Уважаемый читатель, наступивший 2017 год богат на юбилейные события и юбилеи исторических личностей. Одно из таких событий 100-летие Февральской буржуазно-демократической революции, итогом которой стало свержение монархии.

Царь Николай II

В начале войны буржуазные газеты на все голоса трезвонили, что война якобы сплотила народ вокруг царя, прекратила революционные волнение и вчерашних забастовщиков сделала патриотами. Царизм и буржуазия боялись признаться, что трудящиеся встретили войну массовыми выступлениями. Уже в день объявления войны в Петрограде прекратило работу 21 предприятие с 27000 рабочих. Впервые дни войны антивоенные демонстрации рабочих прошли в Москве, Твери, Баку, Киеве, Харькове и других городах. На фронте ещё не было сделано ни одного выстрела, а в тылу уже гремела артиллерийская канонада, и раздавался треск пулемётов – царизм расстреливал выступивших с антивоенными требованиями мобилизованных рабочих и крестьян.

Несмотря на усиление репрессий, революционное движение пролетариата неуклонно росло. Если в августе – декабре 1914 г. было 70 забастовок, то в 1915 – 957, а в 1916 г. – 1416. Забастовки, охватившие крупные предприятия, значительно превосходили довоенные по количеству стачечников и были более продолжительными, что говорит о стойкости и сплоченности пролетариата. В мае 1915 г. вспыхнула всеобщая забастовка в Иваново-Вознесенске. Возникшая на почве экономических требований, она переросла в политическую: демонстранты шли с возгласами «Долой войну!».

Ещё большой подъем охватил рабочих в 1916 г. Волнениями встретила войну и деревня. Крестьяне громили банки, магазины, дома купцов, помещичьи имения, кулацкие хутора, самовольно рубили помещичьи леса, косили хлеба. Война привела деревню к разорению. Гибель на войне и возвращение искалеченных мужчин усиливали ненависть крестьян к царской власти. Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в 1916 г.

Усилились протесты и в армии. Участились случаи отказа солдат идти в бой. В окопах появились плакаты «Хотим мира!», «Долой войну!». Сложившаяся внутренняя и внешняя обстановка свидетельствовала о том, что царизм не может ни выиграть войну, ни справиться с революционным движением народных масс. Это не устраивало как союзников России в войне, так и русскую буржуазию.

Предполагалось произвести дворцовый переворот, заставить царя отречься от престола в пользу его младшего сына, в качестве регента поставить брата царя – великого князя Михаила.

Сложившаяся в России революционная ситуация вылилась в феврале 1917 г. в революцию.

1917 г. начался мощным забастовочным движением. По призыву большевиков в день памяти жертв первый русской революции 9 января рабочие Петербурга вышли на улицы с красными знамёнами, революционными песнями и с лозунгами «Долой царское самодержавие!». Забастовки охватили 150 тыс. рабочих.

Забастовки 9 января 1917 г. показали боевую готовность русского пролетариата к штурму самодержавия. Стачечное движение в стране непрерывно нарастало. Выступления охватили армию. Революция началась 23 февраля 1917 г. По пути на Невский проспект к рабочим Путиловского завода присоединились их жёны, всю ночь простоявшие в очередях за хлебом. Появились плакаты с требованиями: «Хлеба!, Долой войну!». На второй день революции число бастующих удвоилась.

На разгром демонстрантов были брошены казаки и кавалеристы Петроградского военного округа. На третий день революции, 25 февраля политическая забастовка стала всеобщей. В ней приняло участие 250 тыс. рабочих фабрик, заводов, трамвайных дело. Демонстранты со всех районов шли к центру города с красными знамёнами и революционными лозунгами.

25 февраля, в воскресенье, рабочие, двинулись к центру города. На этот раз демонстрантов встретили ружейными залпами и пулемётным огнём. Невский проспект и центральные площади обагрились кровью рабочих. 26 февраля начался переход от политической стачки к восстанию. Решающим днём стало 27 февраля. Рабочие пошли в казармы и убедили солдат поддержать революцию. К восставшим присоединился крейсер «Аврора». К вечеру 27 февраля столица оказалась в руках восставших. Революция победила. В манифесте ко всем гражданам России были спланированы задачи: образование временного революционного правительства, введение 8-часового рабочего дня, созыв Учредительского собрания, немедленное прекращение войны. Выехавший из ставки Николай II не мог добраться до столицы, т.к дорога была занята революционными войсками. Убедившись в безвыходности создавшегося положение, 2 марта 1917 г. Николай II в городе Пскове подписал отречение от престола. Династия Романовых рухнула.

В процессе революции по инициативе рабочих и солдат стали возникать Советы рабочих и солдатских депутатов. На предприятиях и в воинских частях начались выборы в Петроградский Совет. Однако в Петроградском Совете инициативу взяли в свои руки мелкобуржуазные партии: меньшевики и эсеры. 2 марта 1917 г. временный комитет Государственной думы сформулировал Временное правительство. Его возглавил князь Г. Е. Львов, министром иностранных дел стал лидер кадетов П. Н. Милюков, министром финансов – М. И. Терещенко, военным и морским министром – октябрист А. И. Гучков. Министром юстиции был назначен эсер А. Ф. Керенский.

Советы рабочих и солдатских депутатов также продолжали обладать реальной властью.

Таким образом в стране установилось двоевластие. Каковы же его причины и классовая сущность? Февральская революция была крутым переходом от бесправия в период царизма к широкой политической свободе, охватившей десятки миллионов людей, не искушённых в политике. В. И. Ленин писал, что революция вызвала к активной политической жизни широкие круги мелкой буржуазии. Что касается рабочих: многие из них были отправлены на фронт, партия большевиков за годы войны понесла большие потери. Многие большевики были в ссылках, тюрьмах, на каторге, а Ленин – эмиграции.

Вслед за Петроградом революция охватила всю страну. Победившая в феврале 1917 г. революция по своему социальному содержанию была буржуазно-демократической. Гегемоном революции был пролетариат, руководимый партией большевиков. Большую роль в победе революции сыграл опыт первой русской революции 1905 – 1907 гг.

Важным условием победы Февральской революции, была мировая война, которая явилась ускорителем революционного процесса. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. стала важнейшим событием в истории населявших Россию народов. 6 марта 1917 г. в Кызыл-Кие образован Совет рабочих депутатов. Далее советы образованы в Пишпеке, Оше, Нарыне, Токмоке, Пржевальске.

Таабалды Жукеев

Были освобождены многие политзаключенные, среди них первый кыргызский революционер-большевик Таабалды Жукеев. В Пишпеке освобождено 130 политических узников. В Оше – 300, в Караколе – 34. В Кыргызстане в отличии от Центральной России, образовалось три власти, состоявшие из Советов, комитетов Временного правительства и кыргызских общественных комитетов.

Прослышавшие о падении царизма беженцы-кыргызы начали возвращаться из Китая.

Абдыкерим Сыдыков


К маю 1917 г. на родину вернулось 64 тыс. человек. Как и в России, в Кыргызстане с марта 1917 г. стали создаваться Советы и другие политические организации. Так в марте 1917 г. была создана социал-демократическая партия «Алаш», целью которой являлось создание кыргызко-казахское государство. Кыргызский отдел партии возглавил Абдыкерим Сыдыков, а также Ишеналы Арабаев, Касым Тыныстанов. Также был создан в мае 1917 г. союз «Букара» во главе с Кожомуратом Сарыкулаковым. Цель союза: защита интересов бедноты, повышение сознательности населения, улучшение условий жизни. Среди население усиливается движение за национальную независимость.

Кожомурат Сарыкулаков


Буржуазное правительство было неспособно довести до конца борьбу против царизма, ибо выражало интересы эксплуататорских классов. Оно не собиралось давать народу ни мира, ни земли, ни республики, ни 8-часового рабочего дня. Осуществить эти задачи могло только правительство, которое выражало бы интересы народа – Советы.

В Февральской революции В. И. Ленин видел первый шаг к победе социалистической революции.

Период правления Николая II получил всемирную, но, увы, печальную славу. Более 20 лет царь и его ближайшее окружение совершали одну ошибку за другой: начало XX века ознаменовалось крайне неудачной войной с Японией, во время которой началась Первая русская революция. Тогда царь смог спасти жизнь и престол, пойдя на невиданные для абсолютистской России уступки.

6 августа 1905 года по его инициативе была учреждена Государственная дума, а затем был написан и вступил в силу Манифест 17 октября 1905 года, который иногда называют первой русской конституцией. Этот документ юридически уничтожил тот политический строй, который существовал в России со времён образования централизованного государства, и теоретически направил страну в мирное русло конституционной монархии. Манифест гласил:

«Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Манифест даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

На деле, конечно же, вся власть продолжала принадлежать царю. Даже европейские справочники, описывая тот период жизни Российской империи, называли его «конституционной монархией при самодержавном государе».

На практике это означало, что император имел право блокировать решения Думы и даже распускать её по собственному желанию, чем Николай II не замедлил воспользоваться: первые две прекратили своё существование, не отработав и года. Среди основных причин столь быстрого роспуска называют неумение депутатов приходить к компромиссу, а следовательно, и продуктивно работать. Кроме того, и сам Николай крайне отрицательно относился к идее ограниченной монархии.

«Я никогда, ни в каком случае не соглашусь на представительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа», — говорил он за год до подписания манифеста.

Этот законодательный акт был крайним, отчаянным шагом монарха, который помог избежать назревающей революции и, как казалось, вернуть ему былую власть.

«Нам нужна великая Россия»

Основной проблемой Манифеста 17 октября было то, что он никак не решал главную для подавляющего большинства населения проблему — земельный вопрос. Крестьяне, претендовавшие на крупные участки земли ещё с 1861 года, явно теряли терпение — демографический рост в деревнях проблему только усугублял. Абсолютно все оппозиционные царской власти силы (а их нашлось немало) требовали отдать крестьянам всю землю. По подсчётам министра внутренних дел и премьер-министра Петра Столыпина, даже всей земли в европейской части России не хватило бы, чтобы удовлетворить требования крестьянства. Поэтому он развернул масштабную реформу, которая помимо всего прочего включала в себя переселение и устройство части крестьян в Сибири.

Возможно, деятельному и жёсткому Столыпину удалось бы облегчить жизнь в деревнях, а заодно и сохранить монархию (особую известность премьер-министр приобрёл в качестве беспощадного борца с революцией), но в сентябре 1911 года он был убит. Существует версия, что к убийству был причастен сам император, который якобы пытался отстранить от государственных дел всех талантливых и сильных личностей.

Автор Манифеста 17 октября, председатель комитета министров Сергей Витте тоже не мог похвастаться безоблачной судьбой. Через некоторое время после того, как его детище спасло, хоть и ненадолго, монархию от краха, Сергей Юльевич оказался в опале (крайне левые и правые не любили его за половинчатость мер, либералы относились равнодушно) и ушёл в отставку.

«Трудно себе представить, до какого разложения дошёл государственный аппарат...»

Полагаться на прежнюю любовь народа к Николаю II перед событиями февраля 1917 года тоже не стоило. Кровавое воскресенье в январе 1905 года, ознаменованное расстрелом мирного шествия, подавление восстания в декабре 1905 года, жестокость военно-полевых судов Столыпина вкупе с общей ситуацией в стране популярности императору не прибавляли.

  • Картина «Расстрел рабочих у Зимнего дворца в Петербурге 9 (22) января 1905 года». Художник Иван Владимиров.

Представители элиты также имели серьёзные причины быть недовольными поведением царской четы. И самой значительной был Григорий Распутин — крестьянин родом из Сибири. Он сумел убедить императрицу сначала в том, что умеет облегчать боли страдающего гемофилией цесаревича Алексея, а затем и в том, что ему дано предсказывать будущее. Вера венценосных супругов в могущество и богоизбранность их сибирского «друга» сделала Распутина фактически главой государства. По его воле менялись министры, он же командовал войсками русской армии во время Первой мировой войны, что привело к последствиям самым печальным. Генерал Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич описывает это так:

«Трудно представить, до какого разложения дошёл государственный аппарат Российской империи в последние годы царствования Николая II. Огромной империей правил безграмотный, пьяный и разгульный мужик, бравший взятки за назначение министров. Императорская фамилия, Распутин, двор, министры и петербургская знать — всё это производило впечатление какого-то сумасшедшего дома».

Непонимание и отвращение, вызванные сложившейся политической ситуацией, очень глубоко проникли в сердце потомственного дворянина Бонч-Бруевича. В грядущей Гражданской войне он займёт сторону Красной армии.

Смертный приговор русской монархии

И вот отягощённая всеми этими и множеством других проблем Россия в 1914 году вступает в Первую мировую войну. Отправив первые полки на передовую, монархия сама себе подписала смертный приговор. Военные действия для русской армии были тяжёлыми и неудачными: сказывались серьёзный недостаток техники и недальновидность командования. Уже к 1915 году в российской армии и среди мирных жителей начало копиться недовольство затяжным характером неудачной войны. Солдаты дезертировали, массово сдавались в плен. Но о том, что в феврале 1917 года произойдёт настоящая революция, в ходе которой будет свергнут царь, не подозревал никто.

Владимир Ленин, живший в начале 1917 года в Швейцарии и знавший обстановку в России только понаслышке, был абсолютно уверен, что его поколение революции не увидит. Революционная ситуация не сложилась, потому что продовольствие, конечно, изрядно подорожавшее, но всё-таки было, и голода не ожидалось. Оппозиционные партии вели себя вяло, а на фронтах русские войска начали одерживать победы.

Так всё выглядело для стороннего наблюдателя, коим являлся Ленин, но почему начавшаяся в Петрограде революция стала неожиданностью для правительства — непонятно. Многие историки, в том числе и иностранные, отмечают, что в столице с 1915 года царила некая истерия, достигшая пика в начале 1917 года, несмотря на успехи русской армии и конец дефицита. Некогда дисциплинированные батальоны выступали во время волнений вместе с рабочими, к началу года бастовало около 675 тысяч человек.

  • Баррикады на Литейном
  • globallookpress.com
  • Russian Look

Однако императора всё это мало трогало. Его дневник за февраль 1917 года дышит спокойствием и умиротворённостью. Николай кратко сообщает о том, кто из чиновников зачитывал ему доклады, а затем более пространно говорит о своих прогулках, чтении, молитвах.

В сложившейся ситуации для начала массовых беспорядков нужен был не дефицит хлеба, а одни только слухи о том, что продовольствия в скором времени будет не хватать. Эти слухи появились вместе с февральскими снегопадами, усложнявшими сообщение между деревнями и Петроградом. Хлеба в городе вполне хватало на то, чтобы без проблем пережить образовавшуюся задержку, но истеричный шёпот о скором возвращении продовольственных карточек остановить уже никто не мог, да и не пытался.

«Долой войну! Долой самодержавие!»

21 февраля 1917 года люди начали громить хлебные лавки. Теперь они требовали не только продовольствия, им нужна была республика. На следующий день произошло немыслимое: в самый разгар массовых беспорядков, за несколько часов до начала революции, император, полностью успокоенный своим бездеятельным министром внутренних дел Александром Протопоповым, уезжает из бунтующей столицы в Могилёв, в ставку верховного главнокомандующего. Он, как и Ленин, узнаёт о произошедшем 23 февраля 1917 года с опозданием. Только в случае Николая II эта задержка станет роковой.

Итак, в этот день митинги и забастовки были массовыми, а 24-го они стали всеобщими. Начались первые столкновения с полицией, которая крайне неэффективно противостояла бывшим крестьянам и рабочим. Царь узнал обо всём только вечером 25 февраля. Он потребовал немедленно прекратить беспорядки, но жизнь вдали от Петрограда не позволила ему осознать весь масштаб катастрофы. До отречения оставалось меньше недели.

  • Императорская семья
  • globallookpress.com
  • Vladimir Winter/Russian Look

Принимать решения царь и его правительство перестали ещё 27—28 февраля. В эти дни началось вооружённое восстание, а официально распущенная четвёртая Дума стала центром революции. Она и создала Временное правительство.

Администрация императора совершила колоссальное количество ошибок, но всё же до 27 февраля 1917 года у Николая II оставался гипотетический шанс сохранить не только жизнь, но и корону. Всё, что нужно было сделать, — послушать председателя Государственной думы Михаила Родзянко, который искренне пытался спасти монархию и царскую семью. Он умолял передать власть в руки человека, пользующегося доверием (министра внутренних дел Протопопова ненавидели практически все, а фактический диктатор бунтующего Петрограда — генерал-лейтенант Хабалов — не имел абсолютно никакого авторитета среди солдат).

  • Михаил Владимирович Родзянко
  • РИА Новости

На это спасительное предложение император ответил не самому Родзянко, а одному из своих министров:

«Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать».

Позже, однако, императору придётся заговорить иначе и согласиться на любые уступки. А 2 марта 1917 года иного выбора, кроме отречения, у Николая II уже не оставалось. Революция никогда не ждёт и вторых шансов не предоставляет.

Февраль, породивший Октябрь

Философ и историк Пётр Струве отмечал, что Февраль породил Октябрь. В этом и заключалось основное значение тех неспокойных дней. Никем нежданный, поразивший всех февраль 1917 года ознаменовался стихийным народным потоком, и побеждал тот, кто всем своим существом был с массой.

«Логичен в революции, верен её существу был только большевизм, и потому в революции победил он», — утверждал Струве.

«Пойти по этому пути могли лишь железные люди... по самой своей профессии революционеры, не боящиеся вызвать к жизни всепожирающий бунтарский дух», — вторил ему лидер кадетов Павел Милюков.

Сами большевики прекрасно понимали, что отчаянная решимость народных масс очень скоро должна смениться усталостью и апатией. Октябрьская революция была нужна им для того, чтобы закрепиться у власти.

  • В.И. Ленин и группа русских политэмигрантов в Стокгольме по пути из Швейцарии в Россию. На фотографии: А.И. Хавкин, М.Г. Цхакая, Г.Е. Зиновьев, Н.К. Крупская, Е.Ф. Усиевич, Р.А. Сковно, К. Линдхаген, Т. Нёрман и другие. 1917 г., 31 марта (13 апреля). Стокгольм. Фотограф: В. Мальмстрем

«Февральская революция, как принято называть начальный этап Великой российской революции, была вызвана целым комплексом серьёзных причин. Это и существовавший ещё с XIX века острый аграрный вопрос, и проблема тяжёлой жизни рабочего класса, как говорили, рабочий вопрос. Обострялся национальный вопрос и проблема вертикальной мобильности, связанная с полуаристократическим режимом самодержавия. Все это мешало развитию России по пути модернизации. Отдельные проблемы создала Первая мировая война, в ходе которой Николай II и его окружение надеялись расширить пределы державы и таким образом укрепить империю. Но эта ставка оказалась неудачной. Россия не выдерживала напряжения войны. И революция, в феврале или позднее, была весьма вероятна, а возможно, и неизбежна», — отметил в беседе с RT доктор исторических наук Александр Шубин.

«Это важный урок для нашего времени, потому что и сейчас некоторые общественные деятели верят в то, что возможно самоутверждение на уровне государственного престижа, и это важнее материального благосостояния и уровня социальных гарантий граждан, — добавил Шубин. — Граждане могут поначалу увлечься международными горизонтами, но когда напряжение начинает в худшую сторону влиять на их благосостояние, в стране растёт раздражение. Это может привести к катастрофическим последствиям. Я думаю, те, кто размышляет над уроком февраля 1917 года, должны об этом помнить».

Дискуссии о событиях того времени, которые историки оценивают по-разному, не прекращаются по сей день, хотя в одном все сходятся — революция имела всемирно-историческое значение и оказала влияние на судьбы всех народов мира.

Российским историческим обществом, в соответствии с распоряжением президента России, создан оргкомитет по подготовке и проведению юбилейного года, который разработал и утвердил план по проведению мероприятий , посвященных 100-летию революции 1917 года.

Мероприятия

Юбилейный план, расписанный практически на весь год, охватывает несколько тематических блоков — мемориальные, экспозиционные и выставочные мероприятия, издательские, образовательные и исследовательские проекты, научные конференции и круглые столы, мультимедиа и кинопроекты, которые пройдут при поддержке Российского исторического общества (РИО).

Первое мероприятие — мемориальное собрание ""Памяти погибших. Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год", организованное российскими общественными организациями Фонд Людвига Нобеля, Императорское православное палестинское общество и Императорский исторический клуб пройдет 18 февраля.

© photo: Sputnik / Александр Чепрунов

Картина П.П. Соколова-Скаля "Штурм Зимнего дворца"

Мероприятие, пройдет в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В воскресенье 19 февраля в Храме Христа будет совершена Божественная литургия, которая начнется в 9.30 утра. По завершении литургии отслужат панихиду по погибшим за веру Христову. Богослужение совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В храм будет принесена икона Божией Матери "Державная".

Грандиозное проекционное шоу "Штурм Зимнего" Эрмитаж планирует 25 октября устроить на Дворцовой площади, где покажет, как развивались события. Во время светового шоу эрмитажные здания окрасятся в красный цвет, напоминая о событиях вековой давности. В Октябре 1917 года Зимний дворец был бордовым.

Выставки, конференции

По мнению организаторов, одним из главных событий юбилейного года, станет выставка "1917. Код революции", которая откроется в конце марта. Выставка будет проходить в шести залах Музея современной истории.

Следует отметить, что выставки, образовательные и мультимедийные проекты не только на территории России, но и за рубежом.

В частности, четвертого февраля в Центре "Амстердам-Эрмитаж" открылась экспозиция "1917. Романовы и революция. Конец монархии". С седьмого февраля — в Королевской академии художеств в Лондоне начал работу проект Исторического музея "Революция. Русское искусство 1917-1932".

Выставки также пройдут в Германии, Франции и других странах.

Эрмитаж к 100-летию Февральской и Октябрьской революции готовит обширную программу мероприятий, в том числе представит экспозицию, посвященную предпосылкам и результатам революции.

В РИО считают, что кульминацией будет заседание генеральной ассамблеи Международного комитета историков, которое впервые пройдет в России.

В мероприятии, которое пройдет 29-30 сентября в Москве, примут участие 150 человек — руководители всех исторических комитетов всех стран мира приедут в Россию.

Другие

Запланировано издание серии художественных почтовых марок, энциклопедии о революции и "Расстрелянный Кремль. 1917 в фотографиях" и массы других научных и популярных изданий.

Российские архивы представят, ранее неизвестные, материалы о Ленине — впервые будут представлены оригиналы рукописей, различных документов, декретов советской власти, постановлений Политбюро, личные документы Ленина, рисующие его с соратниками, с семьей.

© photo: Sputnik / РИА Новости

В том числе документы, связанные с Инессой Арманд, интересующих широкую публику, которая была для Владимира Ильича и Надежды Крупской домоуправительницей, секретаршей, переводчицей и другом.

В Российском историческом обществе считают, что план мероприятий, приуроченных к юбилейным датам не окончательный, так как много предложений по проведению мероприятий продолжают поступать, но он уже поражает своим размахом.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Все началось с женщин. Сто лет назад на выборгской стороне Петрограда ткачихи Торшиловской фабрики остановили производство и вышли протестовать. Никто не подозревал, что это станет началом революции. «Причина - ощущение несправедливости, - рассказывает доктор исторических наук Борис Колоницкий. - Представьте себе женщину, муж которой на фронте, а может уже погиб. Она одна с детьми, работает на заводе. Нет продовольствия».

Женщин поддержали соседние заводы - остановили работу и вышли на улицу. Что делать дальше - не понимали, поэтому решили идти в центр города. Нужно было только перейти Неву. Толпа двинулась к Литейному мосту, но он был перекрыт полицией. Особо ситуацию это не изменило. Нева была покрыта льдом. Люди просто спускались на лед и переходили на противоположную сторону реки.

Полиция пыталась разогнать бунтовщиков, но лишь дробила их на мелкие группы. Стихийные митинги возникали по всему городу. То там, то здесь появлялись молодые люди с импровизированными красными флагами, тогда уже всем известным символом революции. Вокруг них мигом собиралась небольшая группа, которая начинала скандировать «Хлеба!». На следующий день бастовали уже почти 300 тысяч человек. Вся Знаменская площадь - ныне площадь Восстания - была заполнена людьми. На их сторону перешли казаки.

Удивительно, но о том, что творится в Петрограде император Николай II, узнал только на третий день. Ему на фронт отправили телеграмму: «Полиция бессильна. В столице революция». Император отдает приказ стрелять. 11 марта по новому стилю на Знаменской площади раздались выстрелы. Гвардейцы открыли огонь по толпе. «Это был шок для солдат - расстреливать людей в центре города, - рассказывает Борис Колоницкий. - Солдаты учебной команды Волынского полка, которые активнее всех действовали в этот день, решили, что на следующий день не будут стрелять».

Утром 12 марта старший унтер-офицер Тимофей Кирпичников поднял восстание солдат. Они стреляли в полицейских, выпускали заключенных из тюрем. Под звуки военного оркестра, играющего Марсельезу, толпа двинулась в Таврический дворец, где заседала Дума. «К 12 часам они вплотную подошли к решетке Таврического дворца, и настолько было сильное давление, что охрана была вынуждена открыть ворота, и многотысячная толпа хлынула во двор», - рассказывает руководитель Центра истории парламентаризма Лидия Крохина.

Самый большой Екатерининский зал за пару минут заполнили люди. Тут же начали сбивать короны с двуглавых орлов, украшающих люстры. Сегодня можно увидеть только дырки для крепления на их макушках. Рабочие и солдаты стали новыми хозяевами Таврического дворца. В Екатерининском зале сделали ночлежку, в холле - склад, в читальном зале - пункт выдачи продуктов.

Депутаты создали Временный комитет Думы, который взял на себя функцию Верховной власти. До отречения императора оставалось два дня…

От редакции:

В 2017 году исполняется 100 лет со дней драматических событий, связанных с двумя русскими революциями — февральской и октябрьской 1917 года. Революционные потрясения того года не только повлияли на текущую жизнь в государстве, но и изменили сам ход его истории. Установившийся после октября 1917 режим открыл новую страницу в печальной череде гонений на христиан и вообще на религию. Сегодня в нашей стране идет общественная дискуссия о причинах и последствиях революций 1917 года. Рассматриваются разные альтернативные варианты развития событий, а также многочисленные конспирологические версии о причинах и движущих силах этих явлений. Периодически озвучивается версия о причастности старообрядцев к революционным событиям. В связи с этим наш сайт открывает серию статей с целью максимально правдивого освещения этой непростой темы.

***

Период жизни старообрядчества после известного указа 1905 года императора Николая II об укреплении начал веротерпимости казался началом нового пути. Были распечатаны храмы, построены сотни новых церквей, ширилась издательская, образовательная деятельность. Казалось, что мрачные времена гонений на Церковь Христову уходят в прошлое навсегда. Вместе с тем в стране сохранялись многие нерешенные экономические и политические проблемы. Так, острый конфликт был вокруг аграрного вопроса — земли оставались в собственности помещиков. Непростым оставалось положение рабочих — существующее трудовое законодательство не соответствовало современным требованиям. Ситуация осложнилась и некоторыми историческими обстоятельствами, такими как вступление России в кровопролитную Первую Мировую Войну или «распутинщина » в стенах императорской семьи.

Эти и другие причины привели к революционным событиям февраля 1917 года, когда династия Романовых была отстранена от власти. Только что созданное Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. 14 июля 1917 года появилось соответствующее Постановление «О свободе совести», которое значительно расширяло права граждан на религиозное самоопределение. В нем, например, говорилось: «Каждому гражданину Российского Государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию, и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры» . Эти и другие подобные постановления вызвали большие надежды во всех старообрядческих согласиях, собрания общин и епархий высказали поддержку Временному Правительству.

В апреле 1917 г. состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось:

Церковь не может быть в услужении государственной власти, Церковь должна отказаться от всяких поползновений к господству… Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужат только ко благу, величию и процветанию свободной России .

В Москве, Петербурге и других городах весной и летом 1917 года прошли десятки больших и малых собраний старообрядческих согласий. Общими усилиями был создан Организационный комитет московских старообрядцев всех согласий, который выступил в мае 1917-го с объединенной программой политических и духовных преобразований. Предлагалось провести Учредительное собрание, которое бы установило форму правления и федеративное устройство будущего Российского государства, уравняло в правах все исповедания и приняло закон об отделении Церкви от государства. В качестве основы государства старообрядцы предлагали так называемую народоправскую (республиканскую) форму правления по образцам древнерусских республик Пскова и Великого Новгорода . Старообрядческие общества также высказались за возвращение столицы из Петрограда в Москву. Съезд поддержал временное правительство и обратился к премьер-министру князю Георгию Евгеньевичу Львову . В телеграмме говорилось: «…приветствуя в лице Вашем Временное правительство, выражаем ему полное доверие и уверенность в том, что под его мудрым руководством Бог сохранит Россию от грядущей анархии и внешнего врага » .

По всей стране собирались старообрядческие собрания, на которых высказывались самые искренние надежды на преобразования. Так, христиане Егорьевска на своем собрании 17 апреля 1917 года приняли очень характерную для того времени резолюцию, где отмечали, что «душевно радуются свержению мучительного гнета деспотической власти безответственного правительства, чуждого русскому духу — гнета, сковывавшего развитие духовных и материальных сил страны; радуются также и всем возвещенным свободам: слова, печати, личности » .

Также была высказана поддержка Временного правительства в ожидании созыва главного конституционного органа России — Учредительного Собрания, «которое установит незыблемые начала основам твердой власти, закрепит обещанные свободы и успокоит страну » . Это же собрание осудило попытку некоторых групп взять власть силовым путем или вести сепаратные переговоры с Германией, которая находилась в состоянии войны с Россией. Егорьевские старообрядцы провидчески указывали, что подобные попытки окончатся «гражданской войной и затем анархией, последствия коих, безусловно, пагубны » . С другой стороны, обращения и статьи старообрядцев встречались и в умеренной социал-демократической печати.

Летом 1917 г. религиозная ситуация осложнилась главным образом из-за того, что продолжалась война с Германией, уносящая тысячи жизней, а Временное Правительство не могло найти выход из этой ситуации. С одной стороны, подписание сепаратного мира с Германией грозило серьезным поражением, с другой — на продолжение войны уже не было сил и средств. Также не был решен вопрос о земле, миллионы крестьян ждали немедленной передачи земли в свою собственность. Осенью 1917 г. в стране разразился глубокий правительственный кризис. Под напором леворадикальных сил Временное правительство пало, и к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру личной власти.

В ноябре 1917 года, сразу после свержения Временного правительства, епископ писал епископу Филарету Казанско-Вятскому (Паршикову) : «Да, «большевики» столько бед творят, что великая Россия становится бедной «Рассеей», от «рассеяния народов», ее составлявших: отделяются Финляндия, Латвия, Украина, Кавказ, Крым, Дон, Сибирь, а может быть, Волга и проч., и проч. Заключит Ленин и К° сепаратный мир с Германией, а союзники, соединившись с Германией, за долги растащат остатки и закабалят на сотни лет несчастный русский народ, потерявший не только совесть, но и веру в Бога, как доказала московская братоубийственная война , когда не щадили ни икон святых, ни храмов. О Господи, до чего мы дожили! Вскую, Боже, отвращаеши лице Свое от нас? »

Во многих местах старообрядческие общины отказывались признавать новую власть. Так, под председательством епископа прошло собрание Донской Епархии, которое высказалось против октябрьского переворота. Епископ , будущий Белокриницкий митрополит, первым составил молитву об избавления Руси от безбожной власти большевиков.

Уже в первые годы после Октябрьского переворота стало ясно, что большевистская партия ставила своей задачей борьбу не только с буржуазными классами, но и с Церковью и религией как таковой. В постановлении ЦК РКП(б) от 1921 года говорилось: «Как в антирелигиозных диспутах, так и в печати… систематически подчеркивать, что РКП борется не с какими-нибудь отдельными религиозными группами, а со всяким религиозным мировоззрением вообще » .

Резолюция XII съезда РКП(б) 1923 г. об антирелигиозной агитации и пропаганде указывала: «Работа партии по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс неизбежно приобретает, прежде всего, характер углубленной систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии» .

Однако реальные гонения на Церковь развернулись даже не в 20-е годы, а еще раньше, в первые же месяцы после революции. Подписанный Лениным 23 января 1918 года Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал религиозные объединения права на собственность и образование юридического лица. Особую опасность для старообрядческой Церкви представляла 13-я статья декрета: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» .

В отличие от синодальной церкви, церковные здания которой (монастыри, храмы, часовни и пр.) изначально создавались как специализированные культовые сооружения, множество старообрядческих храмов и моленных (особенно возведенных до 1905 года) были построены как неотъемлемая часть частных владений и даже жилых помещений. Такая ситуация возникла по причине непрерывных гонений в царское время, когда староверам было практически невозможно официально оформить строительство отдельно стоящего старообрядческого храма.

Из 46 официально зарегистрированных старообрядческих храмов и моленных Москвы в 1917 году только 16 представляли собой отдельные здания. Остальные, включая существенное число незарегистрированных моленных и храмов, определялись властями как «домовые », частные, не созданные специализированно для совершения богослужения и, следовательно, подлежащие ликвидации. Уже в 1918 г. был закрыт старообрядческий учительский институт, другие духовные и благотворительные учреждения на Рогожском.

В 1919 г. под предлогом передачи помещения страховой кассе была закрыта моленная свв. Петра и Павла на Лужнецкой. В 1923-1924 гг. закрыты храмы и моленные свв. Сергия и Вакха в Гжельском переулке, Введения в Церковь Пресвятыя Богородицы в доме Спиридоновых на Малой Андроновке, прп. Сергия Радонежского на Измайловском шоссе, апостола Матфея в доме М. С. Кузнецова на 1-й Мещанской и многие другие.

Оставшиеся у старообрядцев храмы отныне де-юре принадлежали государству и использовались верующими на правах аренды. Договор на аренду здания составлялся между местной религиозной общиной и Губисполкомом, который мог в любой момент расторгнуть договор по самым надуманным и фиктивным причинам. Например, в ответ на «письмо трудящихся » в местные органы власти с просьбой организовать в здании храма клуб.

Изъятие зданий храмов, монастырей и моленных стало далеко не единственным способом борьбы с Церковью. Еще раньше, в начале 1918 года, были закрыты все периодические старообрядческие издания. Летом 1925 г. Политбюро РСДРП(б) постановило разрешить издание только той религиозной литературы, которая использовалась исключительно в богослужебных целях. Однако вскоре издание любой религиозной литературы было фактически запрещено.

Самым разрушительным образом отразились на старообрядчестве и другие общественно-политические события. В конце 1917 г. были национализированы банки, а в первой половине 1918 г. поэтапно все отрасли тяжелой и легкой промышленности. Класс старообрядческого купечества, промышленников и предпринимателей, которые являлись главными благотворителями Церкви, перестал существовать.

Не меньший удар по старообрядчеству нанесла политика так называемого «расказачивания ». 12 декабря 1918 года высшим революционным советом РСФСР была выпущена инструкция:

Лица, перечисленные в пунктах, подлежат обязательному истреблению: все генералы; помещики; штабс- и обер-офицеры; окружные, станичные и хуторские атаманы; все контрреволюционеры и — все казачество .

Таким образом, в годы гражданской войны, а также в ходе коллективизации была уничтожена одна из важных социальных опор Церкви.

Разразившаяся гражданская война, спровоцированная октябрьской революцией и установлением диктатуры большевиков, разделила старообрядческие епархии, отрезала Московскую Архиепископию от остальных епархий России. В годы Гражданской войны многие старообрядцы выступили против безбожной большевистской диктатуры. Среди них был и герой Первой Мировой войны Козьма Крючков . Его присутствие в рядах казаков было лучшей агитацией для добровольцев. В конце августа 1919 года Козьма погиб в бою под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.

Легендами овеяно имя другого казака — старообрядческого священника 1-го Уральского сводного полка Мокия Кабаева , благословлявшего казачьи полки на борьбу с безбожным режимом. После окончания Гражданской войны он отказался покинуть родную землю, был арестован и расстрелян большевиками в 1921 году. Ныне Мокий Кабаев почитается южноуральским казачеством как местночтимый святой.

Иначе сложилась судьба иерея Иоанна Кудрина , официально занимавшего должность главного старообрядческого священника армии и флота верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака . После Гражданской войны он эмигрировал за границу, где в Китае и Австралии основал ряд старообрядческих приходов, некоторые из которых существуют и в наши дни. Среди них храм Петра и Павла в Сиднее.

После окончания гражданской войны духовная жизнь старообрядческой Церкви стала понемногу налаживаться. Характерной особенностью ее жизни в смутное революционное и послереволюционное время, в отличие от синодальной церкви, было отсутствие каких бы то ни было расколов, «автокефалий », обновленчества, движений «непоминающих » и т. п. Церковь сохранила целостность и единство, благодаря присущему ей духу соборности. Однако гонения на религию, начатые после Октябрьской революции, продолжали усиливаться. Священнослужители, или «служители культа », как их тогда называли в советских законах и СМИ, были приравнены к кулакам, бывшим белогвардейским офицерам, дворянам и предпринимателям, налоги для них с 1928 по 1930 годы возросли в десять раз. Это поставило старообрядческое духовенство на грань выживания.

В 1930 г. было обнародовано постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации». Новая политика советского правительства во многом ударила по сельскому старообрядчеству, основу которого составляли зажиточные крестьяне, называемые в советское время кулаками. Постановление предполагало либо заключение их в концентрационные лагеря, либо высылку в отдаленные местности СССР.

Одновременно с борьбой против кулаков власти начали широкомасштабное закрытие сельских старообрядческих храмов и монастырей. Последние ликвидировались не только как религиозные центры, но и как эффективные хозяйства, конкурирующие с создаваемыми колхозами. Похожее происходило и в городах: к началу Великой Отечественной войны в Москве оставался лишь один действующий храм РПсЦ — .

Не только закрытие храмов стало страшной приметой времени. Тотальная и беспощадная борьба с религией шла на всех направлениях. Политика уничтожения религии, объявленная большевиками после трагического октября 1917 года, привела к страшным последствиям. Тысячи священников и верующих были репрессированы, в школах насаждалось антирелигиозное мировоззрение, итогом которого стала бездуховность, потеря уважения к русской истории, церковной и народной традиции. И хотя после периода безбожия и борьбы с религией прошло уже более 25 лет, наследие этой эпохи продолжает сказываться, и еще много стоит сделать Церкви Христовой, чтобы преодолеть богоборческие плоды октябрьской революции 1917 года .

Постановление Временного Правительства «О свободе совести» (14 июля 1917 г.) // Церковные Ведомости. 1917. № 31. 29 июля. С. 247-248.
. Козлов В. Ф. Московское старообрядчество в первой трети XX в. / Старообрядчество в России. Москва, 1999. С. 197.