Биография

Агния Львовна Барто

Одна из известнейших советских детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу киносценарии, пьесы, поэмы, выступала как публицист и теоретик детской литературы. Ее творчество, новаторское в 1920-30-е гг., «многословное и конъюнктурное» (Е.О.Путклова) - в последующие десятилетия, всегда пользовалось признанием не только читателей, но и властей: Б. - непременный делегат всех писательских съездов, лауреат Сталинской (195О) и Ленинской (1972) премий, участник советских делегаций на различных международных мероприятиях.

Родилась в Москве. Отец - ветеринарный врач Л.Волов. Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Во время выпускных торжеств Б. читала свои стихи, на которые обратил внимание нарком просвещения А. В. Лукачарский, вызвавший ее в Наркомпрос и посоветовавший писать веселые детские стихи. В 1925 г. вышла первая книга Б., состоящая из двух стихотворений - «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Определяющим в формировании молодой поэтессы оказалось влияние В. В. Маяковского, Этим влиянием объясняется и преимущественно сатирическая направленность ее произведений, и пристрастие к стилистическим экспериментам: Б. резко меняет размер в пределах одного стихотворения («Ох, доска кончается, / Сейчас я упаду»), широко употребляет неожиданные эффектные рифмы, порой граничащие с каламбуром («мне когда"-"некогда»; «Лида, мол"-"выдумал»). Эти поиски в области формы подчас негативно воспринимались критикой, и поэтессе приходилось доказывать право на подобные эксперименты в детской поэзии.

Барто никогда не увлекалась небылицами, «перевертышами» широко представленными в детской поэзии 20-30-х гг. В ее стихотворениях создаются сатирические и юмористические образы детей, высмеиваются самые разнообразные недостатки. К. Чуковский писал ей, поздравляя с 50-летием, в 1956 Е: Даже когда Вы в своей книге высмеиваете какую-нибудь Соню или Клаву, это воспринимается ими не как нудная нотация взрослых, а как дразнилка своей же подружки «…» Вы разговариваете со своими Егорами, Катями, Любочками не как педагог или моралист, а как уязвленный их

Плохим поведением товарищ". Несколько известных стихотворений 20-х гг. «Девочка-ревушка», «Девочка - чумазая» и пр. написаны в соавторстве с первым мужем, П. Н. Барто, который уже в 80-е гг. издал своеобразную детскую поэтическую энциклопедию по орнитологии.

Второй муж Барто - А. В. Щегляев, ученый-энергетик, доктор наук, академик. Плодотворным оказалось сотрудничество Барто с С. Я. Маршаком, редактировавшим первые ее произведения. Маршак долго не принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в излишней фльетонности". Маршак требовательно, подчас придирчиво критиковал произведения Барто. По свидетельству самой Барто., она однажды предложила

Маршаку: «Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки». Маршак пришел к Барто в 1938 г.: стихотворением, понравившимся ему был «Снегирь».

Конец 20-30-х гг. - период расцвета дарования Барто. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр «Игрушки» - по сегодняшний день самое известное произведение Б. (Во время встречи с Барто Ю. А. Гагарин подарил ей свою фотографию, на обороте которой записал строчку «Уронили мишку на пол»). Совместно с Р. Зеленой Барто написала сценарий

Фильма «Подкидыш» (1940) и пьесу «Дима и Вава» (1940).

Во время войны Барто некоторое время работает корреспондентом на Западном фронте, затем уезжает в эвакуацию в Свердловск, где встречается с П. П. Бажовым; по его совету, чтобы лучше понять психологию рабочего, освоила токарное дело и получила второй разряд.

В послевоенные годы Барто. продолжает работать с прежней интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20-30-х гг.; новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении на 4-м Съезде советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов от «мелкотемья» и опасности «сбиться на боковую тропинку только словесных поисков». В то же время тематический спектр произведений

Самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения (такие произведения, как правило, крайне слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя навстречу требованиям времени, в. уделяет больше внимания изображению внутреннего мира ребенка - так возникает цикл «я расту"

(1968), в котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г. Барто, издает сборник «За цветами в зимний лес» (Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый возраст традиционно считался «непоэтическим», и Барто в своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт.

Важное место в послевоенной деятельности Барто. занимает проект «Найти человека». В 1947 г. Барто опубликовала поэму «Звенигород», идиллически изображающую жизнь детей в детском доме. По свидетельству поэтессы, именно издание этой поэмы послужило толчком к началу работы по воссоединению семей, разлученных во время войны. Зачастую люди, потерявшие свои семьи, сохранили отрывочные, случайные воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу радиопередачи «Найти человека» (1964-1973 гг.; в 1968 г. Барто опубликовала повесть с тем же названием). Всего за время существования радиопередачи, бессменным ведущим которой была Барто, удалось воссоединить 927 семей.

Значительный интерес представляет сборник «Переводы с детского» (1976), выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли художников слова в практическом осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная цель сборника - провозглашение гуманистических ценностей, важных для детей всего мира.

В 1976 г. Барто выпустила книгу «Записки детского поэта», обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит о «современности, гражданственности и мастерстве», как о «трех китах», на которых должна стоять детская литература. Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою «детскость», теряет способность к эмоциональному восприятию мира (глава «В защиту деда Мороза»).

Творческое наследие Барто многообразно - от пропагандистских стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до проникновенных лирических зарисовок. Часто произведения Барто откровенно дидактичны: известно ее пристрастие к афористически выраженной морали, венчающей стихотворение: «Но, следуя за модой,//Себя не изуродуй»; «А если плата вам нужна,//Тогда поступку грош цена»; «Помни истину простую: / /Если девочки дружны. / /‚Пять девчонок про шестую" // Так судачить не должны» и пр. Во многих произведениях Барто детская психология изображена тонко и с мягким юмором. Таково стихотворение «Снегирь» (1938), герой которого, потрясенный красотой снегиря и старающийся стать «хорошим», чтобы родители согласились купить ему птицу мучительно переживает эту необходимость («И ответил я с тоской:!! - Я теперь всегда такой»). Став счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает: «Значит, снова можно драться. //Завтра утром во дворе». В стихотворении «Я выросла» (1944) девочка, ставшая школьницей и утверждающая свою «взрослость», все же сохраняет трогательную привязанность к старым игрушкам. Все творчество Барто проникнуто убеждением в праве детства - как особого мира - на определенную независимость от мира взрослых. Поэзия Барто, всегда напрямую откликавшаяся на требования времени, неравноценна: отражая противоречия эпохи, она содержит и слабые, конъюнктурные произведения, и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по сей день.

Агния Львовна Барто родилась в 1906 году, в дружной московской семье, отец – ветеринарный врач Лев Волов – интересовался искусством, любил балет и театр, поэтому отдал дочь в балерины. Стихи сочиняла еще в гимназии, и в балетном училище продолжала творить, опираясь на стиль Маяковского. На выпускном торжестве, читая стихи собственного сочинения, смогла заинтересовать наркома просвещения А. В. Лукачарского, который вызвал ее в «Наркомпрос» и рекомендовал писать стихи для детей.

1925 год – важная дата в биографии Агнии Барто. Выходит первая книга, в ней два стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Стиль поэтессы – новаторский, она с мастерством дразнит свих читателей, не боится применять разный размер в пределах одного стихотворения, говорит с детворой на одном, понятом, языке.

Конец 20-х годов, начало 30-х – расцвет таланта и лучший период творчества Агнии Барто. В 1936 издается цикл миниатюр «Игрушки», входящий в золотой фонд детской литературы, тиражи цикла зашкаливают. Барто сотрудничает с Маршаком, две творческие личности не сразу находят точки соприкосновения, Маршак придирчив, категоричен, критичен, но благодаря ему появляются на свет действительно стоящие стихи.

Первый муж Агнии поэт Павел Барто развелся с ней после шести лет жизни, они вместе работали над известными стихотворениями « Девочка-ревушка», «Девочка - чумазая», именно его фамилию она носила до конца своих дней, прославив на весь мир. Второй муж, Андрей Щегляев, академик, доктор наук, далекий от искусства и творческих метаний. Во время войны Барто непродолжительное время работает военкором, за год до начала Великой Отечественной, в 1940, выступила в непривычной для себя роли – написала сценарий к фильму «Подкидыш» совместно с Риной Зеленой и пьесу «Дима и Вава» Позднее уезжает в эвакуацию в Свердловск.

Послевоенный период творчества поэтессы не так ярок. Она плодотворно пишет, пробует себя в лирике, уходит от пропаганды и концентрируется на внутреннем мире ребенка. Барто обласкана вниманием руководства страны, ей присуждают Сталинскую премию в 1950 году, и Ленинскую премию в 1972 году, часто включают в состав советских делегаций.

В 1976 году Агния Барто пишет книгу «Записки детского поэта», где обобщает и переосмысливает весь накопленный поэтический опыт, формулирует принципы детской литературы – современность, гражданственность и мастерство. Важное место в послевоенной деятельности занимает проект «Найти человека» - радиопередача, где поэтесса читала обрывки воспоминаний тех, кто потерял родных в ужасе боев.

Агния Барто ушла из жизни в 1981, оставив бесценную кладезь произведений. Творчество её неоценимо для восприятия детства, поэтесса настаивала, что ребенок вполне независимый от взрослых человек, имеющий право на действия и поступки, умеющий улыбаться и грустить, играть и быть серьезным, жемчужины стихотворных произведений поэтессы, несомненно, должны быть в каждой семье.

Ветеринарный врач Лев Николаевич Волов, определяя дочь Агнию в московское хореографическое училище, наверное, мечтал о её блестящей артистической карьере. Училище было успешно окончено, но балериной Агния так и не стала. К тому времени её увлекла литература.
В 1925 году девятнадцатилетней девушкой она впервые переступила порог Госиздата. Редактор, бегло просмотрев её стихи, направил Агнию в отдел детской литературы. Так, можно сказать, и появился новый детский поэт.
Агнию Барто (это фамилия её первого мужа - Павла Барто) как-то сразу заметили. Её книги, начиная с самой первой («Китайчонок Ван Ли», 1925), всегда находили своих читателей и вполне доброжелательных критиков. Когда-то некоторые из них (критиков) даже призывали С.Я.Маршака, уже известного тогда поэта, учиться у молодой начинающей писательницы. Прошло время и всё расставило по своим местам, а Самуил Яковлевич Маршак и Агния Львовна Барто долгие годы вместе трудились над созданием советской детской литературы.
Темпераментная, стремительная, яркая Агния Барто успевала всегда и всюду. Она писала стихи, пьесы, сценарии фильмов. Она переводила. Она встречалась с читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках. Она выступала на самых разных писательских и совсем не писательских конференциях и съездах. Она исколесила всю Европу (среди этих поездок почти легендарная - в пылающую Испанию 1937 года)…
Популярность Агнии Барто росла стремительно. И не только у нас. Один из примеров её международной известности особенно впечатляет. В гитлеровской Германии, когда фашисты устраивали жуткие аутодафе, сжигая книги неугодных авторов, на одном из таких костров вместе с томами Гейне и Шиллера сгорела тоненькая книжечка Агнии Барто «Братишки».
«Братишки», как и многие другие стихотворения (назовём лишь некоторые - «По дорожке, по бульвару», «Краснокожие», «Твой праздник») - яркий пример «сердечной гражданственности» , за которую так ратовала в своё время Агния Львовна. Впрочем, не только подобные произведения определяли её творчество.
Ярче всего талант поэта проявился в весёлых стихах. Барто прекрасно понимала, что смех - самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность.
Да и как не улыбнуться, читая исповедь великого страдальца, который ради покупки снегиря готов претерпеть любые мучения:


…Или слушая Лиду, о которой этот невыносимый Вовка распускает слухи, будто она болтушка. Хотя болтать-то ей когда?
…Или встретив непреклонного Лёшеньку, которого никто не может уговорить сделать одолжение: выучить, наконец-то, таблицу умножения.
Смешно - и смеёшься, частенько не замечая, что смеёшься-то над собой. Таково свойство колючих строчек Агнии Барто, которая, даже подшучивая над своими героями, их любит и понимает. Точно так же она всегда любила и понимала своих читателей. И те платили ей взаимностью. Редко встретишь у нас человека, который с колыбели не помнил бы и не любил такие простые и такие родные строчки:


Ирина Казюлькина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.Л.БАРТО

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. - М.: Дет. лит., 1994. - (Б-ка мировой лит. для детей).
Это собрание сочинений адресовано юным читателям и включает произведения Агнии Барто, которые она написала именно для них: стихи, поэмы, песни, кинокомедии.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. - М.: Худож. лит., 1981-1984.
А это собрание сочинений интереснее взрослым. Здесь наряду с детскими стихами представлена драматургия А.Барто и её проза. Первый том составили «Дневники писателя» и книга «Найти человека».


- Стихи для самых маленьких -

БЫЛО У БАБУШКИ СОРОК ВНУЧАТ / Худож. В.Чижиков. - М.: Дрофа, 2002. - 77 с.: ил. - (Рисует Виктор Чижиков).

ВОВКА - ДОБРАЯ ДУША / Худож. В.Чижиков. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 41 с.: ил.

ДЕВОЧКА-РЁВУШКА: Стихи / А.Барто, П.Барто; Худож. А.Каневский. - М.: Дет. лит., 1990. - 17 с.: ил.

ИГРУШКИ: Стихи / Худож. Б.Тржемецкий. - М.: ОНИКС: Центр общечеловеческих ценностей, 2006. - 61 с.: ил. - (Б-ка дет. классики).
Одно из последних изданий «Игрушек», которое привлекло нас исключительно названием издательства - «Центр общечеловеческих ценностей». Без лишних слов оно даёт представление об истинном значении этих стихотворных миниатюр.
Крошечные стихотворения для крошечных читателей выходили у нас в стране много и часто. Чтобы уточнить, на какие издания «Игрушек» стоит обратить особое внимание, загляните .

МЕДВЕЖОНОК-НЕВЕЖА: Стихи / Худож. В.Сутеев. - М.: Росмэн-Лига, 1996. - 8 с.: ил. - (Весёлые истории в картинках).

Я РАСТУ / Худож. В.Гальдяев. - М.: Дом, 1998. - 104 с.: ил.

- Для ребят постарше -

ДЕТЯМ: Стихи / Худож. Ю.Молоканов. - М.: Планета детства: Малыш, 1998. - 240 с.: ил.

ИЗБРАННЫЕ СТИХИ / Предисл. С.Михалкова; Худож. Ю.Молоканов. - М.: Планета детства: Премьера, 1999. - 558 с.: ил. - (Всемирная дет. б-ка).

СТИХИ ДЕТЯМ / Вступ. ст. В.Смирновой; Коммент. Е.Таратуты; Худож. М.Митурич. - М.: Дет. лит., 1997. - 560 с.: ил. - (Б-ка мировой лит. для детей).
Эти три сборника построены одинаково. В них стихи Агнии Барто расположены по циклам: «Вовка - добрая душа», «Все учатся», «Звенигород», «Я расту» и т.д.

ЛЕНОЧКА С БУКЕТОМ: Стихи / Рис. А.Каневского. - М.: Дет. лит., 1984. - 95 с.: ил.
Весёлые стихи о школьниках.

ПЕРЕВОДЫ С ДЕТСКОГО / Рис. детей. - М.: Дет. лит., 1985. - 95 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Из Болгарии, Исландии, Японии, Греции, словом, отовсюду, где бывала А.Барто, она привозила детские стихи. Так родилась эта книга. Конечно, Барто не знала всех языков, на которых творили «невеликие поэты» (так она называла маленьких авторов), зато она прекрасно понимала их общий язык - «язык Детства» . А потому и стала их переводчиком.

ТВОИ СТИХИ / Рис. В.Горяева. - М.: Дет. лит., 1983. - 383 с.: ил.
«Пусть “Твои стихи” сопутствуют тебе и маленькому, и в школьные годы, и на пороге юности. Пусть они растут вместе с тобой…» - так написала Агния Барто, открывая эту книгу, которая и вправду будет интересна любому, независимо от возраста. Хотя сборник вышел более двадцати лет назад, он так ладно и с такой любовью «сделан» художником В.Горяевым, что его просто грех не упомянуть.

- Проза -

ЗАПИСКИ ДЕТСКОГО ПОЭТА. - М.: Омега, 2006. - 400 с.
Жизнь редкого человека бывает такой насыщенной и разнообразной, как у А.Барто. Поэтому «Записки детского поэта» выходят далеко за рамки детской поэзии. Канвой им послужили дневники 1974 года. А основным содержанием стали воспоминания Агнии Львовны о встречах с самыми разными людьми (писателями, общественными деятелями, случайными знакомыми), путевые заметки (она объездила полмира, в том числе в качестве члена «IBBY» - Международного Совета по детской книге), размышления на отвлечённые морально-нравственные и вполне конкретные профессиональные темы.

НАЙТИ ЧЕЛОВЕКА. - М.: Герои Отечества, 2005. - 298 с.: ил.
В 1964 году на радиостанции «Маяк» впервые прозвучали позывные передачи «Найти человека». Её ведущая Агния Барто помогала родственникам, разлучённым войной, найти друг друга. Те, кто писал письма Агнии Львовне на передачу (а таких писем приходило до двухсот ежедневно), не могли обратиться с официальными запросами ни в милицию, ни в Красный Крест, потому что чаще всего не знали ни своих настоящих имён, ни мест рождения. Всё, что у них было, - это обрывки детских воспоминаний. Казалось бы, чем они могли помочь в поисках? Однако именно по этим незначительным приметам детства родные стали находить друг друга. За девять лет своего существования в радиоэфире передача помогла воссоединиться 927-ми семьям. Книгу, которую Барто написала по материалам этих девятилетних поисков, она так и назвала - «Найти человека».

Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.Л.БАРТО

Барто А. Немного о себе // Барто А. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Худож. лит, 1984. - Т. 4. - С. 396-410.
Эту небольшую автобиографию Агнии Львовны Барто можно найти и в других изданиях. Например:
Вслух про себя. - М.: Дет. лит., 1975. - С. 22-33.
Лауреаты России. - М.: Современник, 1976. - С. 28-42.
Советские писатели: Автобиографии: Т. 4. - М.: Худож. лит., 1972. - С. 37-45.

Баруздин С. Об Агнии Барто // Баруздин С. Заметки о детской литературе. - М.: Дет. лит., 1975. - С. 128-135.

Бегак Б. От улыбки до сарказма // Бегак Б. Сложная простота. - М.: Дет. лит., 1980. - С. 133-142.

Жизнь и творчество Агнии Барто: Сб. - М.: Дет. лит., 1989. - 336 с.: ил.

Михалков С. Доброе призвание // Михалков С. Моя профессия. - М.: Сов. Россия, 1974. - С. 208-211.

Мотяшов И. А.Л.Барто // Дет. энциклопедия: В 12 т.: Т. 11. - М.: Педагогика, 1976. - С. 279-280.

Мотяшов И. Пришедшие из двухтысячного года // Мотяшов И. Избранное. - М.: Дет. лит., 1988. - С. 187-216.

Разумневич В. Улыбнись на счастье: О книгах Агнии Барто // Разумневич В. Всем детям ровесники. - М.: Дет. лит., 1980. - С. 85-117.

Сивоконь С. Сердечная гражданственность // Сивоконь С. Уроки детской классики. - М.: Дет. лит., 1990. - С. 240-257.

Смирнова В. Агния Барто и её стихи для детей // Смирнова В. О детях и для детей. - М.: Дет. лит., 1967. - С. 376-397.

Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. - М.: Дет. лит., 1981. - С. 6-14.

Соловьёв Б., Мотяшов И. Агния Барто: Очерк творчества. - М.: Дет. лит., 1979. - 318 с.: ил.

Таратута Е. Подруга дней моих суровых // Таратута Е. Драгоценные автографы. - М.: Сов. писатель, 1986. - С. 136-165.

Шкловский В. Об игре, мечте и поэзии // Шкловский В. Старое и новое. - М.: Дет. лит., 1966. - С. 90-95.

И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Л.БАРТО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Алёша Птицын вырабатывает характер: Кинокомедия. Сцен. А.Барто. Реж. А.Граник. Комп. О.Каравайчук. СССР, 1953. В ролях: Витя Каргопольцев, О.Пыжова, В.Сперантова, Наташа Полинковская и др.

10000 мальчиков. Сцен. А.Барто. Реж. Б.Бунеев, И.Окада. СССР, 1961.

Ищу человека. Сцен. А.Барто. Реж. М.Богин. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1973. В ролях: О.Жаков, Н.Гундарева, Л.Ахеджакова и др.

Подкидыш: Кинокомедия. Сцен. А.Барто, Р.Зелёной. Реж. Т.Лукашевич. Комп. Н.Крюков. СССР, 1940. В ролях: Вероника Лебедева, Ф.Раневская, П.Репнин, О.Жизнева, Р.Зелёная, Р.Плятт и др.

Слон и верёвочка. Сцен. А.Барто. Реж. И.Фрэз. Комп. Л.Шварц. СССР, 1945. В ролях: Наташа Защипина, Ф.Раневская, Р.Плятт и др.

Чёрный котёнок (из киноальманаха «От семи до двенадцати). Сцен. А.Барто. Реж. Х.Бакаев, Е.Сташевская, Ю.Фридман. Комп. Г.Фиртич. СССР, 1965. В ролях: З.Фёдорова, О.Даль и др.


- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Волшебная лопата. Реж. Н.Лернер. СССР, 1984.

Две иллюстрации. Реж. Э.Туганов. СССР, 1962.
Один из двух сюжетов этого мультфильма - «Девочка-рёвушка».

Мы с Тамарой. Реж. Д.Вдовиченко, В.Ожегин. Россия, 2003.

Снегирь. Реж. И.Ковалевская. СССР, 1983.

И.К.

Барто А.Л. Игрушки

Самые первые детские игрушки - погремушки. Сборник Агнии Львовны Барто - это и есть погремушка, только стихотворная. Если обычные игрушки учат малышей различать форму и цвет предметов, то «крошечные» стихи А.Барто позволяют им сделать первые шаги в мире чувств, образов и слов.
Лирические миниатюры для малышей, впервые изданные в 1936 году, разошлись за минувшие годы и десятилетия миллионами книжек с картинками. Ностальгию бабушек и дедушек «подпитают» рисунки К.Кузнецова. Мамы и папы вспомнят, наверное, любимого В.Чижикова. А дети?.. Что предпочтут они?

Барто А.Л. Игрушки: Стихи / Худож. Б.Тржемецкий. - М.: ОНИКС, 2007. - 47 с.: ил. - (Малышкина книжка).

Барто А.Л. Игрушки / Рис. Э.Булатова и О.Васильева. - М.: Планета детства: Малыш, 1999. - 8 с.: ил.

Барто А.Л. Игрушки / Худож. Г.Макавеева. - М.: Евразийский регион, 1996. - 8 с.: ил. - (Моя любимая книжка).

Барто А.Л. Игрушки / Худож. Е.Монин. - М.: Дет. лит., 1996. - 14 с.: ил. - (Для маленьких).

Барто А.Л. Игрушки: Книжка-игрушка / Худож. Ю.Молоканов. - М.: Малыш, 1992. - 16 с.: ил.

Барто А.Л. Игрушки / Рис. К.Кузнецова. - М.: Дет. лит., 1980. -16 с.: ил.

Барто А.Л. Идёт бычок, качается: Книжка-панорамка / Ил. Э.Васильева. - М.: РОСМЭН, 2000. - 11 с.: ил.

Барто А.Л. Идёт бычок, качается / Рис. В.Чижикова. - М.: Самовар: Полиграфресурсы, 1996. - 79 с.: ил. - (В гостях у Виктора Чижикова).

Барто А.Л. Стихи для самых маленьких / Рис. В.Чижикова. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 80 с.: ил. - (Планета детства).

Барто А.Л. Я расту: Стихи / Рис. А.Елисеева. - М.: Дрофа-плюс, 2006. - 64 с.: ил.

Ирина Казюлькина

АГНИЯ БАРТО: «НАЙТИ ЧЕЛОВЕКА»

В 1947 году Агния Барто написала поэму «Звенигород» - бодрые стихи о послевоенном детском доме, собравшем «тридцать братьев и сестёр» , «тридцать юных граждан» . Один из взрослых читателей посетовал, что строчки о трёхлетней Лёльке, которая не умеет вспоминать, несправедливы. Ему тоже было три года. Он помнит, как потерялся на железнодорожной станции во время бомбёжки. Потом пришло письмо от женщины: она выражала надежду, что потерянная в войну дочка выросла среди хороших людей, как дети из «Звенигорода». Агния Львовна обратилась в розыск, и - к счастью - дочь этой женщины, уже восемнадцатилетняя, оказалась найдена. Появились сообщения в печати: поэзия соединила семью! «Поэзия плюс милиция» , - говорила Агния Львовна.
Одно за другим она стала получать письма от тех, кому трудно, почти невозможно было помочь. И нельзя было отказать в помощи. Многие люди, попавшие в детские дома совсем маленькими, растерянными и испуганными, не знали своего настоящего имени, возраста, места рождения, а родители не знали, с каким именем и фамилией живут, если живы, их дети. Официальный розыск тут был бессилен.
Так возникла самая правильная идея - делать радиопередачу. Ведь радио тогда было самым народным средством массовой информации. Кто, если не родители, братья и сёстры, могли узнать своих взрослых сыновей и дочерей, сестёр и братьев по их детским воспоминаниям?
Вспоминали войну и совсем короткую жизнь до неё.
«У нас над кроватью висел большой ковёр, на котором были вытканы страшные рожи, и я их очень боялся» .
«Мы пошли с мамой в лес по малину и встретили медведя, а когда я убегала, то потеряла новую туфлю» .
«Отец работал каменщиком. Когда он меня целовал, то колол усами. У нас в доме жила морская свинка. Однажды ночью отец ловил её сачком» .
«Отец пришёл прощаться, я спряталась под стол, но меня оттуда извлекли. Отец был одет в голубую гимнастёрку с самолётами… огромный кулёк яблок (красных, больших) он принёс мне… Ехали на грузовике, я крепко держала в руках игрушку, корову» .
Девять лет, с 1965-го по 1974-й, Агния Барто вела на «Маяке» передачу «Найти человека». Передача шла ежемесячно. За двадцать пять минут Агния Львовна рассказывала о тринадцати-пятнадцати судьбах. Кроме того, выходил Бюллетень розыска родных по неполным точным данным. Каждый день Радиокомитет получал полторы сотни писем. Агния Львовна и её помощники, сотрудники и добровольцы, читали их и раскладывали по папкам и большим конвертам: «На очередь» , «Совсем мало воспоминаний» , «Данных нет»
Какие истории и по каким причинам не звучали в эфире, мы не узнаем. Но можем прочесть те, что выбраны для книги «Найти человека», написанной по материалам передачи и впервые опубликованной в 1968 году в журнале «Знамя».
Из письма Виты Полищук: «…Я потеряла родного отца, мать, меньшую сестру и брата. По паспорту я числюсь 1939 года рождения, это так в детском доме установили врачи. Но точно я так и не знаю, сколько мне лет и где я родилась и жила. Но я хорошо знаю, что настоящее моё имя Бэла…»
Нелли Неизвестная: «…Ночь, гул самолётов… Помню женщину, на одной руке у неё грудной ребёнок, в другой тяжёлый мешок с вещами… Мы бежим куда-то, продираясь в толпе, я держусь за её юбку, а рядом со мной бегут два мальчика, одного из них, кажется, зовут Роман» .
Леонид Иванов: «…Я помню, как очутился в детском доме Пскова, как началась воздушная тревога, и рядом с детским домом взорвалось какое-то здание, и нас увели в бомбоубежище… После нас привезли в посёлок Долматово, где я воспитывался и учился. Здесь же мне дали фамилию Иванов Леонид Александрович. Я вас очень прошу установить фамилию мою и родителей…»
Этот человек так ничего и не узнал о своей семье. А Нелли Неизвестная оказалась Мэри Ферштер из Феодосии, родители уверенно признали дочь по её воспоминаниям и чудом сохранившейся детской фотографии. Вита (Бэла) Полищук нашла родную сестру Аллу.
Порой поиски длились годами. Иногда родные находились в считанные дни. Были ошибки и сомнения. Одни люди получали надежду и вскоре теряли её. Другие встречали родственников, но тяжело сходились с ними. Третьи (в книге, конечно, их больше) обретали семью, имя, малую родину - ради этого стоило работать, вникая в чужое горе и отодвинув стихи в сторону.
Тамара: «Оказалось, у меня очень много родных, даже есть прабабушка и прадедушка. Я уже побывала у двух родных сестёр, но ещё не была у родного дяди и родной тёти…»
Таисия Афанасьевна: «Всё говорит за то, что Октябрина и Галина Царьковы - это мои дочери, которых я столько лет разыскиваю» .
Даже так бывало. Пётр Павлович Родионов: «Благодаря вашим мыслям я смог через столько лет сам найти своего отца, трёх братьев, двух сестёр и остальных близких мне людей - около 50 человек» .
«Найти человека» - книга советского писателя, показательно и, наверно, искренне ратующего за «новую нравственность» , возмущённого жаждой наживы в буржуазном обществе и политикой капиталистических стран. Едва ли эта книга интересна с литературоведческой точки зрения: ни продуманной организации материала, ни авторской свободы, ни словесного искусства здесь, строго говоря, нет. И не надо. За время существования радиопередачи соединились 927 семей, разлучённых в годы Великой Отечественной войны. Книга - свидетельство многолетних поисков и переживаний, свод подлинных (отобранных, сокращённых, но подлинных) писем о потерянных в войну детях, о послевоенных мытарствах детей и родителей.
В 1974 году Агния Барто отметила: «Никак я не предполагала, что передача будет жить так долго, ведь началась она через двадцать лет после Победы. Думала: год-два - и воспоминания пойдут на убыль. Они и стали тускнеть, но не через год-два, а только на девятом году поисков» .
Прошло шестьдесят пять лет после Победы. Свои истории, подобные тем, что описаны в книге «Найти человека», люди всё ещё рассказывают друг другу в нашей стране и в других странах, участвовавших в той войне. Даже если они уже не помнят, на какой руке у сестры или брата была родинка, и был ли шрам на коленке, - всё равно хотя бы чуть-чуть, но надеются что-нибудь узнать, наконец, о кровных родственниках.

Барто А. Л. Найти человека. - Москва: Советский писатель, 1969. - 296 с.
Барто А. Л. Найти человека // Барто А. Л. Собрание сочинений: в 4 т. - Москва: Художественная литература, 1981-1984. - Т. 1. - С. 23-242.
Барто А. Л. Найти человека. - Москва: Герои Отечества, 2005. - 298 с.

В 1973 году режиссёр Михаил Богин по сценарию Агнии Барто снял художественный фильм «Ищу человека».

В книге А.Барто «Записки детского поэта» (1979) передаче и книге «Найти человека» посвящена глава «Послесловие к девяти годам жизни». Здесь Агния Львовна, в частности, рассказывает, что ей пришлось задержать вёрстку первого издания, потому что один из розысков, описанный как безуспешный, неожиданно закончился радостью встречи.

Агния Львовна Барто

рассказ о жизни и творчестве

Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно заняться литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А С.Я. Маршак говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре"

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года". Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".

А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.

Агния Барто – самая прославленная детская поэтесса, чьи произведения навсегда вошли в золотую классику советской детской литературы. И сегодня ее по праву считают непревзойденным мастером детской поэзии, ее стихи являются эталонными для детских поэтов. Ее произведения, простые на первый взгляд, являются результатом кропотливой работы и бесконечного поиска новых поэтических форм, понятных и доступных для детей. Но главным делом ее жизни стала радиопередача «Найти человека», благодаря которой воссоединилось множество семей, разлученных во время Великой Отечественной войны.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году, в состоятельной еврейской семье. Детство маленькой Гетель (это настоящее имя Агнии Барто) было счастливым и безоблачным, она росла в типичной атмосфере московской интеллигенции тех лет. Просторная квартира, домработница и кухарка в услужении, частые званые обеды, обязательные летние переезды на дачу, поступление в гимназию и балетное училище – все в жизни Гетель складывалось, как у обычной девочки из буржуазной среды. Отец – ветеринарный врач, блестяще образованный, всеми силами старался передать знания единственной дочери, и мечтал о карьере балерины для нее. Кроме того, она родилась в Серебряный век русской поэзии - эпоху моды на сочинительство и поиск новых стихотворных форм, и увлечение творчеством не миновало будущую Агнию Барто.

В 18 лет она вышла замуж за молодого поэта Павла Барто, с которым они вместе писали и мечтали о поэтической славе. В 1925 году, набравшись храбрости, Барто принесла свои стихи в Госиздат, и была очень разочарована, когда ее отправили в отдел детской литературы. Детская поэзия считалась «баловством», настоящие гении трудились на ниве лирики. Случайная встреча с В. Маяковским стала судьбоносной, именно он убедил Агнию в необходимости поэзии для детей, как о важном элементе педагогического воспитания. Вероятно, поэтому ранние стихи Барто, написанные вместе с первым мужем, больше похожи на «дразнилки»:

Что за вой? Что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Ганя-ревушка.

Семейная жизнь не заладилась, но Барто уже «вошла во вкус», ее собственные стихи пользовались успехом и она с удовольствием творила для детворы. Наблюдательная, она точно подмечала образы, созданные детьми, прислушивалась к разговорам ребят на улице, общалась с ними в школах и детских домах.

Второй брак Барто с видным ученым – теплоэнергетиком оказался на редкость счастливым, и Агния с головой окунулась в работу. Ее много критиковали, «столпы» детской поэзии С.Маршак и К. Чуковский часто ругали ее за смену размера строфы, использование ассонансных рифм, но Барто упорно искала свой стиль, легкий и запоминающийся. Несомненная «изюминка» ее творчества – умение воспроизводить детскую речь, с ее короткими предложениями и точными образами. Ее стихи просты для детского восприятия, а юмор и ирония дают детям возможность взглянуть на себя со стороны и с улыбкой подметить свои недостатки.

4 мая 1945 года, когда вся страна замерла в радостном ожидании победы, в жизни Барто случилось несчастье – нелепо оборвалась жизнь ее 18-летнего сына. Эта трагедия перевернула ее жизнь. Но работа спасала, вытягивая ее из пучины страшного горя. Барто много ездила не только по стране, но и за рубеж. Владея несколькими иностранными языками, она свободно общалась с детьми из других стран, бралась за переводы иностранных детских поэтов.

Агния Барто стала организатором первой в стране передачи по поиску людей, прообраза программы «Жди меня». Потерявшиеся дети часто помнили лишь мелкие детали своего детства, и писали о них Барто, а она зачитывала их по радио, выбирая самое значимое – имя отца, кличку собаки, подробности домашнего быта. Вскоре передача стала настолько популярной, что многие люди ехали в Москву прямо в Лаврушинский переулок, где жила поэтесса, и Барто принимала и выслушивала всех, подключив к этому занятию своих домочадцев. Впоследствии Барто посвятила этому почти 10 лет, сумела объединить более 927 семей и написала трогательную книгу о судьбах потерявшихся детей.

Она умерла в 1981 году, и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. На ее могиле нет вычурной эпитафии, там написано просто:

Агния Барто
Писательница.

Стихи Агнии Барто (1906-1981) в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Литератором она стала благодаря курьезу. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение "Похоронный марш", присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Маяковского , Чуковского , Маршака .
Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы так и называется - "Найти человека".
За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.
Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор - их ровесница.