"Муза" – это богиня вдохновения, так считали и продолжают считать многие писатели. Для людей творческого образа это весьма характерный жест. Она даёт начало творчеству, помогает сделать стих поистине красивым. В то время, Евгений Баратынский, как и большинство других писателей, прибегали к силе своего таланта, именно посредством музы.

В 1829 году Евгений Баратынский решил написать стихотворение, которое так и называется – «Муза». В его основу Евгений Баратынский положил образ женщины, которая, по его мнению, была весьма непривлекательна. Но как ни странно, для Баратынского красота в музе, не являлась главным. Его вдохновляло само её присутствие. Евгений Баратынский говорил, что муза для него – это вдохновение, а для остальных – капризная барышня. Он считал, что у неё нет ни радости, ни печали, она не носит модных вещей, и для окружающих она пустое место. У музы Евгения Баратынского, напрочь отсутствует талант, именно поэтому она вызывает презрение у окружающих. При этом у неё железная выдержка и неподвижный образ лица, и писатель это замечает.

Последние строки стихотворения, Евгений Баратынский посвятил своему таланту, признав, что он уступает место более выдающимся писателям, тому же Пушкину, и никоим образом не ищет славы, он рассчитывает лишь на небрежную похвалу.

Анализ стихотворения Муза по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

    Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма

  • Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

    «Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

  • Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

    Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.

Можно ли что-либо создать без вдохновения? Многие люди искусства понимают, что это практически невозможно. Поэтому некоторым из них хочется отдать должное своей музе и посвятить ей произведение, как сделал это Евгений Абрамович Баратынский, выдающийся деятель русского романтизма.

Очень часто художники, поэты называют музой конкретный объект своего обожания, чаще всего – красивую девушку. Влюблённость придаёт силы создавать новые произведения — а это высшее счастье для созидателя тонких материй. Но «Муза» Баратынского не имеет посвящения, это сочинение написано уже зрелым автором в 1829 году, было опубликовано в сборнике «Стихотворения» 1835 года.

Возможно, поводом для создания послужило желание поэта определить свои основные творческие принципы и место в литературе. В нем он подводит итоги своей деятельности на ниве творчества.

Жанр, размер, направление

Эпоха романтизма рассматривала способность к созданию произведений искусства, в частности к написанию стихов, даром свыше. Поэт воспринимался как проводник между миром людей и божественным. В то время считалось, что творение – плод вдохновения, которое дарят музы. А эта традиция восходит ещё к античности. Многие авторы пушкинской эпохи пытались описать акт творчества, среди таких «объяснений» и находится произведение Е. Баратынского.

В жанровом отношении «Муза» наиболее близка к лирическому стихотворению, предполагающему зарисовку, поэтическое высказывание небольшого объёма. Стихотворный размер – ямб.

Образы и символы

  • В стихотворении представлен образ музы скромной, непримечательной. Поэт, выдумывая своего персонажа, идёт от противного, многократно обращается к отрицаниям. К моменту написания этого лирического стихотворения традиционный образ вдохновительницы уже сложился. Но Баратынский настаивает, что муза может быть и иной: без склонностей, дара и неописуемой красоты. Однако же и такой служительницей Аполлона «поражен бывает мельком свет».
  • Свет здесь обозначает общество, читающую публику, на которую ориентировано творчество автора. Любой поэт нуждается в признании, но его пытаются добиться чаще всего посредством чего-то помпезного, грандиозного. Лирический герой Баратынского, напротив, прост, практически посредственен. И всё же добивается своего.
  • Муза – символ творчества . Без неё, как считалось в XIX веке, невозможно создать вообще ничего. Слова не будут приходить на ум, а перо будет выпадать из руки.

Темы

  • Основная тема стихотворения – скромность . Этим сочинением Е. Баратынский напоминает о весьма важном человеческом качестве, которое должен помнить стремящийся к славе и успеху человек. Наиболее ярко высветить эту тему поэту помогают художественные приёмы. Отрицание позволяет выразить отказ от общепринятых стереотипов. Другое средство выразительности – антитеза. Баратынский противопоставляет ослепительной красоте скромность, которая также способна тронуть сердца людей.
  • Другая тема – творчество . Автор рассуждает о том, что есть настоящий талант, как ему пробить броню людских сердец. В конце концов, он приходит к выводу, что искренность покоряет людей, уставших от ежедневных упражнений в лицемерии и лжи. Она и есть очищающая сила, которой искусство меняет общество к лучшему.

Смысл

«Муза» — стихотворение уже взрослого, зрелого человека. К этому времени поэту удалось перебороть юношеские амбиции. Автор осознаёт своё место в русской литературе. Если он когда-то мечтал о большей славе, то теперь уже смирился, а если и не надеялся на успех, то может искренне радоваться и не столь грандиозному результату. Его главная идея — это мысленное подведение честных итогов: чего же он все-таки достиг в своей жизни?

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Музой Баратынский называет своё творчество. Через такую аллегорию он даёт характеристику своим стихам. Они честны и прямолинейны, в них выражается его душа, а больше ничего и не нужно: ни искрометных слов, ни высокопарных фаз. Главное — это мысль, парящая на легком и простом слове, как на крыле. Его богиня вдохновения наделена человеческими чертами, которые также близки и самому поэту.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Муза» Евгений Баратынский

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

Анализ стихотворения Баратынского «Муза»

Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала. Это означает, умение красиво рифмовать слова и привносить в стихи тайный смысл поэты приписывали не себе, а высшей силе. Ее олицетворением чаще всего являлась Муза – богиня вдохновения, которая и вкладывала в уста поэта нужные слова.

В своем творчестве литераторы 19 века нередко обращались к ней и пытались наделить Музу человеческими чертами характера. Поэтому неслучайно, что тот же Пушкин в качестве вдохновительниц своего творчества выбирал обычных женщин, восторгаясь ими и посвящая возлюбленным стихи. Евгений Баратынский не был в этом отношении исключением, однако в 1829 году он попытался все же воссоздать образ своей вдохновительницы и пришел к выводу, что у посторонних эта капризная особа вряд ли вызовет восхищение. Его стихотворение «Муза» посвящено не конкретной женщине, а тем душевным порывам и чувствам, которые заставляли поэта браться за перо и создавать стихи, наполненные светом, радостью и высшим смыслом .

Муза Баратынского лишена внешней привлекательности, и поэт признается: «Не ослеплен я музою моей». Он отдает себе отчет, что внешняя привлекательность не является для него источником вдохновения, о чем нередко заявляют другие поэты. Та, что подпитывает талант автора, не может претендовать на звание прекрасной женщины, поэтому «юноши, узрев ее, за нею влюбленною толпой не побегут». Вдохновительница Баратынского также лишена природной грации и умения преподать себя в выгодном свете, на ней не увидишь модных шляпок и платьев, она не умеет приманивать в себе окружающих «игрою глаз, блестящим разговором». Поэт отмечает, что его муза лишена каких-либо талантов и дарований, она проста и безыскусна, что должно вызывать у посторонних людей если и не равнодушие, то некое разочарование.

В то же время поэт отмечает, что «поражен бывает мельком свет ее лица необщим выраженьем, ее речей спокойной простотой». Это – объективная оценка не только мифической музы, но и собственного творчества, которую дает Баратынский. Он понимает, что по мастерству и таланту не может сравниться с тем же Пушкиным, поэтому не ищет для себя громкой славы и не стремиться стать модным поэтом. Максимум, на что он рассчитывает, так это на то, что читатель почтит его стихи «небрежной похвалой».

Всегда передают его мысли и чувства, показывая их многообразие и глубину. А их он испытывал на протяжении всей своей жизни. В раннем творчестве известного всему миру поэта особым, главным, местом стояла вольнолюбивая поэзия. Если изучить его стихотворения первых лет, когда юный поэт еще учился в Царскосельском лицее, то можно заметить, что уже тогда юный Пушкин утверждал, что каждый человек должен быть свободен, что он имеет на это право. Но вот только общество, правительство создает такие условия для жизни народа, которые просто не дадут простому человеку нормально существовать, делая его жизнь невыносимой.

Свое произведение «Вольность» он создает еще в раннем возрасте, наивно полагая, что очень скоро оно станет известно всем. Но уже в то время существовала цензура, которая сразу же обратила внимание и на пушкинский стиль написания произведения, но особо было отмечено, что Пушкин решил смело и открыто высказать свои вольнолюбивые мысли. Поэт в то время считал, что он имеет на это право. Дата создания свободолюбивой оды - 1817 год. Этот год важен для поэта еще и тем, что в это время он оканчивает и свое обучение в лицее. В это время Александр Сергеевич ясно понимал, что он пришел в литературу для того, чтобы служить народу, а в его мыслях было большое желание добиться свободы для всех. Об этом он и писал в своих произведениях этого времени.

Но обратимся к тексту известного стихотворного произведения великого литературного мастера слова Пушкина. В начальных строках оды поэт бросает призыв к свободе и говорит, что он сам готов жертвовать и собой, и своим благополучием, и всем, что только у него есть, даже своим огромнейшим талантом для того, чтобы все были свободны. Некоторые строки из свободолюбивой оды звучат как некое заклинание: «Приди, сорви с меня венец». И как бы сам предрекает автор себе судьбу, которая подарила ему главное — талант. Но он не должен растрачивать его на пустяки, а в своих произведениях должен говорить о главном, призывать к свободе человека в обществе.

Пушкин, обращаясь к влиятельным людям своего общества, гневно высказывается и дает предупреждение: «Тираны мира» Трепещите!». Эти слова поэт оправдывает тем, что его цели вынуждены в том обществе, где нет свободы, что его слова благородны и необходимы. Ведь он призывает народ стать свободным: «Восстаньте, падшие рабы!».

Но даже в молодости, глядя на современное общество и на то, как страдает угнетенный народ, поэт понимает, что изменения в стране невозможны, но он желает их добиться, чтобы общество стало лучше. Пушкин в свое оде выражает сочувствие в том, что законы, которые управляют обществом, приводят к позору страны. А ведь им должны подчиняться все люди его родины. И если миру богатых они могут нравиться или даже они могут позволить себе быть к ним равнодушными, то для бедняков крепостное право - это смерть и жизнь в неволе.

Пушкин пытается понять общество, в котором он живет. И поэт сам делает выводы о том, что в России есть всего лишь две основные силы: рабство и сила. Александр Сергеевич гордится тем, что именно русский народ смог прославиться как смелый и мужественный, показывая свою доблесть в боях, проявляя себя героически и постоянно совершая подвиги. Великие победы принадлежат русскому народу! Но резкий контраст этому - это бесправная и голодная жизнь простого народа, которые являются рабами крепостного права.

Поэт в своем стихотворении задумывается о том, как будет выглядеть российская жизнь, если все люди будут свободны. И эта тема его настолько интересует, что он обращается к историческим архивам знаменитой Запорожской Сечи, где народ был свободен и равноправен. В это время и задумал великий поэт свою оду, которая показала отношения самого автора к тому строю, который существовал в России. Через весь текст «Вольности» идет не только анализ российского уклада жизни, но и дается негативная оценка самодержавию, которое поэт открыто осуждает.

Одна из частей этого стихотворения посвящена поэтическим размышлениям о том, каково предназначение человека в этом мире. Автор открыто говорит о том, что власть не должна передаваться по наследству, что управлять российским государством должен достойный. Противник самодержавной власти, Пушкин видит и то, что простой народ за многие годы крепостного права стал покорным, как рабы, но еще и безграмотным. И поэту стыдно из-за того, что самые лучшие люди его времени молчали и стыдились такого положения порабощенного народа и того, что в стране происходит беззаконие.

Пушкин в своей оде выступает и как пророк, предрекая правителям не бессмертную жизнь, а воздаяние. К сожалению, это произведение известного всему миру поэта при его жизни так и не вышло в печати. Первый раз оно будет напечатано уже после смерти Пушкина. Это сделает Герцен в свое книге «Полярная звезда» от 1856 года.

Стоит заметить, что сам поэт в стихотворном тексте признается свою читателю в том, что самодержавный строй в России изменить невозможно, что он сам не верит в эти изменения. И он не призывает к тому, чтобы на его родине произошла революция и пролилась чья-то кровь. Но при этом он свято верил в то, что его народ когда-нибудь будет жить лучше. Он верил, что совсем скоро этот мир изменится и главными ценностями в нем будут свобода каждого человека, справедливость и равенство.

Конечно же, то правительство, которое существовало во времена Пушкина, не могло оставить без внимания это стихотворное и свободолюбивое произведение Пушкина. Юного поэта в 1820 году отправляют ссылку, на юг, подальше от Москвы. Повлияла одна и на революцию 1917 года, ведь протест против самодержавия нашел свой отклик в большевистских сердцах.

«Вольность» написана в виде лирического монолога, в котором есть высокая лексическая окрашенность. Композиция оды строго соблюдается, выражая мысли самого Пушкина. Использует поэт и различные художественно-выразительные средства, которые делают текст намного интереснее и ярче. Например, в тексте оды «Вольность» можно встретить много эпитетов: «роковая страсть», «благородный след», «неправедная страсть» и другие.

Есть в тексте и олицетворения, например, «Молчит закон», и другие. В тексте чаще всего употребляются две самостоятельные части речи, которые обозначают действия. Так, глаголы: беги, восстаньте, мужайтесь и другие. И такие деепричастия, как разбей, и другие. Александр Сергеевич настолько талантлив, что он легко доносит до своего читателя очень важные вопросы, которые его волнуют.

Композиционно свободолюбивая ода разделена на три части. В первой части сам поэт обращается к своей литературной музе. Вторая часть - это гнев и недовольство ой властью, которая правит страной. Третья часть - это обращение к царю, выступая против крепостного права. В конце своего произведения Пушкин призывает самодержавную власть уважать народную волю и всегда действовать по закону.

Все творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится стихотворение «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1817 году, но издан лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция - Композиция условно разделена на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй - воспевает закон и порядок, в третьей - призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты - «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения - «молчит закон», «сон отягощает».

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети - будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть свое отечество свободным, сильным и просвещенным.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в свое время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Тема

Центральная тема - протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своем стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества образца первой половины 19 века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной - в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче - « воспеть свободу миру ».

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон « выше венца и трона ». Лирический герой упоминает о таких монархах как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

Жанр

При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достиг благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности, поэт использует эпитеты (« гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный »). Также в произведении встречается немало ярких метафор (« свободы гордою певицей», «грозой царей ») и олицетворений (« молчит закон», «сон отягощает »), риторических вопросов и обращений.