Занесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО цитадель Алеппо, пожалуй, самая живописная средневековая крепость Ближнего Востока. Это внушительное сооружение возвышается над городом на холме высотой 50 м, причем часть руин датируют 1000 г. до н.э. Говорят, именно здесь Авраам доил своих коров. Город окружает ров шириной 22 м, а единственный вход расположен во внешней башне с южной стороны. Внутри находятся дворец XII в., построенный сыном Салах-ад-дина, и две мечети. Особенно прекрасна Большая мечеть с отдельным минаретом XII в., украшенным ажурной резьбой по камню.

Старый город вокруг цитадели - потрясающий лабиринт узких искривленных улочек и потайных двориков. Базар -самый большой крытый рынок на Ближнем Востоке. Кажется, что каменные арки тянутся вдаль на долгие километры, а на разнообразных прилавках продается все, что только можно себе представить.

Алеппо известен лучшими образцами исламской архитектуры в Сирии, город называют второй столицей страны. Это один из интереснейших городов на Ближнем Востоке.

Лучшее время для посещения

С марта по май или с сентября по октябрь.

Не пропустите

  • Археологический музей Алеппо.
  • Баб Антакия - старые западные ворота базара.
  • Собор маронитов.
  • Армянская церковь.
  • Церковь Св. Симеона - в 60 км от Алеппо, построена в 473 г. в честь Симеона Столпника, который провел 37 лет на вершине колонны, стремясь приблизиться к Господу.
  • Это одна из старейших церквей мира.

Следует знать

Несмотря на то что население Алеппо на 70% составляют арабы (мусульмане-шииты) и курды (сунниты), здесь проживает самая большая на Ближнем Востоке после Бейрута община христиан. После образования государства Израиль социально-политическая атмосфера «этнической чистки» привела к тому, что еврейская община численностью 10 тыс. человек была вынуждена эмигрировать, в основном в США и Израиль.

Алеппо - один из самых древних городов мира, который был заселён уже, скорее всего, к VI тысячелетию до нашей эры. Город имеет значительное место в истории, так как расположен на Великом шёлковом пути.

Но в 2012 году война и хаос пришли на древние улицы Алеппо. Не прекращающиеся ожесточенные уличные бои и воздушные атаки оставляют за собой обломки древнейшего города мира.

Посмотрим, как выглядел Алеппо до войны, и как он выглядит сейчас.

1. Еще недавно Алеппо жил спокойной жизнью. Это Великая мечеть Алеппо, которая вместе с прилегающим к ней старым рынком находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, 2010 год. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

2. По-другому она называется Мечеть Омейядов Алеппо (Масджид аль-Умайя би Халаб) и является крупнейшей и старейшей мечетью города Алеппо в Сирии. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

3. Цитадель Алеппо, расположенная в центре г. Алеппо на севере Сирии, 2009 год. Наиболее значимую роль крепость имела во времена Крестовых походов. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

4. Церковь в Алеппо, декабрь 2009. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

5. 2010 год. Еще недавно в Алеппо работали гостиницы…(Фото Khalil Ashawi | Reuters):

6. …кафе и рестораны (2009 год). (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

7. Город красиво подсвечивался ночью (2010 год)… (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

8. ….работали моллы (2009 год). (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

9. В общем, всё было хорошо.

10. Но недавно сюда пришла большая политика и уничтожила всё. В 2012 году во время Гражданской войны в Сирии город стал ареной ожесточённых боёв между боевиками с одной стороны и правительственными войсками - с другой.

Один из древнейших городов в мире за несколько лет превратился в руины. (Фото George Ourfalian):

11. Так Алеппо выглядит сейчас. Сложно сказать, кто, когда и за чей счет всё это будет восстанавливать. (Фото George Ourfalian):

12. В начале февраля 2016, по оценке Сирийского центра политических исследований (SCPR), число смертей среди сирийского населения, прямо или косвенно вызванных войной, достигает 470 тыс. человек, что вдвое больше, чем по оценке ООН.


13. Это Цитадель Алеппо, которая на удивление еще не вся разрушена. Сравните с 3-м снимком. (Фото George Ourfalian):

14. Солдат правительственных войск у исторической крепости в районе Баб аль-Хадид в Старом городе Алеппо. (Фото George Ourfalian):

15. Баррикады в Старом городе Алеппо. (Фото George Ourfalian):

16. В российском Центре по примирению враждующих сторон в Сирии заявили, что сирийская армия уже контролирует 95% территорий города и готова заявить о своей победе. (Фото George Ourfalian):

17. Алеппо. Наши дни. (Фото George Ourfalian):

18. Старый город Алеппо. Виден дым после после ракетного обстрела 7 декабря 2016. (Фото George Ourfalian):

19. Солдаты правительственных войск. (Фото George Ourfalian):

20. (Фото George Ourfalian):

21. То ли повстанцы, то ли боевики. (Фото George Ourfalian):

22. Руины в дыму. (Фото George Ourfalian):

24. Старый город Алеппо, декабрь 2016. По некоторым оценкам, на восстановление сирийской экономики, скорее всего, понадобится триллион долларов. (Фото George Ourfalian):

Население Сирии насчитывает около 22 миллионов человек. Большинство населения сосредоточено вдоль берегов Евфрата и на побережье Средиземного моря. Общая плотность населения - 103 чел./км². В Сирии гарантируется бесплатное образование с 6 до 11 лет и носит обязательный характер. 12 лет школьного обучения состоят из 6 лет начальной школы, трех лет общеобразовательной и ещё трех лет специальной подготовки, необходимой для поступления в университет. Грамотность среди сирийцев старше 15 лет составляет 86 % у мужчин и 73,6 % у женщин. Средняя продолжительность жизни - 70 лет.

Этнический состав

Сирийские арабы (в том числе ок. 400 тысяч палестинских беженцев) составляют около 90 % населения страны.

Крупнейшее национальное меньшинство - курды, составляют 9 % населения Сирии. Большинство курдов проживает на севере страны, многие по-прежнему пользуются курдским языком. Также курдские общины есть во всех крупных городах.

Второе по численности национальное меньшинство - армяне, составляют 2-3 % населения страны. 75 % сирийских армян проживают в Алеппо, 15 % - в Дамаске .

В Сирии проживают также черкесы, являющиеся потомками мусульман-переселенцев с Кавказа, и туркмены, занимающиеся преимущественно полукочевым скотоводством и земледелием. Половина черкесов, до разрушения административного центра израильтянами, проживала в провинции Эль-Кунейтра, многие из которых в дальнейшем переехали в Дамаск.

Религия

90 % населения Сирии - мусульмане, 10 % - христиане. Из мусульман 87 % - сунниты, остальные 13 % - алавиты и исмаилиты, а также шииты, число которых с 2003 постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака . Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % - католики (главным образом члены Сирийской католической и Мелькитской католической церквей).

Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.

Крупнейшие города

Города Сирии
Название Население Мухафаза
Русское Арабское Перепись 1981 Перепись 2006
10. Дума دوما 51.337 114.761 Риф Дамаск
3. Хомс حمص 346.871 798.781 Хомс
2. Дамаск دمشق 1.112.214 1.580.909 Дамаск
7. Ракка الرقة 87.138 182.394 Ракка
1. Халеб (Алеппо) حلب 985.413 1.626.218 Халеб (Алеппо)
8. Эль-Баб الباب 30.008 137.565 Халеб (Алеппо)
6. Дейр-эз-Зор دير الزور 92.091 252.588 Дейр-эз-Зор
5.

Христианский квартал, построенный в XVI веке и расположенный в Алеппо, берет свое начало от Старого города и простирается на север. В древние времена он был домом для христианских общин и сохранил до наших дней многочисленные церкви и прекрасные резиденции. Также квартал является отражением разнообразия культур и религий: православных, греко-православных, григорианцев и других.

Среди множества жилых помещений с заниженными фасадами заметно выделяется здание Музея народного искусства и традиций, раскрывающего ценные секреты страны.

Сегодня Христианский квартал удивляет своим очарованием, а некоторые из его старых домов были превращены в отели, бутики, торгующие западными брендами, и шикарные рестораны.

Цитадель в Алеппо

Цитадель – крепость в центре города Алеппо, которая возводилась в 944-967 годы.

Строительство первых укреплений проводилось основателем крепости, правителем Алеппо Саифом-аль-Долой. Во время крестовых походов крепость служила опорным пунктом как для одной, так и для другой стороны.

В самом начале XIII века крепость разрослась и превратилась в богатый город. На ее территории располагались мечети, дворцы, арсенал, склады и многие другие необходимые постройки. За пределы крепостных стен город стал развиваться только после 1516 года, когда город был захвачен Оттоманской империей.

К сожалению, крепость сильно пострадала от землетрясения в 1828 году, последствия которого пытаются устранить и в наше время.

Крепость внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А какие достопримечательности Алеппо вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Город-призрак Расафа

Мертвый город Расафа - одна из самых интересных достопримечательностей Сирии. Город находится на востоке страны, неподалеку от города Ракка. Добраться до города отнюдь непросто -общественного транспорта здесь нет, а потому можно доехать на машине или такси по разбитой грунтовой дороге из Аль Мансура или Пальмиры, либо по современной трассе Ракка - Алеппо.

В древности город несколько раз менял названия. Последнее название города в статусе обитаемого - Сергиополис ("город Сергия"). Такое название он получил благодаря событиям, связанных с гибелью одного из христианских святых -преподобного Сергия, который был жестоко убит в Расафе во время диоклетиановых христианских гонений.

Сегодня этот город заброшен. В XIII веке его жители переселились в город Хама по приказу султана Бейбарса.

И хотя в наши дни город почти полностью скрыт под слоем песка,он производит неизгладимое впечатление. По праву его можно назвать одним из самых величественных, таинственных и прекрасных "мертвых городов" Сирии.

Город построен из мраморовидного известняка, похожего на розовую слюду, поэтому город просто сверкает и переливается в лучах заката.

Наиболее значимые и интересные памятники Расафы: городские ворота, кафедральный собор, базилика, античные цистерны для воды, городские стены и башни.

В Сирии не один музей мозаики, но музей, расположенный в городе Маарат ан-Нуман, заслуживает особого внимания. Он обладает наиболее разнообразной и богатой экспозицией по сравнению с другими. Примечательно здание, в котором он размещен – это построенный в 16 веке караван-сарай для путешественников и купцов.

Территория музейного комплекса занимает несколько гектаров. Здесь собраны римские и византийские мозаики с 6 века, привезенные из располагающихся поблизости мертвых городов, напольные, настенные, изображающие животных, мифологических героев и богов, бытовые сценки, а также редкие мозаичные иконы и орнаментальные фрагменты. Также здесь можно увидеть саркофаги и надгробия, глиняную посуду, каменные двери гробниц.

Съемка в помещениях музея категорически запрещена, фотографировать можно только те экспонаты, которые располагаются под открытым небом, причем обязательно без вспышки – по утверждению администрации музея, яркий свет неблагоприятно влияет на состояние мозаик.

Церковь святого Симеона

Церковь святого Симеона Столпника построил ученик Симеона – святой Даниил Столпник, который обратился к императору Льву Первому с просьбой увековечить память своего учителя.

Однако церковь была построена уже при другом императоре - Зиноне приблизительно в V веке. Здание построено в октогональной форме диаметром 30 метров с экседрами, а посреди здания располагается высокий столб, на котором подвизался святой Симеон последние 33 года из 47-ми лет нахождения на столпах. Здание перекрыто деревянным куполом в виде восьмигранной пирамиды высотой 40 метров.

В Х веке храмовый комплекс был окружен крепостными стенами с 27 башнями, которые стали началом возникновения крепости Симеона. В XII веке крепость захватили крестоносцы, а веком позже здание пришло в запустение. Многочисленные паломники всегда приходили сюда за кусочком колонны святого Симеона, которая, как считалось, помогала от болезней.

Археологический участок Серджилла

Мертвый город Серджилла (Серджилья) находится в 60 километрах от Алеппо, рядом с городом Маарат ан-Нуман. Кроме Серджиллы здесь разбросана целая сеть древних византийских поселений, по большей части хорошо сохранившихся. Первые дома относятся к 3-4 веку н.э., расцвет городов в этой местности приходится на 4-6 века.

Серджилла привлекает туристов и исследователей со всего мира. Здесь развернут масштабный архелогический участок, раскопки продолжаются по сей день. На относительно небольшой территории сохранились римские термы (бани), жилые виллы, церковь, выстроенная в 372 году (старейшая в этом регионе), некрополь, гробницы которого вырублены в камне, масличные прессы. Также здесь можно увидеть сторожевые башни и здание таверны. Причина, по которой город покинули жители, до сих пор неизвестна, но все постройки сохранились в почти неизменном виде – в некоторых отсутствуют только крыши и перекрытия между этажами.

В Серджилле проводятся организованные экскурсии с выездом от отеля, но можно приехать и побродить по улицам древнего города самостоятельно.

Рынок Аль-Мадина

Рынок Аль-Мадина, расположенный в сирийском городе Алеппо, считается самым крупным крытым рынком в мире, имеющим длинную историю. Большинство суков (крытых рынков) существуют здесь с XIV века. На рынке протяженностью 13 километров также находятся караван-сараи, предназначенные для проживания купцов и хранения товаров, многие из которых являются памятниками архитектуры.

Здесь продаются предметы роскоши из других стран и товары местного производства. Цены же значительно ниже, чем на знаменитом рынке Аль-Хамидия в Дамаске. На рынке Аль-Мадина можно купить все: от медных украшений до дорогих шелков. Лучшим сувениром из Алеппо считается натуральное оливковое мыло, которое производят местные мыловарни с 300-500-летними традициями. Найти его можно в одной из частей огромного рынка, которая называется Suq Al-Saboun.

С 1986 года в составе Старого города Алеппо рынок Аль-Мадина входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время минометных обстрелов в 2012 году многие части рынка сильно пострадали или были полностью уничтожены.

Армянская апостольская церковь Сорока мучеников

Собор Сорока мучеников, принадлежащий Армянской апостольской церкви, располагается на месте более ранней постройки (христианской часовни). Первые упоминания об этом соборе относятся к 1476 году, свой нынешний облик здание обрело в начале 17 века. Это один из многочисленных храмов Армянской апостольской церкви, расположенных в Сирии.

Собор Сорока мучеников примечателен иконами древнего и современного письма, особое место среди которых занимает «Страшный суд» (начало 18 века). Интересна конструкция собора – купола у него нет, но есть три алтаря. Интерьер храма Сорока мучеников отвечает традициям армянских церквей – строг, даже аскетичен, не отличается пышностью. Храм подвергался многочисленным перестройкам, долгое время он являлся духовным центром армянской диаспоры в Сирии. Вокруг него вырос даже целый армянский квартал, до недавнего времени оживленный и процветающий. Сейчас в связи с напряженной политической обстановкой многие жители его покинули. В настоящее время собор Сорока мучеников - одна из старейших церквей в Алеппо, здесь располагается музей.

Великая мечеть в Алеппо

Великая мечеть в городе Алеппо или Мечеть Омейадов была построена в 715 году. Здесь, по легенде, расположена могила отца Иоанна Крестителя Захария.

Великая мечеть – самая старая и крупная мечеть в Алеппо.

Особенно примечателен 45-метровый минарет, который был отреставрирован во времена Абул Хасана Мухаммада в 1090 году. К сожалению, за свою историю мечеть подверглась разрушению после пожара, что позволило султану Нур эд-Дину Зенгиду в 1169 году восстановить и несколько расширить ее площадь.

Минарет украшен резными надписями и орнаментом. Двор знаменит черно-белой каменной мостовой, которая образует различные геометрические фигуры.

Самые популярные достопримечательности в Алеппо с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Алеппо на нашем сайте.

«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»

Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.

Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.

Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.

Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.

Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.