Суда типа «Либерти»

В годы Первой мировой войны германскому флоту, а точнее, его подводным силам, удалось нанести торговым флотам стран Антанты огромный ущерб. Дело дошло до того, что власти Британии всерьез опасались настоящего голода и полного коллапса многих отраслей промышленности. Постройка новых судов взамен потерянных требовала неких решений как технического, так и организационного характера, но принятие подобных «оргвыводов» в 1918 г. отменили успехи системы конвоев и связанный с ней перелом в неограниченной подводной войне в пользу союзников. И вопрос о массовой постройке торгового флота временно потерял актуальность.

Спустя 18 лет после Мировой войны – в 1936 г. – правительство Соединенных Штатов Америки всерьез озаботилось состоянием национального торгового флота, считая его необходимым элементом экономики в мирное время, а также важнейшим резервом военно-морских сил в случае войны. И в США была создана Морская комиссия, в задачу которой входили такие вопросы, как реорганизация судостроительной промышленности, планирование постройки торговых судов и разработка новых проектов. В 1937 г. появился план, согласно которому предполагалось вести ускоренное строительство «купцов», но вплоть до начала Второй мировой войны он оставался скорее на бумаге.

Начавшаяся война в очередной раз выдвинула на первый план вопрос торгового тоннажа. Британская империя и ее союзники сразу же стали нести ощутимые потери, а во второй половине 1940 г. они приобрели просто угрожающие размеры. Хотя на верфях началось масштабное строительство судов по типовым проектам, шло оно достаточно медленно. Вновь построенные единицы не успевали возмещать потери. Тяжелое положение, впрочем, складывалось не только в отношении торговых судов. Британии, сражавшейся с Германией и Италией практически в одиночестве, требовалась помощь и во многих других областях. Англичане обратились за помощью к своим заокеанским «невоюющим союзникам», и в марте 1941 г. Конгресс принял закон о ленд-лизе. Согласно нему вооружение, снабжение, военное сырье и прочие товары, необходимые для ведения войны, передавались взаймы, в аренду или продавались с отсрочкой оплаты до окончания боевых действий.

Теперь вопрос тоннажа уже напрямую затрагивал интересы США – грузы-то необходимо было доставить потребителям. Начала действовать президентская программа ускоренного судостроения, одним из главных инициаторов которой действительно являлся Ф.Д. Рузвельт. Цель программы формулировалась следующим образом: надо построить много судов, себестоимость постройки должна быть минимальной, на строительстве требуется задействовать малоквалифицированную рабочую силу. И вскоре появился проект, по которому была построена самая большая серия судов, получившая название «тип «Либерти» (от английского Liberty – свобода).

«Либерти»

За основу конструкторы взяли британское «стандартное» судно типа «Оушн»; серию из 60 подобных транспортов американские верфи уже строили по британскому заказу. Но конструкторы-янки подошли к вопросу творчески. Они старались удешевить и упростить работы буквально любой ценой, пойдя на ряд весьма смелых решений. Для начала полностью отказались от клепки, применив электросварку. Это позволяло экономить на каждом судне более 500 т металла. К тому же автоматическая электросварка высвобождала квалифицированных рабочих. Плюс к этому автоматизировали еще один весьма трудоемкий процесс – при раскрое листов широко использовалась автоматическая газовая резка.

Применив весьма архаичную паровую машину тройного расширения, американцы установили на суда хорошо отработанные в производстве водотрубные котлы «Бабкок-Вилкокс», работавшие на жидком топливе. Удачная компоновка машинного и котельного отделений позволила сконцентрировать все жилые и служебные помещения в надстройке в центральной части корпуса. Это позволяло экономить на трубопроводах и кабелях (правда, в боевых условиях заметно снижало живучесть судна – одно попадание «выкашивало» чуть не весь личный состав). Отказались американцы и от деревянного настила палуб, заменив древесину специальными мастиками.

В окончательном виде «Патрик Генри», первый из представителей типа «либерти» имел следующие технические характеристики: валовая вместимость – 7182 брт, водоизмещение – 14450 т, длина – 134,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,5 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2500 л.с. позволяла развивать крейсерскую скорость 10,5 узлов, при форсировании – 12,5 узлов. Дальность плавания составляла 18000 миль, при общем количество топлива 314 960 галлонов. Судно имело две палубы, семь водонепроницаемых переборок делили его на отсеки, в число которых входили пять грузовых трюмов. Однотрубные суда имели три мачты, на них устанавливались по 12 грузовых стрел. С самого начала предусматривалось артиллерийское вооружение, как правило, включавшее 102 мм орудие на корме, 76 мм орудие на носу, до восьми 20 мм автоматов. Но могли встречаться и другие варианты: вместо «трехдюймовки» устанавливались два 37 мм автомата, вместо 20 миллиметровок появлялись пулеметы, причем как крупнокалиберные, так и винтовочного калибра. На многих транспортах предусматривалась и защита – надстройка прикрывалась бетонными плитами. Экипажи либерти не всегда оказывались одинаковыми (это зависело чаще всего от состава вооружения), а жилые помещения рассчитывались на 45 человек, включая до 15 артиллеристов.

Суда назывались именами известных исторических личностей, деятелей культуры, военных, моряков. В частности, головное судно назвали в честь Патрика Генри, героя Войны за независимость Америки (вот ведь ирония судьбы – от британского владычества!), сказавшего однажды: «Дайте мне свободу или дайте мне смерть!».

При подготовке проекта большое внимание уделили стандартизации узлов и деталей, а для планомерной и бесперебойной работы верфей были разработаны графики поставок. Это, кстати, требовало очень четкого взаимодействия и широкой кооперации самых различных предприятий различных отраслей промышленности.

Итак, закладка «Патрика Генри» состоялась на верфи в Балтиморе 30 апреля 1941 г., а на воду он сошел 27 сентября того же года. Постройка головного транспорта продолжалась на стапеле 150 суток, а достройка на плаву – еще 95, всего – 245 суток. Но уже 20 е судно от закладки до сдачи находилось в работе 120 суток, 50 е – уже 58! Но, как выяснилось, это был далеко не предел – один из транспортов сошел на воду через 10 дней после закладки, а в достройке находился еще пять дней. Но абсолютный рекорд американские кораблестроители установили при создании «Роберта Е. Пири»: его спустили на воду через 4 суток 15 часов и 30 минут после закладки!

Естественно, что спешка, экономия буквально на всем (даже на длине якорных цепей и количестве самих якорей), да еще и применение новых, не до конца отработанных технологий, не прошла бесследно. «Либерти» нередко разламывались во время шторма, а их живучесть при получении боевых повреждений оказывалась совершенно неудовлетворительной. Однако преимущества дешевой массовой постройки в военное время значили слишком много, и, хотя корпуса пришлось подкреплять, а контроль за качеством сварки – усиливать, постройку судов данного типа не остановили. Принятые меры позволили уменьшить угрозу перелома корпуса, но не устранили ее окончательно. По подсчетам, проведенным после войны, из 2750 построенных «либерти» почти 300 имели опасные трещины в корпусе, а еще большее число – дефекты сварки. Но считалось, что транспорт этого типа оправдывает себя буквально за один удачный рейс.

Немало «либерти» американцы передали Британии, Советскому Союзу (около 200 и 40 соответственно), несколько пополнили флоты других стран антигитлеровской коалиции. И многие транспорты оказывались в самом пекле боев, порой погибая, даже не завершив свой первый рейс. Всего на дно от воздействия противника ушло более 200 «либерти». Печальный список открыл «Джон Адамс», потопленный в мае 1942 г. японской подводной лодкой. В декабре следующего года в итальянском порту Бари при налете немецкой авиации погибло шесть «либерти», а самой трагической стала гибель от вражеской авиаторпеды переоборудованного в войсковой транспорт судна «Пол Гамилтон» у побережья Алжира: вместе с ним погибли 504 человека. Доставалось транспортам и от своих – во время вторжения в Европу союзники для создания искусственных волноломов затопили немало кораблей и судов, включая семь «либерти».

Самую же большую известность получил транспорт типа «либерти», заложенный 2 января 1942 г. на верфи Г. Кайзера в городе Ричмонд и вступивший в строй 11 мая под наименованием «Стефен Гопкинс». Это судно под командованием капитана Пола Бака 27 сентября 1942 г. приняло неравный бой с германским рейдером «Штир». Несмотря на подавляющий перевес немцев в огневой мощи – против их шести 150 мм, двух 37 мм и четырех 20 мм орудий (а также и двух торпедных аппаратов) американцы имели одно старое, времен Первой мировой войны, 102 мм орудие, две 37 мм зенитки, четыре крупнокалиберных пулемета и еще два обычного винтовочного калибра. По весу бортового залпа немцы имели более чем 14 кратное превосходство! Да еще и вместе с рейдером шел вспомогательный корабль «Танненфельс».

Когда майским утром на расстоянии менее двух миль от рейдера из тумана появился «Стефен Гопкинс», немцы немедленно сыграли тревогу и выстрелом из 37 мм орудия приказали «купцу» остановиться. Но тот и не подумал выполнять приказ, а начал маневрировать, да еще и передавать в эфир сигналы бедствия. «Штир» открыл огонь из 150 мм орудий, и почти сразу же его артиллеристы добились попаданий в противника. На «американце» оказались разрушены ходовой мостик и радиорубка, появились убитые и раненые. Вскоре снаряд разорвался в машинном отделении, «Стефен Гопкинс» почти потерял ход, а большинство находившихся у машин и котлов людей погибли. Но американские артиллеристы, включая приписанных к орудиям и пулеметам членов экипажа, держались до конца. Они вели точный огонь изо всех стволов – расстояние позволяло. Зато после первых же попаданий растерялись никак не ожидавшие организованного отпора немцы. Огонь рейдера стал беспорядочным, а в результате попаданий на нем вышел из строя руль, оказались повреждены торпедные аппараты, пострадал дизель, в носовой части вспыхнул большой пожар.

Тем временем в бой вступил и «Танненфельс», открывший огонь из своих зенитных орудий и пулеметов. «Либерти» горел от носа до кормы, потери экипажа росли, немецкие снаряды вывели из строя зенитные орудия и уничтожили весь расчет 102 мм пушки. И тут к орудию встал 18 летний кадет Эдвин Джозеф О?Хара, который обучился премудростям артиллерийской науки во время своего первого плавания. Он сумел в одиночку выпустить пять оставшихся снарядов, добившись при этом пяти (!!!) попаданий в «Штир». Но все же капитану Баку пришлось отдать приказ оставить судно. При попытке погрузить в шлюпку раненых погиб О?Хара, капитан и раненый старпом вообще отказались покинуть «Стефена Гопкинса» и погибли вместе с ним. Спастись, в конечном итоге, удалось лишь 15 морякам.

Но рейдеру пережить этот бой не довелось – его повреждения оказались слишком серьезны, а с бушевавшими пожарами никак не удавалось справиться. Поэтому экипаж счел за лучшее перебраться на «Танненфельс», а «Штир» затопили при помощи подрывных зарядов.

В честь моряков и артиллеристов «Стефена Гопкинса» назвали боевые корабли, береговые объекты и три новых «либерти». Еще одно унаследовало имя героического парохода, правда, и к нему военная судьба оказалась неблагосклонна – уже в конце 1943 г. нового «Стефена Гопкинса» отправила на дно японская субмарина.

После войны многие «либерти» сразу же стали на прикол, войдя в состав так называемого Резервного флота. Немало судов распродали. Еще ряд транспортов затопили с грузом отравляющих веществ, многие использовали при опытах по проведению мощных подводных взрывов, некоторые оказались в роли «подопытных кроликов» во время испытаний атомного оружия. Топили «либерти» и при создании искусственных рифов.

Те же суда, которые остались «на работе», служили вплоть до 1980 х гг., причем некоторые из них прошли весьма существенную модернизацию. Чего только с ними ни делали: удлиняли корпуса, заменяли паровые машины на экономичные дизели, устанавливали новые приборы. Но постепенно все они были списаны. Впрочем, не все: до наших дней сохранились как минимум два – превращенные в корабли-музеи «Джеремия О?Брайен» и «Джон В. Браун».

Из книги 1941. Победный парад Гитлера [Правда об Уманском побоище] автора Рунов Валентин Александрович

Приложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года По приговору суда, Кириллов

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

СНОВА СТРАХИ И НЕОПОЗНАННЫЕ СУДА Инциденты в Тонкинском заливе нашли свое повторение 18 сентября того же года, когда очередной патруль по программе ДЕСОТО, состоявший из двух американских эсминцев - «Мортон» («DD-948») и «Ричард С. Эдварде» («DD-950»), - отмстил на экранах

Из книги Восточный фронт. Черкассы. Тернополь. Крым. Витебск. Бобруйск. Броды. Яссы. Кишинев. 1944 автора Бухнер Алекс

СУДНО ВМС США «ЛИБЕРТИ» И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА КЛАССА «КОМАР» Восьмого июня 1967 г. израильскими самолетами и торпедными катерами было атаковано и серьезно повреждено американское разведывательное судно «Либерти» (AGTR-5), ведшее разведку у побережья Египта. Тридцать членов

Из книги Военные мемуары. Спасение, 1944–1946 автора Голль Шарль де

Где же приказ об эвакуации и спасительные суда? И, по-прежнему стойко сдерживая противника, командование армии, штаб корпуса, командиры дивизий, частей, да и каждый солдат продолжали ждать приказа об оставлении Крыма, об эвакуации, об избавлении от этого ада, о спасении.И

Из книги Секретное оружие Гитлера. 1933-1945 автора Портер Дэвид

Постановление от 18 ноября 1944 об учреждении Высшего суда Временное правительство Французской Республики, Постановляет:Статья Первая. - Учреждается Высший суд, компетенция, состав и порядок работы которого определяются ниже.Ст. 2. - За исключением любой другой

Из книги Американский снайпер автора DeFelice Jim

Вертолеты и другие винтокрылые воздушные суда К 1939 году германские конструкторы достигли больших успехов в исследованиях возможностей винтокрылых воздушных судов. Ханна Райч летала на одном из первых вертолетов, «Фокке-Вульф Fw 61», в «Дойчландгалле» во время Берлинской

Из книги Нюрнбергский набат [Репортаж из прошлого, обращение к будущему] автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги РАЗВЕДЧИК КЕНТ автора Полторак Сергей Николаевич

Каторга без суда и вины * * *Мужество и стойкость Красной Армии превратили «молниеносную» войну в затяжную. Уже в 1942 г. в Германии стала ощущаться нехватка кадров в военной промышленности, которая была вынуждена набирать обороты, а также в других отраслях и в частном

Из книги Миф «Ледокола»: Накануне войны автора Городецкий Габриэль

Вердикт Суда народов * * *С 1 по 29 сентября 1946 г. трибунал работал в закрытом режиме, готовя исторический приговор нацизму и его главным носителям. Подготовить вердикт Суда народов было очень непросто, даже имея в запасе месячный срок. Со временем часть тайн совещательной

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

ПРИГОВОР ВОЕННО-ПОЛЕВОГО СУДА Имперский военный суд 2-я судебная коллегия21 экз[емпляр] Секретное дело командования!6 января 1943 г[ода]ПРИГОВОР ВОЕННО-ПОЛЕВОГО СУДА ИМЕНЕМ НЕМЕЦКОГО НАРОДА!2-я судебная коллегия имперского военного суда на заседании 19 декабря 1942 года на

Из книги Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг. автора Гребенщикова Галина Александровна

Лондон: настал день последнего суда 9 июня английская разведка получила новые сведения, на основе которых она сделала вывод, что «концентрация немецких войск против России ведется с огромной скоростью и энергией». Но даже тогда Иден решил опубликовать эту информацию

Из книги автора

II. Портовые суда Кронштадта § 1. «Особый буксирный пароход, приспособленный ходить сквозь лед» О необходимости иметь «особый буксирный винтовой пароход, приспособленный ходить сквозь лед», в Кронштадтском военном порту заговорили в 1861 г. Предполагалось использовать

Из книги автора

III. Ледокольно-транспортные суда Кроме специализированных ледоколов и ледокольных буксиров, в российских водах во второй половине XIX – начале XX вв. появились ледокольные транспортные суда.Во-первых, речь идет о парусных деревянных промысловых и грузовых судах,

Из книги автора

§ 5.4. Ледокольные и ледорезные буксиры и портовые суда Бритневские первенцы «Пайлот», «Бой» и «Буй» исчезли из списков флота на рубеже XIX–XX вв. Портовое судно «Лоцман» (2-й) исключили из списков в 1911 г.; а «Старшину» отправили на металлолом в 1925 г.Почти все остальные

Из книги автора

§ 4. Разные ледовые суда Кроме ледоколов и ледокольных пароходов различные ведомства, действовавшие на Русском Севере (торговые и военные порты, «Мурманстройка», Флотилия Северного Ледовитого океана) пополнили в 1914–1917 гг. свой флот многочисленными вспомогательными

Из книги автора

Подводные лодки типа “Е” и типа “Барс” Подводные лодки типа "Е". Англия, 1913 г. (Наружный вид)После Гельголандского сражения Флот Открытого Моря больше не возобновлял попыток проведения крупных операций в Северном море, зная о присутствии там британского Гранд-Флита.

Черноморскому пароходству в 1934-ом году в Германии приобрели почти однотипный с «Анхальтом» («Харьков») сухогрузный пароход «Пфальц» дедвейтом 11800 тонн, 1913-го года постройки. У нас он получил название «Тбилиси». В годы войны под командованием капитана Д.И.Сороки судно работало на северных фронтовых коммуникациях. В сентябре 1942-го, на переходе из Исландии в Архангельск, с военными грузами, в составе конвоя РQ-18, во время боя с вражескими бомбардировщиками капитан Д.И.Сорока был тяжело ранен. Его пришлось переправить на военный тральщик для неотложной хирургической операции.
6 сентября 1943-го года п/х «Тбилиси», следовавший из Дудинки в Архангельск с грузом угля под командованием капитана-черноморца В.К.Субботина в Енисейском заливе Карского моря при выходе из устья Енисея подорвался на донных минах, выставленных немецкой подлодкой У-6З6 и затонул. Погибло 2 человека.

Имя столицы Грузии через несколько месяцев получило новое судно типа «Либерти», полученное по ленд-лизу из США. На пароход "Тбилиси" перешел экипаж потопленного судна во главе с капитаном В.К. Субботиным.
Пароходы типа «Либерти» были неплохими судами, дедвейтом 10800 тонн со скоростью в грузу порядка 11 узлов. Всего же в годы войны в США их было построено 2710 единиц. Это были сравнительно недорогие суда, как говориться, «на один рейс», строились по упрощенному проекту и вполне соответствовали требованиям военного времени. При строительстве этих судов впервые применялся метод цельносварных корпусов и отказ от заклепок. Строительство предусматривало поточный монтаж при секционном способе сборки на стапеле, что значительно ускоряло постройку. Абсолютный рекорд был поставлен на верфи в Ричмонде: судно «Роберт Е.Пири» сошло со стапеля через 4 суток 15 часов 30 минут после закладки.

По Ленд-лизу около 40 судов типа «Либерти» были переданы Советскому Союзу, долгое время еще после войны суда этой серии честно трудились в различных пароходствах в т.ч. и в ЧМП. Это были «Сухона», «Жан Жорес», «Кутузов», «Киров», «Ала-Тау» и другие.
А в Музее морского флота Украины есть макет судна «Либерти», который был подарен народу СССР в 1973-ем и передан в музей Морской Администрацией Министерства торговли США, как символ вклада этих судов в совместные усилия во время войны и надеждами на укрепление торговых связей между странами в мирное время.

Суда типа «Либерти», при всех своих положительных качествах обладали недостаточной поперечной прочностью. Было довольно много случаев переломов в плавании. Так, например, 13 декабря 1943-го года в Беринговом море на пароходе «Валерий Чкалов», которым командовал известный капитан А.Ш. Шанцберг, образовалась трещина, лопнула палуба, обшивка правого борта до ватерлинии. После нескольких часов буксировки судно по трещине переломилось. Обе половины сохранили плавучесть и были благополучно отбуксированы в американский порт. Экипаж пережил несколько ужасных суток, но, к счастью, никто не пострадал.
Американцы извинились... и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же именем «Валерий Чкалов».
В этом же году разрывы палуб и корпуса получили «Войков», «Сучан», «Аскольд», «Херсон», «Витебск», «Жан Жорес»и другие «Либерти».

Соответствующие изменения по подкреплению корпуса судна внесли в проектную документацию, что уменьшило риск аварий, но пока переломы продолжались.
Трагическое известие пришло с Севера 30 декабря 1944-го. В рейсе с военным грузом из Мурманска в освобожденный порт Печенгу, пароход «Тбилиси» типа «Либерти» был торпедирован немецкой подлодкой «У-956». Погибли капитан В.К.Субботин, 8 моряков и 43 пассажира. Носовая часть судна затонула, а кормовая с машинным отделением и надстройкой осталась на плаву и была отбуксирована в Мурманск, где был выгружен военный груз. Долгое время спасенная половина стояла в порту.

Моряки предлагали изменить надпись на судовой печати с п/х «Тбилиси» на пп/х»Тбилиси» - ведь действительно судно было «полупароходом». Вот к этой-то, оставшейся на плаву кормовой части парохода «Тбилиси», вспомнив историю с «Харьковом», мурманские судоремонтники электросваркой «пришили» сохранившуюся носовую оконечность не то с торпедированного, не то переломившегося другого судна того же типа. Капитаном его стал А.Качарава, ставший потом начальником Грузинского пароходства, бывший капитан легендарного ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Долго еще в послевоенное время «Тбилиси» плавал в составе судов Азовского пароходства.

Олег Булович,
зам. председателя ветеранской организации
флота ГК «ЧМП»
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 46 от 25.11.15

Posts from This Journal by “ЧМП” Tag

  • АНАТОЛИЙ НОСКОВ – РАДИСТ И БЛОГЕР В «ОДНОМ ФЛАКОНЕ»

    Говорят, если у человека, прожившего много лет, есть хотя бы одна интересная история, которую он может поведать, он прожил жизнь не напрасно. У…

  • ФГИ готовит ЧМП и УДП к приватизации

    Фото: odessit.ua Фонд государственного имущества (ФГИ) утвердил перечень объектов, по которым в 2018 году должна начаться подготовка к…

  • Памяти Юрия Зосимовича Вахрамеева

    9 октября 2017 года после тяжелой болезни ушел из жизни ветеран морского транспорта, Почетный работник ММФ, Лауреат Государственной премии…

  • МЫ ВАС ПОМНИМ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

    20 августа капитан Владимир Сергеевич Ланг отправился в свой последний путь, из которого он уже не сможет возвратиться, как некогда возвращался…

  • Феликс Дашков, капитан-легенда

    Капитан Ф.М. Дашков представляет В. Высоцкого экипажу теплохода Беларусь - Я только что его поздравил по телефону и расскажу вам кое-что с…

  • Министерство инфраструктуры Украины планирует вернуть заграничный актив Черноморского морского пароходства (ЧМП) в Мадриде. До 2004-го у…

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Альтернативный проекты линкоров, крейсеров, авианосцев появляются у нас на сайте чуть ли не каждый день. А вот проекты транспортных или полувоенных кораблей я, лично, не припомню. Вот из соображений большего разнообразия я и решил выложить данный проект к нам на сайт. Хотя в плане АИ, данный проект имеет очень мало смысла и возможен в уж очень альтернативном СССР, мало похожем на тот который мы помним и который, обычно имеем ввиду. Но вернёмся к проекту:

Знаменитый бой парохода «Сибиряков» с немецким карманным линкором «Адмирал Хиппер» и его трагическая гибель. Натолкнула советское руководство на идею создания специальных, дешёвых и массовых кораблей для участия в арктических конвоях.

Основным условием кроме вышеперечисленных было наличие серьёзного вооружения на корабле, которое бы ему давало возможность, если не отбиться от немецких рейдеров, то нанести им неприемлемый урон. Это, по мнению морского руководства, должно было охладить пыл немецких охотников.

Кроме этого корабли должны были обладать и хорошим зенитным вооружением, которое бы давало возможность самостоятельно защитить себя от налётов вражеской авиации.

Первым кораблём серии стал транспорт «Сибиряков», названный в честь, знаменитого погибшего предка.

Корабли получили действительно хорошее вооружение, как для транспорта. По оконечностям надстройки в центре корпуса располагались две башни с четырьмя 130 мм универсальными пушками. Кроме того по оконечностям корпуса располагалось по две зенитных 85 мм пушки, которые также могли быть использованы и для стрельбы по надводным целям. Это, если можно так выразиться, универсальное вооружения судна, но оно ещё имело довольно мощное чисто зенитное вооружение, которое состояло из двадцати 20 мм орудий (я так понимаю Эрликонов. Видимо, ленд-лизовских) и 8-и 12,7 мм пулемётов (в оригинале автор указал некие 15 мм пушки, или пулемёты).

Корабли серии «Сибиряков» начали строится с 1943 года и всего было построено ни много не мало, аж 27 единиц.

12 забрало тихоокеанское пароходство, 12 - мурманское пароходство. Это для обеспечения экстренных поставок по ленд-лизу.

2 затребовало командование Северного флота с целью переоборудования в артиллерийские корабли эскорта - для сопровождения внутренних конвоев в летний период навигации. Корабли строились в расчёте, что каждый сможет сорвать нападение вспомогательного крейсера. Командование Северного Флота небезосновательно считало, что крупные надводные суда Кригсмарине если и будут использованы, то против гораздо более ценных конвоев союзников, транспортирующих готовую военную продукцию. Советские внутренние конвои готовую продукцию как правило, не везут, да и имеют большую вероятность избежать встречи или уклониться от боевого корабля просто в силу географических причин. Экономически тратить дефецитное для Рейха топливо ради советских каботажников необосновано, да и разведка выход германского крупного боевого корабля обещала (на этот раз) не проспать. В тоже время немцы могли незаметно вывести в море против советского судоходства замаскированный под одиночный торговый корабль союзников рейдер.

Представители торгового флота возмутились, заявив, что достаточно одного такого корабля, так как новая авиабаза разведывательных самолётов с ангарами на острове Колгуев, аэродромы подскока до самого Диксона, и минно-торпедный авиаполк с приоритетной задачей "ловить следующего гада" , теоретически, должны были исключить незаметное проникновение корабля противника в пустынное Карское море, и уж тем более из него выйти. Но моряки резонно заявили, что конвои следуют в двух направлениях и сказали, что распоряжения лётчикам летать в непогоду торговые моряки будут давать сами. Окончательным аргументом стало то, что Северный Флот не имел на кораблях орудий свыше 130 мм, а в будущем более чем очевидны операции против берега. Вооружение каждого корабля составило 6 180 мм установок Б-1-П в 6 башнях: по две линейно-возвышенные оконечностях и по одной с каждого борта - с таким расчётом, чтобы на ретирадных и догонных курсах иметь возможность гаранитрованно вести стрельбу 4 орудиями из 6. Зенитное вооружение - 4 100 мм универсальные установки Б-34, 8 зенитных орудий 70-К, и 4 25 мм пушки 72-к.

Ну и 1 корабль попросило руководство ГлавСевМорПути - для обеспечения работоспособности онного. Корабль имел на палубе спускаемые грузовые мотоботы в количестве 12 штук и 3 связных гидросамолёта, трюмы корабля были забиты топливом (керосин и бензин в бочках, уголь в мешках-корзинах) строительным материалом, продовольствием, запчастями, зимней одеждой, медикментами и водой. Корабль имел дополнительные каюты, разнопрофильную ремонтную мастерскую, позволяющей осуществить скорый ремонт электрогенераторов, котельных установок, радиостанций, амбулаторию с несколькими врачами (в наличии был ренгеновский аппарат, операционная и зубной кабинет), стилизованную в русском стиле баню и даже подобие ресторана, где страдающие от одиночества и тяжёлых условий служащие могли расслабиться и душой и телом. Мотоботы снабжали метерологические, радиотрансляционные станции, дозорные посты всем необходимым, гидросамолёты осуществляли курьерскую и связную службу, так как по понятным причинам, корабль стремился не выходить в эфир. Корабль фактически использывался как плавбаза и все переходы делались с "попутными" конвоями под охраной эскорта.

Всего за время войны из 27 кораблей было потеряно 4 корабля и один серьёзно повреждён. На Севере было потеряно 3 корабля - один потоплен при переходе конвоя JW-55A в декабре 1943 в Баренцевом море подлодкой U-354, другой - торпедоносцами Ju-188 из III/KG-26 в ноябре 1944 в Норвежском, причём отставший из-за поломки от конвоя RA-61A корабль радаром самолёта-разведчика обнаружен был. Самолёт-разведчик, определив параметры цели, повесил цепочку осветительных бомб вдоль курса с северной стороны корабля, торпедоносцы как на учениях зашли из тьмы на освещённую цель с юга. Погибли все. На мине в устье Белого моря в феврале 1945 погиб третий. Последний погиб из-за навигационной ошибки на Дальнем Востоке у Сахалина весной 1945 года. Плохая погода не позволила совершить обсервацию, а радиооборудование вышло из-за шторма из строя.

Повреждён был из серии только один корабль, зато как! Ранней весной 1944 года было принято решение переоборудовать один корабль в танкер и перебросить попутными союзными конвоями из Баренцева моря на Чёрное - с целью доставки в будущих операциях на южном ТВД советско-германского фронта топлива из кавказских портов поближе к фронту, минуя о перегруженный Ростовско-Батайский железнодорожный узел. Вокруг Азовского моря географически неудобно, неэкономно, медленно, заметно и опасно. Да ещё оппоненты из ГрАр "Юг" разрушают за собой всё. А тут 10000 тонн топлива одним рейсом. И корабль выглядит как транспорт. Судно в марте было переоборудовано в танкер, и отправилось в путь с конвоем 28 апреля. Англичане были очень удивлены, что судно отправилось в такой рейс пустым, но советские союзники объяснили, что судно не готово ходить с грузом и достраиваться будет на Чёрном море. А ведь не соврали: трюмы уже превратили в цистерны только пока без крышек сверху. А 28 мая одиночно следовавший в Средиземнном море корабль южнее острова Крит попал под звёздный налёт германской авиации. Управляемая бомба Fritz-X с He-177 пробила ставший цистерной трюм насквозь и не взорвалась. Однако трюм оказался частично заполнен водой. Бомбардировщикми Ju-88 сбросили бомбы с довольно большой высоты, однако корабль был поражён 250 кг бомбой, которая оторвала кормовой кран. Торпедоносцы He-111 удалось отбить заградительным огнём из 130 мм пушек, хотя проходящая за кормой торпеда сдетонировала (вероятно сработал магнитный взрыватель) , и корабль остался без хода. Корабль отправился в Александрию на ремонт. На буксире. До конца войны

Все уцелевшие 20 торговых кораблей были разоружены и работали после войны дальше, оба артиллерийских корабля превратились в мишени при испытаниях ракетного оружия, "полярник" дослужил свой век блокшивом на Диксоне, а танкер сразу после войны в Александрии продан на слом.

В Музее морского флота Украины есть модель судна типа «Либерти», которая была передана в качестве дара музею в 1973 г. делегацией Морской администрации Министерства торговли США. «Либерти» - самая знаменитая серия судов XX века, не имеющая себе равных в мировом судостроении. Суда этого типа сыграли важную роль в снабжении союзных войск в период второй мировой войны.


Модель транспорта "Либерти".

Семьдесят лет назад 27 сентября 1941 года со стапеля американской верфи Бетлехем-Фэрфиелд в Балтиморе был спущен на воду пароход «Патрик Генри», возглавивший огромную серию судов типа «Либерти». Планы постройки таких судов родились еще в предвоенные годы, ибо США были обеспокоены состоянием своего флота и судостроения. Существовала необходимость оживления внешней торговли, а для этого был необходим крупный морской транспортный флот.
Созданная в 1936 году Морская комиссия США и занялась разработкой проектов торговых судов, планов их строительства, реорганизацией судостроительной промышленности. Но только развязанная фашистской Германией в сентябре 1939 года война в Европе дала подлинный толчок программе судостроения.
Как известно, участница этой войны Англия расположена на островах. Чтобы жить и воевать, она должна была ежегодно доставлять морем до 40 миллионов тонн различных грузов. Гитлер приказал своему флоту наносить удары по самым уязвимым местам Британской империи - по ее морским коммуникациям. Один за другим английские транспорты шли ко дну. К концу 1940 года потери английского торгового флота достигли 4,5 млн т, или 20 % его тоннажа. Положение становилось угрожающим.
11 марта 1941 года конгресс в то время нейтральных Соединенных Штатов одобрил законопроект о ленд-лизе - передаче союзникам взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и различных товаров. Поставки по ленд- лизу способствовали поддержанию высокого уровня занятости рабочих в США, были выгодны монополиям, обогащающимся за счет правительственных заказов.
Проблемы создания крупного торгового флота, поддержания морских коммуникаций приобрели особую остроту. Начала действовать новая ускоренная программа судостроения, объявленная президентом Ф. Рузвельтом, целью которой было строить много судов со сравнительно низкой стоимостью.
Впервые в мировой практике перешли к цельносварным корпусам, отказавшись от заклепочных соединений, что резко снижало трудоемкость сборочных работ. Кроме того, отказ от заклепок позволял экономить на каждом корпусе 600 тонн стали. Сварка корпусов производилась как вручную, так и с применением автоматической электросварки, которая позволяла заменять высококвалифицированный ручной труд, ускоряла процесс сборки.
Программа предусматривала поточный монтаж при секционном методе сборки. Сами секции готовились в сборочных цехах и на предстапельных площадках, на сборку подавались в полностью готовом виде. Вес секций достигал от 30 до 200 тонн. Эти секции доставлялись на стапель или мощными кранами, или на тяжелых прицепных платформах и трейлерах, буксируемых тягачами.
Огнетрубные паровые котлы на угольном отоплении были заменены водотрубными котлами «Бабкок-Вилкокса», работающими на жидком топливе. Отсутствие необходимости в трюме для бункерного угля позволяло соединить все жилые помещения в единую центральную надстройку, что давало экономию на монтаже труб отопления водопровода, канализации, на проводке кабелей.
30 апреля 1941 года был заложен киль головного судна типа «Либерти» на стапеле в Балтиморе, 19 мая - двух других судов на стапелях в Портленде. Первое судно получило название «Патрик Генри» - по имени героя революционной освободительной войны 1775-1783 гг.
7 декабря 1941 года Япония напала на США, разбомбив военно-морскую базу в Перл-Харборе на Гавайских островах, а 11 декабря 1941 года Германия и Италия объявили войну США.
8 декабря 1941 года США объявили войну Японии. Американский флот понес большие потери уже в первые часы войны. После чего началось форсирование судостроительной программы.
Строительство первого судна «Либерти» продолжалось 245 суток. Благодаря принятым мерам по модернизации, расширению судостроительного производства и усовершенствованию технологии удалось значительно сократить сроки постройки. Двадцатое судно потребовало 120 суток, пятидесятое - 58 суток. Новая верфь Бетлехем-Фэрфиелд в течение первого года в среднем спускала до 5 судов «Либерти» в месяц. В августе 1942 года на воду было спущено 20 судов. К этому времени Портлендская верфь обеспечивала спуск на воду ежемесячно 6 судов. В сентябре она тоже установила своеобразный рекорд: судно «Табите Браун» было спущено через 10 суток после закладки и полностью закончено еще через 5 суток. Абсолютный рекорд был поставлен на верфи в Ричмонде. Судно «Роберт К. Пири» сошло со стапеля через 4 суток 15 часов 30 минут после закладки.
Что же представляли собой эти суда? Пароходы типа «Либерти» - суда с поперечной системой набора, скошенным штевнем, крейсерской кормой. Семь водонепроницаемых переборок разделяют корпус на пять трюмов, машинно-котельное отделение, фор- и ахтерпик. По всей длине корпуса проходит твиндек. Длина судна - 134,6 м, ширина - 17,4 м, осадка - 8,5 м, дедвейт - 10860 т, водоизмещение - 14360 т, валовая вместимость - 7236 рєг. т. Главная паровая машина тройного расширения мощностью всего лишь 2500 л.с., благодаря удачным обводам корпуса, выбору гребного винта, позволяла развивать в грузу скорость 11 узлов.
Жилые помещения находились в средней надстройке и были рассчитаны на 45 человек экипажа, в том числе на 15 артиллеристов. Комсостав располагался в одноместных каютах, рядовые члены экипажа и военная команда в четырех- и шестиместных каютах. Уютные и удобные помещения приятно дополнялись отличным снабжением.
Стоимость судов на разных заводах была разной, колебалась она и во времени. Так, средняя стоимость первых судов на Калифорнийской верфи была 1178 тыс. долларов, а уже к 124 судну снизилась до 700 тыс. долларов.
Постройка судов «Либерти» набирала темпы и захватывала новые верфи. И вдруг на этом фоне в марте 1943 года пришло первое тревожное сообщение: в Северной Атлантике во время шторма разломился на две части и затонул «Томас Хукер». Через пять дней у Исландии такая же участь постигла «Дж. Л.М. Карри». В ноябре- декабре 1943 года два «Либерти» переломились в Тихом океане.
Не избежал такой беды и «Либерти», находившийся в составе советского флота - пароход «Валерий Чкалов». К аварийному судну подошел советский танкер и взял его на буксир. К вечеру шторм усилился, и надломленный корпус не выдержал - переломился на две части. Носовая часть осталась у танкера, кормовая оказалась в свободном дрейфе. Обе половины судна сохранили плавучесть и были отбуксированы в американский порт. Можно себе только представить, что пережил экипаж в эти несколько ужасных суток. К счастью, никто не пострадал. Американцы извинились... и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же наименованием «Валерий Чкалов».
Забегая вперед, нужно заметить, что не повезло и этому пароходу. Во время шторма в Охотском море 5 марта 1951 года его корпус тоже переломился. Подобное случилось с судами «Брянск», «Херсон». Тяжелые разрывы палуб и корпуса получили и другие наши «Либерти».
Переломы корпуса стали типичной тяжелой аварией судов типа «Либерти». Как правило, происходили такие аварии во время балластных переходов, на волнении, в холодное время года. Анализ аварийных случаев и проведенные исследования позволили сделать вывод о конструктивных недостатках проекта. В него были внесены коррективы. На верфях начали подкреплять палубы и корпус планками и угольниками на заклепках, ставить под углы комингсов люков накладные скругленные листы. Эти меры уменьшили риск аварии, но переломы судов типа «Либерти» продолжали иметь место.
Считалось, что один благополучный рейс через Атлантику вполне окупал расходы на постройку такого судна.
По ленд-лизу США передали 200 судов «Либерти» Великобритании и около 40 - Советскому Союзу, в основном Дальневосточному пароходству. Первое судно «Красногвардеец» типа «Либерти» для ДВП в январе 1943 года в Ричмонде принимал капитан А.П. Яскевич. Второе судно - «Жан Жорес» - приняла А.И. Щетинина 7 февраля в порту Лонг Бич.
Передача судов проходила в быстром темпе и не без курьезов. В своей книге «На морях и за морями...» Анна Ивановна Щетинина описывает приемку «Жана Жореса».
Она прибыла на судно лишь с четырьмя механиками и двумя машинистами, остальные члены экипажа еще не приехали. Громадное по тем временам судно стояло у причала. В машинно-котельном отделении вахту несла сдаточная команда завода, у трапа - полисмен. Едва успела Щетинина обойти судно, как к ней подошел полисмен и вручил два объемных кулька:
- Хелло, кептен! Вот вам ключи. Маленькие - от ящиков, большие - от дверей. До свидания, желаю удачи!
Сочтя на этом свою миссию выполненной, он ушел. С ним сошла на причал заводская машинная команда. Сдача судна была окончена.
Всего за время второй мировой войны было построено 2710 пароходов типа «Либерти». Последнее судно «Альберт М. Бое» сдали 30 октября 1945 года, а общий тоннаж серии составил 19,47 млн брт.
Прямо от причалов верфей суда вставали под погрузку и снимались в рейс через Атлантический или Тихий океаны. На пути их подстерегали военные опасности. Первой жертвой в мае 1942 года стал «Джон Адамс» - у берегов Новой Каледонии он получил в трюм торпеду, выпущенную японской подлодкой, и затонул. Не избежал подобной участи и пароход «Тбилиси» 30 декабря 1944 года в рейсе с военным грузом из Мурманска в освобожденный порт Печенгу. Он был торпедирован немецкой подлодкой. Погибли капитан В.К. Субботин, 8 моряков и 43 пассажира.
Германские и японские подлодки нанесли большой урон флоту союзников по антигитлеровской коалиции. Много «Либерти» с вооружением, боезапасом и стратегическими грузами нашли свою гибель от торпед в различных районах океанов и морей. Наиболее интенсивными были перевозки через Северную Атлантику в порты Англии, в порты Советского Заполярья. Здесь союзные конвои обычно подвергались комбинированным налетам подлодок, бомбардировщиков, торпедоносцев и надводных кораблей противника. Моряки самоотверженно оборонялись - отстреливались, маневрировали. Выполняя закон конвоя, подбитые суда не спасали, а немедленно оставляли их, экипажи переходили на спасательное судно или боевые корабли.
Печально известный конвой PQ-I7 по приказу британского адмиралтейства был брошен военным эскортом и испытал на себе массированный удар фашистского флота и авиации. Из 35 судов конвоя погибли 23, в том числе 4 «Либерти», унося в морскую пучину 3500 автомашин, тягачей, 430 танков, 200 бомбардировщиков и 100 тыс. т. стратегических грузов.
Много судов погибло в конвоях не от вражеских действий, а от столкновений при маневрировании во время перестроений и следования противолодочным зигзагом, столкновения со льдинами. Часть судов с военными грузами разбилась на скалах и мелях.
Особенно трагичны были два дня. 2 декабря 1943 года при массированном налете немецкой авиации на Бари в порту от авиабомб погибли 6 «Либерти», а 29 июня 1944 года германская подлодка U-984 потопила в Английском канале 4 таких судна.
Много пароходов погибло, подорвавшись на минах, а несколько были взорваны самолетами японских самураев- смертников.
Несколько «Либерти» переоборудовали под войсковые транспорты. Из них самой тяжелой оказалась гибель парохода «Пауль Гамильтон», который у берегов Алжира был подорван вражеским торпедоносцем и унес с собой на дно сразу 504 жизни.
Всего за время второй мировой войны от вражеских действий погибло более 250 этих судов, из них около 50 - в своем первом рейсе.
К концу войны Соединенные Штаты имели огромный торговый флот - дедвейтом около 40 млн т. Три четверти его составляли суда «Либерти». Флот являлся государственной собственностью США. После войны нужда в государственных перевозках пошла на убыль. Некоторая часть флота «Либерти» была передана в частные руки. Многие суда были законсервированы и поставлены на прикол. Часть флота «Либерти» была распродана.
После войны в составе флота Черноморского пароходства успешно трудились суда типа «Либерти» «Жан Жорес», «Кутузов», «Сухона», а в начале 60-х годов прошлого века были приобретены по очень низкой цене еще 12 таких судов, которые эксплуатировались до начала 70-х годов. На одном из этих судов пароходе «Карпаты» в 1968 году в составе машинной команды работал автор этой статьи.
Проходили годы. Мировой торговый флот рос и совершенствовался. Суда «Либерти» не выдерживали конкуренции с новейшими судами послевоенной постройки. Но некоторые из них прожили большую жизнь. Так, еще в 1992 году во Владивостоке можно было видеть пароход «Александр Невский». Он использовался в качестве тренировочного центра. До сих пор в годном состоянии находится «0"Брайен», 1943 года постройки, участник высадки в Нормандии и битвы за Тихий океан. В 1945 году «0"Брайен» включили в состав резервного флота США. Через 33 года судно было выведено из консервации и превращено в музей. В 1994 году пароход пересек Атлантику - он принимал участие в праздновании 50-летнего юбилея высадки союзников во Франции. Другое действующее судно - «Джон В. Браун» - спустили на воду в 1942 году. Пароход перевозил войска на Средиземное море, в 1946 году его передали морской школе в Нью-Йорке. В 1982 году «Джон В. Браун» стал музеем в Балтиморе. Во время празднования своего 60-летия пароход в 2002 году с 18 мая по 13 июня совершил круговой рейс по маршруту Балтимор - Джексонсвилл протяженностью 1550 миль. Команда была набрана из ветеранов, ранее работавших на судах типа «Либерти». Средний возраст члена экипажа составил 72 года.


SS John W. Brown - одно из двух сохранившихся судов типа «Либерти»

Сегодня мало кто вспоминает о пароходах «Либерти», хотя юность многих ветеранов флота прошла на них, здесь они проходили свою первую морскую школу.
С точки зрения уровня современной техники, «Либерти» выглядят более чем скромно. Однако они вписали незабываемые страницы в историю торгового флота.

Олег БУЛОВИЧ, почетный работник Минморфлота СССР
Взято из "Порты Украины", № 10 (112) 2011

"Либерти" — корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно "Simmons Victory", одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. "Simmons Victory" было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС США. В феврале 1963 года "Simmons Victory" было приобретено ВМС США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в "Либерти" и получило бортовой номер AG-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5. В феврале 1965 года "Либерти" совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США. В июне 1965 года "Либерти" отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС США в Атлантике. В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье. День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской "шестидневной войны". Но на палубе "Либерти", медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.

Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Израиля, с утра 13 раз облетевшие "Либерти" на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно - американское. Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в "случае чего" на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев. Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над "Либерти" израильских самолетов внезапно спикировал на судно. Выпущенные "Миражем" неуправляемые авиационные ракеты - НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго "Миража". Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены. Развернувшись "Миражи" открыли по "Либерти" огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики "Супер-Мистер" сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым. Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал "SOS". Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином авианосные самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее. Тем временем ситуация для "Либерти" приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера - те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС: из пяти торпед четыре прошли мимо. Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил "Либерти" из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10°.

Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт. По свидетельству членов экипажа, катера подходили к "Либерти" на дистанцию до 15 метров и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название - USS LIBERTY, a также характерный для ВМС США крупный бортовой номер на носу - GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам. Хотя на "Либерти" имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении. Атака на "Либерти" продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к "Либерти" вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: "Нуждаетесь ли вы в помощи?". В ответ с "Либерти" просигналили: "Убирайтесь к черту!" Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзники намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно. Утром 9 июня к "Либерти" наконец подошел эсминец ВМС США "Дэвис". Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки "Либерти", переправленные на корабли 6-го флота. Так началась операция сокрытия правды об инциденте. "Либерти" была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом. Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи. Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 году был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой "Медалью почета" Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с "Либерти". Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 году была создана "Ассоциацию ветеранов "Либерти", провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов. Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов "Либерти" постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения. За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о "Либерти", в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов "Либерти" и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.

В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки "Либерти" якобы не несла американского флага и двигалась с "характерной для боевых кораблей" скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали "Либерти" - довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом "Аль-Кусейр" водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей. Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку? В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на "Либерти". Наиболее распространенная -это так называемая "голанская версия". Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту "Либерти" позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон. Малоизвестный до сих пор факт: "Либерти", формально входившая в состав ВМС США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США - сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить "Либерти", израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке. В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат в Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 году. Вот он якобы и отдал приказ "убрать" нежелательного свидетеля израильских военных преступлений. Однако помимо причин нападения израильских военных на "Либерти", в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги "Нападение на "Либерти", в опубликованной недавно в газете "Нейви тайме" статье назвал это "актом предательства на море". Некоторые ветераны "Либерти", которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца Америка, рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS с "Либерти", он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон. После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца "Саратога", ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на "Либерти", Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: "Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение". Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии "Либерти", обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.