В российской системе школа часто привязана к месту прописки и ты не можешь выбрать из двух стоящих рядом школ лучшую - только ту, к которой «прикреплен» твой дом. Да, можно поступить в гимназию, если готовиться, если платить, если договариваться. Однако возможностей для выбора совсем немного.

В Германии первая проблема, которая тебя настигает, это выбор. Оказывается, ты имеешь право выбирать школу для своего ребенка. И тут же перед родителями встает вопрос: как ее выбирать? Лучше школа возле дома или в престижном районе? Государственная или частная? Немецкая, русская, русско-немецкая или интернациональная? А может быть, вашему ребенку подходит вальдорфская школа или одна из свободных школ, в которых минимум дисциплины и максимум творчества?

Конечно, выбор делать предстоит вам, но полезно знать, какие школы есть и чем они хороши.

Расположение школы, конечно, имеет значение. Считается, что младшим школьникам крайне нежелательно тратить на дорогу более получаса. Школа возле дома в этом случае - самый удобный вариант.

Когда наша семья переехала в Берлин, я отправилась в ратушу за направлением в детский сад для дочери, которой на тот момент было 5 лет и 10 месяцев. Там мне сказали: «Какой садик? Ваша дочь уже обязана посещать школу! Разве вам не пришло письмо?»

И действительно, на следующий день в ящике мы обнаружили приглашение от школы по соседству. Как только мы зарегистрировались по месту жительства как приезжие, бюрократическое колесико закрутилось. Дети в Германии с конца XIX века обязаны посещать школу (домашнее образование здесь не разрешается) - так что добро пожаловать в класс!

С этим направлением я по совету чиновницы отправилась к человеку, который консультирует по вопросам школьного образования. Этот шаг можно и пропустить - мне же хотелось понять, в какую школу лучше отдать ребенка вот так внезапно: в русскую при посольстве, в русско-немецкую или в обычную немецкую.

Мне попался вдумчивый дяденька, который выслушал мой заплетающийся немецкий язык, уточнил, умеет ли ребенок писать и читать на родном языке, и посоветовал идти в русско-немецкую школу:

«В школах Нойкельна учатся дети, которые не умеют читать и писать, они выросли у телевизора, первый класс уходит на изучение алфавита и интеграцию их в общество: рассказать, что весна сменяется летом, а осенью деревья теряют листву. Идите в школу посильнее».

Так моя дочь в середине октября очутилась в Европейской школе у Бранденбургских ворот.

Сама идея Европейских школ заслуживает отдельного описания. Это исключительно берлинский проект двуязычных школ - немецко-французских, немецко-польских, немецко-турецких, греческих, итальянских, испанских и так далее. Их чуть больше десятка и они дают классическое немецкое начальное образование плюс второй родной язык в объеме страны происхождения. То есть не как иностранный, а именно как второй родной. Как правило, при поступлении в такую школу проводится тест, на котором определяется основной язык ребенка и второй.

Дальше на занятиях по языку дети делятся на две группы: пока у одних идет немецкий как первый, у других идет русский как второй, затем наоборот. Ко второму языку требования пониже, например, даются более короткие и легкие тексты для чтения, но к шестому классу ребенок обязан читать неадаптированные книжки на обоих языках и на обоих же писать небольшие сочинения.

Из-за того, что программа такая насыщенная, дети учатся весь день, с 8 утра до 16 часов. Такой режим называется Ganztagsschule - школа полного дня. Это удобно для работающих родителей, но если ваш ребенок занимается музыкой, спортом или танцами, то вечерами вам с ним может быть непросто найти силы.

В большинстве школ к младшеклассникам помимо учителя прикреплен воспитатель, который сопровождает детей в столовую или на прогулку, присматривает за ними на переменах, помогает учителю во время совместных выездов на концерт или на пикник. В нашем классе это всегда были мужчины, что мне очень нравилось. Вы же помните, каким жестко женским был школьный коллектив в школах нашего детства? А тут молодые парни, с которыми дети могут погонять мячик на переменах или к которым могут прийти с просьбой рассудить их смешные детские споры.

Русская школа при посольстве представляет собой привычную российскую школу, отдавать в которую ребенка имеет смысл, если вы приехали в Берлин на год или два и точно затем вернетесь в Россию, где ваш ребенок будет школу заканчивать, - в этом случае лучше не прерывать образовательный процесс.

Кроме двух начальных европейских и одной русско-немецкой школы второй ступени (Sekundarschule - это не гимназия, но в ней можно сдавать выпускные экзамены, дающие право поступать в университет, - аналог российского ЕГЭ) в Берлине есть частная русско-немецкая школа имени Ломоносова с филиалами в Тиргартене (запад Берлина) и Марцане (восточная его часть). В них уроки тоже проходят на обоих языках, небольшое количество детей в классе дает возможность учителю внимательно относиться к каждому ребенку, но обучение платное. Сумма в месяц напрямую зависит от дохода обоих родителей.

Эта же схема оплаты применяется во всех других берлинских частных школах - их большое количество, но мнения о качестве образования в них расходятся. Как правило, частные школы имеют возможность удерживать хороших учителей более высокой оплатой, а мотивированный учитель - это интересные уроки и, как следствие, глубокие знания. Кроме того, все они предлагают большой выбор разных школьных и внешкольных занятий: танцы, театр, изготовление керамики, иностранные языки и прочее, вплоть до освоения типографского дела.

Критикуют эти школы за порой низкий уровень дисциплины и отношение родителей по принципу «я плачу, а вы делайте из моего ребенка личность».

Я общалась с учителем из хорошей частной школы, она говорила, что на родительских собраниях невозможно было обсуждать ни проблемы с дисциплиной, ни проблемы с домашними заданиями - хорошо зарабатывающие родители буквально закрывали уши руками и твердили: «Не понимает? Плохо учите! Бесится? Так ему неинтересно».

Тем не менее лучшие из частных школ, преимущественно католические и евангелические, из года в год выпускают детей с самым высоким баллом. Это дает возможность их выпускникам поступать в лучшие университеты Германии (система Abitur работает примерно как ЕГЭ - выпускные экзамены в школе являются вступительными в университет).

Кроме стандартных общеобразовательных начальных школ, где занятия длятся до обеда, есть школы свободные, вальдорфские и с разным уклоном. Уклон может быть музыкальным или спортивным, в этом случае ребенок проходит вступительные испытания. В дальнейшем балету или футболу уделяется много времени, а школьная программа осваивается по принципу разумной достаточности.

В отношении свободных школ мнения тоже расходятся - как правило, они придерживаются концепции «жить и учиться», креативного подхода, самостоятельного познания, для которого важно создание правильной среды, где есть место любопытству, доверию, смелости. На уроках в таких школах можно свободно ходить по классу, дети проводят вместе эксперименты, сами уроки могут быть смешанными и состоять из музыки и физики, химии и географии, языка и математики. Цель - дать объемное представление об окружающем мире и заложить правильные ценности. На практике же родители говорят, что в такие школы часто отдают детей, которые не способны учиться в обычных школах по причине дефицита внимания или особенностей со здоровьем.

Вальдорфские школы отличаются развитием творческой стороны в личности вашего ребенка, но если он к пятнадцати годам решит стать врачом, то переход в «обычную» систему образования может стоить ему много сил, а вам - средств для найма репетиторов. Программы в школах разного типа, несмотря на то, что все они признаны Сенатом, отличаются значительно.

Впрочем, системе образования в Германии чуждо единообразие - в один и тот же момент дети одного возраста в рядом стоящих школах будут изучать совершенно разные темы. Программы для учителей представляют собой рамки, внутри которых учитель получает значительную свободу в выборе тем и материалов. Это стоит иметь в виду родителям, которые вдруг поймут, что хотят перевести своего ребенка в другую школу.

Ну и последнее важное отличие - школы в Германии готовят детей к максимально самостоятельной учебе в университете, поэтому в гимназиях учителя не особо ориентируются на учебники, детям часто нужно самим искать информацию по теме в библиотеке или в интернете, делать презентации и писать рефераты. Если вы, памятуя о своем детстве, введете привычку делать с ребенком домашнее задание, то тем самым лишите его возможности адаптироваться в системе, отличной от российской.

В материале содержатся личное мнение, позиции, опыт, оценки и выводы автора. Они могут не совпадать, либо полностью расходиться со взглядами редакции «Живого Берлина». Если вы также хотите высказать свое мнение по данному или другому вопросу, нам.

Berlin Brandenburg International School (BBIS), частная школа в Германии

Возраст: 14 — 19 лет
Тип: совместная
Город: Kleinmachnow (Кляйнмахнау)
Адрес: Am Hochwald 30, 14532 Kleinmachnow, Germany
Телефон: + 49 33203 80360
Сайт школы: http://www.bbis.de/

История:
Частная школа в Германии была основана в 1990 году в Потсдаме, но с течением времени, а именно, в 2005 году, переместила свой кампус в небольшой городок Kleinmachnow, который находится в 17 км. от Берлина и в 20 км. от Потсдама. В данный момент кампус частной школы Berlin Brandenburg International School занимает территорию в 400 000 кв. км. И имеет в своем арсенале все необходимые постройки для комфортной жизни детей в стенах школы.

Berlin Brandenburg International School изначально была основана с целью обучать детей только на английском языке. Она гордится тем, что получила право на ведение 4-х программ по системе IB для детей с 3 до 19 лет у Женевской организации по Международному Бакалавру.

Расположение:
Кампус частной школы расположен в небольшом городке Kleinmachnow, между Берлином и Подсдамом. Дорога от аэропорта в Берлине Шёнефельд до школы занимает всего 40 минут езды на автомобиле. Территория Berlin Brandenburg International School окружена со всех сторон плотным кольцом деревьев, которое закрывает школу от посторонних глаз, а так же позволяет детям чувствовать себя защищенными. Сразу за лесом расположилось озеро под названием Seeberg, прибрежная зона которого так же входит в состав владений школы.

Преимущества:

  • главное преимущество школы — это обучение на английском языке в немецкой среде;
  • большая территория, а значит, ребенок будет иметь полный спектр спортивных и академических возможностей;
  • экзаменационные результаты школы на высоте, средний балл по IB равен 32.4. По окончании школы Ваш ребенок будет иметь возможность поступить как в ведущие ВУЗы Германии, так и ведущие ВУЗы других стран;
  • помимо изучения программы IB, школа дает возможность детям взять программу со спецификой в бизнесе + туризм, бизнес + спорт;

О Школе:
Со времени своего переезда на новую территорию, было сделано очень много для улучшения кампуса, а именно:

  • в 2007 году была построена спортивная площадка с твердым покрытием;
  • в 2008 году был открыт спортивный центр, а так же открыт новый пансион на 20 мест;
  • 2009-2010 была построена библиотека, отремонтирована зона кафетерия и обновлена студия драмы, обновлен компьютерный центр;
  • в 2010 была закончена постройка игровой площадки для младшей и средней школы, был расширен пансион, который теперь может вмещать 120 детей.

Руководство школы постоянно совершенствует кампус и не стоит на месте. Для директоров (в этой школе их целых два), очень важно поддерживать репутацию школы не только в результатах своих выпускников, но и во внешнем виде своих школьных владений.

Программа обучения:
Программа Международный Бакалавр для средней школы (IB Middle Years) работает с 1994 года. Дети начинают изучать данную программу с 11 лет и заканчивают в 16 лет. На данном этапе обучения дети учат следующие предметы:

  • два иностранных языка;
  • гуманитарные науки;
  • искусство;
  • математику;
  • естественные науки (химия,физика, биология);
  • физкультуру;
  • технологию;

На финальном году обучения дети пишут проектную работу.

Следующим этапом является переход на программу IB Diploma. На этом этапе дети обучаются с 16 до 19 лет, они изучают следующие предметы (из каждой группы ученик обязан выбрать один предмет):

Группа 1 (первый иностранный язык):

  • английская литература HL/SL;
  • английский язык и литература HL/SL;
  • немецкая литература HL/SL;
  • немецкий язык и литература HL/SL;
  • родной язык (самостоятельное изучение) SL;

Группа 2 (второй иностранный язык):

  • английский язык В HL;
  • немецкий язык В HL/SL;
  • французский язык HL/SL;
  • испанский язык В HL/SL;
  • немецкий язык начальный уровень SL;

Группа 3 :

  • история HL/SL;
  • география HL/SL;
  • экономика HL/SL;
  • бизнес и менеджмент HL/SL;

Группа 4 :

  • биология HL/SL;
  • физика HL/SL;
  • химия HL/SL;

Группа 5 :

  • математика HL;
  • математика SL;
  • математические науки SL;

Группа 6 :

  • визуальные искусства HL/SL;
  • музыка HL/SL;
  • другие варианты из группа 1-4;

Помимо данных предметов дети должны написать финальное эссэ на 4000 слов, изучить предмет Теория знаний и поучаствовать в мероприятиях вне класса, например: помогать пожилым людям, продавать выпечку. Этим дети зарабатывают себе дополнительные очки по программе IB.

Кроме перехода на программу IB, дети имеют возможность взять и другую программу для изучения под названием IBCC — международный бакалавр, ориентированный на карьеру. В данный момент школа может предложить 2 программы на выбор:

  • IBCC Business and Sport (Международный бакалавр бизнес и спорт)
  • IBCC Business, Travel and Tourism (Международный бакалавр, путешествие и туризм)

При выборе данной программы ребенок будет изучать все предметы, представленные в программе IB и плюс к ним, он изучает более углубленно профилирующие предметы.

Каждый ребенок, у которого английский язык не так хорош, как хотелось бы школе, имеет возможность взять дополнительный предмет – Английский язык, как второй язык (EAL). Данная возможность входит в стоимость программы, и не требует дополнительных затрат. При изучении дополнительного предмета, ребенок в короткие сроки заполнит имеющиеся пробелы.

Спорт:
Berlin Brandenburg International School владеет очень хорошими спортивными полями и спортивным комплексом. Школа рада предложить своим студентам площадки с твердым покрытием, беговой трэк с 6 полосами, футбольное поле, площадку с натуральным песком для игры в пляжный волейбол, баскетбольные площадки, площадки для прыжков в длину и высоту, площадку для метания диска. Школа имеет 820 посадочных мест на открытом воздухе, благодаря чему, может устраивать состязания для большого количества зрителей.

Спортивный центр школы был открыт в 2008 году. В распоряжении учеников: 3 гимнастических зала, зал для переговоров, комната для фитнеса. В гимнастических залах можно играть в баскетбол, волейбол, соккер и теннис. В зале есть стена для скалолазания, кольца, веревки, станки. Зал так же используют для проведения выступлений.

Клуб по интересам:
Клубов по интересам в школе не так много, но не смотря на это, расписание ребенка на каждый день полностью заполнено. Школа рада предложить свои студентам участие в следующих клубах:

  • атлетика;
  • клуб по правам человека;
  • клуб читателей прессы;
  • клуб парусного спорта;
  • клуб программы Герцога Эдинбургского;
  • клуб волонтеров;

Помимо участия в клубах по интересам, для детей организуют различные экскурсии, а так же дважды в месяц проводят вечер, посвященный определенной культуре. На этом вечере дети знакомятся с культурой страны одного из учеников, проживающего в пансионе.

Проживание:
В пансионате школы могут проживать дети с 14 лет. Школа может принять на проживание не более 120 детей, они живут в комфортной, построенной в 2010 году резиденции. Живут дети в комнатах на 1-2 человека. В некоторых комнатах удобства в номере. В пансионе есть просторная обеденная комната, две кухни, прачечная, большая комната отдыха, комната фитнеса и небольшой внутренний двор, который доступен только для проживающих в пансионе студентам.

Иностранные ученики:
В школе обучаются и проживают 40 детей различных национальностей. Общее количество детей проживающих в пансионе равно 120. В основном, дети приезжают из Австрии, Беларуси, Болгарии, Китая, Ирана, Мексики, России, Румынии, Южной Кореи, Испании, Турции США и Украины.

Стоимость обучения в Германии в Berlin Brandenburg International School (BBIS)

  • Регистрационный сбор (обучение ): 3000 евро (однократно ),
  • Депозит на книги: 300 €,
  • Обучение за год в 9 классе — 16 000 €,
  • Обучение за год в 10 классе — 16 200 €,
  • Обучение за год в 11 классе — 17 000 €,
  • Обучение за год в 12 классе — 17 100 €,
  • Регистрационный сбор (проживание ): 3000 € (однократно ),
  • Депозит (проживание) возвращаемый: 2000 €,
  • Проживание в год с 9 по 12 класс — 17 800 €,
  • Доплата за комнату за год на одного: 2 500 €

Оплата за обучение и проживание происходит дважды в год.
Первый взнос 60% от общей суммы оплачивается до 1 сентября,
второй взнос 40% от общей суммы оплачивается до 1 января

Если у вас есть вопросы по среднему школьному образованию и школам в Германии,
смело обращайтесь, проконсультируем и подберем лучший Вариант по школам и программе обучения в Германии.

Таня вот уже 2 года учиться в американской школе в Зальцбурге. На последних два года обучения родители решили перевести ее в школу, которая идет по программе IB, чтобы предоставить Тане лучшие перспективы для поступления в университеты.

Предварительно, по результатам ее успеваемости за 2 года обучения в Зальцбурге и рекомендациям от преподавателей, Таня была приглашена для сдачи вступительных экзаменов и прохождения интервью в две школы Германии и одну школу Австрии.

Все посещения школ были организованы в апреле, школа за школой, чтобы она минимально пропустила занятия в своей школе. В результате тестов Таню прияли две школы из трех и она выбрала школу Амадеус в Вене. Я попросила рассказать о своих впечатлениях от посещения школ и как проходили тесты, чтобы понять, что повлияло на ее выбор.

Как происходит поступление в BBIS

Школа расположена в пригороде Берлина. Из центра Берлина ехали на метро, потом еще двумя автобусами.

Школу смотрели сами, так как персонал был занят. Сдержанная архитектура, большие помещения, но темноватые. Отдельным зданием стоит многофункциональный спортивный зал.

Большая студенческая резиденция, но неуютно. Коридор напоминает больницу, все двери заперты. Но есть комната отдыха с кухней, где студенты по желанию могут готовить и столовая, где всегда есть еда: тосты, фрукты, молоко, чай и другое.

В школе особое отношение к русскоязычным. Не то, чтобы враждебно относятся, но, говорят, что когда школу открыли, ее наполнили русские. Новое руководство решило выровнять национальный микс и, несмотря на то, что школа осталась очень популярной на русскоязычном рынке, - действует очень строгая квота на прием русскоговорящих студентов. При этом в школе учится очень много международных студентов, прямо со всего земного шара.

Когда мы приехали, то почти одновременно прибыла семья из Бразилии. Их сразу же окружили вниманием, начали им все показывать, директор повела родителей на обед. Нам же сказали подождать, и было очень неприятно.

Потом меня пригласили на интервью. Несмотря на то, что мои табеля отправляли в школу, до моего приглашения на интервью, первое что мне сказали, посмотрев мои документы – зачем ты сюда приехала с такой успеваемостью, все равно ты не поступишь. Конечно после такого приема уже совершенно не хотелось поступать в эту школу.

Потом посадили делать тесты. Я не ожидала, что мне дадут сразу 5 тестов! Было очень сложно и очень мало времени. На тест по географии дается 40 минут, было много вопросов, которые я и не учила в предыдущей школе в Зальцбурге. По математике тест был на полтора часа, я думаю, что многое сделала. На тест по немецкому выделяют всего 50 минут – этого было очень мало! И совместный тест по наукам (химия, физика и биология). Так как я учусь в американской школе, то у нас только 1 наука в год. В прошлом году была биология, - я писала, что помнила. В этом году химия – думаю сделал хорошо, но физику мы пока еще и не учили, все мои знания – с украинской школы 2 года назад, но задания были намного сложнее. И последний тест по английской литературе – 2 часа. Дали отрывок текста, потом надо было писать по нему работу.

Наверное школа сильная по наукам, но отношение ко мне оставило очень неприятное впечатления, поэтому мне в этой школе учиться уже и не хотелось.

В школе конечно много интересного. Сервис классы во время программы IB – ученики ездят в Берлин и работают с переселенцами. Летом едут в Румынию строить дома в деревне, а также работают в детском саду этой же школы. Много всяких активитис: мне приглянулись теннис и танцы. По проекту креативити – рисуют или же играют на музыкальных инструментах. Огромная территория, много зданий, есть свой театр, сильная музыкальная школа – каждый год организовывается школьный концерт.

В общем, после посещения школы осталось двоякое впечатление. С одной стороны кажется, что очень сильная и интересная школа. С другой стороны, то, как меня принимали, оставило большой осадок, что я в эту школу не вписываюсь, то ли из-за того, что я русскоязычная, то-ли просто я им не подхожу.

Этот престижный языковой центр, расположенный в столице Германии, проводит эффективные курсы немецкого языка для взрослых, а также организует образовательные программы на летние каникулы для детей и подростков в Мюнхене и Берлине – Young & Fun. Студенты школы могут погрузиться в мир знаний, не беспокоясь о размещении. GLS Berlin предлагает различные варианты проживания: комфортабельные апартаменты в студенческом городке, собственном гостиничном комплексе Oderberger, уютных квартирах или гостевых семьях.

Школы немецкого языка в Берлине: German Language School Berlin

Расположение

Основной комплекс школы находится в самом сердце столицы Германии - Берлина, в модном районе Prenzlauer Berg. Кроме того, языковой центр располагает несколькими кампусами для детей и молодежи в Мюнхене и Берлине.

Описание школы

German Language School Berlin - единственная в Германии языковая школа, располагающая отлично оборудованным кампусом с живописным парком в 16 тысяч квадратных метров и двумя собственными отелями. Пять раз учебный центр был удостоен престижного звания лучшей языковой школы в стране и получил награду Star School Germany на премии журнала Study Travel Magazine в Лондоне.

Языковой центр основала в 1983 году Барбара Джаешк, она же и управляет им до сих пор. На территории основного кампуса GLS Berlin находится 60 ярко оформленных и укомплектованных современных оборудованием учебных классов, ресторан, в котором можно отведать вкусные блюда современной немецкой кухни, а также 50 апартаментов и 72 комфортабельных гостиничных номера категории Premium. Этот студенческий городок способен вместить 600 студентов.

Кампус German Language School Berlin

Образовательные программы для самых маленьких учеников - ребят от 7 лет - организуются в столице страны, на территории престижного учебного заведения Teikyo University. Он находится в самом центре прекрасного зеленого парка, недалеко от живописного озера Zeuthen, в районе Köpenick. Для юных студентов здесь подготовлены уютные спальни и более 20 современных классов. Учебу здесь очень удобно сочетать с занятиями спортом, так как на территории университета есть оборудованные всем необходимым волейбольные площадки и большой фитнес-центр с опытными тренерами.

Все преподаватели языкового центра имеют высшее профессиональное образование и богатый опыт преподавания иностранного языка. GLS является экзаменационным центром TestDaF. Курсы немецкого языка на GLS Campus Berlin аккредитованы EAQUALS, которая инспектирует языковые школы каждые 4 года, и Министерством Швеции по образованию и исследованиям.

Учебные курсы*

Немецкий язык для детей и подростков:

  • Language CampYoung & Fun в Мюнхене - летний языковой лагерь в Мюнхене для детей от 7 до 17 лет. от 960€.
  • Summer Camps & SchoolsYoung & Fun в Берлине - летние образовательные лагеря и школы в Берлине для детей и подростков от 7 до 19 лет. Стоимость за неделю с проживанием и обучением - от 815€.
  • High School Germany - обучение в высшей школе Германии по обмену для детей и подростков от 11 до 18 лет. Стоимость - от 3500€.

German Language School Berlin

Немецкий язык для взрослых:*

  • Intensive German for Adults - интенсивный курс немецкого языка для взрослых. Стоимость -
  • Business Class - деловой немецкий для бизнесменов и профессионалов в разных областях (учителей, медицинский работников, журналистов, юристов и др.). Стоимость - от 595€.
  • Exam Preparation - подготовительные курсы перед сдачей экзаменов. Стоимость - 1360€ за 4 недели.
  • For Adults 30+ - изучение немецкого языка в небольших группах для слушателей от 30 лет. Стоимость - от 120€ за неделю (20 уроков).

* Полную программу учебных курсов запрашивайте у наших менеджеров.

Все курсы и программы дополняются путешествиями по Берлину или Мюнхену, а также экскурсионными поездками выходного дня по различным достопримечательностям страны, расположенным в других городах. Не упустите возможности совместить эффективное языковое обучение с опытными педагогами с изучением архитектурных памятников, истории, быта и кухни Германии!

Маргрет Расфельд, основательница необычной школы в Германии Evangelische Schule Berlin Zentrum, считает, что сегодня недостаточно учить детей читать, писать и считать.

Главные знания и умения базируются на том, чтобы прививать ценности, справляться с вызовами современного мира и быть готовым к любым трудностям. Как развивают действительно важные в жизни навыки немецкие школьники, читайте в нашем материале. Подробнее про оптимизацию методик учебных процессов она расскажет на Фестивале идей , который пройдет в Одессе с 25 по 27 августа.

Предмет «Испытание»? Нет, не слышал

Маргарет Расфельд
директор немецкой школы

Один из особенных предметов школы называется «Испытание». Ученикам необходимо пройти испытание-путешествие за пределами Берлина, имея всего лишь 5 евро на день. «Испытание» длится 3 недели. Дети могут сами выбрать способ передвижения и сферу, в которой бы хотели сделать свой вклад. Путешествие в таких условиях учит сразу многим важным навыкам: жить в ситуации небезопасности, рассчитывать на себя, работать в группах, ошибаться, отстаивать свои права, принимать решения, быть гибкими, ориентироваться в сложившейся ситуации.

Сопровождающий группы - студент, который в будущем хочет стать учителем. Молодым педагогам-студентам дается возможность наблюдать множество процессов, происходящих в команде, влияние внешней среды на нее. Они практикуют общение с детьми в тех условиях, в которых они никогда не общались бы, будучи в школе.

Они не берут с собой кучу чемоданов, не пользуются картами в телефоне. Дети, когда возвращаются, чувствуют себя более взрослыми и самостоятельными. Также они начинают лучше понимать друг друга и взаимодействовать между собой. На гостиницы и хостелы у ребят денег нет, и вопрос проживания они должны решать с местными жителями. Можно поставить у них во дворе палатку, а также подумать, чем их можно отблагодарить. Путешествуя именно таким образом, школьники начинают понимать, что люди могут быть добрыми и отзывчивыми. В этой школе верят в молодых людей и в то, что они могут самостоятельно учиться, что у них есть колоссальный потенциал, чтобы развивать самих себя. В итоге они это чувствуют и начинают верить в себя еще больше.

Другие особенности школы

Комиссия ЮНЕСКО выделила четыре принципа образования, которые помогут соответствовать школе ХХІ века: учиться эффективному обучению, учиться действовать, учиться жить в обществе и учиться быть собой. Директор берлинской гимназии (дети в ней учатся с 12 лет и примерно до 18 - прим.) рассказала, как внедряются эти принципы в обучение.

Принцип самоорганизованности. В любой момент они могут выбрать, чем хотят заниматься сейчас. Более того, они еще и сами могут решить, когда им необходимо себя протестировать. Именно поэтому нашей системе удалось уйти от страха и нервозности. Они получают не оценки, а сертификаты о завершении курса.

Фото: flipyourclass.christian-spannagel.de/

День проектов. Этот день в нашей школе существует для того, чтобы практиковать междисциплинарные знания. Мы считаем, что одного академического часа для этого недостаточно. За год школьники обычно успевают попробовать себя в 3-4-х таких проектах. Они делятся на команды и в течение дня изучают предмет исследования на практике. Именно поэтому у детей появляется достаточно времени, чтобы уходить за пределы учебного заведения, работать с экспертами (например, с режиссером ставить пьесу для местных жителей), то есть у ребят достаточно возможностей получать знания не только в школе, а и вне ее.

Учебников в школе нет и не будет, потому что это скучно. Учебные материалы, разработанные междисциплинарной командой, представителями разных креативных групп, хранятся в интернет-магазине.

Все сделано с учетом режима самоорганизации и работы в группах разного количества людей. Дети могут пользоваться мобильными телефонами, планшетами в основном для поиска информации, но не для звонков и общения в сети.

Каждый родитель в течение месяца должен провести в школе 3 часа. Это означает, что если кто-то умеет фотографировать, то он может сделать фотоотчет мероприятия или помочь в любой сфере, в которой он хорошо разбирается. Все это помогает построить партнерские отношения учителям и родителям для лучшего взаимодействия.

Менторство с детьми. В каждом классе есть 14 взрослых детей, которые уже прошли через много наших необычных практик. Примерно раз в неделю они один на один встречаются с новенькими, чтобы помочь им войти в этот ритм самообучения и самоорганизации. Это также важный момент взаимодействия в школе, такое общение мотивирует. В результате у детей складываются хорошие дружеские отношения, а это является хорошим фундаментом для работы учителей.

Книга-влог. Помимо этого, у каждого ученика в нашей школе есть специальная рабочая тетрадь (workbook), куда вписаны все темы, знания, навыки, которые должен освоить ребенок за ближайшие три года, и там же он отмечает, что сделал и когда.

А что для учителей?

В нашей системе каждый учитель обслуживает только три класса, около 75 учеников (в отличие от классической системы - под 300 учеников на одного педагога). И его задача в том, чтобы с каждым из них построить близкие доверительные отношения. По сути, одна большая школа состоит из множества маленьких, а маленькая - из трех классов по 26 человек, за которыми закреплены два учителя.

Есть 6 учителей, которые отвечают за классы такого типа. Они отвечают не только за предметы, но и за индивидуальные и групповые проекты, и раз в неделю встречаются с детьми, чтобы обсудить с ними дальнейшие планы, проекты и сложные моменты.

Что касается учителей, у них есть специальные коучи, которые передают им все ценности и понятия «школы устойчивого развития». Также присутствует система внутреннего менторства. То есть педагоги, уже хорошо освоившие эту систему, становятся менторами для молодых учителей, которые только попадают в новую школу.

Сюда очень легко попасть в гости. Вы можете просто постучать в дверь школы в Берлине и посмотреть, как проходит обучение. И людей, которым это интересно, очень много. Если вы оказываетесь с группой учителей или ваших учеников в Берлине, желательно, чтобы вы поставили нас в известность. Сейчас желающих попасть к нам много, и мы вынуждены регулировать этот поток. Также два раза в месяц по понедельникам у нас есть тренинги для педагогов, которые ведут наши ученики, рассказывают о принципах и самой системе тем учителям, которые хотят ввести эту систему у себя.