Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Род деятельности:

поэт, просветитель, скульптор, художник

Марка СССР, 1989 г.

Коста́ (Константи́н) Лева́нович Хетагу́ров (осет. Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста ; -) - основоположник осетинской литературы , поэт, просветитель, скульптор, художник. Осетинское имя поэта - Коста́ - в русских источниках обыкновенно не склоняется.

Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка . В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову («Афхардты Хасана», 1897 год), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше.

К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке , сотрудничал во многих газетах Северного Кавказа . Его перу принадлежит этнографический очерк осетин «О́соба» ().

Биография

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (урождённая Плиева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сохиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ , стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область . Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

Коста Хетагуров, Перевал Зикара, Северо-Осетинский республиканский художественный музей

Произведения Коста Хетагурова

«Поздний рассвет»

Пьеса «Поздний рассвет» была написана в то время, когда он учился в Петербургской Академии Художеств. По словам Сослана Габараева эта пьеса, как и пьеса «Чердак», написанная в то же время, «по своей художественной форме несовершенна», так как эти пьесы были первым опытом Коста.

Главный герой, молодой художник Борис - революционно настроенный юноша, решивший посвятить свою жизнь освобождению народа. Ради достижения этой цели он отвергает любящую его девушку Ольгу. На её вопрос, что он хочет делать, Борис отвечает: «Я хочу служить народу». Он хочет покинуть Петербург навсегда и трудиться на благо народа, что он и считает высшим своим долгом. Ольга старается отговорить его от этих намерений, говоря что «его долг служить общему благу тем, в чём его призвание - высокое свободное искусство», являющееся «лучшим проповедником свободы» и «высоких идей». А его мечты она называет «бредом безумных мечтаний».

Борис всё же уезжает из Петербурга с другом Клавдием, они «уходят в народ».

«Мать сирот»

В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения: «Детям говорила: „Вот бобы вскипят!“ А сама варила Камни для ребят».

Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа.

Памятные места

Карачаево-Черкесия

Именем поэта названо осетинское село, где он скончался: см. Коста-Хетагурова (село) .

Северная Осетия

Во Владикавказе перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста (после объединения улиц Тбилисской и Ноя Буачидзе).

Имя поэта носит крупнейший вуз республики - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

В старом центре города работает Дом-музей Коста Хетагурова.

Южная Осетия

На главной площади столицы Южной Осетии в сквере установлен памятник Коста Хетагурову, на котором выбиты следующие строки из его стихотворения: Я счастия не знал, Но я готов свободу, Которой я привык, Как счастьем дорожить Отдать за шаг один, Который бы народу Я мог когда-нибудь К свободе проложить.

В честь поэта названо село Хетагурово в Южной Осетии, его имя носит драматический театр в Цхинвале.

Санкт-Петербург

На стене дома, где Хетагуров жил во время учёбы в Академии художеств, установлена памятная доска.

Цитаты про Коста

  • «Коста - замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами» Максим Горький
  • «Был я в Японии . И мне стало приятно, когда в одном из городов нам сказали, что хорошо знают нашего Коста» Расул Гамзатов
  • «В личности, в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа, выработанный, выкристаллизованный на протяжении многовековой трудной истории» Нафи Джусойты
  • «Коста Хетагуров - гордость Осетии и всего советского народа»

Введение 2

Творческое наследие Коста в формировании

духовно-нравственных принципов подрастающего поколения 3

Список использованной литературы 16

Введение

Актуальность исследования . Всех замечательных эпитетов, адресованных нашему гению словесности, просто не перечесть. Их очень много и сказаны они выдающимися людьми, как прошлых времен, так и нашими современниками. Коста живет не только в памяти осетинского народа, но и в сознании многих миллионов людей, населяющих нашу огромную планету.

Стихи поэта я слышал с раннего детства дома, в детском саду, начальной школе. В пятом классе я впервые услышал стихотворение Коста Хетагурова «Мать сирот», которое потрясло меня и запомнилось на всю жизнь. Став старше, начал не просто читать о поэте, но и собирать материал о Коста Хетагурове, его творчестве.

Я просто влюбился в его творчество. Пытался даже писать стихи в его манере, но, к сожалению, не одолел, так как литература это действительно серьезное и ответственное дело.

Цель моя проста: хочу, чтобы как можно больше людей, особенно молодых, узнали о нашем поэте, так как наследие Коста имеет огромное воспитательное значение в формировании духовно-нравственных принципов нашего поколения. Ведь в его творчестве мы еще будем долго находить много поучительного и вдохновляющего. Он наша история и наша современность. Все его творчество пропитано горячей, искренней любовью к своему народу.

Итак, предметом моего исследования явилось творчество К.Л.Хетагурова.

Объект исследования – влияние творческого наследия поэта на формирование духовно-нравственных принципов подрастающего поколения.

Перед собой я поставил такие задачи:

Подобрать и изучить литературу о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова;

Используя собранный материал, подготовить доклад и презентацию;

- принять участие в конференции, посвященной творчеству К.Л.Хетагурова и выступить перед учителями осетинского языка школ г. Владикавказ;

Выступить с докладом по изученной теме перед учителями школы и сверстниками.

Творческое наследие Коста в формировании духовно-нравственных принципов подрастающего поколения

Здравствуй, Коста, наш герой и поэт!

Ир наш тобою гордится.

Слава твоя через тысячу лет

В сердце людей сохранится

М. Айларов

Коста... Множеством нитей связана с этим именем осетинская культура. Велик творческий подвиг гениального осетинского поэта.

При полном отсутствии национальных литературных традиций, если не считать народно-поэтических, он вырос в громадную фигуру, стоящую у истоков осетинской литературы и живописи.

Коста оказал огромное влияние на дальнейшее развитие осетинской литературы. Нет ни одного сколько-нибудь значительного осетинского писателя из последующих поколений, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействия творческого наследия Коста. В идейном и художественном богатстве его творчества осетинские писатели находили и еще долго будут находить много поучительного и вдохновляющего.

Коста относится к числу поэтов, в творчестве которых слышится «дыханье трудное» угнетенного народа, крик буревестника перед очистительной грозой, гневный рокот народного возмущения. Он относится к числу поэтов, которые, по выражению Д. Писарева, были «титанами, потрясавшими горы великого зла».

Сам Коста в некоторых произведениях высказал свое мнение о задачах и целях литературы. В них он выступил против бессодержательной внешней красивости, аполитичности, безыдейности литературы, против «чистого» искусства («К музе», «Памяти М.Ю.Лермонтова» и др.)

Литература для Коста была серьезным, ответственным делом. Он отрицал бегство в мир «вдохновенья, сладких звуков и молитв», стоящих где-то над обычными житейскими делами.

Муза!.. Забудем мы эти аккорды,

Где каждый звук лишь кичится красой,

Как надушенный, напыщенно-гордый

Франт пред оборванной, грязной толпой.

Полно! На что нам такие напевы,

Где хор волшебных, несбыточных грез

Сладко щекочет мечтательность девы,

Чуждой борьбы и беспомощных слез?..

И в этом он как нельзя современен в нашем XXI веке, когда литература наводнена произведениями однодневками, не имеющими ничего общего с настоящей литературой.

Одну из своих главных задач поэт видел в том, чтобы изображать окружающую действительность без прикрас, вскрывать ее темные стороны во имя лучшего будущего людей. И этим он сродни великим поэтам и писателям, вошедшим в золотую сокровищницу нашей литературы.

Глубоко народное, революционное содержание творчества поэта давало ему право сказать о себе:

Обольщенный мечтою,

Я не играю беспечно стихом...

Именно в высокой идейности, в преданности интересам трудового народа, в широте охвата социально-политических проблем, главным образом, кроется объяснение неувядающему значению творчества Коста для прошлого, настоящего и будущего осетинской литературы.

Великой заслугой Коста является то, что он всю свою жизнь посвятил борьбе против врагов трудящихся, против произвола и насилия, в какой бы форме они ни проявлялись, борьбе за освобождение народа от векового гнета и эксплуатации.

Замечательно, что чуткость Коста к социальным проблемам обнаружилась уже в самом начале его творческого пути, в частности, в ранних незаконченных произведениях: драматической поэме «Чердак», пьесах «Поздний рассвет», «Когда я нахожусь в церкви» и рассказе «Стоит только подняться от Мышиной тропы...» Они были написаны в 1881-1884 гг., когда поэт учился в Петербургской Академии художеств. В столице он близко столкнулся с суровой действительностью и сразу же занял непримиримую позицию ко всякому злу.

Бедными и несчастными были и простые люди национальных окраин России. По возвращении на родину Коста воочию убеждается в обездоленности народа:

И хлынули слезы из глаз,

И радость в груди разлилась.

Увидел я снежные горы.

Но более бедным, чем я,

Вернувшись, нашел я тебя,

Народ, изнуренный заботой.

Нет места тебе ни в горах,

Ни в наших привольных полях:

Не стой, не ходи, не работай!

В то время, в конце 19 века, осетинский народ переживал большие трудности. Он подвергался двойному гнету - социальному и национальному. Следует отметить, что, несмотря на бремя, которое наложило царское самодержавие на плечи национальных меньшинств, само присоединение Осетии к России сыграло прогрессивную роль в дальнейшей судьбе кавказского народа. Осетинский народ стал приобщаться к передовой культуре русского народа, был втянут в орбиту мировой цивилизации. Были ликвидированы междоусобные распри, задерживавшие развитие производственных сил, стала заселяться плодородная Северокавказская равнина.

В горах наступил мир. Грохот артиллерийской стрельбы сменился мирными взрывами, с помощью которых строились дороги по ущельям. Об этих изменениях Коста говорит в поэме «Фатима».

Изменился аул, -

Вместо сакли - турлучная хата...

И обои, и печи... Висят зеркала

Вместо шашки, ружья, пистолета....

Положение осетинского крестьянства вызвало сочувствие со стороны осетинской интеллигенции, видными представителями которой были А. Гасиев, Д. Сохиев, И. Кануков, И. Шанаев, Б. Гатиев, Е.Газданов, А. Ардасенов и др. Они собирали и изучали материалы из истории своего народа, писали этнографические работы и занимались публицистикой, способствовали открытию новых учебных заведений для своего народа.

В такой обстановке началась активная общественная и творческая деятельность Коста, которая вскоре выдвинула его во «властители дум» передовой части осетинского общества.

Чтобы правильно понять факты, которые возвели Коста на пьедестал выдающегося выразителя национального самосознания осетинского народа, нужно выяснить вопрос: что сыграло главную роль в идейном и художественном развитии поэта, какими источниками питались общественно-политические взгляды и его творчество?

И формирование его мировоззрения, и развитие, и расцвет его литературного таланта опирались на обширный и высокохудожественный осетинский фольклор гор и на традиции русской классической литературы.

О тесном общении осетинского поэта с русской культурой свидетельствует прекрасное знание им русского языка, а также тот факт, что большинство его творений создано на русском языке.

Немало прочувствованных строк посвятил Коста своим учителям - русским писателям. Это стихи о Лермонтове, Плещееве, Грибоедове, Островском. Увлекался он и Пушкиным, Чеховым, тепло отзывался о начинавшем тогда писать Горьком. Он видел в них не певцов отвлеченной красоты, какими их пытались представить охранители существующих устоев жизни, он видел в них то, что отвергала или замалчивала официальная печать. Они привлекали его, прежде всего, своим служением высоким идеалам, критикой господствующих порядков, страстным желанием помочь страдающему народу.

Казалось странным, что Коста, любивший и знавший творчество А. С. Пушкина, не посвятил ему ни одного стихотворения. Но теперь исследователь творчества К. Хетагурова Нафи Джусоев в статье "Русские писатели в оценке К. Хетагурова" убедительно доказал, что стихотворение "Салам" ("Привет") посвящено А.С. Пушкину в день 100-летия со дня его рождения.

Стихотворение "Салам" перекликается с пушкинским "Памятником". Адресат стихотворения назван "создателем славы наших гор". Коста обращается к нему, как к великому человеку, прожившему 100 лет.
Коста просит извинить свое «бессильное слово», просит, как младший старшего.

Вот как звучит подстрочный перевод стихотворения "Салам".

Не дал нам бог благословенья,
Наши головы уже не в нашей воле
И хорошо сказать не можем
Тебе, но прости нам это.
Наш разум - короток, сердце подавлено горем,
Как усталый человек, бессильно наше слово...
Ты слишком велик, чтоб быть отцом нашего народа,
Наши горы недостойны тобой, им созданной славы.
Твоя жизнь будет жива, пока будет жить род людской.
Твоя жизнь уже теперь равна 100 жизням.
На земле ты совершил все славные дела,
Свою башню ты воздвиг.

Стихотворение от начала до конца свидетельствует о том, что оно приветствие великому человеку и что этот человек является для автора высшим авторитетом в искусстве. Он считает его другом своего народа, обращается к нему от имени народа, чтобы поведать о его горестях и выразить любовь к нему.

Коста и Пушкин, здравствовать вам долго!

Без вас он был бы пуст, мой отчий дом.

Аул мне показался книжной полкой.

Над саклей – сакля,

Как над томом - том.

Два гения, вы поднялись над веком,

Неся ему души своей дары.

Я одного из вас

Сравню с Казбеком,

Другому имя дам

Эльбрус – горы.

Георгий Кайтуков

Говоря о значении Лермонтова, Коста обращается к Осетии:

К мавзолею искусств, в храм науки святой

С ним пойдешь ты доверчиво, смело,

С ним научишься ты быть готовой на бой

За великое, честное дело.

Возлюби же его, как изгнанник-поэт

Возлюбил твои мрачные скалы,

И почти, как святыню, предсмертный привет

Юной жертвы интриг и опалы!..

«Лермонтов был дорог Коста как один из гениальных художников слова в мировой литературе»,- писал Иван Цховребов.

Зачем поэт, зачем великий гений,

Явился ты так рано в этот мир,

Мир рабства, лжи, насилья и гонений,

Мир, где царил языческий кумир?

Зачем судьба с таким ожесточеньем

Гнала тебя из-за пустых интриг

Трусливых бар, взлелеянных бездельем,

Когда клеймил их твой могучий стих?

Ты нужен был не царству бар и рабства,

А вот теперь, когда талантов нет,

Когда нас всех заело декаденство,

О, если бы ты жил теперь поэт!

Твой мощный стих, могучие аккорды

Рассеяли б остаток прежней тьмы,-

Тогда бы по пути добра, любви, свободы

Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

Памяти А.С.Грибоедова

Убит... За то ль венец терновый

Сплел для него коварный рок,

Что озарил он мыслью новой

Всю Русь родную, как пророк!

Зачем он шел, как раб покорный,

В страну фанатиков врагов,

Когда уже нерукотворный

Был памятник его готов?!

Но пусть судьбы предначертанья

Обычным движутся путем!-

Творец великого созданья,

Мы смело за тобой идем!

Не малый срок твой дивный гений

Дал поколеньям для того,

Чтоб образы твоих творений

Уж не смущали никого.

Но нет! Борьбу окончить эту

Не скоро правде даст пророк,-

Ведь бедный Чацкий твой по свету

Все тот же ищет уголок.

Чувством большой потери пронизаны стихи на смерть Алексеея Николаевича Плещеева, старого петрашевца, отданного в солдаты за распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Коста призывает посвятить все силы, всю жизнь тому, за что боролся и страдал Плещеев:

Памяти А.Н.Плещеева

Его ланит рукой безжизненной и влажной

Коснулась смерть, и вмиг застыли все черты,

И он покинул нас, испытанный, отважный

Поборник разума, добра и красоты.

Мой друг, не плачь о нем безумными следами,

Ты робость детскую пред битвой не буди!

Он не умрет для нас, пока позорно сами

Мы не сойдем с его тернистого пути...

Ему не надо слез. Лишь то святое дело,

Которому он жизнь с любовью посвятил,

Пусть не умрет в тебе, - иди под знамя смело,

Храня его завет и не жалея сил...

Осетинский поэт солидарен с Александром Николаевичем Островским в ненависти к ханжеству, самодурству, тупости, присущим современной ему повседневной жизни. Коста звал «идти за ним», «себя его идеей вдохновить», факел, им зажженный, раздуть сильней и всюду им светить».

Памяти А.Н.Островского.

Угас и он, как витязь благородный

Не кинув бой неравный до конца,-

И эта смерть печалью безысходной

Наполнила все чуткие сердца

Уж нет его среди друзей послушных,

Соратников под знаменем любви...

Не плачь о нем! Ты, вместо слез ненужных,

Себя его идеей вдохнови.

Невежеством беспомощно сраженный,

Ты не сходи с тернистого пути,

Иди за ним! И факел, им зажженный,

Раздуй сильней и всюду им свети.

Пусть умер он для новых вдохновений,

Для новых дум, печалей и труда,

Ведь не умрет его великий гений.

В его родном народе никогда.

По произведениям Коста можно проследить жизнь мужественного, трудолюбивого осетинского народа его думы и чаяния о лучшей доле, о свободе, о счастье. Жизнь людей из народа широко отражена в творчестве поэта. В его произведениях встретишь старика и ребенка, батрака и охотника, пастуха и лесоруба, бродячего певца и рабочего. Тяжела жизнь изобража­емых им простых горцев, с раннего детства попадающих в ярмо.

Один из них герой лирической поэмы «Кто ты?» грустно рассказывает о себе:

Работал подпаском,

Служил пастухом –

За скудную плату

Ячменным зерном.

В облезлой папахе

И бурке бродил...

Какого я только

Не знал ремесла?

Поклажи носил я

Быстрее осла.

Почти такая же судьба у Кубады из одноименного стихотворения:

Не раз безродный

Плясал голодный

За корку хлеба.

Босой, избитый.

В душе - обиды,

И грязь на теле.

Жилось не сладко.

Невыносимое положение народа раскрывается в стихотворениях «Спой», «Горе», «Солдат», «Сердце бедняка», «Взгляни!», «О, если бы», «Пропади!», «В бурю» и др.

По-некрасовски говорит поэт о судьбе горской женщины. Она служит предметом купли-продажи, т.к. брак во многих случаях - торговая сделка. Женщина скована адатами, жизнь ее проходит в рабстве. Очень часто смерть для нее - избавление от мук.

Ничего, что она молода,

Кроме рабства, борьбы и труда,

Ни минуты отрадной свободы

Ей бы жизнь не дала никогда...

Хорошо умереть в ее годы.

Безысходной печалью веет от колыбельной песни «А-лол-лай»! В ней говорится о суровых буднях бедняков, о том, что их дети также не будут видеть радостей.

Наша жизнь страшней могилы.

Только черный труд постылый

Знает твой отец...

Спи, птенец!

А когда ты возмужаешь,

Тоже тяжкий труд узнаешь...

Крепким вырастай!

А-лол-лай!

Женщины и дети в старой Осетии больше всего страдали от социального неустройства, их некому было поддержать в несчастьях, случись что-нибудь с их кормильцем - они оказывались на грани смерти.

У Коста есть стихотворение «Мать сирот», которое производит
неизгладимое впечатление на читателей. В литературе редко можно
встретить столь потрясающий образ нищеты. Скупо, тяжело роняет автор
слова о суровой горной зиме, убогом хлеве, в котором жмутся у огня дети -
сироты и мать-вдова.

Коченеет ворон...

Страшен бури вой...

Спит на круче черной

Нар, аул глухой.

На краю аула,

В брошенном хлеву

Нищета согнула

Горькую вдову.

Мать с болью смотрит на своих малышей и все ждет, что усталость и сон успокоят их. Но голод не дает им уснуть.

«Мама, не готово ль?

Дай похлебки! Дай!» -

Всем вам будет вдоволь,

Хватит через край!

Котелок вскипает,

Плещет на золу...

Дети засыпают у огня в углу...

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

Поэт не может быть спокойным, когда

Слышатся стоны из скал поднебесных,

Родная земля, - из груди твоей...

Он указывает на бедственное положение своей родины:

Горы родимые, плачьте безумно.

Лучше мне видеть вас черной золою...

Цепью железной нам тело сковали,

Мертвым покоя в земле не дают.

Край наш поруган и горы отняли,

Всех нас позорят и розгами бьют.

Коста очень любил свою родину, но его также глубоко волновала судьба всех людей, угнетавшихся в царской России.

Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно,

Тебя, родной аул и бедный наш народ.

Коста в газетных статьях обращает внимание общественности на безвыходное положение горского крестьянства, которое имело значительно меньше земли на душу населения, чем русское крестьянство. Со страниц печати он требует наделить нуждающихся горцев казенной землей.

Поэт использовал периодическую печать как оружие в борьбе за интересы народа. Он сотрудничал в газетах и журналах «Северный Кавказ», «Казбек», «Кавказский вестник», «Сын отечества», «Санкт-Петербургские ведомости». Ему принадлежит свыше шестидесяти статей, наиболее важные из которых: «Владикавказские письма», «Накануне», «Неурядицы Северного Кавказа», «Насущные вопросы», «Внутренние враги».

М. Шагинян, изучавшая публицистику осетинского поэта, писала в 1941 г.: «Глубокая познавательная роль его статей, их историзм, широта политического охвата... все эти качества делают публицистику Коста настолько исторически-весомой и содержательной, что она до сих пор не утратила своего значения. Можно смело сказать, что для правильного представления о положении вещей на Северном Кавказе в 80-90 гг. нет лучшего чтения, нежели газетные статьи К. Хетагурова»

Поэт резко отделяет трудовой народ от толпы новоиспеченных горских дворян, светских бездельников, служителей религиозных культов, чиновных бюрократов, благодушествующих либералов. Этой «жадной толпе» он противопоставляет и себя, как певца и защитника обездоленных.

Так возникает тема поэта и толпы, тема, которая была в известной мере традиционной в русской литературе, к которой обращались Пушкин, Надсон и другие поэты.

В стихотворениях «Толпа» и «Я не пророк...» Коста пишет, что толпа -«ничтожная рабыня пустых страстей», что «она непостоянна, капризна, зла, разнуздана, глупа».

Этой толпе особенно сильно достается в сатирических произведениях поэта: «Кому живется весело», «Недопетые куплеты», «Владикавказ», «Одна», «Новоселье», «Спою вам куплеты...», «На свежей могиле», «Прости». В них он язвительно высмеял чиновников-казнокрадов и продажных писак, чванливых аристократов и лавочников-мироедов, держиморд и разжиревших мещан и прочую нечисть дореволюционных времен.

Высшая цель человека - благо других, в этом убежден поэт. Желание добра людям сливается у него с верой «в разумную волю, доброе сердце, святую любовь».

Ему говорили:

Забудь, Коста, страданья и тревоги.

К чему шуметь, к чему себя казнить?

Борцов за справедливость было много,-

Никто не смог Вселенной изменить.

Живых ли, мертвых хочешь ты пронять

рыданьем об Осетии забитой?

Чудак! Ты ей сегодня стал защитой –

тебя безумцем завтра будут звать.

Он отвечал:

Вот мой фандыр. В нем боль сиротских мук,

Рыданья вдов,- к нему я струны сделал

из их седых волос… Звенящий лук -

его смычок. А звуки песен – стрелы.

Я буду петь, не требуя почета,

о славе, не взывая к небесам,

покуда помнит наш язык хоть кто-то,

хотя бы этот кто-то был я сам.

Ахсар Кодзаев

Творчество Коста сыграло большую роль в истории Осетии. Гневное осуждение поэтом гнетущей действительности, смелая мечта о светлом будущем всех народов, призывы к борьбе «за братство и свободу» находили горячий отклик в сердцах простых людей.

Коста, ты эталон служенья

Идеи, совести, всего,

И ныне держим мы равненье

На самом деле на него.

А.Энглези

К.Л.Хетагуров « Завещание» на осетинском языке.

Выводы

Чем больше узнаешь Коста, тем ближе и понятнее становятся нравственные принципы, которых поэт придерживался всю свою жизнь. Они не были поколебимы ни громкой славой, ни всенародной любовью, ни лишениями, способными подточить даже самую страстную веру.

Подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы.

    Поэт учит нас следовать вечным законам совести, добра и правды.

    Он учит чтить и бережно хранить свои духовные корни – во имя будущего.

    Жизнь и творчество великого осетинского поэта-гуманиста, поэта-борца служат прекрасным примером мужественной борьбы против всякого рабства, за счастливую, радостную жизнь на земле.

И мы можем сегодня с полным основанием сказать: «Коста - наш современник, шагнувший вместе с нами в новый век».

О, Коста! Отрадно снова видеть,

Как на горной круче ты стоишь,

Освещает мир твой взгляд открытый,

Ты с людьми по-братски говоришь.

Припадаю я к земле кремнистой,

Что тебя когда-то родила,

Где юнцом ты слушал небе чистом

Посвист крыльев гордого орла.

Все священно здесь и все знакомо,

Оттого к тебе со всех сторон

Стар и млад стремятся как к родному

И тобой прославлен Иристон.

Гуржибеков Б.

Список использованной литературы

    Абаев В.Д. Коста Хетагуров и его время.- Тбилиси.-1961.- 199 с.

    Венок бессмертия. Материалы международной научной конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения Коста Хетагурова. - Владикавказ, 2000.- 559 с.

    Габараев С. Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова - М., 1959. - 244 с.

    Габисова С.З. А.С.Пушкин и К.Л.Хетагуров // http://ossethnos.ru/philology/

    Габоева Л.Р. Из истории женского образования в Осетии // Эхо Кавказа. - 1994.- № 2.

    Джатиев Т. И. Горная звезда: Роман-хроника о К. Хетагурове.- М., 1973. - 386 с.

    Джатиев Т., Либединская Л. За вас отдам я жизнь: Повесть о Коста Хетагурове - М., 1969.- 274 с.

    Джусоев Н. Русские писатели в оценке К. Хетагурова // Дарьял. 2006. № 2

    Калоев Б.А. Вторая Родина Коста.- Владикавказ, 1999.- 298 с.

    Кравченко В.Н. Коста, сын Леуана.- Ставрополь, 2007.- 112с.

    Малкин А. Коста Хетагуров (Жизнь и деятельность).- Орджоникидзе, 1939.- 49с.

    Мальцев С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия. – Владикавказ, 2005. – 32 с.

    Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5.- Владикавказ, 2001.- 719с.

    Хмелева Л.Т. Деятели русской культуры во Владикавказе.- М., 1995.-38с.

К оста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира», в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г.. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние.

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова.

Дом, где родился Коста Хетагуров.

Что брови сдвигаешь,
Отец?Ты не прав!
Зачем принимаешь
Ты к сердцу мой нрав?
Чей сын ожиданья
Отца оправдал?
Кто в юности ранней
Ошибок не знал?
По мне ль твоя слава
И гордая честь?
Оставь меня, право,
Таким, как я есть.


О матери своей Коста не помнил совсем ничего.Образ матери и детство, не согретое её теплом и лаской, лейтмотивом проходят через всё его творчество. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: « О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам ».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское ныне село имени Коста Хетагурова. Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.



В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую проф. П. П. Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
По возвращении в Осетию наряду с творческой работой вел активную просветительскую деятельность: устраивал выставки, музыкально-литературные вечера, содействовал развитию сценического искусства и школьного образования в Осетии. В частности, был активным противником закрытия в 1891 года губернскими властями Ольгинской женской школы во Владикавказе - единственного учебного заведения для горянок. Протест местной интеллигенции во главе с Коста Хетагуровым помешал этому свершиться. Но протестная акция стоила высылки Коста из Терской области сроком на 5 лет. С февраля 1893 года он стал постоянным сотрудником, фактически редактором газеты «Северный Кавказ», вел идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. За что в мае 1899 года был вторично выслан из Осетии.
Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом.
Анна Попова (читайте красные буквы сверху вниз)

А х,с каким безграничным восторгом,дитя,
Н а руках из мишурного света
Я унес бы далеко, далеко тебя

И любил бы любовью поэта…
Д етский слух услаждал бы я лирой своей,
И под звуки ее безмятежно

З асыпала б ты сладко на груди моей,
А я пел бы, баюкал бы нежно…

М ного, много сложил бы я песен тогда
Н а чарующем лоне природы
О восторгах любви, наслажденьях труда
И о светлом блаженстве свободы…

Через два года вернулся на родину, но годы преследования дали о себе знать: в 1903 году он тяжело заболел и не смог вернуться к активной творческой деятельности. Последние годы жизни поэт провел в доме отца в селении Георгиевско-Осетинское, ныне село К. Хетагурова Карачаево-Черкесской республики. Умер Коста 19.03.1906 г. Прах его упокоился в пантеоне храма Святой Богородицы во Владикавказе.
Коста Хетагуров оставил большое творческое наследие - пятитомное собрание сочинений. Он писал свои произведения на осетинском и русском языках. Стихи и поэмы, написанные на русском языке, впервые вышли отдельным изданием в 1895 году в Ставрополе под названием «Стихотворения». Но всю силу и обаяние поэтического таланта Коста можно ощутить только в его «Осетинской лире», которая увидела свет в 1899 году. Выступая в своих произведениях против угнетения народов Кавказа, защищая их национальное достоинство от великодержавного шовинизма, Коста в то же время призывал земляков приобщаться «к благам культуры, к духовному слиянию их с общей родиной» - Россией.
Поэтическое искусство Коста Хетагурова выросло на почве русской художественной культуры и осетинского народного творчества. Он создал уникальную индивидуально-профессиональную традицию в словесном искусстве Осетии, закрепил за поэтическим словом значимость общенационального дела.



После выхода «Осетинской лиры» национальная духовная жизнь осетин стала немыслима без поэтического слова. Коста был также первым осетинским профессиональным живописцем. Последователь русских художников-реалистов, он с большим мастерством показал в своих картинах жизнь простого народа, писал портреты лучших людей и пейзажи родного Кавказа.

Нерукотворный образ Скорбящий ангел

Дети на каменоломне Мост

Гонка араки

Творческое наследие Коста в ХХ веке получило всесоюзное и мировое признание, его произведения переведены на многие языки народов СССР, Европы и мира.
Общественная и творческая деятельность великого поэта стали объектом постоянного внимания многочисленных исследователей. В столицах Северной и Южной Осетии - Владикавказе и Цхинвале - установлены монументальные памятники поэта, его именем назван головной вуз республики - Северо-Осетинский государственный университет. Имя Коста также носят улицы, театры, парки, корабли, населенные пункты, дома, музеи и государственные премии РСО-Алания и РЮО. Но самой большой наградой для поэта является неиссякаемая любовь народа.
с.Нар - Родина Коста (Алагирский район РСО-А) Дом-музей Коста Хетагурова.

«БУДЕМ, КАК КОСТА, В БОРЬБЕ, В ТРУДЕ, В ПРЕДАННОСТИ СВОЕМУ НАРОДУ! БУДЕМ, КАК КОСТА, ВЕРНЫ СВОЕМУ ДОЛГУ, СВОЕМУ МЕЧУ В БОРЬБЕ С ВРАГАМИ, ПРИСПОСОБЛЕНЦАМИ, ЛЖЕЦАМИ, ВСЕМИ ПРОТИВНИКАМИ СОЦИАЛИЗМА!»
А. ФАДЕЕВ.




Памятник Коста на Родине в с. Нар


Празднование юбилея Коста в с. Нар

СТИХИ КОСТА ХЕТАГУРОВА

Умру я, и что же?— слезою участья Почтишь ли могилу мою, И смерть моя ляжет ли тучей ненастья На душу больную твою? Нас общее дело когда-то сближало,— Хотели чему-то служить,— Мы были друзьями, но что-то мешало Нам нежно друг друга любить. Не бедность ли злая, нужда и заботы О хлебе насущном?.. Да, да! — Мы жаждали оба простора, свободы И счастья другого труда. Так мы и расстались... и годы летели... Жалея друг друга не раз, Мы розно боролись... Достиг ли кто цели, Намеченной каждым из нас? Нисколько! Бесплодно расходуя силы, Мы оба боролись с нуждой... Состарились оба, брезгливы и хилы, Без слез, без улыбки живой. К чему ж мы лишили возможного счастья Цветущую юность свою? — За эту ошибку слезою участья Почти хоть могилу мою... 1893 г.

Памяти П. И. Чайковского

Разбита стройная, чарующая лира, Повержен жертвенник, разрушен пышный храм,— Навеки улетел «соловушка» от мира В страну далекую, к далеким небесам... И стало тяжело на сердце, безотрадно, И мрак, холодный мрак сгустился над душой,— Удар безвременный, и как он беспощадно, Как неожиданно направлен был судьбой! Оценим ли теперь великую потерю, Горячая слеза Найдется ль у кого? Тогда лишь в будущность народа я поверю, Когда он гения оплачет своего; Когда печаль свою он глубоко сознает И вещие слова поэта он поймет: «Пусть арфа сломана,— аккорд еще рыдает... Не говорите мне: он умер,— он живет!» 1893 г.

На Пасху

Взгляни на мир, на всю природу: Как жизнь, согретая лучом Весенним, рвется на свободу, Неудержимым бьет ключом! Как всё бесхитростным весельем Полно, как пышно все цветет! Как все любовью, всепрощеньем И лаской братскою зовет! Как нежны переливы дали, Как глубока лазурь небес! Забудь же, милый друг, печали И пой со мной — Христос воскрес! 1896

Памяти А. Н. Островского

Угас и он, как витязь благородный, Не кинув бой неравный до конца,— И эта смерть печалью безысходной Наполнила все чуткие сердца. Уж нет его среди друзей послушных, Соратников под знаменем любви... Не плачь о нем! Ты, вместо слез ненужных, Себя его идеей вдохнови. Невежеством беспомощно сраженный, Ты не сходи с тернистого пути,— Иди за ним! И факел, им зажженный, Раздуй сильней и всюду им свети. Пусть умер он для новых вдохновений, Для новых дум, печалей и труда, Ведь не умрет его великий гений В его родном народе никогда. 1894 г.

Памяти М. Ю. Лермонтова

Зачем, поэт, зачем, великий гений, Явился ты так рано в этот мир, Мир рабства, лжи, насилья и гонений, Мир, где царил языческий кумир?.. Зачем судьба с таким ожесточеньем Гнала тебя из-за пустых интриг Трусливых бар, взлелеянных бездельем, Когда клеймил их твой могучий стих? Ты нужен был не царству бар и рабства, А вот теперь, когда талантов нет, Когда нас всех заело декадентство, О, если бы ты жил теперь, поэт! Твой мощный стих, могучие аккорды Рассеяли б остаток прежней тьмы,— Тогда бы по пути добра, любви, свободы Пошли бы за тобой вперед со славой мы. 1901 г. МАТЬ СИРОТ Коченеет ворон... Страшен бури вой... Спит на круче черной Нар, аул глухой. Долгой ночью лучше, Чем тяжелым днем... Светится на круче Сакля огоньком. На краю аула В брошенном хлеву Нищета согнула Горькую вдову. Горе истерзало - Где уж тут до сна? Над огнем устало Возится она. На полу холодном - Кто в тряпье, кто так - Пять сирот голодных Смотрят на очаг. Даже волка косит Голод в холода. Злая смерть уносит Слабых без труда. «Ну, не плачьте! - грустно Говорит им мать, - Накормлю вас вкусно, Уложу вас спать...» Можжевельник саклю Дымом обволок... Капают по капле Слезы в котелок... «Сгинув под обвалом В день злосчастный тот, Ты, кормилец, малых Обманул сирот. Пятерых покинул... Что же впереди? Лучше б сердце вынул Из моей груди! Видно, муж мой милый, Ты жены умней, - Что бежал в могилу От семьи своей. Сохнет и хиреет Сын любимый твой: Лечь бы нам скорее Рядышком с тобой!» Капают по капле Слезы в котелок... Можжевельник саклю Дымом обволок... Засыпает младший Раньше всех детей, - Изнемог от плача Лучший из людей. Подожди ты малость! - Лягут все подряд. Голод и усталость Скоро победят. «Мама, не готово ль? Дай похлебки! Дай!» - Всем вам будет вдоволь, Хватит через край! Котелок вскипает, Плещет на золу... Дети засыпают У огня в углу... Ветер воет глуше, Горе крепко спит. Сон глаза осушит, Голод утолит. На солому клала Малышей своих, Грея, укрывала Чем попало их. И покуда мрачно Теплилась зола, Все насытить плачем Сердце не могла. Детям говорила: «Вот бобы вскипят!» А сама варила Камни для ребят. Над детьми витает Сон, и чист и тих, - Ложь ее святая Напитала их...

Осетинская лира

Думы сердца, песни, поэмы и басни

ПОСЛАНИЕ


Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей,
Но если бы роду людскому
Мне долг оплатить довелось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

ДУМА


Пускай не знает
Покоя Творец!
Семья родная,
Оплачь мой конец.
Я слаб, безвестен
В родимом краю…
Отец, о если б
Мне доблесть твою!
Отвергнут ныне
Селением всем,
В тоске, в унынье
На сходках я нем:
Стою, увядший
От дум и забот.
На битву младший
За мной не идет.
За край мой кровью
Своей не плачу -
Раба оковы,
Бесславный, влачу.

НАДЕЖДА


Что брови сдвигаешь,
Отец? Ты не прав!
Зачем принимаешь
Ты к сердцу мой нрав?
Чей сын ожиданья
Отца оправдал?
Кто в юности ранней
Ошибок не знал?
По мне ль твоя слава
И гордая честь?
Оставь меня, право,
Таким, как я есть.
Ружья не держу я,
Не мчусь на коне,
И шашку стальную
Не выхватить мне.
Пусть чванный злословит,
Ему ты не друг!..
Волы наготове,
Исправен мой плуг, -
То дум моих бремя,
То вещий фандыр;
Несу я, как семя,
Поэзию в мир.
А сердце народа!
Как нива оно,
Где светлые всходы
Взрастить мне дано.
Мой край плодоносен,
Мой полон амбар,
И в море колосьев
Ныряет арба.
Не бойся за сына,
Отец! Ты не прав.
Тебя без причины
Тревожит мой нрав!

О, ЕСЛИ БЫ!


Светится сердце людское в тумане
Издалека.
Много порою бывает желаний
У бедняка.
Если б, – мечтает, – настало мгновенье,
Чтобы народ
Дал мне отцовское благословенье,
Славу, почет!
Если б я принял чужую кручину
В песни свои,
Если б увидел я счастья вершину
Только в любви!

СПОЙ!


Слыша песнь твою, родная,
Я тружусь, не уставая,
Ты – луч солнца мой, -
Спой, девица, спой!..
Отнял враг свободу нашу…
Спой! Уже страданий чаша
До краев полна…
Как горька она!
Весь народ земля питает…
Ты оплачь меня, родная, -
«Как теперь, – скажи, -
Без земли нам жить?!»
Нам над пашней не трудиться.
Спой! Учи меня молиться!..
Не оставь меня,
Ты – сиянье дня!..

ПРОПАДИ!..


Пропади ты, жизнь,
А с тобой и я.
Ты беду мою,
Поглоти, земля!
Как змея, напасть
В грудь мою впилась.
Пропади ты прочь,
Злого горя власть!
Изменила мне
Черноокая…
О, позор ты мой!
О, жестокая!
Перед Богом ты,
Нет, не мне клялась,
Не мое кольцо
Носишь ты сейчас.
Эх, красавица,
Почему меня
Обманула ты?
Бог тебе судья!
Зиму горскую,
Под весенний звон,
Вспоминаю я,
Как прекрасный сон.
Иль друг другу ласк
Не дарили мы?
Или нежных слов
Не шептали мы -
В ожидании
Благодатных дней?
Как же счастлив был
Я в любви своей!
Кто берет тебя
Навсегда в свой дом,
Пусть дерзнет меня
Превзойти во всем:
Бить без промаха,
На коне лететь,
В горском танце плыть
Или песни петь.
Нарядил в шелка -
Удивил аул!
Стан твой поясом
Дорогим стянул.
Не застежек – звезд
На груди игра…
В золотом шитье
Ты ловка, быстра.
Пропади ты, жизнь,
А с тобой и я!
Ты беду мою
Поглоти, земля!
Как змея, напасть
В грудь мою впилась.
Пропади ты прочь.
Злого горя власть!

ЗНАЮ


Знаю, поплачете, может,
Вы, зарывая мой прах,
И пожелаете в Божьем
Царстве мне всяческих благ.
Знаю, барана забьете
И, не грустя уж ничуть,
Вдосталь араки нальете,
Чтобы меня помянуть.
Каждый, наверное, скажет
То, что обычай велит.
После ж – не вспомните даже,
Где я в могиле зарыт.

ЖЕЛАНИЕ


Завидую тем, кто согрет
На утре безоблачных лет
Теплом материнских объятий.
Завидую тем, кто потом
Дни детства помянет добром,
Кто весел на грустном закате.
Завидую тем, кто в своей
Отчизне средь верных друзей!
Чей пир – это песня с игрою!
Завидую тем, кто с арбой,
Кто с плугом своей бороздой
Проходит рабочей порою.
Завидую тем, кто народ
Мятежною речью зажжет,
Чьего ожидают совета.
Завидую тем, кто любовь,
Честь имени, славу отцов
Хранит и в преклонные лета!

ПРОЩАЙ!


Всем снаряжен я: арчита, котомка;
Пояс из прутьев скрутил я, как мог,
Палка со мною, в отрепьях шубенка…
Впору прощаться нам… Путь мой далек…
«Прочь!» – ты давно говорила глазами,
Взглядом тебя я пугаю давно.
Сердце твое я услышал и замер:
Стон потаенный мне слышать дано.
Свет мой, прощай!..
Больше видеть не будешь.
Благ от скитальца не следует ждать.
Знаю, что завтра мой взгляд ты забудешь,
А послезавтра забудешь как звать.
Может, припомнится вдруг, как в тревоге
Жил горемыка, мечтал, одинок.
Может, приснится тебе, как в дороге
Кто-то ступает за смертный порог.
Ты не пугайся! За сном этим следом
Счастье придет к тебе, горе губя.
Кто-то возьмет на себя твои беды,
Кто-то отдаст свою жизнь за тебя.
В спутницы кличу судьбу нашу злую,
Может быть, с нею пойду я за край
Жизни, и с нею же гибель найду я…
Не убивайся!.. Прощай же, прощай!..

ПЕСНЯ БЕДНЯКА


У людей – не дом, а терем,
Там светло, тепло, уют,
А у нас в пустой пещере
Дети с голода ревут.
У людей – пиры, гулянья
Будоражат гор хребты,
А у нас, как причитанье,
Лишь мяукают коты.
У людей из жирной туши
Капли падают в золу,
А у нас мышей летучих
Не сочтешь в сыром углу…
У людей – пшеницы вволю:
Год молоть – не видно дна,
А у нас, на нашу долю, -
В год один совок зерна…

СЕРДЦЕ БЕДНЯКА


Зима и нас не миновала,
В рост человека выпал снег,
И злая стужа с перевала
Уж замостила русла рек.
Здесь ночи тягостны и длинны…
Когда ж весна придет опять?
Поужинав, не жжем лучины;
Нет кизяка – ложимся спать.
Бедняк живет в хлеву и стойлах,
К труду его – вниманья нет,
И жесток ложа серый войлок.
И плод забот его – обед.
Все дни его полны трудами
И утешенья лишены,
Но, горю вопреки, ночами
Он видит радостные сны.

А-ЛОЛ-ЛАЙ!


Мать легко тебя качает.
Лунный луч с тобой играет.
Ты расти, мужай!
А-лол-лай!..
Ты – моя надежда, сила.
Пусть ягненком белым, милый,
Вечно для тебя
Буду я!
Наша жизнь страшнее ада.
Твой отец не знал отрады,
Весь он изнемог.
Спи, сынок!
Станешь старше – ожидает
И тебя судьба такая!
Для меня мужай!
А-лол-лай!..
Из простой коровьей кожи
Ты б арчита сделал тоже,
Стал бы голодать…
Время спать!
Ты б дрова таскал, усталый,
Я бы вышла и сказала:
«Мать всегда с тобой,
Ясный мой!
А умру – забудь про горе.
Ты люби родные горы,
Их не покидай!»
А-лол-лай!..

У ГРОБА


Для нас потрудился ты много,
Теперь отдохнешь ты в раю.
Не требуй награды у Бога:
Мы жизнь не забудем твою.
Ты жил, сострадая народу,
От юности до седины,
Светильник зажег в непогоду,
Чтоб дали нам стали ясны.
Ты был пастухом у бесправных,
Наш край полюбил ты, как мать.
За благо трудов твоих славных
Какой тебе платой воздать?
Мы сами, и дети, и внуки
Тебя не забудем, скорбя,
Но знай, что на горе и муки
Остались мы после тебя.
1891 г.,
3 марта г. Владикавказ

ВЗГЛЯНИ!


Без матери, брошен отцом,
Отчизну, родительский дом
Оставил я в юные годы.
В чужом, безучастном краю
Весну проводил я свою,
Встречая одни лишь невзгоды.
Сказал я: неси же домой -
В Осетию, в край наш родной,
Свое одинокое горе…
И хлынули слезы из глаз,
И радость в груди разлилась:
Увидел я снежные горы.
Но более бедным, чем я,
Вернувшись, нашел я тебя,
Народ, изнуренный заботой.
Нет места тебе ни в горах,
Ни в наших привольных полях:
Не стой, не ходи, не работай!
Достойных так мало у нас!
И что мы такое сейчас?
И чем мы со временем будем?
Ползешь ты вслепую, мой край.
Взгляни ж, Уастырджи, и не дай
Погибнуть измученным людям!

В РАЗЛУКЕ


Отчизны моей молодежь!
Ты даже слезы не прольешь!..
А злая чужбина терзает и гложет
Мне сердце сильней и сильней…
Не смерти боюсь я, – но кто же разложит
Костер на могиле моей?
Чья девушка так обо мне зарыдает,
Чтоб дрогнул утес в вышине?
Кто песнь обо мне на фандыре сыграет,
Кто в скачке мелькнет на коне?
Как сердце тоскует с тобою в разлуке,
Отчизны моей молодежь!
На прах мой – страшнее не может быть муки -
Ты даже слезы не прольешь!..

БЕЗ ПАСТУХА


В чаще со стадом пастух не расстанется,
Зорко за ним он следит…
Что же с тобой, молодежь наша, станется,
Кто же тебя защитит?
Ты, обезумев, как стадо голодное,
В чаще блуждаешь лесной, -
Ищешь ты стебли в лесу прошлогодние…
Гибнешь… Что будет с тобой?
О, если б только над горной вершиною
Песню пастух твой запел,
Кликнул тебя – и в семью бы единую
Быстро собрать всех сумел!..

СОЛДАТ


Пусть он не знает покоя счастливого -
Тот, кто нас хочет сгубить.
Мать, ты не шей мне наряда красивого,
Мне ведь его не носить.
Тонким сукном мою душу угрюмую
Ты не порадуешь, мать.
Унтер ударит, но горе, коль вздумаю
Я отомстить, не смолчать.
Сын твой ни слова не скажет о голоде,
Кашей питаясь одной.
В угол забьется в казарменном холоде,
Спит на соломе гнилой.
Ты не оплакивай жизнь безотрадную,
Сын твой и сам ей не рад.
Он не попросит черкеску нарядную,
Он не жених, а солдат!
Если убьют меня, нет мне отмщения.
Плачем ты горе утешь -
Ты созови на поминки селение,
Нашу корову зарежь.
Мать, не рыдай над сыновней судьбиною,
Вытри слезу ты свою!
Жадный до жизни, пускай и погибну я,
Но за себя постою!

ГОРЕ


Как не рыдать, мои горы, над вами!
Лучше б золою я вас увидал!
О, почему не засыплет камнями
Судей неправедных грозный обвал?..
Пусть хоть единый из них содрогнется,
Пусть его горе народа проймет,
Пусть оно мукой в душе отзовется,
Пусть хоть одну он слезинку прольет!..
Крепко мы скованы вражьей рукою,
Все, что мы чтили, поругано тут.
Отняты горы… Нет мертвым покоя,
Старых и малых тиранят, секут…
Как от свирепого хищника стадо,
Мы разбежались, покинув свой край.
Что же ты, пастырь наш? Где твои чада?
Пламенным словом нас вновь собирай!
Горе! Мы к смерти бежим от позора,
К пропасти злобно нас гонят враги.
Мощью народа взгреметь бы вам, горы, -
Кто-нибудь смелый, скорей! Помоги!

ТРЕВОГА


Возлюбленный друг мой! Мой друг незнакомый!
Каким тебя именем надо назвать?
Увижу ль, неясной надеждой влекомый,
Тебя я счастливой, о родина-мать?
Родная земля! Твоим стонам я внемлю,
Звучащим из твердой, гранитной груди…
Мой друг! На земле ты иль скрылся под землю,
Где б ни был, – на клич мой скорей выходи!..
Откликнись! Призыв мой звенит и в могиле!
Иль в женской одежде скитайся, скорбя!..
Осетия бедная! Кровью, насильем
Пришельцы-алдары смирили тебя!
Но, может быть, в поисках правды желанной
Нарочно права свои вверил ты им?
Умри ж от раскаянья, друг безымянный,
Признавший пришельца алдаром своим!..

МАТЬ


Коченеет ворон…
Страшен бури вой…
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.
Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем…
Светится на круче
Сакля огоньком.
На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.
Горе истерзало -
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.
На полу холодном -
Кто в тряпье, кто так -
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.
Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.
«Ну, не плачьте! – грустно
Говорит им мать, -
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать…»
Можжевельник саклю
Дымом обволок…
Капают по капле
Слезы в котелок…
«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.
Пятерых покинул…
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!
Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, -
Что бежал в могилу
От семьи своей.
Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»
Капают по капле
Слезы в котелок…
Можжевельник саклю
Дымом обволок…
Засыпает младший
Раньше всех детей, -
Изнемог от плача
Лучший из людей.
Подожди ты малость! -
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.
«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» -
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!
Котелок вскипает,
Плещет на золу…
Дети засыпают
У огня в углу…
Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.
На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.
И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.
Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.
Над детьми витает
Сон, и чист и тих, -
Ложь ее святая
Напитала их…

КУБАДЫ


Что время года?
На месте сходок,
В худой шубенке,
Седой, горбатый,
Сидит Кубады
С фандыром звонким.
Всю жизнь скитался.
Мальцом остался.
Один под небом.
Не раз безродный
Плясал голодный
За корку хлеба.
Босой, избитый,
В душе – обиды,
И грязь на теле.
Жилось не сладко,
Из трещин в пятках
Лягушки пели.
Нет, сгинуть лучше,
Чем биться, мучась,
Добра не зная!
В разлуке вечной
Пусть бесконечно
Ревет родная,
Что не вскормила
Ни солнца силой,
Ни грудью белой,
Что в детстве раннем
Своим дыханьем
Тебя не грела!..
Ему в ненастье
И хлев был счастьем,
Смотреть на щели
Пастух не станет!
А снег нагрянет -
Поет в пещере!
Овца без пищи?
Он сена сыщет
В чувяке прелом.
Фандыр на диво
Он из наплыва
Березы сделал.
В снегах вершины,
Кусты долины
И дуб угрюмый
К нему клонились
И с ним делились
Заветной думой.
Орла порывы,
Вой вьюг тоскливый,
Гром в поднебесье,
Слеза оленя,
Ручья кипенье -
Пастушьи песни.
Свет после бури,
Краса лазури,
Привал для стада,
Луга и воды,
Пора свободы -
Мечты Кубады.
Но счастье кратко:
Беда украдкой
Придет, не спросит -
И беспричинно
Мясцо с овчиной
Волк не уносит.
Пастух отличный
Учет обычно
Ведет, как надо…
Куда ж деваться
Могло пятнадцать
Овец из стада?
Пропали где-то…
Кому об этом
Расскажешь горе?
Ох, треснуть может
Пастушья кожа:
Алдар запорет!
Предвидя порку,
Овецкпригорку,
К селу пригнал он -
И убегает
За склон Адая -
К дигорским скалам.
Страной родною
И Кабардою
С фандыром шел он.
В Калаке с пылом
И пел и пил он
В кругу веселом.
Какие песни!
Что их чудесней,
Добрей, милее?
Сказанья эти -
То смехом встретишь,
То грусть навеют.
В пути-дороге
Не слабнут ноги,
А песни – краше.
Вот видим снова
Певца седого
В ауле нашем.
Что время года?
На месте сходок
Он восседает,
Слепой, горбатый…
Но кто Кубады
У нас не знает?

КТО ТЫ?


Не спрашивай, кто я.
Ведь ясно, как день, -
И это не скрою, -
Что я не уздень.
Рубаха – холстина,
Черкеска, бешмет, -
Для горского сына
Наряднее нет.
Арчита, заботы
Несносного дня.
Спросил меня: Кто ты? -
Так слушай меня.
Родился в горах я.
А где? Назову.
На свет я без страха
Явился в хлеву.
Роженица вместо
Сырого угла
Привычнее места
Найти не могла.
Проклятьем суровым
С тех пор надо мной:
Кто доброе слово
Промолвил больной?
Все словно исчезли
В тот бедственный час.
Никто от болезни
Родную не спас.
Отец одиноко
Ругает житье.
Наказан жестоко
Он смертью ее.
Вскормлен я другою,
Что день изо дня,
Не зная покоя,
Растила меня.
А дни непогожи:
Там горькой порой
Год первый я прожил,
И прожил второй.
Потом с упоеньем
Скитался, упрям,
То с пляской, то с пеньем
По многим пирам.
Отца вспоминаю.
Он не был мне рад.
Его называю,
Прости мне, Хамат.
Женился он снова,
И с этого дня
Приличного слова
Не слыхивал я.
Узнал, что такое
Власть злобной руки,
Чья ласка – побои,
Гостинцы – пинки.
Охота швыряла
Отца по горам,
А мать побиралась
По разным дворам.
Охотничье дело -
На смертном пути.
На кладбище – тела
Отца не найти.
Скитался по свету -
Светло или мгла…
Разбился он где-то! -
Вдруг весть к нам дошла.
Жена погрустила,
И вскоре потом
Продать поспешила
И землю и дом.
Проела и – крышка.
Ведь взрослым видней!
Как мог я, мальчишка,
Указывать ей!
Совсем без призора
Остался, пострел, -
Мне десять. Как скоро -
Хоть плачь! – повзрослел.
А мачеха тут же
(Лишь год прождала),
Нашла себе мужа,
За ним и пошла.
В соседстве неблизком
Средь новых забот
Теперь в Алагирском
Ущелье живет.
– Живи, ты свободен,
Умрешь, не беда! -
К какой я был годен
Работе тогда?
– Как хочешь! – сказала.
Я помню сейчас:
Ягнят поначалу,
Голодный, я пас.
Постель моя – травы…
Батрак, среди дел,
Задиристо, право,
«Да-да-дай» я пел.
Подпасок примерный,
Я стал пастухом.
Мне по десять мерок
Платили зерном.
Котомка, да шапка,
Да хлеба кусок, -
В накидке не зябко,
Работай, дружок!
Ругали, пороли, -
Я все испытал!..
Но все же порою
«Да-да-дай» певал.
И вот мне шестнадцать -
Мужчина, у дел.
Успел наиграться,
Поспать я успел.
Косарь я плечистый, -
Крутая рука.
Размашисто, чисто
Побрею луга.
Иду – не удержишь, -
Косою звеня.
Но где они, где же
Луга у меня?
Земля моя, где ты?
Не видно ничуть.
Запродана, нету.
Кого попрекнуть?
Батрачил, отчаясь,
Я до двадцати.
Чего не встречалось
На этом пути?
Силен был, и кряжист,
И крепок мой шаг…
Любую нес тяжесть,
Как истый ишак.
Знал дело любое:
Как ткал я сукно!
Шитье золотое
Освоил давно.
Иглой, как портниха,
Я лихо владел…
Работая, тихо
«Да-да-дай» я пел.
А сердце… Покоя
Ему не дано.
Скажи: ты плохое! -
Поверит оно?
Играет лучами
Порою дневной
И любит ночами
Скитаться с луной.
И слышит – откуда? -
Свободы призыв.
И кровь – не причуда
Кипит в нем. Порыв!
Краса длиннобровой
Смутила юнца.
Ни крепкого слова,
Ни просто словца.
Меня закачало
И кружит опять.
Не видно начала,
Конца не видать.
Увижу – отрада…
А вот иногда
От этого взгляда
Мне гибель, беда.
Дичился, молчал я,
Работу губя,
Судьбу проклинал я,
Бежал от себя.
От всех отгорожен,
Шел трудной тропой.
Гей, сердце, кто может
Бороться с тобой?
Зачем мне светила
Среди бела дня?
Зачем проходила
Ты мимо меня?
Само простодушье, -
Ты скрытно добра.
Ведь я без оружья, -
К чему ж кобура?
Зачем издалека
Беседу веду,
Печально жестоко
Тревожу мечту?
Обвалы-заботы
Зимой нам страшны.
А осень – работы…
Что ж краше весны?
Земля – как ликует!
Светлы небеса.
Трава! Не ворует
Соломы коза.
И реки желтеют,
И горы черны,
И птицы смелеют
От чувства весны.
Все жарче, все злее
У сердца запал.
Эй, парень, живее!
Куда ты пропал?
Похвастался силой?
Смири свою кровь.
Родителям милой
Калым приготовь.
Достаток батрачий…
Готов мой калым.
Он собран, а значит -
Не медли ты с ним.
Мой конь – чего ж проще? -
Соль ел у меня
С ладони, – для тещи
Купил я коня.
Но вот… Что же было
Причиной тревог?
Отец моей милой
Не только лишь строг, -
Он высокомерен
Всегда с батраком.
Сырдоном и зверем
Входил он в свой дом.
Всем рот затыкает,
Словца не сказать…
А девушка тает,
В отчаянье мать.
В согласье мы с нею
И с нами – она.
Отец же все злее,
Медведь! Сатана!
Клал жертвы я Богу -
Не принял их Бог.
А сердце – тревоги
И боли комок.
Кого послать сватом?
Кто время найдет
Для нищего брата,
Для брата невзгод?
Кого послать сватом?
Кто сможет помочь?
Медведь грубовато
Прогонит всех прочь.
Пойти мне? Но чую, -
Что все загублю.
А вдруг не смолчу я?
Вспылю – не стерплю.
Какие-то сваты
Сидят у отца.
Мать в гневе и свято
За нас до конца.
А дочь безутешна,
Рвет волосы дочь…
И все – безуспешно…
Мне ей не помочь!
Но все ж и намедни
Взывала ко мне:
– Ты где же? Немедля
Явись, хоть во сне!
Такие заботы!
Вот вся моя быль.
Спросил меня: кто ты? -
Отвечу: бобыль!

ФСАТИ


Сладко спать усталым.
Утром сон могуч…
Но скользит по скалам
Первый солнца луч.
Все кругом искрится,
Ветерок шумит,
Пробудились птицы…
Только Фсати спит.
Старца-исполина
В мире кто древней?
Вот вершин вершина -
Он живет на ней.
Снег сияет горный:
Манит вышина.
Там – нихас просторный,
А на нем – сосна;
С диких скал свергаясь,
Воет водопад;
С двух сторон, сверкая,
Ледники висят,
Камни с грозным шумом
Катятся с высот…
Лесом скрыт угрюмым,
Фсати здесь живет.
Стол его, сиденье -
Все хрусталь сплошной.
Из рогов оленьих -
Ложе под сосной.
Шерсть на нем медвежья,
Козий пух лежит…
Фсати утром свежим
Беззаботно спит.
Машут лопухами
Семь безусых слуг,
От него упрямых
Отгоняя мух.
Семь других румянят
На огне шашлык,
Жарят бок бараний -
Будет рад старик…
Гром гремит.
Поднялся С ложа Фсати: «Оф!
Я проголодался -
Завтрак мой готов?..»
Жирный бок грызет он.
Вдруг запели.»Гей!
Видно, вновь – охота.
Погляди скорей!..»
Юноша проворно
К леднику шагнул,
Со стремнины горной
В бездну заглянул
И без промедленья
Крикнул: «Слышу зов -
Просят там оленя
Девять ездоков.
Кони статны. Ружья
Крымские блестят…
– Нам олень бы нужен,
Пусть худой! – кричат».
– Щеголям блестящим,
Глупый, откажи:
Знай – у бедных тащит
Скот им Уастырджи.
Пусть он угостит их
Краденым скотом
Да аракой сытых
Напоит потом!..
Солнце на закате.
Песни вновь слышны,
Вновь прислужник Фсати
Сморит с вышины.
«Семерых на круче
Вижу бедняков,
Слышу их могучий,
Их веселый зов:
– О, уарайда, Фсати!
Щедрый, к нам явись.
Ты на горном скате,
Погляди-ка вниз
Ты оленя, Фсати,
Дай нам в добрый час.
Ты на горном скате,
Ты взгляни на нас!..»
В стареньких арчита,
С плохоньким ружьем.
Головы побриты
Сломанным серпом…
– Гей, юнец! Рогатых
Выпусти скорей:
Угости, как надо,
Дорогих гостей.

НА КЛАДБИЩЕ


Нет похорон многолюднее наших…
Нынче такая толпа провожавших
С гор и долин собралась -
Не повернуться на кладбище было,

Кодзати A.M.


Эта заметка написана лет двенадцать назад, но затерялась среди моих бумаг. Теперь я решил познакомить с ней читателя: возможно, представит интерес для исследователей творчества Коста Хетагурова.

Переведенное на многие языки стихотворение Коста Хетагурова "Мать сирот" хорошо известно читателю, его изучают в школах, достаточно всестороннему и скрупулезному анализу подверглось оно критиками и литературоведами. Но, пожалуй, глубже всех проник в суть хетагуровского шедевра академик П. Н. Берков. Он назвал его окутанным тайной, менее других произведений Коста поддающимся анализу. Несмотря на это, ученый выдвинул смелую и весьма правдоподобную гипотезу: может быть, Коста в своем стихотворении хотел выразить мысль, что осетины, подобно сиротам, жаждут духовной пищи на родном языке, а поэт, т.е. сам Коста, пишет на русском языке и, словно мать сирот, вместо вкусной похлебки тешит их сладкими грезами, другими словами, может, великий Коста считал себя матерью сирот.

Думается, данная трактовка произведения - всего лишь одна из тайн его, ибо настоящая поэзия, подобно сфинксу, хранит в себе такие загадки, которые никто не в силах разгадать до конца.

П.Н.Берков приходит к мысли, что на Коста при создании данного произведения оказало влияние стихотворение австрийского поэта Морица Гартмана "Белое покрывало", в котором выражена идея "pia fraus" /" о святой лжи"/. Кроме того, в качестве творческого импульса, побудившего Коста к написанию "Матери сирот", Берков упоминает стихотворение И.С.Никитина "Жена ямщика". При этом он особо подчеркивает, что "Мать сирот" совершенно самобытное произведение. Ученый проводит аналогию с Шекспиром, который, получая творческие импульсы от итальянских новелл и древних хроник Р.Голеншеда, создал величайшие образцы человеческого гения. П.Н.Берков отмечает, что исследователи творчества Коста не нашли ни в осетинском фольклоре, ни в фольклоре соседних народов сюжета, схожего с сюжетом "Матери сирот". Но это вовсе не означает, пишет ученый, что Коста его выдумал. Возможно, событие, описанное в стихотворении, поэту пришлось наблюдать в реальной жизни.

Исследователи творчества Коста, на которых ссылается Павел Наумович, на мой взгляд, и не пытались искать схожие сюжеты в народном творчестве, будучи абсолютно уверенными, что в основе "Матери сирот" лежит действительный случай: настолько правдоподобны в произведении каждый образ, каждая деталь. И в самом деле, какие могли быть сомнения, когда автор указывает даже место действия: Нар=аул, родина поэта.

Но вот в десятой книжке журнала "Иностранная литература" за 1979 год напечатано выступление известного турецкого писателя=сатирика Азиза Несина на Второй международной писательской встрече в Софии, состоявшейся в августе того же года. Азиз Несин рассказал участникам встречи притчу о святом Йомере - исламском халифе, который однажды ночью бродил по улицам Медины и заходил в дома, чтобы увидеть, как живет народ. Вот что произошло дальше: "...он услышал из одного полуразрушенного дома голоса плачущих детей. Он заинтересовался и постучал в дверь. Дверь отворила женщина. Она не узнала его. Йомер увидел пятерых детей, которые плакали, прижавшись друг к другу. "Мама, мы хотим есть!" - повторяли они. Их мать мешала черпаком в котле, стоящем на огне, и говорила детям: "Подождите немного, дети мои. Сейчас сварится еда, и я вас накормлю".

Дети плачут, женщина мешает в котле, но еда не появляется. Йомер спросил у женщины, что она готовит. Она подняла крышку котла и показала Йомеру - в котле были вода и камни. Женщина перемешивала камни, лежавшие в котле. Она сказала Йомеру: "Ни огня в очаге, ни еды в котле. Одни камни. Ждите, пока сварится еда, так я каждый вечер обманываю детей, и они засыпают голодные..."

Сказав это, женщина, не знавшая, кто стоит перед ней, стала проклинать халифа Йомера: "Пусть господь накажет этого Йомера за то, что он стал халифом! Чтоб он ослеп... Чтоб он околел... Чтоб он превратился в ничто!.."

Йомер не выдержал и спросил у женщины:
"Разве в этом виноват халиф Йомер?"
Женщина ответила так:
"Раз он халиф - значит он и виноват..."

Услышав это, Йомер заплакал, вышел из полуразрушенного дома и сказал себе: Йомер виноват в том, что в заброшенном бедняцком домишке бедная женщина, чтобы обмануть своих детей, размешивает в котле воду с камнями... Если ребенок умрет от голода, вина падает на Йомера... Если какой-то горемыка будет плакать, вина снова падет на Йомера".

Я намеренно привел рассказанную Азизом Несиным притчу полностью, чтобы исследователям творчества Коста легче было ориентироваться при анализе "Матери сирот". И еще на одну публикацию хочу обратить их внимание. В том же 1979 году в Москве вышла книга дагестанского писателя Эффенди Капиева "Избранное", в которую включены и его дневники. На странице 366 читаем: "Притча о камнях, которые варила мать, усыпляя детей". Вероятно, Э. Капиеву была известна та самая восточная притча, которую пересказал Азиз Несин, и он хотел использовать ее в своем творчестве, не подозревая, что притча гениально обработана Коста Хетагуровым.

По всей видимости, после всего сказанного вопрос о том, послужило ли стихотворение М. Гартмана "Белое покрывало" творческим импульсом для осетинского поэта или нет, отпадает.

Что же касается стихотворения И. С. Никитина "Жена ямщика", то П.Н.Берков прав: оно действительно стало для Коста толчком к созданию "Матери сирот". Об этом говорят даже чисто внешние приметы. Приведем два четверостишия для сравнения:

Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.

/Никитин/

Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.

/Хетагуров/

Итак, сюжет стихотворения Коста Хетагурова восходит в восточной притче, а по форме оно напоминает Никитинские строки. Умаляют ли эти факторы значение стихотворения? Отнюдь нет. Скорее наоборот. Коста кардинально переработал источник, углубил тему, обогатил сюжет конкретными жизненными штрихами, вдохнул в него могучую поэтическую силу, и произведение получило вполне реалистическое звучание, потрясая глубочайшим трагизмом.

Загляните сюда Редактор изображений - Сильные редакторы изображений с дополнительными возможностями, для новичков и профессионалов, недорого, а главное – самые универсальные программы имеющиеся в интернете на сегодняшний день!