Полковник А.И.Покрышкин. 1945 год

Покрышкин Александр Иванович (1913, Новониколаевск - 1985, Москва) - сов. военный летчик. Род. в семье рабочего. В 1932 был призван в армию. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933) и Качинскую авиационную школу летчиков (1939). Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 сражался в истребительной авиации, пройдя путь командира эскадрильи, полка, дивизии. Совершил более 600 боевых вылетов, проведя 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника и первым в стране был трижды удостоен звания Героя Сов. Союза (дважды в 1943, 1944). В 1948 окончил Военную академию им. M. B. Фрунзе, в 1957 - Военную академию Генштаба. Занимал руководящие должности в войсках ПВО. В 1972 в звании маршала авиации стал председателем ЦК ДОСААФ, занимаясь этой работой до 1981. Автор военных мемуаров "Крылья истребителя", "Небо войны" и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Майор А.И.Покрышкин.
Конец мая 1943 года.

ПОКРЫШКИН Александр Иванович (21.2.1913, Новосибирск - 1985), летчик, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (24.5.1943, 28.8.1943, 19.8.1944). Сын рабочего. Образование получил в школе авиатехников (1933), Качинской школе летчиков (1939), Военной академии имени Фрунзе (1948), Военной академии Генштаба (1957). С 1932 - в РККА. Во время Великой Отечественной войны зам. командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир 16-го гвардейского авиаполка. В 1942 вступил в ВКП(б). С мая 1944 командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. В 1946-84 депутат Верховного Совета СССР. В 1968-71 зам. главнокомандующего войсками ПВО, в 1972-81 пред. ЦК ДОСААФ. С 1976 кандидат в члены ЦК КПСС. В 1979-84 член Президиума Верховного Совета СССР. с 1981 -в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Автор мемуаров "Крылья истребителя" (1948) и "Небо войны" (1980).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Учащийся школы ФЗУ Александр Покрышкин.

С супругой Марией. 1942 год

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985). Советский военачальник, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (май 1943 г.; август 1943 г., 1944 г.). Родился в г. Новосибирске. В Красной Армии с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу летчиков (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Военную академию Генштаба (1957). Член ВКП(б) с 1942 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах: заместитель командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир истребительного авиаполка, с мая 1944 г. командовал истребительной авиадивизией. Показал себя новатором и организатором в развитии тактики воздушного боя: разработал и осуществил многие тактические приемы, с успехом применяемые в других авиационных частях. Особо отличился в битве за Кавказ, в воздушных сражениях на Кубани, в битве за Днепр (1943), в боях над Прутом, Яссами, в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В декабре 1941 года

После войны - на ответственных должностях в войсках ПВО. В 1968-1971 гг. - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 г. - председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 г. - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1976-1985 гг. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1984 гг., член Президиума Верховного Совета СССР в 1979-1984 гг. Именем Покрышкина названы улицы во многих городах России.

А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб.

За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, Покрышкин первым в стране удостоен трех медалей «Золотая Звезда». Тридцать летчиков, которыми он командовал, которых обучал и воспитывал, стали Героями Советского Союза, а трем это звание было присвоено дважды.

Согласно официальным данным, Покрышкин совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника. По словам самого героя: «Зафиксированных боевых вылетов... около семисот. Воздушных боев больше ста пятидесяти... По памяти - сбил девяносто машин. Официально - пятьдесят девять, а остальные ушли в счет войны» (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 376).

Боевые друзья поздравляют А.И.Покрышкина (первый справа) с награждением
третьей медалью "Золотая звезда". 1-й Украинский фронт, август 1944 г.

Покрышкин утверждает: «Я выращен Сталиным и считаю, что, если бы во время войны нами руководили слабые люди, мы бы войну проиграли». Американцы же не упустили случая подчеркнуть, что советский летчик летал на их машине «Аэрокобра Р-59». Известно также, что президент Рузвельт наградил Покрышкина Золотой медалью Конгресса США и назвал его лучшим летчиком в мире (Там же. С. 374).

Как известно, Сталин особое внимание уделял развитию авиации в стране. В годы «сталинских пятилеток» создавались опытные конструкторские бюро, строились авиационные заводы, открывались летные школы и училища. Проводились массовые кампании по вступлению в аэроклубы. 30-е годы - золотая эпоха советских авиационных рекордов. Летчики, побившие мировые рекорды, становились национальными героями. Со страниц газет и журналов не сходили фотографии известных пилотов. У всех на слуху были имена М. Громова, 1) В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, 2) М. Водопьянова, 3) В. Коккинаки, С. Леваневского 4) и др. В день 21-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1938) в воздушном параде в Москве приняли участие 360 самолетов, в Ленинграде - 220, в Киеве - 200, в Минске - 155, в Ростове-на-Дону - 100, в Тбилиси - 111, в Одессе - 50, в Хабаровске - 155, в Ворошиловске (Дальний Восток) - 315 самолетов (Правда. 1938. 11 ноября). О летчиках слагали стихи и песни, создавали художественные произведения. Их называли «сталинскими соколами».

Что же случилось во время Великой Отечественной войны? Почему из всех родов войск сталинская авиация оказалась самой уязвимой и малоэффективной? Почему германские летчики фактически до середины 1943 г. господствовали в воздухе, да и в дальнейшем не очень-то страшились возмездия со стороны советских ВВС?

Авиация в Красной Армии понесла огромные потери еще в первый день войны. В основном на аэродромах. Но 400 самолетов было сбито в воздухе. За первые шесть месяцев войны мы потеряли 6400 самолетов. Много потерь, несмотря на массовый героизм летчиков, было не только в 1941 г. Приведем некоторые сравнительные данные, давно известные на Западе, но в наших публикациях появившиеся только в последние годы.

Лучший советский ас - генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб (р. 1920 г.) - совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета противника (на фронте - с марта 1943 г.).

Лучший немецкий ас - Эрик Хартман (р. 1922 г.) - совершил 1404 боевых вылета, провел 825 воздушных боев, сбил 352 самолета (на Восточном фронте - с августа 1942 г.).

Во время войны 25 советских асов сбили каждый по 30 и более самолетов противника (вместе они уничтожили 962 немецких самолета).

34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более сбитых самолетов противника (общее число сбитых ими машин - 6582). «104 летчика Люфтваффе сбили по 100 и более самолетов. 300 немецких летчиков сбили 24 тысячи советских самолетов» (Цит. по: Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225). В статистическом исследовании «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» (М., 1993) указывается, что за время Великой Отечественной войны мы потеряли 88,3 тысячи боевых самолетов, из них в бою погибли 43,1 тысячи машин (С. 366). Получается, что 300 немецких пилотов сбили более половины советских самолетов. Утверждают, что эти цифры настолько поразили Сталина, что он приказал Абакумову немедленно арестовать министра авиационной промышленности и командование ВВС (Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 227).

«Не боясь растерять скромные запасы своего классового чутья, - пишет полковник С. Грибанов, - приведу слова аса Люфтваффе Иоганна Штейнгофа: "Начальники русских летчиков плохо готовили их. Наверно, прививали своим пилотам пренебрежение к противнику. И мы их сбивали как гусей..." (Грибанов С. Заложники времени. М., 1992. С. 214; 206-228).

«У немцев подготовка была намного выше, - подтверждает советский ас дважды Герой Советского Союза В.И. Попков. - Вооружение мощнее. К тому же эти летчики занимались вольной охотой и не сопровождали, как мы, бомбардировщики и штурмовики» (Цит. по: Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 216).

Сульянов дополняет: «Наши летчики после окончания авиационных школ имели сравнительно малый налет из-за нехватки самолетов, моторов, бензина, боеприпасов. Многие курсанты-выпускники имели налет на боевом самолете десять-двенадцать часов и прибывали на фронт плохо подготовленными, часто становясь добычей немецких асов в первых вылетах. Перед войной основной тип истребителей И-16 уступал Ме-109 и в скорости, и в вооружении - на "мессерах" стояли пушки, а на наших "ишаках" - только пулеметы, да еще калибра 7,62. Разве сравнимы 20-миллиметровый снаряд пушки "эрликон" и пулька нашего пулемета ШКАС?» (Сульянов А. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225).

«Следует сказать, что немцы были очень дотошны в статистике и очень консервативны в методике подсчетов... Система награждения летчиков по баллам использовалась только на Западном фронте, поскольку командование Люфтваффе считало, что легче сбивать русские самолеты на Восточном фронте, чем сражаться с "Мустангами", "Тандерболтами" и "Москито" на Западе...» (Военные летчики: асы Второй мировой войны / Сост. Н. Крюков. Минск, 1997. С. 312).

«Спустя пятьдесят лет после окончания Второй мировой войны надо все же отдать должное немецким пилотам. Попытки принизить подвиги их как летчиков путем наклеивания этикеток "фашисты" не являются полезными с точки зрения исторической правды. Подавляющее число немецких пилотов, как это можно теперь утверждать, своей первой любовью считали полеты и самолеты, а политика и патриотизм стояли у них на втором месте» (Митчем СВ., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. Смоленск, 1995; Толивер Р.Ф., Констебль Т. Дж. Эрих Хартман - белокурый рыцарь Рейха. Екатеринбург, 1998; Тимохович И.В. Вызывает сомнение... //Военно-исторический журнал. 1990. № 9).

В.И. Переяславец. А. Покрышкин. 2005

Примечания

1 М.М. Громов (р. 1899 г.) - генерал-полковник авиации. Герой Советского Союза (1934). В 1934 г. установил мировой рекорд дальности перелета (свыше 12 тысяч км); в 1937 г. осуществил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-США.

2 А.В. Беляков (1897-1982) - генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (1936). Участник сверхдальних перелетов в составе экипажа В.П. Чкалова.

3 М.В. Водопьянов (1899-1980) - генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934).

4 С.А. Леваневский (1902-1937) - Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934). Осуществил сверхдальний перелет Лос-Анжелес-Москва (1936). Погиб во время перелета через Северный полюс.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Генерал-полковник А.И.Покрышкин делится опытом по тактике воздушного боя.

Маршал авиации А.И.Покрышкин

Литература:

Покрышкина М.К. Жизнь, отданная небу. Новосибирск, 1991.

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985).

Лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) летчик-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне. Первый Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации.

Покрышкин родился 6 (19) марта 1913 года в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов.
В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку.
В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. В период прохождения Покрышкиным учёбы, училище поменяло профиль. Александр Иванович был вынужден доучиваться на авиационного механика, а на официальные запросы о переводе на лётное отделение стабильно получал отказ. Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Монастырская, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности.
В декабре 1934 года стал старшим авиационным техником авиазвена 74-й стрелковой дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу.
Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк.

Он был в Молдавии в июне 1941 года, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась катастрофой: он сбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 из 211-го бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.
На следующий день он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf-109. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.
Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3 взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

А.И.Покрышкин у своего истребителя МиГ-3.

Поздней зимой 1942 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя P-39N «Аэрокобра» . Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

А.И.Покрышкин на своем истребителе Р-39.

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943 года. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109.
Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года, звание майора ему было присвоено в июне.
В 1943 году Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

А.И.Покрышкин с боевыми друзьями.

В июле 1943 года Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941-1942 годов, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года.
В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и предложение не боевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.
В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.

А.И.Покрышкин на Параде Победы в 1945 году.

Покрышкин Жуков и Кожедуб. Три Трижды Героя.

А.И.Покрышкин с семьей.

В 1948 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе.
В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба.
В 1961-1968 годах командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.
В 1968-1972 годах — заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны.
В 1972-1981 годах — председатель ДОСААФ.

Маршал Авиации А.И.Покрышкин.

Александр Иванович Покрышкин умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага…
Могила А.Покрышкина на Новодевичьем Кладбище. Вечная память.

Награды:
-трижды Герой Советского Союза (24.04.1943 г. медаль № 993; 24.08.1943 г. медаль № 10; 19.08.1944 г. медаль № 1);
-6-ть орденов Ленина (22.12.1941 г. № 7086; 24.05.1943 г. № 9600; 06.03.1963 г. № 124904; 21.10.1967 г. № 344099; 21.02.1978 г. № 429973; 05.03.1983 г. № 400362);
-орден Октябрьской Революции (05.03.1973 г. № 1793);
-4 ордена Красного Знамени (22.04.1943 г. № 66983; 18.07.1943 г. № 8305/2; 24.12.1943 г. № 448/3; 20.04.1953 г. № 1392/4);
-2-а ордена Суворова 2-й степени (06.04.1945 г. № 1484; 29.05.1945 г. № 1662);
-орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. № 537850);
-2-а ордена Красной Звезды (06.11.1947 г. № 2762070; 04.06.1955 г. № 3341640);
-орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 г. № 0039).

Медали:
«За боевые заслуги» (03.11.1944 г.);
«За оборону Кавказа» (01.05.1944 г.);
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945 г.);
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (06.06.1945 г.);
«За освобождение Праги» (09.06.1945 г.);
«За взятие Берлина» (09.06.1945 г.);
«XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948 г.);
«В память 800-летия Москвы» (07.04.1951 г.);
«40 лет Вооружённых Сил СССР» (18.12.1957 г.);
«За освоение целинных земель» (05.11.1964 г.);
«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (07.05.1965 г.);
«50 лет Вооружённых Сил СССР» (26.12.1967 г.);
«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970 г.);
«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (25.04.1975 г.);
«60 лет Вооружённых Сил СССР» (28.01.1978 г.);
«За укрепление боевого содружества» (31.05.1980 г.);
«В память 1500-летия Киева» (17.05.1982 г.);
«Ветеран Вооружённых Сил СССР» (30.04.1984 г.);
«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (12.04.1985 г.);

Иностранные награды:
-медаль «За выдающиеся заслуги» (США);
-орден Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
-ордена Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
-орден Карла Маркса (ГДР);
-кавалер ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
-кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
-орден Сухэ Батора (МНР);
-орден Красного Знамени (МНР).
А также награждён медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.
Региональные награды:
медаль Кемеровской области «За честь и мужество» (2013 г.).
Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ и др.

Памятник А.И.Покрышкину в Новосибирске.

Список источников:
Покрышкин, Александр Иванович. Cайт «Герои Страны».
А.В.Марчуков. Герои-покрышкинцы о себе и своем командире.
А.В.Тимофеев. Покрышкин.
Крылья Родины № 5 за 2001 г. Ю.Устинов. Первый трижды Герой СССР.

    Покрышкин Александр Иванович Энциклопедия «Авиация»

    Покрышкин Александр Иванович - А. И. Покрышкин Покрышкин Александр Иванович (1913—1985) — советский военачальник, маршал авиации (1972), кандидат военных наук (1969), трижды Герой Советского Союза (дважды 1943, 1944). В Советской Армии с 1932. Окончил Пермскую… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1913 85) маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (1943 дважды, 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, полка, дивизии; 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов. В 1968 71 заместитель… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 21.2(6.3).1913, Новосибирск], советский военачальник, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (24.5.1943, 28.8.1943, 19.8.1944). Член КПСС с 1942. Сын рабочего. В Советской Армии с 1932. Окончил авиационную школу авиатехников… … Большая советская энциклопедия

    - (1913 1985) советский военачальник, маршал авиации (1972), канд. военных наук (1969), трижды Герой Советского Союза (дважды 1943, 1944). В Советской Армии с 1932. Окончил Пермскую военную авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую военную… … Энциклопедия техники

    Запрос «Покрышкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Иванович Покрышкин … Википедия

    - (06.03.1913 13.11.1985) выдающийся советский ас, трижды Герой Советского Союза (1943, 1943, 1944), маршал авиации (1972). Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 55 (16 гв.) иап. Войну закончил в Берлине командиром 9… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1913 1985), маршал авиации (1972), Герой Советского Союза (1943 дважды; 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, полка, дивизии. Разработал свою тактику воздушного боя, провёл 156 воздушных боёв, сбил… … Энциклопедический словарь

    Александр Иванович Покрышкин 6 (19) марта 1913(19130319) 13 ноября 1985 Место рождения … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Великая Победа. Герои войны (демонстрационные картинки) , . Комплект`Герои войны` посвящен 16 отважным -и мужественным людям, совершившим подвиг ради своей страны и отдавшим все силы на борьбу с захватчиками в годы Великой Отечественной войны…
  • «Ахтунг! Покрышкин в воздухе!». «Сталинский сокол» № 1 , Евгений Полищук. «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!» – неслось из всех немецких станций оповещения, стоило ему подняться в воздух, и «непобедимые» эксперты Люфтваффе спешили выйти из боя. «Храбрый из храбрых,…
Надгробный памятник
Бронзовый бюст в Новосибирске
Памятник в Новосибирске
Памятник в Краснодаре (старый вид)
Мемориальная доска в Киеве
Мемориальная доска в Новосибирске (на здании ПТУ)
Мемориальная доска в Новосибирске (на здании завода)
Памятник в Новосибирске (вид 2)
Мемориальная доска в Краснодаре
Бюст в Запорожье
Памятная доска в Киеве
Бюст в Новосибирске
Мемориальная доска в Новосибирске (на здании храма)
Аллея Славы в Запорожье
Памятник в Краснодаре (новый вид)
Мемориальная доска в Киеве (2)
Мемориальная доска в Москве (на здании ДОСААФ)
Мемориальная доска в Смоленске
Мемориальная доска в Москве (на доме, где жил)
Мемориальная доска в Перми


П окрышкин Александр Иванович - лётчик-истребитель; первый трижды Герой Советского Союза.

Родился 6 (19) марта 1913 года* в городе Новониколаевск (ныне - Новосибирск) в семье рабочего. Русский. В 1928 году окончил 7 классов школы. С января 1923 года работал кровельщиком в артелях строителей. Окончил школу-семилетку в 1928 году и школу ФЗУ при заводе "Сибкомбайн" в 1932 году. Работал слесарем-лекальщиком на заводе.

В РККА с июня 1932 года. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 - Ленинградскую военно-теоретическию авиашколу. С декабря 1934 года служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар). Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. Написал 40 рапортов командирам, начальнику ВВС, наркому обороны. В ноябре 1938 года всё-таки добился своего - был направлен в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году.

С декабря 1939 года - младший лётчик 55-го истребительного авиационного полка ВВС Одесского военного округа. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3. Вскоре стал командиром звена.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня.Член КПСС с 1942 года.

В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик "Су-2", пилотируемый командиром эскадрильи 211-го бомбардировочного авиационного полка М.И. Гудзенко. Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты. 23 июня в воздушном бою с 5-ю "Me-109" в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам был подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолётов противника, но из-за уничтожения полковых документов они не были ему засчитаны. В ноябре 1941 года старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи того же полка.

В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Заказвказье. В числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 года. Особо отличился во время воздушного сражения на Кубани в апреле - июне 1943 года. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А.И. 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К.А.Вершинина сбил 4 Me-109. В этот же день сбил ещё 3 самолёта. Всего к июню 1943 года совершил 354 боевых вылетов, провёл 54 воздушных боя, сбил 13 самолётов врага лично и 6 - в группе.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии капитану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К августу 1943 года командир эскадрильи полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор А.И. Покрышкин совершил 455 боевых вылетов, сбил 30 лично самолётов противника. З а выдающиеся подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии майору Покрышкину Алекандру Ивановичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже участвовал в боях над Чёрным морем и над Днепром.

П окрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв (ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил). Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта (бывший техник!). Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. В феврале 1944 года его вызвал в Москву командующий ВВС А.А. Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

С марта 1944 года - командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (той же дивизии, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт). Гвардии подполковник Покрышкин А.И. к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. С мая 1944 года - командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. На "Аэрокобре" P-39N с бортовым № 100 участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции.

а образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии полковнику Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание трижды Героя Советского Союза с вручением третьей медали "Золотая Звезда".

Он стал первым трижды Героем Советского Союза!

К омандуя дивизией, освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну закончил в Чехословакии (последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой). Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолётов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя 1-го Украинского фронта.

После войны продолжил службу в Вооружённых Силах. В июне 1945 года был направлен на учёбу. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С января 1949 года - заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО. С июня 1951 года - командир 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО (Ржев). С января 1956 года - вновь на учёбе.

В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1958 года - начальник истребительной авиации Северо-Кавказской армии ПВО. С августа 1959 года - командующий Киевской (с 1961 - 8-й отдельной) армией Войск ПВО страны, одновременно в 1961-1968 годах - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

С июля 1968 года - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны.

С августа 1971 года - председатель ЦК ДОСААФ СССР.

С ноября 1981 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат военных наук (1969). Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов (1946-1984). В 1979-1984 годах - член Президиума Верховного Совета СССР.

Воинские звания:
воентехник 2-го ранга (1935),
старший лейтенант (1939),
капитан (1942),
майор (июнь 1943),
подполковник,
полковник (2.07.1944),
генерал-майор авиации (3.08.1953),
генерал-лейтенант авиации (18.02.1958),
генерал-полковник авиации (1969),
маршал авиации (16.12.1972).

Награждён 6 орденами Ленина (22.12.1941; 24.05.1943; 6.03.1963; 21.10.1967; 21.02.1978; 5.03.1983); орденом Октябрьской Революции (5.03.1973); 4 орденами Красного Знамени (22.04.1943; 18.07.1943; 24.12.1943; 20.04.1953); 2 орденами Суворова 2-й степени (6.04.1945; 29.05.1945); орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985); 2 орденами Красной Звезды (6.11.1947; 4.06.1955); орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями: "За боевые заслуги" (3.11.1944); "За оборону Кавказа" (1.05.1944); "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (9.05.1945); "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (6.06.1945); "За освобождение Праги" (9.06.1945); "За взятие Берлина" (9.06.1945); "XXX лет Советской Армии и Флота" (22.02.1948); "В память 800-летия Москвы" (7.04.1951); "40 лет Вооружённых Сил СССР" (18.12.1957); "За освоение целинных земель" (5.11.1964); "Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (7.05.1965); "50 лет Вооружённых Сил СССР" (26.12.1967); "За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (20.04.1970); "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (25.04.1975); "60 лет Вооружённых Сил СССР" (28.01.1978); "За укрепление боевого содружества" (31.05.1980); "В память 1500-летия Киева" (17.05.1982); "Ветеран Вооруженных Сил СССР" (30.04.1984); "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (12.04.1985); иностранными наградами: медалью «За выдающиеся заслуги» Армии Соединенных Штатов Америки, 1943 (в некоторых источниках медаль называется «За отличную службу»); орденами Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степеней (Румыния); орденом Карла Маркса (ГДР); орденом "Виртути Милитари" («Воинская доблесть», Польша); орденом "Полония Реститва" («Возрождение Польши»); орденом Сухэ-Батора (МНР); орденом Красного Знамени МНР; медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.

Почётный гражданин Новосибирска.

В Новосибирске установлены бюст и памятник, его именем названа станция метрополитена имени «Маршала Покрышкина». В Краснодаре установлен памятник Герою, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Мемориальные доски установлены также в Москве, Киеве, Перми и Новосибирске. Именем А.И.Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре, Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный центр и техникум в Новосибирске, носило Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО.

Примечание: Во всех справочниках и книгах указана дата рождения А.И.Покрышкина 6 марта 1913 года. Однако это не так. В метрической книге о рождении, браке и смерти по Томской духовной консистории Покровской церкви г.Новониколаевска (Государственный архив Новосибирской области, дело 156, опись 1, №1444, лист 75) имеется запись о рождении 6 марта и крещении 10 марта младенца Александра Покрышкина. Таким образом, дата 6 марта является датой рождения А.И.Покрышкина по старому стилю.

Александр Иванович Покрышкин официально сбил 59 самолётов но на самом деле по словам сослуживцев 116

Александр Иванович Покрышкин — это прославленный советский лётчик-истребитель, Великой Отечественной войны. Он стал ПЕРВЫМ Трижды Героем СССР и единственным во время войны! Список Трижды Героев состоит всего из 23-х человек!

Александр Иванович Покрышкин родился 19-го марта 1913 года в городе Новосибирске, который тогда назывался Новониколаевск, в обычном деревянном доме, который стоял на берегу маленькой речки Каменка. Желание стать лётчиком появилось у него, когда Александр Иванович Покрышкин первый раз увидел самолёт! Это был прилетевший в Новосибирск агитационный самолёт. Покрышкину довелось потрогать крыло самолёта, после чего он сказал: « Буду только лётчиком!» Но путь от детской мечты до первого самостоятельного вылета оказался у него долгим и не простым!

По комсомольской путёвке Александр Иванович Покрышкин попадает в авиационную школу, но школа оказывается авиатехнической. Поначалу он не захотел там учиться, но ему сказали, что если не будешь учиться на авиатехника, то выложишь на стол комсомольский билет. Допустить такое в то время означало получить на всю оставшуюся жизнь «волчий билет» и Александр Иванович Покрышкин был вынужден продолжить учёбу на авиатехника.

Сначала Александр Иванович Покрышкин попал в авиацию в качестве военного авиатехника. Во время службы авиатехником для того, чтобы попасть в лётный состав он отправлял авиационному командованию рапорта с просьбой отправить его в училище лётчиков. Рапортов оказалось 39 штук, и ВСЕ они остались БЕЗ ОТВЕТА! Помощь неожиданно оказал начальник краснодарского аэроклуба, к тому же гражданского учреждения! Во время учёбы в аэроклубе Покрышкин сам сделал АВИА ТРЕНАЖЁР, на котором отработал все элементы полёта. Поэтому, когда Александр Иванович Покрышкин полетел на самолёте с инструктором, стало ясно, что он может осуществить полёт самостоятельно! В 10-й полёт Покрышкина выпустили одного! Полёт он отлетал отлично! Пройдя полный курс обучения, Александр Иванович Покрышкин благополучно сдаёт все экзамены . После этого командование наконец-то сдаётся и направляет в Качинское авиационное лётное училище.

Великую Отечественную войну можно разделить на два этапа. Первый этап – это 1941-42-й года, когда советская армия проигрывала войну почти по всем статьям и в основном отступала. Первые два года войны советская армия держалась в основном за счёт трёх факторов – это российских расстояний, русской зимы и ценой НЕМЫСЛИМЫХ ПОТЕРЬ и в технике, и ОСОБЕННО в ЛЮДСКИХ РЕСУРСАХ! Второй этап – это, когда советская армия начала побеждать, правда, тоже ценой неимоверного КОЛИЧЕСТВА ЖИЗНЕЙ!

Жизнь Александра Ивановича Покрышкина тоже можно условно разделить на два этапа. Дело в том, что в первый день войны 22-го июня Александр Иванович Покрышкин сбил СВОЙ самолёт с красными звёздами! Трагичный, нелепый случай. При определённых условиях для Александра Ивановича Покрышкина он мог бы стать даже смертельным! Покрышкину в некоторой степени с натяжкой можно сказать повезло. Командование решило, какой смысл будет от ещё одной смерти в расположении части, вот если бы в бою…

На следующий день Александр Иванович Покрышкин сбивает в небе свой первый фашистский самолёт. Первая победа в небе далась Александру Ивановичу Покрышкину очень нелегко, учитывая груз предыдущей ошибки! Сложилось впечатление, как будто судьба ещё очень долго наказывала Александра Ивановича Покрышкина за допущенную ошибку!

Война продолжалась. В небе было десятикратное превосходство фашистов! Самолёты фашистов превосходили советские по всем техническим характеристикам! Немецкие лётчики в процессе обучения лётному делу, перед попаданием непосредственно на фронт, налётывали помимо обычного пилотажа, ещё и 200 БОЕВЫХ УЧЕБНЫХ часов полёта! Это были полёты с ПОЛНОЙ ИМИТАЦИЕЙ РЕАЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ. Советским лётчикам такая подготовка ДО попадания на фронт и во сне не снилась (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны» )! Сюда же нужно ещё добавить, что немецкие лётчики до войны с СССР уже приобрели реальный боевой опыт в Испании, Англии, Франции! Так же напомним, что многие советские лётчики, которые приобрели БОЕВОЙ опыт в Испании, были ДО, Великой Отечественной войны, РАССТРЕЛЯНЫ Сталиным. Так что наука побеждать в Великой Отечественной войне, давалась, СЛИШКОМ ДОРОГОЙ ценой!

Благодаря такой лётно-боевой подготовке НЕМЕЦКИЕ лётчики объективно реально являлись на тот момент лучшими в мире. Это ни в коей мере и ни в коем случае не принижает заслуг и способностей Александра Ивановича Покрышкина и других результативных советских лётчиков, просто речь идёт не об отдельных пилотах, а о ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ лётного состава. Так же на основе анализа и результатов боевых действий Второй Мировой войны необходимо констатировать факт, что вторыми в мире по КЛАССУ были ЯПОНСКИЕ лётчики. Если не говорить на эту тему долго, то достаточно привести один показательный факт. Японские лётчики КАМИКАДЗЕ были обучены летать на ИСТРЕБИТЕЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО с возраста в 14 лет! Вина за 3-е место в мире, наших советских лётчиков, лежит ни в коем случае не на самих лётчиках, а на командовании ВВС и руководителях СССР потому, что они не обеспечили соответствующие УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ пилотов!

Американские истребители Эйркобра поставляемые в СССР по Лэнд-лизу

Александра Ивановича Покрышкина ДВАЖДЫ СБИВАЛИ. Здесь нужно упомянуть один такой очень важный момент. Александру Ивановичу Покрышкину удалось остаться в живых, после того как он 2 раза был сбит, в большей степени благодаря тому, что он бОльшую часть времени воевал НЕ НА СОВЕТСКОМ, а НА АМЕРИКАНСКОМ истребителе « ЭЙРКОБРА»! Дело в том, что американский истребитель Эйркобра, Александра Ивановича Покрышкина имел одну очень важную техническую особенность, дающую ему, неоспоримое преимущество в отношении защиты лётчика! Как известно всё оружие истребителя стреляет только вперёд, поэтому истребитель сбивают сзади, заходя ему в хвост. На Эйркобре двигатель находился НЕ В НОСУ самолёта, а ЗА СПИНОЙ ЛЁТЧИКА. Соответственно двигатель Эйркобры, Александра Ивановича Покрышкина выполнял помимо основной функции ещё и функцию защиты лётчика от пуль и снарядов противника! Да, конечно, при попадании пуль и снарядов в двигатель он, как правило, выходил из строя, но ЛЁТЧИК ОСТАВАЛСЯ ЦЕЛ! Одних только американских истребителей Эйркобра, было поставлено в СССР по программе Лэнд-лиза, 6 000 штук!

Первый раз Александра Ивановича Покрышкина сбили 3-го июля при вылете на РАЗВЕДКУ ранним утром. Вылетели на разведку 2-мя парами. Сделали неправильный заход по долине вдоль реки. Там была немецкая переправа через реку. Соответственно их быстро заметили немецкие зенитчики. Истребителей противника в этом районе не было. Зенитчики открыли по ним мощный зенитный огонь. У немцев всегда было много зенитных орудий! Пришлось прижаться к воде. В это время Лукашевич из 1-й пары начал перестраиваться влево, а там оказался Александр Иванович Покрышкин и самолёты чуть не столкнулись. Уходя от столкновения, Покрышкин подлетел вверх метров на 50 над водой. В этот момент в мотор самолёта Александра Ивановича Покрышкина попадают три зенитных снаряда. Вода и масло из мотора потекли, самолёт продолжал еле-еле тянуть на высоте 50 метров.

Покрышкин попытался перелететь через линию фронта. В это время он увидел впереди небольшую долинку и решил сесть на неё. Но при подлёте к долине увидел, что по ней проходит дорога, а по дороге идёт немецкая колонна. Александр Иванович Покрышкин с трудом потянул в сторону через маленькую речку. Задавать крен самолёту было нельзя, поэтому он по мере возможности поворачивал, периодически понемногу, нажимая в сторону поворота и отпуская педали. В этот момент над холмом двигатель окончательно отказал и самолёт начал плашмя резко снижаться. Высота была очень маленькая, поэтому прыгать с парашютом было нельзя! Упёрся руками в приборную доску. Удар.

Американский истребитель Эйркобра пригнанный в СССР по программе Лэнд-лиз на лопастях эмблема Кертисс Электрик

Когда Александр Иванович Покрышкин очнулся, то увидел, что крылья лежат отдельно, хвост тоже отвалился, но сам он остался жив! Сразу отцепил парашют. Первая мысль была о том, что сейчас придётся отстреливаться. Взвёл пистолет, осмотрелся по сторонам, прислушался, не появились ли немцы. Время было 5 часов утра, солнечный день, птицы поют! Немцев поблизости не оказалось. Затем благодаря мысли, что застрелиться он всегда успеет, успокоился и пошёл в сторону своих войск! До своих Александр Иванович Покрышкин добирался около 3-х суток. При падении самолёта он, конечно, получил травмы, но без переломов! Была только небольшая трещина в кости ноги и некоторые ожоги. Пробыл 3 дня в санчасти. Затем приматывал к ноге, где была незначительная трещина, шину и так и продолжил вылетать на задания!

Основной причиной такого большого количества воздушных побед Александра Ивановича Покрышкина было его НЕСТАНДАРТНОЕ и НЕОЖИДАННОЕ ведение боя. Только это были хорошо ПРОДУМАННЫЕ неожиданности! Он действовал в бою безошибочно. По инструкции предусматривалось ведение боя в основном в горизонтальной плоскости, на виражах, а Александр Иванович Покрышкин НАВЯЗЫВАЛ противнику воздушный бой на ВЕРТИКАЛЯХ! Так же Покрышкин применил и ещё одно НОВШЕСТВО. До этого стрельба из каждого вида оружия на Эйркобре управлялась отдельной кнопкой. Александр Иванович Покрышкин всё управление огнём своего истребителя ПЕРЕДЕЛАЛ на ОДНУ КНОПКУ, то есть ВСЁ ОРУЖИЕ на его истребителе начинало стрелять ОДНОВРЕМЕННО, при нажатии ОДНОЙ КНОПКИ! Вооружение истребителя Эйркобра было более мощным, чем на советских истребителях. В вооружение Эйркобры входила, в том числе пушка калибром 37 мм! Таким образом, если Александр Иванович Покрышкин из вооружения своего истребителя точно попадал в самолёт противника, то того попросту разносило в «пыль»! Ну и конечно одним из непреложных слагаемых его побед было БЕЗУКОРИЗНЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ САМОЛЁТОМ !

Так же Александр Иванович Покрышкин применял свой личный пилотажный приём, в большинстве случаев приносящий ему победу в воздушном бою, который назывался «соколиный удар». Он состоял в том, что он предварительно набирал большую высоту полёта, потом с этой высоты под большим углом пикировал на большой скорости на противника. Затем при приближении к противнику переходил на небольшой угол пикирования и, сохраняя большую скорость, стрелял по нему. Этот пилотажный приём Александра Ивановича Покрышкина был особенно эффективен при атаке многочисленной группы самолётов, к тому же он позволял атакующим выходить из боя почти без потерь! Для ещё большей эффективности таких атак Александр Иванович Покрышкин предварительно изучал техническое устройство немецких самолётов и всегда учитывал, с какой стороны лучше зайти на данный тип самолёта противника.

Однако независимый, прямой характер и нестандартное ведение боя Александра Ивановича Покрышкина нравились не всем! Однажды командир дивизии, несмотря на успехи в воздушных боях, сказал эмоционально Александру Ивановичу Покрышкину: »Всех буду награждать, ты наград не жди!» Дальше больше, в 1942-м году по формулировке «за нарушение требований устава истребительной авиации» Александра Ивановича Покрышкина исключают из партии и переводят в запасной полк. В, добавок к этому, в военном трибунале на него заводят дело.

Однако от полётов Покрышкина НЕ отстранили. Начиная с 1943-го года у Александра Ивановича Покрышкина, начинается новый этап в жизни. В 1943-м году после трёх месяцев воздушных боёв 24-го мая он получает первую звезду героя Советского Союза за номером 993! С этого момента ему стало помогать то, что раньше мешало. Его формулу высота, скорость, манёвр, огонь стали использовать все! Александра Ивановича Покрышкина назначают командиром полка и следом командиром дивизии. При этом он продолжает летать. Его американский самолёт Эйркобра, наводит на врагов панику! В 1944-м году Александр Иванович Покрышкин был награждён третьей Звездой Героя!!! Указ награждения был опубликован во всех газетах страны! Торжественное награждение прошло в Кремле.

За захват плацдарма за рекой Вислой, Александра Ивановича Покрышкина наградили самой ценной для фронтовика наградой – отпуском домой на 5 дней! Когда он приехал в Новосибирск, его встречало полгорода! Все хотели его увидеть, поздороваться, поговорить. В результате Александр Иванович Покрышкин провёл непосредственно с родными 1 день. Со своей женой Марией, Покрышкин познакомился на фронте – она была медсестрой. В конце войны у них родится дочь, а после войны сын!

Весна 1945-го года в Европе выдалась ранняя. Грунтовые аэродромы развезло. Фашисты взорвали бетонные взлётные полосы на своих германских аэродромах. Советские войска стремительно наступали, и им нужна была поддержка с воздуха. Александр Иванович Покрышкин предложил использовать в качестве взлётной полосы прямой участок шоссе Бреслау – Берлин (качество немецких автомобильных дорог! ). В небе Германии Александр Иванович Покрышкин сбил свой 59-й фашистский самолёт в 156-ти воздушных боях. Цифра 59 сбитых самолётов закрепилась за ним официально, но ПО ДАННЫМ СОСЛУЖИВЦЕВ Александра Ивановича Покрышкина, он сбил 116 самолётов!

Потом был парад Победы. Александр Иванович Покрышкин на параде в звании полковника нёс Знамя Первого Украинского фронта! Затем он выучился и окончил академию Фрунзе и продолжил служить в авиации. После войны он продвигался по службе, получая новые должности и звания, но годы войны остались для него самыми звёздными!