«Оскорбительные прозвища подобны ядовитым стрелам, — пишет американский психолог Хаим Гинот в своем бестселлере «Между родителем и ребенком» (с.54). — Их можно посылать лишь в врагов, но не в наших детей.

Когда человек говорит: «Это уродливый стул», — то стул не ощутит боли. Но если назвать ребенка уродом, то это окажет разрушительное влияние на его тело и душу. Он испытает чувства стыда, гнева, ненависти. Жажда мести вызовет угрызения совести, а те, в свою очередь, ощущения тревоги и беспокойства.

Если учителя и родители постоянно твердят ребенку, что он глуп (или ленив), то он начинает в это верить. Ребенок перестает стараться, полагая, что единственный способ избежать унижения — это прекратить попытки преуспеть в учебе. «Если я не буду пробовать, то и не буду терпеть неудачи», — скажет он себе».

«Ах, злые языки страшнее пистолета!» — писал Грибоедов. А унижающие человеческое достоинство прозвища бывают хуже стрел. Стрелы поражают тело, а слова — душу!

«Жизнь и смерть во власти языка»! — учил нас мудрый царь Соломон (Притчи 18:21). Мудрецы Талмуда приравнивают публичное оскорбление к убийству: «Тот, кто позорит ближнего публично, как будто проливает кровь» (Бава Мециа 58B). Это не нравоучение, а строгий закон, который говорит: так же, как запрещено убивать ближнего даже под страхом смерти, точно так же под страхом смерти запрещено наносить ему публичное оскорбление!

Более того, в некотором смысле оскорбление считается большим преступлением, чем убийство. Убийца, наказываемый смертной казнью, не лишается мира грядущего. Тогда почему «тот, кто публично позорит ближнего, не имеет удела в будущем мире» (Поучения отцов 3:12)?

Почему душу преступника постигает большее наказание за оскорбление, чем за убийство?

Убийство — это мгновение, а публичное оскорбление подобно долгой и мучительной смерти, объясняют мудрецы (Тана деБей Элиягу). Страдания от публичного оскорбления мучительнее смерти, соглашается рабейну Йона (Врата Раскаяния). Хофец Хаим писал, что оскорбление, нанесенное непублично, также приносит страдания и заслуживает наказания.

Но если так, то почему человек, который оскорбляет ближнего прозвищем, к которому тот привык и больше этого не стыдится, все равно несет наказание, и его душа никогда не выйдет из Ада (Бава Мециа 58B)?

— Каждый человек сотворен по образу и подобию Творца, — объясняет Магараль из Праги. — У каждого есть своя искра Б-жия, своя миссия, свое предназначение в жизни. Поэтому тот, кто оскорбляет человека прозвищем, по сути, отрицает Б-жественное, святое в человеке.

Убийца уничтожает тело ближнего и потому (мера за меру) сам заслуживает физической смерти. Тот, кто унижает человеческое достоинство другого, оскорбляя его прозвищем, уничтожает душу униженного и потому сам заслуживает смерти души.

Часто физическое насилие начинается со словесной агрессии. Унизив человека словом, преступник следом поднимает на него руку! Антисемитская пропаганда фашистов ставила своей целью доказать, что евреи не достойны называться людьми. У них отнимали имена, взамен присваивая номера — безликие прозвища. Так отрицание человеческого достоинства народа привело к массовому убийству.

Наша недельная глава повествует о человеке, заболевшем проказой — «Мецора». Это слово можно прочитать также, как «МоциРа» — «извергающий зло». Мудрецы объясняют, что человек заболел в наказание за те слова зла, которые извергал из себя, унижая других.

Почему наказание за дурной язык так велико? Многие преступления являются следствием слабости, к примеру, человек соблазняется чужим и присваивает это себе. Извергая дурные слова, человек ничего не получает. Для того чтобы извергать зло, нужно самому быть злым изнутри, объясняет ребе из Слонима (Нетивот Шалом).

Унижая кого-то, человек унижает себя! Он проявляет свою суть. Присваивая клички, он проецирует на других мысли о себе.

— Кто уважаем? — спрашивали мудрецы (Завещания Отцов 4:1).

— Тот, кто уважает других!

Это не сделка: я окажу уважение тебе, чтобы ты вернул уважение мне. Нет, просто тот, кто оказывает уважение другим, уважает себя. Этот человек обладает чувством собственного достоинства и проецирует его на других.

И если унижение человеческого достоинства заслуживает наказания, то как велика награда тому, кто оказывает уважение не только богатому, но и бедному, не только взрослому, но и ребенку!

Ах, злые языки страшнее пистолета

Цитата из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (1824), д. 2, явл. 11, слова Молчалина.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Ах, злые языки страшнее пистолета" в других словарях:

    Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Слова Молчалина (действ. 2, явл. 11): «Ах, злые языки страшнее пистолета!» Смысл выражения: нравственные страдания, которые навлекают на человека клеветники, злопыхатели и т. д.,… … Словарь крылатых слов и выражений

    Ах, злые языки страшнее пистолета - крыл. сл. Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 11, слова Молчалина … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ

    Ср. Злые языки страшнее пистолета. Грибоедов. Горе от ума. 2, 2. Молчалин. Ср. Но можешь ли язвить ты так издалека, Как злой язык клеветника, От коего нельзя спастись ни за горами, Ни за морями? Крылов. Клеветник и Змея. Ср. Böse Zunge, ein bös… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ЗЛОЙ ЯЗЫК - 1. ЗЛЫ/Е ЯЗЫКИ/ <{реже }ЗЛОЙ ЯЗЫ/К> кто Сплетники, клеветники, любители пересудов. Имеются в виду лица, недоброжелательно, враждебно или саркастически настроенные по отношению к кому л. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Злые языки… … Фразеологический словарь русского языка

    Языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать … Толковый словарь Ушакова

    язык - Высуня язык (бежать) (просторен.) стремительно, не переводя дыханья. Помчался домой, высуня язык. Держать язык за зубами молчать, не говорить тогда, когда не нужно. Он умеет держать язык за зубами. Длинный язык (у кого) (перен.) о… … Фразеологический словарь русского языка

    - (1795 1829 гг.) писатель и поэт, драматург, дипломат А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. А судьи кто? Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? Ах! злые языки страшнее пистолета. Блажен …

    Грибоедов А.С. Грибоедов Александр Сергеевич (1790 или 1795 1829) Русский писатель, поэт, драматург, дипломат. 1826 находился под следствием по делу декабристов. 1828 назначен послом в Персию, где был убит персидскими фанатиками. Афоризмы, цитаты … Сводная энциклопедия афоризмов

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Горе от ума. Аудиоспектакль (CDmp3) , Грибоедов Александр Сергеевич. Эта комедия входит в золотой фонд отечественной классики. Школьники доныне пишут по ней сочинения, критики и литературоведы по сей день спорят, есть ли в этой сатире на московское общество…
  • Горе от ума (аудиоспектакль) , Александр Грибоедов. Эта комедия входит в золотой фонд отечественной классики. Школьники доныне пишут по ней сочинения, критики и литературоведы по сей день спорят, есть ли в этой сатире на московское общество…

Рассказов Александр

В своем эссе ученик рассуждает о проблеме экологии языка с точки зрения его позитивной и негативной окраски, размышляет о том, насколько наша речь характеризует не только отдельно взятого человека, но и общество в целом, какие факоры влияют на негативное восприятие жизни и приходит к выводу, что язык формирует наше отношение к жизни. Работа была представлена на конкурс "Язык - душа народа" в номинации "Экология языка" в 2017 году.

Скачать:

Предварительный просмотр:

А. Рассказов

(Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Белинского Пензенской области)

ПОЧЕМУ ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА

Конкурс «Язык – душа народа»

Номинация: Экология языка

Учитель: Раткина Светлана Владимировна

Нет правды в человеке, который

не в состоянии контролировать свой язык.

Махатма Ганди

В бессмертном творении Александра Грибоедова «Горе от ума» явно отрицательный герой Молчалин произносит весьма мудрую фразу, ставшую впоследствии, как и многие другие, крылатой: «Ах! Злые языки страшнее пистолета». И пусть в контексте диалога с Софьей она имела несколько иной смысл – Молчалин попросту боится, как бы их отношения не стали предметом пересудов – слова эти очень актуальны и сейчас.

Действительно, злые языки способны если не убить, то отравить жизнь, испортить настроение, понизить самооценку, стать началом конца отношений между людьми. А ведь часто злые слова срываются у нас с языков, казалось бы, и не злых вовсе. Эти слова подобны отравленным стрелам, которые мы щедро пускаем направо и налево, не задумываясь о том, нужна ли нам победа такой ценой…

У молодого современного поэта Алексея Авданина есть такие строки:

Возьми стакан, швырни его об стену,
Теперь проси прощения навзрыд.
Ну что, свершилось? Стал обратно целым?
Вот так людей ломает от обид.

Каждый из нас, независимо от возраста и жизненного опыта, знает, как может ранить порой невзначай брошенное резкое слово или колкое замечание. Люди придумали, как защититься от пуль и снарядов, но защиты от горьких слов не существует, и вряд ли она будет изобретена когда-нибудь. А ведь наши души гораздо более хрупкие, чем стаканы! И у каждого на стекле его души уже немало трещин.

Как-то слышал такую притчу: едет человек утром на работу и думает: «Погода – дрянь, работа ненавистна, коллеги – лицемеры, начальник – подлец, друзья ненадежны…» А за плечом его стоит ангел-хранитель и удивляется: «Каждый день у человека одни и те же желания, странные какие-то, нерадостные… Но ничего не поделаешь, надо выполнять». И открылся мне, пятнадцатилетнему, в этой притче великий смысл: какой хотим мы видеть жизнь и людей вокруг, такими они и будут. Мы оформляем свои мысли в слова, а слово, как известно, материально. Вот и получается, что все плохо лишь тогда, когда мы хотим видеть только плохое, облекаем свой негатив в слова и выстреливаем ими в мир и в свою собственную жизнь. Поэтому, я думаю, самое страшное оружие современности отнюдь не атомные бомбы, а полные разрушающей энергией недобрые слова.

Оскар Уайльд считал, что «язык не сын, а отец мысли». Его слова находят подтверждение и сейчас. Мы думаем, оперируя языковыми понятиями, и потому наш словарный запас определяет направление наших мыслей. А наш лексикон формируется под влиянием окружающей действительности. Если бы был изобретен прибор, аналогичный счетчику Гейгера, который бы показывал количество негативной энергии вокруг нас, то он бы зашкаливал при каждом включении телевизора. Многочисленные ток-шоу, на мой взгляд, заинтересованы больше не в решении поднимаемых проблем, а в скандализации общественности. Простите, но кроме как жаргонного «пипл хавает», оправдания популярности этих, с позволения сказать, телепередач я не вижу. И «хавает» такие шоу народ, и ими же определяется его сознание, его взгляд на жизнь.

Спросите на улице у любого моего ровесника, кто такой Данил Максудов, и большинство недоуменно пожмет плечами. А назовите имя Дианы Шурыгиной – каждый расскажет в подробностях о ее приключениях. Между тем, первый – настоящий, на мой взгляд, герой, способный на самопожертвование, а вторая – всего лишь особь женского пола без определенных моральных принципов. Ну, и кто после этого герои нашего времени? Почему мы с воодушевлением обсуждаем историю безнравственной девчонки, но не находим слов для поступка сотрудника патрульно-постовой службы, спасшего женщину и ребенка ценой собственного здоровья? Не потому ли, что для выражения осуждения и негодования в нашем арсенале больше слов, чем для восхищения и гордости?

Мы с радостью ищем недостатки и недочеты как в отдельных людях, так и во всем обществе. Мы с охотой ругаем последними словами все, что нас не устраивает. И что самое печальное, мы больше всего ругаем нашу страну, наш народ. Откуда взяться патриотизму, если многие не утруждают себя даже словом «Россия», презрительно бросая мерзкое «рашка»? Думаем ли мы, что тем самым унижаем себя? Как никто не будет уважать человека, который сам себя не уважает, так никто не будет уважать и страну, именуемую ее же народом словом, напоминающим ругательство.

Духовные качества человека выражены в словах, которые он произносит ежедневно. По словарному запасу каждого из нас можно судить не только об уровне образования и интеллекта, не только о полученном воспитании, но и о самосознании, о взгляде на жизнь, отношении к окружающим людям. Другими словами, в нашем языке – наша душа, душа великого народа с древними традициями, уникальной культурой, богатейшей историей. Поэтому давайте не будем унижать себя и свой народ скверными словами, позорящими нашу человеческую сущность!