Как многие из вас знают, в настоящее время в нашем центре занимаются 5 терапевтических групп. В этих группах мы преимущественно занимаемся самопознанием, разрешением жизненных сложностей наших участников, а так же развитием и личностным ростом. Кроме этого мы делимся теоретическими знаниями. И на последнем занятии в группе в Дюссельдорфе я рассказала о теории контакта. Участники попросили меня описать её и прислать на почту. И я решила отослать эту статью всем нашим подписчикам. Думаю, что это будет полезно всем нашим читателям.

Теория контакта в гештальт-терапии своими словами

Для того, чтобы человек нормально функционировал в этом мире ему необходимо что-то получать из окружающей среды и что-то в неё выделять. Иными словами, удовлетворять свои потребности. Кушать, когда мы чувствуем голод и выделять своевременно продукты распада. В гештальт-терапии этот процесс называется психологический цикл контакта. Для того, чтобы этот процесс осуществлялся, необходимы две вещи: первое - человек должен быть в контакте с самим собой (со своими ощущениями, чувствами, желаниями), и второе - умение вступать в контакт с окружающей средой (все, что является не "я", продукты, предметы, люди, организации). Человек начинает испытывать проблемы тогда, когда происходят нарушения в этом цикле контакта. Иными словами, испортить себе жизнь можно двумя способами:
1. перестать чувствовать себя
2. прервать контакт со средой.

Любой цикл контакта проходит через четыре фазы. Рассмотрим этот процесс на простом примере.

1) Первая стадия называется преконтакт. Например, вы просыпаетесь рано утром и через какое-то время у вас появляется лёгкий дискомфорт.

2) Вторая стадия контакт. Вы вступаете в контакт со своей потребностью, потом со средой.
Время спустя дискомфорт усиливается, вы начинаете ощущать сжатие в области желудка и вы понимаете, что испытываете голод. Далее ощущение усиливается, вы мобилизуете энергию и ищите средства, чтобы удовлетворить голод. Идёте к холодильнику, находите там еду и едите (здесь вы контактируете со средой). Активная фаза контакта.

3) Финальный контакт. Вы поглотили еду, вы и еда одно целое - это момент здорового слияния со средой. Пассивная фaза контакта.

4) Фаза ассимиляции, переваривания еды или опыта.

По этой схеме мы удовлетворяем все наши потребности и живём счастливо, или на определённых стадиях мы прерываем контакт и, всвязи с этим и взависимости от того, на какой стадии произошло прерывание, мы чувствуем неудовлетворённость, раздражительность, отсутствие радости, невозможность изменить ситуацию и т.п., то есть живём не счастливо.

Пример с едой и голодом понятен и так как это нам жизненно необходимо, то мы достаточно успешно научились удовлетворять эту потребность. Эта потребность относится к базовым потребностям (в еде, питье, в стабильности, в безопасности, сне) для их удовлетворения найти средства в мире относительно просто.
Но кроме базовых потребностей существуют так называемые метапотребности, которые не имеют чёткой формы или предмета в мире. Это потребности в любви, в общении, в признании, в уважении, в поддержке, удовлетворить которые возможно только через контакт с другим человеком. Если мы в детстве недополучили любви, признания, то в жизни мы бессознательно будем искать способы удовлетворить эти потребности, но так и не сможем этого сделать, пока не осознаем, что именно ищем и для чего это нужно. И мы будем формировать жизнь таким образом, чтобы эти потребности выкристализовывались, будем притягивать такие ситуации, которые будут накалять наши переживания, чобы мы, наконец-то, смогли услышать себя и получить то, что необходимо.

В наших терапевтических группах мы занимаемся активным осознаванием. Мы учимся входить в контакт с собой, со своими чувствами, а через чувства, мы осознаём свои желания и учимся их выражать и удовлетворять. И как результат проживаем нашу жизнь на порядок качественней.

В заключение хочу привести отрывок о контакте из книги, известных гештальт-терапевтов Ирвина и Мириам Польстер "Интегрированная Гештальт-терапия. Контуры теории и практики".

"Во чреве матери мы положенный срок пребываем в оберегающей среде. Но наступает момент, и хочешь - не хочешь, приходится покидать ее и учиться ходить по земле, которая мало заботится о нашем существовании. Когда разрезают пуповину, каждый из нас становится отдельным существом, которое ищет объединения с другим. Никогда больше нам не вернуться к такому райскому симбиозу, но, как это ни парадоксально, чувство единения теперь зависит от остроты чувства разделения. Именно этот парадокс мы все время стремимся разрешить. Контакт - это функция, которая удовлетворяет потребность в объединении и разделении. Контакт дает каждому человеку шанс познакомиться с окружающим его миром. Человек снова и снова вступает в контакт, и за каждой встречей появляется следующая. Я касаюсь тебя, я говорю с тобой, я улыбаюсь тебе, я вижу тебя, я прошу тебя, я принимаю тебя, я знаю тебя, я хочу тебя - все это дает резонанс нашему существованию. Я одинок. Чтобы выжить, я должен встретить тебя. Всю жизнь мы колеблемся между свободой или разделением, с одной стороны, и вторжением или объединением - с другой. Каждый из нас должен иметь психологическое пространство, в котором он сам себе хозяин, - пространство, доступное для приглашенных гостей, но недосягаемое для непрошеных. И все же, упрямо отстаивая свои права на территорию, мы рискуем потерять волнующую возможность контакта с "другим" и упустить свой шанс. Сужение контакта обрекает человека на одиночество и приводит к неприятному чувству, которое, как язва, разрастается посреди мертвых накоплений привычек, предостережений и обычаев.

Контакт означает не только единение или растворение. Он может произойти только между отдельными существами, всегда требует независимости и всегда рискует попасть в ловушку объединения".

О том, как именно мы прерываем контакт я расскажу в следующей статье.

Желаю всем хорошего контакта.

Татьяна Кельн,
гештальт-терапевт

Концепция цикла контакта формально описывает, что происходит с любым субъектом в любой ситуации и каким образом он контактирует со средой, ориентируется в ней и достигает удовлетворения организменных потребностей. Таким образом, она является феноменологической, организмической и универсальной для любой психической динамики, описывая ее форму, общие закономерности, не привязываясь к содержанию процесса.

Цикл контакта - это динамика образования гештальта, фигуры из фона, ее формирование и последующее разрушение. Мы можем описывать цикл контакта применительно к любому гештальту, любой потребности и любому контакту.

В полевой парадигме, суть цикла контакта состоит в возникновении напряжения на границе контакта организм-среда, вызванного внутренними импульсами или внешними раздражителями, а затем деятельностью организма, направленную на уменьшение этого напряжения.

Схематически последовательность этого процесса такова:
1. Организм в состоянии покоя.
2. Раздражитель, который может быть внутренним или внешним.
3. Создание образа или реального заместителя.
4. Ответ на сложившуюся ситуацию, направленный на:
а) Уменьшение напряжения и
6) Возвращение к организмическому балансу.

Традиционно выделяют четыре основные стадии цикла контакта , и связанные с ними прерывания контакта:

1.Преконтакт (forcontact) представляет собой дифференцирование фона и выделение фигуры. Телесные ощущения здесь выступают фоном, какое-то напряжение на границе контакта, связанное с внутренней потребностью организма (аппетит) или внешнее, средовое воздействие проявляется в виде фигуры. Это стадия ощущений. Задача этапа – ориентация в среде и ощущениях (потребностях) организма. Соответствует проявлению функции Ид.
Прерывание преконтакта – слияние, невозможность различить границы между организмом и средой, средовыми факторами или собственными ощущениями и потребностями.

2. Контактирование (contacting). На этой стадии потребность уже выделена, и организм начинает действовать. Происходит развитие фигуры, увеличение возбуждения, опустошение фона. В процессе контактирования происходит выделении агрессии, приближение и преодоление препятствий, а также произвольная ориентация и манипуляция. Эта стадия отождествления и отчуждения Эго с различными аспектами фигуры, что сопровождается эмоциями: приятными - влечение, интерес, или неприятными – нетерпение, раздражение, отвержение, а также агрессия. Напряжение на границе контакта велико, поэтому контактирование либо теряет энергию и затягивается, либо переходит на следующие стадии.
Прерывание контакта на стадии контактинга представляет собой интроекцию, в самом начале между преконтактом и контактиногом, что приводит к подмене фигуры, и проекция, по ходу всей стадии, за счет чего внешней фигуре приписываются желаемые (или избегаемые свои) качества, а также ретрофлексия в случае ненаступления третьей фазы.

3. Финальный контакт (full-contact) – концентрация, слияние и идентификация с фигурой, максимум возбуждения, минимум произвольности. Вся произвольность ослабляется, достигается полное осознавание (awareness) процесса и происходит спонтанное единое действие восприятия, движения и чувства. Self полностью идентифицирует себя с фигурой, что является естественным, необходимым слиянием. Возбуждение на границе контакта разряжается, потребность удовлетворяется. Соответствует проявлению функции Ид.
Прерывание контакта на стадии финального контакта происходит по механизму ретрофлексии, когда граница контакта «симулируется» и образуется за счет расщепления Self; частичное удовлетворение достигается, но нет новизны, опыта и роста организма. Другой механизм прерывания – эготизм – заключается в предотвращении финального контакта за счет продолжающегося контактинга.

4. Постконтакт (postcontact). Фигура теряет энергию, разрушается и уходит в фон. Self уменьшается, возбуждение падает, и граница контакта любо исчезает, любо теряет смысл. Главная задача – ассимиляция опыта и его интеграция. Функция Ид завершается, и исполняется функция Персоналити, которая интегрирует новый опыт в общую идентичность организма. Личность (Персоналити) представляет собой продукт связной интеграции опыта многих контактов.
Прерывание на этапе постконтакта – девалидизация (обесценивание) – произвольно вмешательство и препятствие ассимиляции нового опыта. В случае эготизма постконтакт наступает сразу после контактинга; граница контакта остается напряженной, гештальт не завершается. Слияние на стадии постконтакта приводит к удержанию фигуры и затягиванию контакта, когда цикл завершен. Таким образом, субъект избегает расставания и испытывает трудности в ассимиляции нового опыта.

Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
(слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм).

«Однако сразу же уточним, что гештальт-терапия,
в отличие от некоторых других подходов, направлена не на атаку,
победу или преодоление сопротивления, а, скорее,
на их осознавание клиентом, с тем, чтобы они
больше соответствовали возникающей ситуации»
(Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004 - 127 с.)

Тему статьи я выбрала не случайно. Механизмы прерывания контакта долгое время мне не давались. Я делала выписки по теме в течение года, часто к ним возвращалась, перечитывала. Когда я систематизировала для себя основные знания, начались сложности с практическим применением. В статье я постаралась обобщить по возможности полно и сжато информацию о механизмах прерывания и провести анализ классической концепции механизмов прерывания контакта в гештальт -терапии, а также ее основных положений.

Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды. И выявление каждого механизма прерывания важно для психотерапевтической работы, причем каждый механизм требует к себе особый подход. (Гингер С., Гингер А. 1999)

Наиболее распространенными механизмами прерывания контакта считаются: слияние (конфлуенция), интроекция , проекция , ретрофлексия и эготизм . (Перлз Ф., Гудмен П. 2001.)

Каждый механизм соответствует своему периоду по циклу контакта. Так, слияние возникает в преконтакте и характерно тем, что человек не осознает свои чувства, желания, или телесные ощущения. После выделения фигуры из напитавшего ее энергетически поля, на фазе контактирования контакт затрудняют интроекция и/или проекция. На следующем этапе, финальном контактировании, когда клиент уклоняется от прямого способа удовлетворения своей потребности можно говорить о дефлексии или о ретрофлексии, если происходит обращение возбуждения на самого себя. Эготизм подразумевают на этапе постконтакта, в случае, если новый опыт, который был получен в предыдущих фазах не ассимилируется в self и отврегается в пользу уже имеющегося.

П. Гудман считает, что до фокусирования возбуждения возникает слияние, когда возбуждение наступило – интроекция, в момент встречи с окружающей средой – проекция, во время конфликта и разрушения – ретрофлексия, в процессе финального контакта – эготизм. (Погодин И.А. 2011)

Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова пишут, что действительно, некоторые механизмы прерывания можно обнаружить в разных местах цикла, но чаще всего сопротивления характерны для определенных циклов. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

У защитных механизмов есть несколько этапов развития: адаптивный - для лучшего приспособления к среде, невротический - защитный механизм «закостенел», не помогает адаптироваться и нарушает саморегуляцию и психотерапевтический - защитный механизм проявляется в психотерапевтическом процессе или как средство диагностики.(Демин Л.Д., Ральников И.А., 2005)

Ирина Булюбаш (Булюбаш И.Д. 2003) пишет, что механизмы прерывания могут возникать и у терапевта во время работы с клиентом. Обрыв контакта происходит в случае, если терапевту не достаточно опыта распознавания или навыков работы с механизмами прерывания и он сам того не сознавая поддерживает механизмы прерывания контакта клиента. В другом случае терапевт прерывает контакт обычным, неосознаваемым для себя способом.

Не стоит забывать, что «рассмотрение механизмов прерывания контакта – это метод исследования структуры невротического поведения индивидуума в ходе терапевтической сессии, а не метод их классификации». (Булюбаш И. Д. 2011 -170 с.)

Для полноты картины стоит процитировать Ф. Перлза: «Хотя мы полагаем, что невроз как нарушение контактной границы вызывается первоначально действием различающихся между собой механизмов, было бы нереалистичным говорить, что какое-либо конкретное невротическое поведение может быть примером только одного из них. Нельзя также утверждать, что каждое определенное нарушение на контактной границе, каждое нарушение равновесия в поле, объединяющем организм и среду, создает невроз или свидетельствует о невротическом стереотипе.» (Перлз Ф. 1996 -20 С.)

О паталогическом слиянии можно говорить, когда человек не ощущает границы между собой и средой. Он не осознает своих потребностей, не понимает, что хочет делать и как он этого не делает. Не различает целое и части. В основе психосоматических заболеваний лежит патологическое слияние. (Перлз. Ф. 1996). Нет различий между "Я" и "не-Я". Слияние не дает возможности выделения фигуры из фона в преконтакте и мешает сопровождающему ее возбуждению. (Робин Ж.-М. 1994). В разговоре человек часто употребляет местоимение «Мы».

Существуют два вида конфлюэнции (слияния). Первый вид - сигнал не выделяется или сбивается прежде, чем наступает его осознание. Клиент что –то переживает, но не может сказать что, ощущения смешаны, одно принимается за другое. Второй вид - это слияние с другими людьми, нет границы между «я» и «ты», чужие переживания принимаются за свои собственные.

Об интроекции говорят, когда человек впускает в себя чужие установки и убеждения без "переваривания". То, что говорит другой- безусловно, первая инстанция. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Когда начинает возникать фигура, энергии становится все больше, появляется возбуждение - организм получает возможность контакта с окружающей средой. Интроекция прерывает эту возможность при выпадении функции "Эго", возбуждение становится слишком тревожащим и человек заменяет свои желания на желания другого. (Робин Ж-М. 1994)

Процесс принятия или отвержения того, что может нам предложить среда - затруднен, предложенное «не переварилось» и не ассимилировалось. И эта часть среды становится нашей, являясь по сути чужеродным. Интроектор не имеет возможности развиваться, т.к. все силы уходят на удержание чуждых элементов в своей системе. При интроекции граница между собой и остальным миром сдвигается внутрь себя, от человека почти ничего не остается. В речи это звучит как "я думаю", а подразумевается "они думают". (Перлз. Ф. 1996)

И вот возникла форма, появилось возбуждение, и появляется другой механизм, противоположный интроекции - проекция. То, что, принадлежит субъекту, он приписывается окружающей среде. Человек не берет ответственность за свои эмоции, ощущения, опыт и приписывает ее кому-то другому, переводит вовне то, за что не может отвечать сам. (Робин Ж.-М. 1994).

Люди опираются в своей жизни на прошлый опыт - на проекции и не всегда элемент проекции идет как прерывание контакта. Но если проекция стала привычным механизмом - это беда. В речи проекции звучит как замена «я» на «ты, они». Выделяют зеркальную проекцию, когда другим приписывают свои мысли, чувства, ощущения которыми человек хотел бы обладать. Проекция катарсиса – приписывание другим того, что не признаем в себе. Дополнительная проекция - для того, что бы оправдать свои собственные чувства, особенно те, что признавать не хочется, мы приписываем их другим. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. -182-190 с.)

В проекции граница между собой и остальным миром сдвигается немного "в свою пользу", и это дает возможность снять с себя ответственность, отрицать принадлежность себе ощущений или чувств, с которыми трудно примириться, потому, что они выглядят для нас непритягательными или обидными. (Перлз Ф., Гудмен П. 2001)

Ретрофлексия (этот термин возник в гештальт-терапии, в отличие от проекции и интроекции) тоже разрушает гештальт. Этот термин говорит об опыте, который возникает как контакт с окружающей средой, но возвращается к самому организму. Человек не позволяет себе проявлять свои чувства в отношении их истинных объектов, и разворачивает их против себя. (Робин Ж. –М., 1994)

Ретрофлектор проводит четкую границу между собой и средой - точно посередине себя самого. Ретрофлектор говорит: “Я стыжусь себя” - или: “Мне нужно заставить себя дописать этот реферат”. Он делает почти бесконечный ряд утверждений такого рода, и все они основаны на удивительном представлении, что “сам” и “себя” - два разных человека. (Перлз Ф., Гудмен П. 2001)

Выделяют зеркальную ретрофлексию – то, что хотел бы получить от других и катарсиса - то, что хотел бы сделать другим. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

При эготизме человек ставит беспросветную границу с окружающей средой. Невозможно достичь спонтанности. Проявляется эготизм через удержание себя в момент, когда требуется обратное для достижения окончательного соприкосновения. (Робин Ж.-М., 1994)

Эготизм рассматривается как искусственная гипертрофия ego-функции, которая ведет к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, содействующая развитию автономии.Человек ощущает полную самодостаточность и отстраненность.Он охраняет свои границы и не может полностью окунуться в происходящее. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Работа терапевта направлена на восстановление способности клиента к различению. Терапевт помогает клиенту обнаружить для себя, что является или нет им самим, что препятствует развитию и что содействует и тогда клиент обретает правильное равновесие и границу контакта между собой и остальным миром. (Перлз Ф. 1996)

Литература:
Булюбаш И.Д. Супервидение в гештальт-терапии: механизмы прерывания контакта и стратегии супервизора. М.: Институт психотерапии. 2003
Булюбаш И Д. Руководство по гештальт –терапии. М.: Психотерапия, 2011
Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта / Пер. с фр. Е.В.Просветиной. – СПб.: Специальная Литература, 1999
Демин Л.Д., Ральников И.А.. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Типология, основные виды и функции защитных механизмов. 2-е изд. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004
Перлз. Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии / Пер. с англ. М.Папуша. – М., 1996.
Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001
Погодин И.А. Журнал практической психологии и психоанализа. «Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт-терапии» Год издания и номер журнала: 2011, №2
Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. Перевод И.Я.Розенталь. Jean-Marie Robine. La Gestalt-therapie. P.: Morisset, 1994;. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.

В гештальт-терапии невротические процессы направленные на прерывание контакта с внешней средой являются защитными механизмами. Ф. Перлз писал: "Интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал, проектор делает другим то, в чем их обвиняет, что они делают по отношению к нему, ретрофлектор делает для себя то, что он хотел бы сделать другим, а личность в патологическом слиянии не знает кто, что кому делает".

Итак, существуют такие основные виды прерывания контакта.

Конфлюенция (слияние ) происходит, когда человеку трудно "опознать" и выделить одно из своих переживаний, как главное, или невозможно отделить себя от других людей (другого человека). В речи это обычно находит отражение в устойчивом употреблении местоимения «мы». Такое поведение характерно для мам младенцев («Мы хорошо покушали и спим», — говорит мама новорожденного, хотя у нее во рту с утра не было ни крошки и вздремнуть ей последний раз удалось позавчера) или для родителей тяжелобольных детей, которые стремятся таким образом ежесекундно отслеживать состояние ребенка.

Слияние 1-го вида: сигнал не выделяется или сбивается прежде, чем наступает его осознание. Нередко человеку трудно осознать, что же он переживает. На вопрос терапевта: "Что с тобой сейчас происходит?" - он искренне отвечает: "Не знаю". Он понимает, что некие ощущения присутствуют, но какие именно, затрудняется сказать - они смешаны, одно принимается за другое. Подобное происходит при психосоматических заболеваниях.

Слияние 2-го вида : слияние человека с другими людьми, когда трудно провести границу между Мной и Тобой. Тогда можно принять чужие переживания или желания за свои собственные.

Интроекция - это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без "переваривания" этого материала.
О взглядах, которые мы идентифицируем, как интроекты, их носитель говорит, как о вещах безусловных и само собой разумеющихся. Например: "нельзя перебивать старших", "некрасиво делать людям больно", "драться - очень плохо" и т.д.

Проекция - это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам.
Огромная часть человеческой жизни построена на предвосхищении событий, опирающихся на прошлый опыт - на проекции. В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», — думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», — жалуется тот, кто не в силах признать и принять собственную агрессию.
Было бы смешно и нелепо рассматривать любую деятельность, где есть элемент проекции как прерывание контакта. Но, когда проекция становится основным или привычным механизмом реагирования, она способна внести в человеческую жизнь кучу бед и курьезов.

Зеркальная проекция - когда человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам (осознанно или неосознанно, их принимая) или хотел бы обладать. Случается, этот механизм не дает человеку признавать за свои, самые ценные для него характеристики и качества: он приписывает их другим и остается вечно "недостойным".

Проекция катарсиса - когда человек приписывает другим некие характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе.

Дополнительная проекция - когда человек приписывает другим какие-то характеристики, установки, чувства и т.д., посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется. Например, женщина, идущая на высоких каблуках по скользкой дороге, может молчаливо негодовать на своего спутника: "Такой здоровый верзила. Идет, как на танке проезжает. А в голове - пустота! Нет бы, руку предложить...". Он ей представляется очень устойчивым, но глупым, а не она себе - глупышкой, затрудняющейся удерживать равновесие из-за того, что оделась не по погоде.

Ретрофлексия - проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. Речь такого человека пестрит возвратными глаголами с частицей «-ся», да и в поведении обычно есть характерные особенности — навязчивые движения, вредные привычки. Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии — самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставило его страдать.

В случае зеркальной ретрофлексии я делаю себе то, что хотел бы получить от других. Я хотел бы получить от других поддержку своих идей, а вместо этого - положил голову на руку и поддерживаю сам себя.

Ретрофлексия катарсиса - когда я делаю себе то, что хотел сделать другим. В простейших вариантах - человек грызет ногти, когда хочет "откусить" что-то из внешнего мира (например, испытывая острый интерес к происходящему).

Дефлексия - человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем. Действия, связанные с удовлетворением потребности, совершаются, но либо в отношении другого, более безопасного объекта, либо подменяются "вежливыми", обходными маневрами.

Профлексия - когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. В "житейской мудрости" это: "относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе".

Эготизм - гипертрофия эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой я не могу. Хрестоматийный пример человека, охваченного эготизмом, - чеховский человек в футляре, человек, застегнутый на все пуговицы в психологическом смысле.

Девалидизация или обесценивание - когда человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.

Все описанные типы прерываний характерны для любого «нормального» организма. Важно помнить, что они являются результатом поведения, когда-то ориентированного на выживание субъекта и, как правило, питаются страхом - страхом боли, потери, страхом быть покинутым, и т.д. Человек реагирует в данный момент старым способом, который был эффективным в прошлом, но сейчас перестал быть таковым.
По материалам книги Лебедевой Н.М., Ивановой Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика.

Памятка по психологическим защитам

Исходные данные : Я злюсь на человека и хочу послать его нахрен.Памятка

Здоровая реакция : Я посылаю человека нахрен.

Интроекция : Хорошие люди никого не посылают нахрен. Я - хороший, мне нельзя.

Проекция : Э, да он явно хочет послать меня нахрен! И сейчас пошлёт!

Конфлюэнция : Он должен сам всё понять и уйти нахрен. Без моих подсказок.

Дефлексия : Понимаешь, брат, тут такое дело, в общем, если рассмотреть сложившуюся ситуацию объективно и беспристрастно, одним из аспектов актуальной тенденции может являться взаимная инконгруэнтность субъектов взаимодействия... Да, кстати, Шопенгауэр по этому поводу говорил, что...

Ретрофлексия : Я молча иду нахрен сам.

Рефлексия : А действительно ли я хочу послать его нахрен? Или я должен прощать всех и сам идти нахрен? А есть ли смысл посылать его нахрен, когда можно пойти самому?

Интроспекция : Какое любопытное чувство я испытываю! А вот так оно отражается в напряжении мышц... В связи с этим у меня всплывают вот такие ассоциации... и вот эти детские воспоминания... О, точно! В точности такой же случай был со мной в возрасте четырёх лет! Я тогда послал нахрен папу, и папа отлупил меня ремнём.

Отрицание : Нет никакого нахрена. Не бывает такого слова.

Обесценивание : Да кто он такой, чтобы я посылал его нахрен? И кто я такой, чтобы посылать его нахрен? И что толку посылать нахрен...

Нарциссическое расстройство : Или я его нахрен, или он меня! Третьего не дано.

Посттравматическое расстройство : Что, нахрен? Опять нахрен?! Ааааа!

Клуб анонимных нахренистов : Меня зовут Вова, и я, когда злюсь, хочу всех послать нахрен.