22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?

23. Что такое международное гуманитарное право?

24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?

25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?

27. В чем выражается уголовная ответственность?

28. Что такое административный проступок?

29. Кар действуют правоохранительные органы?

30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?

31. Каковы основные признаки общества?

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

36. Что такое мировое сообщество?

37. Каким образом человек превращается в личность?

38. Что такое социализация и воспитание?

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

43. Как проявляет себя человек в группе?

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

1) Что такое мировое общество 2) Как общество влияет на природу и в чём выражаются доиндуствриальное, индустриальное и постиндустриальное

общество?

3) В чём проявляется социальный и научно-технический прогресс?

4) Как бы вы охарактеризовали главные проблемы человечества?

5) Каким образом человек превращается в личность?

6) Что таоке социализация и воспитание?

18. Каковы функции законодательной, исполнительной и судебной власти?

19. Что такое институт президентства?

20. Как проявляет себя местное самоуправление?

21. В чем выражаются права человека?

22. Что записано во «Всеобщей декларации прав человека»?

23. Что такое международное гуманитарное право?

24. Как защищаются права ребенка и взрослого человека?

25. В чем сходство между гражданским обществом и правовым государством?
26. Что такое преступление?

27. В чем выражается уголовная ответственность?

28. Что такое административный проступок?

29. Кар действуют правоохранительные органы?

30. Что такое общество и из каких сфер оно состоит?

31. Каковы основные признаки общества?

32. Как общество влияет на природу и в чем выражаются антропогенные нагрузки на нее?

33. Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?

34. В чем проявляется социальный и научно-технический прогресс?

35. Как бы вы охарактеризовали глобальные проблемы человечества?

36. Что такое мировое сообщество?

37. Каким образом человек превращается в личность?

38. Что такое социализация и воспитание?

39. С какими потребностями человека вы познакомились?

40. Как происходит познание человеком мира и самого себя?

41. В чем состоит духовная жизнь человека?

42. Как связаны между собой свобода и ответственность?

43. Как проявляет себя человек в группе?

44. Что такое межличностные отношения и процесс общения?

45. Как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

Понятия "человек", "индивид", "личность" чаще всего употребляются как синонимы, но с научной точки зрения между ними существуют серьезные различия.

Человек – это самое общее понятие, обозначающее абстрактного представителя человеческого рода.

Индивид – обособленный член социальной общности: представитель народа, класса, общества, группы.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция человека длилась неизмеримо дольше культурной – 2,5 млн лет. Биологическое развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем (рис. 7.2).

Все это послужило условием перехода от биологической эволюции к культурной. Все приобретения человека в последние 40 тыс. лет связаны не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не с естественной, а с искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента можно говорить о том, что в человеке как биологическом существе формируется его индивидуальность, а позже сквозь нее произрастает личность. Генетически наследуемые черты, возможно, составляют в нас 30–40%, социально приобретаемые – 60–70%.

Рис. 7.2.

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился "свертывать" этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

Человек – социобиологическое существо : у него две составные части – биологическая и социальная. Как биологическое существо человек обладает телом, волосами, памятью, мышлением. Все это дал ему антропогенез. Но человек это еще и статусная характеристика, поскольку есть такое понятие, как права человека, а там, где есть права и обязанности, там надо говорить о статусе. Человек – это также предписанный статус , поскольку государство наделяет правами человека от рождения, независимо от того, хороший он или плохой, рыжий или брюнет, достиг он высоких постов или нет. Права определены Конституцией и международными санкциями, на защите прав человека стоит множество учреждений и институтов.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. "Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества, атом общественного целого... Совершенно другое означает личность. Личность категория духа, а не природы, и не подчинена природе и обществу. Личность совсем не есть часть природы и общества... Наоборот, общество есть часть личности, лишь социальная ее сторона" . Поскольку личность – продукт культурной, а не биологической эволюции, то можно предположить, что именно общество, а не природа оказывает на личность максимальное влияние, причем в обоих направлениях: подавляя и развивая ее.

Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность, и наоборот (рис. 7.3). Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Демократическое общество защищает гражданские права личности, авторитарное подавляет личность.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, формируемых статусно-ролевой системой. Человек учится выполнять социальные роли – водителя, продавца, верующего, студента, мужа, одновременно овладевая культурным контекстом каждой роли, корректируя стиль поведения, мышления, образ жизни. Становление личности происходит в процессе усвоения жизненного опыта и ценностных ориентаций, т.е. в процессе социализации. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Рис. 7.3.

Понятие личности – достигаемая характеристика ; не социальная, а духовная субстанция. Личностей еще меньше, чем индивидуальностей. Индивид и индивидуальность подчиняются социально-психологическим факторам, например групповому давлению. Мы говорим: группа оказывает и подчиняет себе индивида. Но если он подчинился группе, он перестал быть личностью, поскольку личность – это то, что делается вопреки группе, толпе, коллективу, массе. Хотя личность не только и не столько социологическая характеристика, сколько духовно-нравственная, становятся личностью люди при помощи социально-педагогических механизмов и практик, в том числе воспитания.

Когда социолог рассматривает человека как индивидуальность, его интересуют манера одеваться, стиль поведения, особенности речи и прочие атрибуты внешности. Поступки, выражающие нравственное начало личности, его почти не интересуют. Напротив, в личности интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются социологом прежде всего в качестве поступков, т.е. преднамеренных и морально мотивированных поведенческих актов. Способность отвечать за свои поступки – признак личности. Стиль действия, манера общения, способы выражения и достижения целей сами по себе не отвечают на вопрос о том, ради чего люди существуют, какие смысловые устремления призваны осуществлять. Выбор смысла жизни, способа существования есть свободное волеизъявление духа человека. Следовательно, личность – это морально- нравственный выбор. Ее сущность проявляется не просто в отношениях с другими людьми, жизненных целях, мотивах и способах поведения, а в их качестве, в том, каковы эти отношения, цели, мотивы и поведение.

Каждый индивид обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Мышление, чувства, инстинкты, моторные функции даны ему от природы. Креативные способности мышления или устойчивость чувств прекрасно изучают сегодня психологи, по личности при этом они не затрагивают: речь идет об индивиде. Личность начинается в том момент, когда ученый изучает то, как общество переработало, во что оно превратило природные качества человека, так сказать, их внешнее, т.е. социальное, бытие. Чувство голода вложено нам природой, но способ удовлетворения биологической потребности может быть самым разным. Один ради куска хлеба переступит через труп родственника, второй пожертвует собственной жизнью, чтобы накормить слабого и немощного. В первом случае индивид ведет себя как природно-инстинктивное существо, и не более. Во втором мы вправе говорить о личности, преодолевающей биологические побуждения ради духовных ценностей и идеалов. Вместе с тем оба индивида, исповедующие столь разные модели поведения, живут в обществе, могут занимать в нем достаточно высокое положение, выполнять предписанные роли, соответствовать многим социальным критериям, иными словами, быть личностью в традиционном социологическом смысле. Но как велика между ними нравственная дистанция!

Итак, человек – самое общее, родовое понятие. Индивид , если это типичный представитель большой социальной группы: своего класса, народа или профессии – суть видовое понятие. Личность – исключительно единичное понятие, "штучный товар" (рис. 7.4).

Действительно, общеродовые свойства: прямохождение, членораздельная речь или сознание – присущи всем людям, а их около 7 млрд человек. Черты индивида с социологической точки зрения, т.е. как социально-классовые или этнические характеристики, свойственны более узкой популяции, а именно классу или этносу. Для психологов индивидуальность может выражать нечто другое, допустим, единство неповторимых свойств конкретного человека. Она подраз-

Рис. 7.4. Количественное соотношение референтов трех понятий: "личность", "индивид", "человек"

умевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Но все индивидуальные особенности – мышления, восприятия, манеры поведения – по большому счету не есть исключительная принадлежность этого и только этого существа. Индивид как продукт своего времени и своего общества социально типичен. Даже одеваясь весьма экстравагантно, не так как все, он все равно не индивидуален, ибо следует веяниям моды, и в этом он типичен.

Категория человека свидетельствует о сходстве всех двуногих существ в каких-то общих для них всех чертах, о приобщенности к роду и неразрывности с ним. В прайде львов или стае воробьев нет индивидуальностей, поскольку ни одна особь не в состоянии ослушаться законов природы, пойти вопреки инстинктам. Миллионы лет таким же был человек. Инстинктивная программа, общая для всех австралопитеков и питекантропов, не позволяла выделиться индивиду. Но как только появилась возможность одним людям делать так, а другим – иначе, появилась индивидуальность, а вместе с ней – огромное многообразие и неповторимость поведения, образа жизни, ценностей и мировоззрения людей.

Таким образом, понятие "личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого – биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т.п.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания, но завершается процесс ее становления лишь на морально-нравственном уровне.

Сразу оговоримся, в повседневном словоупотреблении или в других науках индивид может трактоваться иначе. Ученые-естественники знают: то, что человеку передается при рождении по генетическим каналам наследственности, называется психофизической индивидуальностью. Черты темперамента, некоторые врожденные болезни, отчасти рост, склонность к полноте и некоторые другие свойства передаются от родителей. Вместе с собственными биологическими характеристиками они и составляют нашу психофизическую индивидуальность. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Следовательно, индивид – это биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).

Если индивид – единичный представитель вида Homo sapiens, то он представляет собой лишь единицу счета; конкретного человека, представителя рода или вида. Но эта единица отличается от других единиц, типичное и неповторимое в ней каким-то образом объединены. Так, для статистики индивиды – удачная единица счета, однако никто из нас не считает себя похожим на других, когда указывает на свою индивидуальность. Думая о других, мы представляем всех как социально-типичных , думая о себе, мы представляем себя индивидуально-неповторимыми. Философы нашли подходящее имя для гипертрофированной самобытности – индивидуализм; тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу.

Слово "индивид" вошло в употребление в XV в. и восходит к средневековому латинскому individualis неделимый (от dividere – разделять) . Его первое со времен эпохи Возрождения употребление относится к 1840 г., т.е. к английскому переводу работы французского мыслителя Алексиса де Токвиля "Демократия в Америке". Де Токвиль отмечает, что предшествующим поколениям было неизвестно слово "индивидуализм", поскольку ранее не существовало индивидов как таковых, не принадлежащих к группе, и что в современных обществах люди, напротив, склонны уделять излишнее внимание своим частным интересам, переходя в область узкого индивидуализма. Слово "индивидуальность" связывают с такими характеристиками, как "яркая", "оригинальная", "творческая". О личности говорят, что она "сильная", "независимая", "энергичная". Личность предполагает инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его осмысленным целям.

В социологической литературе можно встретить и другие интерпретации личности, в частности: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

  • Бердяев Н. А. Проблема человека. К построению христианской антропологии // Путь. 1936. № 50. С. 14.
  • The Category of the Person: Anthropology, Philosophy, History / ed. M. Carrithers, S. Collins, S. Lukes. Cambridge, 1985.

XXI век, безусловно, век информационных технологий. А. Мальро говорил, что этот век или будет мистическим, или его не будет вовсе. Мы ждем.

Как бы то ни было, но спустя десять лет после вступления в новое тысячелетие конец света не наступил, инопланетяне не высадились на землю, евреи не обратились в христианскую веру. Люди, однако, стали более привязаны к технике, они зависят от автомобиля, как от воздуха, они стали рабами техники, без которой умерли бы в течение нескольких часов.

Одним из фундаментальных явлений этого эона стала революция телевидения и кино. И самая крупная псевдо-философская революция, после коммунистической, случилась в Голливуде с его ответвлениями - китайским, индийским, не менее потешными.

Калифорнийская визуальная индустрия коренным образом изменила фундаментальные идеалы человечества. К сожалению, дети теперь хотят стать похожими не на Христа, но на Брэда Питта или Гарри Поттера. Индонезийские девушки говорят туристам, что их имя - Анджелина. Русские, подобно Буриданову ослу, мучительно выбирают, по свидетельству опросов, между Владимиром Путиным и Брюсом Уиллисом. Британцы хотят быть как Бекс (не пиво, а Дэвид Бекхэм). О румынах что и говорить: у нас образцами являются или безграмотные мультимиллионеры, или карлики с «Порше», или медиа-ассенизаторы - создатели сомнамбулических партий, или накачанные наркотиками футболисты. К несчастью, медийная пандемия распространяется чудовищным образом, но почти никто не подает сигналов тревоги. Гражданское общество боязливо и сбито с толку, христианские общины замкнуты в своей самодостаточности, интеллигенция больше занята забастовками и хлебом, чем формированием людей завтрашнего дня.

Но вернемся к Голливуду. Эта субкультура планетарного масштаба, генерирующая миллиарды долларов и губящая души, предлагает набор следующих социальных правил: истребление врагов с помощью оружия; уничтожение всех, кто думает иначе, чем ты; поляризация общества наподобие банды (друзья и враги, хорошие и плохие); ненормальная сексуальность, продвигаемая как закон; насилие, тупо узакониваемое; победа любой ценой; легкий хэппи энд; нетрудовое обогащение; ловкое мошенничество; наркотик как заменитель реальности; подрыв традиций для процветания маркетинга; триумфаторская доктрина американского превосходства.

Все это, популяризируемое утонченным или грубым образом в фильмах, упомянутых выше, - подлинные бичи для институтов, воспроизводящих жизнь: народа, школы, семьи, Церкви. Но одним из, я бы сказал, пророческих симптомов будущего, обладающим потрясающим роковым качеством, является принцип превращения человека в животное.

Человек создан по образу Божию и должен стать богом по благодати. Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом - утверждают Евангелие и церковные Вселенские Соборы. Человек должен стать жизнью, добром, любовью, святостью, чистотой, светом и, безусловно, лично бессмертным. Это христианство. Религия вечной жизни, свет жертвенной любви, радость Креста, вкушение рая и переживание Воскресения Христа в жизни каждого.

Цивилизация «Голливуд» не может подняться до этих жизненных идеалов. Поэтому она отрицает их существование. В противовес она активно и неуклонно проповедует превращение человека в животное. Как? Идеализируя ценности или животную силу, к которым человек должен стремиться. Есть фильм «Человек-паук», от которого все малыши сходят с ума. Ловкость, способность перепрыгивать с одного здания на другое, вязкая и тягучая паутина, которую он выделяет, - все делает человека-паука идеалом для детей, а также для взрослых, отупевших от лицезрения пикселей.

В детстве я видел фильм «Человек из Атлантиды», где у героя были сросшиеся, как у земноводных, пальцы, так что плыл он с огромной скоростью. Все дети были очарованы этим существом. Затем, позднее, я видел «Человека-пуму». Не помню ничего, кроме того, что он прыгал, как пума, умерщвлял все, что движется, и больше ничего.

Опасно то, что человек превращается в зверя с каждой бессознательной, но настойчивой идеализацией хищнических черт этих животных. Ибо никто, конечно, не видел фильма о человеке-зайчике или человеке-косуле. Разве только в мультфильмах. Утонченность, милость, хрупкость, чистота или нежность не находят себе места в тематических списках массовых фильмов. Напротив, ярость, сила, скорость, инстинкт убийцы, кровожадность, ловкость в умерщвлении - все это превращает человека в хищника, а всех остальных в жертву. Это вульгаризированная версия антихристианской и абсурдистской философии Ж.-П. Сартра: «L"enfer c"est les autres» («Ад - это другой»).

Бессильный выполнить свое призвание уподобиться Богу, человек трагическим образом погружается в животный мир. Одна песня без мелодии, вовсю гремевшая несколько лет назад, призывала: «You and me, baby, ain"t nothing but mammals, / So let"s do it like they do on the discovery channel» - «Ты и я, детка, не что иное, как млекопитающие, так что давай делать, как они это делают на телеканале Discovery, давай…»

Так человек мало-помалу превращается в вурдалака, вампира, волка («The Wolf»), летучих животных («Superman»), тигра или все то, что узкие специалисты из Голливуда сочтут символизирующим силу, ловкость, пронзительное зрение, ненасытность, инстинкт. Тем самым культура фильмов подобного рода раскрывает себя как культура смерти, узаконенного греха и абсолютного зла, оправданного во имя нации, цивилизации, общего блага и т. д.

Дарвин не смог убедить 95 из 100 живущих на земле, что человек произошел от обезьяны. Различия между ними очевидны даже на примере людей, менее всего наделенных человеческими чертами. А медийная субкультура превращает человека в животное, развивая в нем животные порывы и инстинкты, культивируя в нем зверские черты и вдавливая его глубоко в землю, или, лучше сказать, «в преисподнюю земли».