Большевизм

БОЛЬШЕВИЗМ

(Bolshevism) Политическая теория и практика партии большевиков, которая под руководством Ленина (Lenin) пришла к власти во время Русской революции (Russian Revolution) в октябре 1917 г. Большевистская (от слова "большинство") радикальная коммунистическая фракция возникла на съезде Российской социал-демократической рабочей партии в 1903 г. в результате раскола с более умеренными меньшевиками (Mensheviks) (от слова "меньшинство"). В 1912 г. после сменявших друг друга периодов сотрудничества и противостояния с меньшевиками партия большевиков была официально оформлена в самостоятельную. Революция 1905 г. застала большевиков врасплох, и они ничем себя не проявили. Последовавшие вслед за революцией репрессии вынудили партию уйти в подполье, и связи с эмиграцией, возглавляемой Лениным, оказались затруднены. После начала 1-й мировой войны, пока Ленин провозглашал "революционное пораженчество", большевики в России практически бездействовали. Они оказались неподготовленными и к февральской революции 1917 г. Многие члены Центрального Комитета и редакция газеты "Правда" (возглавляемая Сталиным) условно поддержали Временное правительство и начали переговоры с меньшевиками об объединении. Численность партии большевиков резко возросла, в том числе из-за возвращения эмигрантов, и партийные лидеры столкнулись с падением дисциплины и потерей политической ориентации. "Апрельские тезисы" (никакой поддержки Временному правительству; революция переходит от демократического этапа ксоциалистическому; Советы (Soviets) с большевистским большинством должны взять власть), привезенные Лениным в Россию, особой поддержки не получили. В партии наметился раскол: левое крыло выступало за немедленное восстание; консервативно настроенный Центральный Комитет стремился к мирному захвату власти. Ленин обратился к рядовым членам партии, утверждая, что "массы в сотни раз левее нас". Однако еще в июне –июле он выступал против вооруженного восстания, заявляя, что "один неверный шаг с нашей стороны может погубить все". Раскол в партии длился вплоть до самого октября; незадолго до восстания Зиновьев и Каменев выступали против вооруженного захвата власти, но Ленин пригрозил отставкой, если этого не произойдет. Первые послереволюционные годы – период военного коммунизма – свидетельствовали о начале трансформации Коммунистической партии в бюрократизированный сверху донизу аппарат, о закате Советов и профсоюзов и о подавлении оппозиции (впрочем, критики социалистического и анархистского толка тоже периодически подвергались преследованиям и работали на полулегальном положении). Партию по-прежнему сотрясали внутренние разногласия. Многие возражали против Брест-Литовского мирного договора, подписанного в марте 1918 г., согласно которому Германии отошли большие территории России. Левые коммунисты протестовали против буржуазных "спецов" в правительстве и армии. "Рабочая оппозиция" (1920–21) заявила, что руководство отказалось от "духа Революции", и потребовала установить рабочий контроль в промышленности. Правые диссиденты ратовали за государственный капитализм, так как Россия, по их мнению, пока не готова к социализму. Конец Гражданской войны был отмечен переходом от временной диктатуры к узаконенным репрессиям в мирное время. Решающую роль в этом сыграл X съезд партии (1921). Провозглашение новой экономической политики (нэп) совпало с запретом фракций и кровавым подавлением восстания в Кронштадте. Незадолго до смерти (1924) Ленин критиковал "бюрократические извращения в государстве рабочих" и безуспешно обращался к Троцкому с призывом совместными усилиями снять с должности Сталина, обладавшего в качестве главы центрального аппарата партии огромной властью. Бухарин (Bukharin) и Сталин ратовали за строительство социализма (socialism) в одной отдельно взятой стране (отступление на мировой арене, обогащение крестьянства, бессрочное сохранение нэпа). Троцкий и левая оппозиция (1923–24), утверждая, что это разрушит социалистический характер революции и приведет к созданию нового правящего класса, выступали за ускоренную индустриализацию, финансируемую, выражаясь словами Преображенского, за счет "примитивного социалистического накопления" (неравноценного обмена между сельским хозяйством и промышленностью в пользу последней). Провозгласив в 1928 г. первый пятилетний план, Сталин и Бухарин многое позаимствовали из программы левых, хотя, естественно, в ней не было одобрения насильственной коллективизации и связанных с ней ужасов. Наиболее резко сталинизм (Stalinism) критиковала левая оппозиция, обращая внимание на все углубляющуюся пропасть между партийными структурами и народом и на растущую бюрократизацию советского государства и общества. Однако Троцкий отказался нарушить партийную дисциплину и напрямую обратиться к рядовым членам партии. Вместе с тем социальный состав партии резко изменился: Гражданская война унесла целое поколение партийных активистов, а "ленинский призыв" (1924) "влил" в партию 240 тысяч новых, карьеристски настроенных членов. Левая оппозиция была последним серьезным вызовом Сталину. К 1929 г. он отстранил от власти старую большевистскую гвардию, а затем кого отправил в ссылку и тюрьмы, кого-то провел через показные суды и уничтожил. Сторонники большевизма оценивают его как твердую революционную позицию, созвучную интересам передовой части рабочего класса, а противники подчеркивают изначально присущий ему диктаторский характер. Основные черты большевизма – крепкая организация, приверженность идее мировой революции, политическая практика, основанная, выражаясь словами Ленина, на принципе демократического централизма (democratic centralism). Спорным остается вопрос о том, было ли неизбежным превращение большевизма в сталинизм или такая деформация произошла в силу определенных исторических условий. Как заметил Виктор Серж, "микробы сталинизма, возможно, и присутствовали, но там были и другие". Водоразделом явился период после окончания Гражданской войны, когда партия большевиков не положила конец авторитарной практике и не восстановила советскую демократию.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Большевизм

(от «большевики»)

1) политическое движение, течение в социал-демократии, связанное с РСДРП(б). Является составной частью российского революционного движения ХХ века;

2) политическая, социальная идеология и практика, ставившие в качестве своих основных задач: совершение социалистической революции; построение социалистического государства, основанного на диктатуре пролетариата и ликвидации частной собственности; достижение коммунистической формации. Абсолютное господство классовой идеологии и морали привело к крайнему политическому экстремизму в суждениях, оценках и действиях, идеологическому фанатизму, социально-классовой нетерпимости и тоталитаризму. В современной политологии часто анализируется с позиций сходства и различия с фашизмом и национал-социализмом.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Большевизм" в других словарях:

    БОЛЬШЕВИЗМ, большевизма, мн. нет, муж. (полит.). То же, что ленинизм, т.е. марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. «Большевизм… … Толковый словарь Ушакова

    Идеология, теория и практика экстремистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как самоосознающего интеллектуально политического течения традиционно связывается с расколом социал демократии на 2 съезде… … Новейший философский словарь

    БОЛЬШЕВИЗМ, а, муж. Течение в рабочем движении, возникшее в России в начале 20 в. и основанное на марксистской теории, развитой впоследствии партией большевиков. | прил. большевистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    большевизм - большевизм, большевик Русское образование, появилось в начале XX в. (в 1903 году на съезде РСДРП), откуда было заимствовано во многие языки мира … Этимологический словарь русского языка Крылова

    Ленин на митин … Википедия

    Революционное, последовательное марксистское течение политич. мысли в междунар. рабочем движении, получившее свое воплощение в партии нового типа, в партии большевиков, созданной продолжателем дела К. Маркса и Ф. Энгельса В. И. Лениным. Свое назв … Советская историческая энциклопедия

    А; м. Крайне радикальное течение политической теории и практики, возникшее в начале 20 в. в России, вылившееся в создание партии большевиков, свержение законной власти и установление в России диктатуры этой партии. ◁ Большевистский (см.). * * *… … Энциклопедический словарь

    большевизм - , а, м. Революционное, последовательно марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, возникшее в нач. 20 в. в России и получившее свое воплощение в пролетарской партии нового типа партии большевиков. КПС, 39. ◘… … Толковый словарь языка Совдепии

    Возникшее в начале 20 в. в России революционное, последовательное марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, получившее своё воплощение в пролетарской партии нового типа, в партии большевиков, созданной В. И … Большая советская энциклопедия

Большевизм, как учит история КПСС, возник в 1903 г. на II съезде РСДРП как одна из партийных фракций. Как утверждали его противники, большевики до 1917 г. никогда не представляли собой действительного большинства членов марксистской партии, и потому оппоненты большевиков в те годы всегда возражали против их самоназвания. Но такое мнение проистекало из непонимания разнородными меньшевиками сути большевизма.

Большевизм - это не русская разновидность марксизма и не партийная принадлежность. И уж совсем бессмысленен оборот “еврейский большевизм”, употребляемый Гитлером в «Майн кампф», поскольку большевизм - явление духа Русской цивилизации , а не духа носителей библейской доктрины глобального рабовладения на расовой основе. Большевизм существовал до марксизма, существовал в российском марксизме, как-то существует ныне. Будет он существовать и впредь. Как заявляли сами большевики - члены марксистской партии РСДРП(б), именно они выражали в политике стратегические интересы трудового большинства населения многонациональной России, вследствие чего только они и имели право именоваться большевиками.

При этом также надо понимать, что в ту эпоху подавляющее большинство членов партии, не говоря уж о миллионах беспартийных, даже не подозревало о том, что масонство, марксизм, большевизм - три «разницы», т.е. три разных сути: масонство в сознании большинства либо вовсе не существовало, либо было пустым словом, а большевизм отождествлялся с истинным марксизмом, в том числе и многими членами партии, хотя многие, включая и беспартийных, предпочитали интуитивно именовать себя «большевиками», а не «коммунистами».

Но это же определяло и восприятие простыми партийцами и беспартийными личностей вождей партии и государства (Л.Д.“Троцкого”, В.И.Ленина, И.В.Сталина и других), вследствие чего их разногласия воспринимались не как системные, обусловленные принципами разных нравственно-этических систем, а как личностные.

При этом Л.Д.Бронштейн (Троцкий) был и истинным марксистом, и носителем некоего эзотеризма . В.И.Ленин был марксистом, судя по некоторым высказываниям в его работах, не посвящённым в тот эзотеризм, в который был посвящён Л.Д.Бронштейн. При этом В.И.Ленин на протяжении всех лет его партийной деятельности был склонен к большевизму, что сопровождалось искажением им марксизма в форме освещения в его работах некоторых вопросов, о которых истинные марксисты предпочитали умалчивать. И это регулярное отступничество В.И.Ленина от марксизма вызывало неудовольствие и даже гнев истинных марксистов.

И.В.Сталин был большевиком, которому по жизни довелось войти в марксистское движение и примерить марксизм к своему большевистскому мировосприятию; пришлось стать учеником живого классика российского марксизма В.И.Ленина и далее творчески “развивать” марксизм, что он и проделал - до полного отрицания его научной состоятельности в работе “Экономические проблемы социализма в СССР”.

В чём состояли политические цели большевизма, И.В.Сталин высказался прямо и ясно ещё в начале века. Мы приведём выдержку из его относительно поздней по отношению к этому вопросу (1907 г.) работы потому, что именно в её названии он выразил существо дела: “Самодержавие кадетов или самодержавие народа?”. В ней он пишет:

«Кто должен взять в руки власть во время революции, какие классы должны стать у кормила общественно-политической жизни? - Народ, пролетариат и крестьянство! - отвечали и теперь отвечают большевики. По их мнению, победа революции - это диктатура (самодержавие) пролетариата и крестьянства в целях завоевания восьмичасового рабочего дня, конфискации всей помещичьей земли и установления демократических порядков. Меньшевики отвергают самодержавие народа и до сих пор не дали прямого ответа на вопрос, кто должен взять в руки власть» (И.В.Сталин, “Самодержавие кадетов или самодержавие наро-да?”, Сочинения, т. 2, стр. 20, впервые опубликовано в газете “Дро” (“Время”), № 2, 13 марта 1907 г., перевод с грузинского).

Если оценивать этот текст с позиций эзотеристов, действующих под покровами марксизма, то это - хорошее пафосное политиканство, решающее задачу собрать верующую вождям массовку, назначение которой поддерживать политическую деятельность марксистской партии в обществе. И таковым по сути с их точки зрения должно быть главное назначение всех речей вождей: привлечь к себе внимание и уверить в своей правоте как можно больше представителей простонародья и “элиты”, что является основой для подчинения партии миллионов людей, не понимающих ничего ни в глобальной политике , ни в управлении государством.

Если оценивать этот текст с позиций индивида, уверовавшего в истинность марксизма и ничего не подозревающего о наличии некоего эзотеризма под покровами марксизма, то никаких вопросов не возникает, вследствие чего рядовой марксист подпадает под власть авторитета того или иного вождя, проводящего тот или иной политический курс и объясняющего его на основе марксистского лексикона.

идеология большевизм революционный

Во второй половине XIX столетия в России произошли значительные перемены, которые в конечном счёте вывели ее рабочий класс в начале XX века на передний край борьбы мирового пролетариата.

В 1861 году экономическая необходимость и угроза набирающих силу крестьянских волнений вынудили царское правительство отменить крепостного право, однако отмена крепостного права не устранила существующих противоречий между крестьянами и помещиками. Вместе с тем развернулись противоречия между рабочими и капиталистами, а также усиливалось противостояние между крестьянской беднотой и кулачеством. Трудящиеся страдали от остатков крепостничества и капиталистической эксплуатации, интересы народа и развития общества в целом требовали свержения царской монархии, которое становилось неизбежным.

1883-1894 годы были периодом медленного и непростого роста социал-демократического движения в России. Сторонников нового, марксистского учения было очень мало. По всей стране насчитывалось немногим более десятка небольших марксистских групп и кружков в крупных городах, которые занимались пропагандой лишь среди передовых рабочих, и не вели развёрнутой политической работы в массах .

Однако уже 90-е годы XIX в. идеи марксизма начали стремительно распространяться в среде национальной интеллигенции. Былая народническая вера в крестьянство, в сельскую общину оказалась на периферии общественной мысли. Надежды революционеров устремились к рабочим, «пролетариям», которых называли «самым передовым классом общества». Именно среди рабочих они прежде всего искали поддержки. Во многих городах возникли кружки и группы марксистской интеллигенции.

1 марта 1898 года в Минске на конспиративной квартире тайно состоялся первый съезд социал-демократов. В данном съезде участвовало всего девять участников. Они представляли петербургский, московский, киевский и екатеринославский «Союзы борьбы», Бунд и группу киевской «Рабочей газеты». Съезд принял решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и избрал Центральный Комитет (ЦК) из трех человек и утвердили манифест РСДРП, написанный Петром Струве, который провозглашал следующее: «Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма…» . В манифесте ещё недостаточно четко были представлены основные идеи - о завоевании пролетариатом политической власти, о руководящей роли рабочего класса и его союзниках в борьбе против царизма и капитализма. Но, тем не менее, данный манифест выступил как открытое заявление партии о своих целях.

Таким образом, первый съезд провозгласил создание партии, что имело колоссальное политическое и революционно-пропагандистское значение. Сообщение об образовании партии социал - демократы приняли с огромной радостью, поскольку новость о состоявшемся съезде ободряла и поддерживала партийные кадры в условиях подпольной работы, открывала им широкую перспективу. Местные социал-демократические организации стали называться комитетами РСДРП. Российская социал-демократическая рабочая партия становится все более известной и популярной в рабочих массах. Однако фактически партия не была создана как единая централизованная организация. Причиной этому послужило отсутствие.

Материал из ЭНЭ

Большевизм , революционно-марксистское течение в российском и международном рабочем движении. Он зародился в недрах российской соц.-демократии . С первых же дней своего возникновения большевизм сильно расходился с пониманием друг., небольшевистских групп (легальных марксистов, «экономистов», меньшевиков). Эти последние восприняли марксизм в открытой или скрытой ревизионистской (см. Ревизионизм ) и оппортунистической форме. Большевизм через учение Ленина (см. Ленинизм ) возродил революционный марксизм Маркса и Энгельса , оформившийся в учение пролетариата в эпоху революционных потрясений 1840-х гг. Большевизм однако не является простым повторением марксизма революц. эпохи прошлого столетия. Большевизм возник и развивался в другую эпоху - в эпоху финанс. капитала, в эпоху империализма и пролетарской революции. Поэтому большевизм сделал идею завоевания пролетариатом политической власти, идею диктатуры пролетариата центральным пунктом теории и практики руководимого им рабочего движения. В этом отношении большевизм расходился и расходится не только с явно оппортунистическими течениями в европейской и российской соц.-демократии, но и с некоторыми направлениями, называющими себя ортодоксально-марксистскими и признававшими на словах диктатуру пролетариата, а на деле отодвигавшими ее на задний план (впоследствии эти направления отказались от диктатуры и на словах). Большевизм этим возродил основную центральную идею революционного марксизма, ибо, как говорил сам Маркс, его учение состоит не в признании самой классовой борьбы (об этом учили н до него), а в том, что она неминуемо ведет к диктатуре пролетариата. При Марксе однако еще не было условий близкой возможности завоевания власти пролетариатом , поэтому он дальше идеи диктатуры пролетариата не мог пойти. Для большевизма же задача завоевания власти стала практической задачей.

Больше того, большевизм разрешил эту задачу. Поэтому большевизм разрабатывал и разрешал все важнейшие теоретические и тактические вопросы, связанные с вопросом о завоевании власти и диктатуре пролетариата. Вопрос о гегемонии пролетариата в борьбе против самодержавия , вопрос о крестьянстве, национальный и колониальный вопрос, учение о государстве и советской власти как форме пролетарской диктатуры, учение о партии, вопросы тактики и стратегии - все эти вопросы разрешались Б. исключительно под углом зрения завоевания власти пролетариатом и удержания ее в целях построения социализма и коммунизма . Можно поэтому сказать, что большевизм «есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в частности» (Сталин). Большевизм всегда признавал, что для того, чтобы пролетариат мог притти к власти, необходимо, чтобы он не только участвовал в политической борьбе, но и играл в ней роль гегемона (верховного руководителя). Большевизм поэтому объявил беспощадную войну меньшевизму, отдававшему в революции гегемонию либеральной буржуазии и превращавшему пролетариат в спутника этой буржуазии, плетущегося в ее хвосте. Большевизм оценивал высоко гегемонию пролетариата уже в революции 1905 , потому что «разрушение самого могучего оплота не только европейской, но и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата» (Ленин), т. е. вождем в мировой социалистической революции. Чтобы итти к социалистической революции, к захвату власти , пролетариат должен был иметь союзников, ибо он одними своими силами не мог бы разрешить эту задачу: «кто идет и готовится к власти, не может не интересоваться вопросом о своих действительных союзниках» (Сталин). Таких действительных союзников большевизм находит во «всех трудящихся и эксплоатируемых» (Ленин) непролетарских группах - в первую очередь в крестьянстве . Идею союза рабочих и крестьян большевизм выдвигал уже в революцию 1905. «Мы всеми силами, - писал Ленин в 1905, - поможем всему крестьянству сделать революцию демократическую, чтобы тем легче было нам, партии пролетариата, перейти как можно скорее к новой и высшей задаче - революции социалистической». Большевизм поэтому в первую революцию выдвигает лозунг революционно - демократической диктатуры пролетариата и крестьянства (см. Всесоюзная коммунистическая партия). По наиболее животрепещущему для крестьянства вопросу - по земельному вопросу - большевизм по мере развертывания революции все более и более расширял свои требования. От «программы отрезков» (см. Аграрные программы), требовавшей возврата крестьянам земель, отрезанных у них в пользу помещиков в (при «освобождении» крестьян), большевики переходят к поддержке крестьянского движения вплоть до конфискации помещичьих земель (на III съезде партии и на декабрьской конференции 1905), а затем - к требованию национализации земли (см.), которая «стряхивает с народа сразу и целиком всю гнилостную ветошь всех форм средневекового землевладения» (Ленин). После Февральской революции 1917 перед Б. стала задача завоевания власти пролетариатом как ближайшая практическая задача. Это выдвигало перед большевизмом задачу привлечения крестьянских масс на сторону пролетариата и его партии. Между первой и второй революцией крестьянство совершило полный отход от либеральной буржуазии (так как кадетско-октябристские Думы не хотели и не могли удовлетворить хотя бы в малейшей степени требования основной массы крестьянства). Крестьянство пошло за эсерами . Задачей момента стало высвобождение крестьянства из-под влияния этой мелкобуржуазной партии. Б. это удалось, т. к. эсеры и меньшевики отказались от конфискации земли и настаивали на продолжении ненавистной трудовому крестьянству войны. Завоевав симпатии крестьянства пролетарской революции, большевизм обеспечил и торжество пролетарской революции.

Поскольку большевизм разрешал и разрешает величайшие и сложнейшие задачи пролетарской революции и диктатуры пролетариата, он должен был осознать необходимость боевой и в то же время достаточно опытной и гибкой партии пролетариата, к-рая руководила бы его борьбой и творческой работой по строительству социализма и коммунизма. Ленин не только дал учение о партии, но и создал ее, создал большевистскую партию. По большевистскому, ленинскому пониманию, пролетарская партия должна быть передовым отрядом рабочего класса - наиболее сознательным и активным его слоем, организованным на началах железной дисциплины, а потому способным руководить рабочим классом и его различными организациями (профсоюзами, кооперацией, парламентскими фракциями, советами, просветительными организациями и т. д.). Сознательность, активность, дисциплинированность - таким требованиям могут отвечать сравнительно немногие, меньшинство класса, и Б. поэтому стремился вовлекать в партию наиболее выдержанные и деятельные элементы рабочего класса. Но он в тоже время требовал, чтобы партия тысячами нитей была связана с широкими массами, чтобы она участвовала во всех проявлениях рабочей жизни, чтобы она была всюду, где действует пролетариат, и чтобы она всюду умело направляла это действие. Большевизм вел неустанную борьбу за идейную выдержанность теории и большевистские организационные принципы как с меньшевиками и оппортунистами , так и с оппозиционерами разных мастей, в равной мере однако стремившимися прорывать фронт партийной дисциплины. Тактика Б. подчинялась той же цели - завоеванию власти и укреплению диктатуры пролетариата. Большевизм не фетишизирует (обоготворяет) никаких способов ведения классовой войны, - только те способы хороши, которые ведут к конечной победе пролетариата и к торжеству его дела. И наступление, и отступление, и яркие революционные действия, и долгая кропотливая работа, и т. д. - все применимо и необходимо делать, если этого требует будущее пролетарского дела. См. также Ленинизм и Тактика .

Враги большевизма из буржуазного и соглашательского лагеря объявляют большевизм «чисто русским национальным продуктом», «проявлением национального характера русских», «продуктом азиатчины и варварства» и т. д. Действительной причиной возникновения и развития большевизма именно на русск. почве являются особенности исторического развития России во вторую половину 19 века. Эти особенности сводятся к небывало острому противоречию между высшими формами хозяйства (сравнительно развитого капитализма с его крупными кадрами рабочих и крупными промышленными центрами) и отсталыми, варварскими, докапиталистическими формами общественно - политического строя. Российскому пролетариату пришлось совершить и антифеодальную и антикапиталистическую революцию, ему нужно было разрешить самые разнообразные революционные задачи (от свержения самодержавия до пролетарской революции и социалистического строительства). Для такой сложной исторической обстановки нужно было такое сложное и в то же время искусное орудие, как Б., и это орудие появилось. Однако корни Б. уходят в почву мирового капитализма и мирового рабочего движения. Развитие империализма (см.) сделало неизбежным близкое и решительное столкновение между пролетариатом и буржуазией и выдвинуло задачу захвата власти пролетариатом как очередную задачу. Большевизм таким образом мог появиться в силу условий мирового капиталистического развития, но впервые появился в России в силу особенных условий развития российского капитализма. В странах передового капитализма Б. появился позже, т. к. ему приходилось одолевать инерцию предшествующей эпохи сравнительно мирного развития, когда революционная страсть пролетариата угашалась мелкими уступками и когда значительное влияние имели «социалистические» партии, с величайшим искусством прикрывавшие революционными словами соглашательское дело. Левые течения однако все время существовали. Во время Мартовым большевиков от меньшевиков и к образованию отдельной большевистской партии, которая была названа Российской социал-демократической рабочей партией (большевиков), т. к. понятие Б. сделалось широко распространенным и признанным в среде пролетариата и трудящихся масс. Позже партия включила слово «большевиков» в свои новые названия, данные ей в 1918 и 1925, - «Российская коммунистическая партия (большевиков)» и «Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) ». Новое понятие «большевизация» появилось в практике Коминтерна; под ним понимают процесс усвоения братскими компартиями основных начал большевизма - его мировоззрения, программы и тактики.

Литература:

  • Сталин И. В., Об основах ленинизма [Нижн.-Новгород], 1924, и в сб. «Вопросы ленинизма», М.-Л., 1926;
  • Бухарин Н. И., Ленин как марксист, отд. брош., Л., 1925, и в сб. «Атака», М., 1924.

Как историю большевизма, так и всестороннее его теоретическое обоснование можно найти во всех сочинениях Ленина (к которым лучше всего обращаться), в особенности указываем на следующие сборники его статей и речей:

Национал-большевизм - это радикальное политическое движение, философия которого основана на консенсусе крайне левых и крайне

До сих пор не выработано единого определения и концепции данной политической мысли. Разные идеологи по-своему смотрели на движение и имели собственные идеи. Национал-большевизм был крайне популярен в Германии в межвоенный период и в России после распада Советского Союза.

Зарождение

За всю историю своего существования национал-большевики (нацболы) не смогли создать влиятельного политического движения. Поэтому довольно трудно проследить историю появления данной политической парадигмы.

Считается, что впервые такие взгляды были озвучены в 1919 году. В то время Европу охватил серьёзный политический кризис. Политические идеи, некогда считавшиеся утопическими, реализовались посредством переворотов и революций. В тот период были крайне популярны два новых течения: коммунизм и "неонационализм". Оба лагеря являлись оппозиционными друг другу. Однако некоторые мыслители находили в этих, казалось бы, противоположностях, сходные черты.

Революционное движение

Во многом национал-большевизм обязан своим появлением победе революции в России. Пришедшие к власти коммунисты стояли на позициях интернационализма. Однако некоторые деятели считали, что возможно построение и в дальнейшем коммунизма, основываясь на этнических традициях народов. Такие взгляды были очень популярны в Германии.

Раздираемая гражданскими волнениями страна, которая только что проиграла войну, скатывалась в пучину кризиса. Веймарская республика находилась в тотальной международной изоляции. Пресса и официальные лица европейских держав использовали в отношении немцев такие термины как "самая презираемая нация в Европе" и так далее.

Подобное способствовало росту национализма и сильного понятия единства среди самих немцев. Кроме того, в международной изоляции пребывала и другая страна - Советская Россия. Коммунисты категорически не принимали унижений по национальному признаку и добились значительных успехов в реформах социальной жизни населения. Берлинский профессор Пауль Эльцбахер разрабатывает концепцию союза новой Германии с Советской Россией.

Концепция союза

Прежде всего, у концепции объединения России и Германии, каковой её рассматривал национал-большевизм, была геополитическая подоплёка. Две страны занимали важнейшие места в политической жизни Европы и всего континента. Соединённые Штаты тогда не имели такого влияния на Старый свет, какое появилось у них после Второй мировой войны. Поэтому была высказана мысль, что союз Германии и России будет контролировать весь мир.

Национал-большевики предлагали создать новую политическую платформу на основе большевистской революции, но с сохранением национальных традиций и использованием этнической идентичности как двигателя революции.

Антикапитализм

Идеология национал-большевизма зиждется на радикальном неприятии капитализма. Все теоретики признавали существование классовой войны. В этой сфере парадигма практически полностью копирует взгляды, высказанные коммунистами. В соответствии с теорией считается, что весь мир делится на угнетателей и угнетённых. Но если левые рассматривают капиталистическую систему только как метод экономической эксплуатации, то нацболы рассматривают проблему и с "правой" стороны. Они считают, что капиталистический образ жизни не только исключает равные права на производимые блага, но и приводит к деградации масс.

Безнравственность капитализма активно использовалась нацболами в своей агитации, как впрочем, и коммунистами.

Немецкий взгляд

Фридрих Ленц создаёт организацию "Дер Воркампфер". Национал-большевизм обретает первую политическую партию. Многие исследователи склонны относить братьев Штрассеров к нацболам. Оппоненты Гитлера внутри национал-социалистической партии отвергали патологический расизм своего фюрера и считали, что основные усилия должны идти на борьбу с классовым врагом. Нацболы выступали за полную национализацию всей частной собственности на средства производства. При этом предлагалось ввести жёсткое государственное управление всех секторов экономики. В этом плане национал-большевики были вдохновлены успехами сталинской форсированной индустриализации.

Экономика представлялась как плановая с чётким распределением труда. Ханс Эбелинг написал несколько значимых работ по планированию коллективного хозяйства. Плановый подход был крайне популярен в среде левых западной Европы. Индустриальная эстетика была одним из идентификационных признаков нового национализма и коммунизма.

Национальная идентичность

Основной принцип национал-большевизма предполагал национальные традиции различных народов как двигатель революции. Национальная политика представлялась как достаточно консервативная и традиционалистская. Многие теоретики считали, что только сплочённость народа на основе этнической идентичности поможет построить новое общество. Отношение к религии было разное. Национал-большевики первой и особенно второй волны не были религиозны.

Они считали, что религия лишь проявления национального самосознания, поэтому не выступали против неё так радикально, как это делали коммунисты в России.

В постсоветский период стала очень популярна политическая работа, которую написал Давид Бранденбергер. Национал-большевизм, по его мнению, зародился именно в сталинскую эпоху. Исследователь привёл примеры изменения в советской системе ценностей накануне Второй мировой войны. Советская агитация стала обращаться к национальным русоцентристским мотивам и народным героям прошлого. Делалось это в рамках мобилизации населения перед грядущей войной. Были реабилитированы некоторые деятели царской России: Невский, Кутузов, Распутин и другие. Такие мотивы являются крайне эффективными. Многие политические силы и сейчас их используют.

Национал-большевизм в России

Первые отечественные нацболы появились в среде русской эмиграции. После установления советской власти некоторые диссиденты пересмотрели своё отношение к коммунизму из-за успехов нового режима. Высказывались идеи объединения взглядов и красных большевиков. Некоторые деятели даже писали научные работы и отправляли их в Москву.

Нацболы считали, что замена интернационализма и космополитизма на традиционализм и примордиальный национализм позволят ускорить

Современность

Многие современные нацболы идеализируют сталинскую эпоху СССР, считая её образцом национал-большевистской системы. Во многом это связано с апеллированием советской пропаганды к национальным традициям. После развала Советского Союза в России появилась первая национал-большевистская партия. Её лидером был Наравне с ним во главе стоял философ Дугин и певец НБП запомнились рядом довольно громких акций прямого действия в девяностых годах.

Нацболы захватывали административные здания, срывали заседания правительства, нападали на коррумпированных чиновников.

Движение критиковали как левые, так и правые. Национал-большевизм и троцкизм были всегда в жёсткой оппозиции друг к другу, несмотря на схожесть идей. Также критику

Также нацболы подвергаются критике "справа". Либералы и центристы не принимают резкие антикапиталистические позиции. В девяностых годах национал-большевистское движение приняло поистине широкий размах. Разнообразные объединения были во многих постсоветских странах. В России некоторые нацболы получили большие сроки лишения свободы при довольно странных обстоятельствах. После ареста большинства активистов движение пошло на спад. На данный момент в России и постсоветских странах нет ни одного легального национал-большевистского движения.