Выявление российской бронетехники в Украине давно перешло из разряда поиска сенсаций в разряд сбора и систематизирования фактов. В данной части "Российская бронетехника в войне на Донбассе" будет приведён обзор лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники с акцентом в сторону современных моделей.

Активно переправлять бронетехнику на Донбасс Россия начала в июне 2014 года. Так, к примеру, боевики Гиркина 5-го июля, пробиваясь из Славянска, уже использовали российскую технику. На видео из Краматорска они передвигаются на боевой машине пехоты БМП-2 с надписями "На Киев", "На Львов" и бортовым номером 125:



Фотографии этой же БМП-2 ещё без надписей "На Киев", но с тем же одноцветным зелёным камуфляжем, бортовым номером 125, размещенным на тех же местах, нанесённым тем же шрифтом и с теми же индивидуальными особенностями (на корме корпуса цифры "1" и "2" несколько смещены влево вниз и отодвинуты относительно цифры "5") выкладывали в социальных сетях военнослужащие Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) - водители армейских тягачей Артем Ленца и Игорь Иванов :

Страница с данным фото удалена
Ссылка на оригинал снимка http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/99881/99881_original.jpg

Сравнение боевых машин пехоты на фотографиях для наглядности:


Основная масса лёгкой бронетехники, отправляемой Россией на Донбасс, как и эта БМП-2 - старые советские модели: боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, не модернизированные бронетранспортёры БТР-80 и МТ-ЛБ, боевые машины десанта БМД-2. Поскольку такие же образцы техники состоят на вооружении Украины, их выявление в большинстве случаев затруднено. Хотя, как в случае с БМП-2 "Лавина" , перемещение экземпляров с яркими индивидуальными чертами прослеживается достаточно подробно.

Также российское происхождение некоторых старых моделей бронетехники выдают тактические знаки подразделений ВС РФ, не закрашенные по халатности исполнителей.

Бронетранспортёры БТР-80 с тактическими знаками из 23-й отдельной мотострелковой бригады (в/ч 65349, Самара) на Донбассе:




Для сравнения этот же тактический знак на военной технике 23-й мотострелковой бригады ВС РФ:



Бронетранспортёры БТР-80 с тактическим знаком 11-й отдельной инженерной бригады (в/ч 45767, Каменск-Шахтинский, Ростовская область) в Украине:



Для сравнения этот же тактический знак на военной технике 11-й отдельной инженерной бригады ВС РФ:



Следующий не модернизованный БТР-80 удалось зафиксировать как в 11-й отдельной инженерной бригаде в Каменск-Шахтинском в 2013-м году, так и на Донбассе летом 2014-го года. Судя по другому рисунку камуфляжа и второму тактическом знаку, который встречается на технике 18-й отдельной мотострелковой бригады, можно предположить, что данный бронетранспортёр был отправлен из 18-й бригады в Каменск-Шахтинский после перевооружения на более новую модель - БТР-82АМ.

Сравнение по камуфляжным пятнам, тактическому знаку и форме пятна замазанного номера:

Этот же БТР-80 (тот же камуфляж, чёрное пятно , красный бортовой номер 201 , ржавчина под цифрой "0" номера) был заснят на видео в июле 2014-го года колонне военной техники в Ростовской области возле города Шахты .

Боевая машина десанта БМД-2, не проходившая модернизации, у боевиков на Донбассе:


На корпусе не закрашен бортовой номер, под нарисованной звездой просматривается тактический знак - белый круг, обведённый по периметру белой линией.

Упоминаемый выше водитель армейского тягача ВС РФ Артем Ленца, который перевозил для боевиков БМП-2 с номером 125, также фотографировался на схожей боевой машине десанта - не модернизированной, с аналогичным тактически знаком, камуфляжным рисунком, порядком нумерации:

Боевые машины десанта этой модификации, с таким же тактическим знаком подразделения, камуфляжем, порядком нумерации встречаются в 108-м десантно-штурмовом полку 7-й десантно-штурмовой дивизии из Новороссийска:

Значительно проще обстоит дело с современными модификациями российской бронетехники. Сам факт их присутствия на Донбассе, без необходимости фото- или видео-фиксации по обе стороны границы, свидетельствует о военной агрессии России против Украины. В новой военной технике зачастую воюют армейские подразделения ВС РФ.



Таким образом, очевидно, что бронетранспортёры БТР-82АМ в августе под Дмитровкой принадлежали 18-й отдельной мотострелковой бригаде из Чечни, которая при вторжении на Донбасс использовала в качестве опознавательного знака белые треугольники .

Бронетранспортёры БТР-82АМ применялись и в Луганской области. Так в посёлке городского типа Новосветловка уничтожен один российский БТР-82АМ. По невежеству "Первый канал" в сюжете за 6 сентября 2014 года дал в эфир видео с этим сожжённым бронетранспортёром ВС РФ:


Российский бронетранспортёр БТР-80А тоже отметился в Украине. Фотоснимки на его фоне делали боевики ЛНР с нашивками "Военной полиции":


Бронетранспортёры этой модели в июле были зафиксированы в районе пропускного пункта "Изварино" :

Кроме вышеупомянутых моделей БТР, также в боевых действиях на Донбассе принимает участие большое количество модернизированных российских бронетранспортёров БТР-80.

Внешне отличить модернизированные БТР-80 можно по новому, более массивному прицелу ТКН-4ГА в башне и прямоугольному лазерному прожектору ПЛ-1 над пулемётом (часть модернизированных БТР-80, по-видимому, ранних выпусков, имеют старый ламповый прожектор круглой формы):


На некоторых из этих бронетранспортёров сохранился тактический знак упомянутой выше 23-й отдельной мотострелковой бригады из Самары в виде красного контурного квадрата с тремя точками внутри:



Один из российских модернизированных БТР-80 был подбит и захвачен украинскими военнослужащими в начале 2015-го года под Донецком. На этом фото из страницы "ВКонтакте" боевика этот БТР с номером 110 ещё целый:

Ввиду существенных повреждений, БТР "110" был пущен на запчасти. Его корпус в феврале демонстрировался на выставке в Киеве среди других экспонатов, свидетельствующих о российской военной агрессии против Украины:


Ещё один любопытный трофей - российский БТР-80 старой модели с усиленной защитой от пуль и противотанковых гранат, выполненной по разработке московского "НИИ Стали" . Бронетранспортёр имеет характерный вид из-за установленных на корпус и башню решётчатых экранов в комплекте с дополнительными броневыми листами. Фото от российских солдат из социальных сетей:


Именно такой образец БТР-80 был захвачен бойцами Национальной гвардии Украины в исправном состоянии 20 июня 2014 года в районе села Мариновка Донецкой области:

Впоследствии этот бронетранспортёр использовался украинскими военными при организации обороны на мариупольском направлении:


На странице "ВКонтакте" российского боевика из Сыктывкара сохранились фотографии этого БТР-а до захвата украинскими солдатами: фото 1 , фото 2 , фото 3 .

Судя по эмблеме в виде головы тигра на лобовой детали корпуса, данный БТР-80 ранее использовался в войсковой части №16544 (Борзой, Чечня) в роте охраны и сопровождения воинских грузов:



Ещё один яркий, легко узнаваемый образец современной российской бронетехники на Донбассе - бронеавтомобиль КамАЗ-43269 "Выстрел" . Бронеавтомобили КамАЗ-43269 неоднократно были замечены в Луганске и Луганской области, участвовали в боях за Дебальцево.

Несколько бронеавтомобилей КамАЗ-43269 в расположении российских военных в Луганске , декабрь 2014-го года:


КамАЗы-43269 на учениях боевиков в Луганской области :

Луганск, улица Карпинского , январь 2015 года:


Десять "Выстрелов" из колонны бронетехники в Краснодоне Луганской области, январь 2015 года:



Луганск, улица Павловская , февраль 2015 года:



Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.

Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Новые танки России

2015 год стал праздничным для следящих за развитием отечественной бронетехникой. На Параде Победы продемонстрировали платформу Армата, давно будоражащую умы любителей танков. На её базе создан ОБТ Т-14 Армата с необитаемой башней, БМП Т-15 и несколько других образцов техники.

Также появись более лёгкие платформы: средняя гусеничная Курганец-25 и колёсная Бумеранг. Отличительными чертами новой техники является повышенная защита экипажа и унификация.

При создании Арматы был использован опыт разработки Т-95. Например, компоновка корпуса, наработки по автомату заряжания и броне.

В 2016 году должны пройти испытания новой техники её принятие на вооружение и серийное производство. Сложно говорить, насколько быстро она заменит устаревающие машины в армии, но в планах нашей страны выпустить 2300 Армат к 2020 году.

Сравнение

Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.

Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.

Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.

Можно сказать, что в последние годы вектор развития нашей бронетехники резко повернул. Стало уделяться большое внимание защите машин и их экипажа, значительно улучшилась эргономика, стали привычны цифровые системы.

Министерство обороны РФ раскрыло информацию о бронетехнике, которая примет участие в параде, посвященном Дню Победы 9 мая. Всего публике было представлено семь фигурантов предстоящего парада: танк «Армата», тяжелая боевая машина пехоты на базе «Армата», БМП «Курганец-25», БТР «Курганец-25», БТР «Бумеранг», самоходная арт-установка «Коалиция-СВ», самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1».

Наиболее интересной премьерой стал именно танк «Армата» с его шасси, на базе которого впоследствии планируют выпустить целый модельный ряд инженерных и боевых транспортных средств. Его действительно можно назвать танком нового поколения, так как до этого момента подобные машины никогда не демонстрировались.

Интересно, что первые разработки в сфере создания принципиально нового танка единого образца начались ещё в 80-х годах в СССР. Проект получил кодовое название «Молот» и предполагал разработку уникального шасси, которое может быть использовано в создании как танков, так и ракетных систем, тяжелых комплексов ПВО и инженерных машин. Разработка нового танка проходила на конкурсной основе. Всего в мероприятиях принимали участие три крупных предприятия из Нижнего Тагила, Ленинграда и Харькова. Наибольших успехов достигло именно Ленинградское КБ под руководством Николая Попова, где в качестве базы для будущего танка был выбран Т-80. Танк был практически готов, когда Советский Союз развалился окончательно — отсутствие финансирования не позволило завершить перспективный проект.

Однако спустя несколько лет был разработан невероятно похожий на ленинградский прототип «Черный орел», который даже показали во время выставки вооружений. Впрочем, на этом всё закончилось, а в серийное производство перспективный танк так и не попал. А вскоре Министерство обороны всё-таки решило завершить проект «Молот» на производстве в Нижнем Тагиле.

В конце 90-х был построен первый прототип тяжелого танка нового поколения, поступивший на полигон для испытаний. Очевидцы рассказывают, что техника получилась более чем внушительной — она произвела благоприятное впечатление на тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева. Он даже сказал, что обязательно принял бы на вооружение именно этот танк, если бы лично у него были деньги на массовое производство. Пресса тогда считала поступление Т-95 в серийное производство вопросом решенным, однако реальность оказалась иной: машина так и осталась прототипом.

Работы над танком возобновились только тогда, когда Минобороны возглавил Сердюков. Именно он активно поддержал проект, на тот момент получивший новое название — «Армата». Но это был уже не Т-95 того формата — его значительно облегчили, уменьшили в размерах и доработали.

Выход «Арматы» — «примечательное событие». «Это первый новый танк, появившийся после развала Советского Союза. Ранее военные модернизировали и улучшали старые танки» — пишет американский журнал Newsweek.

Наиболее примечательными в новом танке являются «пустая» башня и специальная бронированная капсула для экипажа, разделенная с боеукладкой. Та, в свою очередь, располагается в корпусе «Арматы». Конструкторы считают, что в такой ситуации у танкистов есть шансы выжить даже при подрыве боекомплекта или после пробивания башни. К слову, сама форма башни у «Арматы» достаточно необычная, ведь до этого в отечественном танкостроении были приняты «прилизанные» вариации.

Американская армейская газета Stars and Stripes отмечает: российские и часть западных военных экспертов говорят, что «Армата» превосходит все западные версии.

«Это первый танк, у которого есть внутренняя бронированная капсула, в которой находится экипаж из трех человек…» — пишет издание.

В танке, получившем официальное название Т-14, башня собрана из бронированных листов, сваренных между собой под разными углами. Данная технология позволяет значительно повысить маскировочные возможности машины в зоне действия радиолокаторов и теплодетекторов. Также подобное расположение защищает боковые проекции и переднюю полусферу от попадания из гранатомета или управляемыми ракетами. Помимо прочего, башня и гусеницы Т-14 со всех сторон имеют динамическую защиту нового поколения.

По периметру башни и корпуса танка расположены различные оптико-электронные приборы, среди которых системы ночного видения, управление огнем и камеры высокого разрешения. На башне установлен пулемет, управление которым экипаж может осуществлять дистанционно, не покидая бронированную капсулу. 125-миллиметровая пушка имеет высокую точность поражения заданной цели. Примечательно, что на пушке танка нет инжектора — специального утолщения, благодаря которому в башне не скапливаются продукты горения. Это связано с тем, что башня Т-14 необитаема, поэтому создавать комфортные условия для наводчика нет необходимости. За башней «Арматы» спрятан специальный отсек, где хранятся дополнительные боеприпасы и инструмент для мелкого ремонта.

Авторитетное международное издание Janes Defense Weekly отмечает, что новый дизайн танка — это самое большое изменение в семействе российских бронированных машин с 1970-х годов. А обозреватель издания The Washington Post Айзек Таррор опубликовал свою колонку под названием «Россия победила Гитлера танками. Сейчас она демонстрирует танк будущего».

Боевая машина, разработанная на базе этого танка, не менее интересна, чем основной «продукт». Она представляет собой симбиоз транспорта танковой поддержки «Теминатор-2» и гусеничного бронетранспортера, предназначенного для перевозки мотострелков. Двигатель в этой боевой машине располагается в передней части, что позволяет обеспечить дополнительную защиту экипажа и организовать высадку десанта с кормовой стороны. К тому же БМП «Армата» сама по себе отличается эффективной динамической защитой — пожалуй, она даже более мощная, нежели у «танка-родителя».

Из вооружения в БМП ключевую роль играют 30-миллиметровая пушка, четыре управляемых пулемета и столько же противотанковых ракет. Пусковые установки последних дополнительно защищены бронированными листами, чтобы ракеты не стали серьезной угрозой для самой БМП. На машине снаружи установлено чувствительное оптико-электронное оборудование, позволяющее без труда отыскивать и поражать даже самые незаметные и незначительные цели в любое время суток. Примечательно, что управляемые ракеты подходят не только для поражения наземной техники, но также для сбивания вертолетов-беспилотников, попавших в зону огня.

Для пехоты была изготовлена отдельная боевая машина «Курганец-25», которая отличается от «Арматы» более легкой броней. Однако нельзя сказать, что эта машина защищена хуже — мощные динамические системы сделали обе БМП практически неуязвимыми для стандартного оружия. Если взять общий комплекс технических характеристик, которые включают в себя и защитные, и атакующие возможности, то обе эти машины в значительной мере превосходят все остальные мировые БМП. У «Арматы» действительно просто нет аналогов.

Конечно, «Курганец-25» защищен чуть хуже, однако это позволяет сделать его производство более дешевым. «Курганец-25» значительно быстрее «Арматы» на поле боя, что в некоторых ситуациях сделает его даже более безопасной машиной, чем основательный собрат. К тому же именно он может представлять интерес для других стран на мировом рынке вооружений.


Ещё одна новинка от Министерства обороны — БТР «Бумеранг», бронетранспортер нового поколения. От широко распространенного БТР-80 он отличается противоминной конструкцией корпуса. Интересно, что на Западе уже достаточно давно сконструированы бронетранспортеры, способные выдержать подрыв даже непосредственно под днищем. У нас же «Бумеранг» станет первой машиной такого толка. Из-за этого бронетранспортер смотрится больше и тяжелее, нежели его советские собратья, однако всё это компенсируется прекрасной динамической защитой. К тому же выход десантников из «Бумеранга» осуществляется с кормы, что повысит защищенность стрелков во время боя. Шасси бумеранга будет использовано для создания инженерных, санитарных и штабных машин.

Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ», которая также будет продемонстрирована во время Парада 9 мая, является предсерийным вариантом. Ранее заявлялось, что «Коалиция-СВ» будет выпускаться на базе шасси «Армата», однако пока её продемонстрируют с классической «Мсты-С». Новая установка получила более совершенную 152-миллиметровую пушку, а также обновленные системы наведения и управления огнем.

Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1», разработанный на базе бронированного автомобиля «Тигр», создан специально для поражения любых наземных целей, а также низколетящих воздушных транспортных средств. Этот комплекс окажется крайне эффективным при необходимости вести военные действия в населенных пунктах, так как с ним
значительно меньше шансов «зацепить» гражданское население.

Напомним, в День Победы , прототип которого был продемонстрирован ещё в 2013 году.

Таким образом, во время Парада Победы Россия готовится продемонстрировать принципиально новую систему вооружения, призванную доказать первенство страны в данном вопросе.

Первый автомобиль изобрели в сугубо гражданских целях. О возможности использования механического транспортного средства на полях сражений в конце 19-го века еще не думали. Однако не прошло и 2-х десятков лет, как предприимчивые изобретатели постарались внушить консервативным стратегам и тактикам идею о необычайных качествах автомобиля, проявляемых как на поле боя, так и в качестве средства тылового обеспечения и поддержки продвижения войск. Именно с этих увещеваний и начинается история военного транспорта, которую можно условно разделить на боевую (танки, БТР и прочее) и вспомогательную (тягачи, грузовики, инженерные автомобили и прочее) ветви.

В этой статье речь пойдёт о бронетехнике, а о прочих военных автомобилях вы можете прочитать в отдельной статье.

Гражданские конструкторы находились в жестких финансовых рамках и в первую очередь заботились о функциональности и экономической целесообразности своих творений. Их коллеги в погонах могли позволить себе многое, не принимая во внимание экономичность, экологичность и даже разумность своих идей. Поэтому, в истории создания транспортных средств наиболее необычные творения принадлежат именно военным конструкторам.

Например, небезызвестный «Царь-танк» - проект группы российских конструкторов: Н. Лебеденко, Б. Стечкина, Н. Жуковского. Данный тип бронемашины относился к колесным танкам. Дата постройки первого работоспособного прототипа – 1915 год.

Оригинальная форма «царь-танка» основывалась на принципах конструкции орудийного лафета. По большому счету инженер Лебеденко, пытаясь решить проблему проходимости, просто увеличил размеры станины орудия. Диаметр колес передней пары равнялся 9 метрам, а задней – 1,5 метра. В качестве двигателя использовались моторы из стана «вероятного противника» - два агрегата компании Майбах (мощностью 240 л.с. каждый). Первые испытания «Царь-танка» выявили самый главный просчет конструкторов – значительную массу полноразмерного экземпляра. Колесные пары танка вязли в мягком грунте. Российским генералам пришлось отказаться от боевого применения этого монстра.

Еще одним интересным проектом российских конструкторов стал «Вездеход» Пороховщикова. Попытка выполнить постройку этого прототипа танкеток (легких бронемашин-амфибий) предпринималась в том же 1915 году. Однако дальше нескольких моделей, сконструированных для испытания ходовой части дело не пошло.



Справедливости ради необходимо заметить, что идеи создателя «Вездехода» - Александра Пороховщикова – гусеничная система, многослойная броня, цельнометаллическая «броневая рубка» (прототип башни танка) – нашли свое место во многих проектах бронетехники.

Впрочем, потуги европейских конструкторов бронетехники выглядят не менее нелепо. Например, первый серийный танк - Mark I, сконструированный годом позже «Вездехода» Пороховщикова, базировался на шасси, упакованного в броню гусеничного трактора. В качестве двигателя использовались моторы Daimler/Knight на 105 «лошадок».



Ромбовидное чудовище выглядело нелепо, но первая танковая атака в битве на Сомме доказала, что далеко не все идеи конструкторов военной бронетехники граничат с безумием. Стало понятно, что именно танки, самоходные пушки, бронированные автомобили будут определять характер войны в ближайшие десятилетия. Разумеется, конструкторы «в погонах» получили еще большее финансирование и поддержку государства.

Французские конструкторы проектируют шестиметровый танк . Несмотря на впечатляющие габариты, Шнейдер демонстрировал завидную проходимость, а четырехцилиндровый двигатель Renault разгонял танк до 4 км/час. Для усиления пехоты и преодоления траншейных и проволочных заграждений этого было достаточно.



К радости министров финансов враждующих государств, склонность к гигантомании быстро проходит. Появляются вполне вменяемые проекты. Помимо конструирования сложных и дорогостоящих танков, российские и европейские инженеры занимаются доводкой до приемлемого состояния гражданских авто. Наиболее интересным проектом того времени стал бронеавтомобиль Остин-Путиловец, донором которого послужило гражданское авто английской компании «Austin».



В качестве двигателя используется 4-х цилиндровый агрегат с мощностью в 50 «лошадок». Бронеавтомобиль способен преодолевать водную преграду глубиной до полуметра, запас хода равняется двум сотням километров, максимальная скорость – 55 км/час.

В «межвоенное» время появляется интересная тенденция создания скоростных легких танков и бронемашин, способных быстро перенести военные действия на территорию врага. Это было скорее наступательное, чем оборонительное оружие. Подобные танки и бронеавтомобили создаются и в Европе, и в СССР, и даже в Японии. Интересные проекты получились у польских конструкторов (танкетка TK-3), англичан (Carden-Loyd Mk VI) и японцев (Тип 94 ТК).


TK-3 – изделие польского ВПК. Развивала скорость до 50 км/час. Масса – чуть более 2 тонн. Двигатель концерна Fiat, мощностью в 40 «лошадок». Вооружение – пулемет калибра 7,92 мм. Общая длина ТК-3 – 260 сантиметров.

Carden-Loyd Mk VI – классическая танкетка, послужившая прототипом для многих подобных изделий. Экспортировалась в 16 стран. Служила в качестве тягача, разведывательной машины и легкого танка. Длина корпуса – менее 2,5 метров. Для сравнения – длина ВАЗ 2109 – 4 метра.


Малоизвестный японский танк 94 ТК. Сегодня осталось всего несколько экземпляров такой техники. Двухместная бронемашина, укомплектованная двигателем от «Мицубиси». Максимальная скорость – 40 км/час. Запас хода – до 200 км. Вооружение – пулемет калибра 6,5 мм.

Вторая мировая война подстегнула производство бронемашин во всем мире. Помимо общеизвестных Т-34, «Тигров» и «Абрамс», существовали и более оригинальные проекты, например - немецкий Р1000 (Ratte). Проект разрабатывался инженерами компании «Крупп». Куратором проекта был министр вооружения Шпеер. Конструкцию весом в 1 миллион килограмм (1 тысяча тонн) приводил в движение судовой мотор Daimler-Benz MB501 с двадцатью цилиндрами. Длина корпуса танка Р1000 равнялась 35 метрам.



Проект «Ratte» так и не запустили в серию, в отличие от Panzerkampfwagen «Maus» - сверхтяжелого танка концерна Porsche. Этот десятиметровый, тяжелый танк, покрытый закаленной литой броней, весил около 190 тонн. Двигателем этого монстра был особый V образный агрегат с двенадцатью цилиндрами. Этот мотор, мощностью около 1800 «лошадок», разгонял «Maus» до 20 км/час.


К счастью для СССР и союзников, Германия успела построить только два подобных танка. Впрочем, СССР не отставал от Германии ни по размаху проектов, ни по скорости производства новых танков. Известно о нескольких уникальных прототипах, послуживших достойным ответом и «Maus» и «Ratte». Главным соперником гигантского Р1000 считается аналогичный виртуальный проект - КВ-5 «Бегемот». Эту конструкцию разрабатывал инженер Ж.Я.Котин, действующий по указанию самого Сталина.


КВ-5 «Бегемот» представлял собой целый бронепоезд на гусеничном ходу. В основе проекта лежала идея совмещения 3-4 шасси от танка КВ-5. В качестве орудийных башен использовались серийные узлы от танков КВ и БТ-5. Предусматривались и направляющие для реактивных снарядов «Катюша». Необходимо заметить, что в реальности танк КВ-5 «Бегемот» никто не видел. Большинство экспертов считают эту машину обычным пропагандистским проектом.

Американский ВПК ответил на эти поползновения своим собственным проектом – T31 Demolition Tank - гибридом танка и инженерной машины, предназначенным для разрушения оборонительных сооружений. В качестве основы использовался танк M4A3, оснащенный более широкой гусеничной системой и массивным толстым днищем.




Помимо артиллерийского и стрелкового вооружения T31 Demolition Tank, оснащался огнеметом и двумя ракетными установками. До 1945 года было построено четыре опытных образца. После окончания войны к проекту уже не возвращались.

Послевоенные проекты уникальной бронетехники связаны с попытками усовершенствовать классическую схему артиллерийского и стрелкового вооружения на борту бронеавтомобиля, заменив ее на ракетно-артиллерийскую или стрелково-огнеметную. Появляются оригинальные идеи танка-ракетомета, танка-миномета и танка- огнемета. Наибольшего успеха в этом направлении достигли отечественные конструкторы. В 60-х годах прошлого века реализуется проект «Объект 150» - танк с ракетным вооружением (на базе установки 2К4 «Дракон»). Базой будущего ИТ-1 (истребитель танков -1) стал танк Т-62. На протяжении 50-60-х годов все проектные работы проходили в КБ УВЗ.


Дата выхода в серию – 1968 год. ИТ-1 состоял на вооружении танковых батальонов до 1970 года. Столь короткий срок эксплуатации объясняется врожденным дефектом – отсутствием артиллерийского вооружения и устаревшей базой от Т-62. Стрелковое оружие ИТ-1 не могло противостоять противнику во время современного боя.

Приблизительно в это же время шведский ВПК выпускает очень оригинальный проект– безбашенный танк Stridsvagn 103, относящийся к классу «охотников на бронетехнику». Орудие калибра 105 миллиметров крепится к корпусу танка. Мощный двигатель, газотурбинной конструкции, (490 «лошадок») обеспечивает мобильность этого 39-тонного танка и, кроме этого, позволяет использовать на Stridsvagn 103 комплект навесного инженерного оборудования (бульдозерный ковш и прочее). Подвижность ствола орудия при наведении на цель обеспечивает особая гидропневматическая подвеска танка.


Современные танки удивляют скорее обилием электроники и футуристическими формами. Но, к нашему счастью, далеко не все бронированные транспортные средства принадлежат армии. Появилось множество частной бронетехники, доработанной согласно вкусам хозяев. Оригинальный проект реализовали энтузиасты из Украины, выполнившие стайлинг БРДМ-2РХ. Салон бывшего «разведчика» разделили на две зоны – пассажирскую и водительскую. В пассажирской зоне приподнята крыша корпуса. Все бойницы заменили камерами обзора. Информация выводится либо на дисплее водителя, либо на 22-дюймовом экране в салоне. Установлена высококачественная акустическая система.


БРДМ изнутри

«Родные» колеса БРДМ украшены оригинальными авторскими дисками. Стандартный глушитель выхлопной системы заменили на более продвинутый вариант с хромированной насадкой. Родной цвет ЛКП БРДМ заменен на иссиня-черный, матовый колер. Сохранены все дополнительные узлы и механизмы, увеличивающие проходимость бронеавтомобиля – выдвижные шасси, подкачка давления в шинах и помпа.

Показали на Параде Победы, затем на Russian Arms Expo и пообещали на следующей выставке продемонстрировать танки и БМП в деле, со стрельбой. Государственные испытания новой техники начнутся в 2016 году, но уже сейчас про новые БМП, танки и экзотические машины известно достаточно много.

Туалет в корме

Боевая машина пехоты «Курганец-25» оснащена системами очистки воздуха, наружного видеонаблюдения и туалетом, что позволяет экипажу и десанту не выходить из БМП несколько суток. Климатическая установка «Курганца» способна работать в условиях химического, бактериологического и радиационного заражения, подавая к рабочим местам очищенный, пригодный для дыхания воздух. Восемь размещенных на броне видеокамер обеспечивают экипажу обзор всех подступов к БМП, а люк в корме снабжен откидным стульчаком.

По словам первого вице-президента концерна «Тракторные заводы» Альберта Бакова, цена «Курганца» будет меньше 300 млн руб. Сейчас разработчики меняют профиль машины, чтобы снизить ее уязвимость - первые опытные образцы БМП прозвали «мечтой гранатометчика». Экипаж и десант боевой машины впервые отделены от вооружения и боекомплекта - это повышает шансы на выживание при поражении БМП противником.

Оружие «Курганца» сосредоточено в роботизированном боевом модуле. Здесь есть 30-миллиметровая автоматическая пушка, пулемет и пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». Система управления огнем может самостоятельно отслеживать указанные оператором цели.

Беспилотная БМП-3 / Фото: bmpd.livejournal.com

На RAE -2015 курганские тракторостроители показали и беспилотную БМП-3. Машину оборудовали системой дистанционного управления «Витязь». «На машине стоят камеры кругового обзора, а все исполнительные механизмы могут управляться удаленно. Экипаж нужен только для заряжания пушки и защиты машины от ближайших угроз. Например, поставлена задача «достать» цель, находящуюся в семи километрах. На пути к ней на БМП напали. Десант спешивается и отражает нападение, а машина продолжает выполнение боевой задачи», - рассказал представитель предприятия.

Неубиваемые модули

Еще дальше пошли на «Уралвагонзаводе», родине знаменитой «Арматы». Окрыленные мировым триумфом танка Т-14, заводчане разрабатывают новые варианты боевых машин на той же платформе - например, «убийцу танков» со 152-миллиметровым орудием, - и планируют с их помощью изменить тактику современной войны.



"Техника переднего края должна иметь одинаковую защиту и подвижность. Если в одном порядке идут танки и БМП, то на следующем рубеже, скорее всего, останутся одни танки. В этой тактической зоне вообще не должно быть легко поражаемых машин, - считает заместитель генерального директора УВЗ Вячеслав Халитов. - Необходимо уходить от танковых и мотострелковых взводов, создавая взамен автономные, способные к длительным боевым действиям системы типа боевых модулей. В каждое такое подразделение можно включить 1-2 танка, 3-4 тяжелых БМП, тяжелую ударную машину со 152-миллиметровым орудием, способную стрелять не только по траекториям артиллерии, но и прямой наводкой. В демонстрационной программе RAE -2015 мы показали такой модуль в действии".

Т-14 "Армата", танк / Инфографика: представлена компанией InfoStep

Для полноценной работы модуля необходимы также машины групповой защиты, способные бороться с роботами - в том числе миниатюрными, - на земле и в воздухе. Нужна машина управления и разведки, а для автономности - машина ремонта и обеспечения.

"Несколько таких модулей объединяются в боевую платформу с приданием ей машин инженерного обеспечения, радиоэлектронной борьбы и РХБ-защиты. Получается автономная саморегулирующаяся структура, способная вести боевые действия. Несколько платформ объединяются в боевую тактическую платформу и т.д. Я уверен, что у этой концепции есть будущее и российская армия обязательно к ней придет", - заявил Халитов.

Мирный русский трактор

Челябинский тракторный завод показал на RAE бронебульдозер. Серийная машина оснащена усиленной защитой кабины и агрегатов от камней, падающих деревьев и других форс-мажоров.

По желанию заказчика кабину бульдозера и моторные отсек можно одеть и в броню - тогда трактор станет неуязвим для стрелкового оружия и осколков.

Новинкой заинтересовались представители МЧС и Инженерных войск, а также делегации из Индии, Ирана и Казахстана.