И онин Георгий Дмитриевич - к окончанию Великой Отечественной войны - командир артиллерийского дивизиона 3-й гвардейской механизированной ордена Ленина Краснознамённой бригады 1-го гвардейского механизированного Венского орденов Ленина и Кутузова 2-й степени корпуса 3-го Украинского фронта, полковник в отставке.

Родился 12 мая 1922 года в посёлке Яготин ныне город Киевской области (Украина). Русский. В детстве с семьёй переехал в город Балашов Саратовской области. Окончил среднюю школу № 1 города Балашов в 1940 году.

В 1940 году призван в РККА и направлен на учёбу в 3-е Ленинградское артиллерийское училище. В первые дни Великой Отечественной войны курсанты были досрочно выпущены из училища и направлены на фронт. Младший лейтенант Ионин в июле 1941 года получил направление на должность командира взвода управления артдивизиона в 100-ю стрелковую дивизию Западного фронта. В боях с 22 июля 1941 года. Сражался в Смоленском оборонительном сражении летом 1941 года. За массовый героизм личного состава и успешные наступательные бои в ходе контрудара под Ельней 100-я стрелковая дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую дивизию. Стал гвардейцем и Георгий Ионин. В составе дивизии сражался на Юго-Западном фронте, участвовал в Московской битве.

В ноябре 1942 года в Тамбове на базе дивизии был сформирован 1-й гвардейский механизированный корпус под командованием генерала И.Н.Руссиянова, будущего Героя Советского Союза. Всю дальнейшую войну Георгий Ионин прошел в составе этого славного корпуса. Отличился в окружении немецкой группировки под Сталинградом, в Ростовской операции в январе-феврале 1943 года.

В наступательных боях под Сталинградом в районе села Астахово-Боковое 17 декабря 1942 года командир батареи 116-го гвардейского артиллерийского полка 1-го гвардейского механизированного корпуса 3-й гвардейской армии гвардии старший лейтенант Ионин в трудный момент прорыва обороны врага выдвинул свой наблюдательный пункт за проволочные заграждения и корректировал огонь батареи. Были подавлены 8 пулеметных точек, 2 минометных батареи и уничтожено 1 орудие. Оборона врага была прорвана. В бою 3 января 1943 года за хутор Верхне-Обливской прямой наводкой уничтожил 2 танка, 12 автомашин с боеприпасами и 2 автомашины с пехотой врага.

Затем сражался в Донбасской операции в августе-сентябре 1943 года, при освобождении Запорожья и форсировании Днепра, при освобождении Правобережной Украины и Молдавии в 1944 году. Был дважды ранен в боях (летом 1943 года в Донбассе и осенью того же года - на Днепре), после выздоровления возвращался в свою часть (была такая «привилегия» у гвардейцев).

С ноября 1944 года корпус вел тяжелые наступательные и оборонительные бои в районе Будапешта. В январе 1945 года части бригады, в которой воевал уже ставший майором Георгий Ионин, заняли оборону в районе города Бичке. Перед гвардейцами поставлена задача - отразить очередной удар немецких войск из района Комарно к Будапешту с целью деблокировать окруженную в нём советскими войсками 160-тысячную группировку. Командир артдивизиона майор Ионин проявил личный героизм и умелое командование подразделением в этих боях. В течение двух суток непрерывного боя артиллеристы дивизиона совместно с остальными частями бригады отражали натиск трех полков противника, усиленных 50 танками. Дивизион уничтожил 12 танков и до 200 солдат и офицеров противника, много другой боевой техники. Враг не прошел к Будапешту. 13 февраля 1945 года группировка противника в Будапеште капитулировала после тяжелых боев.

В ходе Венской наступательной операции в период с 1 по 14 апреля 1945 года дивизион Г.Д. Ионина уничтожил 5 танков, 8 бронетранспортёров, 15 автомашин, 3 артиллерийские и 2 миномётные батареи, до 300 солдат врага. А всего за годы войны батарея и дивизион Г.Д. Ионина уничтожили 27 танков врага, большое количество другой бронетехники и артиллерийских орудий.

После войны продолжал службу в Советской Армии. Несколько лет служил в Заполярье: заместитель командира артиллерийского полка (город Кандалакша), офицер штаба армии (Мурманск). В 1953 году окончил с золотой медалью Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1962 году – адъюнктуру при ней. Оставлен в этой академии, был преподавателем, старшим преподавателем, профессором кафедры тактики. Имеет ученые звания кандидата военных наук, доцента и профессора.

После выхода в отставку продолжал работу в Военной академии имени М.В. Фрунзе и в Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации. Член-корреспондент Академии военных наук (1995). Автор свыше 180 научных трудов, 9 учебников. Участник разработки Боевых уставов Сухопутных войск в 1980-х годах.

У казом Президента Российской Федерации № 347 от 10 апреля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, полковнику в отставке Ионину Георгию Дмитриевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Гродский, Георгий Дмитриевич

Полк. гв. артиллерии, помощник инспектора классов Мих. артиллер. училища и профессор Мих. артиллер. академии по "теории лафетов" и "теории упругости"; род. в 1871 г.; образование получил в Тифл. кадетск. корпусе и Мих. артиллер. училище; службу начал в лейб-гвардии 1-й артиллер. бригаде. По окончании в 1897 г. Мих. артиллер. академии оставлен при ней репетитором. В 1892 г. назначен штатн. преподавателем академии по "теории лафетов" и "теории упругости", а в 1909 г. - профессором на этой же кафедре Г. совершенно переработал курс "теории лафетов", положив в основу его указания к ра-ционал. проектированию лафетов желаемой прочности и требуемого назначения. Изложение методов подобного проектирования составило содержание диссертации Г. на звание профессора. При разработке этих вопросов Г. впервые вывел теоретич. формулы действия винтов, и тарелочн. пружин, употребляемых для лафетн. тормозов. Кроме того, Г. является выдающимся математиком и читает лекции по всем отделам последней в Мих. артиллер. училище, составив весьма цен. курсы и руководства.

Генерал-майор (6 декабря 1913 г .). С 7 сентября 1912 г . - ординарный профессор Михайловской артиллерийской академии , с 28 марта 1914 г . инспектор классов Михайловского артиллерийского училища .

  • - Род. 1881, ум. 1951. Скульптор и график, создатель одного из первых бюстов и первой статуи В. И. Ленина...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. геолог и петрограф, чл.-корр. АН СССР. Чл. КПСС с 1948. По окончании Лен. ун-та работал в Петрографич. ин-те, а затем в Ин-те геологич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1875, ум. 1950...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тесть Изяслава, 1150-1174...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - кн. галицкий, сын Дмитрия Донского, на короткое время вел. князь московск.; р. 26 нояб. 1374, † 6 июня 1434 г. {Половцов} посадник новгородский при Дмитрии Донск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1883, ум. 1964. Писатель-прозаик, автор книг "В просторах Сибири" , "Чураевы" и др. В 1920 г. эмигрировал...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - математик, р. 19 июня 1871 в Москве, с. ген.-майора, полк., проф. Михайловск. артил...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский скульптор и график. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1907 исполнил портрет К. Маркса. В 1918 сделал ряд натурных зарисовок В. И. Ленина в его кабинете...
  • - советский геолог и петрограф, член-корреспондент АН СССР. Член КПСС с 1948. Окончил Ленинградский университет...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский военный деятель, комкор. Член Коммунистической партии с октября 1917. Родился в семье крестьянина. Окончил Киевское военное училище. Участвовал в 1-й мировой войне, высший чин в старой армии ‒ подполковник...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский советский писатель, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР и Абхазской АССР. Сын Д. И. Гулиа. Член КПСС с 1940. Печатается с 1930...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский скульптор и график. Натурные зарисовки, один из первых бюстов и первая статуя В. И. Ленина...
  • - российский геолог, член-корреспондент АН СССР. Основные труды по петрологии и геохимии древних толщ, радиологическому возрасту геологических формаций...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский микробиолог, член-корреспондент АН СССР. Основные труды по медицинской бактериологии, эпидемиологии и проблемам иммунитета...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский критик, литературовед, философ. Основные работы посвящены теории литературы, национальным художественным образам мира, русской философской мысли...

    Большой энциклопедический словарь

  • - русский писатель. В повестях и рассказах, романе-эпопее о старообрядцах "Чураевы" - жизнь сибирской деревни, процесс разрушения патриархального уклада, теснимого городской цивилизацией, духовные искания героев...

    Большой энциклопедический словарь

"Гродский, Георгий Дмитриевич" в книгах

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Из книги История одного детства автора Водовозова Елизавета Николаевна

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ Мы решили, что новый инспектор сжалится над нашим общим любимцем, если мы все выступим в его защиту. Мы считали, что если сами ученицы хвалят своего учителя, никто уже не сможет сомневаться в его педагогических талантах. Мы отлично сознавали всю

Георгий Дмитриевич Шарвашидзе

Из книги Романовы. Запретная любовь в мемуарах фрейлин автора Оболенский Игорь Викторович

Георгий Дмитриевич Шарвашидзе Приложение № 2Георгий Дмитриевич Шарвашидзе родился в 1847 году и рано стал сиротой: в два года он лишился матери (Екатерина Дадиани была дочерью владетеля Мегрелии Левана Дадиани), а в десять – отца. Мальчик воспитывался в семье командующего

Янов Георгий Дмитриевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Янов Георгий Дмитриевич Генерал-майор Генерального штабаРодился 1 апреля 1864 г. Православный. Окончил Симбирскую военную гимназию, 2-е военное Константиновское училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1895).Из училища вышел подпоручиком в 1884 г. в 10-й пехотный

2.1 Чингиз-хан, он же Георгий, он же Рюрик Прообраз Чингиз-хана - великий князь Георгий Данилович Московский

Из книги автора

2.1 Чингиз-хан, он же Георгий, он же Рюрик Прообраз Чингиз-хана - великий князь Георгий Данилович Московский В 1318 году на ростовский престол в русской области, где возникла позже Владимиро-Суздальская Русь, вступает великий князь Георгий Данилович = Чингиз-хан. Его

Костылев Георгий Дмитриевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Костылев Георгий Дмитриевич Легендарный балтийский ас, не знавший поражений в самые трудные дни войны, Костылев одержал более 50 личных и групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые «ради ведомых»… В феврале 1943 г. в блокадном Ленинграде он, как

194. ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) ДМИТРИЕВИЧ, князь звенигородский и галицкий

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

194. ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) ДМИТРИЕВИЧ, князь звенигородский и галицкий сын Дмитрия IV Ивановича Донского, великого князя московского и всей Руси, от брака с Евдокией Дмитриевной (в иночестве Евфросиния), княжной суздальской, причтенной православной церковью к лику святых.Родился в

Алексеев Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Базилевич Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Гай Гая Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Гай Гая Дмитриевич Гай (настоящее имя и фамилия - Гайк Бжишкян) Гая Дмитриевич , герой Гражданской войны, комкор (1935). Член Коммунистической партии с 1918. Родился в семье учителя. В революционном движении с 1903. В 1918 во главе сформированных им частей

Афанасьев Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АФ) автора БСЭ

Карпеченко Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Гулиа Георгий Дмитриевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

ВАСИЛЬЕВ Георгий Николаевич (1899-1946); ВАСИЛЬЕВ Сергей Дмитриевич (1900-1959) (коллективный псевд. – «братья Васильевы»), кинорежиссеры

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВАСИЛЬЕВ Георгий Николаевич (1899-1946); ВАСИЛЬЕВ Сергей Дмитриевич (1900-1959) (коллективный псевд. – «братья Васильевы»), кинорежиссеры 20 Анка-пулеметчица.Персонаж к/ф «Чапаев» (1934) по роману Д. Фурманова (1923), сцен. и пост. Г. и С.

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ Георгий Владимирович 29. X(11.XI).1894, Студенки Ковенской губернии - 26.VIII.1958, Йер де Пальма под Ниццей

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ Георгий Владимирович 29. X(11.XI).1894, Студенки Ковенской губернии - 26.VIII.1958, Йер де Пальма под Ниццей Среди поэтов-эмигрантов Серебряного века Георгий Иванов, пожалуй, был единственным, кого вычеркнули из истории литературы за его явно антисоветские стихи, к

Поучение 1-е. Св. великомученик и Победоносец Георгий (Почему св. Георгий называется победоносцем?)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. великомученик и Победоносец Георгий (Почему св. Георгий называется победоносцем?) I. Сегодня мы празднуем память святого славного великомученика и победоносца Георгия.Он был римский воин конца III века. Его достоинства внутренние и внешние, особенно же

Что-то случилось с Георгием Дмитриевичем Гачевым в воскресенье 23 марта 2008 года – вышел из дома в Переделкино погулять, погиб на дороге (сбит то ли машиной, то ли поездом). Его дочери Анастасии я пока не дозвонился, подробностей не знаю. Подружился с ним в 1964 году на Моховой в Коммунистической аудитории МГУ на собраниях нашего УММ (Университет Молодого Марксиста). Последний раз видел его четыре месяца назад на семинаре «Русская философия (традиция и современность)» в Доме-библиотеке Алексея Федоровича Лосева на Старом Арбате. Он делился не столько творческими, сколько издательскими планами и просил помочь с грантами на издание нескольких книг по национальным образам мира народов Европы – французов, англичан, испанцев и других. Я было горячо взялся, однако из-за сверхцейтнота не смог даже сходить в посольство Франции и в Дом Сервантеса. Зато с огромным удовлетворением прочел его книгу «Осень с Кантом», ибо нашел в ней ряд созвучий со своей работой «Постигая Хайдеггера», где, в частности, плотно истолкован хайдеггеровский трактат «Кант и проблема метафизики». Жалко, что он не освоил ЖЖ и вообще не пользовался Интернетом и электронной почтой.

1 мая ему бы исполнилось 79 лет. Он родился в Москве в семье болгарского коммуниста-эмигранта Дмитрия Гачева и музыковеда Мирры Брук. При знакомстве он представился мне – «жидоболгарин». Я считаю его ярчайшим гением современной русской культуры, и его многочисленные изданные и ещё неизданные работы предстоит штудировать нашим последователям. И сам я намерен их доосмысливать и использовать в своих текстах.

О себе он пишет 29 ноября 1993 года в Заветном списке :

«Родился в Москве в 1929 году. Сын политэмигранта из Болгарии Гачева Дмитрия Ивановича, эстетика и литератора-западника (1902 -1954 г.; с 1938 г. на Колыме, откуда прислал мне список мировой литературы, по которому я ее изучал с 1944 года) и музыковеда Мирры Семеновны Брук (род. в 1904). Окончил в 1952 г. филологический факультет МГУ по отделениям романо-германской и славянской филологии.

В 1952 -54 г.г. - учитель средней школы в Брянске. С 1954 - в системе Академии наук СССР и РАН. 1954 -72 г.г. в Институте мировой литературы, 1972 -85 - в институте славяноведения и балканистики. В 1962-63 г.г. - эпизод "хождения в народ": бросил АН и полтора года работал матросом на Черном море. Дважды женат. Трое детей. Доктор филологических наук с 1983, член Союза писателей с 1965 .

Начал как литературовед: выработал теорию ускоренного развития литературы, что есть как бы теория относительности в применении к гуманитарной культуре. См. в книгах: "Ускоренное развитие литературы (На материале болгарской литературы первой половины - XIX века) М.: Наука, 1964; 2-е изд. "Неминуемое". М.: Художественная литература, 1989; а также "Чингиз Айтматов" (в свете мировой культуры). Фрунзе: Адабият, 1989. Затем - книги по теории литературы и эстетике: "Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр". М., Просвещение, 1968; "Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа" Часть 1. М.: Искусство, 1972; "Образ в русской художественной культуре". М.: Искусство, 1981; "Творчество, жизнь, искусство". М.: Детская литература. 1980.

Затем стал строить мост (рыть туннель?) между гуманитарной культурой и естествознанием. См. книги: "Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке", М.: Педагогика, 1991 и "Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию". Изд-во Ростовского ун-та, 1992. Но основной труд - серия "Национальные образы мира" - 16 томов рукописей за 30 лет работы. См. книги: "Национальные образы мира", М.: Советский писатель, 1988; "Русская Дума. Портреты русских мыслителей". М.: Новости, 1981; "Образы Индии. Опыт экзистенциональной культурологии". М.: Наука, 1993.

Мышление, которым работает Гачев, - не Отвлеченное, а Привлеченное: все трактаты - внутри дневника жизни и мысли, теоретические построения отрефлексированы - как сублимация загвоздок личной жизни и в ситуациях поведения. Потому культурологию свою Гачев именует "экзистенциальной" См. "Жизне-мысли" (М.: "Правда", М., 1989).

"Золотой список" исповедально-завещательный из 30 книг. Располагаю в последовательности влияния в ходе жизни.

1. Сказки Братьев Гримм.
2. Сказки Тысяча и одной ночи
3. Сетон -Томпсон. "Рассказы о животных".
4. Вальтер Скотт. "Айвенго".
5. Дюма. "Три мушкетера".
6. Гюго. "Отверженные".
7. Стендаль. "Пармская обитель".
8. Толстой. "Война и мир".
9. Державин. Оды.
10. Пушкин. "Евгений Онегин".
11. Лермонтов. "Герой нашего времени".
12. Гоголь. "Ревизор".
13. Гончаров. "Обломов".
14. Гомер. "Одиссея".
15. Софокл. "Царь Эдип".
16. Шекспир. "Король Лир", "Гамлет".
17. Гете. "Фауст".
18. Достоевский. "Идиот".
19. Библия: "Бытие", "Екклезиаст", "Евангелия".
20. Фурье. "Теория четырех движений и всеобщих судеб".
21. Гегель. "Феноменология Духа".
22. Платон. "Апология Сократа", "Пир", " Федр", "Федон", "Тимей".
23. Бахтин. "Франсуа Рабле".
24. Тютчев. Поэзия.
25. "Бхагавадгита".
26. "Дао-дэ-цзин".
27. Монтескье. "О духе законов".
28. Декарт. "Рассуждение о методе".
29. Н.Федоров. "Философия общего дела".
30. Светлана Семенова. "Тайны Царствия Небесного"

«В Переделкине на 79-м году жизни погиб замечательный русский мыслитель Георгий Гачев. Ненадолго вышел из дома. В старой пишущей машинке остался заправленный лист.

В духовной истории России ХХ века много значат имена наших современников – Солженицына, Аверинцева, Мамардашвили, Гаспарова, Топорова. У Гачева – дервиша русской философии – особое место.

Он выдвинул множество идей и написал множество работ: тут и «Портреты русских мыслителей», и « Русский эрос», и «гуманитарные комментарии» к естествознанию, к физике и химии, и многотомные «Национальные образы мира», где всякая национальная целостность понимается как «космо-психо-логос», то есть как единство местной «природины», характера народа и склада мышления, где описание ведется на «метаязыке четырех стихий» (Земля, Вода, Воздух, Огонь), охватывая и материальную культуру, и духовную символику.

Но главное его открытие – жанр «жизнемыслей», философского дневника, в котором смело соединяется научная рефлексия с шокирующей исповедальностью – и это его изобретение не поддается литературному тиражированию.

Дело в том, что образ жизни своеобразного философа идентичен образу его текстов.

Наивен, простодушен, всеведущ, свободен, бескорыстен, духовен, экзистенциален, избыточно жаден к слову, мысли, со-бытию, к истории, времени, пространству и Богу, к любви, семье (жена – известный философ Светлана Семенова, дочери: Анастасия Гачева – литературовед, Лариса Гачева – художник, иконописец).

Сама его жизнь и происхождение – метафора русской души.

«Отец – болгарин из Фракии, мать – еврейка. (Болгария + Иудея) = Эллада выходит. Так что натурально себя платоником, даже досократиком чую и на языке четырех стихий всё выражаю», – писал Гачев, добавляя, что родился-то он в России, и родной язык его – русский.

Как русская земля полторы тысячи лет на своих свободных неогосударствленных просторах собрала все веры, языки и крови, так и Георгий Гачев есть сосуд, вместивший в себя и смешавший эти веры, языки и крови в равноправии, любви и духовном движении.

Среди множества метафор Гачева есть рассуждение о вертикали Земля – Небо, проходящей транзитом «через сердце – «я» творческого сосуда». Эта метафора вызвала к жизни строки в стихотворении, посвященном Георгию Гачеву, написанном четверть века назад:

Сруби меня – и в небе будет яма
С корнями, не убитыми в глуби.

Проносясь равнодушно мимо великого человека, стоявшего на краю железной дороги, железная машина срубила его жизнь, но корни его мысли и души навсегда остались в небе русской духовной истории».

Он окончил филологический факультет МГУ (1952) и аспирантуру Института мировой литературы (1957). С 1957 работает в системе Академии наук СССР (РАН): в Институте мировой литературы (1957-1972), Институте истории естествознания и техники (1972-1985); с 1985 – ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики. Докторская диссертация - "Развитие художественного образа в литературе" (1983). Разрабатываемые проблемы и темы: стадии, типы и формы сознания (художественного и научного) - исторические, национальные, индивидуальные. В трудах Гачева выдвигаются идеи ускоренного развития культуры, национальных образов мира, гуманитарного комментария к естествознанию, экзистенциальной культурологии и привлеченного мышления.

Согласно развиваемой Гачевым концепции, ускоренное развитие культуры в странах Восточной Европы XIX века (Болгария) и Азии XX века (творчества Чингиза Айтматова) в стяженном виде воспроизводит стадии мирового духовного развития.

Главный труд Гачева - многотомная серия "Национальные образы мира". Всякая национальная целостность понимается как Космо-Психо-Логос, т. е. как единство местной "природины", характера народа и склада мышления. Описание ведется на "метаязыке 4-х стихий" ("земля", "вода", "воздух", "огонь"), охватывая и материальную культуру, и духовную символику (образность в искусстве, язык науки, метафоры в терминах философии). Задавшись вопросом "Как сказывается национальная ментальность в "точных" науках?", Гачев стремится "построить мост" между естествознанием и гуманитарной культурой в стремлении к целостной картине мира.

При этом, считает он, сохраняется целостность как в стиле мышления (в нем - синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), так и в личности: автор в рефлексии обнаруживает, что его теоретические построения сублимируют ситуации его личной жизни, так что свое мышление он называет "ПРИвлеченным", а культурологию - экзистенциальной; его трактаты - внутри дневника "жизнемыслей".

Основные его произведения:

Национальные картины мира // Народы Азии и Африки, Москва, 1967, № 1;
Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - Москва, 1968;
Творчество, жизнь, искусство. - Москва, 1980;
Образ в русской художественной культуре. - Москва, 1981;
Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. - Москва, 1987;
Национальные образы мира. - Москва, 1988;
Жизне-мысли. - Москва, 1989;
Русский Эрос // Опыты. - Москва, 1990;
Русская Дума: Портреты русских мыслителей. - Москва, 1991;
Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. - Москва, 1991;
Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. – Ростов-на-Дону, 1992;
Логика вещей и Человек: Прение о правде и лжи в "На дне" М.Горького. - Москва, 1992;
Образы Индии: Опыт экзистенциальной культурологии. - Москва, 1993;
Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии, Москва, 1994, № 12;
Русский Эрос. - Москва, 1994;
Жизнь с Мыслью (Испо-весть). - Москва, 1995;
Космо-Психо-Логос. - Москва, 1995;
Америка в сравнении с Россией и Славянством. - Москва, 1997;
Национальные образы мира: Курс лекций. - Москва, 1998;
Воображение и мышление. - Москва, 1999;
Музыка и световая цивилизация. - Москва, 1999;
Национальные образы мира: Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - Москва, 1999;
Вещают вещи, мыслят образы. - Москва, 2000;
Осень с Кантом: Образность в «Критике чистого разума» – Москва, 2004.

(23.4/5.5.1882(?), дер. Каменевка, Шемонаихинский район, восточноказахстанский Алтай,-11.1.1964, Лейкленд) - сотрудник Рерихов в Америке. Основатель, а позднее владелец издательства "Алатас" (см.). Возглавлял Сибирскую группу друзей Музея Рериха (см.). Читал лекции в Институте Объединенных Искусств и других аудиториях. Писатель, публицист, переводчик. Основатель русского поселения "Чураевка". Эзотерическое имя - "Тарухан". Таковые обычно давались Рерихами по прошлым воплощениям, и в этом смысле любопытно созвучие с именем одного из начальников Чингисхана - Турухана. Кроме того, прадеда Г.Д., монгола, звали Тарлык-хан. Кое-что по этому поводу сказано в П/П-20.6.35, но полной ясности это не вносит.

Из письма Е.И. от 24.5.1925: "Не обращайте так много внимания на якобы себялюбивое устремление Тарухана. Его личное дело так связано с общим, что трудно провести грань, где личное желание и где устремление к чистому творчеству, являющемуся общим благом... глубоко чувствует он красоту, и за это многое простится ему. Снова подходите к нему со стороны его творчества, его жизни, заинтересуйтесь этим сложным самобытным характером. Проявите терпимость к некоторым еще затхлым понятиям и стерпите когда и резкое словечко... Вы же имеете дело с сильным духом и большим талантом".

Однако со временем его пороки все больше показывали себя: "...не может понять смысл Учения, его построение довольно старо" (Дн-29.12.31). "...призывы его сухи и бездарны. Тяжкая натура. Самость его обесплодила его" (П/П-19.7.34). "...устремился писать о Пр[еподобном] Сергии... Можно даже сказать, карикатура на Св[ятого] Сергия... в... непротивляемости злу... возмутительно лживо... Разве такой Облик мог зажечь и поднять на подвиг?! Иссушилось сердце писателя..." (П/П-17.8.34). "...всячески старается выказать себя наипреданнейшим сыном Церкви" (П/П-30.3.35). "Ознакомившись с содержанием "Письма о Боге" [из "Чаши Востока" в 1925 или 1926]... наотрез отказался просматривать... корректуру, заявив, что он не может посещать типографию, где будет набираться подобная книга, ибо что подумают о нем наборщики!!...[(из того же письма выше): не только не был просмотрен сам перевод, но даже все мои эквиваленты [перевода английских слов] были внесены, не говоря уже о других опечатках]... Результатом всего этого было, что и книга "Озарение" вышла с невероятным количеством опечаток и нам пришлось дать телеграмму о ее немедленном переиздании" (П/П-8.6.37). "Страх и узость мышления мешают ему стать одним из лидеров среди соотечественников" (П/П-12.4.35) - но именно в марте и апреле Г.Д. опубликовал в газетах статью "Протестую" в защиту Н.К. Рериха от харбинской клеветы, и Е.И. ее в высшей степени одобрила. Однако позднее писала: "Последняя его выходка глубоко оскорбила меня, ибо затронула самое нам ДОРОГОЕ... он написал... другу... нашей семьи... что предательство трех апостатов в Ам[ерике] есть нам наказание за якобы наш Буддизм. Но когда-то этот самый православный Г. отлично умел получать деньги и выгоды, как идущие из Источника, от Кот[орого] он ныне отворачавается, и только когда Помощь эта ослабевала или прекращалась, до нас начинанли доходить странные вести. Его возражение в газете в защиту Н.К. было вызвано тем обстоятельством, что и сам он был задет, ведь писать лишь в свою защиту неудобно... называет себя нашим блудным сыном..." (П/П-8.6.37). Кроме этой статьи о Н.К., были в N 3 за 1924 г. "Студенческих годов" (Прага), в "Русском голосе" (Харбин) в октябре 1924 г., в N 8 за 1929 г. журнала "Москва" (Чикаго), в "Новом русском слове" (Нью-Йорк) за 10.5.1955 и другие. Любопытен факт публикации его статьи "Николай Рерих" в советском новосибирском журнале "Сибирские Огни", N 2 за 1927 г. Кроме того, в "Дельфисе" N 1(25) за 2001 опубликована статья 1939 года.

Г.Д. упрекали, что он себе на уме, но это означало и то, что он был более инициативен, чем многие из американских рериховцев, он не ждал указаний к действиям. Например, задумал построить первую в США часовню Св. Сергия, а Н.К. одобрил, дал свой рисунок и пожертвовал денег.

Родился Г.Д. в семье горнорабочего. Стихи стал сочинять в 9 лет, еще до того, как научился писать у местного сапожника (в 10 лет). Школу смог посещать совсем недолго, поскольку не было денег на одежду. Однако мать-казачка Елена Петровна внушала сыну: "Ты должен быть как Ломоносов или как Кулибин". Прибыв с обозом в Семипалатинск, куда его послал отец, устроился в мастерской по изготовлению штемпелей, потом мыл посуду, работал в аптеке и в больнице, помощником лесничего, с 14 лет - писарем у мирового судьи, а с 1906 г. - частным поверенным. Один прокурор, читая следственное дело, воскликнул: "Да это же роман, ваш письмоводитель - беллетрист!"

Публиковать очерки, корреспонденции, статьи, стихи и рассказы Г.Д. начал в "Семипалатинском листке" в 1905 г. В 1907 г. один из его рассказов привлек внимание знаменитого исследователя Сибири и Центральной Азии Г.Н. Потанина, и тот взял на себя функцию наставника молодого писателя. Пытался создать сельскохозяйственную артель, с целями культурно-духовного совершенствования в дни отдыха.

В 1908 г. была поставлена первая его пьеса. Получает в Омске место столоначальника по судебным делам и издает газету "Омское слово". Весной 1909 г. приезжает в Москву и Петербург по делам издания своих сочинений, посещает Льва Толстого. Тому особенно приглянулось крестьянское происхождение Г.Д., и он высказал надежду на особую миссию паренька. В том же году Г.Д. поступил вольнослушателем в Томский университет. Там его сразу же выбрали секретарем редакции ежемесячника "Молодая Сибирь". Ездит по Алтаю от Географического общества, о чем позднее читал лекции и опубликовал научные труды. Редактировал журнал "Сибирская новь" и барнаульскую газету "Жизнь Алтая".

Весной 1911 г. начинает повесть "Алтайская Русь", из которой потом выросла эпопея "Чураевы". С 1913 г. в Петербурге выходят сборники его рассказов и повестей. В феврале 1916 г. уходит добровольцем на фронт (санинструктор, из-за слабости зрения), будучи при этом и корреспондентом "Русских ведомостей". Там познакомился с медсестрой, бывшей балериной Мариинского театра, Татьяной Денисовной (1896-1964; эзотерическое имя "Нару" дано ей Рерихами в апреле 1924 г.; о ее(?) воплощении см. Дн-3.4.24), которая становится его женой. В 1916-7 гг. выходят еще две книги. Попадает в Крым, там много пишет. Строит часовню Сергию Радонежскому (уже не первую на своем веку). В сентябре 1920 г. эмигрирует в Константинополь, далее в Болгарию, Египет, Германию, Францию. Строит дома. Публикация первого тома "Чураевых" в парижском журнале в 1921 г. вызывает огромный интерес. В 1922-3 гг. издается уже шеститомное его собрание, а затем роман "Былина о Микуле Буяновиче". Театральная постановка по "Былине" шла потом во многих театрах Европы и Америки. Первый экземпляр этой книги Г.Д. послал 19.3.1924 Рерихам.

8.10.1923 в Париже познакомился с Н.К. Рерихом (письмо к Н.К. написал в июле, через посредничество М.К. Тенишевой, у которой и встретились). Рерих сразу оценил его как "связь с Сибирью" и много лет после сотрудникам это повторял. По ранним писем Г.Д. к Рерихам (см. "Дельфис", N 1(25) за 2001) виден его восторг: "...сладостно последовать за Вашим светильником... звучит вдохновляющий походный марш. В душе он отдается верою в Верховного Вождя и в моих ближайших Командиров, и полна предчувствием Победы жажда умереть под знаменем Грядущей Красоты" (21.10.1923), "...у Вас был случай направить хана на истинную дорогу, которую он так ревностно искал многие годы..." (23.11(?).1923).

23.10.1923 Н.К. дал Г.Д. и его жене денег на билет до Нью-Йорка, выхлопотал визы. Г.Д. стал изучать английский и готовить лекции о Сибири. Надежды на энергичную натуру Г.Д. оправдались: 28.4.1924 он приехал в Америку и создал издательство "Алатас" (первые две книги выпустил еще в Париже в 1924). Изданные в нем первые три тома "Чураевых" в 1926 г. Комитетом интеллектуальной кооперации при Лиге Наций были признаны выдающимися трудами мировой литературы. Переводы эпопеи на другие языки тоже вызвали большой интерес. Впоследствии Г.Д. был удостоен почетных степеней и других наград от академий наук и искусств и университетов различных стран, он упоминался в "Кто есть кто в Америке", в лондонских и парижских книгах о знаменитостях. Н.К. Рерих говорил, что "Алатас" работает в Америке на Алтайский проект "Белуха". В подкрепление этому можно привести высказывание Шаляпина: "Когда я читаю "Чураевых", я горжусь, что я Русский и завидую, что не Сибиряк". И сибирская, и рериховская линия в "Алатасе" далее успешно развивались. 17.3.1927 "Алатас" перешел в полное владение Г.Д. и был перенесен в Чураевку.

Чураевка - "скит" русской и сибирской культуры, основанный Г.Д. 18.4.1925 в штате Коннектикут (ныне "русская деревня" на окраине города Саутбери), в двух часах езды от Нью-Йорка. Это не была просто сельскохозяйственная коммуна (из нескольких десятков обитателей), но историко-культурный центр. Планировались и частично были реализованы: издательство с типографией, Школа искусств, Практическая Школа Жизни, библиотека, отель и т.д. Первое время Чураевка процветала. Приезжали знаменитейшие русские эмигранты: Шаляпин, Коненков, Куприн, Рахманинов, Фокин, М. Чехов, Сикорский и др. В марте 1930 г. Г.Д. сообщил Н.К., что задумал построить там часовню Сергия. Н.К. тут же взялся рисовать эскизы здания и хоругви. 14.9.1930 часовня открылась. Не только часовню, но и ряд других зданий русской колонии Г.Д. построил своими руками.

Параллельно, вместе с Сикорским, он строил центр древнерусской культуры и искусства "Град Китеж". По образцу американской, в Харбине возникает "Молодая Чураевка" (с августа 1927 г.), создавались русские Чураевки и в других странах. С американцами у Г.Д. с начала до конца душевные отношения не очень-то складывались.

Выходит его исповедь "Гонец", на первом экземпляре которого он написал: "Тем, роднее и святее Которых для нас нет никого на земле: Н.К. и Е.И. Рерих - Тарухан. 27 Авг. 1928 г.". Позднее появилась книга "Радонега" о Сергии (1938). Кроме того, Г.Д. писал статьи и читал сотни лекций: о Н.К., о Сибири, о Сергии, о деятелях русской культуры и т.д. Много ездил по стране, особенно по русским общинам и приходам. Отсюда вырос цикл статей "Американская Русь". Очерки касались также экономических и политических вопросов. Писал и издавал и другие литературные произведения. В 1933 г. даже выдвигался на Нобелевскую премию, но отказался от участия в конкурсе в пользу Бунина. Около 1945 г. был удостоен звания почетного доктора философии университета в Андхре (Индия).

26.4.1925 Владыка попросил его написать книгу об Алтае, "оплоте Северной Шамбалы". Фрагменты этой книги "Жемчужина Сибири", созданной на основе лекций, были напечатаны в 1928 и 1945 гг. Последний вариант рукописи назывался "Моя Сибирь". Он попал в музей г. Барнаула и был издан там в 2002 г. Содержание: историческая часть, психологический портрет сибиряков, пейзажные зарисовки, экономический обзор, об Алтае в различных аспектах, воспоминания жизни, сказка "Хан-Алтай".

Со временем долги по осуществляемым проектам так выросли, что пришлось оставить Чураевку, наезжая туда лишь изредка. В 1942 г. Г.Д. перебирается в Лейкленд, до 1955 г. преподает русскую историю и литературу во Флоридском Южном Колледже. Будучи уже профессором, все же заканчивает 15.3.1945 высшее образование. От Оксфордского университета получил звание доктора философии. Продолжал организацию русских лекций, выставок, концертов. В годы войны готовил культурно-экономический проект "Сибирь-Америка". Был попечителем многих домов престарелых. Продолжал выпускать очередные тома "Чураевых". Последние годы жизни тяжело болел.

Часть его архива в 1991 г. поступила в Барнаульский Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. В казахском г. Шемонаиха уже много лет проводятся Гребенщиковские чтени

Его прежнее воплощение - Ермак. И родился Г.Д. почти точно в 300-летие занятия Ермаком столицы Сибирского ханства. "...Ермак поднял большое дело, но впал в обиженность на воевод и бессмысленно утонул" (Дн-31.5.25).

Георгий Дмитриевич Гачев

Гачев Георгий Дмитриевич (01.05.1929, Москва - 23.03.2008, Москва) - философ, культуролог, эстетик, докторр филологических наук. Окончил филологический ф-т МГУ (1952). В 1957-1961, 1963-1971 годы младший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. В 1965 году принят в Союз писателей. В 1972-1985 году - младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986-2008 годы - старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006). Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за сравнительно короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, где эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре» ). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез », опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в русской и мировой литературе (Жизнь художественного сознания. М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Гачев подчеркивал, что русская литература в XIX веке была синтетической формой национального самосознания , «выполнила роль национальной русской философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм; доказывал, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства - варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие. Главный труд Гачева - многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е - 2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Гачев разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его «энтелехию», его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие «национальный Космо-Психо-Логос»: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в мировоззрении досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека - «тело отсчета» в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «при-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника («жизнемысли»), внутри которого писал свои трактаты и исследования.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 126.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Ускоренное развитие литературы. М., 1964, 2-е изд.: Неминуемое. М., 1989; Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968,2-е изд. - 2008; М„ 1980; Национальные образы мира. М., 1988; Русская дума: Портреты русских мыслителей. М, 1991; Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991; Наука и национальные культуры: Гуманитарный комментарий к естествознанию. Ростов-на-Дону, 1992; Образы Индии. Опыт экзистенциальной культурологии. М., 1993; Русский Эрос. М., 1994,2-е изд. - 2004; Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995,2-е изд. - 2007; Америка в сравнении с Россией и Славянством. М., 1997; Воображение и Мышление. М., 1999; Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999; Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама. М., 2002; Кавказ: Грузия, Азербайджан, Армения. М., 2002; Болгария в сравнении с Россией (опыт экзистенциального литературоведения). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Англия (Интеллектуальное путешествие). М., 2007; Миры Европы. Взгляд из России. Италия (Интеллектуальное путешествие). М.» 2007; Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. М., 2008; Ментальности народов мира. М., 2003,2-е изд. - 2008; Дневник современного философа (в соавт.). М., 2010; Образы Божества в культуре. Национальные варианты. М., 2014.