Алена Румянцева
Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками .

На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования : внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, что в свою очередь вносит свои коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания , направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Новая образовательная ситуация требует использования методов , обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности , самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения .

По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) - методы , позволяющие активизировать учебный процесс , побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Суть активных методов обучения , направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах :

Формирование положительной учебной мотивации;

Повышение познавательной активности детей ;

активное вовлечение детей в образовательный процесс;

Стимулирование самостоятельной деятельности;

Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

Эффективное усвоение большого объема информации;

Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

Развитие навыков самостоятельного умственного труда;

Развитие универсальных навыков.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах : Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. А. Данилова, В. П. Есипова, М. В. Кларина, М. Крулехта, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности» , разработанная академиком А . Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения , так и воздействия на него.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности . Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста .

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в совместно детско-взрослой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения , объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.

Активные методы обучения

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент : они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному : «ДИД - думай и делай!» .

Метод проектов - это один из методов обучения , способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения , когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий . Это обучение через деятельность .

Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Еще один активный метод – «Мозговая атака» . Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем . Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы , развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966.-№6. – С. 13-15.

3. Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии : проблемы и перспективы. - М., 1990

4. Лернер И. Я. Проблемное обучение . - М., 1974.

5. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание . -1983. - № 10. - С. 38-46.

6. Российская энциклопедия по охране труда : В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007. Т. 1 : А-К. - 440 с.

7. Смолкин А. М. Методы активного обучения : Науч. -метод . пособие. - М.: Высш. шк., 1991.-176 с.

Применение активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ

В настоящее время в системе произошли значительные изменения. Нормативно правовые документы федерального уровня, такие, как Закон об образовании от 01.01.01 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли существенные коррективы в работу дошкольных учреждений. Изменились и требования к образовательному процессу в сторону инноваций. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми требует специальных, совершенно новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Образовательный процесс ДОУ должен исходить из интересов детей, перспектив их развития, признавать за ними право на выбор. Одним из показателей преобразований, происходящих в дошкольном образовании, является переход на активные методы обучения. Внедрение активных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса ДОУ.

Для этого необходимо преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, создать условия для детей в активную образовательную деятельность. Актуальность выбора современных образовательных технологий, обусловлена тем, что они в отличие от традиционных, доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивают развитие их познавательной и творческой активности. Появление методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать обучающихся и способствовать её повышению. Выделяют четыре вида активности: мышление, речь, действие и эмоционально-личностное восприятие информации. Степень активизации детей рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляются. Например, в беседе или дискуссии используются мышление и речь, на практическом занятии — мышление, речь и действие, и иногда эмоционально-личностное восприятие, в — все виды активности, на экскурсии - эмоционально-личностное восприятие. Для повышения эффективности образовательной деятельности необходимо выбирать такие организационные формы занятия, которые бы сочетали в себе все виды активности.

К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, деловые игры, драматизация, театрализация, которые традиционно используются педагогами в образовательном процессе ДОУ. А так же такие творческие игры, как «Диалог», «Мозговой штурм», метод аналогий и ассоциаций. Такие современные методы, как проекты, компьютерные технологии, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), адаптированные к дошкольному возрасту, в настоящее время так же активно внедряются в работу с дошкольниками.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которая направлена на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством комплексного использования как педагогических, так и организационных средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.

Успешность внедрения активных методов обучения в образовательный процесс дошкольного учреждения невозможна без освоения и использования . Один из методов «Применение » позволяет сделать образовательную деятельность в ДОУ более привлекательной, интересной и современной. Компьютерные технологии обогащают эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие дошкольников, обновляют формы работы с ними, являются одним из методов активного обучения дошкольников, так как расширяет возможности изучения материала в игровой форме, позволяет делать анализ и поправки во время самой деятельности, обеспечивает интересную современную наглядность. При обучении посредством мультимедиа, у обучаемого ребенка одновременно задействованы две ведущие модальности восприятия и переработки информации: визуальная и звуковая.

Психологические исследования показывают, что вербальная информация лучше усваивается, если сопровождается наглядным показом. Такое смешанное обучение способствует более эффективному усвоению и запоминанию материала и является более полезным. Таким образом, многомодульное обучение повышает познавательный интерес детей, активизирует их психические процессы, такие, как память, внимание, мышление, способствует восприятию, пониманию и лучшему запоминанию. Педагоги нашего детского сада активно используют компьютерные технологии в работе с детьми. Так же, и в дошкольном учреждении, и на муниципальном уровне между детскими садами района, часто проходят конкурсы мультимедийных проектов и презентаций к занятиям, в которых педагоги успешно участвуют. Таким образом, в ДОУ разработаны, созданы и функционально используются в работе с детьми специальные мультимедийных тесты, игровые задания, мультимедийные пособия в виде видеоальбомов, слайд-шоу, мультимедийные журналы, многофункциональные тренажеры.

Дополнительные эффекты, красочное оформление, музыкальное сопровождение и занимательная информация помогают удерживать интерес детей в созданной таким образом обучающей среде.

В детском саду так же используются и другие методы активизации:

дидактическая игра, игровые и проблемные ситуации, эвристические и проблемные беседы, дискуссии, ролевые игры

Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми адаптированный к дошкольному возрасту метод мозгового штурма. Метод достаточно старый, но эффективный, хотя и не достаточно часто применяемый в работе с дошкольниками и более популярный в работе с педагогами.

В работе с детьми особенно важно соблюдать его правильную организацию. Для этого сначала необходимо настроить детей на творческую работу. Поэтому проводим сначала интеллектуальную разминку, можно с творческими заданиями. Длительность разминки -2 мин. Лучше проводить разминку по кругу, получается быстро и динамично. Затем - ввод в проблемную ситуацию. Следующий этап - постановка проблемы. Проблема должна быть насущной, жизненно важной для дошкольников, соответствовать их возрастным особенностям. Дети, в результате предварительно созданной педагогом определенной среды или ситуации, должны понять, что возникла проблема, которую необходимо решить. Длительность данного этапа -3-5 минут. Затем этап генерации идей - 5-8мин. Детям предлагается предложить самые разнообразные, даже фантастические, идеи (аналогии, сравнения, фантастические образы) для решения проблемы. Опыт показывает, что дети менее критичны в оценке выдвигаемых идей, чем взрослые. Самое главное, в это время поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

Следующий этап – отбор идей. Педагогу важно на данном этапе найти в каждой идее рациональное зерно и вывести решение проблемы. В завершении этап рефлексии, 2-3 мин. В итоге, для решения выдвинутой детьми проблемы требуется 25-27 мин. Можно использовать в конце занятия сюрпризный момент или момент морального или материального выбора. Таким образом, дети поймут важность проделанной работы, ее эффективность и завершенность, почувствуют себя уверенными в своих способностях решать разнообразные проблемы. Данный метод активизирует детское мышление, развивает творчество, дает возможность каждому ребенку реализовать себя, не боясь оценки окружающих. В результате этого, дети становятся более свободными и раскрепощёнными и в повседневной жизни ДОУ, и на занятиях.

Используемая в работе с детьми эвристическая беседа является разновидностью мозгового штурма. Относится к методам психологической активизации творческого мышления, для решения изобретательских задач.

В основе - приемы использования аналогий и ассоциаций. Для успешного использования аналогий в решении творческих задач или проблем лучше специально обучить детей старшего дошкольного возраста этим методам на психологических тренингах. Более доступны детям методы личной, прямой и фантастической аналогии.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы, как своей собственной. Например, представь, что ты ковер в группе, штора на окне, сломанная кукла или сломанное деревце, муравей, чей муравейник разорили ребята, и т. п. Или, «Как бы ты поступил, если бы был птенцом, выпавшим из гнезда?». Часто этот метод называют "методом эмпатии". « Покажи походку человека, идущего по горячему песку, у которого болит нога», и т. п.

Прямая аналогия - поиск решений осуществляется среди аналогичных сходных задач. Например, на поиске сходства: «Чем похожи топор и молоток, самолет и птица».

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется. Таким образом, решение проблемы осуществляется как в сказке, с помощью сказочной вещи, например, волшебной палочки: «Если бы я был волшебником, то…», «Если бы у меня был цветик - семицветик, то…»; с помощью сказочного персонажа: золотой рыбки, доброй феи и т. п.

У дошкольников развиваются способности к фантазии и образному мышлению, возникающие при этом эмоции активизируются.

Для включения родителей в образовательный процесс ДОУ эффективно используем метод, близкий, по сути, методу кооперативного обучения, но адаптированный к работе с дошкольниками. Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Родители и ребенок - малая группа. Родители, по заданию воспитателя, выполняют с ребенком конкретную часть работы, по теме занятия. Затем, в рамках образовательного процесса на занятии, дети, работая вместе, объединяют свои усилия для решения общей задачи, в виде обмена полученных дома знаний. В результате этого достигается цель занятия. Таким образом, у детей формируются позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе, проявляются эффекты соревнования и поддержки.

Незаменим в современном образовательном процессе ДОУ и метод проектов.

В результате проектного обучения воспитанники:

    самостоятельно или с помощью родителей охотно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в микрогруппах.

Дети учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, обобщать и сравнивать.

Таким образом, практика показывает, что активные методы обучения в образовательном процессе ДОУ поддерживают познавательный интерес детей, активизируют мышление, повышают результативность обучения, обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Список литературы:

Давыдов развивающего обучения. М.:Интор, 1996 , Хуторский обучения: Дидактика и методика. Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. Белая деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

ктивного обучения в ДОУ

Галина Александровна Лебедева, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №32 № Рябинка в г. Серпухове.

В последнее время многие воспитатели и учителя отмечают равнодушие детей дошкольного и младшего школьного возраста к знаниям, отсутствие мотивации учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов. Таким образом, актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных форм, моделей и технологий для активизации обучения.

Активное обучение представляет собой одно из основных направлений современных педагогических исследований. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагаются самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий обучения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств и компьютерных программ. При этом укажем, что под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают детей к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.

Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.

Активные формы и методы огранизации учебного процесса неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность помогает создавать определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Хотя считается, что активное обучение и построение ситуаций (проблем) в проектной деятельности – это инновация XXI века, на самом деле корни данной методики уходят в далекое прошлое. Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину.

Так, Сократ (470-399 гг. до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» (букв. «повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий учащегося к истине посредством продуманных наставником вопросов. Среди древнеримских мыслителей можно выделить взгляды философа Сенеки (4-65 гг. до н. э.), который говорил, что образование должно формировать, в первую очередь, самостоятельную личность и считал, что говорить должен сам ученик, а не его память, т.е. заученная ранее информация. Рене Декарт (1596-1650 гг.) считал, что нужно прилагать максимум усилий для развития у детей способности к самостоятельным суждениям. Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) в работе «Великая дидактика» утверждал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы ребенка собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений и мнений, необходимо раскрывать в нем способности понимать вещи. А. Дистервег (1790-1866 гг.) полагал, что учитель не только должен «приохотить» ученика к учению, но всегда побуждал его к самостоятельной деятельности.Укажем также, что в 70-е годы XX столетия проблема поисков методов активного обучения нашла отражение в исследованиях М. И. Махмутова, И. Я. Лернера и др., посвященных проблемам раннего и школьного обучения.

Независимо от указанных исследований, также шел поиск так называемых активных методов обучения (АМО), обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов у детей и интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.

В целом активное обучение можно представить следующим образом:

Принудительная активизация мышления, когда ребёнок вынужден быть активным независимо от его желания.

Достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, т.к. их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего проекта).

Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности детей.

Постоянное взаимодействие обучаемых и воспитателей посредством прямых и обратных связей.

Значительный интерес в дошкольном образовании представляет проектная деятельность. В основе каждого проекта обычно лежит какая-либо проблемная ситуация, сущность которой состоит в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности воспитанника. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают несколько типов проектов:

исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);

творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;

игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;

информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;

практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения. Например, поиск формы реализации проекта может осуществляться в ходе дискуссии, деловой игры или «мозгового штурма».

Этот метод служит инструментом исследования и изучения ситуации, оценки и выбора правильного решения. Ситуации, как и проекты, могут быть стандартные, критические и экстремальные.

Таким образом, обучение по данной методике состоит из следующих этапов:

подготовка сюжета ситуации;

формулировка вопросов-заданий слушателям;

групповая работа над изучением ситуации;

групповая дискуссия;

итоговая беседа с принятием определенного решения.

Ситуация (или проблема в проектном обучении дошкольников) является одним из важнейших методов, применяющихся в педагогической практике, т.к. она активно способствует тренировке мышления, обогащению активного и пассивного словаря, развитию внимания и памяти. Решение конкретной ситуации подразумевает определенное сочетание фактов и факторов из реальной жизни. Участники становятся действующими лицами, как бы актерами, пытающими найти решение, то есть прийти к самостоятельному выводу.

Деятельность, проходящая с опоройна личный опыт и интересребенка, его умение ответить на вопрос без наглядного материала или без предварительной беседы, более продуктивна, т.к. участники стремятся выдвинуть как можно больше версий и идей, не подвергаясь и не боясь критики взрослого, а потом самостоятельно (или при минимальном участии воспитателя) их обсудить и развить, оценивая возможности их доказательства или опровержения. Воспитанник сам должен определить, в чем заключается проблема, проанализировать ее в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути ее решения. Основная роль воспитателя здесь заключается именно в создании проблемной ситуации и в подведении итогов версий детей.

Так, например, воспитатель предлагает детям ситуацию: «Представьте, что мы с вами очутились в далеком прошлом, где нет ни электричества, ни водопровода, ни газовых плит. А мы очень проголодались. Что нам делать?». Дети начинают предлагать свои решения данной проблемы и обсуждать ответы сверстников. В результате возникает дискуссия. Воспитатель не вмешивается в данный процесс, но внимательно выслушивает все ответы детей, анализирует их и в конце подводит воспитанников к правильному решению проблемы. Именно дискуссии со сверстниками, проговаривание или обсуждение ответов на заданную тему активизирует мыслительную деятельность дошкольников и формирует речь, воображение, мышление и умение взаимодействовать в коллективе.

Отметим, что активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Как представляется, экспериментальные данные показывают целесообразность использования именно активных методов обучения.

Активные методы обучения формируют у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

Как показывает мой личный опыт, проблемное обучение можно успешно применять во всех видах НОД при условии, что у воспитателя выработан четкий план проведения каждого проекта и есть необходимое материально-техническое обеспечение. Обучение творческому мышлению именно в детском саду требует от педагога особых волевых и эмоциональных качеств, а также основательного продумывания и длительной подготовки.

С помощью активных методов обучения в дошкольниках можно развить, в первую очередь, важную способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, а также полезный навык работать в команде, и принимать на себя ответственность за других.

Список использованной литературы

Активные формы и методы обучения, Минск, Наука, 1993.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1991.

Системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Уважаемые коллеги, освоение технологии АМО позволит вам сделать занятия современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.

В статье дается подробная характеристика активных методов обучения и особенности их использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология АМО – образовательные технологии новых стандартов

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать воспитанников и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши воспитанники не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы дает ответы "Технология АМО".

Сейчас идет речь о разработке для дошкольных учреждений стандартов. Стандарт - это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Это вектор движения – к реальному учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Важнейшим условием полноценной реализации данных требований является изменение позиции воспитанников. Переход из позиции пассивного объекта, послушно исполняющего задания на запоминание и воспроизведение информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.

Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

На сегодняшний день, опыт показывает, что активные методы обучения эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи.

Что же это за технология активных методов обучения?

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры.

Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.

В технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:

  • инициация (приветствие, знакомство)

Можно необычно начать занятие, предложив детям поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»


Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

  • вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

Вместо привычного устного рассказа воспитателя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Н-Р, при изучении темы «Овощи» детям предложить, используя геометрические фигуры, цвет, форму, включив ассоциацию, сказать о чем идет речь. И плавно подвести к определению новой темы.

  • определение ожиданий воспитанников(планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)


Методы, используемые на этом этапе позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «Датчик настроения» (с помощью веселых или грустных смайликов дети выставляя на датчик, определяют настроение)

Фаза 2. Работа над темой
Этапы:

  • закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)

обсуждение предыдущей темы.

Метод «Найди пару» (Тема «Фрукты» один ребенок описывает фрукт, второй находит отгадку)

  • интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Метод «Волшебный мешочек» (вытаскивая из мешочка по одному предмету, рассказать о нем, дать информацию)

  • проработка содержания темы (групповая работа воспитанников над темой урока)

Метод «Путаница» (помочь художнику раскрасить только овощи)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:

  • эмоциональная разрядка (разминки)

Метод «Эстафета» - Чья команда быстрее соберет овощи в корзину.

  • подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Дети самостоятельно анализируют и оценивают занятие.

Метод «Солнышко». Показываем детям карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. Дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Дети подходят к доске и вставляют лучики.

На этом этапе идет выяснение и получение обратной связи от детей, от прошедшего занятия.

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия или мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или развлекательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия воспитанников смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности воспитанников в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.

Суть , ценностное ядро данной технологии состоит в том, что воспитанники, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить воспитателю или родителям, не целью получить оценку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося . И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

При системном использовании активных методов роль воспитателя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему воспитанников – из «контролирующего органа» воспитатель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с воспитанником. Растет доверие к воспитателю, растет его авторитет и уважение у детей. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей дошкольников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.


Активные методы обучения как условие формирования готовности педагогов к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы).

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Современным детям необходим современный педагог. В соответствии с требованиями новых нормативных документов в области дошкольного образования специалист должен обладать теоретическими психолого-педагогическими знаниями, умением организовать и осуществлять образовательный процесс, реализуя принцип интеграции, а так же систематически повышать свой профессиональный уровень.

По мнению многих авторов (М. М. Бирштейна, А. И. Васильевой, П.И. Третьякова и др.) повышение профессионального мастерства педагога — это непрерывный, комплексный и творческий процесс. Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах.

Все исследователи едины в том, что методическая работа - это основной путь повышения профессионального мастерства педагога и его компетентности.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию методических мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы:

  • формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;
  • недостаточна практическая направленность методической работы, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям;
  • недостаточно изучаются возможности педагогов;
  • недостаточное осуществление педагогического анализа, зачастую происходит отождествление его с контролем.

Поэтому необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе организации методической работы в ДОУ выдвигается на первый план. Так, например, Центр дистанционного обучения «АВС-Центр» организует и проводит обучение по различным, наиболее востребованным программам и направлениям.

Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Пристальное внимание этим методам ученые и практики стали уделять в 60-е годы 20 века, что было связано с поиском путей активизации обучаемых в образовательном процессе. Познавательная активность обучаемых выражается в устойчивом интересе к знанию, разнообразных самостоятельных учебных действиях.

Традиционная технология обучения слабо развивает познавательную активность, т.к. направлена на то, чтобы обучаемый слушал, запоминал, воспроизводил сказанное. Психологами так же доказано существование зависимости усвоения материала от метода его сообщения. При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, ТСО и проведении дискуссий - до половины, а при разборе конкретных ситуаций - почти всю информацию. Кроме того, если слушатели воспринимают не готовый материал, а участвуют в выработке единого мнения, «открывают новое», то оно становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.

Цели активных методов обучения:

  • развитие информационной компетентности;
  • развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии;
  • развитие умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат;
  • проявление активности и самостоятельности;
  • развитие чувства командного единства.

Классификация активных методов обучения.

Активные методы обучения в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками классифицируются на:

Неимитационные методы

Имитационные методы

  • проблемная лекция;
  • эвристическая беседа;
  • дискуссия;
  • исследовательский метод;
  • консультация - диалог;
  • консультация парадокс или консультация с запланированными ошибками;
  • экспресс-опрос;
  • педагогическая викторина;
  • педагогический кроссворд;
  • и др.

Цель: обучение профессиональным умениям и навыкам через моделирование профессиональной деятельности.

  • решение ситуационных задач;
  • деловая игра;
  • ролевая игра;
  • игровая командная диагностика;
  • эстафета передового опыта;
  • и др.

Для формирования готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста были использованы следующие формы работы:

  • традиционные: консультации, семинар-практикум;
  • методические мероприятия с применением активных методов обучения: метод игрового моделирования (организационно-деятельностная игра «педагогический пробег» (приложение 1) , педагогический КВН);
  • педагогическая викторина;
  • мастер-класс;
  • смотр - конкурс.

Приложение 1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повышать эффективность процесса организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • способствовать формированию у педагогов готовности к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
  • обогащать и систематизировать знания в области организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • развивать умение дискутировать, выступать, отстаивать свою точку зрения.

План подготовки игры.

1. Определение цели и задач игры.

2. Разработка сценария игры - определение «станций».

4. Продумывание методического обеспечения игры: конкретных рекомендаций по прохождению группами каждой «станции», критериев оценки результатов, разработка оценочных листов и др.

5. Разработка правил игры.

6. Определение комплекта ролей: «Лидер группы», «Аналитик группы», «Эксперты»

7. Оформление наглядности.

8. Подбор педагогической и методической литературы по теме.

Ход игры:

1. Выступление зав. зам. по ВМР «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ».

2. Обсуждение правил, хода игры, регламента.

3. Работа в группах по «станциям»:

  • «Методическая»

а) Перечислите структурные компоненты познавательно-исследовательской деятельности.

б) Перечислите виды познавательно-исследовательской деятельности.

в) Дайте характеристику видов познавательно-исследовательской деятельности (сформулируйте понятия).

  • «Диагностическая» - По каким показателям и критериям можно судить об уровне сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста?
  • «Аналитическая» - Как можно в ходе анализа предметно-пространственной развивающей среды определить ее направленность на решение задач формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?

4. Выступление «экспертов» с анализом и оценкой эффективности работы всех участников и игры в целом.

5. Подведение итогов игры.

6. Рефлексия - заполнение анкеты участника методического мероприятия. Цель: определение эффективности мероприятия.

Литература:

1. Волобуева, Л. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. Волобуева. - М.: Сфера, 2003.

2. Голицына, Н. Использование методов активного обучения в работе с кадрами / Н. Голицына // Ребенок в детском саду. - 2003. - №№ 2,3.

3. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Управление ДОУ. - 2004. - №2.