. Играть в игру «Потерялась буква» .

Например, дать следующие сочетания : ДУ., СУ., Д. М, Б. К. Какое получится слово, если вставить букву?

ДУ. - душ, дуб,

СУ. – суп, сук, сух,

Д. М – дым, дам, дом,

Б. К – бык, бак, бок.

13. Из букв данного слова составлять новые слова.

Например : МОРОЖЕНОЕ-нож, море, морж…

14. Вписать пропущенные буквы в слогах, чтобы получилось слово.

МО +. О. = МОРОЗ

ЖА +. . = ЖАРА

А + ПО + Г. = САПОГИ

О +. ЕНЬ = ОСЕНЬ

А + ПЕ. Ь = КАПЕЛЬ

СН. + Г. + В. К = СНЕГОВИК

ВЕ +. . + СИ +. .. = ВЕЛОСИПЕД

15. Находить все буквы названия предмета, изображенного на рисунке в том порядке, в котором они его составляют. Постараться сделать это как можно быстрее.

16. Предложить игру «Слово рассыпалось» (составление из данных букв слова, которая в значительной степени облегчит и ускорит чтение анаграмм детьми .

Такая предварительная работа будет способствовать развитию умения хорошо представлять себе порядок звуков в словах. Ребенок сможет, как бы одним взглядом, охватить звукобуквенный строй того или иного слова и даже предложения.

Составляя анаграммы по аналогии с заданиями для определения умственных способностей человека, предлагаемых английским психологом, профессором Г. Айзенком, мы классифицировали их по частям речи, распределили по лексическим темам «Времена года» и адаптировали для подготовительных групп детского сада и первого класса начальной школы. Упражнения предлагаются в соответствии с основными принципами дидактики и имеют как коррекционную, так и развивающую направленность. Всё это даёт возможность их практического использования на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, а также на уроках чтения и русского языка.

Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать себя победителем после прочитанного очередного слова (его «расшифровки» ). Постепенно от отдельных слов – анаграмм нужно переходить к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указать заглавную букву, печатая её большой. Например : еВненсее осценл оргосле юемзл. А после этого ребенок уже будет в состоянии читать целые тексты. В случае затруднения можно обратиться к подсказке.

Анаграммы

Лексическая тема «Времена года»

ГНЕС ЗОНАРЯМО ТЁМТЕ

РОЗМО ЛОХОНДАЯ ТЕДАПА

ЖИЛЫ НЬЮЖАВЯ ЗИТОМОР

ИКНСА ВОРУСАЯ МЕРЗАТЕЗА

РОЗМО, АЖАР, ГНЕС, ТАСЖУ

ДЁТУСНАЯ, РАКЖАЯ, ЮЛАТЯ, НАЯЖЕНС

ТИЗОРОМ, АСТЕПЯКУ, ТЁМТЕ, ЗИТКСОЛЬ

3. Расшифруй и назови ласково :

4. Расшифруй предложение :

иДет пелистил векигонса.

ришоХо мизой киньде! шисПутый генс лыркоп мезлю. моРа лявз жилы. нО

шепсит ан рогку. реВный рикШа жебит аз мин. А мат ежу лымаши ан кахсан.

Ответы :

1. СНЕГ МОРОЗНАЯ МЕТЁТ

МОРОЗ ХОЛОДНАЯ ПАДАЕТ

ЛЫЖИ ВЬЮЖНАЯ МОРОЗИТ

САНКИ СУРОВАЯ ЗАМЕРЗАЕТ

2. МОРОЗ ЖАРА СНЕГ СТУЖА

СТУДЕНАЯ ЖАРКАЯ ЛЮТАЯ СНЕЖНАЯ

МОРОЗИТ КУПАЕТСЯ МЕТЕТ СКОЛЬЗИТ

3. СНЕГ - СНЕЖОК

МОРОЗ - МОРОЗЕЦ

ЛЁД - ЛЕДОК

САНКИ - САНОЧКИ

МЕТЕЛЬ - МЕТЕЛИЦА

4. Дети слепили снеговика.

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Рома взял лыжи. Он

спешит на горку. Верный Шарик бежит за ним. А там уже малыши на

1. Анаграммы-предметы анаграммы-признаки анаграммы-действия

ПЕЛАКЬ ПАЛЁТЯ ЕТАТ

ЛАТОРИПНЫ НОКВАЗЯ РУЧТАЖ

ДЕХОДОЛ РУЖЧИЩАЙ ХАБУНАТЮ

ЧУРЕЙ ЛЕЗЕНЕЮЩИЙ ЛЕТИПЮТАР

КИСУСОЛЬ

ЖЕНСОДИПКИН

2. Расшифруй, подчеркни лишнее слово. Объясни, почему?

ЧУРЕЙ ЛАТОРИПНА НЕГС КАСУСОЛЬ

ПАЛЁТЯ РУЖЧИЩАЙ НЬЮЖАВЯ ТЮЩИАЙ

РЕВАТЮЗОС, ЕТАТ, РУЧТАЖ, ХАБУНАТЮ

3. Расшифруй и назови ласково :

ЛАТОРИПНА

4. Расшифруй предложение :

еВненсее осценл оргосле юемзл.

5. Прочитай и расшифруй текст.

тоВ и шлапро миза. Иёдт севна. Олоко мовдо жули. зИ пётлых транс телят

рачиг, ворскцы, роздыд. беРята лаютде ляд тицп микидо. ниО чаютвстре

натыхпер тейгос.

Ответы :

1. КАПЕЛЬ ТЁПЛАЯ ТАЕТ

ПРОТАЛИНЫ ЗВОНКАЯ ЖУРЧАТ

ЛЕДОХОД ЖУРЧАЩИЙ НАБУХАЮТ

РУЧЕЙ ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ ПРИЛЕТАЮТ

СОСУЛЬКИ

ПОДСНЕЖНИКИ

2. РУЧЕЙ ПРОТАЛИНА СНЕГ СОСУЛЬКА

ТЁПЛАЯ ЖУРЧАЩИЙ ВЬЮЖНАЯ ТАЮЩИЙ

СОЗРЕВАЮТ ТАЕТ ЖУРЧАТ НАБУХАЮТ

3. ПРОТАЛИНА - ПРОТАЛИНКА

РУЧЕЙ – РУЧЕЁК

ЛЬДИНА - ЛЬДИНКА

ГНЕЗДО - ГНЁЗДЫШКО

4. Весеннее солнце согрело землю.

Вот и прошла зима. Идет весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят

грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают

пернатых гостей.

Данная система упражнений применялась на практике в работе логопедов в подготовительных группах ДОУ «Теремок» и в работе с детьми – младшими школьниками, посещающими занятия консультативного логопедического пункта при нашем ДОУ. Она позволила :

1. Развить у детей фонематические представления , операции анализа и синтеза слов .

2. Обогатить активный словарь детей по определенным лексическим темам.

3. Повысить скорость мышления и чтения.

4. Вызвать интерес к процессу чтения.

Предложенные в данной методике разнообразные задания имеют для ребенка большое развивающее значение, так как формируют у него практически все основные логические операции : анализа , сравнения, синтеза , обобщения, классификации, нахождения аналогии . А чем выше у ребенка уровень развития этих умственных действий, тем выше оказывается у него способность ко всякому обучению вообще.

Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателями подготовительных групп ДОУ, логопедами, учителями начальных классов общеобразовательных и коррекционных школ и заботливыми родителями.

По аналогии могут быть составлены анаграммы по другим лексическим темам, а также увеличено количество лексико-грамматических игр с ними