Солнце встает здесь рано. Оно шлет свои яркие лучи и возвещает всей Поднебесной, что настал день. И ночь уходит все дальше и дальше на север и запад, в далекие степи и полупустыни. Солнечные блики взбираются все выше по ступеням зеленеющих холмов и гор. Тут нет ни клочка пустующей земли. Все тщательно обработано: и равнины, и долины рек, и горные склоны. Но земли все равно мало. Если поровну разделить ее между всеми обитателями этих южных мест, то каждому достанется всего-навсего по полторы тысячи квадратных метров - не поле, а огород. В среднем на одно крестьянское хозяйство, а значит и на целую семью, здесь не приходится даже по одному гектару. Но и эти жалкие лоскутки земли принадлежат, как правило, помещикам, а не крестьянам. А помещику надо платить за землю рисом, плодами, трудом. Как же жить крестьянину?

Земля никогда не отдыхает. Не знает отдыха и земледелец. Из года в год, из поколения в поколение, из столетия в столетие земля должна родить, а крестьянин - непрерывно трудиться, не разгибая спины, чтобы его семья хоть как-нибудь могла существовать. Крестьянин лелеет клочок земли, политый его потом, удобряет, обильно орошает. Единственный помощник земледельца - щедрая южная природа. Здесь почти неизвестна зима. Летом, с июня по сентябрь, жарко и влажно - много дождей. Сеют главным образом рис.

Деревни и деревушки лепятся плотно друг возле друга. Нет ни выгона, ни лужка, ни выпаса: все под посевами. Крестьянские дома - настоящие лачуги из серого кирпича, глины, тростника, тесные, низкие, темные; почти нет двора, для несложного домового хозяйства есть закуток - довольно! Густо стоят крестьянские лачуги на клочках земли между рукавами и протоками дельты Жемчужной реки, куда сливают свои воды более двадцати рек, стекающих с гор на севере, западе, востоке Гуандуна. И среди таких же ручьев, недалеко от берега моря, и совсем близко от косы, на которой расположилась португальская колония Макао, находится небольшая деревушка Цуйхэн, каких тысячи в этих местах. Запомним это название.

Юг Китая начал заселяться более двух тысяч лет назад. Здесь было сколько угодно свободной земли. А позднее, в четвертом веке нашей эры, туда бежали с Севера, спасаясь от нашествий полудиких кочевников, жители многих городов и сел. Бежали сюда тысячи семейств бедняков, укрываясь от помещиков. Бродили по горным дорогам беглые рабы. Так Юг стал очагом крестьянской вольницы. И долгие столетия был он краем непокорным, мятежным, родиной смелых народных предводителей, вождей великих восстаний.

И еще об одном следует помнить: Юг Китая - ворота во внешний мир. Через эти ворота вторглись первые пришельцы из западных стран. И Юг первым вступил с ними в бой. «Кантонская оборона» в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века прославила жителей Кантона (Гуанчжоу) и всей округи.

Не в первый раз взялись тогда кантонцы за оружие. На всем Юге не утихали народные восстания. Гуандун восставал против маньчжурских завоевателей еще в 1648 году. Восемь месяцев кантонцы выдерживали осаду маньчжуров, и только с помощью предателей удалось насильникам прорваться в город. Более ста тысяч патриотов пало тогда в боях. Были разгромлены и другие гуандунские города. Но борьба не прекратилась, мужество народа не угасло.

О кантонцах в одной тогдашней хронике говорится: «Никого не боятся». Кантонцы были бесстрашными патриотами. Вся округа знала об их смелой борьбе с врагами китайского народа - внутренними и внешними. Знали об этом и в деревне Цуйхэн, от которой до Кантона менее двухсот километров.

Мятежным духом был пропитан здесь, казалось, самый воздух. На гуандунской земле родился в 1814 году Хун Сю-цюань - «Хун, талантливый во всем», - ставший впоследствии вождем революционной войны тайпинов. Четырнадцать лет гремела она на китайской земле и оставила по себе глубокий след в памяти народа. Тайпины создали первое в истории Китая крестьянское государство, существовавшее до 1864 года. Отголоски этой борьбы еще долго проносились над страной, особенно над Югом. Гуандун был одной из тайпинских баз.

Когда в июле 1864 года столица Тайпинского государства - Нанкин - пала и отдельные отряды тайпинов стали отступать на юг, они добрались также и до Гуандуна, где осело много тайпинских воинов. Нашли они пристанище в деревнях дельты Жемчужной реки. Приютили их и в Цуйхэне.

Через два года после гибели Тайпинского государства, 12 ноября 1866 года, у жителя этой деревни, бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня родился сын - пятый по счету ребенок. Мальчику всегда были рады в китайской крестьянской семье; мальчик - будущий работник! У Сунь Дао-чуаня был сын - первенец Сунь Мэй. А-мэй - звали его дома. Жизнь в деревне была малопривлекательной, и впоследствии он уехал искать счастья на Гавайские острова. Родители вдвойне радовались новому сыну. Они были люди немолодые и рождение мальчика считали хорошим, даже счастливым, предзнаменованием.

Старый Сунь, по всей вероятности, не мог бы вспомнить, когда именно его предки поселились тут, в краю рек и каналов. Они, вероятно, были «хакка» - пришлыми, как и многие обитатели этих мест. Обосновались они здесь, должно быть, давно, говорили на местном, кантонском, наречии и ничем от коренных кантонцев не отличались. Домик из серого кирпича, обмазанный глиной, в котором жила семья Сунь Дао-чуаня, был построен или куплен одним из Суней. Собственно, это была убогая, тесная хижина, в которой жила семья Суней и хранился ее неприхотливый крестьянский скарб.

Как и во всех жилищах бедных людей, его украшением был «алтарь предков», перед которым в установленное время совершалась молитва и где возжигались ритуальные свечи. С особенным старанием его украсили по случаю рождения сына. Это ведь такое событие, которое должно быть достойно отмечено. Всей родне были по этому случаю посланы яйца, сваренные вкрутую и окрашенные в красный цвет, что означало, что родился мальчик.

Когда малыш подрос, ему дали имя-прозвище Вэнь. Он любил забираться на крышу или бегать по деревне. Мать только на мгновение отвернется, а Вэня уже и след простыл. Кричи, зови - не дозовешься.

И в эти первые годы жизни очень привязался мальчик к своему дяде, учителю деревенской школы.

Дядя - человек особенный. Он совсем недавно обосновался в Цуйхэне; всего несколько лет назад появился он в этих краях и избегал говорить, где пропадал более десяти лет. Дядя воевал. Он был солдатом Тайпинской армии. Так революция, волны которой бушевали вокруг столько лет, снова пришла в лице одного из ее бойцов в эту деревушку и тихо забралась в домик старого Суня. В рядах армии тайпинов дядя маленького Вэня прошел половину Китая, побывал и в тайпинской столице, знал дни великой славы, ему посчастливилось видеть вождей тайпинов и среди них Хун Сю-цюаня, своего земляка-гуандунца. И хотя все они погибли, а Тайпинская армия рассеялась, зажженное ею пламя теплилось в сердцах сотен тысяч уцелевших революционных солдат, которые хранили его, чтобы завещать молодому поколению, будущим революционерам. Тайпинский солдат из семьи Сунь передаст завет борьбы самому младшему Суню.

Они часто отправлялись бродить по окрестностям, по берегам ручьев и протоков.

Сунь Ятсен в 17 лет.

Преподавание в школе велось на английском языке . Сунь его совсем не знал, однако за короткий срок добился таких успехов в его изучении, что даже получил награду за выдающиеся успехи из рук гавайского короля Калакауа Первого . В школе Сунь Ятсен изучает помимо языка математику , историю Великобритании , христианство и прочие предметы. В 1881 году он заканчивает школу с отличием. Он намеревался продолжить обучение и поступает в (англ. Punahou School ). Но брат всё больше опасается, что Сунь обратится в христианство, и в 1883 году отсылает младшего брата обратно на родину. Таким образом, в 17 лет Сунь Ятсен, уже не ребёнок, а взрослый юноша, возвращается в Китай.

Его поражает бедность родной деревни. Вновь повстречавшись с другом детства Лю Хаодуном, Сунь вместе с ним сбегает в Гонконг . Осенью 1883 года он поступает в (англ. Diocesan Boys" School ), а в начале 1884 года в (англ. Queen"s College, Hong Kong ) (Центральную государственную школу), где учится до 1886 года. В возрасте двадцати одного года Сунь Ятсен поступает на обучение в гуанчжоускую медицинскую школу, откуда перешёл в медицинский институт в Гонконге. В нём он заканчивает обучение, получив диплом лучшего студента в 1892 году .

Во время учёбы в институте Сунь Ятсен знакомится с (англ. Yeung Hok-ling ), (англ. Chan Siu-bak ) и (англ. Yau Lit ), и друзья организуют группу (англ. Four Bandits ). Собираясь на квартире при магазинчике родителей Ян Хаолиня, они обсуждают политическое положение Китая, размышляют, как можно свергнуть ненавистную многим китайцами правящую династию Цин , основанную маньчжурами . Сунь Ятсен одержим личностью Хун Сюцюаня , лидера тайпинского восстания 1850-1864 годов, узнаёт о тайном обществе (англ. Tiandihui ), целью которого было свержение маньчжурской династии и реставрация династии Мин . «Небо и земля» объединяло людей из самых разных слоёв общества и по своей сути представляла традиционную для Китая форму тайных обществ, распространённых среди народа, - хуэйданов . «Власти опираются на закон, а народ - на хуэйданы» гласит китайская пословица. Также горячей темой для обсуждений становится Франко-китайская война 1884-1885 года. Маньчжурское правительство, пойдя на поводу у Великобритании, отдало весь Вьетнам Франции и вывело с его территории свои войска, что вызвало возмущение среди китайского населения.

Поначалу Сунь Ятсен был склонен к той точке зрения, что изменения в стране можно осуществить с помощью либеральных реформ, а не революции. Хэ Ци, основатель медицинского института, где учился Сунь, Ван Тао , известный писатель, журналист, общественный деятель, Чжэн Гуальин и другие представители интеллигенции, с которыми он был знаком, пропагандировали реформаторское направление. Сунь Ятсен пишет , в котором излагает своё видение положения Китая и желаемых реформ. Меморандум выражает глубокую озабоченность молодого человека текущим положением своей родины. Желая для страны возрождения и международной роли на равных с ведущими державами, Сунь Ятсен делает попытки определить пути, которыми это можно достичь. Он предлагает ряд мер, которые могут, по его мнению, изменить ситуацию к лучшему. Среди них: развитие в стране транспорта, улучшение образования, государственные дотации в сельское хозяйство, поддержка отечественного промышленного комплекса и торговой сферы. Сравнивая положение Китая с тем, как обстоят дела у близкого соседа Японии, Сунь Ятсен выражает убежденность, что решительные меры согласно его плану могут преобразить страну менее чем за двадцать лет.

Свой меморандум Сунь Ятсен посвящает Ли Хунчжану , наместнику Чжили . Однако адресат был выбран крайне неудачно. Одиозный и корыстолюбивый Ли Хунчжан принадлежал к тем представителям государственного аппарата империи, которые олицетворяли всё худшее, против чего выступал Сунь Ятсен. Попытка встретиться с чиновником оканчивается неудачей, Сунь Ятсен сталкивается с продажностью и ретроградностью бюрократии, меморандум остаётся без ответа. Это отрезвляет молодого человека, он понимает, что пора переходить к более радикальным методам. «Обжёгшись на мирных средствах, мы стали определённее в наших идеях и требованиях и постепенно пришли к убеждению, что для успеха дела неизбежно прибегнуть к некоторой принудительности», - писал он в воспоминаниях.

Посмертно правительством Китая в 1940 году ему был присвоен титул «Отца нации ».

Политические взгляды [ | ]

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Под влиянием Октябрьской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше своё учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР. 11 марта 1925 г., за день до смерти, в «Послании Советскому Союзу» он писал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

Сунь Ятсена даже сравнивают с Конфуцием и Мэн-цзы . Говорят, что они просто верили, что их предназначение - спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен, напротив, вошёл в историю Китая как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа - перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля - крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата.

Память [ Управляющий Комитета военного правительства Националистического Китая

сун ят-сен

Сунь Ят-сен (в кит. лит. произношении Сунь И-сянь, др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь) (12.XI.1866 12.III.1925), кит. революционер-демократ, друг Сов. Союза. . в пров. Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами нар. жизни, произволом кит. помещиков и маньчжуро-кит. властей. После окончания в Сянгане (Гонконг) мед. ин-та (1892) встал на непримиримой борьбы за свержение маньчжурской цинской династии, в к-рой видел олицетворение всех бед и осн. причину неравноправия и отсталости Китая. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию , предпринявшую 25 окт. 1895 в (Кантон) вооруж. выступление против цинских властей (окончилось неудачей). Вынужденный эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы, С. Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1896 был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатич. миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в ; лишь случайно С. Я.-с. удалось освободиться из заключения. В 1905 он создал в Японии более массовую, чем Синчжунхой, революц. орг-цию (Союзная лига). Программой Союзной лиги стали выработанные С. Я.-с. "три народных принципа": (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и нар. благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей амер. буржуазного экономиста Г. Джорджа).На протяжении 1895-1911 руководимые С. Я.-с. революц. орг-ции провели десять вооруж. восстаний против цинской монархии, пока, наконец, 10 окт. 1911 не началась Синьхайская , вспыхнувшая в г. Учане и провозгласившая Китайскую Республику. По возвращении в Китай из эмиграции в дек. 1911 С. Я.-с. был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей к-рого официально вступил 1 янв. 1912. Будучи президентом, руководил деятельностью Нанкинского пр-ва, выработавшего демократическую, в тех условиях, временную конституцию Китайской Республики. В. . , относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа против маньчжурской монархии и нац.-освободит. движению в Китае, дал высокую оценку С. Я.-с. Он назвал его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402 (т. 18, с. 145)), но в то же время указывал и на утопизм планов С. Я.-с. избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями рус. народников. После отречения в . 1912 маньчжурской династии от престола, С. Я.-с. вынужден был под давлением сил внутр. феод.-компрадорской реакции и империалистич. держав сложить с себя президентские полномочия; однако он продолжал бороться с реакц. силами за создание демократич. республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию (Национальная партия), созданную вместо Союзной лиги. В период воен. диктатуры Ши-кая С. Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа гэминдан (Кит. революционная партия). Однако Вел. Окт. социалистической революции он непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутр. и внеш. реакции.Победа Окт. революции в России оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину телеграмму, в к-рой выражал глубокое восхищение тяжелой борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика Сов. страны в отношении Китая, от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае царизмом, активная и бескорыстная помощь революц. силам Юж. Китая, во главе к-рых он стоял, произвели на С. Я.-с. неизгладимое впечатление. По его просьбе Сов. пр-во направило в Гуанчжоу столицу революц. пр-ва Юж. Китая группу воен. специалистов. На пост своего политич. советника С. Я.-с. пригласил осенью 1923 старого рус. профессионального революционера большевика M. M. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеод. и антиимпериалистич. сил. С. Я.-с. установил тесную переписку с сов. дипломатами, чутко прислушивался к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Окт. революции и революц. практики Китая "три народных принципа" С. Я.-с. наполнились новым содержанием и стали программой создания единого антиимпериалистич. и антифеод. фронта. В 1924 С. Я.-с. провозгласил свои три основные политич. установки нерушимый союз с Сов. Россией, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крест. массы. Смерть С. Я.-с. помешала ему довести до конца дело нац. освобождения Китая. Последним документом, подписанным С. Я.-с. накануне смерти, было обращение к ЦИК СССР, в к-ром он выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.С. Я.-с. посвящена большая лит-ра. Книги бурж. авторов, изд. при жизни С. Я.-с., проникнуты, как правило, ненавистью к нему и к его стремлению превратить Китай в суверенное гос-во (J. О. P. Bland, Recent events and present policies in China, L., 1912; B. L. Mackay, China, die Republik der Mitte. Ihre Probleme und Aussichten, Stuttg.-В., 1914; и др.). В последние годы жизни С. Я.-с. бурж. злобно нападала на него, называя "идеалистом", "слепым орудием в руках Кремля и кит. коммунистов". Книги 30-40-х гг. амер., зап.-европ., япон. и гоминьдановских авторов отличаются попытками изобразить С. Я.-с. сторонником империалистич. держав, набожным христианином, поклонником амер. и англ. бурж. демократии, противником СССР (H. B. Restarick, Sun Yat-sen, New Haven L., 1931; The triple demism of Sun Yat-sen, trad, by Paschal D"Elia, Wuchang, 1931; P. Linebarger, The political doctrines of Sun Yat-sen, Bait., 1937; St. Chen, and R. Payne, Sun Yat-sen. A portrait, N.Y., 1946, и др.). В книгах бурж. ученых, изданных после победы Кит. революции (1949), С. Я.-с. продолжают изображать другом Запада и "жертвой коммунистич. интриг" (A. Whiting, Soviet policies in China 1917-1924, N. Y., 1954; Leng Shao-Chuan and N. D. Palmer, Sun Yat-sen and communism, N. Y., 1960). В то же время на Западе появляются книги прогрессивных ученых, дающих объективную оценку С. Я.-с. (J. Chesneaux, Sun Yat-sen, P., 1959; Е. С. Pischel, Le origini ideologiche delle revoluzione cinese, Novara, 1958, и др.).Основоположником марксистской историографии о С. Я.-с. был В. И. Ленин, к-рый в своих работах, написанных в 1912-1913, дал четкую оценку клас. сущности программы С. Я.-с, показал на примере жизни и деятельности кит. революционера-демократа, что в Азии еще не исчерпала революц. возможностей и способна вести борьбу против , и империалистич. сил (В. И. Ленин, и в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Обновленный Китай, там же, т. 22 (т. 18); его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 2.3). Сов. историки, опираясь на труды B. И. Ленина, проделали большую работу по изучению различных сторон 40-летней революц. борьбы С. Я.-с. (перечень работ см. в кн.: Сунь Ят-сен (Библиографич. указатель), сост. И. К. Глаголева, М., 1966).В КНР в 1957 вышла книга Си-ци "Сунь Ят-сен до образования Объединенного Союза" (Тунмэнхой чэнли цянь-ды Сунь Чжун-шань). Кит. ученые написали также ряд статей, освещающих различные этапы революц. Деятельности C. Я.-с. В связи с 50-летием Синьхайской революции в Китае были опубликованы многочисл. воспоминания о С. Я.-с. (см. в сб.: Синьхай гзмин хуэйилу (Воспоминания о Синьхайской революции), т. 1-6, 1961-63).Соч. Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1-2, Пекин, 1956; в рус. пер. Избр. произв., М., 1964.Лит.: Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964; Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и мат-лов, М., 1966.С. Л. Тихвинский. .

СУН ЯТ-СЕН

Сунь Ят-сен (в кит. лит. произношении - Сунь И-сянь, др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь) (12.XI.1866 - 12.III.1925), - кит. революционер-демократ, друг Сов. Союза. Род. в пров. Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами нар. жизни, произволом кит. помещиков и маньчжуро-кит. властей. После окончания в Сянгане (Гонконг) мед. ин-та (1892) встал на путь непримиримой борьбы за свержение маньчжурской цинской династии, в к-рой видел олицетворение всех бед и осн. причину неравноправия и отсталости Китая. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию Синчжунхой, предпринявшую 25 окт. 1895 в Гуанчжоу (Кантон) вооруж. выступление против цинских властей (окончилось неудачей). Вынужденный эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы, С. Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1896 был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатич. миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно С. Я.-с. удалось освободиться из заключения. В 1905 он создал в Японии более массовую, чем Синчжунхой, революц. орг-цию Тунмэнхой (Союзная лига). Программой Союзной лиги стали выработанные С. Я.-с. "три народных принципа": национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и нар. благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей амер. буржуазного экономиста Г. Джорджа).

На протяжении 1895-1911 руководимые С. Я.-с. революц. орг-ции провели десять вооруж. восстаний против цинской монархии, пока, наконец, 10 окт. 1911 не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в г. Учане и провозгласившая Китайскую Республику. По возвращении в Китай из эмиграции в дек. 1911 С. Я.-с. был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей к-рого официально вступил 1 янв. 1912. Будучи президентом, руководил деятельностью Нанкинского пр-ва, выработавшего демократическую, в тех условиях, временную конституцию Китайской Республики. В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа против маньчжурской монархии и нац.-освободит. движению в Китае, дал высокую оценку С. Я.-с. Он назвал его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402 (т. 18, с. 145)), но в то же время указывал и на утопизм планов С. Я.-с. избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями рус. народников. После отречения в февр. 1912 маньчжурской династии от престола, С. Я.-с. вынужден был под давлением сил внутр. феод.-компрадорской реакции и империалистич. держав сложить с себя президентские полномочия; однако он продолжал бороться с реакц. силами за создание демократич. республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан (Национальная партия), созданную вместо Союзной лиги. В период воен. диктатуры Юань Ши-кая С. Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа гэминдан (Кит. революционная партия). Однако до Вел. Окт. социалистической революции он непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутр. и внеш. реакции.

Победа Окт. революции в России оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину телеграмму, в к-рой выражал глубокое восхищение тяжелой борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика Сов. страны в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае царизмом, активная и бескорыстная помощь революц. силам Юж. Китая, во главе к-рых он стоял, произвели на С. Я.-с. неизгладимое впечатление. По его просьбе Сов. пр-во направило в Гуанчжоу - столицу революц. пр-ва Юж. Китая группу воен. специалистов. На пост своего политич. советника С. Я.-с. пригласил осенью 1923 старого рус. профессионального революционера большевика M. M. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеод. и антиимпериалистич. сил. С. Я.-с. установил тесную переписку с сов. дипломатами, чутко прислушивался к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Окт. революции и революц. практики Китая "три народных принципа" С. Я.-с. наполнились новым содержанием и стали программой создания единого антиимпериалистич. и антифеод. фронта. В 1924 С. Я.-с. провозгласил свои три основные политич. установки - нерушимый союз с Сов. Россией, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крест. массы. Смерть С. Я.-с. помешала ему довести до конца дело нац. освобождения Китая. Последним документом, подписанным С. Я.-с. накануне смерти, было обращение к ЦИК СССР, в к-ром он выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.

С. Я.-с. посвящена большая лит-ра. Книги бурж. авторов, изд. при жизни С. Я.-с., проникнуты, как правило, ненавистью к нему и к его стремлению превратить Китай в суверенное гос-во (J. О. P. Bland, Recent events and present policies in China, L., 1912; B. L. Mackay, China, die Republik der Mitte. Ihre Probleme und Aussichten, Stuttg.-В., 1914; и др.). В последние годы жизни С. Я.-с. бурж. пресса злобно нападала на него, называя "идеалистом", "слепым орудием в руках Кремля и кит. коммунистов". Книги 30-40-х гг. амер., зап.-европ., япон. и гоминьдановских авторов отличаются попытками изобразить С. Я.-с. сторонником империалистич. держав, набожным христианином, поклонником амер. и англ. бурж. демократии, противником СССР (H. B. Restarick, Sun Yat-sen, New Haven - L., 1931; The triple demism of Sun Yat-sen, trad, by Paschal D"Elia, Wuchang, 1931; P. Linebarger, The political doctrines of Sun Yat-sen, Bait., 1937; St. Chen, and R. Payne, Sun Yat-sen. A portrait, N.Y., 1946, и др.). В книгах бурж. ученых, изданных после победы Кит. революции (1949), С. Я.-с. продолжают изображать другом Запада и "жертвой коммунистич. интриг" (A. Whiting, Soviet policies in China 1917-1924, N. Y., 1954; Leng Shao-Chuan and N. D. Palmer, Sun Yat-sen and communism, N. Y., 1960). В то же время на Западе появляются книги прогрессивных ученых, дающих объективную оценку С. Я.-с. (J. Chesneaux, Sun Yat-sen, P., 1959; Е. С. Pischel, Le origini ideologiche delle revoluzione cinese, Novara, 1958, и др.).

Основоположником марксистской историографии о С. Я.-с. был В. И. Ленин, к-рый в своих работах, написанных в 1912-1913, дал четкую оценку клас. сущности программы С. Я.-с, показал на примере жизни и деятельности кит. революционера-демократа, что в Азии буржуазия еще не исчерпала революц. возможностей и способна вести борьбу против феод, и империалистич. сил (В. И. Ленин, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Обновленный Китай, там же, т. 22 (т. 18); его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 2.3). Сов. историки, опираясь на труды B. И. Ленина, проделали большую работу по изучению различных сторон 40-летней революц. борьбы С. Я.-с. (перечень работ см. в кн.: Сунь Ят-сен (Библиографич. указатель), сост. И. К. Глаголева, М., 1966).

В КНР в 1957 вышла книга Чэнь Си-ци "Сунь Ят-сен до образования Объединенного Союза" (Тунмэнхой чэнли цянь-ды Сунь Чжун-шань). Кит. ученые написали также ряд статей, освещающих различные этапы революц. Деятельности C. Я.-с. В связи с 50-летием Синьхайской революции в Китае были опубликованы многочисл. воспоминания о С. Я.-с. (см. в сб.: Синьхай гзмин хуэйилу (Воспоминания о Синьхайской революции), т. 1-6, Пекин, 1961-63).

Соч. Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1-2, Пекин, 1956; в рус. пер. - Избр. произв., М., 1964.

Лит.: Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Тихвинский С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964; Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и мат-лов, М., 1966.

С. Л. Тихвинский. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "СУН ЯТ-СЕН" в других словарях:

    См. Сунь Ят сен … Большая советская энциклопедия

В Уфе более одной тысячи улиц, почти четвертая часть из них названа в честь знаменитых людей, прославившихся в мире, России, Башкирии - революционеров, писателей, ученых, деятелей культуры, героев войны, государственных и общественных деятелей. Я каждый день езжу на трамвае по улице Сун-Ят-Сена и каждый раз, едучи на работу и с оной, задавал себе вопрос: кто такой Сун-Ят-Сен?

Наконец, не выдержал, полез в справочную литературу и выяснил, что это, оказывается, китайский революционер-демократ. Родился он на юге Китая, в бедной крестьянской семье, которая ютилась в глинобитной хижине и жила впроголодь. Только в 15 лет Сун-Ят-Сен впервые надел обувь. Юношей уехал на Гавайские острова, окончил школу. Вернувшись в Китай, поступил в медицинский институт, поэтому впоследствии в народе его называли доктором.

Сун-Ят-Сен вел революционную деятельность на территории Китая с 1895 года, а в конце декабря 1911 года его избрали первым президентом Китайской республики. На этом посту он делал все, чтобы создать единое национальное государство со своей армией, органами власти, финансами. Но вскоре ему пришлось отказаться от президентства в пользу ставленника иностранных государств и эмигрировать в Японию.

Через пять лет он снова вернулся в Китай и возобновил свою борьбу за буржуазно-демократический строй в своей стране. После Октябрьской революции 1917 года в России молодая Советская Республика готова была поддержать любое «национально-революционное освободительное движение, даже если оно будет носить буржуазно-демократический характер». Таково было неукоснительное к выполнению требование решений II Коминтерна. По просьбе Сун-Ят-Сена Советское правительство направило в Китай группу военных советников, возглавил которую при китайском революционном правительстве легендарный генерал Галин, или Га Лин, как его называли китайцы. Лишь немногие знали тогда, что Галин - это Василий Блюхер, совершивший в годы Гражданской войны свой первый подвиг на башкирской земле. В 1918 году под его командованием Уральская партизанская армия совершила героический, 1500-километровый рейд по белогвардейским тылам на территории Башкирии. В честь него, кстати, в Уфе тоже названа улица.

Но вернемся к Сун-Ят-Сену. К весне 1924 года под его руководством группой военных советников был разработан план создания китайской революционной армии. В Москву за подписью Сун-Ят-Сена ушла заявка на необходимое вооружение - пушки, винтовки, пулеметы, ручные гранаты. Хотя и нелегкие времена испытывала тогда Советская республика, но помощь друзьям из Китая в вооружении армии все-таки была оказана. Более того, помогли советские специалисты китайским товарищам и в подготовке офицерских кадров в высшем военном училище, которое было открыто в Китае по предложению опять же Сун-Ят-Сена.

К сожалению, Сун-Ят-Сену не удалось до конца осуществить свои замыслы - он тяжело заболел и 12 марта 1925 года скончался. После смерти Сун-Ят-Сена в Уфе и появилась улица его имени, которая до этого называлась улицей Копейкина.

По поводу же его предложения о том, что саммиты ШОС и БРИКС в Уфе нужно было проводить зимой, чтобы показать гостям улицу Сун-Ят-Сена, замечу, что и летом она выглядит не очень ухоженной - разбитое дорожное покрытие, мусор по обочинам.

Хотя сама по себе она красива, особенно весной, когда рядом с частными деревянными домами в палисадниках зацветает сирень, черемуха, яблони стоят в белой кипени.

Облагораживание «китайской» улицы в Уфе тем более актуально, что чиновниками уже разработан туристический маршрут «Красная Уфа» для туристов из Китая.

По словам заместителя главы республиканского Госкомитета по туризму Романа Шайхутдинова, этот маршрут уже был показан китайским гостям в прошлом году, он включает посещение городских достопримечательностей, связанных с революционным прошлым нашей страны, именами Владимира Ленина и Надежды Крупской. Китайским туристам в Уфе планируют также рассказывать о первых годах становления советской власти, работе Коминтерна. А если еще им рассказать о том, как в Уфе почитают их первого президента Сун-Ят-Сена, что даже улицу в его честь назвали, тогда отбою от китайских туристов у нас не будет. Правда, в этом случае они могут изъявить желание посмотреть эту улицу. Туда их, конечно, не повезут.

Потому что показать китайцам улицу Сун-Ят-Сена в таком виде, это значит совсем уж опозориться.