Очень долгое время после подавления народно-освобо­дительного восстания в 1775 г. имя Пугачева - предво­дителя восстания - было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании и его вожде с ненавистью, ругая и проклиная мятежников, называя их не иначе как «злодеи», «грабите­ли», «разбойники», «убийцы». Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе восстания выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтиче­ские предания и легенды, Пушкин отметил, что народ от­ носится к «разбойнику» с любовью, называя его «красным солнышком», «отцом», заступником угнетенных, защитни­ком бедных. Великому Пушкину удалось создать правдивый исто­рический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в про­чувствованных словах Гринева - главного героя повести, дворянина, которого судьба близко свела с Пугачевым: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме од­ного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту силь­ное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев.., и спасти его голову, пока еще было время». Пугачев для Гринева - враг, преступник, «злодей». Од­нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю­дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че­ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья, В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед­ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия. Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво­боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ­ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управ­лять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со­ветчиками, яицкими казаками, без согласования с которы­ми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им. Со временем Пугачев понимает обреченность восста­ния, поскольку большинство крестьян не привыкли отста­ивать свои права. Бунт для них - это «заблуждение, мгно­венное пьянство, а не изъявление их негодования». К тому же самые ярые сторонники и союзники Пугачева - «воры», и это он тоже прекрасно понимает: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Но обратной дороги для Пугачева нет, по­скольку власти никогда не простят ему мятежа: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования, Буду про­должать как начал». Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. «Улица моя тесна; воли мне мало», - говорит он. Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос­стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед­ливом заступнике и вожде.

в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний П. обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились«История пугачевского бунта» и роман«Капитанская дочка». В «Капитанской дочке» рассказана история жизниПетра Андреевича Гринева, Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа.. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России.

Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в массах. Где бы не появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ. Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого его участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.

В изображении Пугачева Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания изверга В изображении Пушкина необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачева, воплотившего в себе характерные черты русского народа – широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты крепости не желают сражаться против Пугачева, переходят на его сторону.Жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачева, окруженного народом.

Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор.Речь Пугачева пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народное воззрение: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачев любит народные песни.

Желая дать понять Гриневу, как ему, Пугачеву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передает это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне. Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив.

На сколько человечнее, добрее, благороднее Пугачев Екатерины П, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринева. Правда, Екатерина П приказала освободить Гринева, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина П сказала ей: «Знаю, что вы небогаты, но я в долгу пред дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем.Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила.

Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени, пишет, что внуки Гринева и Марии Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Пугачев неграмотен, но умен и талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев водворяет порядок и организованность.На военном совете у Пугачева после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения.

Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачева – с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Неслучайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивали Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками.

И везде ярко выступает превосходство Пугачева, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.

Пугачев для Гринева - враг, преступник, «злодей». Од­нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю­дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че­ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья, В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед­ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия. Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво­боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ­ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управ­лять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со­ветчиками, яицкими казаками, без согласования с которы­ми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им. Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос­стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед­ливом заступнике и вожде. Когда Пушкин впервые столкнулся с материалами, сви­детельствующими о грандиозной народной войне, он за­дался целью написать «Историю Пугачева». В ходе даль­нейшей работы с историческими документами у Пушкина также возник замысел создания исторической повести «Капитанская дочка», и все свое внимание он направил на ее написание. В этом произведении великий писатель худо­жественно исследовал жизнь народа, вставшего на путь борьбы. Понятно, что главным и наиболее ярким вырази­телем мятежной стихии народа Пушкин изображает Пу­гачева. 22 декабря 1836 года журнал «Современник» с романом «Капитанская дочка» вышел в свет. До гибели Пушкина оставалось 38 дней. 27 января состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Преследование поэта кончилось его убийством - 29 января Пушкин умер от полученной смертельной раны. «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при его жизни.

8 кл УРОК

Дата:

Тема: С.Есенин. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».

Цели урока:

Образовательные:

    раскрыть жанровое своеобразие драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачёв» и углубить знания учащихся о творчестве рязанского поэта ;

    сравнить образ Пугачева в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэму С.Есенина «Пугачев»;

    ответить на вопрос: «Почему образ Пугачева так притягателен для поэта?»

Развивающие:

    создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации;

    развивать способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

Воспитательные:

    помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

    воспитывать интерес к истории и самостоятельному чтению;

    формирование активной жизненной позиции учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Сформировать умение планировать и оформлять учебный проект, используя оборудование и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;

Сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

Формировать готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Формировать гуманистические и демократические ценностные ориентиры.

Методы обучения:

    проблемный;

    исследовательский.

Педагогические технологии:

    проблемного обучения;

    компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная;

    групповая;

    индивидуальная.

Средства обучения:

    С.Есенин «Пугачев», народная песня.

    Видеофрагменты художественного фильма "Капитанская дочка"

    «Своя игра", подготовленная учащимися 8 «А» класса под руководством учителя

    Презентация " Образ Пугачева"

    Музыкальная запись Кипелова.

Словарная работа: бунт, разбой, бунтовщик.

Ход урока

    Оргмомент. (1 мин.)

Учащимся предлагаются карточки на выбор, которые объединены 3 темами. В соответствии с выбранными карточками, ребята делятся на 3 группы.

    Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Стадия вызова. (3-4 мин.)

Просмотр видео-отрывка.

Кто является действующим лицом в данной сцене? (Пугачев). Образу какого исторического лица будет посвящен наш сегодняшний урок?

Решите ребус. Уберите латинские буквы. (Появляется слово «Есенин»). Предположите. Как могут быть связаны Пугачев и Есенин?

Запись темы и числа на инструкционной карте. Тема: С.Есенин. Образ предводителя восстания в поэме «Пугачёв». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».

Сформулируйте цели, которые мы должны поставить перед собой на уроке.

    Актуализация знаний. «Своя игра». (5 мин.)

Вы знакомы, ребята, с Пугачевым как историческим лицом. Мы с вами знакомы и с творчеством А.С.Пушкина, и с творчеством С.Есенина. Предлагаю в форме «Своей игры», которую подготовили ребята, вспомнить отдельные факты, связанные с ними.

Т.к. вы работаете в группах, вспомните, как правильно организовать работу в группе.

    Слово учителя. (3-4 мин.)

В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:

1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.

1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.

1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.

1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.

19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

Учащиеся на интерактивной доске соединяют дату и событие. При отсутствии интерактивной доски данное задание может быть выполнено устно.

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.

1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности.

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.

Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.

    Работа в группах. (5-6 мин.)

Задания группам:

1 группа: рассказать о Петре 3

2 группа: сообщение об эпохе Екатерины 2

3 группа: сообщение о Пугачеве

Сообщение представителей от групп. Материал для групп подготовлен заранее или учителем или самими учащимися.

Вывод:

Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.

Звучит рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. (5:50)

Надо мною - тишина,
Небо, полное дождя,

Дождь проходит сквозь меня,

Но боли больше нет.

Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,

И все в бездну сорвалось.

Свободным стану я

От зла и от добра…

Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая.

В чём же предназначение Пугачёва?

Кто такой Пугачев? Баловень судьбы, народный герой или бунтовщик?

Физминутка.(1 мин.)

Выполняется выбранная учителем физминутка, затем предлагается следующее задание.

Встаньте. Присядьте. Возьмите под стулом листок и напишите свой ответ-предположение.

Листочки собираются. Ответы частично зачитываются. (До урока под каждый стул в отсутствие учащихся нужно наклеить стикер!)

В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение.

Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.

Бунт стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик участник бунта.

Разбой нападение с целью ограбления, убийства.

Разбойник человек, занимающийся разбоем.

    Сопоставительная работа.

Прочтите народную песню.

Как народ писал о Пугачеве?

Каким показан в песне Пугачев?

Какой вывод можно сделать из прочитанного произведения об отношении народа к Пугачеву?

Запишите вывод в 1 колонку.

- Вы просмотрели отрывок из фильма. Назовите автора и произведение.

Посмотрите небольшой кинофрагмент и скажите, по какому это произведению и кто его автор?
- Каким увидели вы здесь Пугачева?
- Почему?
(Пугачев здесь показан очень жестоким человеком, хладнокровным и равнодушным к чужим человеческим судьбам)
- Вот каким увидел Пугачева один из художников.
- Всегда ли Пугачев был таким? Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?
(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)

Запишите вывод во 2 колонку.

Чтение стр. 89-91

Как объясняет Пугачев (в поэме Есенина) причину своего появления в этих местах?

В чем он видит свое предназначение?

Чтение монолога Хлопуши. Стр. 93.

- Как народ относится к Пугачеву?

Чтение монолога Пугачева. Стр. 94.

Обратимся к последним строкам поэмы Есенина.

Что явилось причиной этих невидимых слез, этого крика души? Погибшая надежда. Обреченность.

Есть ли жалость к себе?

Есенин верно передал настроение Пугачева перед казнью, как вы считаете?

Вывод: запишите вывод в 3 колонку. Зачем пришел Пугачев к Яику? Как относится народ к Пугачеву?

    Ответ на проблемный вопрос. (2 мин.)

В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

Ответьте теперь еще раз, кто и для вас Пугачев – герой или бунтовщик?

    Творческое задание: (5-7 мин.) Песня Кипелова.

Где и кем были бы вы: в лагере Пугачева или его противником? Одним из возглавляющих восстание или рядовым казаком в стане Пугачева, если вы выбрали бы примкнуть к нему?

Индивидуальное или парное задание: сравнить речь Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина и в поэме Есенина. Сделать вывод.

Несколько ответов по желанию.

Вывод выполнивших индивидуальное задание записывается в 3 колонку.

    Рефлексия. (2 мин.)

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    я понял, что…

    не понравилось…

    меня удивило…

Оценка учащимися своей работы. Выставление оценок.

    Домашнее задание:

По горизонтали:

5. Что такое фортеция?

7. Только что выпавший снег.

По вертикали:

2. Крытая повозка.

Приложение 1

Инструкционный лист

_____________________

_____________________

Дата:

Тема:_____________________________________________________________

Проблема:_________________________________________________________

1

2

3

Фольклор

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

С.Есенин «Пугачев»

Емельян ты наш родный батюшка! На кого ты нас покинул? Красное солнышко закатилось… Как осталися мы сироты горемычны, Некому за нас заступиться, Крепку думушку за нас раздумать.

«казнит так казнит, милует так милует»

П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне

«А разве нет удачи удалому?»

"В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо". "Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. "

«…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой» .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

    Кроссворд / сообщение о И.С.Шмелеве / рассказ-миниатюра «Как я готовился к сочинению»

По горизонтали:

3. Какое чувство связывало Машу Миронову и Петра Гринева?

5. Что такое фортеция?

7. Только что выпавший снег.

8. Кто сообщил об участии Гринёва в дуэли его родителям?

11. Какие книги брал Петр Гринев у Швабрина?

По вертикали:

1. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за..?

2. Крытая повозка.

4. Слуга, ухаживающий за верховой лошадью господина.

6. Город, в который был отправлен на службу Петр Гринев.

9. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?

10. Предводитель народного восстания.

Приложение 2

Биография Есенина

Биография Сергея Есенина

Дата рождения: 3 октября 1895 года
Дата смерти: 28 декабря 1925 года
Место рождения: село Константиново, Рязанская губерния

Сергей Александрович Есенин - известный русский поэт, Есенин С.А. - последователь имажинизма и крестьянской лирики, родился 3 октября 1895 года в селе Константиново.

Его отец Александр Никитич Есенин был крестьянином, который переехал с семьей в Москву и работал приказчиком в небольшой мясной лавке.

Мать поэта Татьяна Федоровна Титова жила с мужем недолго, когда ребенку было 2 года она уехала работать в Рязань, а воспитывали Есенина бабушка и дедушка по линии матери.

Дед был зажиточным крестьянином, в доме также жили три дядьки Есенина, которые учили его верховой езде, плаванию и полевой работе. Большое влияние на творчество поэта оказали рассказы бабушки, которая познакомила внука с фольклором и народным творчеством. Именно ее рассказы, частушки и песни стали причиной любви Есенина к поэзии и подтолкнули его к написанию собственных стихотворений. Дедушка также обучил Есенина грамоте по церковным книгам.

В 1904 году Есенин начал обучение в земском училище села Константиново, а пятью годами позднее он поступил в церковно-учительскую школу, которую закончил в 1912 году с дипломом учителя. После получения диплома Сергей отправился в Москву к отцу, он работал вместе с отцом в мясной лавке, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина. В 1913 году он начала посещать Московский городской народный университет Шанявского.


В 1915 после первых публикаций он познакомился с Городецким и Блоком. Эти имена уже были значимыми для русской литературы. В Петрограде Есенин начал военную службу и был назначен в Царское село. Однажды он даже выступил со своими стихами перед императрицей Александрой Федоровной.

Его первый самостоятельный сборник стихов "Радуница" увидел свет годом позже. Этот сборник, наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес ему общественное признание, обратил на него внимание критиков.

Есенин познакомился с имажинистами ближе к 20-м годам. Он сразу же увлекся идеями создания глубоких образов, метафорой. Именно после увлечения новыми идеями он выпустил множество сборников стихов, которые также были приняты публикой довольной тепло.

В этот период свет увидели сборники "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва кабацкая" и большая поэма "Пугачев.

Приложение 3

Индивидуальное задание (может быть парным или групповым)

Эпитет - это не просто признак предмета (ДЕРЕВЯННАЯ палка) , а образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного. Например, "тихий голос" - здесь нет эпитета, а "ЯРКИЙ голос" - здесь эпитет ЯРКИЙ. Теплые руки - нет эпитета, ЗОЛОТЫЕ руки - есть.

Олицетворение -вид метафоры, наделение неодушевлённых или абстрактных предметов признаками и свойствами человека.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме) ; нос человека - нос корабля (по расположению) ; шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету) ; крыло птицы - крыло самолёта (по функции) ; завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания).

В чем сходство и в чем различие между героем Есенина и Пугачевым в романе Пушкина «Капитанская дочка»?

Сравните речь Пугачева в «Капитанской дочке» и в поэме «Пугачев».

1.Кто использует в речи простонародные слова. пословицы, поговорки, иные формы фольклора? Назовите, приведите примеры. Говорит ли этот факт о близости героя к народу, о том, что герой является выходцем из народа?

Предчувствует ли герой свою казнь? Почему он не желает отдаться на милость императрицы? Используя какие формы фольклора. Он иносказательно об этом говорит?

Является ли герой защитником народа или баловнем судьбы. Оказавшимся в нужное время в нужном месте?

2. Какой герой использует в речи обилие метафор, олицетворений, эпитетов? Приведите примеры.

Зачем герой явился на берег Яика?

3. Сделайте вывод:

У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия …………… и ……………. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора.

С. А. Есенин в восстании видит справедливое ………………………………. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» .

Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев –_____________________________________________________________________________________

Речь его выдает в нем выходца из …………… Он использует……………………………………………….(примеры)………………………………………….

У Есенина Пугачев любит …………., мечтает о достойной ………….. для своего…………..

Ему важно, чтобы крестьяне могли заниматься ……………………………………………………………….

Отличается герой и весьма выразительной речью, насыщенной ……………………………………………………………………………………………….. (примеры с названием худ.-изобраз. средства).

Сочинение по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История России полна воспоминаний о народные волнения, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался российской историей. Среди его исторических работ наиболее известна "История Петра" и материалы о пугачевщину. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина чрезвычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавило народное восстание во второй половине XVIII века.

Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — семилетний и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздирающий внутренними противоречиями. Обращая на себя внимание жестокость Пугачева, склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узкая моя улица" , — говорит Пугачев Гринину. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде о орла и ворона, т.е. выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен.

Все вожди народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. Об их народ слагал песни. Однако Пушкин — единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка». Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. «Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал‑майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.

А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Цели движения определяются в общих чертах не какой‑либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели. Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С. Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.

    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]