Игра – представляет собой определенный штамп поведения, представленный рядом последовательных действий. Каждое действие содержит определенный эмоциональный пласт. Если провести параллель с фольклором, то наиболее точно охарактеризовать общую концепцию психологических игр может выражение: «кнут и пряник», так как каждому действию в процессе игры сопутствуют «поглаживания» и «удары».

Э. Берн провел аналогию прикосновений матери к младенцу и важностью социального признания для взрослого человек. Каждый человек испытывает на протяжении своей жизни потребность в стимуле и потребность в признании, то есть нам необходимо чувствовать, что мы нужны кому-то и что мы можем кого-то вдохновить на новые прекрасные свершения; и что мы можем получить реакцию в ответ на свой стимул.

Бёрн писал в своей книге «Игры, в которые играют люди», говоря о дефиците поглаживаний: «Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути, так же как и ощущение пищевого голода».

Отличие игр от ритуалов и развлечений характеризуется тем, что субъекты игры руководствуются скрытыми мотивами, а также тем, что в игре всегда есть выигравший и проигравший. Игры могут привести к возникновению конфликта.

Классификация игр

Э. Бёрн в своих работах выделяет следующую классификацию игр:

  1. Количество игроков: игры на двоих ("Фригидная женщина"), на троих ("Ну-ка, подеритесь!"), на пятерых ("Алкоголик ") и на многих ("Почему бы тебе не." – "Да, но... ").
  2. Используемый материал: слова ("Психиатрия "), деньги ("Должник "), части тела ("Мне нужна операция").
  3. Клинические типы: истерический ("Насилуют!"), с синдромом навязчивости ("Растяпа"), параноидальный ("Почему со мной всегда так?"), депрессивный ("Опять я за старое").
  4. По зонам: оральные ("Алкоголик"), анальные ("Растяпа"), фаллические ("Ну-ка подеритесь").
  5. Психодинамические: контрфобия ("Если бы не ты"), проецирующие ("Родительский комитет"), интроецирующие ("Психиатрия").
  6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские ("Если бы не ты"), садистские ("Растяпа"), фетишистские ("Фригидный мужчина")

Также Бёрн приводит классификацию игр исходя из основных качественных характеристик:

  1. Гибкость. Некоторые игры, такие как "Должник" или "Мне нужна операция", могут играться только на одном материале, в то время как другие, например, эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
  2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
  3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые.

Любая игра оказывает значительное влияние на жизнь человека, некоторые игры затягиваются на всю жизнь.

Анализ «игр»

Э. Бёрн писал: «основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс».

Рассмотрим некоторые психологические игры более подробно.

«Должник»- игра, основным тезисом в которой является: «если бы не долги, то…». Эта игра может нести серьёзные проблемы для человека, хоть тема денег и не несет собой каких- то глубинных трансформаций. Дело в том, человек относиться поверхностно к вещам, которые требую ответственного подхода. Если обратится к массовой культуре, то можно рассмотреть игру «Должник» на примере фильма «Шопоголик», режиссера П. Дж. Хогана. Главная героиня фильма, главная и абсолютно взаимная любовь которой – это походы по магазинам, живет в состоянии постоянно бегства от финансового инспектора. Когда героиня фильма (Реббека Блум) встречает мужчину своей жизни, ситуация с кредиторами заставляет лгать этому человеку. Ценой этой лжи становится потерянное доверие.

«Ударь меня»- игра, участниками которой становятся люди с внутренними установками на роль жертвы. Например, в любой школе есть ученик без какого-либо авторитета, он становится изгоем и мишенью для всякого рода насмешек. Существует подвид этой игры, который называется «поношенное платье». Женщина делает все, чтобы выглядеть никчемной и жалкой, находит всевозможные причины, чтоб оставаться в «материальной яме». Такая женщина, как будто, притягивает людей и ситуации, помогающие ей продолжать эту игру. К примеру, женщина выходит замуж за человека, которого ей приходится содержать, и чтобы не происходило, будь, то рукоприкладство, моральные унижения или алкоголизм партнера, она находит всевозможные причины для того, чтобы продолжать эти «больные отношения».

«Какой ужас!» - игрок ищет причины выплеснуть эмоции другому человеку посредством жалоб. В этой игре всегда участвует три субъекта. Например, мужчина, женщина и подруга женщины, которой он плачется в жилетку, обсуждая несправедливые, по отношению к ней, действия и слова мужчины.

Любая психологическая игра - это, прежде всего, цепочка действий, имеющих предсказуемый ход. Ключевым моментом психологической игры является скрытая мотивация, это тот самый «крючок», который является пусковым механизмом для получения в процессе игры той или иной эмоции. Игрок, даже не всегда осознает, зачем совершает то или иное действие, но есть и те, кто действует осознано, с целью получить определенные эмоции и подпитаться энергией, как правило, это представители публичных профессий и хорошие провокаторы.

Анализ игр помогает пациенту понять участником, какой психологической игры он является, ответить на его главный вопрос: «почему так со мной происходит или почему это ситуация постоянно со мной происходит, как будто по циклической спирали?». А также найти выход из сложившейся ситуации. Иногда очень сложно выйти из состояния игры без посторонней помощи. Поэтому, человек как «наркоман» жаждет получения новых эмоций, иногда, в ущерб собственному здоровью.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры»;
  2. Кабрин Э. «Транскоммуникация и личностное развитие»;
  3. Макаров В.В., Макарова Г.А. «Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России»;
  4. Клод Штайнер. «Сценарии Жизни Людей. Школа Эрика Берна»;

Теперь вы уже знаете всё. Я не скрыл от вас никаких важных элементов.

Теперь вы можете пожинать плоды центрированного мышления. Остался лишь вопрос эффективности программирования, чтобы вы с помощью другой стороны могли справляться с непредвиденными, критическими, затруднительными ситуациями и прочими крайностями. Сейчас мы коснемся и этой темы. А в последней главе мы поговорим о том, как удерживать корабль жизни на нужном курсе, направляя его при помощи твердой руки Высшего интеллекта.

Вам предстоит еще много глав, но не в этой книге и, вероятно, написанных не мною. Мы только начинаем заделывать брешь, образовавшуюся между нами и нашим источником. По мере того как исследования и опыт будут приносить новые знания, они будут выливаться на страницы многих книг.

Возможно даже, их станут изучать в школах. Представляете название предмета? "Работа с Высшим интеллектом".

Достижения в области здравоохранения позволяют видеть, насколько быстро мы продвигаемся в этом направлении. Затем следует назвать экологию.

Замыкать шествие будут, по-видимому, политика и дипломатия.

Нетрудно привести примеры конференций по проблемам здоровья, на которых тщательно изучаются имеющиеся данные о мозге и теле человека в попытке собрать головоломку воедино. Одна подобная конференция состоялась в 1988 году в Лас-Вегасе, где встретились такие далекие друг от друга ученые, как немецкие специалисты в области лечения аллергии, русские исследователи отрицательных ионов, восточные психонейроиммунологи, эксперты по африканским лекарственным травам, врачи, применяющие методы традиционной китайской медицины, исповедывающие вибрационную терапию, гомеопатию, иглоукалывание и биоэнергетическую терапию. Когда они соберут все кусочки головоломки вместе, интересно, не окажется ли общая картина ликом Бога?

Уинстон Черчилль как-то сказал: "Люди иногда спотыкаются об истину, но большинство из них вскакивает на ноги и спешит дальше, как будто ничего не произошло". Альфа-уровень - ключ к решению. Я не могу понять, почему народы мира не открыли раньше эту панацею от всех земных проблем.

Входите в альфа-уровень и соединяйтесь с Создателем этой планеты. Что может быть проще?

Как справиться с потерей любимого человека

Один из тягчайших ударов, который может обрушиться на нас, - это потеря человека, которого мы любим. Это может быть расставание с любовником или супругом, смерть близкого друга или члена семьи.

Первое, к чему мы склоняемся, - чувствовать себя жертвой или мучеником. Жалея себя, вы становитесь жалкими. Вместо этого вам следовало бы подумать над тем, как восстановить прежнюю полноту своей жизни.

Изменить негативные мысли на позитивные.

Существует техника метода Сильва, предназначенная именно для таких ситуаций, - "зеркало души".

Не прикладывайте силу. Не торопитесь. Но осознавайте свои мысли.

Именно так вы сможете преодолеть свое горе. Пересматривая свои мысли, вы можете признать их мрачными, негативными, бесполезными. Разум выше этого, и, когда он видит себя в зеркале вашего сознания, усиливается желание поменять полюса. Этот процесс начинается с вашего желания дать волю разуму, затем набирает обороты с конструктивной переменой мышления. И победа достигается, когда вы понимаете, что жизнь должна продолжаться.

Теперь вы способны видеть, в каких направлениях вы можете двигаться.

Вы умеете вообразить цель в зеркале с белой рамой. Вы также способны направлять свои мысли в русло позитивных аспектов вашей ситуации. Метод Сильва научил вас тому, как успешнее справиться с несчастьем, позволил лучше познать себя и понять боль других людей в схожих ситуациях. Он также помог вам вырасти и стать в большей мере тем человеком, каким вам надлежит быть.

Перечитайте этот абзац еще раз. Отложите книгу. Войдите в альфа-уровень, и пусть в вашем воображении возникают образы позитивных последствий вашей потери. Вам может также понадобиться позитивное утверждение, чтобы запрограммировать себя на постепенный выход из вашего сурового испытания.

Если речь идет о смерти дорогого вам человека, вы можете использовать такие слова: "У меня есть сила подняться над этой потерей. Каждый день во всех отношениях я становлюсь все сильнее и сильнее и функционирую все лучше и лучше".

Если хотите, можете попробовать такую фразу: "Прошлое прошло. Впереди лежит будущее. У меня есть свобода выбора из множества возможностей сделать свою жизнь творческой, продуктивной и радостной".

Или такое: "Я спокоен, крепок и тверд. Я переживу потерю, потому что управляю собой. Я невредим, счастлив и уверен в себе".

Если потеря связана с разлукой или разрывом отношений с любимым человеком, тогда можно применить утверждение такого рода: "Если ты можешь обойтись без меня, я тоже могу обойтись без тебя. Каждая минута, проходящая после этой, закрывает одну дверь и открывает другую".

Самое лучшее утверждение - то, которое вы создаете в соответствии со своей ситуацией. Ваше утверждение должно быть позитивным, упорядоченным и возможным. Оно должно быть полным надежды, направленным и достижимым.

Иногда мы обижаемся на уход человека, даже на его смерть. Обида может лежать на вас тяжелым грузом. Избавьтесь от этого чувства, войдя в альфа-уровень и добившись взаимного прощения. Прощать никогда не поздно.

Как справиться со страхом

Потеря любимого человека может сделать для вас жизнь бесцветной, а мир пустым. Однако год спустя печаль останется далеко позади и жизнь вновь наполнится красками. Со страхом дело обстоит иначе. Если горе растворяется со временем, то страх может только укрепиться. Жизнь предоставляет нам широкий набор страхов и боязней. Вообще говоря, мы все можем бояться бедности, неудач, одиночества, опасности, предвзятости, начальства и так далее. В более частных случаях у нас может развиваться терзающий страх перед полетами, лифтами, замкнутыми пространствами, боязнь насекомых, грязи, темноты, публичных выступлений, высоты, собак. Различают более сотни распространенных боязней, которым присвоены соответствующие научные названия.

Страх душит радость. Все, что лишает нас радостей жизни, является серьезной проблемой. Вот три шага, которые необходимо выполнить, чтобы рассеять страхи и боязни:

1. Признаться в этом.

2. Понять это.

3. Перепрограммироваться.

Давайте рассмотрим каждый из этих шагов по очереди.

1. Мы склонны погрязать в страхе, словно это не страх, а действительная угроза. Расслабьтесь, посмотрите в лицо этим так называемым угрозам и дайте им имя. Признайтесь, что боитесь (тараканов, предубеждений, встреч с новыми людьми - чего угодно).

2. Чтобы лучше понять свой страх, докопайтесь до его причины. Вы сами можете быть своим психоаналитиком, входя в альфа-уровень и спрашивая себя, какова причина этих негативных мыслей. Пусть ваш разум блуждает, где ему вздумается. Он может вернуть вас в то время, когда ваш дядюшка Эдди окунул вас ребенком в пруд. Вам казалось, что вы тонете, но это дядя Эдди просто учил вас плавать. И вы с тех пор боитесь воды.

3. С понимания уже начинается перепрограммирование. В предложенном выше примере ваше правое полушарие мозга реагирует на это понимание, говоря вам: "Мы записали это не в тот файл. Перенеси это из выживания в память". Теперь вы готовы изменить свое отношение с помощью позитивного, утвердительного программирования. Войдите в альфа-уровень и дайте себе новые инструкции.

Некоторые из этих новых инструкций предлагаются ниже. Вы можете применить одну из них напрямую или адаптировать к своей ситуации.

Боязнь знакомства с новыми людьми. "Встречаться с новыми людьми забавно. Я получаю много нового, встречаясь с ними. Я полностью расслаблен, когда встречаюсь с новыми людьми."

Боязнь лифтов. "Я знаю, что лифты безопасны. Я уверенно пользуюсь ими."

Боязнь высоты. "Я концентрируюсь на прочности и устойчивости того места, где стою. Высота расширяет мои горизонты и увеличивает поле зрения.

Я нахожу это интересным. Я чувствую себя уютно."

Боязнь насекомых и грызунов. "Насекомые и грызуны боятся меня. Мне нечего их бояться."

Страх перед бедностью. "Я окружен людьми, которые заботятся обо мне.

Я всегда буду иметь в жизни все необходимое. У меня есть невидимое средство поддержки."

Входите в альфа-уровень раз в день, повторяя выбранное утверждение трижды, пока" проблема не исчезнет.

Если вам нужно изобрести какое-то свое утверждение, следуйте трем простым правилам:

1. Инструкции, которые вы даете себе, должны быть позитивными.

2. Констатируйте факт, который опровергает ваши страхи или каким-то образом подрывает их силу.

3. Утверждайте спокойную уверенность в себе.

Проверьте, удовлетворяют ли предложенные выше примеры этим правилам.

Как разорвать порочный круг

Если вы расслабляетесь глубоко и воображаете реалистично…

Если вы уверены в методе Сильва и знаете, что программируете успешно…

Если, решая свои проблемы, вы помогаете другим людям решать их проблемы…

Если вы не прячете за пазухой недоброжелательность, ненависть или враждебность и прощаете всех в своей минувшей и настоящей жизни…

Если вы осознаете существование своего Высшего "я", хотя бы смутно, и существование Высшего интеллекта…

Тогда вы можете одолеть все проблемы физического мира. Для вас не существует неразрешимой проблемы или недостижимой цели. Многие неизлечимые болезни поддаются "чудесам". Многие смертельные враги становятся вашими ближайшими друзьями. Многие внешне недостижимые вершины неожиданным образом покоряются. Проблема вынуждена отступить, побежденная интеллектом, мощью и любовью той стороны.

Какая техника доступна вам для решения трудных проблем? Вот краткий обзор:

Попадая в ситуацию, требующую повышенного понимания, используйте технику трех пальцев. Программируетесь заранее: "Когда я складываю эти три пальца вместе и размышляю над (вставьте проблему), мой разум работает на более глубоком уровне сознания ради (вставьте позитивный результат)".

В сложных ситуациях, которые с трудом поддаются образному мышлению, применяйте технику стакана воды.

Когда не знаете, какую технику применить, или не предполагаете, каким может быть решение, применяйте технику управления сновидениями.

При решении проблем отношений между людьми применяйте субъективную связь.

В любых экстренных ситуациях используйте альфа-уровень (несформулированную технику), внушая себе позитивные утверждения.

Каждый из этих приемов может выполняться в критических обстоятельствах на "высшей передаче". Давайте еще раз пройдемся по списку, указывая на то, как мы можем ускорить отдачу в экстренных или срочных ситуациях.

"Техника трех пальцев" . Когда вы заранее программируетесь на какое-то событие, делайте это в наилучшее время. Если помните, мы объясняли, как определить это время: Вечером перед сном войдите в альфа-уровень и мысленно скажите себе: "Я проснусь этой ночью в лучшее для самопрограммирования время". Засыпайте из альфа-уровня. Вы проснетесь в нужное время. Вернитесь в альфа-уровень и выполните программирование техники трех пальцев. Другой способ повысить мгновенную эффективность техники трех пальцев связан с дыханием. Если вы сталкиваетесь с критической ситуацией и решаете применить данную технику, чтобы поднять свое понимание до уровня сверхсознания, складывая три пальца вместе, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд. Задержка дыхания включает реакцию выживания, и вы начинаете работать на более высоком уровне сознания.

"Техника стакана воды". Капните несколько капель лимонного сока в воду и держите стакан указательными пальцами обеих рук. Соединив пальцы обеих рук, закройте глаза и поднимите их слегка вверх, после чего, мысленно сказав: "Это всё, что мне нужно для решения проблемы, которая мучает меня", отпейте полстакана. Утром закончите программирование, повторяя те же манипуляции.

"Управление сновидениями" . Эта техника не проявит всей своей эффективности, если вы не запоминаете все свои сны. Даже если вы делаете это, возможно, вам стоит пройти через программирование запоминания сначала одного сна, а потом всех снов (см. Вечера 11 и 16). Когда просыпаетесь, записывайте побольше подробностей из своих снов. А позже, когда вы будете исследовать свои сны, одна какая-то деталь может оказаться тем золотым ключиком, который вы ищете.

"Субъективная связь" . Когда вы имеете дело с серьезными проблемами человеческих взаимоотношений, вам необходимо быть поближе к другой стороне. Субъективное общение в альфа-уровне - хорошо; но субъективное общение на лабораторном уровне - еще лучше. Вы находитесь ближе к той стороне.

"Программирование на альфа-уровне". Для решения проблем можно использовать прямое программирование на альфа-уровне. Если вы программируете в альфа-уровне без использования какой-либо формульной техники, вам следует знать способы усиления своего программирования. Вот некоторые из них:

Серьезная проблема заслуживает более глубокого альфа-уровня. Вы знаете, как углубить уровень с помощью обратного отсчета. Вы можете также сделать это,.переносясь в свое любимое место релаксации, что теперь тоже является знакомой вам процедурой.

Еще один способ углубления уровня - прогрессивная релаксация. Вы помните, как делали это в первые дни практики - двигаясь от головы к пальцам ног и расслабляя каждый участок тела. Разумеется, после этих упражнений вы можете погрузиться еще глубже, переходя на лабораторный уровень, если считаете, что это вам необходимо.

Оказавшись в глубоком альфа-уровне, воспользуйтесь тремя образами.

Сначала определите проблему, нарисовав картину непосредственно перед собой. Потом пусть она изменится к лучшему на второй картинке, которую следует сместить немного влево (в будущее). Наконец увидьте цель достигнутой или решение найденным на третьей картинке, еще более смещенной влево. При создании второго образа полезно применять спусковые механизмы ("с каждым шагом вперед" или "с каждым глотком воды").

Образов обычно достаточно; они выражают работу созидательной энергии, являются "языком" той стороны. Слова тоже могут быть мощным оружием, если вы применяете убедительные доводы. Как все мы знаем, для преодоления трудностей необходимо упорство.

Когда мы работаем над решением проблем, наши утверждения должны быть твердыми. Как сказал Джон Буниан, "тот, кто внизу, не боится упасть". Нет нужды быть умеренным или ходить вокруг да около, когда вам требуется помощь с другой стороны в серьезных делах. Я приведу некоторые примеры возможных высказываний.

"Я ожидаю и предопределяю результаты. Я верю в устойчивый прогресс, независимо от того, вижу я его или нет. Мои ожидания и вера оптимистичны."

"Я испытываю жгучее желание достичь своей цели (решить свою проблему). Я двигаюсь вперед с энергией и рвением. Моя гениальность, мой энтузиазм и моя добрая воля добьются поддержки других."

"Каждый день я становлюсь сильнее и мужественнее. Я вижу вещи такими, какие они есть. Я испытываю оптимизм в отношении достижения цели (решения проблемы). Я работаю энергично, целеустремленно и творчески."

Как развивать свои способности

Многие художники и другие творческие люди улучшили свои способности и решили вопросы карьеры при помощи метода Сильва. Давайте взглянем еще раз:

1. На альфа-уровне вообразите преуспевающего человека, которому вам хотелось бы подражать.

2. Мысленно скажите себе: "В любое время, когда мне нужно узнать, что сделать, чтобы стать лучше, всё, что мне требуется, - это соединить большой, указательный и средний пальцы на любой руке, сконцентрироваться на этом образе, и ответы, которые я получу, будут исходить от него (от нее)".

3. Заканчивайте занятие и вновь принимайтесь за работу.

4. Когда возникает затруднение, сложите три пальца вместе.

Разум решает проблемы

Пока пишется эта книга, один японский промышленник намерен вложить 80 миллионов долларов в то, чтобы привлечь 100 ученых, занимающихся исследованиями мозга. Деньги будут использованы на строительство комплекса площадью 40 акров, который будет принимать по 20 ученых в разные периоды времени. Они будут изучать мозг и такие специфические проблемы, как старение. Один ученый заявил, что этот проект является уникальным шансом "визуализировать активно работающий головной мозг, который - будучи замкнутым в свою толстую костную оболочку - до сих пор был исключительно труднодоступным для исследования".

Подобный проект изучения мозга, несомненно, представляет интерес. Чем больше мы знаем о мозге, тем лучше. Но изучать наш мыслительный процесс с помощью исследования мозга - все равно что изучать литературу, читая слова по буквам. С мыслительным процессом связано нечто большее, нежели три фунта мозгового вещества, заключенного в "толстую костную оболочку".

Разум.

Существует энергетическое поле, которое окружает мозг и фактически обволакивает все тело. Оно как бы создает форму для физического тела. То, что называют энергетическим полем, это на самом деле работа интеллекта, направляющего наши клетки, органы и системы. Поле расположено вне "толстой костной оболочки" и тем не менее является частью нашего общего интеллекта.

И это только начало.

Прибавьте к энергетическому полю другие поля интеллекта, которыми мы пользуемся, и разум станет безграничным феноменом.

Еще в 1940-х годах нейроанатом из Йельского университета Гарольд С. Берр изучал энергетические поля вокруг растений и животных. Он обнаружил, что детеныш саламандры обладает энергетическим полем, по форме примерно совпадающим с полем взрослого животного, которым он станет, и что ось этого поля можно обнаружить даже у зародыша в яйце. Изучая саженцы, он обнаружил существование того же феномена: энергетическое поле вокруг ростка по форме напоминало поля вокруг взрослого растения.

Энергия - это созидательная сила вселенной. Мозг является физическим веществом. Поэтому энергия является нашим связующим звеном с нефизическим миром.

Следовательно, разум, а не просто мозг, является тем таинственным "органом", о котором человечеству следует знать побольше. Нам необходимо выяснить, какие еще энергетические поля окружают человека. Нам нужно больше узнать о том, что доктор Руперт Шелдрейк называет морфогенетическими полями, и о том, что доктор Питер Расселл называет глобальным мозгом.

Когда речь идет о решении различных жизненных проблем, нам необходимо пользоваться мозгом - обеими его половинами, что вовлекает в работу над проблемой больше разума, особенно ту его часть, которая связана с интеллектом другой стороны.

При решении сложных жизненных проблем может быть применен любой способ, с помощью которого мы получаем связь с Высшим интеллектом.

Одним из таких способов является использование лабораторного уровня и советников. На лабораторном уровне мы вплотную приближаемся к нашему творческому источнику. Помехи на пути творения - чем на самом деле и являются сложные жизненные проблемы - могут быть устранены наиболее эффективно на лабораторном уровне и с помощью советников, которые олицетворяют связь с нашим творческим источником.

Поэтому применяйте лабораторный уровень и своих советников, когда программируете напрямую или через субъективное общение. То, что вы "видите" в своем лабораторном уровне, проявляется в физическом мире.

Говоря вам о важности лабораторного уровня, я должен также напомнить о его духовной природе. К президенту корпорации не ходят докладывать о содержании газетных вырезок. Я подозреваю, что все мы определяем свою репутацию "наверху" тем, что способны брать рутинную ответственность на себя.

Человек, постоянно входящий в лабораторный уровень по поводу легко разрешимых ситуаций, с которыми можно справиться простыми формульными приемами, с точки зрения Высшего интеллекта, образно говоря, просто поднимает ложную тревогу.

Я не хотел бы приобрести такую репутацию у другой стороны. Полагаю, что вы тоже. Так давайте как-то дифференцировать повседневные и действительно сложные проблемы - для достижения успеха в решении тех и других.

Перестаньте создавать сложные проблемы

Питер А. не мог удержаться ни на одной работе. Его послужной список выглядел великолепно, потому что Питер умел представить свой парад различных мест работы как рост и многообразие опыта. Поэтому ему достаточно легко удавалось получать новое место. Но однажды Питер нашел работу, которая ему действительно понравилась. Он не хотел потерять ее; она приносила ему радость и была перспективной.

Питеру пришлось задаться вопросом: а почему ему приходилось так часто менять работу? Он прошел обучение методу Сильва, и это повысило его авторитет в собственных глазах, но также сделало его более чувствительным к слабым местам своей личности. Никаких сомнений не оставалось - Питер был неуживчив с людьми, с которыми приходилось работать. Он постоянно искал повод к ссоре.

Питер вошел в лабораторный уровень и спросил своих советников: "Что мне делать с этой неприятной чертой характера?" Он начал размышлять над данной проблемой и увидел себя прощающим своего давно умершего отца. Он отмахнулся от этого. "Что еще?" - спросил он. Ответа не последовало.

Питер не совсем понимал "физику" прощения, но тем не менее перенесся в свое любимое место релаксации и пригласил туда своего отца. "Он выглядел таким, каким я видел его в детстве, - вспоминал Питер. - Я простил его за все недоразумения и в свою очередь попросил прощения у него. Мы расцеловались."

Позже Питер опять вошел в лабораторный уровень и вновь спросил своих советников, что бы ему еще сделать. На этот раз ответ пришел: проведи переучет сильных сторон своего характера и больше программируйся.

Питер, не теряя времени, последовал совету. Чем больше он находил в себе положительных сторон - пунктуальный, честный, аккуратный, - тем больше новых черт приходило ему в голову. Получился довольно длинный список. Затем Питер вошел в альфа-уровень со списком в руке и мысленно произнес: "Я больше узнаю о сильных чертах своего характера. По мере того как мои знания о них растут, растут и они сами, и я приобретаю все больше позитивных черт. Каждый день во всех отношениях я становлюсь все более победоносным".

Вскоре Питера повысили в должности и он стал менеджером фирмы.

Негативные черты личности действуют как источник сложных проблем.

Создается впечатление, что наша вселенная позитивна и, чтобы иметь в ней успех, вы должны исповедывать столь же позитивный подход к жизни.

Чтобы запрограммировать устранение нежелательной черты, сделайте следующее:

1. Определите негативную черту.

2. На альфа-уровне поищите ее причину, и пусть ваш разум пороется в прошлом.

3. В альфа-состоянии мысленно произнесите: "Я стираю чувства (негативной черты). Они являются порождением (причины), которая больше не имеет никакого значения для меня. Вместо этого я чувствую (противоположное)".

Некоторые примеры таких противоположностей: ненависть-любовь, недовольство-удовлетворенность, неадекватность-самоуважение, уныние-энтузиазм, неуверенность-уверенность.

Если сложная проблема создается вашим поведением, а не чертой личности, соответственно измените формулировки. Потом примените в альфа-уровне следующее утверждение, которое подкрепит положительную перемену: "Я готов отбросить этот (стиль поведения). Я больше не нуждаюсь в нем. Я волен быть самим собой. Этот путь открывает передо мной новые уровни радости для меня и моих товарищей".

В этой главе...

■S Разрабатываем действенный план по решению проблем

■S Применяем навыки решения проблем в нашей жизни

Если вы испытываете депрессию, каждая трудность, с которой сталкиваетесь, воспринимается более масштабной и сложной, чем она есть на самом деле. То, что всем вокруг (да и вам самим в нормальном настроении) кажется небольшим холмом, сейчас воспринимается вами как огромная гора. Именно о таком подходе к проблемам говорят: "Делать из мухи слона".

А что уж тогда говорить о действительно серьезных трудностях, которые буквально парализуют вас и углубляют состояние безнадежности. Негативные чувства, мысли и эмоции, вызванные вашей неспособностью справиться с испытаниями, в свою очередь, усиливают депрессию и лишают вас способности находить выход из жизненных коллизий.

А теперь - хорошая новость: освоив стратегии, нацеленные на эффективное разрешение проблем, вы скорее победите депрессию в целом. Многие исследования подтвердили, что преодоление трудностей действительно помогает избавиться от депрессии! Уверяем вас, что эти стратегии не сложны. С их помощью вы легко научитесь находить пути выхода из самых разных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваетесь в вашей повседневной жизни.

В этой главе мы представляем вам эффективный план, с помощью которого вы научитесь распутывать клубки самых разнообразных проблем.

Мы понимаем, что начинать работу всегда проще, если вы видите перед собой пример. Поэтому представляем вам историю Адель и будем следить за развитием событий в ее жизни на протяжении всей этой главы, чтобы вы хорошо поняли и усвоили механизм предложенной нами стратегии.

Составляем план решения проблем

Подход, предполагающий эффективное решение жизненных проблем для лечения депрессии, в последнее время получил большую популярность. Мы можем выделить следующие главные цели этого подхода.

■S Обнаружение жизненных проблем, способствующих появлению депрессии или углубляющих ее.

■S Осознание того факта, что депрессия снижает вашу естественную способность конструктивного преодоления испытаний.

■S Обучение эффективным техникам решения проблем.

■S Предотвращение повторного возникновения депрессии благодаря улучшенным навыкам совладания с жизненными трудностями.

Наш план состоит из шести этапов, которые позволят вам найти эффективные способы решения ваших проблем и помогут осуществить эти решения на практике.

S Первый этап - осознание. Вы должны будете всесторонне рассмотреть вашу ситуацию или собственно проблему, поразмыслить над причинами ее возникновения, вашими чувствами в связи со сложившейся ситуацией и оценить собственные намерения, предполагаемые дальнейшие действия. Например, если вы искренне верите, что проблема не преодолима, этот взгляд тоже является частью проблемы (или проблемной ситуации).

■S Второй этап - поиск решений. На втором этапе вам предстоит найти все возможные способы решения проблемы, включая самые невероятные и малореальные.

■S Третий этап - анализ решений. Вы должны будете предсказать все последствия, сопровождающие каждое из возможных решений, и оценить вероятность их возникновения.

■S Четвертый этап - выбор. На этом этапе следует принять окончательный выбор стратегии решения проблемы.

■S Пятый этап - генеральная репетиция. Иными словами - это ваш эмоциональный план поддержки выбранного вами решения. Подготовка необходима, поскольку осуществление некоторых решений требует мужества.

■S Шестой этап - действие и оценка результата. Проработав предыдущие шаги плана по решению жизненных проблем, вы, без сомнения, будете готовы к его финальной части - непосредственному осуществлению избранного вами решения. Также вам предстоит оценить результат и в случае неудачи наметить схему своих дальнейших действий.

Предлагаемый нами шестишаговый план решения жизненных проблем не гарантирует безусловного успеха. Однако качественный анализ ситуации значительно повышает ваши шансы на нахождение и применение оптимального решения. В последующих разделах мы вместе пройдем по каждому из этапов нашего плана. Как всегда, постарайтесь иметь под рукой бумагу и ручку (или клавиатуру компьютера). Итак, приступаем к работе!

Если вы постоянно ощущаете, что проблемы вашей жизни абсолютно нерешаемы, пожалуйста, обратитесь за помощью к профессионалу, прежде чем использовать предложенный нами план решения проблем. Возможно, наш подход окажется полезным и для вас, но не отказывайтесь от участия компетентного помощника.

Примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку. Про людей, у которых всегда всё плохо.

Жизненные трудности закаляют. По крайней мере, должны - об этом сообщают многие религии и идеологии. Считается, что человек, переживая определенные проблемы, развивается, получает нужные знания и становится «лучше».

Однако есть люди, которые зацикливаются на своих переживаниях: они постоянно недовольны, несчастны и печальны, у них в жизни все плохо, а даже если хорошо - то это просто какое-то недоразумение и станет еще хуже.

Как общаться с такими людьми? Почему они себя так ведут? Нужно ли их пожалеть и попытаться понять? Возможно ли их «поменять», показать лучшее будущее?

1. Манипуляция с целью получить подтверждение - «все плохо»

Как часто Вам встречались люди, которые приходили на дружескую встречу и она превращалась в черную беспросветную полосу? Друг (подруга) вначале нехотя, а потом с нарастающей амплитудой эмоций, говорил(а) о том, что «выхода нет». И это продолжалось от встречи к встрече.

В какой-то момент начинаешь думать, что-то тут не так. На все предложения и варианты решения проблемы, человек, не попробовав, сразу говорит «нет». «Ты не понимаешь», «да я похожее пробовал», «это не поможет» - фразы, как круговорот, завлекают, и ты ловишь себя на желании убежать куда подальше. Часто эта мысль «читается» на лице, и собеседник говорит: «о, как я тебя замучил(а), извини, я не хотел(а)» - и тут же просыпается чувство вины за свои «недостойные» мысли.

Почему это происходит?

Этот друг (подруга), чаще всего бессознательно, получают внимание и разрешение на бездеятельность. Так как сознание есть у всех и в какой-то момент уединения человек начинает понимать, что он просто не делает ничего со своей жизнью, и что решение проблемы требует слишком больших усилий.

Пообщавшись с Вами и получив подтверждение, что «все-таки плохо», «друг» может спокойно идти домой и без угрызений совести жить дальше по своему сценарию. Попутно рассказчик «слил» вам весь накопленный негатив, «подзарядился» энергией и вполне сносно может жить дальше.

2. Манипуляция с целью самоутверждения

Знакомый(ая) встречается с Вами и расспрашивает про жизнь. В какой-то момент Вы расскажете про свой успех, достижение или что-то положительное, произошедшее в жизни. И тут появляются фразы: «видишь, как тебе везет», «видишь, как тебе помогают», «видишь, какой у тебя муж (жена, друг, отец)», «везет тебе, у тебя жилье (работа, машина, дом и т. д.)».

Вы начинаете чувствовать себя виноватым. За что? Почему? В результате таких бесед становится страшно делиться своей жизнью и начинаешь поневоле вспоминать, что же у тебя плохо, чтобы не выделяться.

Почему это происходит?

Снова, чаще всего неосознанно, человек пытается Вам показать, что Ваши победы и достижения - незаслуженные. Таким способом он утверждает свое «Я», подкрепляет теорию «глобальной несправедливости» и снимает с себя ответственность за личную жизнь и позицию в ней.

3. Манипулятор по имени «плохой»

Такая личность весьма интеллектуально одарена, она не позиционирует себя открыто как жертва, и более того, обидится на такое обращение по отношению к ней. Часто, в разговоре, человек реагирует на любое замечание или просьбу фразой «я ж плохой(ая), что ты от меня хочешь?».

Примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку

В отношениях такой партнер может говорить «со мной ничего не получится, я испорчен(а)», «вот видишь, теперь ты обиделся(ась), я же говорил(а)», «мне лучше быть одному(одной), никто не сможет полюбить такого(ую) как я», «я не нормальный(ая)» и т. д. И вы тут же пытаетесь разубедить человека: «нет-нет, тебя просто недооценили, недолюбили» и т. д., твой партнер просто был «дурак (дура)», а я смогу тебя понять».

Почему это происходит?

Этот человек чаще всего себя позиционирует как жертву несчастной любви, обстоятельств, плохих отношений родителей. Он открыто не претендует на жалость, агрессивно реагирует на откровенное сочувствие, и тем не менее постоянно повторяет, что «плохой».

Таким образом он получает подтверждение своей уникальности, особенности, и опять же, снимает с себя полностью ответственность за отношения. Ведь он сразу говорил, что он плохой! Что с него взять? Вы сами виноваты. Сами связались. Вас предупредили. И в каком-то смысле он прав, он действительно предупредил.

Как же вести себя с такими людьми?

Последний случай очень хорошо демонстрирует игры в рамках так называемого Треугольника Карпмана - модели взаимодействия между людьми. Согласно этой теории, общение проходит по распределенным ролям: спасатель - преследователь - жертва. Если вы общаетесь с «жертвой», значит, Вы берете на себя роль «спасателя», а общество, жизнь, обстоятельства становятся «преследователем».

Чтобы разрешить ситуацию, важно признать свою роль и желать выйти из этой игры. Модель Треугольника опасна тем, что спасатель часто становится преследователем, жертва спасателем, преследователь жертвой и.д. Значит, если человек перед вами жертва - где-то он преследователь, а где-то спасатель, и у него есть все ресурсы решить проблему.

Примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку

Ваша «спасательская» позиция чаще всего делает Вас жертвой этого же человека, так как в результате манипуляций Вы теряете свою уверенность, энергию или уважение.

Если Вы готовы перестать играть в эти игры, тогда ответьте себе на вопросы:

— Зачем мне нужен этот человек?

— Что я получаю от этого общения?

— Как бы мне хотелось общаться с этим человеком?

— Насколько возможно реализовать это общение по-другому?

— Готов(а) ли я тратить свои силы на решение проблемы другого человека?

— Зачем мне нужно слушать его историю?

Главное в таком общении - это честность перед самим собой. Только признавшись себе в своих желаниях «спасателя» (например), возможно снять роль и освободиться от сценария.

Обязательно ли рвать отношения с этим человеком? А если это близкий родственник или партнер? Тогда важно понимать, что вы не несете ответственность за жизнь другого, если это не ваш ребенок до 18 лет. У каждого человека есть своя жизненная задача и Вы не вправе решать ее вместо него, даже если вам кажется, что вы лучше знаете решение.

Если от общения нельзя отказаться, тогда задавайте собеседнику прямые вопросы:

— Чем я могу тебе помочь - конкретно?

— Что ты готов сам(а) делать?

Помните, наша жизнь - это наш выбор, и мы, и только мы несем за нее ответственность.

Надеемся, что вам понравилась статья про примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

В обиходе автомобилистов есть понятие «зеленая волна». Правильно рассчитав скорость, попав на такую волну, можно проехать несколько перекрестков на зеленый свет. Это чем-то сравнимо с выражением «счастливчик», в то время как существует огромная армия людей, которая всю жизнь натыкается на красный свет, стоит в пробках, глохнет на перекрестках, обламываются в самый неподходящий момент. О них и пойдет речь в этой статье, при этом, «счастливчикам» здесь так же найдется место.

Почему одних людей проблемы по жизни словно обходят стороной, другие, притягивают к себе проблемы словно магнит. Что, мы все сделаны из разного «теста»? В чем подвох? Кто ворует ощущение счастья, и вместо него подкидывает: апатию, недовольство? Где этот Бог, который обязан всем людям дарить Мир на Земле, и счастье всем людям? Где? Кто? Почему?

А теперь по порядку. На воспитание ребенка влияет все то, что его окружает. Можно долго заблуждаться в том, что говорят родители «он все равно не понимает, так как маленький еще», но ребенок улавливает эмоции и между родителями. Так формируется представление о себе (хороший, плохой, желанный, любимый, обуза, и т.п.), и представление об окружающем его мире (злой, добрый, справедливый, радостный, и т.п.).

Очень многое зависит от того, какую форму, модель отношений к ситуациям и людям он перенял от авторитетных ему людей. Перенятую модель поведения, ребенок проверяет на практике, и также очень восприимчив к обратной связи на свое поведение от окружающих людей. Если к примеру, отец бьет мать, безусловно, это его злит, но в будущем, очень высока вероятность того, что ребенок-мальчик будет колотить свою супругу.

Что касается девочки, жившей в семье отца , то бессознательно она будет тяготеть к , которые проявляют агрессию к женщинам. Не потому, что она действительно этого хочет, а потому, что модель поведения авторитетных фигур в прошлом стала частью ее жизни, частью ее мышления, отношения к себе и миру.

Безусловно, не все так драматично. Дети с большой радостью учатся вежливости, вниманию, ухаживаниям. Стремятся подражать маме и папе. Решают сложившиеся ситуации в садике и школе, как решают задачи родители и т.п.

Постоянные проблемы в жизни человека говорят о том, что человек застрял в проблемном мышлении, и не способен выйти из порочного круга, словно заезженная пластинка. Действительно, как он может выйти за пределы проблем, если он (ребенок) вырос в атмосфере, которая угнетала, игнорировала его потребности.

Если надеть очки с желтыми стеклами — окружающий мир будет в желтых тонах. Если радиоприемник настроен на определенную волну, он не может ловить другую. Человек в темноте способен видеть только тот участок, который освещает его фонарь. Зеркало в точности отражает то, что….

Вот ведь какая штука. Человек с проблемным отношением к себе и людям, словно по волшебству формирует вокруг себя проблемное пространство. Все, что окружает человека — подстраивается под его мировоззрение. Иными словами: подобное притягивает подобное. Порочный круг замыкается.

Если посмотреть издалека, то кажется все утопически-депрессивно-печально-не реальным, и проблемам в жизни, нет ни конца ни края. Если поменять угол зрения (восприятия), то картина жизни несколько иная.

Прекрасным примером могут послужить дети. Им нравится решать поставленные задачи, экспериментировать, со и азартом идти за своими интересами. Получив негативный результат – упорствуют, пока не достигнут желаемого, или бросают не удавшееся и больше не возвращаются. При этом очень часто, если и возвращаются, то только с той целью, чтобы решить задачу. Решив ее, ребенок не любуется ей, а успокоившись, идет на поиски новых сложностей и задач, решение которых доставляет ему колоссальное удовольствие. Так он познает Мир, познает себя через задачи и их решение.

Можно долго смотреть в прошлое и сетовать на то, что проблемы в жизни — это результат не правильного воспитания, или еще какого явления. Всем бывает тяжело и . Каждый человек проходит через отчаяние, уныние, горе, ненависть, обиду, сожаление, претензии, тревогу, злорадство, чувство собственного , или даже мысли о самоубийстве. Всем бывает тяжело и одиноко.

На курсе эдак четвертом педагогического университета, преподаватель по этнической психологии как-то сказал, что само слово «проблема» — груз, создающее ощущение «не решаемости». Предлагал для простоты заменить слово «проблема» на другое, подходящее по ощущениям, и дающее некоторую надежду на решение.

Для меня это оказалось некоторым культурным шоком. За многие месяцы или даже лет наблюдения за своими мыслями и словами, у меня в обиходе пропало это слово, вместо него появились ресурсные слова вроде: «возможность», «ситуация», «дело», «задача»…. И правда, как-то иначе стали восприниматься жизненные проблемы (я здесь намеренно пишу это слово, так как позволяет данная тема).

Дети воспринимаю проблему как задачу. Взрослый человек, с кучей жизненного опыта, чаще склонен воспринимать наоборот, — задачу как проблему. Дети, решив проблему как задачу – получают удовольствие и развитие. Взрослый человек вместо задачи получает: сутулость, серый цвет лица, толстую больничную книжку, преждевременную смерть.

Ученым удалось провести интересный эксперимент над крысами. Когда животным давали только негативные эмоции, они болели и умирали. Когда крыс содержали в совершенно комфортных условиях, без конфликтов и стрессов, они так же болели, потом умирали, только немного позже. Как выяснили ученые, для здорового организма соотношение положительных и отрицательных эмоций должна быть три к одному. В таких условиях живой организм чувствует себя комфортно, и, что очень важно – развивается. С человеком дела обстоят похожим образом.

В чем разница? Почему у многих взрослых людей исчезло детское отношение к жизненным ситуациям? Жизнь ломает, или мы ломаемся под жизнью? Где наивность, простота, искренность? Если все это было, то куда делось?

Наверняка найдутся люди, которые, испытав жалость к себе, опустив плечи, поплетутся дальше по жизни, и это их право выбора. Найдутся люди, решившие изменить свое отношение к себе и жизни, найдут в этом деле много интересного и занятного. Это также их право и выбор.

Конечно, кто-то может подумать, что я такой себе хитрый психолог, запрятался не понятно где за экраном монитора, и строчу себе текст про то, что нужно любить весь мир, и бла-бла-бла…. Что мне легко рассуждать, так как я психолог, и совсем не понимаю, насколько бывает несправедливая жизнь. Хочу заметить, что я не родился сразу тридцатидвухлетним психологом. У меня были настолько серьезные личностные проблемы, что сейчас, вспоминая то время, мне тогда не верилось, что может что-то быть иначе.

Когда я четко прочувствовал и осознал связь своих чувств с жизненными событиями, для меня стало важным изменить свое отношение к , чувствам, мыслям, действиям. Это очень тяжело, но как показало время – возможно.

Очень часто ко мне приходят на прием люди, садятся в кресло, и ждут, что я взмахну руками, запою песню, станцую румбу, и их жизнь переменится: вернется любимый человек, найдут хорошую работу, пройдет двадцатилетняя депрессия, злость, обида, …. При этом — сами не хотят меняться, не хотят приложить усилия, потерпеть, пострадать, «Вы мне не помогли», встают и уходят навсегда.

Чувства имеют инерцию. Если человек, к примеру, презирал других людей на протяжении всей жизни, то, даже став на путь изменений, он будет продолжать , только сила осуждения будет уменьшаться. Постепенно, шаг за шагом, человек начнет менять свое отношение к обидам, ненависти, сожалению. Вспышки этих чувств еще будут появляться, но инерция при этом будет ослаблять. Время, терпение, труд, и плоды стараний не заставят себя долго ждать.

Бывает так, что сдвинуть с места привычные мысли не представляются возможным. Тогда, необходимо изменить ритм жизни и привычки. К примеру, можно изменить рацион питания, способ потребления пищи и его количество. Прическа. Одежда. Чай. Обувь. Места отдыха. Круг общения. Сорт меда. Баня. Чистая вода.… И, дальнейший перечень можно продолжить самостоятельно. Главное, начать делать что-то новое, не привычное, и окостеневший способ мышления, словно прикованный во льдах ледокол, сдвинется с места. Статья написана 20.05.2012 года.