Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором .

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий - согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Например, читаем у Сергея Есенина:

С вищет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

аллитерация. Примеры

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого» , содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат» , кошачий корм «Китекет» , леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Важно!

Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Проезд Дзержинского

Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.

Один из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика - аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.

Определение

Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае - организованное повторение согласных звуков, во втором - ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:

Шила в мешке не утаишь.

Мели, Емеля - твоя неделя.

В скороговорках проявляется дополнительная - игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Купи кипу пик.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями - главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания - звонких, глухих, шипящих и т.д. - имеет ритмическую функцию:

Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

Вот дыра у ребра - это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.

Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация - способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности - формальной, но удивительно впечатляющей:

Леса - лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

Падающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки - тавтограммы:

Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку - понес продавать, просил полтинник - получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное - смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина - признак высочайшего поэтического мастерства.

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью - здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки - величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример - в «Преступлении и наказании».

Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» - Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович - суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова - удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

- "Крошка-картошка", "Чупа-Чупс", "Наши-мамаши", "Елки-Палки".

- "Брук-Бонд" - Будь на высоте!

Пора пить пиво!

А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:

Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!

Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:

Жаропонижающий жаждоутолитель.

Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

Comet. Очищать и защищать!

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные - «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский - это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.

Аллитерация

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - в узком (лингвистическом) смысле - особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или - фонетической организации стиха); иначе говоря - один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы (см.),

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема - наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми - в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви - поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Аллитера́ция

(лат. alliteratio – созвучие), средство звукописи ; повтор опорного согласного, т. е. непосредственно предшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. Этот отдельный вид аллитерации был распространён в поэтической практике тех европейских народов, которые в период раннего Средневековья пользовались общей формой т. н. «аллитерационного стиха» (см. ст. Тоника ) и в языках которых слова имели фиксированное ударение на первом слоге. Оба указанных типа согласных звуков – и начальные, и опорные – рус. лингвист О. М. Брик отнёс к числу «нажимных», а затем определил аллитерацию как повтор «нажимных» согласных. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника» А. С. Пушкина :

Нев а вздув алась и рев ела,


Котл ом кл окоча и кл убясь…


К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «М илых лад ни м ыслию см ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом лишь в тех случаях, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение, как, например, в стихе Лермонтова «Русалка плыла по реке голубой», где повторяющееся «л» создает впечатление текучести и плавности. Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Так, повторные «ш» в стихе Бальмонта «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» - буквально передают шорох. Но такое звукоподражание, достижимое, конечно, в очень редких случаях, вовсе и не должно являться пределом устремлений художника слова. Подбирая определенные звуки, художник руководится пригодностью их к воплощению определенного поэтического замысла, вследствие чего значение аллитерации лишь как сродства «музыкальности», благозвучия или звукоподражания не исчерпывается только этими моментами. Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны... Вы, чья плоть давно - обман воздушный», аллитерирующее «в», но имеет значения гармонизующего, но, не придавая музыкальности стиху, оно оправдывается замыслом стихотворения заклинания, ибо заклинание и строилось на гювториости (слов, звуков и т. п.), которая должна была повышать его действенность. Точно также в каламбурной (см. каламбур), например, игре, которая может быть использована, как поэтический прием (Гоголь), аллитерация и ассонанс (см. это слово) служат средствами обострения этой игры, давая одинаковое звучание различным по смыслу словам; здесь, таким образом, аллитерирующие звуки имеют самодовлеющее значение (безотносительно к сообщаемой ими музыкальности или усилению значимости слова), наблюдаемое, напр., и при выборе художниками имен и фамилий героев, хотя и здесь порой аллитерация эмоционально окрашивает смысловую направленность (Чичиков, Акакий Акакиевич).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:

    - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

    Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

    - (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается большая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на… … Википедия

Аллитерация - это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слово аллитерация образовано от латинского alliteratio (littera – буква).

Аллитерация, иными словами, — это средство звукописи; повтор опорного согласного.

Аллитерация. Пример 1

В стихотворении Агнии Барто «Шуточка про Шурочку» слова, произнесённые со звуком «ш», создают иллюзию шуршания листьев осенью. Так и кажется, что где-то рядом шелестят и шуршат листья.

«Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…»

Аллитерация, как особый приём, используется в стихосложении. Владимир Маяковский писал, что для того чтобы изобрести стих, нужно придумать какое-то содержание, придать ему поэтическую форму, (кому что нравится: ямб, хорей ), «подпустить аллитерацию», всё красиво оформить — и произведение стихотворного плана готово. «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые ) поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию – звукоподражательную», — так писал В.Маяковский, автор удивительных стихотворных форм.

Владимир Маяковский призывал к сдержанности в искусстве. К вычурной аллитерации не всегда следует прибегать, замечал он. Нужно включать «режим экономии» при сочинении стихов, ибо это одно из главнейших правил производства эстетических ценностей.

Аллитерация. Пример 2

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
А.Пушкин

Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…
К.Бальмонт

Где он, бронзы звон или гранита грань…
В.Маяковский

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
С. Есенин

Подбор материала: Ирис Ревю

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма. Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация).

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «Милых лад ни мыслию смыслити…» («Слово о полку Игореве»).

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Вернемся к итогам конкурса лета 2011г — «Мастер класс» и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации. По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных».

Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер. Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Армия и общество», Фомушкина Ольга Викторовна

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Основные функции звукописи

1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ. В статье предпринята попытка рассмотреть аллитерацию как один из стилистических приемов, характерных для английской поэзии, особенно древнеи среднеанглийского периодов.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.

Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества.

Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны… Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

Аннотация научной статьипо языкознанию, автор научной работы - Фомушкина Ольга Викторовна

В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Мы живем в мире звуков. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи являетсязвуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Аллитерация - происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.