Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи «Вечной Женственности». Поэтому первый поэтический сборник Блока назывался «Стихи о Прекрасной Даме». Этот образ навеян воспоминаниями о Средневековье, рыцарстве.

Одним из первых стихотворений стало «Вхожу я в темные храмы…» Ритм, мелодия, монотонность и одновременно торжественность звучания невольно подчиняют себе читателя. Это состояние соответствует и внутреннему настрою лирического героя: он входит в высокий храм (не просто церковь!), настроен на встречу с Прекрасной Дамой, о которой говорит как о чем-то высоком, недостижимом.

Все слова, какими она названа, могут прозвучать вполне обыденно, если не видеть, как они написаны. А написаны они все с прописной буквы, кроме того, каждому предшествует эпитет, придавая словам-названиям тожественность и величавость: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена. Такой прием должен увести читательское воображение от представлений об обычной любимой женщине к мысли о божественном, неземном, вечном. Она сон, святая и при этом Милая - эпитет, вряд ли относящийся к божеству.

Земное и божественное переплелись, так появилось «двоемирие». В стихотворении Блока есть реальность, то есть видимый, ощущаемый мир: храм с высокими колоннами, смутно мерцающие красные лампады возле икон, нарядных, с золочеными ризами. Другой мир - недостижимый, божественный. Но одна деталь кажется чужеродной в поэтическом словаре стихотворения - это «скрип дверей». Однако она оправдана, потому что передает ощущение самого «скрипа» как помехи, мешающей созерцанию и ожиданию. А может быть, «скрип» связывает два образа и два ожидания в одно? Небесная Вечная Жена снизойдет и откроется духу человека через озарение, но Милая может войти только через реальную дверь.

Дрожь при звуке скрипящей двери - не раздражение от помехи, а знак нетерпения и робости влюбленного, надеющегося увидеть свое земное божество. Одно переходит в другое и трудно различить, где реальность, а где мечта и что это значит:

Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны...

Эти слова и образы не поддаются предметной расшифровке, но они действуют своим звучанием, эмоциональностью, неуловимым содержанием подтекста стихотворения. В них слышится тихая радость, погруженность в смутное, но прекрасное чувство. В образе Прекрасной Дамы открывается какой-то двойной смысл: она является для героя символом чего-то высокого и прекрасного, о чем читатель не может определенно судить. Все овеяно тайной, загадкой.

Ранние стихи Блока не подвластны логическому анализу, но после чтения «Вхожу в темные храмы...» каждому становится ясно, что сам автор поглощен неясными предчувствиями и ожиданиями, устремлен к вечности больше, чем к непосредственной реальности, живет в мире грез, как и его герой.

Блок был увлечен идеей В. Соловьева: есть неизменный, вечный образ Любви - «Вечная Женственность». Она существует в ином, высшем, нездешнем мире, то сеть нетленна и бестелесна, но она должна спуститься, «снизойти» на землю, и тогда жизнь обновится, станет счастливой и идеальной. Тяготение душ к этому высшему началу и есть любовь, но не обычная, земная, а как бы отраженная, идеальная.

В этой идее философа Соловьева, хотя она религиозна и идеалистична, сохранилась надежда на обновление человечества. Для людей, идеально настроенных, а именно к таким принадлежал юный Блок, важно было, что личность через любовь оказывалась связанной и со всем миром, и с чем-то большим, чем она сама. Личное интимное переживание в свете идеи В. Соловьева приобретало значение всеобщности.

Поэтому Владимир Соловьев с его идеей «Вечной Женственности» оказался близок Александру Блоку, мечтательному и в то же время серьезно думающему о жизни, о ее глубинных основаниях. Увлечение идеями Соловьева совпало с теми годами юности, когда Блок начал чувствовать себя поэтом. Именно в это время он полюбил Любовь Дмитриевну Менделееву, свою будущую невесту и жену. Отвлеченная философия и живая жизнь так смешались и переплелись в сознании Блока, что своей любви к Менделеевой он придавал особый, мистический смысл. Ему казалось, что она олицетворяет соловьевскую идею. Она была для него не просто женщиной, а воплощала Прекрасную Даму – Вечную Женственность.

Поэтому в каждом из его ранних стихотворений можно найти сплав реального и идеального, конкретных биографических событий и отвлеченного философствования. Особенно это заметно в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Здесь и двоемирие, и переплетение иллюзий с настоящим, отвлеченности с реальностью. Практически во всех стихотворениях первого тома действительность отступает перед иным миром, который открыт только внутреннему взору поэта, перед прекрасным миром, несущим в себе гармонию.

Однако многие критики упрекали поэта в том, что «найденный Блоком миф» заслонил его от противоречий, сомнений и угроз жизни. Чем это грозило поэту? Вслушиваясь в зовы «другой души» и приобщаясь в собственных мечтах к мировому единству, Мировой душе, человек в действительности уходит от настоящей жизни. Борьба души с действительностью и составит содержание всей последующей лирики Блок: он сам объединил свои произведения в три тома и назвал «трилогией вочеловечивания» или «романом в стихах».

  • «Незнакомка», анализ стихотворения

Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л.Д. Менделееву, будущую жену писателя.

Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее сущность, природу, данную от Бога, что в свою очередь ведет к высокой любви ко всему миру.

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину. Все его мысли пронизаны желанным познанием широкой женской души, постижением гармонии этого мира, слияния с ним. Лирика духовная смешивается в строках с лирикой любовной, создавая удивительный контраст.

Главным средством выразительности в стихотворении выступает метафора. «Темные храмы» - это любовь, отношение лирического героя к тем чувствам, что он испытывает. Темнота означает неизведанность, храмы – таинственность и божественную ценность.

Стихотворение пронизано сомнениями героя. Он не уверен в ответных чувствах женщины, которую любит. Однако же он точно знает, что именно она – его муза и богиня:

А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Использование эпитета «озаренный» показывает читателю, что она – это предел мечтаний главного героя, его солнце, к которому он стремится.

Поначалу герой смущается той женственности и гармонии, что олицетворяет его «Величавая Вечная Жена», однако последствии он находит в этом особую чуткость и наслаждение. Ему нравится быть причастным к такому творению природы («привык к этим ризам»). Теперь прежнего смущения больше нет, герой открыт на «улыбки, сказки и сны», мечты о прекрасной даме.

Конец стихотворения подводит итог в размышлениях влюбленного героя. Он окончательно постигает высокую природу своей богини: «О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!».

Подводя итог, можно выделить несколько частей в произведении: вступительную часть, размышления героя и заключительную.

Само стихотворение написано живым, чувственным языком, наполнено средствами художественной выразительности (эпитеты «бедный обряд», «Прекрасная Дама», матафоры, такие как «бегут улыбки»). Восклицания передают эмоции героя, его надежды и ожидания.

В заключение можно сказать, что это одно из самых ярких стихотворений А. Блока. В нем автор показывает любовь как слияние душевных переживаний двух людей, как источник спасения мира, любовь к Богу.

Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы №2

Сегодня речь пойдёт о стихотворении Блока Александра Александровича «Вхожу я в тёмные храмы». Александр Александрович один из известнейших поэтов 20 века. Хотелось бы ещё отметить, что поэзия Золотого века она прекрасна, но поэзия 20 века понятнее для современного человека она ближе, по моему мнению поэзия 20 века есть золотая середина, поэзия 21 века ещё не полностью сформирована, а поэзия Золотого века не всегда поднимает проблемы понятные нам.

Александр Александрович Блок очень интересная личность и неповторимый поэт. Его неповторимый почерк можно узнать сразу, немного сбитая рифа и уникальные средства выразительности, ну конечно глубокий смысл, и наше стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» полностью соответствует всем вышеперечисленным критериям.

Произведение: «Вхожу я в тёмные храмы», написанное в 1902 году 25 октября, было посвящено будущей жене, а на тот момент просто возлюбленной Любовь Менделеевой, взявшей после замужества фамилию мужа Блок, которую поэт безумно любил.

Как отрадны Твои черты!».

Для Александра Александровича фигура будущей жены, Любовь Дмитриевны,-это путеводитель во тьме, прекрасный свет в окошке: «В мерцаньи красных лампад».

Вообще всё стихотворение пронизано любовь, читая его понимаешь настоящая любовь существует, а произведение написано настолько гениально, что отражает все чувства автора, насквозь открывает его душу, а душа у Александра Александровича Блока столь же богата, чиста уникальна, как и его произведение.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…

    Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.

    Владимир Маяковский – это патриот своей страны, России. Именно потому таким его считают, потому что он так себя несет. Например, в своих произведениях, он всегда высказывается в пользу народа

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока

А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).

В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.

Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.

Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.

«Вхожу я в темные храмы…» Александр Блок

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

Любовной лирике в творчестве Александра Блока отводится ключевое значение. И в этом нет ничего удивительного, так как 17-летний поэт, испытавший сильные чувства к Любови Менделеевой, сумел сохранить их на всю жизнь. Этой женщине суждено было стать музой Блока и его ангелом-хранителем. Даже после того, как судьба разлучила эту пару, поэт продолжал любить свою бывшую супругу, всячески ей помогал и искренне верил, что они созданы друг для друга.

Впервые образ Любови Менделеевой появился в стихах поэта, датированных последним годом 19 века. К этому период творчества относится создание цикла произведений, посвященных загадочной прекрасной даме. Ее прототипом стала избранница поэта, которая долго не отвечала ему взаимностью. В итоге молодые люди расстались и не виделись несколько лет, в течение которых Блок с завидной регулярностью воссоздавал милый образ в своих произведениях. Глаза, улыбка и даже голос Любови Менделеевой преследовали поэта повсюду. Блок даже признавался, что это похоже на некое умопомешательство, когда в толпе людей ты пытаешься отыскать знакомую фигуру, отмечаешь у совершенно чужих барышень похожий наклон головы и даже манеру нести сумочку в руках.

О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, однако то, что он чувствовал после расставания с избранницей, можно без труда прочесть между строк его произведений. Одним из них является стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», созданное в 1902 году. Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью . Трудно судить, насколько все написанное соответствовало действительности, однако знакомые молодого Блока утверждают, что в какой-то момент он стал по-настоящему набожным и редко пропускал воскресную службу. Можно предположить, что при помощи молитвы поэт пытался заглушить свою душевную боль и смириться с потерей любимого человека. Однако сам автор объясняет такое поведение несколько иначе, отмечая: «там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад».

Глупо было бы рассчитывать на то, что именно в храме Блок встретит свою прагматичную и избавленную от религиозных предрассудков возлюбленную. Поэт это прекрасно понимает, однако продолжает бывать в церкви. Там «в лицо мне глядит озаренный, только образ, лишь сон о Ней». Теперь уже не вызывает сомнений тот факт, что в изображениях «Величавой Вечной Жены» поэт видит черт девушки, в которую влюблен. И это сходство наполняет душу Блока неизъяснимой радостью, он верит в то, что его любовь является даром небес, а не проклятьем. И такая трактовка столь сильного чувства заставляет Блока не отказываться от него, а, наоборот, культивировать в своем сердце любовь, дающую ему силы жить. «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая – Ты», — признается поэт.

Романтический период в творчестве Блока, связанный с созданием цикла «Стихов о Прекрасной Даме», не прошел для поэта бесследно. До самой смерти он очень уважительно относился к женщинам, считая их высшими существами, более утонченными и ранимыми. Что же касается Любови Менделеевой, то ее он по-настоящему боготворил и даже слегка побаивался того, что собственными чувствами, грубыми и примитивными, может очернить душу той, которую так любит. Впрочем, как показывает практика, оценить такое трепетное отношение к себе под силу далеко не каждой женщине. Любовь Менделеева в этом отношении не была исключением, так как не раз предавала Блока, влюбляясь в других мужчин. Однако после смерти поэта она призналась, что была к нему несправедлива и не смогла до конца понять, какой же благородной и возвышенной натурой обладал ее супруг.


Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь
к прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в
высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвещен возлюбленной
А.А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это - молитва, обращенная к Владычице
Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр "Вхожу
я в темные храмы".
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных ломпад.
Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного
существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его
идеала. Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный
- цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического
героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней,
озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так
часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя
успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства
открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно
восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни взохи, ни речи
Но я верю - Милая Ты.
Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как" подчеркивает любование,
преклонение юноши - поэта перед совершенством. Метафорический эпитет "ласковые свечи" - настоящее поэтическое открытие
Блока. Герою "не слышны ни вздохи, ни речи" своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие
радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она - Милая. Усилительный знак
препинания - это тире - обрушивает на краткое "ты" огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта
Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, "чорных зданий",
"жолтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истинна в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,
в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.
Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока -
рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние
лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте
присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,
отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень
много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,
самоотверженной и преданной любви к Родине.