Кэррол Изард (1923 г. р.) – американский психолог, автор дифференциальной теории человеческих эмоций.

По мнению психолога Кэррола Изарда, существует 10 базовых эмоций, каждая из которых обладает уникальными признаками.

10 базовых эмоций по Изарду

Интерес

Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

Удивление

Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес. Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте.

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Удовольствие

Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

Функции эмоции «Удовольствие»:

  1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
  2. Повышает уверенность в себе;
  3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
  4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;

Гнев

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

Презрение

Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

Горе

Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

Стыд

Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

Вина

Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

Страх

Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.

Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.

Положительные эмоции :

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Отрицательные эмоции :

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.

5. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.


Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности — связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств — выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств . Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.

По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные .
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые , предсказательные и обобщающие .
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся на: эмоциональный тон ощущений , собственно эмоции , аффекты , настроение , страсти , стресс и фрустрацию .
Эмоциональный тон — простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций :
радость,
печаль,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
стыд/смущение,
вина,
удивление,
интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

В конце статьи на сайте сделана ремарка:

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой - как фундаментального личностного процесса.

Интересно услышать мысли и мнения по поводу системы Изарда, в частности, про вину и стыд. :\"> =(( 112kb. 02.03.2008 02:44 110kb. 02.03.2008 13:12 110kb. 02.03.2008 03:32 155kb. 02.03.2008 03:34 211kb. 02.03.2008 03:36 157kb. 02.03.2008 03:38 119kb. 02.03.2008 03:40 127kb. 02.03.2008 13:15 150kb. 02.03.2008 13:16 115kb. 02.03.2008 03:47 121kb. 02.03.2008 03:49 127kb. 02.03.2008 02:50 103kb. 02.03.2008 13:18 179kb. 02.03.2008 13:52 219kb. 02.03.2008 13:52 98kb. 02.03.2008 03:59 94kb. 02.03.2008 13:53 179kb. 02.03.2008 04:01 140kb. 02.03.2008 04:04 130kb. 02.03.2008 04:05 97kb. 02.03.2008 04:06 139kb. 02.03.2008 13:55 180kb. 02.03.2008 11:45 117kb. 02.03.2008 04:12 93kb. 08.12.2010 11:06 116kb. 02.03.2008 11:29 105kb. 02.03.2008 13:56 116kb. 02.03.2008 11:40 148kb. 02.03.2008 11:52 77kb. 02.03.2008 11:55 133kb. 02.03.2008 17:46 127kb. 02.03.2008 11:58 138kb. 02.03.2008 02:59 125kb. 02.03.2008 03:01 74kb. 02.03.2008 03:05 109kb. 29.08.2008 13:56

17 Базовые эмоции+неверб.doc

17 Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

План ответа


  1. Базовые эмоции.


    1. Критерии выделения.

  2. Теории базовых эмоций.

    1. Подход К. Изарда.

    2. Подход П. Экмана.

    3. Подход Плутчика.


Ответ:


  1. Базовые эмоции.

    1. Изучение и основные характеристики.
Эмоции можно определить как особые субъективные состояния, в которых отражается отношение субъекта к тому или иному предмету.

Есть идея, что существует ограниченный список основных эмоций, которые имеют врожденную основу.

Попытки определить набор “фундаментальных”, или “базисных” (“базальных”), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие . Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос-тояний и отношений человека к чему-либо. В 80-х гг. XX в. Была проведена целостная исследовательская программа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированную на анализе выражений лица. Эту программу предлагают называть Программой исследований выражений лица 1997. Ее основные постулаты формулируются по-разному в зависимости от того, что находится в центре внимания конкретных авторов. Попробуем привести список положений, которые представляются наиболее типичными для Программы исследований выражений лица.

1. У человека существует ограниченный набор базовых эмоций. К ним чаще всего относят: радость, гнев, страх, горе, удивление, отвращение. Несколько реже: презрение, стыд. Иногда и некоторые другие эмоции. Как правило, в список входит от 5 до 10 названий.

2. Основные признаки БЭ: врожденность, более раннее возникновение в онто- и филогенезе, отчетливая и специфическая нейроанатомическая основа, кросс-культурная универсальность, специфическое мимическое проявление.


    1. ^ Критерии выделения.

  1. Наличие специфических выражений лица является необходимым и достаточным признаком для выделения БЭ. На статус базовых могут претендовать только эмоции, имеющие свои специфические мимические выражения, и, напротив, выявление устойчивого мимического паттерна свидетельствует о том, что он выражает некоторую БЭ. Выражения лица, связанные с БЭ, являются генетически детерминированными; они запускаются врождёнными программами и универсальны для всех культур.

  2. Выражения лица, специфичные для БЭ, легко узнаются представителями различных культур, в том числе и далеких друг от друга. Существуют культурно обусловленные правила выражения эмоций, приводящие к усилению, ослаблению или изменению отдельных мимических паттернов. Однако БЭ легко проникают через эти искажения и распознаются наблюдателями.

  3. Значение «базовых» выражений лица инвариантно и не зависит от контекста. Это означает, что БЭ узнаются по выражениям лица даже в тех случаях, когда другая информация (о ситуации, о поведении человека и т.п.) не соответствует мимике.

  4. Все остальные человеческие эмоции являются вариантами базовых или результатом их смешения. Так, вариантами гнева являются раздражение и ярость. Тревога может интерпретироваться как смесь страха, горя, гнева, стыда и интереса.

  5. Субъективное переживание эмоций возникает под воздействием эфферентных сигналов, поступающих в ЦНС от мимических мышц. Именно благодаря этой информации человек «знает», какую эмоцию он испытывает. Данное положение является прямым наследником периферической теории эмоций Джеймса-Ланге. Из него следует, что преднамеренное конструирование и удержание человеком определённого мимического паттерна порождает паттерн эфферентных сигналов, соответствующих определенной эмоции, что, в свою очередь, приводит к субъективному переживанию этой эмоции.

  1. ^ Теории базовых эмоций.
Основные авторы, которые занимаются проблемой базовых эмоций: Изард, Экман, Плутчик.

    1. Подход К. Изарда.
Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда. Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов: 1.Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций.2. Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.3.Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.4.Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние. (Драйвы – это физиологические потребности или нужды).5.В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса. В рамках дифференциальной теории эмоции - не только мотивационная система организма, но и базовые личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты.1. Нейрофизиологический аспект определяет эмоцию как функцию соматической нервной системы.2. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. 3.На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии базовых эмоций (Изард): 1.Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.2.базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 3.базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.4.базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.5.базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина .


    1. ^ Подход П. Экмана.
Для Экмана основным критерием для выделения базовых эмоций служили универсальные способы мимического выражения. Экман выделяет следующие базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление. Экманом была создана система кодирования выражений лица (FACS), которая очень надежно описывает разные выражения лица. Он проводил эксперименты, в которых испытуемые разных национальностей успешно распознают эмоции, скрывающиеся за выражениями лица. Особенно хорошо узнают радость, печаль. Часто путают страх, удивление. Эти эксперименты были подвержены критике. Дискуссия ведется до сих пор.

    1. ^ Подход Плутчика.
Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, играющее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях (психоэволюционная теория эмоций). Каждая эмоция связана с комплексом адаптивного поведения. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

^ Протипический адаптивный комплекс

Первичная эмоция

Инкорпорация – поглощение пищи и воды

Принятие

Отвержение – реакция отторжения, рвота

Отвращение

Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения

Гнев

Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли

Страх

Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Радость

Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие

Горе

Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

Испуг

Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство

Таким образом, Плутчик выделяет 8 эмоций, 8 адаптивных механизмов.

Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов.


    1. Суммарная таблица по подходам.
Подборка списков эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза “Когнитивная структура эмоций”.

Автор

Фундаментальные эмоции

Основания для отбора

Арнольд М.Б.

гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль

отношение к тенденциям действия

Экман П.

гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление

универсальные способы мимического выражения

Фрижда Н.

желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд

формы готовности к действию

Грей Дж.

ярость/ужас, беспокойство, радость

врожденность

^ Изард К.Э.

радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина

врожденность

Джеймс В.

страх, горе, любовь, ярость

физическое ощущение

МакДугалл В.

гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление

отношение к инстинктам

Морер О.X.

боль, удовольствие

неусваиваемые эмоциональные состояния

Отли К., Джонсон-Лэрд, П.Н.

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль

Не требуют пропозиционального содержания

Панксепп Дж.

ожидание, страх, ярость, паника

врожденность

Плучик Р.

принятие, отвращение, гнев, страх, радость, горе, испуг, надежда или любопытство

отношение к адаптивным биологическим процессам

Томкинс С.С.

гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление

плотность нейронной активности

Уатсон Дж.Б.

страх, любовь, ярость

врожденность

Уейнер Б.

счастье, печаль

атрибутивно-независимое

  1. ^ Позиция социального конструктивизма.
В целом, идея социального конструктивизма состоит в том, что вещи становятся известны нам (или ученым) под определенными именами – подвергаются интерпретации и попадают к нам как свои собственные репрезентации. Конструкция как метафора (у Сисмондо) позволяет указать, откуда берется верование в «объективную реальность» (будь то представления о «неизменном и объективном характере физического мира» или о «порядке вещей, естественном устройстве общества»). Такие представления возникают в ходе развития как результат проб и ошибок, закрепляются в языке и сознании и транслируются в новом эпистемологическом статусе.

Социальный конструктивизм критикует идею существования базовых эмоций. В разных культурах существуют разные эмоции, которые представителям этих культур кажутся базовыми. Анализируется культура, отношение к эмоциям. В разных культурах в центре внимания людей оказываются разные эмоции. Например, японская эмоция амае (полное принятие меня другим человеком, чувство принадлежности, любви со стороны кого-то, чувство, что кто-то о тебе позаботиться). Можно сказать, что для японцев эта эмоция – базовая. У нас она базовой не является. Нет слов, чтобы ее обозначить.


  1. Невербальная коммуникации: система, направления изучения, механизмы и точность определения значения.
План:

  1. Основные системы невербальной коммуникации

  2. Цели невербальной коммуникации

  3. Направления изучения невербалики.

  4. Механизмы определения содержания невербального сообщения.

1. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:


  1. оптико-кинетическую

  2. пара-и экстралингвистика

  3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса

  4. визуальный контакт

  5. гаптика (прикосновения к кому-либо, к чему-либо)

  6. ольфакция (язык запахов. Запахи помогают человеку самопрезентироваться)

  7. Гастика (язык пищи и напитков) Пища и напитки могут помочь определить настроение участников. Могут являться показателем отношения к человеку.
Оптико-кинетическая система.

Она включает в себя жесты, мимику, пантомимику, походку. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у животного и человека. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в систему коммуникаций придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при интерпретации общения в различных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследования – кинесика, которая занимается их изучением.

Позы (интерпретация поз может осуществляться по следующим параметрам):


  1. в зависимости от этапа общения (как человек вступает и как выходит из контакта)

  2. виды общения (симпатия-антипатия, подчинение-доминирование, включенность-отчужденность)

  3. психофизиологические состояния (напряженные-расслабленные, активные-пассивные)

  4. соответствие поз партнеров друг другу (синхронные-несинхронные)

  5. направленность поз

  6. соответствие поз другим элементам экспрессии (гармоничность)
Жесты (интерпретируются по следующим параметрам)

  1. участие в создании 1-2 рук

  2. перекрещивание, симметричное расположение рук

  3. центробежность (от себя) – центростремительность (к себе)

  4. однозначность – многозначность
Экман и Фризен разделили движения на 5 видов

  1. жесты-символы=эмблемы – имеют точный вербальный смысл

  2. иллюстраторы

  3. движения, служащие для выражения эмоций

  4. жесты-регуляторы

  5. жесты-адапторы (чвакание, чмокание)
Походка (ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность)

Мимика включает в себя следующие параметры:

1.Стабильные сигналы (цвет кожи, форма лица)

2.Относительно стабильные сигналы (претерпевающие изменения в течение жизни – морщины)

3.Нестабильные сигналы (кратковременные изменения, движение мышц лица, покраснения)

Паралингвистика и Экстралингвистика представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса так же выступает особой знаковой системой. Проксемика – как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э.Холл, который называет проксемику « пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.

Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45см), персональное расстояние (45-120см), социальное расстояние (120-400см), публичное расстояние (400-750см) Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

^ Пространственная организация общения так же может быть разнообразной, что будет влиять на эффективность общения.


  1. фронтальная организация. Коммуникатор находится напротив аудитории. Коммуникатор в таком пространстве способен доминировать, способен управлять, это повышает возможность договориться. Минус в том, что существует редукция обратной связи. Четко задано ролевое пространство. Территория коммуникатора всегда больше, чем территория 1 реципиента.

  2. круговое расположение. Часто происходит смена ролей коммуникатора и реципиента, у всех формально равная территория. Уравнены возможности визуального контакта. У коммуникатора меньше возможности управлять, у реципиентов больше возможности договориться, больше обратной связи. Однако, информация часто искажается, происходит ее наложение, участники с ней активно работают.

  3. смешанное расположение (птичка, стол начальника) Есть возможность визуального контакта со всеми и у всех остальных есть возможность контакта друг с другом. Есть вынесенность коммуникатора, больше возможностей договориться у реципиентов. Ближе к коммуникатору садятся его близкие, он слушает то, что говорят они, напротив садится оппозиция.

  4. «стол переговоров». 2 группы, 2 лидера. Лидеры садятся напротив друг друга, сильные участники по правую руку. Слабые по левую – благодаря этому процесс коммуникации не выходит из под контроля
Ряд исследований в данной области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название хронотопов . (термин введен Ухтомским). Описаны хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др.

Визуальный контакт (исследуется движение глаз, их размер, обмен взглядами, длительность взгляда, смена статики и динамики взгляда. Избегание его и т.д.)

2. Цели невербальной коммуникации


  1. передача и получение информации (разъяснение содержание вербального сообщения; как эквивалент вербальному сообщению; способ обратной связи)

  2. Усиление когнитивной активности коммуникатора

  3. Усиление когнитивной активности реципиента

  4. Изменение аттитюдов и побуждение к деятельности

  5. Поддержание вербального сообщения

  6. Эмоциональное заражение

  7. Саморегуляция коммуникатором своего эмоционального состояния

  8. Самораскрытие, выражение коммуникатором своих эмоций

  9. Самопрезентация коммуникатора

  10. Выражение отношения к партнеру и определение его статуса
3.Направления изучения невербалики.

Каждая знаковая система использует свои знаки. Которые можно рассмотреть как коды. Для построении понятного всем кода, для изучения системы, необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков.

Одна из попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу . Он предложил выделить единицу телодвижения человека. Телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему. (выделено 50-60 отдельных кинем: кивки, повороты головы, нос, щеки и т.д.) Хотя отдельный кин самостоятельного значения не несет при его изменении меняется и вся система. Из кинем образуются кинеморфы, которые и воспринимаются в ситуации общения. На этой основе был построен словарь телодвижений. Тело было поделено на 8 зон и кины записывались для каждой из них, только тогда можно было получить словарь. Однако, данная методика подверглась критике из-за недоработанности и неприменяемости для различных культур.

^ П. Экман – классифицировал эмоции. (методика FAST - facial affect technique) Лицо разделялось на три зоны, горизонтальными линиями. Затем выделяют 6 основных эмоций (удивление, страх. Отвращение, радость, горе, гнев) наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств. Фиксация эмоций по зоне позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. Дополнительные эмоции образуются путем наложения основных.

^ Система Леонгарда. Для каждого состояния существует доминирующая часть лица: мины области лба – страх, внимание; подбородок и нос – отвращение, стремление; рот – удивление; область глаз – удовлетворение, симпатия, оценивание; область щек – страдание и скорбь; неспецифические мины – мины смеха, слез, смущения; интегральные мины – пренебрежение, восхищение, счастье..

4. Механизмы определения содержания невербального сообщения.


  1. Категоризация: у людей существует эталон эмоционального состояния:

  • Обобщенное опознание (хорошее-плохое)

  • Дифференцированное опознание (определенная эмоция)
Условия точного определения эмоций

1. характер эмоций (основные эмоции; интенсивность эмоционального состояния, негативные эмоции)

2. Особенности эталона (эталоны, включающие динамические и интегральные характеристики; эталоны, включающие мимические признаки и жесты)


Более точно определяют

Менее точно определяют

Женщины, 8-25 лет, и особенно 16-17 лет, актеры, выраженный индивидуализм в культуре, люди с большой когнитивной сложностью, децентрация. Высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, люди с сильной эмоциональной экспрессией, экстерналы, лидеры, стремление к эмоциональной близости с другими

Мужчины, после 50, 25-30 лет, учителя врачи, студенты. Слабый индивидуализм. Когнитивная простота, эгоцентризм, низкая тревожность, эмоциональная устойчивость, позитивное отношение к себе, слабая эмоциональная экспрессия. интерналы враждебные, избегание эмоциональной близости..

2 .Имитация невербального поведения

Методы обучения понимания невербалики


  1. ролевые игры

  2. обратная связь

  3. опознание значений невербальных показателей по фото и видео.
Причины трудностей понимания невербальной коммуникации

  1. Необходимость учета нескольких параметров невербального поведения

  2. Зависимость от ситуации (расстояние до собеседника, наличие партнера, подготовленность собеседников, занятость вербального канала)

  3. Межгрупповые различия

  4. индивидуальные различия (внешний вид, тревожность, аутизм, мускулинность-феминность, потребность в общении, авторитарность)
Методики изучения содержания невербального сообщения

  1. Методика свободной семантической оценки невербального поведения (Лабушская)

  2. просмотр невербального поведения с последующей оценкой коммуникатора по ряду личных черт

  3. Опросник « Социально-психологические особенности субъекта общения»

  4. демонстрация невербального поведения с последующей оценкой когнитивной активности и эмоционального состояния коммуникатора.

  5. Демонстрация невербального поведения с последующей оценкой когнитивной активности и эмоционального состояния реципиента

  6. Демонстрация невербального поведения с последующей оценкой убедительности сообщения

  7. Наблюдение за невербаликой участников эксперимента и последующее её сопоставление с их состоянием

  8. Моделирование ситуации, вызывание определенных состояний, и наблюдение за невербаликой.

  9. Проигрывание респондентами эмоциональных состояний.
5. Определение точности понимания невербальной коммуникации.

  1. Соотнесение эмоциональных состояний респондентов с вызывавшими их ситуациями

  2. Опознание фото эталона эмоционального состояния

  3. Опознание эмоционального состоянии по голосу

  4. Опознание эмоционального состоянии по ряду изображений

  5. Опознание значения эмоций по видеозаписи.

«Развивающая среда в ДОУ» - Социальный эффект. Проект: «Родители - управление образовательным учреждением – качество». ЦЕНТР МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ г. ТОЛЬЯТТИ. Уровень образования педагогических кадров. Квалификационные категории. Система психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольника. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям.

«Предметно-развивающая среда» - Организация предметно-развивающей среды для дошкольников в ОУ района. Цель: Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Задачи: (вытекают из проблем). Создание в ОУ предметно-развивающей среды, обеспечивающей развивающее обучение детей.

«Методика Марии Монтессори» - Катушки. Система Марии Монтессори. Прищепки. Развитие слуха. Задача Монтессори-учителя. Вкладыши. Письмо и чтение. Переливание воды. Подготовленная среда. Переносные столы и стулья. Зона математического развития. Жизненная практика. Основная идея метода. Двигательное развитие. Методика Марии Монтессори.

«Развивающая среда» - Реализация модульного проекта кабинет логопеда "Алмазная штольня". Показатели результативности. Детский сад - пространство развития ребенка. Основная идея проекта. После реализации проекта. Реализация модульного проекта физкультурного зала. Значение предметно - развивающей среды. Цели и задачи проекта.

«Кризис трёх лет» - Если истерика все же началась. Основные признаки кризиса. Истерика. Упрямство. Внутреннее противоречие. Изменения в развитии ребенка. Негативизм. Кризис 3-х лет. Самый острый кризис. Проявление вредности.

«Особенности развития ребёнка» - Общее недоразвитие речи. Комплексное воздействие. Шепотной речи тоже нужно учить. Эхо. Режим. Золотая серединка. Щетка. Быстрая речь. Леворукость. Мелкая моторика. Юла. Жесты дополняют нашу речь. Отсутствие фразовой речи. Хорошо устроенный мозг. Умственное развитие. Подражание. Язык. Плохое настроение.