В России празднуется День лицеиста. Начало этой традиции было положено 19 (31 - по новому стилю) октября 1811 года. Этот день ознаменовался открытием знаменитого Царскосельского лицея, выпустившего десятки известных личностей. Основан лицей был по приказу Александра I для его братьев. Подсказал идею создания для него известный реформатор М. М. Сперанский. Заведение предназначалось для подготовки сановников самого высокого уровня. Впоследствии выпускники отмечали этот день открытия альма-матер, приходя на лицейский обед, а впоследствии устраивая дружеские посиделки. В современной России праздновать торжество стали в начале 90-х годов XX века, когда школы стали приобретать престижные статусы гимназий и лицеев.

«Ликей» в Древней Греции - это название гимнасии на афинской окраине. Гимнасий давал общее образование наряду с интенсивной физической подготовкой. Учителями там были Сократ и Аристотель. В России до начала XX века лицей считался высшим учебным заведением, до революции функционировало всего 7 лицеев. В конце этого же века лицеем стали называть учебное заведение, готовящее к учёбе в вузе. В современности лицеем называется школа или средне-специальное заведение, чаще всего с физико-математическим уклоном.

Торжественную дату 19 октября в большей мере прославил Александр Сергеевич Пушкин - именитый выпускник Царскосельского лицея. Для него это исключительно мужское учебное заведение было родным домом, однокашников он считал за лучших друзей, а учителей - за старших товарищей. Показательно, что лицейские друзья поэта (добряк Вильгельм Кюхельбекер и декабрист Иван Пущин) всю жизнь поддерживали его. И хотя он не отличался необыкновенным рвением в учёбе (он был 4-м с конца в табеле успеваемости), Пушкин любил свою альма-матер. Гений русской поэзии написал множество стихотворений под названием «19 октября», где восхвалял дружбу и кладезь знаний - родной Лицей.

Всероссийский день лицеиста отмечают внутри учебных заведений. Выпускники приходят в свои лицеи, встречаются с учителями и бывшими одноклассниками. Администрация проводит дни открытых дверей, организуя отчётные концерты для общественности. Ученики узнают историю своего заведения, знакомятся с известными выпускниками. Учителя обмениваются новаторским педагогическим опытом, проводя отрытые уроки. Особо празднуют этот день в Санкт-Петербурге. Организаторы устраивают театральные представления, балы. Самое значимое мероприятие - фестиваль «Лицейская осень».

Таким образом, Всероссийский день лицеиста - замечательный праздник, возрождающий традиции школьного содружества и взаимовыручки, напоминающий нам о светоче русской поэзии - Пушкине.

День Царскосельского лицея

19 октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский Лицей, воспитавший Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Якова Грота, Михаила Салтыкова-Щедрина и многих других известных и выдающихся деятелей России XIX века. Имя самого известного ученика - Александр Пушкин.

Лицей был основан по указу императора Александра I. Он предназначался для обучения дворянских детей - по первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья царя - Николай и Михаил. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована, в первую очередь, на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10-14 лет, приём осуществлялся каждые три года. Первые годы Лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, а в 1822 году был подчинён военному ведомству.

"Лицей". Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа "Евгений Онегин"




Продолжительность обучения составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года - 4 класса по полтора года). И следующие дисциплины:

нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).



Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.

Торжество в Царскосельском лицее в 1836 г. по поводу 25-летия лицея




В первые годы существования (1811-1817) в Лицее возникла атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Карамзина, Жуковского, Батюшкова и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Это способствовало объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения: А. Пушкин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, В. Вольховский, А. Илличевский, К. Данзас, М. Яковлев и другие). Кружок издавал рукописные журналы, между его членами проходили литературные состязания, стихи Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

И. Репин. "Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе"





Е.Демаков "А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее"




В эти годы в Лицей проникли освободительные идеи, связанные с формированием в России идеологии декабризма. На становление антикрепостнических взглядов Пушкина, Пущина и других большое влияние оказал А. П. Куницын, адъюнкт-профессор нравственных наук. Пущин, Кюхельбекер, Вольховский посещали в Царском Селе тайный кружок декабриста И. Г. Бурцева. Первые двое стали декабристами и были осуждены. После 1825 в Лицее усилился контроль за подбором преподавателей и направлением лекций.

Надя Рушева. "Лицеисты Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг". "Пушкин и Пущин"



6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Главный корпус Александровского лицея




С переездом были связаны многие преобразования, коснувшиеся всех сторон лицейской жизни, в том числе и преподавания. Новый Устав лицея, принятый в 1848 году, отражал изменения в содержании и назначении лицейского образования. Приём и выпуск воспитанников стал ежегодным. Были введены новые учебные дисциплины: сельского хозяйства, гражданской архитектуры. Позже эти кафедры были закрыты, а учебные программы лицея всё больше приближались к курсу юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Но лицейская программа по-прежнему оставалась более обширной и разнообразной, прежде всего за счёт дисциплин гуманитарного цикла: истории, истории литератур, логики, психологии, римских древностей. Так же преподавались бальные танцы.



Последний выпуск учеников состоялся весной 1917 года. После Октябрьской революции занятия ещё эпизодически продолжались весной 1918 года. В мае 1918 года Лицей был закрыт по постановлению Совнаркома, а его место занял Пролетарский политехникум.

В 1925 году многие выпускники и преподаватели Императорского Александровского лицея, включая его последнего директора В.А. Шильдера и последнего премьер-министра Российской империи Н. Д. Голицына, были репрессированы по обвинению в создании контрреволюционной монархической организации, сфабрикованному ОГПУ ("дело лицеистов").



Несмотря на то, что здание Лицея после 1843 года много лет находилось в Петербурге, традиции Царскосельского лицея и память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские даты, такие как 19 октября - день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском лицее его воспитанниками.



Открытие музея-лицея состоялось в 1974 году.

Наверное, самое трогательно воспоминавшие о Лицее - стихотворение Пушкина "19 октября 1825":

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.



Комната № 14, в которой жил А.С.Пушкин




Классная комната








Актовый зал Лицея





Библиотека




Газетная





Длинная комната - предназначалась для занятий после классов




Физический кабинет





Спальный этаж





Дом директора лицея



Наверное, уже всем известно, что 19 октября - Всероссийский День лицеиста. Что это за праздник и почему его отмечают именно в этот день? Как проходит День лицеиста в современных учебных заведениях? Давайте узнаем. Для этого нам необходимо совершить небольшой экскурс в историю российского образования и культуры.

День лицеиста. Почему 19 октября?

Если ответить коротко, то в этот день был открыт знаменитый Царскосельский лицей, основанный по указу самого императора Александра I.

Данное учебное заведение сыграло важную роль в культурной и даже политической жизни всей Российской империи. Влияние, оказанное лицеем на жизнь своих воспитанников, до сих пор ощущается в современном обществе. Почему можно так сказать?

Немного исторических сведений

Императорский лицей был основан в 1811 году, 19 октября. Всемирный День лицеиста, отмечаемый именно в этот день, стал торжественной традицией всех выпускников данного учебного заведения. Несмотря на годы и политические и социальные изменения, праздничный обычай является важным ежегодным мероприятием у современных общеобразовательных заведений.

Для кого было открыто учебное заведение

Первоначально Царскосельский лицей был открыт для обучения привилегированных дворян. По замыслу императора, там должны были учиться его младшие братья, наследники российского престола. Однако эта задумка так и не осуществилась.

И все же обучаться в данном заведении считалось престижно, так как свои двери лицей открывал не всем подряд, а только дворянам высших сословий, способным оплатить пребывание своих детей в стенах элитного образовательного учреждения.

Лицеистов обучали лучшие преподаватели того времени. Программа была составлена таким образом, чтобы подготовить молодых людей к общегосударственным должностям, трудиться на которых те должны были качественно и образцово.

К слову, так и произошло. Многие выпускники лицея стали известными деятелями в Российской империи. Они занимали почетные должности и высокие чины, внося немалый вклад в политическую, социальную и культурную жизнь империи.

Однако об этом позже. Сейчас же, обсуждая вопрос, почему отмечают Международный День лицеиста 19 октября, давайте кратко обсудим структуру и особенности самого учебного заведения.

Общеобразовательная программа

Согласно историческим сведениям, Царскосельский лицей принимал подростков с десяти до четырнадцати лет. Прием проходил каждые три года, тогда как обучение осуществлялось в течение шести лет.

В основном образовательная программа имела такие направленности:

  • нравственность (Божий закон, логика, этика, политэкономика, право);
  • словесность (риторика, чистописание, а также обучение языкам: латинскому, французскому, немецкому и, конечно же, русскому);
  • история (всемирная и отечественная, география);
  • математика (в том числе статистика, физика, космография);
  • изящество и физическая подготовка (танцы, фехтование, верховая езда и даже плавание).

В разное время учебная программа терпела изменения, сохраняя гуманитарно-правовую направленность.

Примечательно, что при обучении лицеистов нельзя было использовать телесные наказания, имеющие небывалую распространенность в образовательной системе того времени.

Первое здание лицея

Где был расположен Царскосельский лицей, ставший символом ежегодного празднования 19 октября Дня лицеиста? Первоначально, как понятно из самого названия, заведение было размещено на территории Царского Села, в четырехэтажном флигеле при Екатерининском дворце. Специально для учебного учреждения здание было перестроено и адаптировано для учащихся.

У каждого из лицеистов была своя небольшая комната, где были размещены кровать, шкаф для бумаг, комод, стул, зеркало и стол.

Также в лицее были библиотека, классные комнаты, актовый зал, физический кабинет, газетная и помещения для занятий после классов.

Немного о руководителях

На территории заведения был расположен дом директора. Примечательным является тот факт, что первоначально эту должность занимали известные русские педагоги и просветители (Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт). Позднее же директорский пост занимали люди военные: генерал-лейтенант Федор Григорьевич Гольтгоер и генерал-лейтенант Дмитрий Богданович Броневский. Именно с этого времени программа лицея приблизилась к курсу юридического факультета.

При Броневском Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александринского сиротского дома. После этого строение несколько раз перестраивалось и достаивалось. Также был возведен четырехэтажный флигель для воспитателей и педагогов.

Воспитанники

Молодые дворяне, обучаясь в Царскосельском лицее, после выпуска получали мелкие гражданские чины. Также они могли поступить на военную службу, так как их образование приравнивалось к обучению в пажеском корпусе.

Как уже упоминалось выше, среди выпускников лицея (с середины 1840-х годов он стал именоваться Императорским Александровским) было много гражданских и политических деятелей, оказавших огромное влияние на историю российского государства. Например, А. П. Бакунин (губернатор и тайный советник), А. М. Горчаков (последний канцлер Российской империи), А. А. Дельвиг (поэт и издатель), А. Д. Илличевский (поэт, статский советник), Н. А. Корсаков (поэт, композитор, дипломат), М. А. Корф (директор Императорской библиотеки), С. Г. Ломоносов (тайный советник, чрезвычайный посланник и министр), Ф. Ф. Матюшкин (адмирал, сенатор, полярный исследователь) и многие-многие другие.

Выше представлен лишь первый выпуск Императорского лицея. Можно только представить, сколько важных и прогрессивных деятелей подготовило это учебное учреждение.

Именно эти первые выпускники и положили начало празднованию 19 октября Дня лицеиста. В этот день они каждый год приходили к стенам данного учебного заведения, чтобы посмотреть друг на друга и вспомнить былые времена. Встречи выпускников часто оканчивались богатым обедом и веселыми гуляниями.

Однако был еще некто, причастный к дате 19 октября. День лицеиста без этого человека считался обыденным и неинтересным. Кто это?

Пушкин и его лицей

Да, это легендарный Александр Сергеевич Пушкин, первый и самый знаменитый выпускник Именно он увековечил в своих произведениях данное учебное заведение. Именно ему мы обязаны таким прекрасным и символическим праздником, проходящим 19 октября - Днем лицеиста.

О своем любимом лицее Пушкин писал очень много и очень страстно. Это была его самая лучшая пора жизни - юность, безмятежность, мужская дружба. О месте обучения у поэта сохранились самые теплые вспоминания. И хотя он называет шесть лет, проведенных в обучении, “годами заточения” и “уединения”, все же он с нежностью и трепетом вспоминает “лицейский шум” и “лицейские забавы”, “святое братство” дружбы и “ясные дни”, проведенные за стенами учебного заведения. Примечательно, что в своих стихах демократичный Пушкин несколько раз прославляет царя за то, что тот… “основал лицей”, а своим Отечеством называет Царское Село”.

Да, с невероятной любовью и радостью поэт вспоминает жизнь и обучение в лицее. Об этом красноречиво свидетельствуют приведенные выше слова из стихов Пушкина. День лицеиста, 19 октября, всегда был особым днем для поэта. Накануне этой даты он каждый раз писал свои чудесные стихотворения, наполненные нежным звучанием, тоской о юности, философскими и психологичными размышлениями о школьных годах, отроческой дружбе, юных мечтаниях и надеждах.

Для него лицей навсегда остался в памяти как место счастья и молодого задора, взаимовыручки и крепких дружеских уз. С некоторыми одноклассниками поэт дружил еще много лет, встречаясь с ними в неофициальной обстановке и посвящая им свои стихотворения и другие произведения.

Современное празднование

Отмечают ли сейчас 19 октября (День лицеиста) в школах и других общеобразовательных заведениях нашей страны? Конечно. Данная дата для современных школьников, особенно лицеистов, стала настоящим праздником. Именно в этот день в российских лицеях проводятся открытые уроки и даже концерты, сопровождающиеся конкурсами, театрализованными постановками, балами и другими полезными увеселениями.

Программа мероприятия

Существует множество сценариев к 19 октября (Дню лицеиста). Согласно многочисленным педагогическим планам, данные мероприятия можно провести в нескольких направлениях:

  • познавательное;
  • развлекательное;
  • познавательно-развлекательное.

Чаще всего можно встретить последний вид сценария, согласно которому ученикам в увеселительной форме рассказывают об истории праздника, затрагивают бессмертную поэзию Пушкина и коротко описывают огромное влияние, оказанное Императорским лицеем на всю историю российского государства.

Обычно такие мероприятия сопровождаются театральными постановками, повествующими о жизни лицеистов или самого Пушкина. Также могут быть показаны слайды, на которых изображен Царскосельский лицей и его важные персоны.

Или же дирекцией современных учебных заведений может быть организован костюмированный бал для учеников, их родителей и педагогов.

Приветствия и пожелания

Чаще всего на подобных мероприятиях звучат слова благодарности и поздравления. День лицеиста (19 октября) - это действительно радостное события для всех учащихся и педагогов.

Что можно сказать или чем лучше всего разнообразить программу таких концертов? Существует множество приветствий и пожеланий, как в стихотворной, так и в прозаической форме, которыми педагоги поздравляют учеников и наоборот.

На таких праздничных мероприятиях лицеистам всегда желают хороших оценок, много знаний и достижений, побед и… примерного поведения. А учителей благодарят за труд и старание, за терпение и доброту, за опыт и знания.

Поздравить с Днем лицеиста можно не только на праздничном мероприятии, но и открыткой, смс-сообщением или небольшим подарком. Современные лицеисты очень любят всякие шутки и розыгрыши, связанные с этим важным для них торжеством.

И, конечно же, на праздничном мероприятии в честь Дня лицеиста всегда присутствуют родители учащихся, которые также могут принимать участие в мероприятии, поздравлениях, театральных постановках и даже костюмированном бале.

Такая программа не только развлекает молодежь, но и расширяет ее кругозор, а также приобщает к тому великому и прекрасному, что называется отечественной культурой.

Ежегодно 19 октября на всей территории Российской Федерации отмечается праздник Всероссийский день лицеиста, целью которого служит привлечение внимания к занятости учащихся данных учебных заведений.

Своим появлением Всероссийский день лицеиста обязан Императорскому Царскосельскому лицею - учебному заведению, открытому по указу Александра I 19 октября (по старому стилю) 1811 года. Самым известным стал первый выпуск лицея 1918 года – 30 человек, каждый из которых оставил свой след в истории России, однако прославил это элитное учебное заведение А.С.Пушкин.
Он может «похвастаться» такими именами, как А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, А.М. Горчаков, И.И. Пущин, М.А. Корф и многими другими.

Идею о создании лицея подал тогдашний министр народного просвещения А. Разумовский. Директором был поставлен просветитель, литератор и дипломат В. Малиновский. Среди преподавателей - выдающиеся личности той эпохи: сам Малиновский, А. Куницын, А. Галич, Ф. Эльснер, Н. Кошанский и другие.

Лицей был создан для обучения дворянских детей, его программа была ориентирована на подготовку чиновников высокого ранга и государственных деятелей. Продолжительность обучения в Царскосельском лицее составляла шесть лет, набор проводили один раз в три года. Воспитанники изучали нравственные, словесные и исторические дисциплины, физические и математические науки, занимались изящными искусствами, практиковались в гимнастике. Учебное заведение размещалось в четырёхэтажном флигеле Екатерининского дворца, у каждого лицеиста была отдельная комната. В Царскосельском лицее, в отличие от других российских школ, действовал запрет на телесные наказания воспитанников. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники этого учебного заведения получали гражданские чины, а те, кто выбирал военную службу, получали права выпускников Пажеского корпуса.

В 1843 году лицей был переведен в Санкт-Петербург. В «День лицея» 19 октября выпускники собирались на «лицейский обед». В 1918 году Лицей был закрыт, его библиотека передана Уральскому университету. В 1974 году в городе Пушкине (бывшее Царское село) состоялось открытие музея, посвящённого лицею и его выпускникам.
Всего до революции в России существовало 7 лицеев, эти привилегированные средние и высшие учебные заведения готовили чиновников.

В настоящее время в России некоторые школы носят название «лицей», однако с дореволюционными лицеями они не имеют ничего общего - современные лицеи всего лишь работают по индивидуальным программам.
Лицеи заключают договоры с институтами, и наиболее способные их выпускники сразу поступают на второй курс высшего учебного заведения. Среди дисциплин, которым уделяется особое внимание при их изучении, - информатика, физика, математика, химия, биология и даже экономика и даже право. То есть, лицеист, уже занимаясь в своем учебном заведении, активно готовит себя к будущей профессии - юриста, биолога, историка и так далее.


19 (31) октября- День рождения Царскосельского лицея – одна из знаковых дат в русской истории и культуре.

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!

А. С. Пушкин

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года - Александровский лицей) - высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы.

Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I - Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.

Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.


В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. 12 августа 1811 года Пушкин выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. Церемония открытия была торжественной, но строгой. Никаких родителей. Зато присутствовали - император Александр Первый, обе императрицы – Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, цесаревич Константин Павлович, великая княгиня Анна Павловна, министры, члены святейшего Синода.


Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 года - четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:
# нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
# словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
# исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
# физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
# изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).


Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Разделения на факультеты в Лицее не было. Воспитанники изучали основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давая энциклопедические знания.


В Лицее придерживались строго распорядка дня. Чтобы «устранить возможность изнурения: час учения сменялся рекреацией в комнате или на воздухе». При любой погоде лицеисты трижды в день выходили на прогулки. Лицей был очень хорошо оснащен. Приборы, инструменты, таблицы, пособия, карты, даже электрическая машина полностью укомплектовывали учебные кабинеты.


При переходе воспитанников из начального в окончательный курс (для первого выпуска 4 и 8 января 1815 года) полагались переводные экзамены. Экзамены - открытые, публичные. На них приглашались родители воспитанников, известные педагоги из Петербурга. К экзамену тщательно готовились. Учили стихотворения и «целые прозаические рассуждения». Пушкин по совету словесника А. И. Галича написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое должен был читать на экзамене по российской словесности. На этом экзамене, 8 января присутствовал патриарх русской поэзии Г.Р. Державин.



Репин И. Е. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911

«Я прочел мои „Воспоминания Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. и не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня... Меня искали, но не нашли..."- А.С. Пушкин.


Учился Пушкин далеко не усердно. А. И. Кайданов, преподававший географию и историю, аттестует его так: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его дарованиям». В годы обучения в Лицее в пушкинском выпуске утвердился тот высокий строй отношений, который поэт назвал «лицейским братством». Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. С Лицеем связано рождение поэтического таланта Пушкина. За годы учёбы поэт написал более 120 стихотворений.


Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814-1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.


Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильей Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырех этажей. У каждого лицеиста была своя комната - «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.


Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Малиновским и Егором Энгельгардтом. Согласно Уставу 1811 г., в Лицей принимались наставники, «знаниями и нравственностью своею доверия заслуживающие». Первые учителя, несмотря на молодость многих из них, имели блестящее образование, стажировались за границей, имели педагогический опыт и были известны своей просветительской деятельностью. Первый легендарный пушкинский период Лицея связан с именами А. П. Куницына и И. К. Кайданова, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича и других наставников, имена которых сохранились и в памяти их учеников, и в истории русской культуры.


Отсутствие соответствующей учебной литературы, а главное - оригинальность учебных курсов, разработанных первыми преподавателями Лицея именно для этого учебного заведения, определили появление учебников, многим из которых была суждена долгая жизнь. Уже в первые годы преподавателями была заложена традиция приносить в дар Лицею свои труды. И сегодня на многих книгах из лицейской библиотеки стоят автографы авторов – профессоров Лицея. За 33 года существования его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Пушкин окончил Лицей в чине коллежского секретаря и был зачислен в Коллегию иностранных дел. Основная задача была выполнена – они стали образованными людьми, горячо любящими Отечество. Ну и, конечно, членами «лицейского братства».


Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности. Среди выпускников пушкинского курса были Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Константин Данзас, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков и другие друзья поэта. Несколько пушкинских стихотворений носят название «19 октября» и связаны с темой лицейской годовщины.


Трудно найти человека, который бы не знал о причастности Пушкина к лицею. Но мало кто знает, что там учился еще и М.Е. Салтыков-Щедрин, великий русский писатель-сатирик. Он поступил в Царскосельский лицей в 1838 году. Среди лицеистов на каждом курсе предполагался продолжатель А.С. Пушкина. На щедринском курсе «продолжателем» считался Михаил, писавший мрачноватые стихи под влиянием Лермонтова, Байрона и Гейне, которого любил за иронию.


Салтыков-Щедрин был последним из выдающихся питомцев Царскосельского лицея. После декабрьского восстания 1825 года Лицей был реорганизован. Был установлен контроль за подбором преподавателей и содержанием лекций. Указом Николая Первого от 23 февраля 1829 года Лицей переводился на подготовку чиновников только для статской службы. Военная кафедра была закрыта, вместо нее ввели курсы статистики, логики, психологии и географии.


6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.


Здание Александровского Лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 1902-1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.


В 1917 году Временное правительство отобрало у него помещение, а вскоре лицей вообще прекратил существование. 29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. В 1925 году многие бывшие воспитанники лицея были репрессированы. Библиотека Царскосельского Лицея в советское время была передана в созданный в 1920 году Уральский Государственный Университет и в дальнейшем разделена между выделенными из него институтами. Но память о пушкинском лицее была бережно хранима в советское время. И бывшая царская резиденция в 1937 году была переименована в город Пушкин.


В годы Великой Отечественной войны здание Царскосельского лицея было разрушено. В 1969-1975 годах его восстановили. Открытие музея-Лицея в г. Пушкине состоялось в 1974 году. Сегодня в музее бывшего лицея воссоздана обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.