» Ревизские сказки

Привожу статью С.В. Гузенко об этом документе. Некоторые сведения также предоставлены Ю.В. Коноваловым.

Несколько слов о том, что представляет из себя (1718-1858 гг.). В обозначенный период времени он являлся основной формой учета податного и значительной части неподатного населения России.

Ревизская сказка - документ, на основании которого производилось взимание подушной подати в России XVIII-XIX вв. В ревизской сказке содержались сведения об одном лице или ряде лиц, составляющих одну семью. На основании каждой поданной сказки в ходе ревизии составлялись сводные ревизские сказки, содержащие суммарные сведения отдельных сказок по селениям, волостям, станам и уездам. В них последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в имениях - помещиками или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян - старостами и другими должнос-тными лицами, отвечающими за своевременное проведение ревизий, в городах - пред-ставителями городского управления.

Ревизиями в XVIII-XIX вв. назывались переписи податного населения, подлежащего подушному обложению и воинской повинности. При Петре I все население было разделено на податное и неподатное. Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство (освобождение распространялось только на лиц, занимающих штатные должности, и их детей), все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане, «обельные вотчинники» в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Кос-тромской губернии.

К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род жизни (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного сословия подлежали лица, пропущенные по ревизии, возвратившиеся из побегов; лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати; лица, возвратившиеся в податное сословие (например, монахи, оставившие свой сан).

С 1719 по 1858 гг. было проведено десять Генеральных (всероссийских) ревизий:

1 - 1719-1725 гг. (окончательный текст датирован 1722 г. с сохранением возрастов по 1719 г.). В черновых вариантах встречаются женские имена.

2 - 1744-1745 гг. (окончательный текст часто датирован 1747 г.; возраста оставлены по 1745 г.).

3 - 1762-1763 гг. С этой ревизии пере-писываются женщины с указанием происхож-дения жен и мета выдачи замуж дочерей.

4 - 1782 г.

5 - 1795 гг.

6 -1811-1812 гг. Ревизия не была закон-чена в связи с войной. В черновых вариантах встречаются женские имена.

7 - 1816 г. С этой ревизии раздельное написание мужчин и женщин на соседних страницах разворота. Упрощается инфор-мация о женщинах: нет сведений о времени и причине их выбытия из списка, о происхождении жен.

8 - 1833-1834 гг.

9 - 1850 г.

10 - 1857-1858 гг.

На местах, в основном - в городах и заводах, проводились и дополнительные ревизии. После 1858 года для учета населения местными властями создавались подворные списки, продолжавшие ревизские сказки и близкие к ним по формуляру.

позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию, имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1, 2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям - национальность; по 1 ревизии - физические недостатки («увечен», «слеп»).

С 3-й ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10-й ревизии.

Начиная с 3-й ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского и женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства). В формуляр сказки 7-й ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности; сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

УДК 94(47) «1763/1765»(093)

А. П. Орлова К вопросу об изучении третьей ревизии

В статье исследованы массовые исторические источники по истории населения России. На примере изучения материалов третьей ревизии 1765 г. по селению Кузьмино в предместье Санкт-Петербурга рассмотрены важные вопросы информационного потенциала первых ревизий и их взаимосвязи с источниками церковного и административного учета.

Research of historical mass sources on history of Russian population in the XVIII century is in the focus of the article. Example of the study of III Revision materials of 1765 on village Kuzmino nearby Saint-Petersburg is concentrated on important aspects revealing informative potential of first revision documents and their links with church and administrative records.

Ключевые слова: изучение источников, структура населения, ревизия.

tey words: source study, structure of population, revision.

Административный учет населения России был организован с начала XVIII в. по указам Петра I. С введением подушного налогообложения большую часть населения России стали фиксировать ревизии. Ревизская душа считалась единицей налогообложения до следующей ревизии и в случае смерти человека. Крестьяне, купцы, мещане были обязаны выплачивать подати государству и записывались в ревизские сказки. Неподатные сословия - духовенство, ямщики, дворяне и чиновники, армия и флот, иностранцы в перепись включались редко. Ревизии не проводились в Польше, Финляндии, Закавказье, а в первой, второй и шестой ревизиях не учитывали женщин.

Первичными источниками для исследования истории населения считаются ревизские сказки, куда записывали личные сведения о человеке, его семье, социальном статусе. Обычно составлялись два экземпляра сказки: один отправлялся в казенную палату, второй - в местное казначейство. Обобщающие материалы ревизий включают генеральные табели и окладные книги. Генеральные табели подготавливались на момент окончания ревизии. С четвертой ревизии были введены окладные книги, которые содержат итоговые сведения о численности населения по сословиям. Проверка данных ревизских сказок возможна по исповедным росписям и метрикам как материалам текущего церковного учета, рекрутским спискам и полицейским отчетам.

© Орлова А. П., 2013

В качестве примера исследования материалов первых ревизий можно избрать ревизские сказки третьей ревизии по дворцовому с. Кузьмино, поселению поблизости с Царским Селом и Санкт-Петербургом.

Первая официальная ревизия Ингерманландии состоялась в 1732 г., и сегодня ее материалы хранятся в РГАДА Москвы. При исследовании источников административного учета по истории Царского Села в РГИА и ЦГИА Санкт-Петербурга в фонде Царскосельского дворцового правления выявлены ревизские сказки селения Кузьмино за 1763-1765 гг. .

По шведскому описанию в подаренных Екатерине Алексеевне мызах до их заселения числилось 47 деревень. Жители некоторых из них не покорились новым властям. Для безопасности Царского Села из его окрестностей началось выселение местных жителей. «Для заселения слободы Пулково было разорено и сведено в леса 11 латышских деревень, для села Царского - 10, слободы Кузьминой - более 15 деревень» . Часть жителей получила новые наделы в лесистой и болотистой местности. Неплодородные земли вскоре были заброшены, крестьяне бежали в Восточную Финляндию. Другие были переселены в деревни вблизи Гатчины.

Первая половина XVIII в. характеризуется конфликтами местных жителей с переведенными крестьянами. «В 1717 г. крестьяне слободы Кузьминой в прошении в дворцовое Царскосельское правление жаловались, что "маймисты не дают нам запахивать свои бывшие земли и косят луга сами"» . Финны-ингерманландцы разорялись и уходили в город на заработки. Дворцовой администрации приходилось мириться с этим и переводить их на денежный оброк. И все-таки в XVШ-XIX вв. дворцовое с. Кузьмино, как и Пулково, выросло в несколько поселений. Благодаря росту населения рядом с Большим Кузьмино появились Малое, Редкое и Верхнее Кузьмино.

Что привело в столь сложных и противоречивых условиях к расцвету эти поселения и благополучию их жителей? Чтобы ответить на данный вопрос, исследуем ревизские сказки 1763-1765 гг. Однако сначала стоит обратить внимание на название поселения, которое не встречается в источниках до начала XVIII в. Рассмотрим несколько версий. В XIX в. считали, что: «Селение получило свое название от какого-то Кузьмы, первого здешнего поселенца, современника Петру Великому» . Из Царского Села в с. Кузьмино в 1747 г. была переведена Успенская церковь со старого Царскосельского кладбища. «Так как кладбище находилось вблизи дворца и плач по умершим тревожил сердце и слух императрицы Елизаветы Петровны, то кладбище было закрыто. Успенская церковь была перенесена в Кузьмино, и там стали хоронить покойников из Царского Села до 1783 г., когда устроено нынешнее кладбище на

месте гибели Ланского» . В 1785 г. в с. Кузьмино была построена каменная церковь Благовещения.

По церковным материалам начала XVIII в. можно уточнить происхождение названия этой местности. Сведения о числе церквей за 1722 г. были подготовлены священнослужителями Санкт-Петербурга и губернии по приказу Петра I. Рукопись датирована 10 марта - 5 апреля 1722 г. Материалы о числе церквей, их приделах, причте указывалось «взять в тиунскую кантору» . Каждый ответ, отправленный менее чем в течение месяца, охватывает от одного до нескольких храмов в приходе и составлен с обязательным описанием расположения храма, «где в урочищах, и в уездах, где чья вотчина» . Все ответы написаны в одной форме: реестр церквей и подпись. Сведения о церквях будущего Царскосельского уезда включены в состав описания Копорского уезда. По материалам описания можно установить, что большая часть православных церквей Копорского уезда была воссоздана в центрах прежних погостов и мызах, а новые освящались как домовые в поместьях. После характеристики старинных церквей в мызах Копорского уезда в деле приведен список по Царскому Селу и ближайшим поселениям. Отдельно составлен реестр храмов Петербурга и Царского Села:

Церковь Преображения Господня, что на кирпичных заводах;

Церковь великомученицы Екатерины, что в дворцовом Селе Красном.

Церковь Успения Пресвятыя Богородицы, что в Селе Сарском, при той церкви поп Козма Васильев;

Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, что в вотчине графа Гаврила Ивановича Головнина Копорского уезду в селе Благовещенском» .

Список датирован 10 марта 1722 г. По этому реестру можно предположить, что село получило устойчивое название после переноса церкви по имени священника - Кузьмы Васильева.

Из материалов по истории населения с. Кузьмино до 1770 г. метрик не дошло. Метрические книги с. Кузьмино (в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга) с лакунами охватывают 1770-1911 гг., а исповедные росписи - 1773-1864 гг. . Сохранились только ревизские сказки по третьей ревизии, в которой впервые стали учитывать всех жителей - и мужчин, и женщин . Для мужчин, кроме фамилии, имени и отчества, фиксировалось сословие, сколько лет по последней ревизии «состояло и после оной прибыло», «из того числа выбыло» (отметка о годе смерти) и «ныне на лицо». Также в сказку заносились перемены места приписки, работы и сословия. Для женщин записывалось семейное положение и его изменения, а также переезд и возраст - «во временной отлучке с котораго времени и ныне на лицо (лета)» , здесь же уточнялись случаи смерти среди женщин и детей.

Сведения о каждом хозяйстве записывались на отдельный бланк под ревизским номером, служившим связью ревизской сказки и рекрутского списка для того, чтобы уточнить состав семьи возможного рекрута. Ревизские сказки собирались все вместе, сверялись. В течение ревизии в сказки вносились изменения о прибывших и убывших. Сказки с. Кузьмино были составлены в 1763 г. и исправлены через два года в 1765 г.

Сведения о жителях поселения охватывают время от предыдущей ревизии - 1744 г. до 1765 г. Исправления за 1763-1765 гг. отражают данные о родившихся и приехавших, присоединившихся к сельской общине, о девушках, которые вышли замуж за кузьминских крестьян из других поселений. Внесены в сказки и отметки об убыли жителей за эти годы из-за смерти, отъезда или переводе на работы в Царское Село. В сказки вписаны 574 чел. Только для двух человек внесена правка как о прописных душах. Незаписанными по прошлой ревизии оказались крестьяне - один - двадцати лет - новорожденный при второй ревизии, - а второму в 1744 г. было 52 года и в 1763 г. исполнился 71 год.

Информационный потенциал ревизских сказок с. Кузьмино позволяет рассмотреть состав населения по полу и возрасту как по третьей, так и по второй ревизии. Косвенно - по поправкам, внесенным в графу об убыли из-за смерти и выезда и с учетом родившихся между ревизиями - по возрасту детей и молодежи м.п. до 20 лет можно рассчитать и возрастной состав мужчин с. Кузьмино на 1744 г. Для 141 крестьянина в 1744 г. большей части населения села - записи уточняют возраст от полугода до 82 лет.

О 5 10 15 20 25 30

число душмп

Рис. 1. Распределение по возрасту мужского населения с. Кузьмино в 1744 г.

80 лет и старше н 1

К 1744 г. прошло только время одного поколения с момента переселения на новые земли. Поэтому можно предположить, что структура мужского населения дворцового села по возрасту (рис. 1) немного увеличилась за счет детей, родившихся после переезда, но в целом сохранила очертания первоначальной. Молодежь в 1744 г. насчитывала 96 чел. (41 ребенок до 10 лет, 39 чел. 10-19 лет и 37 двадцатилетних мужчин). Основа крестьянского населения -работники с 30 до 60 лет - насчитывала 36 хозяев, а к людям старше 60 лет относились 6 чел. в 1744 г. По сравнению с пирамидой третьей ревизии (рис. 2) в 1740-е гг. население было не только меньше по численности, но и меньше по числу детей, подростков и мужчин старше 60 лет. К третьей ревизии 1763-1765 гг. мужское население Кузьмино с учетом убыли достигло 190 чел.: от 3 недель до 77 лет.

Смертность за 1744-1765 гг. изменялась следующим образом: самыми опасными в 1740-е гг. стали 1745 и 1746 гг. - с 1744 до 1750 г. в с. Кузьмино записано 9 случаев смерти, тогда как за следующее десятилетие - 22, а в 1760-1765 гг. - 9, еще одна помета о смерти очень нечеткая - её можно прочитать и как 1765 г., и как 1769 г., что изменяет датировку всего дела на 1769 г. Средняя продолжительность жизни мужчин за 1744-1760-е гг. по ревизским сказкам Кузьмино составила 46,5 лет. Самая ранняя смерть записана для ребенка 2,5 лет, а самая поздняя для долгожителя с. Кузьмино 86 лет.

К третьей ревизии структура населения существенно изменилась благодаря значительному приросту детского населения. Возраст долгожителей среди мужчин уменьшился до 77 лет. За счет перехода 40 и 50-летних жителей в следующие возрастные группы (соответственно 60 и 70-летних) выросла доля лиц старшего возраста. Дети от 3 недель и подростки до 15 лет составили большую часть жителей с. Кузьмино, с 15 до 30 лет - 53 чел., а с 30 до 60 лет - 43 души м.п. За счет увеличения числа детей в семьях снизился средний возраст мужского населения: в 1744 г. он был равен 23,5 годам, а к 1763 г. «помолодел» до 22,8 лет.

возраст 80 лети старше 70-79 60-69 55-59 50-54 45-49 40-44 35-39 30-34 25-29 20-24 15-19 10-14 5-9 0-4

число душ МП

Рис. 2. Распределение по возрасту мужского населения с. Кузьмино 1763-1765 гг.

В ревизских сказках третьей ревизии появляются записи о женском населении с. Кузьмино. В ревизской сказке записи о женах следуют только после характеристики взрослых мужчин - ревизских душ. В сказке одного хозяйства вначале кратко заносились сведения о главах семей, их возрасте, прозвищах, данных по второй ревизии, и отметки об убыли, и только после этого внимание обращалось на жен и детей мужского и женского пола до 20 лет. Несмотря на выезд многих дочерей при замужестве в другие поселения, сведения о них фиксировались в с. Кузьмино. Поэтому при анализе возрастного состава женского населения в с. Кузьмино необходимо уточнять семейное положение и новое поселение, где живут женщины. С учетом «брачной миграции» в 1763 г. в с. Кузьмино жили 169 женщин, тогда, как всего из 427 изученных записей 193 относятся к душам женского пола. Для сопоставления возрастной пирамиды мужчин и женщин на примере с. Кузьмино необходимо работать только с данными о тех, кто на момент ревизии проживал в поселении, что отражено на рис. 3.

Рис. 3. Распределение по возрасту женского населения с. Кузьмино в 1763-1765 гг.

По ревизским сказкам большая часть девушек вышли замуж и уехали из с. Кузьмино в 20-22 года. Одновременно с этим встречаются в сказках записи о женщинах 26-30 лет, недавно взятых замуж в Пулково, сл. Рыбную, Красное Село, Ижору и Усть-Ижору. На рис. 4 показано количество женского населения в сравнении между собой (проживавшие в Кузьмино и все ревизские души ж. п.) и в сопоставлении с возрастной структурой мужского населения. При общем сравнении численности душ мужского и женского пола видно превышение числа мальчиков до 9 лет над числом девочек, постепенное выравнивание групп к возрасту первого брака и значительный перевес женского населения с учетом выехавших для 20-29-летних жителей с. Кузьмино. С небольшим превышением доли женского населения отмечены 40 и 50-летние крестьяне, несмотря на то, что при переселении в 1708-1730-е гг. число мужчин в семьях переведенцев преобладало.

возраст 60 лег и старше |

0,0% 10,0° о 20,0° о 30.0° о 40.0° о

доля населен] и (от общего числа душ м.п и ж.п.)

Рис. 4. Распределение по возрасту мужского и женского населения

с. Кузьмино в 1763-1765 гг.

При описании женского населения стоит отметить, что 18 девушек были взяты замуж крестьянами с. Кузьмино из других селений. Одна из них к 20 годам родила двух сыновей, старшему из которых на момент ревизии исполнилось четыре года. Следовательно, женщина могла выйти замуж в 15-16 лет. Из семей местных крестьян 34 девушки вышли замуж и уехали в другие поселения. О семьях и детях таких крестьянок в ревизских сказках с. Кузьмино нет записи. Скорее всего, женщины записаны еще раз вместе со своими мужьями в ревизских сказках Пулково, Красного Села, Тярлево и Рыбной слободы. Зачастую сестры из семей в Кузьмино выходили замуж за братьев или друзей в семьях Пулково, за ямщиков Московской-Ямской слободы, Рыбной слободы или уходили за мужьями-каменщиками на плитные ломки.

В сравнении с женской «брачной миграцией» ревизские сказки очень слабо отражают переезды крестьян с. Кузьмино. Из всех отметок об убыли только две записи свидетельствуют о том, что двое мужчин переехали в Царское Село и Пулково на работы: в зверинце зверовщиком и для работы в саду. Один из них при переезде в Пулково вышел из ведомства Царского Села. Записи также свидетельствуют о двух мужчинах, ушедших из Кузьмино. Для 36-летнего крестьянина, который переселился в Славянку, причина не указана, а для другого, мужчины 33 лет, мотивом переезда стала больная мать-вдова в другом селе. В материалах сказано, почему он уехал из Кузьмино, а не куда. Возможно, это был столь редкий и общеиз-

вестный случай переезда взрослого сына к матери, что не было необходимости указывать поселение.

По характеристике населения, отраженной в ревизских сказках, можно предположить, что за счет «брачной миграции» женщин выезд из слободы практически в два раза превышает въезд. Без её учета ревизия 1763 г. даёт общую картину населения в с. Кузьмино (рис. 5).

Л И 50 душ М.П.

Рис 5. Структура населения с. Кузьмино в 1763-1765 гг. по данным третьей ревизии

По рис. 5 видно превышение числа мужчин с рождения до 14 лет среди сорокалетних и старше 60 лет. Заметно уменьшение численности населения в с. Кузьмино - «поясок» на пирамиде приходится на детей 10-14 лет обоего пола, что говорит об увеличении детской и младенческой смертности в 1750-1752 гг., смертность взрослых мужчин в эти годы в три раза выше (10 записей в графе об убыли), чем в 1753-1756 гг. (3 случая).

Итак, ревизские сказки дают возможность проанализировать состав населения по возрасту и полу. Сведения первых ревизий также отражают некоторые аспекты истории семьи XVIII в. Например, по данным ревизий можно описать возраст вступления в брак и семейное положение мужчин и женщин, число детей, порядок деторождения и частоту рождений в одной семье. При этом стоит упомянуть, что различие в возрасте жениха и невесты при вступлении в брак точнее всего отражается в церковных источниках: венечных памятях, метриках и исповедных росписях.

Среди материалов ревизии с. Кузьмино записи о браке отмечены для 99 мужчин и 112 женщин (без учета выезда). Для одиноких характерно отсутствие каких-либо сведений о семье - имя взрослых крестьянина или крестьянки вписывалось в сказку на небольшом расстоянии от других семей. Сразу после имени человека могли указать на потерю мужа или жены - записать вдова, вдовец, имя ушедшего супруга зачастую пропускалось у женщин после 50 лет. Не всегда вдовство уточнялось и для мужчин. Единственная запись после имени отца «а у него дети» - по принятому в Кузьмино порядку всех детей в полной семье записывали после имени матери, - говорит о ее смерти.

По возрасту старшего сына или дочери в семье можно выяснить возраст родителей при вступлении в брак. По возрасту детей, названных после имени матери, возможно изучить порядок рождения в семье и количество детей. При работе с данными о семьях можно охарактеризовать структуру семьи и домохозяйства, которое, как правило, в XVIII в. состояло из нескольких семей разных поколений (таблица).

Структура крестьянских семей с. Кузьмино в 1744-1765 гг.

Соотношение семей и детей Количество детей в семьях

Количество семей по ревизии 20 22 15 17 11 5 2 1

Количество детей в таких семьях 20 44 45 68 55 30 16 9

Процент от общего числа семей 22 24 16 18 12 5 2 1

Процент от общего числа детей 7 15 16 24 19 10 6 3

Как выявлено из таблицы, к 1760-м гг. в с. Кузьмино в семьях русских переселенцев чаще всего было от 1 до 5 детей (92 % всех полных и неполных семей). Девять детей было только в одной семье, а по восемь - в двух, т. е. в трех многодетных семьях воспитывали 25 детей (9 % от всех детей села). Большего всего детей приходится на полные семьи с четырьмя детьми (преобладали мальчики). Максимум детей в общей численности населения сложился благодаря семьям с 4-6 детьми. В период ревизии в таких семьях (35 % от числа всех семей) росли 153 ребенка (53 % от числа всех детей).

Рассмотрим различия между женами и мужьями по возрасту при вступлении в брак. В 64 семьях выявлен большой разрыв в возрасте от 1 до 14 лет в пользу мужей. Различие в возрасте мужа и жены на примере с. Кузьмино основано на старшинстве мужчины на 1-4 года и встречено в 40,6 % семей. При разнице от 5 до 9 лет доля браков составляет 20,3 %, а при разнице более 10 лет -13-14 лет - только 6 %. На браки ровесников приходится 9,3 % от числа всех семей.

Среди женщин есть те, которые вышли замуж дважды до 30 лет из-за смерти мужей, но случаев замужества, в которых невеста старше жениха, немного - только 17,2 % браков с разницей в два года в пользу невесты и 4,7 % (три брака) с превышением возраста невесты на 10-11 лет. Для девушек средний возраст вступления в брак составил 19-20 лет, а для юношей - 22-23 года. Однако для дочерей, которые только записаны по ревизии за семьями своих родителей, но вышли замуж и жили в Пулково и других селениях, средний возраст первого брака равен 25,5 г. Молодым женам, которых крестьяне с. Кузьмино взяли замуж из соседних селений, в среднем было только 23,3 г. Все это обеспечило быстрый прирост населения в с. Кузьмино во второй половине XVIII в.

По сравнению с третьей ревизией на примере сказок с. Кузьмино главное отличие в материалах четвертой ревизии состоит в выделении граф для записи возраста женского населения по предыдущей и новой ревизии, о случаях выбытия. При записи в ревизскую сказку после перечисления детей, которые родились до ревизии, отмечаются рожденные в следующие после ревизии годы (до 17 лет) . В поселениях при Царском Селе в 1796 г. (при переходе после смерти Екатерины II к новому владельцу) вновь определялись тягла - земля и крестьяне, выполнявшие повинности. В Кузьмино насчитывалось 342 тягла, а в Малом Кузьмино - 23 тягла . По ревизии 1802 г. население Кузьмино выросло до 812 душ м. п. (268 дворов). В Малом Кузьмино на 23 двора приходилось 62 души м. п. . Дошедшие до нашего времени материалы ревизий и рекрутских списков 1844-1848 гг. по с. Кузьмино важны для продолжения исследования. Изученные ревизские сказки помогают раскрыть на примере с. Кузьмино особенности движения населения и расцвета поселений в XVШ-XIX вв. вблизи с Царским Селом и Санкт-Петербургом.

Список литературы

1. Индова Е. И. Дворцовое хозяйство в России: Первая половина XVIII века. - М., 1964.

2. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. -СПб., 1884. - Вып. 8.

3. История Села Царского. - СПб., 1833. - Т. 3.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 487. Оп. 9. Д. 875. Призывной список молодых людей из семейств, состоящих из трех и более работников [Б.д.].

5. РГИА. Ф. 487. Оп. 8. Д. 8721. Ревизия Кузьминковой части 2-го участка 1834 г.

6. РГИА. Ф. 487. Оп. 9. Д. 900. Ревизские сказки 1782 г.

7. РГИА. Ф. 487. Оп. 9. Д. 899. Ревизские сказки селения Кузьмино 1-го участка. 1765 г.

8. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 1. Д. 162. Сведения о числе церквей и приделов, их местоположении, числе священников в Санкт-Петербурге, Ямбурге, Выборге, Ко-порье, Шлиссельбурге и уездах. 10 марта 1722 - 23 апреля 1722 г.

Переписи населения. Переписи начала XVIII в.

Всего в России было проведено 10 ревизий.
1 ревизии 1718

2 ревизия началась в 1744 и закончилась в 1747.

3 ревизия началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764. На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность определялась путем удвоения числа, лиц мужского пола. Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства).
4 ревизия в 1781-1783

5, ревизии 1794 г. завершена 1796.

6, 7, 8, 9 и 10 начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг..

Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям - национальность; по 1 ревизии - физические недостатки («увечен», «слеп»). Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается.
Категории населения, перечисленные в ревизских сказках тех времен: мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Последняя категория включала в себя следующие группы: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д. В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные.
Однако даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, так как не включали в себя огромную группу, освобожденную от учета. От учета были освобождены:
1) дворяне,
2) гос. служащие,
3) домашние учителя,
4) нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки),
5) почетные граждане,
6) лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам,
7) все лица получившие ученые, медицинские, академические степени,
8) мастера казенных заводов и т.д.

Ревизские сказки: первая ревизия

Результаты переписей населения 1700 – 1710-х гг. не удовлетворили Петра I. С 1718 г. он принимает ряд указов, которые упорядочивали сбор податей. Единицей налогообложения вместо двора становилась душа мужского пола, т.е. любой мужчина податного сословия, независимо от возраста.

Для учёта населения проводились переписи – ревизии , результаты которых фиксировались в специальных документах – ревизских сказках . Термин «сказка» происходит от слова «сказать», т.е. запись сведений, полученных со слов. Сказками именовались и другие документы XVIII в., например, существовали офицерские сказки, представлявшие собой послужной список того или иного офицера.

Указы о проведении ревизии касались всех крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, татар и ясачных. В указе 1720 г. подчёркивалось, что переписи подлежит всё сельское население, включая дворовых людей. В перепись включались также особые категории крестьянства: бобыли, платившие ранее половинную подать, задворные и деловые люди, жившие во дворе у помещика или вотчинника. Это привело к включению всех этих категорий населения в единое сословие крепостных крестьян.

В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское), при этом подушную подать они платить были не должны. В 1721 г. в перепись были включено также все горожане: посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека ».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство (за исключением находящихся в отставке и пребывающих без мест), отставные солдаты и драгуны (но не их дети).

Даты проведения ревизий

Номер ревизии Дата указа о начале ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
I 26 ноября 1718 г. 1719-1727
II 16 декабря 1743 г. 1744-1747
III 28 ноября 1761 г. 1762-1765
IV 16 ноября 1781 г. 1782-1787
V 23 июня 1794 г. 1794-1808
VI 18 мая 1811 г. 1811-1812
VII 20 июня 1815 г. 1815-1826
VIII 10 июня 1833 г. 1833-1835
IX 11 января 1850 г.
X 3 июня 1857 г. (в источнике – 26 августа 1856 г.) 1857-1860

Первая ревизия по форме была ещё близка к писцовым книгам. Сведения по каждому населённому пункту приводились сплошным текстом, возраст указывался буквенной цифирью, например: «Тимофей Васильев, 40 лет, у него брат Ефим, 30 лет, у Тимофея сын Яков, 12 лет»

Вторая ревизия является переходным моментом к табличной форме: сведения о людях здесь приводятся в виде таблицы, но отсылки к прошлой ревизии даются перед описанием той или иной семьи: «написанный в прежнюю ревизию», «переведённый из такого-то села».

Вот пример из второй ревизии:

«Написанной в прежнюю перепись

18709 Алексей Тарасов 53

У него дети, рожденные после переписи

18710 Иван 23

18711 Яков 13

18712 Степан 4

18713 Еремей 11 недель».

В I и II ревизиях указывались физические недостатки человека (слепота, увечья и т.д.). Это предписывалось указом 1722 г.: «Ежели при свидетельстве и расположении полков на души явятся слепые, и весьма увечные, и дряхлые, и дураки, которые хотя конечно действия и пропитания о себе никакого не имеют, тех всех, не обходя никого, переписать… ».

Изменения между первой и второй ревизиями фиксировались в специальных книгах выбывших после I ревизии. Такие же книги составлялись и после II ревизии. Вот пример такой книги:

«15026. Яков Никифоров, 7, отдан в рекруты

15029. Тимофей Дмитриев, 78, умре

15034. Кирсан Яковлев, 26, переведен в 737 году в Смоленской уезд в Быковский стан в вотчину оного ж Нелединского в деревню Бортневу».

Начиная с III ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (эта графа заполнялась, например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведён в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 г. (правда, впоследствии некоторые изменения претерпел бланк). В третьей ревизии впервые учитываются женщины: они перечисляются вместе с мужчинами, для них указывается происхождение («старинная такого-то села и владельца», «взята из деревни такой-то»).

Формуляр IV и V ревизий 1782 и 1795 гг. не претерпел никаких изменений по сравнению III ревизией.

Для VI и VII ревизий 1811 и 1816 гг. создаётся новый бланк, однако принципы записи информации остаются прежними. В VI ревизию не были включены женщины, начиная с VII ревизии для них указывается только возраст на нынешнюю ревизию, происхождение и перемещения больше не фиксируются (поэтому при отсутствии метрик проследить по ревизиям первой половины XIX в., откуда была жена какого-либо человека или куда были выданы замуж его дочери практически невозможно).

Бланк VII ревизии использовался без изменений вплоть до X ревизии 1858 г. Кроме того, в первой половине XIX в. подавляющее большинство ревизских сказок составлялось с использованием специальных бланков (в отличие от XVIII в., когда использовались в основном разлинованные листы).

Ревизские сказки составлялись на определённый населённый пункт или его часть (если, например, в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи и тот, кто её проводил (помещик или староста), а также секретарь. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец – его полное имя и чин.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

Материалы этих ревизских сказок (так же, как и переписей 1709 – 1718 гг.) поступали в Камер-коллегию – учреждение, регулирующее раскладку и сбор налогов. Именно в архиве этого учреждения сформировалась коллекция ревизских сказок, которая в настоящее время представляет собой фонд 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» Российского государственного архива древних актов в Москве, где они описаны во 2 и 3 (наряду с делопроизводственными материалами) описи.

Таким образом, ревизские сказки первой половины – середины XVIII в. по всей территории Российской империи (там, где они составлялись) необходимо искать в первую очередь в РГАДА. Однако в некоторых областных архивах ревизские сказки ранних ревизий (чаще всего третьей, но и иногда даже второй и первой) встречаются в составе фондов казённых палат.

Работа с ревизиями строится на изучении всего сохранившегося массива записей по определённому населённому пункту. При этом нужно изучать и близкие по времени ревизии (например, 1811 и 1816, 1850 и 1858), так как они каждая ревизия ссылается на предыдущую, и при пропуске одной из ревизий могут быть потеряны какие-либо ценные сведения (из которых наиболее важной является информация о перемещениях).

Ревизские сказки переплетены обычно в большие тома, которых по уезду может насчитываться несколько десятков. В некоторых архивах эти тома расписаны по населённым пунктам или владельцам (тогда можно сразу перейти к нужному селу или деревне), в некоторых – для того, чтобы найти нужный населённый пункт приходится просматривать весь уезд. Если по интересующим вас людям есть указания, что они переселены из другого места, необходимо в первую очередь найти этот населенный пункт по той ревизии, которую вы изучаете и только потом продолжать работу вглубь.

Стоит учитывать, что весьма значительная часть населения в ревизских сказках не имеет фамилий. В связи с этим, переходя к изучению ревизских сказок IX – X ревизии от источников более позднего периода, желательно знать не только имя, но и отчество и предполагать возраст, потому что, например, Василиев в одной деревне может быть несколько десятков.

Достаточно сложным в работе с ревизскими сказками является переход к материалам I – III ревизий, хранящихся в РГАДА. Связано это с тем, что в 1775 г. была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трёхзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьёзно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX в. не соответствуют уездам более раннего периода.

Имея дело с ревизскими сказками до середины XVIII в. можно не задумываться о том, к какой губернии или провинции относились интересующие вас населённые пункты, так как это не играет никакой роли в поисках. Основным вопросом становится, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня. Заголовок ревизской сказки по описи выглядит следующим образом: «Книга переписная помещичьих крестьян Псовского и Корнитского станов Крапивенского уезда». Поиск дел по стану и уезду (если они известны) проблемы не составляет, так как к описям в РГАДА существует географический указатель, но вот сами дела, которые содержат иногда 700 – 800 листов, придётся смотреть целиком.

За исключением сложностей с географией поиск по материалам РГАДА отличается от изучения документов более позднего периода незначительно.

Летом 1917 года по решению Временного правительства проводится Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись . Одновременно проводилась и перепись населения в городах и поселениях городского типа. В подворной карточке имелись следующие разделы: фамилия, имя домохозяина, его возраст, семейное состояние, землевладение, сельскохозяйственный инвентарь, скот, торгово-промышленные заведения, количество найма сельскохозяйственных рабочих - всего 187 пунктов.


Похожая информация.


РЕВИЗИИ. Первая ревизия была произведена при Петре Великом в силу указов 26 ноября 1718 г. и начала 1719 г. (Полное Собр. Законов т. V, №№ 3245 и 3287) "ради расположения полков армейских на крестьян всего государства" и должна была определить, "сколько, где, в какой волости, селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей... не обходя от старого до самого последнего младенца, с летами их". Подача переписных листков, называвшихся ревизскими сказками , шла настолько медленно, что первая ревизия продолжалась до мая 1724 г. Всего же в России было проведено 10 ревизий. Для потомков поволжских немцев вызывают интерес следующие ревизии: 4-я (5-я) ревизия 1788 г., 5-я (6-я) ревизия 1798 г., 6-я ревизия 1811 г. (не оконченная), 7-я ревизия 1816 г., 8-я ревизия 1834 г., 9-я ревизия 1850 г., 10-я ревизия 1857 г.

Четвертая ревизия длилась с 1781 по 1787 г.

Пятая ревизия шла долго - с 1794 по 1808 г. и производилась (на основании правил четвертой) в виду необходимости возвышения подушной подати.

Шестая ревизия, объявленная при Сперанском в 1811 г., не была окончена в виду войны 1812 г. По этой причине в некоторых источниках, например, Клаус А. Наши колонии (1869) , 4-я и 5-я ревизии названы как 5-я и 6-я соответственно. Ревизия же 1811 г., т.е. 6-я по счету, вовсе не берется во внимание.

Убыль населения от наполеоновских войн заставила приступить в 1815 г. к 7-й ревизии, поверка которой была назначена в 1817 г., но не закончилась даже в 1826 г.

8-я, 9-я и 10-я ревизии (манифесты о них - 1833, 1850 и 1856 гг.) производились по очень сходным правилам.

Восьмая ревизия проходила с 1833 по 1835 г. и замечательна тем, что в нее впервые были обязательно включены "все наличные люди податного состояния всякого возраста, пола, поколения, племени и закона". Устав 1833 г. перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи, и в 11 главах систематически излагает правила ее производства и проверки собранного материала.

Указ о 9-й ревизии 11 января 1850 г. заключал подробное перечисление сословий, не входящих в ревизию.

Последняя 10-я ревизия, назначенная в коронационном манифесте 1856 г., получила подробный устав 3 июня 1857 г., а фактически произведена преимущественно в 1858 году, хотя местами окончилась лишь в 1860 г. С этого времени ревизской душой в дореволюционной России считался мужчина, попавших в 10-ю ревизию.

Система ревизских сказок удержана целиком как в уставе 1833 г., так и в уставе о 10-й ревизии, вошедшем в Свод Законов (т. IХ, ст. 1147-48, изд. 1857 г.). Ревизские сказки последних ревизий имели вид книги или тетради из количества листов, которое было необходимо для записи всех семейств сельского или мещанского общества. Левая половина назначалась для мужчин, правая - для женщин. В эти сказки вносились сведения в порядке номеров семей по данной и по предшествующей ревизиям. На одной стороне листа бумаги вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии, сколько лиц выбыло и когда именно, сколько состоит налицо; на другой стороне листа вписывался женский пол с отметкой о возрасте и с обозначением находящихся во временной отлучке и наличных.

Так как целью ревизии были подати с населения, то их документы, в основном, отложились в фондах губернских казенных палат. В архивных описях ревизские сказки сгруппированы по ревизиям, затем - по уездам и далее - по социальному положению населения.

По сообщениям Игоря Плеве, за период с момента поселения немцев на Волге официально ревизии проводились в 1788 г. (данные по колониям не сохранились), в 1811 г. (данные сохранились частично), в 1815-1816 гг. (данные не сохранились), в 1834-1835 гг. (данные сохранились), в 1850 г. (данные сохранились), в 1857-1858 гг. (данные сохранились).

Лишь спустя сорок лет после 10-й ревизии, в 1897 году в России была проведена .

Ревизская сказка - это единовременный срез трех-четырех, а иногда, и пяти поколений семьи. Данные метрических книг в комплексе со сведениями ревизских сказок достаточны не только для восстановления родословного дерева до времени Екатерины II, но и позволяют составить родословную при относительной неполноте документов.

Александр Шпак (Средняя Ахтуба)

При подготовке статьи использованы:

  1. Клаус А.А. Наши колонии. СПб, 1869, Прил. IV, с. 46-59.
  2. Настольный энциклопедический словарь товарищества А. Гранат и К о, М., 1896, т. IV, с. 2292.
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1898, т. 23, полутом 1, с. 240-245.

При ревизии операций по бюджетным и текущим счетам ревизор должен установить: какие счета открыты в проверяемом учреждении, учесть, что осуществление расходных операций с бюджетных счетов производится органами казначейства по спецификам экономической классификации расходов в пределах выделенных лимитов, открытых на текущий финансовый год.

Ревизия операций по счетам осуществляется сплошным методом.

В связи с этим после проверки законности открытия счетов приступить к проверке сохранности выписок учреждений банка и территориальных органов казначейства и приложенных к ним оправдательных платёжных документов. Сохранность выписок учреждений банка и территориальных органов казначейства, проверяется путём сличения остатков денежных средств в них на конец дня (выписки), переходящих на начало следующего дня. При этом ревизор особое внимание обращает на возможные случаи переноса рабочих дней по решению Правительства на выходные и субботние дни, в которые на одинаковую сумму могут быть совершены как приходные, так и расходные операции, в результате чего, ревизор по остаткам средств в выписке не всегда может убедиться в их сохранности. Поэтому, чтобы удостовериться в правильности переноса остатка средств, обращается внимание на первую строку выписки, в которой банком указывается кроме входящего остатка, дата осуществления предыдущих операций. В необходимых случаях целесообразно провести встречную проверку.

Проверяется правильность заполнения реквизитов в выписке и нет ли подлога или исправлений, неоформленных должным образом, в дате выписки, номерах документов, являющихся основанием для записи операций, шифре операций по коду классификатора банка, сумме и наличии на выписке штампа банка и территориального органа казначейства.

Ревизор должен удостовериться в наличии оправдательных документов по каждой сумме, отражённой в выписке. Это делается путём сопоставления каждой записи построчно в выписке с приложенными к ней платёжными документами записям отражённых в мемориальном ордере № 2 – накопительной ведомости формы 381.

Для проверки правильности расчётов в государственных учреждениях осуществляющих учёт исполнения плана финансирования самостоятельно следует проверить аналитический учет открытых лимитов, кассовых расходов которая ведется в книге учета лимитов (ассигнований) и расходов ф.294 по программам, подпрограммам и спецификам бюджетной классификации.

При наличии в проверяемом учреждении внебюджетных счетов необходимо проверить есть ли разрешение на образование специальных средств с установленным источником доходов и определением целей, на которые они могут расходоваться.

Проверка внебюджетных счетов аналогична проверке бюджетных счетов, разница лишь в том, что остатки внебюджетных средств не счетах переходят на следующий год.

Кроме того, в процессе проведения контроля банковских операций необходимо проверить:

    Соблюдение погашения кредиторской задолженности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе»

    Нет ли случаев перечисления государственными учреждениями средств из счета спонсорской и благотворительной помощи на текущий счет средств, получаемых от реализации платных услуг

    Нет ли случаев необоснованных перечислений, не допускается ли акцепт бестоварных счетов, не скрываются ли на счёте «денежные средства в пути», недостачи денег, местонахождение которых неизвестно

    Нет ли перечислений денежных средств в конце квартала, года сторонним организациям за невыполненные работы, неоказанные услуги, неполученные материальные ценности и возврат этих средств в начале следующего квартала, года

    Имеются ли факты безвозмездного поступления денежных средств от кого либо и в каких количествах. Каким образом они использованы

    Использование бюджетных средств не по целевому назначению. При выявлении таких фактов подробно осветить механизм образования и указать по чьей вине это произошло.

    Своевременность отражения в бухгалтерском учёте переводных операций

    Тождественность остатков денежных средств по учётным данным с остатком в книге «Журнал - главная», балансом, отчётом об исполнении плана финансирования.