«…легендарную женщину, сражавшуюся за идеалы добра и справедливости и повторившая судьбу героини Франции Жанны Д’Арк» - писатель Валерий Замыслов.

Алёна Арзамасская - героиня эпосов нескольких народов, и женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина , вошла в историю как неколебимая духом воительница в борьбе за народную свободу от тирании и царизма. Ранее была монахиней, «старицей», по происхождению -крестьянка Выездной Слободы у г. Арзамас.

Все свидетельства о ней - это всего лишь две «отписки» царских воевод и несколько упоминаний в книгах ее современников-иностранцев, свидетелей подавления восстания народа против насаждаемой царизмом режима рабовладельческой деспотии. Но народная память сохранила рассказы о подвиге этой русской воительницы - простой крестьянки, которая села на коня, взяла в руки оружие и повела тысячи людей в битву за справедливость и народовластие. Валерий Замыслов неспроста сравнивает Алену и Жанну Д’Арк. Как и Жанну, Алену тоже предали, объявили колдуньей и сожгли на костре. Помимо сохранения её образа в русском фольклоре, её помнят и чтут мордва и булгары, также принимавшие участие в этих восстаниях.

О её молодости известно лишь то, что она очень рано стала вдовой, после чего нужда она стала монахиней в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.

Монастырский быт тяготил ее, поэтому в самый разгар разинского восстания «старица» ушла из обители, и, собрав вокруг себя крестьян, осенью 1670 года двинула свой отряд на соединение с войском донского казака Федора Сидорова. По дороге к ней присоединялось множество крестьян мордовских, булгарских и русских деревень, так что в конце пути собралось их несколько тысяч. Позже её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд царского воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. Почти два месяца Алёна и Фёдор вместе с городским кругом управляли городом Темниковом, что на территории нынешней Мордовии, отстранив от власти чиновничий аппарат, и решая дела по справедливости.

Тем временем над непокорным народом сгущались тучи. Восставшими, которых было около 7 тысяч, руководили атаманы Сидоров, Сукин, Иванов; у них были и пушки. Царский услужливый сатрап Юрий Долгорукий, посланный на подавление народного восстания, послал против них войско во главе с воеводой Лихаревым. 30 ноября в пятнадцати верстах от Темникова у села Веденяпино повстанцы потерпели поражение, и в оставшийся почти без войска город был послан с отрядом Волжинского. Когда Волжинский вошел в город, последние горстки восставших отчаянно обороняли воеводскую избу и собор. Алена укрылась в соборе, продолжая отстреливаться из лука. Она расстреляла все свои стрелы и, увидев, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась вниз к алтарю. В этой позе ее и обнаружили ворвавшиеся в храм солдаты. Описывая эту женщину в военных доспехах, одетых поверх монашеской рясы, наемник-иностранец восхищался ею. Она превосходила мужчин своей необычайной отвагой и силой.

4 декабря в город вступил с войском и сам царский воевода князь Долгорукий. За две версты от городских ворот его встречали протопоп, священники и «темниковские всяких чинов люди» с иконами и крестами. Уже тогда духовенство и чиновничество могли подтвердить свою гнилую сущность, трусливо пресмыкаясь перед тем, кто имеет силу.

Позади этой процессии вели связанных одной веревкой «вора и еретика старицу, которая воровала и войско себе збирала, Алёну, Федора Сидорова, поддержавших восстание попов Савву и Пимена и еще 15 повстанцев». Приговор воеводы был беспощаден: приведенных к нему мятежников он велел повесить на Рябчиковой горе за рекой Мокшей. А Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» сжечь в срубе на главной площади Темникова. «Русская Жанна Д’Арк встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что ее палачи были потрясены и распустили слух, что Алена - колдунья, потому и не чувствует боли. «Ее мужество проявилось и во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись, смело прыгнула в нее и захлопнула за собой крышку. И даже когда все было охвачено пламенем, она не издала ни звука».

Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша». В ней Фриш пишет:

“Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых… Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук.”

Расправившись с народной воительницей Алёной, царские сатрапы пытались уничтожить и саму память о ней. Долго потом в народе передавались последние слова идущей на костер героини: «Если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!» А еще на месте казни не нашли даже цепей, поэтому в народе затеплилась вера, что Алена спасена, жива и вот-вот снова сядет на коня. И она вернулась! Через века образ народной заступницы воплотился в произведениях Дмитрия Кедрина, Василия Шукшина, Сергея Злобина и картинах нижегородских художников Сергея Сорокина и Галия Надеждина.

В нашей же памяти героиня народной борьбы сохранится как образ несгибаемой воли к справедливости, образ борьбы за свободу нашего народа и одна из зачинательниц русской повстанческой традиции!

Товарищ Брон.

Вконтакте

Монахиня Алёна Арзамасская во второй половине XVII века возглавила многотысячный отряд повстанцев, который стал частью армии Степана Разина. Спустя несколько месяцев восставшие были разбиты под городом Темниковым войсками воеводы Юрия Долгорукова, а саму монахиню вместе с другими пленниками казнили.

Прошлое атаманши

До наших дней дошли немногочисленные исторические документы об Алёне Арзамасской. Известно, что она родилась в семье крепостных крестьян в слободе под Арзамасом, рано была выдана замуж и вскоре овдовела. Монашеский постриг в Никольском женском монастыре Алёна приняла вследствие крайней нужды. Историки утверждают, что именно в монастыре монахиня научилась читать и писать, а также освоила азы народной медицины.
При каких обстоятельствах Алёна Арзамасская решилась на организацию повстанческого отряда, не известно.

Когда о ней впервые услышали московские власти

Согласно одной из воеводских записок, Юрию Долгорукому доложили о рассказе пленного руководителя одной из повстанческих групп армии Степана Разина, сообщившего на допросе о «бабе-ведунье», которая собирает по селам воровских людей и объединяет их в отряд. Информатор доложил, что старица пользуется большим авторитетом у бунтовщиков, а ее повстанцы – грозная сила.

Захват Темникова

После объединения отряда Алёны Арзамасской с войском другого повстанца Федора Сидорова количество бунтовщиков достигло семи тысяч человек. Вооружено это соединение было не только ружьями и холодным оружием, но и трофейными пушками. Им удалось захватить город Темников и два месяца продержаться в нем. Руководя городом по своему усмотрению, Алёна Арзамасская «прелестными письмами» пыталась сагитировать как можно больше жителей окрестных сел и деревень, чтобы те присоединялись к повстанцам. Параллельно старица лечила народными средствами раненых и больных, используя, в том числе, и заговоры.

Поражение повстанцев

В конце ноября 1670 года под Темниковым объединенный отряд Алёны Арзамасской и Федора Сидорова был разбит войсками воеводы Ивана Лихарева. Темников сдался властям, и войска полковника Василия Волжинского были встречены «лучшими людьми города» с деньгами и слезными просьбами о прощении за то, что пришлось пребывать «под воровской властью».
Алёна Арзамасская с несколькими повстанцами билась до последнего, укрывшись в соборе Темникова. В начале декабря в город вошло войско Юрия Долгорукова, и сопротивление бунтовщиков было окончательно сломлено, а уцелевших их лидеров захватили в плен.
Спустя 7 лет после этой битвы немецкий публицист Иоганн Фриш в Германии издал брошюру, которая на сегодняшний день является единственным более или менее подробным документальным свидетельством, описывающим внешний вид, характер атаманши-старицы Алёны Арзамасской и ее последние часы жизни.

Как ее пленили и казнили

Фриш, который воевал в русском войске наемником, писал, что Арзамасская отстреливаясь из лука, убила несколько солдат воеводского войска. Когда «боеприпасы» иссякли, она упала у алтаря, и в таком положении была пленена. Наемник сообщил в своей брошюре, что поверх монашеского одеяния Алёна носила военные доспехи и оказалась очень сильной женщиной – ни одному из солдат не удалось натянуть тетиву лука, из которого стреляла атаманша.
Свыше полутора десятков пленных, среди которых был и Федор Сидоров, по приказу Юрия Долгорукова повесили за рекой Мокшей. Арзамасскую же воевода повелел сжечь в срубе как еретика и колдунью, побросав в огонь и ее «воровские письма» и «колдовские коренья».

Предварительно монахиня стойко перенесла пытки, ни разу не вскрикнув, чем потрясла своих палачей, утвердившихся в мысли, что атаманша на самом деле ведьма. Иоганн Фриш был свидетелем ее казни.
Перед смертью закованная в цепи Алёна Арзамасская произнесла короткую речь, смысл которой сводился к тому, что при большем количестве восставших Юрию Долгорукову повстанцев было бы не победить. Затем атаманша-старица сама прыгнула в горящий сруб и молча встретила свою смерть. Примечательно, что на пепелище потом не нашли цепей, которыми была скована покойная. Поэтому в народе долго жило предание, что «русская Жанна д"Арк» осталась жива, и непременно должна вернуться, чтобы вновь поднять людей на восстание.

Монахиня Алёна Арзамасская во второй половине XVII века возглавила многотысячный отряд повстанцев, который стал частью армии Степана Разина. Спустя несколько месяцев восставшие были разбиты под городом Темниковым войсками воеводы Юрия Долгорукова, а саму монахиню вместе с другими пленниками казнили.

Прошлое атаманши

До наших дней дошли немногочисленные исторические документы об Алёне Арзамасской. Известно, что она родилась в семье крепостных крестьян в слободе под Арзамасом, рано была выдана замуж и вскоре овдовела. Монашеский постриг в Никольском женском монастыре Алёна приняла вследствие крайней нужды. Историки утверждают, что именно в монастыре монахиня научилась читать и писать, а также освоила азы народной медицины.
При каких обстоятельствах Алёна Арзамасская решилась на организацию повстанческого отряда, не известно.

Когда о ней впервые услышали московские власти

Согласно одной из воеводских записок, Юрию Долгорукому доложили о рассказе пленного руководителя одной из повстанческих групп армии Степана Разина, сообщившего на допросе о «бабе-ведунье», которая собирает по селам воровских людей и объединяет их в отряд. Информатор доложил, что старица пользуется большим авторитетом у бунтовщиков, а ее повстанцы – грозная сила.

Захват Темникова

После объединения отряда Алёны Арзамасской с войском другого повстанца Федора Сидорова количество бунтовщиков достигло семи тысяч человек. Вооружено это соединение было не только ружьями и холодным оружием, но и трофейными пушками. Им удалось захватить город Темников и два месяца продержаться в нем. Руководя городом по своему усмотрению, Алёна Арзамасская «прелестными письмами» пыталась сагитировать как можно больше жителей окрестных сел и деревень, чтобы те присоединялись к повстанцам. Параллельно старица лечила народными средствами раненых и больных, используя, в том числе, и заговоры.

Поражение повстанцев

В конце ноября 1670 года под Темниковым объединенный отряд Алёны Арзамасской и Федора Сидорова был разбит войсками воеводы Ивана Лихарева. Темников сдался властям, и войска полковника Василия Волжинского были встречены «лучшими людьми города» с деньгами и слезными просьбами о прощении за то, что пришлось пребывать «под воровской властью».
Алёна Арзамасская с несколькими повстанцами билась до последнего, укрывшись в соборе Темникова. В начале декабря в город вошло войско Юрия Долгорукова, и сопротивление бунтовщиков было окончательно сломлено, а уцелевших их лидеров захватили в плен.
Спустя 7 лет после этой битвы немецкий публицист Иоганн Фриш в Германии издал брошюру, которая на сегодняшний день является единственным более или менее подробным документальным свидетельством, описывающим внешний вид, характер атаманши-старицы Алёны Арзамасской и ее последние часы жизни.

Как ее пленили и казнили

Фриш, который воевал в русском войске наемником, писал, что Арзамасская отстреливаясь из лука, убила несколько солдат воеводского войска. Когда «боеприпасы» иссякли, она упала у алтаря, и в таком положении была пленена. Наемник сообщил в своей брошюре, что поверх монашеского одеяния Алёна носила военные доспехи и оказалась очень сильной женщиной – ни одному из солдат не удалось натянуть тетиву лука, из которого стреляла атаманша.
Свыше полутора десятков пленных, среди которых был и Федор Сидоров, по приказу Юрия Долгорукова повесили за рекой Мокшей. Арзамасскую же воевода повелел сжечь в срубе как еретика и колдунью, побросав в огонь и ее «воровские письма» и «колдовские коренья».

Предварительно монахиня стойко перенесла пытки, ни разу не вскрикнув, чем потрясла своих палачей, утвердившихся в мысли, что атаманша на самом деле ведьма. Иоганн Фриш был свидетелем ее казни.
Перед смертью закованная в цепи Алёна Арзамасская произнесла короткую речь, смысл которой сводился к тому, что при большем количестве восставших Юрию Долгорукову повстанцев было бы не победить. Затем атаманша-старица сама прыгнула в горящий сруб и молча встретила свою смерть. Примечательно, что на пепелище потом не нашли цепей, которыми была скована покойная. Поэтому в народе долго жило предание, что «русская Жанна д"Арк» осталась жива, и непременно должна вернуться, чтобы вновь поднять людей на восстание.

Алёна Арзамасская - женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина ; ранее была монахиней («старицей»), по происхождению -крестьянка Выездной Слободы у г. Арзамас. Когда войско Разина было разбито под Симбирском (окт. 1670), А. повела лесами свой отряд, насчитывавший ок. 600 чел., к г. Темников и соединилась с отрядом сподвижника Разина - Ф. Сидорова. Вместе они захватили город и стали обороняться от осадивших Темников цар. войск во главе с воеводой кн. Ю. Долгоруким. Вместе с Сидоровым А. управляла городским хоз-вом и обороной города, лечила раненых травами и кореньями, за что её прозвали колдуньей. 30 нояб. в 15 верстах от Темникова, у с. Веденяпино, произошло сражение между повстанцами и отрядом цар. войска во главе с воеводой И. Лихаревым. Восставшими (ок. 7 тыс.) руководили атаманы Ф. Сидоров, С. Сукин, Е. Иванов; у них были и пушки. В результате «большого боя» повстанцы потерпели поражение, и в Темников, оставшийся без войска, был послан с отрядом голова В. Волжинский. «Городские лучшие люди», которые «не приставали к воровским людям», вышли к нему с иконами и крестами и 340 руб., чтобы простил их за то, что «у воровских людей были поневоле». 4 дек. в город вступил с войском и воевода кн. Долгорукий. За 2 версты от городских ворот его встречали протопоп, священники и «темниковские всяких чинов люди» с иконами и крестами. Позади этой процессии вели связанных одной верёвкой бунтовщиков во главе с А. От иностр. наёмников в цар. войске стало известно, как была захвачена в плен А.: она осталась в Темникове и продолжала руководить его обороной. Когда Волжинский вошёл в город, А. укрылась в соборе, продолжая отстреливаться стрелами, и убила ещё несколько человек. «Увидев, что сопротивляться бесполезно и все кончено - собор окружен со всех сторон, - атаманша отвязала саблю, отшвырнула ее и бросилась навзничь к алтарю. Трудно себе вообразить изумление стрельцов, ворвавшихся в церковь, при виде женщины в монашеском платье и поверх него надетых военных доспехах. Нельзя было поверить, что женщина руководила бесстрашно и длительно обороной города. Современник событий пишет, что во всем войске Долгорукого не нашлось ни одного человека, который смог бы до конца натянуть принадлежавший ей лук - такой силой обладала Алена!» Приговор воеводы был беспощаден: всех приведённых к нему 16 человек он велел повесить, а А. вместе с её «воровскими письмами и кореньями велел сжечь в срубе». Известно, что А. встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что палачи были потрясены и распустили слух: А.- колдунья, потому и боли не чувствует. Для её казни соорудили сруб из дерева, обложив его соломой и сухими ветками. А. якобы сказала перед смертью, что «если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять! Затем Алена перекрестилась, смело прыгнула в сруб, захлопнула за собой крышку, и никто не услышал более ни единого звука, пока пламя не сожрало все». Так иностранные очевидцы описали смерть А. между 4 и 6 дек. 1670. И в народе она приобрела широкую известность благодаря своей храбрости, а также героическому поведению на допросе и во время казни.

В истории Крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина много неясного. Прежде всего, непонятно, почему большинство сведений об этом восстании сохранилось именно в западных источниках. Спустя всего лишь после восстания – «бунт Стеньки Разина» стал предметом научных исследований в европейских университетах! Даже революция 1917 года не привлекла к себе внимания зарубежных историков столь быстро. При этом в России не уцелело даже следственное дело предводителя мятежников! Что вряд ли можно считать случайностью.

Восстание в Мордовии

Осенью 1670 года восстание, которое обычно называют крестьянским или казацко-крестьянским, широко разлилось по территории Среднего Поволжья. Оно распространилось быстро, как пожар. Тут и там стремительно возникали многотысячные и неплохо по тем временам вооружённые (ещё одна загадка) отряды бунтовщиков, возглавляемые авторитетными и искушёнными в военном деле командирами. История донесла до нас имена наиболее известных из них: Михаил Харитонов, Василий Фёдоров, Максим Осипов, Павел Елушев, Акай Боляев. Среди них – и инокиня Алёна, известная лишь по имени да по месту рождения.

Это был регион лишь недавно подвергшийся поверхностной русификации. Большинство населения, если не всегда по крестильным именам, то по языку составляли крещёные инородцы: мордва, марийцы (черемисы), чуваши, были и некрещёные – мишари (мещеряки), татары.

Восстание бушевало совсем рядом с автономным Касимовским царством. Примечательны показания некоторых пленных разинцев: на допросах, они говорили, что целью их отрядов является город Касимов

Считается, что восставшие потерпели поражение, потому что не смогли объединить действия отдельных отрядов и были поодиночке разбиты царскими войсками. Предводительницей одного из самых многочисленных и удачливых отрядов стала женщина – инокиня Алёна из Арзамаса.

Знахарка

На самом деле Алёна была родом из Выездной Слободы, что совсем рядом с нынешней городской чертой Арзамаса (сейчас называется Выездное). В те времена это была казачья слобода, основанная во время войн Ивана Грозного против марийцев. Судя по всему, изначально население слободы составляли мещёрские казаки – мишари.

Неизвестно, было ли имя Алёна крестильным или уже иноческим именем нашей героини. Выданная, как водилось в крестьянских и казацких семьях, рано замуж, Алёна овдовела. В таком положении многие русские женщины предпочитали уходить в монастырь. Нам неизвестен её возраст к моменту восстания. Неизвестно также, много ли лет она провела в монастыре перед этим.

Единственная достоверная черта биографии – Алёна была знахаркой и лекаркой. Она знала лечебные свойства растений и другого природного сырья, умела их применять. По-видимому, про её мастерство в этом деле было известно в округе. Судя по всему, еще до начала восстания Алёна обладала некоторым авторитетом в округе, что и позволило ей довольно быстро возглавить повстанцев.

С христианской точки зрения, знание лечебных сил растений считалось ведовством. В монастыре оно точно не поощрялось, а за монастырскими стенами едва терпелось властями. Следовательно, Алёна могла получить свои знания только до прихода в монастырь. Вероятно, многое она знала ещё с детства. Для уроженки мещёрских, муромских, мордовских краёв это не удивительно: русские всегда считали «чудь», «мордву» колдунами, знающимися с нечистой силой.

Монашка в бегах

Неизвестно, бежала ли Алёна из монастыря непосредственно перед восстанием или уже давно была монашкой в бегах. Неизвестен в точности даже тот монастырь, где она приняла постриг. Историки говорят о женском Николаевском монастыре под Арзамасом, но это не точно. Ведь даже с местом её рождения выходит путаница. Есть свидетельства, что она была родом из-под Красной Слободы.

Впрочем, она вполне могла там жить перед началом восстания. Её популярность и навыки говорят, скорее, в пользу того, что вооружённые драки и скитания по больших дорогам были для неё не в новинку. То есть, прежде чем в Поволжье распространились вести о Стеньке Разине, Алёна уже какое-то время была «каликой перехожей» и занималась целительством вне монастырских стен. Побег из монастыря да в сочетании с таким колдовским ремеслом это уже двойное преступление против религии, наказывавшееся по Соборному уложению 1649 года сожжением живьём. Становясь во главе мятежников, Алёна практически ничего не теряла.

Лгут ли иностранцы

Дальнейшие события – её руководство восстанием, оборона города Темникова от царских войск, пленение и казнь – хорошо описаны в литературе и популярных статьях. Любопытно, что известия о разгроме Разина и его соратников, об их лютых казнях, появились за рубежом раньше, чем в России. Остается загадкой, кто об этом позаботился и зачем. Известно, во всяком случае, что иностранные наёмники составляли львиную долю московского царского войска при подавлении восстания.

Историки Елена Чистякова и Владимир Соловьёв, выпустившие в 1988 году книгу «Степан Разин и его соратники», считают, что многие иностранные свидетельства об Алёне Арзамасской элементарно могли быть вымыслом. В частности, её исключительная нечувствительность к пыткам была известным европейским художественным приёмом, призванным внушить читателям уверенность в том, что казнённая действительно была ведьмой, обладала какою-то сверхъестественной силой. К таким же средствам относится и упоминание о мощном луке атаманши, который якобы не смог натянуть никто из царских воинов.