В этом видеоуроке мы рассмотрим решение довольно серьезного логарифмического уравнения, в котором не просто требуется найти корни, но и отобрать те из них, которые лежат на заданном отрезке.

Задача C1. Решите уравнение. Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

Замечание по поводу логарифмический уравнений

Однако из года в год ко мне приходят ученики которые пытаются решать вот такие, прямо скажем, непростые уравнения , но при этом не могут понять: с чего им вообще начинать и как подступиться к логарифмам? Такая проблема может возникнуть даже у сильных, хорошо подготовленных учеников.

В результате многие начинают опасаться этой темы, а то и вовсе считать себя тупыми. Так вот, запомните: если у вас не получается решить такое уравнение, это совершенно не значит, что вы — тупые. Потому что, например, вот с таким уравнением вы справитесь практически устно:

log 2 x = 4

А если это не так, вы сейчас не читали бы этот текст, поскольку были заняты более простыми и приземленными задачами. Конечно, кто-то сейчас возразит: «А какое отношение это простейшее уравнение имеет к нашей здоровой конструкции?» Отвечаю: любое логарифмическое уравнение, каким бы сложным оно ни было, в итоге сводится вот к таким простейшим, устно решаемым конструкциям.

Разумеется, переходить от сложных логарифмических уравнений к более простым нужно не с помощью подбора или танцев с бубном, а по четким, давно определенным правилам, которые так и называются — правила преобразования логарифмических выражений . Зная их, вы без труда разберетесь даже с самыми навороченными уравнениями в ЕГЭ по математике.

И именно об этих правилах мы будем говорить в сегодняшнем уроке. Поехали!

Решение логарифмического уравнения в задаче C1

Итак, решаем уравнение:

В первую очередь, когда речь заходит о логарифмических уравнениях, вспоминаем основную тактику — если можно выразиться, основное правило решения логарифмических уравнений. Заключается оно в следующем:

Теорема о канонической форме. Любое логарифмическое уравнение, что бы в него не входило, какие бы логарифмы, по какому бы основанию, и что бы в себе не c одержали, обязательно нужно привести к уравнению вида:

log a f (x ) = log a g (x )

Если мы посмотрим на наше уравнение, то заметим сразу две проблемы:

  1. Слева у нас стоит сумма двух чисел , одно из которых вообще не является логарифмом.
  2. Справа стоит вполне себе логарифм, однако в его основании стоит корень. А у логарифма слева — просто 2, т.е. основания логарифмов слева и справа различаются.

Итак, мы составили этакий список проблем, которые отделяют наше уравнение от того канонического уравнения , к которому нужно привести любое логарифмическое уравнение в процессе решения. Таким образом, решение нашего уравнения на данном этапе сводится к тому, чтобы устранить описанные выше две проблемы.

Любое логарифмическое уравнение решается быстро и легко, если свести его к канонической форме.

Сумма логарифмов и логарифм произведения

Давайте действовать по порядку. Сначала разберемся с конструкцией, которая стоит слева. Что мы можем сказать про сумму двух логарифмов? Давайте вспомним замечательную формулу:

log a f (x ) + log a g (x ) = log a f (x ) · g (x )

Но стоить учесть, что в нашем случае первое слагаемо вообще не является логарифмом. Значит, нужно представить единицу в виде логарифма по основанию 2 (именно 2, потому что слева стоит логарифм по основанию 2). Как это сделать? Опять вспоминаем замечательную формулу:

a = log b b a

Здесь нужно понимать: когда мы говорим «Любое основание b », то подразумеваем, что b все-таки не может быть произвольным числом. Если мы вставляем какое-то число в логарифм, на него сразу накладываются определенные ограничения , а именно: основание логарифма должно быть больше 0 и не должно быть равно 1. Иначе логарифм просто не имеет смысла. Запишем это:

0 < b ≠ 1

Давайте посмотрим, что происходит в нашем случае:

1 = log 2 2 1 = log 2 2

Теперь перепишем все наше уравнение с учетом этого факта. И сразу же применяем другое правило: сумма логарифмов равна логарифму произведения аргументов. В итоге получим:

Мы получили новое уравнение. Как видим, оно уже гораздо ближе к тому каноническому равнению, к которому мы стремимся. Но есть одна проблема, мы записали ее в виде второго пункта: у наших логарифмов, которые стоят слева и справа, разные основания . Переходим к следующему шагу.

Правила вынесения степеней из логарифма

Итак у логарифма, который стоит слева, основание просто 2, а у логарифма, который стоит справа, в основании присутствует корень. Но и это не является проблемой, если вспомнить, что из оснований из аргументов логарифма можно выносить в степень. Давайте запишем одно из этих правил:

log a b n = n · log a b

Переведя на человеческий язык: можно выносить степень из основания логарифма и ставить ее спереди в качестве множителя. Число n «мигрировало» из логарифма наружу и стало коэффициентом спереди.

С тем же успехом мы можем вынести степень из основания логарифма. Выглядеть это будет так:

Другими словами, если вынести степень из аргумента логарифма, эта степень также пишется в качестве множителя перед логарифмом, но уже не в виде числа, а в виде обратного числа 1/k .

Однако и это еще не все! Мы можем объединить две данные формулы и почить следующую формулу:

Когда степень стоит и в основании, и в аргументе логарифма, мы можем сэкономить время и упростить вычисления, если сразу же вынести степени и из основания, и из аргумента. При этом то, что стояло в аргументе (в нашем случае это коэффициент n ), окажется в числителе. А то, что было степенью у основания, a k , отправится в знаменатель.

И именно эти формулы мы сейчас будем применять для того, чтобы свести наши логарифмы к одному и тому же основанию.

Прежде всего, выберем более-менее красивое основание. Очевидно, что с двойкой в основании намного приятней работать, чем с корнем. Таким образом, давайте попробуем привести второй логарифм к основанию 2. Давайте выпишем этот логарифм отдельно:

Что мы можем здесь сделать? Вспомним формулу степени с рациональным показателем. Другими словами, мы можем записать в корни в качестве степени с рациональным показателем. А затем выносим степень 1/2 и из аргумента, и из основания логарифма. Сокращаем двойки в коэффициентах в числителе и знаменателе, стоящих перед логарифмом:

Наконец, перепишем исходное уравнение с учетом новых коэффициентов:

log 2 2(9x 2 + 5) = log 2 (8x 4 + 14)

Мы получили каноническое логарифмическое уравнение. И слева, и справа у нас стоит логарифм по одному и тому же основанию 2. Помимо этих логарифмов никаких коэффициентов, никаких слагаемых ни слева, ни справа нет.

Следственно, мы можем избавиться от знака логарифма. Разумеется, с учетом области определения. Но прежде, чем это сделать, давайте вернемся назад и сделаем небольшое уточнение по поводу дробей.

Деление дроби на дробь: дополнительные соображения

Далеко не всем ученикам понятно, откуда берутся и куда деваются множители перед правым логарифмом. Запишем еще раз:

Давайте разберемся, что такое дробь. Запишем:

А теперь вспоминаем правило деления дробей: чтобы разделить на 1/2 нужно умножить на перевернутую дробь:

Разумеется, для удобства дальнейших вычислений мы можем записать двойку как 2/1 — и именно это мы наблюдаем в качестве второго коэффициента в процессе решения.

Надеюсь, теперь всем понятно, откуда берется второй коэффициент, поэтому переходим непосредственно к решению нашего канонического логарифмического уравнения.

Избавление от знака логарифма

Напоминаю, что сейчас мы можем избавиться от логарифмов и оставить следующее выражение:

2(9x 2 + 5) = 8x 4 + 14

Давайте раскроем скобки слева. Получим:

18x 2 + 10 = 8x 4 + 14

Перенесем все из левой части в правую:

8x 4 + 14 − 18x 2 − 10 = 0

Приведем подобные и получим:

8x 4 − 18x 2 + 4 = 0

Можем разделить обе части этого уравнения на 2, чтобы упростить коэффициенты, и получим:

4x 4 − 9x 2 + 2 = 0

Перед нами обычное биквадратное уравнение , и его корни легко считаются через дискриминант. Итак, запишем дискриминант:

D = 81 − 4 · 4 · 2 = 81 − 32 = 49

Прекрасно, Дискриминант «красивый», корень из него равен 7. Все, считаем сами иксы. Но в данном случае корни получатся не x , а x 2 , потому что у нас биквадратное уравнение. Итак, наши варианты:

Обратите внимание: мы извлекали корни, поэтому ответов будет два, т.к. квадрат — функция четная . И если мы напишем лишь корень из двух, то второй корень мы просто потеряем.

Теперь расписываем второй корень нашего биквадратного уравнения:

Опять же, мы извлекаем арифметический квадратный корень из обеих частей нашего уравнения и получаем два корня. Однако помните:

Недостаточно просто приравнять аргументы логарифмов в канонической форме. Помните об области определения!

Итого мы получили четыре корня. Все они действительно являются решениями нашего исходного уравнения. Взгляните: в нашем исходном логарифмическом уравнении внутри логарифмов стоит либо 9x 2 + 5 (эта функция всегда положительна), либо 8x 4 + 14 — она тоже всегда положительна. Следовательно, область определения логарифмов выполняется в любом случае, какой бы корень мы не получили, а это значит, что все четыре корня являются решениями нашего уравнения.

Прекрасно, теперь переходим ко второй части задачи.

Отбор корней логарифмического уравнения на отрезке

Отбираем из наших четырех корней те, которые лежат на отрезке [−1; 8/9]. Возвращаемся к нашим корням, и сейчас будем выполнять их отбор. Для начала предлагаю начертить координатную ось и отметить на ней концы отрезка:

Обе точки будут закрашенные. Т.е. по условию задачи нас интересует заштрихованный отрезок. Теперь давайте разбираться с корнями.

Иррациональные корни

Начнем с иррациональных корней. Заметим, что 8/9 < 9/9 = 1. С другой стороны, корень из двух явно больше единицы. Следовательно, наши корни будут находиться на отрезке в таком положении:

Из этого следует, что корень из двух не попадает в интересующий нас отрезок. Аналогично мы получим и с отрицательным корнем: он меньше, чем −1, т. е. лежит левее интересующего нас отрезка.

Рациональные корни

Остается два корня: x = 1/2 и x = −1/2. Давайте заметим, что левый конец отрезка (−1) — отрицательный, а правый (8/9) — положительный. Следовательно, где-то между этими концами лежит число 0. Корень x = −1/2 будет находиться между −1 и 0, т.е. попадет в окончательный ответ. Аналогично поступаем с корнем x = 1/2. Этот корень также лежит на рассматриваемом отрезке.

Убедиться, что число 8/9 больше, чем 1/2, можно очень просто. Давайте вычтем эти числа друг из друга:

Получили дробь 7/18 > 0, а это по определению означает, что 8/9 > 1/2.

Давайте отметим подходящие корни на оси координат:

Окончательным ответом будут два корня: 1/2 и −1/2.

Сравнение иррациональный чисел: универсальный алгоритм

В заключении хотел бы еще раз вернуться к иррациональным числам. На их примере мы сейчас посмотрим, как сравнивать рациональные и иррациональные величины в математике. Для начала по между ними вот такую галочку V — знак «больше» или «меньше», но мы пока не знаем, в какую сторону он направлен. Запишем:

Зачем вообще нужны какие-то алгоритмы сравнения? Дело в том, что в данной задаче нам очень повезло: в процессе решения возникло разделяющее число 1, про которое мы точно можем сказать:

Однако далеко не всегда вы с ходу увидите такое число. Поэтому давайте попробуем сравнить наши числа «в лоб», напрямую.

Как это делается? Делаем то же самое, что и с обычными неравенствами:

  1. Сначала, если бы у нас где-то были отрицательные коэффициенты, то мы умножили бы обе части неравенства на −1. Разумеется, поменяв при этом знак . Вот такая галочка V изменилась бы на такую — Λ.
  2. Но в нашем случае обе стороны уже положительны, поэтому ничего менять не надо. Что действительно нужно, так это возвести обе части в квадрат , чтобы избавится от радикала.

Если при сравнении иррациональных чисел не удается с ходу подобрать разделяющий элемент, рекомендую выполнять такое сравнение «в лоб» — расписывая как обычное неравенство.

При решении это оформляется вот таким образом:

Теперь это все легко сравнивается. Дело в том, что 64/81 < 81/81 = 1 < 2. На основании той цепочки преобразований мы заключаем, что 64/81 < 2 и, следовательно, корень больше 8/9.

Все, мы получили строгое доказательство, что все числа отмечены на числовой прямой х правильно и именно в той последовательности, в которой они должны быть на самом деле. Вот к такому решению никто не придерется, поэтому запомните: если вы сразу не видите разделяющее число (в нашем случае это 1), то смело выписывайте приведенную выше конструкцию, умножайте, возводите в квадрат — и в итоге вы получите красивое неравенство. Из этого неравенства точно будет понятно, какое число больше, а какое — меньше.

Возвращаясь к нашей задаче, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что мы делали в самом начале при решении нашего уравнения. А именно: мы внимательно посмотрели на наше исходное логарифмическое уравнение и попытались свести его к каноническому логарифмическому уравнению. Где слева и справа стоят только логарифмы — без всяких дополнительных слагаемых, коэффициентов спереди и т. д. Нам нужны не два логарифма по основанию a или b , именно логарифм, равный другому логарифму.

Кроме того, основания логарифмов также должны быть равны. При этом если уравнение составлено грамотно, то с помощью элементарных логарифмических преобразований (сумма логарифмов, преобразование числа в логарифм и т.д.) мы сведем это уравнение именно к каноническому.

Поэтому впредь, когда вы видите логарифмическое равнение, которое не решается сразу «в лоб», не стоит теряться или пробовать подобрать ответ. Достаточно выполнить следующие шаги:

  1. Привести все свободные элементы к логарифму;
  2. Затем эти логарифмы сложить;
  3. В полученной конструкции все логарифмы привести к одному и тому же основанию.

В результате вы получите простое уравнение, которое решается элементарными средствами алгебры из материалов 8—9 класса. В общем, заходите на мой сайт, тренируйтесь решать логарифмы, решайте логарифмические уравнения как я, решайте их лучше меня. А у меня на этом все. С Вами был Павел Бердов. До новых встреч!















Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В воздухе пахло водой, травой, туманом – одним словом, пахло ранним прекрасным летним утром.(Л. Толстой) 2. Темное небо над освещенной улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.(И.Бунин) 3. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. (Арсеньев)

Среди предложений 1- 3 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь слабо освещенный, затемненный лампочками коридор. (Полевой) 2. Вдали показалась пристань - маленький красный домик, выстроенный на барке. (Куприн) 3. И ручеек, толкаясь в камнях, спешит, зовет, куда–то вдаль, к неведомым просторам.(Бунин)

  • Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.
  • 1. Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме, горело врассыпную несколько ярко –красных огней. (Чехов) 2. Над полем низко провисая, лениво стонут провода. (Твардовский) 3. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (Паустовский)

Среди предложений 1- 3 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Вы, как инициатор, должны играть главную роль. 2. Страж рыбаков и друг их неизменный, маяк горит бессменно на посту. 3. Напрасно мы пытались пристроиться к грузовикам, следующим в направлении Мещёры.

Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В.К. Арсеньев совершил множество путешествий по тайге Приморья, гора Сихотэ –Алиня, Камчатки – малоисследованным местам нашей Родины. 2.Большой ученый, он занимался всеми отраслями географической науки, изучал флору и фауну. 3. Им было опубликовано свыше шестидесяти работ. 4. Эти книги, читаемые людьми всех возрастов, много раз и большими тиражами издавались у нас и переводились на многие языки мира.

Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

  • 1. В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо. (Пушкин) 2. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева от дороги. (Полевой) 3. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. 4. Миша опустил голову и, не сразу, тихо ответил. (Горький)
  • Среди предложений 1- 5 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  • 1. Коваленко сидел, нагнувшись, и молчал.(Чехов) 2. На даче, очень неприглядной на вид, с низкими потолками, с неровными щелистыми полами, было три комнаты. (Чехов) 3. Через минуту платформа задрожала и, пыхая сбиваемым от мороза паром, прокатился паровоз.(Толстой) 4. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли, наконец, берега. (Толстой) 5. Мир наступил, землю согревая, унося артиллерийский дым. (Светлов)

Среди предложений 1- 3 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

  • 1. Вопреки нашим опасениям, бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами. 2. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на возраст, своей старости. (С. – Микитов) 3. Толпа казаков звонко, в несколько голосов, говорила на берегу. (Толстой) 4. Хорь присел на скамейку и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Тургенев)

Задание 9 ОГЭ по русскому языку построено на работе с обособленными членами предложения. Очень важны знания пунктуации. Цель - проверить умение учащихся видеть осложнённое предложение, а также отличать, чем оно осложнено.

Как подготовиться

Чтобы с успехом пройти испытания и получить хороший балл, придется как следует изучить теорию. Вы не должны путаться в терминологии. Нужно понять, что такое обособленные и однородные члены предложения, что такое осложненное предложение, и какие виды осложнения существуют. Поймите разницу между дополнениями, определениями и обстоятельствами.

Задание 9 ОГЭ по русскому языку может иметь несколько вариантов. Например, будет нужно найти среди нескольких предложений одно, с обособленными однородными определениями и написать его номер. Или отыскать среди нескольких предложений одно, с обособленным приложением. После чего также указать его порядковый номер.

Не переживать и тренироваться

Варианты ОГЭ лишь кажутся сложными, главное - хорошо знать теорию и не волноваться. Внимательно читайте текст, вспоминайте правила, ищите правильный ответ и отмечайте его в билете. Для самостоятельной подготовки можно использовать имеющие в сети варианты решений с подробным разбором, это значительно облегчит подготовку и сделает испытания простыми и совсем не страшными, позволит не только лучше усвоить материал, но и почувствовать атмосферу настоящего экзамена.

Все вопросы по русскому языку разработаны федеральным институтом педагогических измерений и полностью соответствуют школьной программе. Время, отведенное на решение билета, составляет 235 минут.

Чтобы хорошо подготовиться и не испытывать проблем на экзамене, изучайте предложенные варианты заданий, серьезно отнеситесь к своим пробелам и уделите им больше внимания.

Обособленные определения и приложения

Обособленные обстоятельства

Согласованные определения (прилагательное, причастие)

Несогласованные определения (существительное с предлогом)

(при изменении главное, зависимое слово не изменяется)

Обособленные приложения.

Отвечает на вопросы КТО ТАКОЙ, ЧТО ТАКОЕ? (выражено существительным)

(при изменении изменяется вместе с главным словом)

Выраженные деепричастием

Выраженные существительным с предлогами

1. Относится к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не ссорились.

2. Находятся после определяемого слова

Ягоды , собранные детьми , были вкусны.

3. Находятся перед определяемым словом и имеют значение причинности (будучи)

Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули.

1.Оносится к имени собственному Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди.

2.Относится к личному местоимению

Она, в длинном нарядном платье, вышла к гостям.

1. Относится к личному местоимению

Я , как истинный друг , не мог бросить его.

2.Находятся после определяемого слова

Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд.

3.Относится к нарицательному существительному и уточняет его (можно заменить словами А ИМЕННО)

Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать.

4.Однословные приложения присоединяются к существительному посредством дефиса.

Проводить Алексей пришли несколько соседей -рыбаков.

1.Независимо от места нахождения.

Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы.

Бежал ручей, сверкая и журча.

2.Не обособляется деепричастие в роли наречия

Он читал лежа.

3. Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом.

Он бежал сломя голову.

ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО

Несмотря на предупреждение , они все-таки отправились в горы.

Благодаря нашим усилиям , мы получили первый приз.

Обособленные дополнения – это дополнения, которые выделены интонационно и пунктуационно. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Обособленные дополнения выражаются:

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением .

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Читаем внимательно все предложения.
  2. Анализируем постановку знаков препинания.
  3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.
  4. Определяем характер осложнения в предложении

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением.

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.