А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

В следующих поэтических сборниках Блока, "Город", 1908, и "Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном "Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы "Родина" и "Скифы". В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.


Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

Основные темы творчества. Тема Родины . Блок определял Россию двойственно - то как "нищую" и "прекрасную" Русь, то как "Новую Америку": "Он не мог, да и не хотел соединить эти два начала, он осязательно противопоставлял их друг другу как враждебные, утверждая в этом противопоставлении романтику своего творчества". Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, “светел навсегда”, она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, “разбойной красотой”, повязанная в “плат узорный до бровей”.

Тема любви. В творчестве А. Блока эта тема является одной из важнейших. В первой книге поэта - «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1903 году, - дается романтическая трактовка любви как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир идеальный с миром реальным. Любовь в «Стихах о Прекрасной Даме» направлена не на какой-то конкретный объект. Предмет любви - Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, это воплощение идеальной сущности женской души. Поэтому любовь здесь - порыв, ожидание, неизвестность.

Тема города. Одной из ведущих тем лирического творчества поэта является тема урбанистическая - города-спрута, берущего в заложники, поглощающего личности, индивидуальности, даже физические тела своих жителей. Город Блока - это не реальный Петербург, хотя читатель без труда узнает в его стихах северную столицу. Это скорее «пейзаж души» лирического героя. Упоминание города встречается уже здесь - в стихотворениях конца 90-х годов XIX века. Город противопоставляется естественной жизни природы, причем преимущество в этом сравнении явно не на стороне первого. Ранний Блок - истинный романтик, его привлекает все прекрасное и возвышенное. Лирический герой пока еще четко отделяет себя от шумного, суетного города, физически - он часть его, но духовно – антипод. Если в ранних своих произведениях Блок четко отделяет себя - лирического героя - от остальных обитателей Петербурга, то теперь (1903) поэт - уже не романтический одиночка, не индивидуалист, он тонко чувствует беды и несчастья города, его жителей, не может закрывать на них глаза и продолжать описывать нереальные, сказочные миры, ища в них собственный покой и личное счастье. Например, стихотворение «Незнакомка» наполнено подробностями городского быта; читая его, мы не только видим картины петербургской жизни, но и отчетливо слышим пьяные окрики, детский плач, женский визг, скрип уключины. Описывая улицы, закоулки, кабаки Петербурга, Блок показывает трагедию русского человека начала XX века, судеб жителей родного поэту города.

Лирическая героиня . Прекрасная дама у Блока - символическое значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала в образе Прекрасной Дамы. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира. В стихотворениях этого поэта нет конкретных образов ни женщины, ни лирического героя. Нет его конкретных поступков, и переживания его неуловимы. Все образы лишь создают конкретную ситуацию. Лирический герой в своем стремлении найти нравственную опору готов верить любому обману. Таким желанным обманом и становится для него Прекрасная Дама. Это прослеживается во всех стихотворениях Блока, в том числе в “Незнакомке”.

План Творческая история А.Блока, мотивы лирики Творческая история А.Блока, мотивы лирики Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Поэзия годов Поэзия годов Циклы стихов годов Циклы стихов годов Художественный мир поэмы «Двенадцать» Художественный мир поэмы «Двенадцать» История создания История создания Смысл названия Смысл названия Особенности композиции и системы образов Особенности композиции и системы образов Символика поэмы Символика поэмы


Лицо Александра Блока выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица....Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно- романтическому М.Волошин


А. А. Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге, детство провел в семье деда - известного ботаника, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, в "старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами", научными интересами и гуманистическими идеалами. А. А. Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге, детство провел в семье деда - известного ботаника, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, в "старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами", научными интересами и гуманистическими идеалами.


Свои первые стихи он сочинил уже в пятилетнем возрасте, издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Шахматове. Летом 1898 г. Блок познакомился с Л. Д. Менделеевой - своей будущей женой,


В 1898 году А. Блок начинает серьезно заниматься поэзией, хотя и поступает на юридический факультет Петербургского университета В 1898 году А. Блок начинает серьезно заниматься поэзией, хотя и поступает на юридический факультет Петербургского университета В 1901 году он переходит на славяно-русское отделение историко- филологического факультета, которое успешно заканчивает в 1906 году В 1901 году он переходит на славяно-русское отделение историко- филологического факультета, которое успешно заканчивает в 1906 году


В е стихи Блока стали известны Андрею Белому и кружку "аргонавтов", радостно приветствовавших в них созвучные им духовные чаяния и устремления. В е стихи Блока стали известны Андрею Белому и кружку "аргонавтов", радостно приветствовавших в них созвучные им духовные чаяния и устремления. В 1902 г. Блок познакомился с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, с этого времени он - постоянный визитер в их салоне и в редакции журнала "Новый путь". В 1902 г. Блок познакомился с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, с этого времени он - постоянный визитер в их салоне и в редакции журнала "Новый путь".


Творческую судьбу Блока во многом определили сильное чувство к Творческую судьбу Блока во многом определили сильное чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой и глубокое увлечение философскими идеями Владимира Соловьева Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой и глубокое увлечение философскими идеями Владимира Соловьева


В конце 1904 г. выходит в свет первая поэтическая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» В конце 1904 г. выходит в свет первая поэтическая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» Героиня с одной стороны предстает как вполне реальная, "земная" женщина, с другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены", "Святой", "Ясной", "Непостижимой". Героиня с одной стороны предстает как вполне реальная, "земная" женщина, с другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены", "Святой", "Ясной", "Непостижимой".


Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как прекрасны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты!


Соседнем доме окна жолты, По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. В соседнем доме окна жолты, По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене - а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули, И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.


Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь, Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне - ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел.




О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в его простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…


Умри, Флоренция, Иуда, Исчезни в сумрак вековой! ………………………………….. Хрипят твои автомобили, Твои уродливы дома, Всеевропейской желтой пыли Ты предала себя сама! Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба ……………………………………… Тень Данте с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет


Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну, что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..


В течение января 1918 года он написал свои самые знаменитые произведения - статью "Интеллигенция и революция", поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". В течение января 1918 года он написал свои самые знаменитые произведения - статью "Интеллигенция и революция", поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Статью "Интеллигенция и революция" завершает знаковый призыв: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию". Статью "Интеллигенция и революция" завершает знаковый призыв: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию".


Двенадцать" - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью". "Двенадцать" - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью". А.Блок. А.Блок. « Двенадцать» Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете!


«Двенадцать» 12 часов – полдень, полночь 12 часов – полдень, полночь 12 месяцев – календарный год 12 месяцев – календарный год символ перехода, рубежа 12 человек – состав красногвардейского патруля в революционном Петрограде 12 учеников Христа символ веры, идеи






Домашнее задание Конспект страниц учебника (дополнить лекцию) Задания семинара – страницы Сборник стихов А. Блока

Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А. Блока. Как символист в раннем творчестве он рассматривает три темы: Жизнь, Смерть, Бог. В том или ином виде эти темы интерпретируются в разные периоды творчества и возникают то в туманных образах-символах цикла «Стихи о Прекрасной Даме», то в иронических строках поздних стихов. Типичными образами-символами раннего Блока были звезда, весна, туманы, ветер, полумгла, тени и сны. Все это, употреблено в метафорическом смысле, становилось символами, с помощью которых поэт познает вечную тайну жизни. Но после синих туманов раннего творчества приходят романтическое восхищение сугубо земными чертами жизни. Так появляется Незнакомка - воплощение Женственности, доступной не только Душе Мира, а и реальной женщине.

Интересно, что и Родину А. Блок изображает именно как женщину. Так в стихах «Русь», «Россия», «На поле Куликовом» встречаем образ России-Женщины, Росси-жены. Родина для него надежда и утеха. Он верит в ее жизнестойкость, как верит в стойкость и мужество русской женщины, способной любить безрассудно, прощать великодушно и достойно терпеть жизненные испытания. Так тема Родины переплетается с вечными темами Жизни, Смерти, Бога.

Так же много говорит Блок о любви как основе бытия. Поэт возражает грубому вмешательству в поэзию любви любых расчетов, любовь - это стихия, это буря. Не случайно именно этими образами-символами передана она у Блока. С образами любви связаны поиски гармонии в жизни поэта. Проблемы морали в обществе решаются через поиски единства с миром. Раздвоенность, поиски равновесия приводят временами к печальным выводам: «Что счастья не нужно было, что сей несбыточной мечты и на полжизни не хватило». Однако связь с миром найдена. И в поздних стихах А. Блока снова решаются вопрос о смысле бытия, о Жизни, Смерти и Боге. Эти темы вечные, в каких бы образах они не возникали в творчестве А. Блока.

«Ведь тема моя, я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас и она всеобщая наша тема… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

Александр Александрович Блок полностью, целиком, безмерно любил Россию, отдавал ей душу как любимой женщине. Его жизнь навеки переплелась с Родиной, он приносил ей в жертву частичку себя, а она исцеляла его душу своим «целительным пространством».

Блок видел Россию такой, какой ее видел Гоголь - надоблачной и прекрасной. Она - дитя Гоголя, его творение. «Она открылась ему в красоте и музыке, в свисте ветра и в полете сумасбродной тройки», - писал А.А. Блок в статье «Дитя Гоголя». В эту же самую тройку и садится поэт, в ней он летит безграничными полями, размытыми и грязными путями России. И по дороге Блок видит то, что сжимает его сердце - убогость и униженность Отечества.

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Душа поэта голая, так как голая страна. «Это - стройный танец России, которой уже незачем терять; все тело свое она подарила миру и теперь, свободно бросив руки на ветер, пошла в танец по всему своему бесцельном раздолье», - писал Блок в статье «безвременье». И именно бесцельным раздольем лечит Россия человека. Надо полюбить ее, «надо поездить по России», - писал перед смертью Гоголь.

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Приюти ты в далях необъятных!

Нас и жить и плакать без тебя.

А.А. Блок создал свою собственную заповедь любви: «Если только полюбит россиянин Россию - полюбит и все, что есть в России. Без болезней и страданий, которые в таком количестве накопились в ней и в которых виновны мы сами, не ощутил бы никто из нас сострадание к ней. А сострадание уже является началом любви…» Блок жил любовью к России, и это придавало ему сил.

В поэзии Блока звучит пророческое предсказание и ощущение судьбы Отечества в прошлом. Огромное значение имеют стихи «скифы» и «На поле Куликовом». Стихотворение «Русь» пропитано магическими и сказочными мотивами. Перед нами возникает такая Русь, какой ее создал Гоголь, полная обрядов и тайн. Россия для Блока - это особая страна, обреченная перенести ужасы и унижение, но полу победительницей. Ключ к победе А.А. Блок видел в революции, в ней, как он считал, высокие идеалы. Он рассматривал революцию как стихию, способную переменить мир. Но этого не произошло, и поэта мечта развеялась, как наваждение, оставив в душе лишь горький осадок надежд, которые не оправдались.

«Отечество - это жизнь или смерть, счастье или гибель». Жизнь по такому принципу для Блока - не фанатизм, а отменило полного преданность России. Поэт верил, что настанет время, когда на страну упадет луч солнца, и она заиграет всеми цветами радуги. Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, только мы можем выбирать между жизнью и смертью и тем самым определять свою судьбу.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по литературе

на тему:

«А.А. Блок. Мотивы лирики».

Екатерина

Александровна,

Учитель русского

Языка и литературы

МОУ Гимназия №56»

П. Красково

Тема урока

А.А.Блок. Мотивы лирики.

Цели урока:

Образовательные

  1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
  2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

Развивающие

  1. Способствовать

Формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

Расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

2) Закрепить навык

По систематизации материала,

Участия в дискуссии,

Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

Обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

Воспитательные

Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

Воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

Формировать представление о вечных ценностях,

Воспитывать любовь к Родине,

Воспитывать высокое отношение к женщине.

Технологии:

Проектная технология,

Технология опережающего обучения,

Технология группового обучения,

Блочно-модульная технология,

Технология исследовательского обучения.

Межпредметные связи:

История,

Музыка,

Живопись,

Кино,

Философия,

Психология.

Оборудование:

Портрет Блока,

Репродукции картин русских художников,

Фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

Запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении

Ярцевой,

Схемы, опорные конспекты,

Компьютер и мультимедийная доска.

Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:

1) «Стихи о Прекрасной Даме».

2) Цикл «Город».

3) Тема Родины в поэзии Блока.

4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

План урока

  1. Слово учителя
  2. Проверка домашнего задания:

Проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

Беседа по проекту «Город»

3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

4) Проверка домашнего задания:

Проект «Родина в лирике Блока»,

Беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

5) Итоги урока:

Образы,

Мотивы,

6) Домашнее задание

А.А. Блок. Мотивы лирики.

Слово учителя

Когда под забором в крапиве

Несчастные кости сгниют,

Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд…

Вот только замучит проклятый,

Ни в чём неповинных ребят

Годами рожденья и смерти

И ворохом скверных цитат…

Печальная доля – так сложно,

Так трудно мучительно жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

Зарыться бы в снежном бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда.

Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству , а через творчество к биографии . Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

(Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

(Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

Вопрос выступившей группе

Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Многое непонятно)

Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

(Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

Вопрос классу

Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

(Это Петербург)

В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

(В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

(У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

(Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

Какие образы мы видим в нём? К какому циклу , на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

(Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

- «тлетворный дух»,

- «детский плач»,

- «кривится диск»,

- «пьяное чудовище».

Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

(Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль : если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

(Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

(Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

Вопрос классу

Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

(1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

(Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

(1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

О любви,

О Родине,

О женщине,

О России,

О революции.

2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

(В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»