Подспудный, но жаркий общественный накал философско-эстетических исканий и битв «гоголевского периода» русской литературы рождает новый для нее, общественно наиболее действенный, публицистический жанр — журнальной критики и полемики.

Принципиально новым явлением было и то первостепенное место, которое он завоевывает в 30—40-е гг. в качестве наиболее острого и оперативного орудия идейной борьбы и размежевания различных по своим социальным устремлениям направлений не только литературной, но и общественной, в том числе и научной, мысли.

В форме наиболее «невинных» в цензурном отношении критических разборов и эстетических деклараций ставятся в журналах и по-разному решаются самые жгучие вопросы современности.

Одним из первых прообразов такого нового типа журнала стал орган московских любомудров «Московский вестник». Он издавался с 1827 по 1830 г., его редактором, практически номинальным, был М. П. Погодин. Журнал преследовал строго определенную цель — способствовать «просвещению» русского общества, убедить его в том, что философия «есть наука наук, наука премудрости», путем ознакомления с философией Шеллинга, с учением Гердера, с художественными произведениями и эстетической теорией немецких романтиков и соответствующей критической интерпретацией явлений русской литературы.

В создании журнала принял непосредственное участие Пушкин, в основном по тактическим соображениям. Не испытывая никакого влечения к немецкой «метафизике», он рассчитывал подчинить журнал своему влиянию и обрести в нем свою собственную печатную трибуну.

Этого не произошло. Став, как он и был задуман, трибуной шеллингинских воззрений любомудров, «Московский вестник» сыграл известную роль в популяризации идей немецкой классической философии, но завоевать широкую читательскую аудиторию не смог и вскоре прекратил свое существование.

Еще меньше, всего полтора года, просуществовала и близкая Пушкину по своему направлению «Литературная газета» (январь 1830 — июнь 1831). Она издавалась одним из ближайших друзей Пушкина, Дельвигом, при участии О. Сомова, а после смерти Дельвига — несколько месяцев одним Сомовым. Помимо издателей и Пушкина в газете печатались Баратынский, Вяземский, Катенин, Плетнев, Гоголь, Станкевич и ряд других молодых писателей и поэтов.

Название газеты (она выходила раз в пять дней) подчеркивало ее сугубо литературный, неполитический характер. Но ее демонстративная независимость от официальной идеологии и ожесточенная полемика с Ф. Булгариным и Н. Полевым, обвинявшими газету, и не без основания, в крамольном «аристократизме», вызвали неодобрение властей и не получили общественной поддержки.

Самым влиятельным, серьезным и популярным журналом становится в это время «Московский телеграф», издававшийся Н. А. Полевым с 1825 по 1834 г. Журнал имел четкую литературную и политическую программу, воинствующе романтическую, в основе своей пробуржуазную, антидворянскую и в этом смысле демократическую, однако ратовавшую за союз самодержавия с купечеством и промышленниками.

Под этим углом зрения в журнале широко освещалась текущая литературная, научная и общественно-политическая жизнь западноевропейских стран, преимущественно Франции; положительно, даже восторженно, оценивалась июльская монархия; пропагандировались принципы французского романтизма и его эклектическая философия (Кузен, Вильмен) как антиаристократические, а потому и самые перспективные для России.

В первые годы издания «Московского телеграфа» Полевой сумел объединить в нем лучшие литературные силы. Деятельное участие в издании принимает Вяземский, привлекший к нему Пушкина, Баратынского, Языкова, Катенина и других поэтов своего окружения. В годы оформления школы «величавого романтизма» издатель «Телеграфа» отнюдь не принадлежит к ее сторонникам. Более того, за резкий критический отзыв об официозной драме Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», пленившей Николая I, журнал был закрыт.

«Московский телеграф» и его издатель оказали немалое воздействие на демократизацию литературно-общественного сознания, что по заслугам было оценено Белинским и Чернышевским. Но откровенно пробуржуазная и в конечном счете верноподданническая позиция Полевого отбросила его в ряды врагов Пушкина и Гоголя и после закрытия «Московского телеграфа» привела в стан реакции.

По тем же причинам издатель «Телеграфа» остался в стороне от самого умозрительного по формам, но в высшей степени перспективного по содержанию философско-эстетического направления 30-х гг., у истоков которого стоят любомудры и «Московский вестник».

В противоположность Н. Полевому, издатели «Московского вестника» после прекращения его издания постепенно проникаются все более антибуржуазным духом и, оставаясь по-прежнему приверженцами Шеллинга, но приняв теперь и его позднюю реакционную «философию откровения», постепенно преображаются из любомудров в славянофилов. В преддверии этого они издают «Московский наблюдатель» (1835—1837), руководимый С. П. Шевыревым и В. А. Андросовым.

Журнал был задуман как противодействие «промышленной» словесности и журналистике, представленной тем же Н. Полевым, Н. Гречем, Ф. Булгариным, издателем официозной газеты «Северная пчела», и главным образом «Библиотеке для чтения», издававшейся талантливым, но беспринципным литератором и ученым-востоковедом О. И. Сенковским совместно с книгопродавцем А. Ф. Смирдиным с 1834 г. Рассчитанная на вкусы непритязательного читателя, «Библиотека для чтения» пользовалась большим успехом в чиновничьей и купеческой среде, у средних слоев дворянства, в том числе и провинциального.

Шеллингианская по своему философскому оформлению и во многом справедливая критика издателями «Московского наблюдателя» «промышленного века» в целом как враждебного высоким устремлениям человеческого духа и его высшему выражению — искусству — сочеталась с оппозицией самодержавно-крепостническому строю, но была критикой справа, направленной против демократических устремлений современности.

Это отшатнуло от журнала Пушкина, одно время сочувствовавшего ему, и резко было осуждено Белинским, выступавшим против «Московского наблюдателя» в журнале Н. И. Надеждина «Телескоп» и в выходившей в качестве приложения к нему газете «Молва» (1831—1836).

Подобно «наблюдателям», издатель «Телескопа» был убежденным шеллингианцем, но существенно иной и в основном демократической ориентации, осложненной, однако, политическим консерватизмом. Воззрения Надеждина на сущность и общественную функцию искусства были столь же противоречивы, но в целом пролагали путь реалистической эстетике.

Особо весо̀м вклад, внесенный Надеждиным в демократическое понимание проблемы «народности», прямо противоположное ее охранительной трактовке издателями «Московского наблюдателя», которая и легла в основу их славянофильской доктрины, оформившейся через несколько лет. В «Телескопе» и «Молве» начал свою литературно-критическую деятельность Белинский, многим обязанный Надеждину. В числе сотрудников «Телескопа» были будущие «западники» — А. И. Герцен, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, П. Я. Чаадаев.

Пушкин напечатал в «Телескопе» два памфлета на Булгарина, что отвечало позиции журнала, заостренной одновременно и против «Московского телеграфа» Полевого, и «Московского наблюдателя». За опубликование «Философического письма» Чаадаева «Телескоп» был закрыт, а его издатель выслан из Москвы на Урал.

Почти одновременно, в апреле 1836 г., вышел первый номер основанного Пушкиным журнала «Современник». Четкой программы журнал не имел и, продолжая во многом традиции «Литературной газеты», был в отличие от нее рассчитан на круги не только либеральной дворянской интеллигенции, но также и разночинной, демократической.

В «Современнике» Пушкин опубликовал ряд своих художественных произведений, в том числе и «Капитанскую дочку», несколько критических и исторических очерков, рецензий и заметок. В журнале приняли участие (не слишком, правда, активное) старые литературные друзья Пушкина — Жуковский, Вяземский, Баратынский, а также Языков, Д. Давыдов, Тютчев и др.

Наиболее активным участником журнала стал молодой Гоголь, поместивший в 1-м номере «Современника» большую и остро полемическую статью «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году». Она далеко не во всем удовлетворяла Пушкина, что не помешало появиться на страницах «Современника» таким произведениям Гоголя как «Коляска», «Нос» и «Утро делового человека».

Оставшись в стороне от философских интересов и разногласий своего времени (что не совсем оправдывало название «Современник»), журнал Пушкина претендовал на значение не только литературно-критического, но в какой-то мере историко-литературного и даже исторического издания. Большинство связанных с этим планов Пушкина осталось неосуществленным по цензурным причинам.

Пушкин успел издать только четыре номера «Современника». Но журналу была суждена долгая жизнь. После смерти своего основателя он перешел в руки Плетнева и Жуковского, а через десять лет, в конце 1846 г., стал журналом Некрасова и Белинского, самым влиятельным и передовым периодическим изданием второй половины 40-х гг.

На страницах «Современника» развернулась борьба Белинского со славянофилами, ополчившимися в своем журнале «Москвитянин» (1841—1855) против «отрицательного» направления «натуральной школы».

После смерти Белинского (1848) «Современник» постепенно утрачивает свой боевой демократический дух, который с новой силой возродился в 1853 г., когда Некрасов привлек к работе в журнале Н. Г. Чернышевского, а вслед за тем и Н. А. Добролюбова. Судьба «Современника» символична, как бы воплощая объективную логику литературного развития 30—40-х гг., во многом, но не до конца предугаданную Пушкиным.

Особая и весьма значительная роль принадлежит в первой половине 40-х гг. и другому долголетнему журналу — «Отечественные записки» (1820—1884). С 1839 по 1846 г. критико-библиографический, широко поставленный отдел журнала, издававшегося тогда А. А. Краевским, ведет почти единолично Белинский.

Здесь в полной мере развертывается публицистическое дарование критика, а его статьи о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Кольцове,систематические годовые литературные обозрения и многие, многие другие критические отзывы становятся крупными событиями литературно-общественной жизни, с жадностью ожидаются, читаются, обсуждаются студенческой молодежью и демократической интеллигенцией. Такого широкого общественного резонанса русская критика до того не знала.

Постепенно вокруг журнала и Белинского группируются многие молодые писатели социалистической ориентации, последователи Гоголя и почитатели Жорж Санд — Герцен, Огарев, Салтыков, Некрасов, Достоевский, а также Тургенев, Григорович и некоторые другие, объединенные новым направлением, получившим вскоре наименование «натуральной школы».

Одновременно «Отечественные записки» становятся органом пропаганды социалистических идей, под прямым воздействием которых складывается реалистическая и демократическая эстетика «натуральной школы».

К ней, как и к творчеству ее вдохновителя — Гоголя, полностью приложимы слова, сказанные Герценом о политической лирике декабристов и Пушкина: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такой страницей истории нашей страны, как массовые политические репрессии в СССР в30-40-е годы.
Рассмотрим следующие вопросы:
Что такое репрессии?
Кого подвергли в СССР массовым
политическим репрессиям?
Масштабы массовых репрессий в СССР и меры
наказания репрессированных.
Вопросы не простые, требующие серьёзного
осмысления. И один из главных, основных
вопросов - Почему это произошло?

Термины

1) Репрессии политические;
2) террор государственный;
3) жертва террора;
4) “спецконтингент”;
5) тоталитарное государство.

К концу 30-х годов наша страна имела мощный экономический
потенциал. Однако тоталитарный режим осуществил этот
скачок благодаря жёсткому контролю со стороны государства
всех сфер жизни советского общества, опираясь на
внеэкономические меры принуждения и эксплуатацию
собственного народа.
Система репрессий служила экономическим и политическим
целям партии большевиков, которую Сталин называл “орденом
меченосцев внутри советского государства…”
Человек становился механизмом, “винтиком”, который можно
было всегда легко и быстро заменить.

Что такое репрессия политическая?
Что послужило поводом к началу массовых
политических репрессий в СССР?

Кого и за что подвергли массовым политическим
репрессиям в СССР?
Над кем и почему состоялись судебные процессы?
Что такое государственный террор?
– 1. Устрашение своих политических противников,
выражающееся в физическом насилии, вплоть до
уничтожения /Террор политический, индивидуальный,
единичные акты политических убийств/;
– 2. жёсткое запугивание, насилие.

Годы “Большого террора”.

1937-1938 годы- эти годы массовых арестов и расстрелов
называют годами “Большого террора”.
НКВД возглавил Ежов Н., но не ему принадлежал замысел
акции “Большого террора”, он был лишь исполнитель.
Идеологически “Большой террор” был основан ещё в 1928
году сталинским тезисом об обострении классовой
борьбы по мере продвижения к социализму.
Ежов представил план “Большого террора” на
утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года.

Задачи:

· Создание нового государственного и
партийного аппарата из молодых
бюрократов, полностью подчиненных
Сталину.
· Окончательная ликвидация всех
социально-политических элементов,
опасных для сталинского режима.

Всё население СССР было разбито на группы и категории, с (%)
процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.
Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки
белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены
оппозиционных течений в ВКП(б) – 383 списка виднейших
партийных и государственных деятелей.
Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего
времени такого рода информация была закрыта, и было
запрещено разглашение государственной тайны.
Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти
страшные цифры жертв государственного террора.
Что такое жертва террора?

Количество жертв Большого Террора

По официальным данным
1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.
Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”
12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.
Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:
19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.

Какие меры наказания применялись к
репрессированным?
Где применяли труд репрессированных?
И вернемся к вопросу о причинах репрессий…

http://www.amurobl.ru/wps/wcm/connect/03d11f0046743ec1a510bf02966e1add/1/Cart.jpg?MOD=AJPERES&CACHEID=03d11f0046743ec1a510bf02966e1add/1

Мнения людей об отечественном автопроме можно разделить на две версии, впадающие в крайности. Первые утверждают, что ничего своего у СССР не было, а разработки были попросту украдены у западных инженеров. Вторые, наоборот, с ярым фанатизмом доказывают всем и вся, что советское автомобилестроение было передовым и вообще не имело налогов. И как это часто бывает, правы и неправы одновременно обе стороны.

Наверное, ни для кого не будет секретом утверждение, что для качественного и масштабного развития любого производства, в том числе и автомобилестроения, нужны специальные условия. Если говорить совсем грубо, то это соответствующие экономические возможности государства и его потенциал.

В этом плане Советский Союз 30-х годов прошлого века представлял собой эдакий монолит. Ведь вся промышленность тогда была ориентирована на военную стезю, а конкуренции как таковой попросту не было. Именно в те годы «Красной империи» нужны были автомобили. Но своих годных наработок не было. На помощь пришел популярный в последнее время термин - импортозамещение.

Всем было понятно, что хрупкий мир установившейся в Европе после Первой Мировой войны вряд ли долго протянет. В Германии уже начались очередные всплески патриотизма, а слова об уникальности арийской расы никого не смущали. И первые лица Союза приняли единственно верное на тот момент решение - купить разработки пока не грянула новая война. При этом амбиции и чувство собственного достоинства не позволяли «красным» просто «слизать» чужие разработки. Поэтому было принято решение развивать параллельно собственное автомобилестроение.

ГАЗ-А


Хоть с немцами отношения тогда были вполне дружескими, но главными партнерами стали американцы. Почему именно они? Ответить сложно. Возможно, вождь питал к ним большую симпатию или же американцы согласились расстаться со своими «сокровищами» за меньшую сумму. Так что в 1929 году Союз закупил у Ford Motor Company разработки для воспроизведения Ford Model A. В нашей стране этот автомобиль стал называться ГАЗ-А. К слову, даже эмблема нашей «Ашки» и то очень сильно напоминала «фордовский» овал. Копировать, так копировать.


Найти отличия между советской машиной и американской было сложно. Существенная разница заключалась в том, что наши упростили внешний вид «стального коня». В техническое оснащение, понятное дело, никто не лез. Ведь тут советские инженеры вчистую проигрывали американцам.

На то, чтобы все наладить и начать производство потребовалось без малого четыре года. Лишь к концу 1932 года на улицах появились первые «Ашки». Парадокс заключается в том, что к этому времени донорский Форд уже год как был отправлен на пенсию.


Хоть ГАЗ-А изначально был устаревшей машиной для Советского Союза налаживание производства было настоящим прорывом. Кстати, если сравнить количество автомобилей сошедших с американских и советских конвейеров, то станет понятна пропасть в жизни между двумя государствами. Ford Model A разошелся тиражом под 5 миллионов, а «ГАЗов» выпустили около 40 тысяч. Почувствуй, что называется, разницу.

М-1


История создания ГАЗ-М идентична истории ГАЗ-А. Нужен был новый автомобиль и «донора» вновь взяли из-за океана. Только нас ей раз им стал Ford Model B. И опять прародитель был немного устаревшим. Договор между двумя странами был подписан в 1934 году, а «американец» уже должен был уступить место на конвейере более современной модели.


Кстати, в Союзе автомобиль носил лаконичное название «Эмка». Так в честь себя назвал машину тогдашний председатель Совнаркома товарищ Молотов. Но когда умер Сталин, он проиграл дуэль с Хрущевым и отправился на задворки политической жизни страны. А к названию авто добавили ГАЗ, чтобы нейтрализовать культ личности.

За ту «пятилетку» советский автопром сделал гигантский шаг вперед. Поэтому М-1 благодаря стараниям инженеров оказался более «продвинутым», нежели американский донор. Основные изменения затронули ходовую часть. Ее, что называется, «подготовили» к отечественным реалиям. У «Эмки» усилили подвеску, изменили настройки руля и тормозов.

Изменения не коснулись лишь мотора. Да и то только из-за того, что советские инженеры пока не научились делать «гражданские» моторы и трансмиссии.

Зато, в отличие от прародителя, двигатель в М-1 крепился на специальном эластичном каркасе, а не прикручивался к раме. Это продлевало жизни авто в жестких условиях эксплуатации.

ЗИС-101


Покупая американские разработки, не чурался Советский Союз и банальным воровством. Обычно это выглядело следующим образом: для государственных нужд приобретались иномарки и отправлялись на завод. Где инженеры их разбирали и пытались состряпать что-то свое.

Удивительно, но жертвами такого шпионажа стали не массовые машины, а автомобили, предназначенные для руководства, то есть, бизнес-класс. Например, Buick 32-90. Почему так, ответить сложно. Возможно, американцы просто отказались продавать технологии. Так что первый советский элитный ЗИС-101 стал детищем «пиратства».


Начало положила тестовая модель Л-1, которую собирали на Кировском заводе. Правда, ее век оказался длиною всего в год - с 1932 по 1933. Несчастный «Бьюик» попытались скопировать, но получилось не очень. Для участия в первомайском параде из Ленинграда в Москву отправилась своим ходом первая партия. Но доехали далеко не все. Большинство просто сломалось в пути. Но сам факто того, что всего лишь за один год советским инженерам удалось построить жизнеспособный автомобиль, не может не восхищать.

Тут надо еще понимать, что Buick 32-90 в техническом плане был гораздо сложнее, чем тот же, скажем, Ford Model B. Скорее всего, в верхах этого не понимали или просто не хотели. Ведь без соответствующего опыта и технологий скопировать восьмицилиндровый мотор, оснащенный диафрагменным бензонасосом и двухкамерным карбюратором - задача чрезвычайно сложная. А добавить сюда автоматические сцепление для механической коробки, так и вовсе вырисовывается что-то нереальное. Поэтому Л-1 так и не перешагнул ступень эксперимента. В 1933 чертежи и документы переправили на московский завод ЗИС, а на Кировском приступили с созданию танков.

Три года ушло у московских инженеров на работу над ошибками. Глобальным изменениям подверглось буквально все: кузов со специальным каркасом из дерева заказали у заокеанского ателье Budd, а над технической начинкой поработали сами.

Результат оказался положительным. Советские инженеры получили довольно «продвинутую» для того времени машину. Была и синхронизированная коробка, и вакуумный усилитель привода тормозов и сцепления. А так же термостат, печка для обогрева и радио. Для Союза это была не просто машина, это был - самолет!


Но если ЗИС-101 сравнить с аналогами-конкурентами, то радость поутихнет. Например, немецкий Mercedes-Benz 770, который возил врагов Сталина - Гитлера, Маннергейма и Хирохито, казался просто машиной из будущего. Двигатель, объемом 7,7 литров сдерживал «табун» в 200 «лошадей». А советский ЗИС-101 мог похвастаться лишь 110 л.с. И это притом, что силовые агрегаты были идентичными. Кто бы, что не говорил, а западный автопром опережал советский минимум на поколение.

ГАЗ-А Аэро

Машины 30-х годов XX века удивляют своей угловатостью. Но инженеры быстро поняли, что тяга к углам не представляет из себя ничего хорошего. Из-за нее повышается сопротивление воздуху, что влечет за собой потерю секунд при разгоне, а также увеличение «аппетита» авто.

В Советском Союзе тоже был человек, который понимал, что нужно избавляться от углов. Этого пионера в аэродинамике звали Алексей Никитин. В 1932 году он взялся за переосмысление ГАЗ-А. Инженер разработал новый обтекаемый кузов, по форме напоминающий каплю воды. Самое интересное, что Никитину удалось добиться небывалого коэффициента лобового сопротивления - 0,175! Например, у всем известного Mercedes AMG GT он составляет 0,365.

На этом инженер не остановился. Модернизации подвергся и американский мотор. На него была установлена алюминиевая головка блока цилиндров, что позволило повысить отдачу с 39 до 48 «лошадок». А максимальная скорость Аэро перевалила за «сотню» - 106 км/ч.

Парадоксально, но придумки советского инженера массовому производству так и не пригодились. До конца 30-х годов Никитин занимался модернизациями, а затем стал разрабатывать танковые шасси, что на тот момент было более актуально.

Алексей Никитин был одним из немногих советских конструкторов, который шагал в ногу со временем. Пока он трудился над созданием Аэро, американский Chrysler тестировал в аэродинамической трубе свои собственные наработки. Например, футуристическую модель Airflow. Хоть продажи этого авто и провалились, но его силуэт стал толчком для развития нового стиля. Например, Ford V8, Lincoln Zephyr, Cord 812 и Citroen Traction Avant , все это дети моды.

И тем не менее, автомобилестроение в Союзе сильно отставало. Тот же Cord 812 появившийся в 1937 был оснащен полуавтоматическим сцеплением, тахометром, электрическими дворниками и силовым агрегатом с нагнетателем. Особой «фишкой» дизайна «американца» были спрятанные фары. Правда, упор на футуристичность отпугнула покупателей, которые оказались не готовыми к подобному техническому прогрессу. За три года существования с конвейера сошло менее двух тысяч автомобилей.


А вот «француз» Citroen Traction Avant наоборот просто купался в лучах славы. Его производили 19 лет с 1934 по 1953 с перерывом, разумеется, на военное время. Под капотом находился традиционный «атмосферник», «тянули» авто передние колеса, оснащенные независимой подвеской.

Понятно, что в 30-х годах отечественный автопром был далек от лидерских позиций, зато в копировании и доработке показывал неплохие результаты. Тут важно понимать еще один момент - в то время среднестатистическому советскому человеку было ни тепло, ни холодно от аэродинамических показателей автомобиля или от хорошей управляемости, полученной благодаря переднему приводу. Людям необходима была просто машина, способная выжить в определенных условиях. Из-за этого многие передовые разработки были отправлены под замок. К примеру, привод на переднюю ось стал массово использоваться на советских авто в 80-е годы, о роботизированной КПП вспомнили только в 2014, а наддувных силовых агрегатов так и нет.

ГАЗ-61


В 1938 году советские конструкторы собрали первый полноприводный автомобиль на базе «Эмки». Этот внедорожник, получивший название ГАЗ-61, предназначался для штабных чинов Красной Армии. Его разработчиком был Виталий Грачев, который позже стал создателем нескольких вездеходов.


Создание ГАЗа-61 стало настоящим прорывом. Еще никому не удавалось совместить термины «внедорожник» и «комфортабельность». По сути, именно советский полноприводный автомобиль стал прародителем и Toyota Land Cruiser, и Range Rover.

ГАЗ-61 на два года опередил American Bantam BRC40 - тот самый легендарный армейский «джип». А немецкий Kubelwagen, появившийся в один год с ГАЗ-61, о полном приводе мог только мечтать. Хотя самоблокирующийся дифференциал у него присутствовал.

КИМ-10-50


В начале 40-х на столичном заводе КИМ создали для массового выпуска первую легковушку, предназначенную для свободной продажи. Ее окрестили КИМ-10-50. Параллельно создали модификацию с открытым верхом - КИМ-10-51.

За основу взяли Ford Prefect 1938 модельного года. Так что КИМ был вполне «продвинутым» авто, хоть его конструкцию немного упростили из-за недостаточных мощностей завода. В частности, вместо четырех дверей, решено было оставить две. Это-то и не понравилось Сталину во время показа автомобиля в Кремле. Исправить недочет он поручил горьковскому заводу. И уже весной 1941 года была продемонстрирована предсерийная КИМ-10-52. И если бы не война, то автомобиль начал бы производиться массово.


Стань КИМ-10-52 серийным автомобилем, то его главным конкурентом был бы французский Renault Juvaquatre, дебютировавший в 1937 году. В принципе, эти авто оказались очень похожи между собой. «Француз», как и КИМ так же изначально создавался двухдверным. И только спустя два года появилась его «полноценная» версия.

По целому ряду показателей советский автомобиль был лучше французского. Он длиннее на 20 сантиметров (3,94 м), а мощность составляла 30 «лошадок», тогда как у Renault - 23. Но оба автомобиля шли с 3-ступенчатой «механикой». Зато «француз» мог похвастаться независимой передней подвеской. На КИМе «жила» зависимая на поперечной рессоре.

Так что КИМ-10 был действительно «продвинут» для того времени. Жаль, что война поставила на нем крест.

ГАЗ-64 и ГАЗ-67


В довоенные годы советские конструкторы успели создать одну очень интересную и необычную модель, которой была уготована совершенная другая судьба, нежели невезучему КИМу. Это ГАЗ-64 - скопированный без разрешения с американского внедорожника Bantam BRC40 (который впоследствии превратиться в легендарный Willys MB). Мало того, что эти авто были как братья-близнецы внешне, так еще и колея в 1 278 мм говорила прямым текстом о родстве.

Автомобиль предназначался для нужд Красной Армии, но маленький размер делал, что прародителя, что копию не очень удобными. Ведь от них требовалось транспортировка бойцов, раненых, а так же быть мобильной пулеметной установкой. А узкая колея делала внедорожник неустойчивым, склонным к переворотам.


Все эти недостатки побудили советских конструкторов к созданию нового внедорожника. И в 1943 году появился ГАЗ-67. Он уже значительно опережал своего прародителя. Во-первых, автомобиль стал заметно шире (1 720 мм, а у Willys MB - 1 585 мм). Во-вторых, колея возросла до 1 466 мм. В-третьих, 4-ступенчатая «механика». Единственное, в чем «американец» опережал, так это мощность мотора - 60 «лошадок» против 50-и.

Правда, вскоре стала очевидна бесперспективность этих машин. Поэтому ГАЗ-67 сняли с производства в 1946 году, а «американец» после ряда «пластических операций» стал массовым, превратившись в Jeep.

40-е десятилетие XX века, оказалось трагичным. В него советский автопром вошел отстающим, а вышел уже в статусе одного из лидеров. Именно в те годы Союзу удалось создать по-настоящему самобытный автомобиль - ГАЗ-67. А затем увидели свет и две революционные модели: ГАЗ-М20 Победа и ЗиС-110. Но это было потом.


Новосибирский государственный аграрный университет

Институт заочного образования и повышения квалификации

Факультет дистанционного и комбинированного обучения

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Контрольная работа

по дисциплине:

Отечественная история

Тема: СССР в конце 30-х начале 40-х годов

Выполнила студентка 1 курса

Группа УБ, Шифр УБ 10214

Светлана Александровна

Новосибирск 2010 г.

План изучения темы:

Введение

1. Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества к концу 30-х годов

2. Объективные и субъективные причины возникновения культа личности Сталина

3. Сталинизм как политическая система и её последствия для страны

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На протяжении многих лет после окончания Октябрьской революции в СССР происходили коренные изменения во всех системах страны, начиная с экономики, заканчивая жизненным укладом советских граждан. Невероятных успехов достигла страна в развитии тяжелой промышленности, сельском хозяйстве. Но все это было куплено ценой огромных трудностей для всего народа, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов, полного подчинения производителя государству, все более широкого применения мер принуждения по отношению к работникам. После смерти Ленина в острой борьбе за власть в партийном руководстве одержал победу И.В. Сталин. Именно Сталин со своими взглядами и идеями о быстром строительстве социализма стоял во главе узкого круга партийных деятелей страны. До сих пор ведутся споры - был ли И.В Сталин, во время своего правления для народа заступником и помощником или он был эксплуататором и палачом. Сталин-сталинизм-сталинщина - всё это проявление культа личности Сталина. И все это непосредственно влияло на внешнее и внутреннее развитие страны. Каких же итогов достигла страна к концу 30-х и началу 40-х годов, как возник культ личности Сталина и какие последствия были для страны, все это мы рассмотрим более подробно.

1. Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества к концу 30-х годов.

Изменения, которые произошли в жизни советского общества к концу 30-х годов, сделали необходимым принятие новой Конституции. В 1935 году ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию под председательством И.В.Сталина для выработки проекта новой Конституции. 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов была принята новая Конституция СССР, вошедшая в историю как «сталинская».

Сталин, обосновывая необходимость новой Конституции, заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, - социализм». Экономическим критерием построения социализма сталинская Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности (а значит, и эксплуатацию человека человеком) и создание двух форм собственности - государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией. Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы - свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое избирательное право.

Новая советская Конституция была удивительным по своей двойственности документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные прежде всего с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые записанные в Конституции социальные права: право на труд, право на бесплатную медицину и т.д. Однако главной целью социализма «по-сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства, зачастую за счет ущемления интересов большинства его граждан. Функции по распоряжению «социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточилась в руках Сталина, окруженного узким кругом партийных деятелей, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

Экономическое развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942). Советский народ с энтузиазмом взялся за выполнение третьего пятилетнего плана. Появились новые формы движения новаторов производства. Особенно широкое распространение получило движение многостаночников, зародившееся летом 1939 года в машиностроительной промышленности. Другой формой новаторов было совмещение нескольких профессий.

В III пятилетке осуществлялось большое капитальное строительство в черной металлургии. Завершилось строительство Магнитогорского металлургического комбината, заводов «Запорожсталь», Криворожского завода, сооружались Ново-Тагильский комбинат, Амурский и Петрово-Забайкальский заводы, ряд заводов подвергался реконструкции и расширению. Также в эти годы полностью была завершена механизация нефтедобычи. Успешно шло освоение второй нефтяной базы (между волгой и Уралом).

Благодаря культурной революции в 30-е годы в СССР повысился образовательный и профессиональный уровень страны. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, строгая дисциплина. К концу 30-х годов за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 года, грамотность в СССР составила 87,4%. На многих предприятиях часто ощущалась нехватка квалифицированной рабочей силы. Для предотвращения этой проблемы Указом Президиума Верховного совета СССР в октябре 1940 года была создана система государственных трудовых резервов: профессиональные технические учебные заведения. Были созданы десятки средних и высших учебных заведений на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.

Рост грамотности в стране вызывал большой спрос на литературу. Значительно увеличился тираж книг. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от революционного. Оно было не только сокращено до минимума необходимого, но и крайне идеологизировано.

Жизнь в деревне постепенно улучшалась. Крестьянам было разрешено иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, 10 овец. Индивидуальные хозяйства начали поставлять на рынок продукцию. Сельское хозяйство все более механизировалось. В деревне все больше тракторов, грузовых автомашин, зерновых комбайнеров. Создавались картофельные, овощные и животноводческие базы. Но в условиях нарастающей угрозы войны не позволяли оказывать необходимую материальную помощь для более быстрого развития сельского хозяйства.

Введение в стране паспортов, которых крестьянам не полагалось, означало не только возведение стены между городом и деревней, но и фактическое прикрепление крестьян к месту своего рождения, лишение их свободы передвижения, выбора занятий.

И все же на основе роста сельского хозяйства, а также роста промышленности происходило расширение внутреннего товарооборота. Легкая и пищевая промышленность увеличивает выпуск своей продукции, увеличивается и покупательная способность многих граждан страны. В продаже появляются такие товары, как кожаная обувь, одежда, сахар, велосипеды и т. д.

Были увеличены расходы на развитие военной промышленности. Особое внимание обращалось на производство самолетов и танков. Улучшилась техническая оснащенность армии и флота. Стали поступать на вооружение образца новых артиллерийских орудий.

К концу 30-х началу 40-х годов население страны значительно возросло, увеличилась численность городского населения, появилось более 200 новых городов. Более 96% всех крестьянских хозяйств были объединены в колхозы.

Также в эти годы значительно развивалась и наука, что не оставила без внимания власть. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т.Д Лысенко выступали против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты. Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Это сильно отразилось на состоянии гуманитарных наук. И все же получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С.И. Вавилова (проблемы оптики), А.Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П.Л. Капицы (исследования в области микрофизики) и т. д. Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который называли советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере.

Также всемирный вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н.Д. Зеленского, Н.С. Курнакова, А.Е. Фаворского и т. д. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т.д.

Особенно в эти годы партийная цензура полностью подчинила себе искусство. Необходимо было следовать одному художественному направлению - социальному реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана.

Не отставал от этого и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев», «Трилогия о Максиме», «Мы из Кронштадта» и т. д. Особо любимым жанром советских кинематографистов стали исторические картины: «Петр I», «Александр Невский» и т.д. Они очень хорошо формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Музыкальная жизнь в эти годы была связана с такими именами как С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Дунаевский, Д. Кобалевский и т.д. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей.

Наибольшую популярность получила ветвь музыкального творчества - песенная. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с кинотеатров и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картинах», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлось идейная направленность сюжета. Официально признанные художники (Б. Иогансон «допрос коммунистов», А. Дайнека «Будущие летчики») создавали образ ликующей, праздничной жизни.

Значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом городской жизни.

Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и замыслах: Всесоюзная государственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, театров, санаториев, дворцов культуры и т.д. Однако, для осуществления новых архитектурных планов, нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви (храм Христа Спасителя в Москве).

Строгий партийный диктат не мог не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. И все же в эти годы русская советская литература была представлена такими талантливыми писателями как Горький («Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычов и другие»), А.Н. Толстой («Хождение по мукам», «Петр I»), М.А. Шолохов («Тихий Дон», «Поднятая целина»), а также П. Бажов, К. Паустовский, Л. Леонов, поэты: А. Твардовский, П. Васильев, А. Ахматова, М. Цветаева. Существовала и детская литература - книги К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова и др. А с театральных подмостков зрителю были показаны многие пьесы Горького («Враги», «Мещане», «Варвары»), Н. Погодина («Человек с ружьем»), А. Корнейчука («Гибель эскадры», Платон Кречет») и др.

Немногочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши, смотрела оптимистические фильмы, восторженно приветствовала легендарных летчиков, тревожилась за судьбу полярников. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне судебных процессов над «врагами народа». В каждую семью в любой момент могла постучаться беда. Тихий звук тормозов на ночной улице, настойчивый стук в дверь заставляли людей сжиматься в страхе. Жуткая атмосфера ночных арестов витала над страной.

советский общество культ сталинизм

2. Объективные и субъективные причины возникновения культа личности Сталина

Одним из элементов политического режима в СССР в 30-е годы стало формирование культа личности Сталина.

21 декабря 1929 года И.В. Сталину исполнилось 50 лет. До этого все члены Политбюро назывались «вождями партии» и перечислялись в алфавитном порядке. С этого дня «институт вождей был ликвидирован, а Сталин был публично объявлен «первым учеником Ленина» и единственным «вождем партии». Хотя сразу же после прихода большевиков к власти В.И. Ленин давал характеристику партийным лидерам, в том числе и Сталину, где он предлагал переместить Сталина с поста генерального секретаря. Ленин отмечал среди личных качеств Сталина его торопливость, администраторские увлечения, озлобление против тех, кто придерживался иных взглядов. Это могло грозить в будущем тяжелейшими последствиями. Ведь находясь на такой должности, Сталин мог нанести серьезный ущерб партии. И многие, кто обращал внимание на поведение Сталина, которое ясно говорило о наличии симптомов «культовой болезни», поддерживали мнение Ленина. Однако большинство партийцев воспринимали происходящее как проявление соперничества в борьбе за власть в партии и предостережения больного Ленина были проигнорированы. Образование СССР по сталинскому варианту шло полным ходом.

«Верхний этаж» советской социалистической системы стала занимать так называемая номенклатура, или «класс» управляющих. Латинское слово «номенклатура» буквально означает перечень имен или наименований. В советском же государстве это приобрело политический смысл. Номенклатуру - это перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий партийный или государственный орган. Дело назначения высших руководящих кадров Сталин сосредоточил в своих руках. Главной задачей руководителей всех рангов заключалось в установке единого и централизованного руководства страной, приучить массы к новым формам управления и любой ценой выполнить то, что требовалось высшей властью. В самой номенклатуре существовало иерархическое деление. На ее вершине находилась личная канцелярия Сталина. Почти вровень с ней располагались органы государственной безопасности, осуществляющие контроль над партийным аппаратом. Затем шли верхние слои партийной, советской и хозяйственной бюрократии, командный состав армии. Верхушка научной, технической и творческой интеллигенции также входила в состав советской верхушки. Итак, к началу 30-х годов Сталин полностью захватил лидерство в партии и практически возглавил советское государство. Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии, выдающемся полководцем - победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилеток. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей». Поэты, рабочие, академики, артисты, партийные работники наперебой восхваляли Сталина. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который написал в газете «Правда», что «Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной».

Сталин находился у власти до конца своей жизни (5 марта 1953 г.). За все эти годы, с «благословения» Сталина, идеологические службы страны сформировали идеологию культа личности «советского вождя» и внедрили его в общественное сознание. После смерти Сталина все дальнейшие преобразования в политической, идеологической и экономической областях упирались в необходимость решительного разрыва с прошлым. Следовательно, открыто сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций советского общества. На 20-м съезде КПСС будет принято Постановление ЦК КПСС « О преодолении культа личности и его последствий», в этом документе был дан ответ о причинах возникновения культа личности. А в 1956 году руководство КПСС во главе с Н.С.Хрущевым осудило культ личности, и было заявлено об объективных и субъективных предпосылках его возникновения. К этому времени позиции Хрущева в руководстве страны серьезно укрепились. Был персонально изменен состав карательных органов, они были поставлены под контроль ЦК КПСС. Все это дало возможность Хрущеву предпринять попытку очистить советское общество от сталинского наследия. Незадолго до XX съезда была создана специальная комиссия по расследованию деятельности Сталина. Комиссия представила многочисленные факты преступлений и злоупотребления Сталина властью. Хрущев считал необходимым сказать об этом на XX съезде. Умолчание, по его мнению, грозило отрывом партии от масс, утратой ею авторитета.

Итак в 1956 году коммунисты заявили:

из-за сложной внутренней и международной обстановки страна требовала железной дисциплины и неустанной бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических форм;

в условиях капиталистического окружения во время борьбы советского народа за социализм приходилось идти на некоторые ограничения демократии. Но по мере укрепления Советского государства и развития социализма во всем мире эти ограничения должны были постепенно устранить;

изо дня в день, видя успехи в развитии социализма в СССР, народ сознательно шел на временные жертвы;

Сталин длительное время занимал пост генерального секретаря ЦК партии и все успехи, которые были в целом достигнуты всей Советской страной и Коммунистической партией, стали связывать с его именем.

Эти предпосылки были названы объективными предпосылками возникновения культа личности.

Субъективными предпосылками возникновения культа личности были названы те, на которые указывал В.И.Ленин в 1922 году в своем письме партии: «Товарищ Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека», « Товарищ Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». До назначения Сталина на должность генсека Сталин чувствовал свою интеллектуальную ущербность не только перед Лениным, но и перед другими членами ленинского ЦК. И тогда он избрал беспроигрышную тактику: Сталин всегда соглашался с Лениным и тот ошибочно считал его своим единомышленником. Когда Ленин по причине своей болезни отошел отдел, он несколько раз беседовал со Сталиным наедине. В них- то Сталин полностью раскрылся перед Лениным. По мнению Ленина пост генсека должен занимать человек более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпимый и лояльный к недостаткам других, менее капризный.

К субъективным факторам возникновения культа личности Сталина следует отнести поведение всех руководящих партийцев, которые скрыли все, что писал Ленин о Сталине от съезда, от партии, от всех жителей страны. Наибольшую ответственность несут Г. Зиновьев и Л. Каменев, которые оказали наибольшее влияние на представителей делегаций в том, чтобы Сталин остался на своем посту, в его перемене. Большинство политологов считают, что культ личности Сталина возник, как результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советско-социалистического строительства, что культ личности заложен в самой социалистической идее.

3. Сталинизм как политическая система и ее последствия для страны

Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжения всех сил. Они привели к формированию особого политического режима, при котором коммунистическая партия, сосредоточившая в своих руках государственную власть, уничтожала в стране демократическую свободу и появления политической оппозиции.

В стране, одновременно, были развернуты два процесса. С одной стороны, шла гигантская промышленная стройка, менялся уклад жизни миллионов городских и сельских жителей, возрастала роль политики, проводимой центральными органами власти во главе со Сталиным. С другой стороны - все решительнее и безогляднее преодолевались огромные трудности на этом пути, все беспощаднее подавлялось вольное и невольное сопротивление, все менее значимой становилась ценность отдельной человеческой жизни.

Сталинизм стремился выступать под маской марксизма, из которого он черпал отдельные элементы, но ему были чужды гуманистические идеалы марксизма. В ответ на недоверие, отчужденность, враждебность со стороны партийцев, общественных организаций, простых жителей страны была введена политика подавления, насилия, массового террора. Лидеры правящей партии проповедовали, что все стороны жизни страны, как внутренняя, так и вешняя, должны были пропитаны непримиримым духом классовой борьбы. Это служило основой для формирования «образа врага», для проведения массовых репрессий. При этом, как правило, массовым репрессиям предшествовали и сопровождали их идеологические компании. Они были призваны объяснить и оправдать в глазах широких масс аресты и казни. На поиск этих «врагов» были мобилизованы партийные и профсоюзные организации.

По указанию Сталина сначала репрессиям подвергались бывшие идейные противники и возможные соперники, которые были объявлены агентами иностранных разведок. Также обвинения в первую очередь были предъявлены старым большевикам, соратникам Ленина, так как этих идейно закаленных и имевших большой политический опыт людей, было труднее запугать, заставить отказаться от высказывания своих убеждений. Труднее их было и обмануть. Были репрессированы партийные и государственные деятели, которые не устраивали Сталина. Так Сталин утверждал свою власть, наводя страх, подавляя любое выражение собственного мнения.

Средством целенаправленного формирования общественного мнения стали многочисленные политические процессы над группами неугодных социально активных лиц. Первоначально удар наносился по высшим слоям интеллигенции, так называемым буржуазным специалистам. «Шахтинское дело» послужило толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях сельского хозяйства. Были развернуты массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 года был принят закон, написанный Сталиным, «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон « о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел. Суровые приговоры, вплоть до расстрелов, создавали обстановку страха, недоверия.

В число «врагов» были зачислены церковные и сектантские организации. Во влиянии церкви на верующих, в частности на молодежь, партия увидела для себя огромную опасность. Проблемы духовности, нравственности, культуры, традиций, свободы выбора для человека не волновали новых вождей. Арестовывались и репрессировались служители церкви, захватывались и частично разрушались храмы, соборы, монастыри. Расхищались или частично передавались в музеи, накопленные за столетия церковные ценности.

Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. Доносы свидетельствовали о тяжелой болезни общества, порожденной насаждавшимися подозрительностью, враждой, шпиономанией. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным продвижением по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80% репрессированных в 30-е годы погибли по доносам соседей и коллег по службе. Доносом пользовались те, кто мстил правящей элите за поруганную «буржуазную» интеллигенцию, за бывших собственников, за раскулаченных, за тех, кто попадал в жестокие жернова «классовой борьбы».

1 декабря 1934 года было совершено убийство члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С.М. Кирова. Через несколько часов после этого убийства был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Согласно ему следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение 10 дней. Обвинительное заключение вручалось обвиня6емым за сутки до рассмотрения дела в суде. Дела слушались без участия сторон - прокурора и защитника. Просьба о помиловании запрещалась, а приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения.

Появились и другие законы, ужесточающие наказания и расширяющие круг лиц, подвергающихся репрессиям. Так, постановление от 07 апреля 1935 года, предписывало «несовершеннолетних начиная с двенадцатилетнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытке убийства, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.

В 1936 году состоялся первый из крупных судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье оказались ближайшие соратники Ленина - Г. Зиновьев, Л. Каменев и др. Их обвиняли не только в убийстве Кирова, но и в попытке убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть.

Годом позже состоялся второй процесс, в ходе которого была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М.Н. Тухачевским.

В марте 1938 года прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и Н. Бухарин. Каждый из таких процессов вызывал волну репрессий по отношению к десяткам тысяч людей, прежде всего к родственникам и знакомым, сослуживцам и соседям по дому репрессированных.

Помимо открытых проводилось и много закрытых процессов. Число жертв множилось. И после каждого политического процесса репрессии становились все более массовыми, а приговоры - суровыми. Сознательно создавалась обстановка массового психоза, плодились ненависть и жестокость.

Был создан Секретный отдел в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. Жертвами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна и даже белого движения за рубежом.

Чувствуя приближающуюся беду, некоторые советские деятели бежали за границу. Среди немногочисленных «красных» эмигрантов оказался активный участник гражданской войны Ф.Ф. Раскольников, опубликовавший «Открытое письмо Сталину». В нем он беспощадно разоблачал репрессивный режим, установившийся в СССР.

В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.

Массовое использование подневольного труда стало одним из спутников первых пятилеток. Сотни тысяч заключенных, содержавшихся в исправительно-трудовых колониях, обеспечивали фактически бесплатно стройки, рудники, шахты, фабрики и даже целые крупные комбинаты рабочей силой. Органы НКВД и ОГПУ фактически превратились в регулярных поставщиков массовой и неквалифицированной рабочей силой. В начале 30-х годов трудовые лагеря буквально усыпали всю территорию страны. Было создано специальное управление - ГУЛАГ (Главное управление лагерями). ГУЛАГ стал своеобразным символом политического режима сталинизма.

Бараки с заключенными сопровождали все великие стройки того времени. Подневольный труд использовался в основном в труднодоступных районах с суровым климатом, куда непросто было привлечь вольнонаемных рабочих. Самым действенным способом стимулирования высоких производственных показателей у заключенных стал голод. При стопроцентной выработке нормы заключенный получал 700 грамм хлеба, жидкий суп, кашу на воде, иногда небольшую селедку. Существовал также «стахановский» рацион, для перевыполнивших норму и штрафной, для тех, кто не справлялся с установленными нормами. Вполне понятно, что большинство заключенных, особенно по политическим статьям, с большим трудом могли выполнить установленные нормы. К тому же питание, с учетом выполнения нормы, не соответствовало физическому труду в суровых климатических условиях по 10-15 часов в сутки. Смертность в лагерях была очень высокой. Зачастую политзаключенные отбывали свой срок вместе с уголовниками. В этом случае произвол и издевательства лагерной администрации дополнялась уголовным террором.

В начале 1931 годов во время раскулачивания высылались целые крестьянские семьи. Они распределялись в соответствии с заявками хозяйственных органов и организаций. Силами спецпереселенцев осваивались новые труднодоступные районы, осушались болота, раскорчевывались леса, поднимались целинные земли, создавались оросительные системы, прокладывались дороги.

Важную роль в экономике страны играли так называемые «шарашки», где работали по своей специальности находящиеся в заключении инженеры, ученые, исследователи.

Впервые завесу секретности над ГУЛАГом поднял в 50-е годы писатель А.И. Солженицин - бывший узник, прошедший все ужасы заключения. Его книга «Архипелаг ГУЛАГ» потрясла своей страшной правдой и отечественную, и мировую общественность.

С каждым годом число заключенных и число лагерей и колоний росло. В начале 30-х годов «население» ГУЛАГа достигла 200 тысяч, в середине - уже 800 тысяч, а концу - почти 1,6 млн. человек. Ужесточался режим, росла смертность от тяжелых условий труда и быта.

Всего с 1930 года по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало около 18 млн. человек, из них пятая часть - по политическим мотивам. Около 786 тыс. было приговорено к расстрелу. Около крупных городов (Москва, Минск, Воркута и др.) появились массовые захоронения замученных и расстрелянных.

Заключение

Итак, на фоне открытого террора и сложившегося культа личности Сталина политическая система в стране стабилизировалась. Уничтожение одного управленческого слоя за другим привело к выдвижению снизу сотен тысяч новых руководителей, беспрепятственно выполнявших директивы сверху. Для таких людей террор стал нормальным методом управления, а повиновение любому приказу свыше стало главной добродетелью. Открытая репрессивность стала нормой для всей системы управления страной. Все члены общества - от руководящей верхушки до рядовых рабочих, колхозников, служащих - оказались беззащитными перед страшной машиной управления. Доносительство, шпиономания, карьеризм противопоставляли друг другу и коммунистов, и беспартийных. До самой смерти Сталина террор оставался непременным атрибутом политического руководства и управления.

В конце 30-х годов Анна Ахматова о судьбе многих граждан страны, в том числе и о своей семье, написала следующие строки:

Все перепуталось на век,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

……………………………………….

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг…

Список литературы.

1. История России. XX - начало XXI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. Издательство « Просвещение» 2002г.;

2. История Отечества. XX век. 11 класс. Учебное пособие - М, 1995г;

3. Зевелев А. Истоки сталинизма. - М 1990г.;

4. Ахматова А.А Цикл стихов «Реквием».

Подобные документы

    Промышленность Приднестровья в конце 80-х годов. Развитие народного хозяйства, программа жилищного строительства. Сфера здравоохранения в Тирасполе, уровень заболеваемости дистрофией. Присоединение Приднестровья к России в начале 90-х годов XVIII века.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Россия после Ленина. Обострение политической борьбы. Начало формирования постановления Сталина. Индустриализация, коллективизация, культурная революция СССР. Итоги довоенных пятилеток. Установление в стране культа личности Сталина.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Факторы формирования и развития культа личности Сталина. Возникновение культа личности вождя (начало 20-х гг. ХХ в.). Политические процессы 30-х г. Особенности тоталитарного государства в СССР и оформления режима личной власти Сталина в начале ХХ века.

    реферат , добавлен 09.10.2014

    Проведение оценки сталинской внутренней политики 30-х годов ХХ века: индустриализации и коллективизации. Изучение социально-политического и культурного развития СССР. Рассмотрение основных причин репрессий, исследование политического портрета Сталина.

    доклад , добавлен 09.02.2012

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Особенности причин и ведущих тенденций общественно-политической жизни 40–50 годов в СССР. Аспекты работы репрессивных органов, контролировавшихся Сталиным и Берией. Специфика национальной политики, идеологии и культурной деятельности того времени.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2011

    Формирование режима личной власти Сталина в СССР, его роль в Великой Отечественной войне. Конец сталинской эпохи, итоги и перспективы. "Оттепель": трансформации политической системы страны. Через развенчание "культа личности" к коллективному руководству.

    дипломная работа , добавлен 04.04.2009

    "Оттепель" как характеристика общественно-политической жизни Советского Союза в середине 50-х и начале 60-х гг. Историческое разоблачение культа личности И.В. Сталина. Научные советы при АН СССР как организационные центры исторических исследований.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2010

    Конфликт в руководстве СССР в конце 1950–х годов. Экономическая политика КПСС в конце 1950–х годов: достижения отдельных отраслей хозяйства. Административно–хозяйственные реформы Н. Хрущева. Особенности решения некоторых социальных вопросов в обществе.

    презентация , добавлен 01.09.2011

    Внешний облик и психологический портрет И.В. Сталина. Психическое состояние, привычки и склонности. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности Сталина. Индустриализация и коллективизация по-сталински, политические репрессии.

Александр Афанасьевич Потебня

Потебня Александр Афанасьевич (1835/1891) - украинский и русский филолог-славист. Занимался разработкой теории словесности (темы: учение о «внутренней форме» слова, поэтика жанра, природа поэзии, язык и мышление), а также фольклором, этнографией, вопросами общего языкознания, фонетики, грамматики и семасиологии славянских языков. Член-корреспондент Петербургской АН (1875).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 227.

Потебня Александр Афанасьевич – русский филолог, культуролог, философ. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Защитил магистерскую («О некоторых символах в славянской народной поэзии», 1860) и докторскую («Из записок по русской грамматике», 1874) диссертации. Стажировался в Германии, посетил ряд славянских стран для сбора материалов по истории языка и фольклора. С 1875 – профессор Харьковского университета. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). В изучении истории языка и мышления опирался на идеи В.Гумбольдта. Считал народ, живущий в стихии родного языка, его творцом и одновременно субъектом обратного воздействия. Язык формирует этнос, он является важнейшим средством духовного развития нации. Много внимания уделял практическому сбору фольклорных и историко-культурных материалов украинского и русского этносов, доказывая их глубинное родство, общность мифопоэтического сознания. Изучая миф как особый феномен в развитии мышления, интерпретировал его как «акт сознательной мысли, акт познания», выступающий первой ступенью в «объяснении неизвестного». В своем учении о языке выделял внешнюю звуковую оболочку слова, абстрактное его значение и внутреннюю форму. Последняя связана с этимологическим содержанием, несет в себе выработанный памятью народа образ, узнаваемый в речи. На основе ее полисемантичности и игры смыслов складывается художественная поэтика вербального творчества. Потебня оказал значительное влияние на развитие отечественной исторической лингвистики, этнопсихологии, семиотики, поэтики символистов.

Н.А. Куценко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 302.

Потебня Александр Афанасьевич (10(22).09.1835, с. Гавриловка Роменскогоу. Полтавской губ. -29.11(11.12). 1891,Харьков)- философ, культуролог, лингвист. В 1851 г. Потебня поступил в Харьковский университет на юридический факультет, затем перевелся на историко-филологический факультет, который окончил в 1856 г. Сдал магистерский экзамен по славянской филологии и был оставлен при университете. В 1862 г. был отправлен для стажировки за границу. Учился в Берлине, где брал уроки санскрита у А. Ф. Вебера. Во время поездок по славянским странам изучал чешский, словенский и сербохорватский яз. До защиты докторской диссертации («Из записок по русской грамматике», ч. 1 и 2) Потебня был доцентом, потом - экстраординарным и ординарным профессором по кафедре русского языка и словесности Харьковского университета. На формирование политических воззрений Потебни большое влияние оказала трагическая судьба его брата - Андрея Потебни - активного члена «Земли и воли», погибшего во время польского восстания 1863 г. Демократические симпатии Потебни, которых он не скрывал, служили причиной настороженного отношения к нему со стороны официальных властей. Главный научный интерес Потебни лежал в сфере изучения соотношений языка и мышления. По Потебне, «язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее», т. е. мысль может осуществляться лишь в стихии языка. Слово по своей структуре представляет собой единство членораздельного звука, внутренней формы слова и абстрактного значения. Внутренняя форма слова связана с наиболее близким его этимологическим значением и служит, в качестве представления, каналом связи между чувственным образом и абстрактным значением. Слово с его внутренней формой - это средство «перехода от образа предмета к понятию». Многие мысли и идеи, высказанные Потебней в общей форме, легли в основу ряда современных областей гуманитарного знания.

Потебня был создателем или стоял у истоков рождения исторической грамматики, исторической диалектологии, семиотики, социолингвистики, этнопсихологии. Философско-лингвистический подход позволил ему увидеть в мифе, фольклоре, литературе различные знаково-символические системы, производные по отношению к языку. Так, миф, с точки зрения Потебни, не существует вне слова. Решающее значение для возникновения мифов имела внутренняя форма слова, выступающая посредником между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет. Миф есть акт «объяснения неизвестного (х) посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом (а)».

Большое значение для философских взглядов Потебни имеют категории «народ» и «народность». Отталкиваясь от идей В. Гумбольдта, Потебня считал народ творцом языка. Вместе с тем он подчеркивал, что именно язык, раз возникнув, обусловливает дальнейшее развитие культуры данного народа. По Потебне, нигде так полно и ярко не проявляется дух народа, как в его традициях и фольклоре. Именно здесь создаются те ценности, которые затем питают профессиональное искусство и творчество. Потебня сам был неутомимым собирателем русского и украинского фольклора, много сделал для доказательства единства базовых фольклорно-мифологических сюжетов двух славянских народов. Сформулированная им проблема «язык - нация» получила развитие в трудах Д. Н. Овсянико-Куликовского, Д. Н Кудрявцева, Н. С. Трубецкого, Шпета. Исследования Потебни в области символики языка и художественного творчества привлекли в XX в. пристальное внимание теоретиков символизма. Многочисленные переклички с идеями Потебни содержатся в работах В. И. Иванова, А. Белого, Брюсова и др. символистов.

А. В. Иванов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 493-494.

Сочинения: Из записок по теории словесности (Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое). Харьков, 1905; О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914; Из лекций по теории словесности. 3-е изд. Харьков, 1930; Из записок по русской грамматике. 3-е изд. М., 1958. Т. 1-2; Из записок по русской грамматике. 2-е изд. М., 1968. Т. 3; Эстетика и поэтика. М., 1976; Слово и миф. М., 1989.

Литература: Белый А. Мысль и язык (философия языка А. А. Потебни) // Логос. 1910. Кн. 2; Он же. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 131-142; Булаховский Л. А. А. А. Потебня. Киев, 1952; Пресняков О. П. Поэтика познания и творчества: Теория словесности А. Потебни. М., 1980.

Потебня́ Александр Афанасьевич (10.10.1835-29.11.1891), языковед, создатель философско-лингвистической концепции - «потебнианства». В 1856 окончил Харьковский университет и с 1860 преподавал в нем. С 1875 - профессор Харьковского университета; член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1877). Центральный труд Потебни «Из записок по русской грамматике» сыграл выдающуюся роль в обосновании исторического языкознания, в развитии грамматической теории русского языка. Потебня одним из первых в России поставил на почву точного фактологического исследования разработку вопросов истории мышления в его связи с языком, пытался установить общие семантические принципы осознания человеком основных категориальных отношений действительности. Рассматривая речевые единицы как акт мысли, в котором языковая форма выступает «ссылкой на значение», Потебня обосновывает учение о «внутренней форме» слова. Согласно этому учению, наряду со знаковой оболочкой и абстрактным значением, слово имеет «внутреннюю форму», т. е. представление, образ этого значения, подобно тому как термин «окно», помимо четырехбуквенного сочетания знаков и понятия о застекленном проеме стены, содержит образ этого значения - представление об «оке» (глазе). Внутреннее противоречие между такими чувственными образами и абстрактными значениями определяет, по мнению Потебни, генезис рече-мыслительной деятельности. Разрабатывая учение о роли языка в психической деятельности, Потебня указывает, что представление значения речевого сигнала, т. н. «апперцепция в слове», выступает как предпосылка самосознания. В работе «Из записок по русской грамматике» Потебня анализирует чувственный образ в слове как «внутренний знак» его семантики и рассматривает в функции «внутренней формы» ближайшее значение слова, которое носит общенародный характер и является условием понимания речи. Анализируя образ и значение как основные компоненты искусства, Потебня подчеркивает полисемантичность его языка, вводит т. н. «формулу поэтичности»: А (образ) < Х (значения), возводящую неравенство числа образов множеству их возможных значений в специфику искусства. Соотношение образа и значения в слове носит, по мнению Потебни, исторический характер; оно очерчивает специфику как мифологического сознания (характеризующегося нерасчлененностью образных и понятийных сторон своего языка), так и сменяющих его форм художественно-поэтического мышления (в котором значение преломляется через образ) и научного мышления (характеризующегося приматом значения над образом). Исследуя генезис грамматических и логических категорий, Потебня вскрыл категориальную синкретичность первобытного мышления, связанную с архаичной нерасчлененностью представлений о субстанции и атрибутах, и рассматривал путь ее преодоления. В связи с анализом истории мышления и его категорий Потебня развивает идеи эмпирического обоснования логики. Ценные результаты получены Потебней и в области литературоведения, фольклористики, славяноведения. Потебня считал, что объективны лишь конкретные вещи, а общие заключения о них - продукт «личной мысли». Отсюда концепция Потебни об антропоморфичности категорий мышления.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Из записок по теории словесности. Харьков, 1905;

Из записок по русской грамматике, т. 1–2. М., 1958; т. 3, М., 1968;

Эстетика и поэтика. М., 1976;

Слово и миф. М., 1989;

Теоретическая поэтика. М., 1990.

Объяснения малорусских и сродных народных песен. Т. 1-2. Варшава, 1883-87; Из записок по русской грамматике. [Т.] 1-2. Изд. 2-е. Харьков, 1888; Нов. изд. М., 1958; Т. 3. Харьков, 1899; Т. 4. М.-Л., 1941; Основы поэтики (По лекциям, читанным А. А. Потебней в к. 80-х...) / Сост. В. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 2. Вып. 2. СПб., 1910; Психология поэтического мышления. (Из лекций А. А. Потебни. Ст. сост. по студенческим записям лекций... Б. Лезиным) // Там же; Черновые заметки... о Л. Н. Толстом и Достоевском // Там же. Т. 5. Харьков, 1914; О некоторых символах в славянской народной поэзии... Изд. 2-е. Харьков, 1914; Мысль и язык. Изд 5-е. Полн. собр. соч. Т. 1. [О.], 1926; Из лекций по теории словесности. Изд. 3-е. Харьков, 1930.

Литература:

Белый А. Мысль и язык (философия языка А.А.Потебни). – «Логос», 1910, кн. 2;

Райнов Т.А. А.А.Потебня. Пг., 1924;

Булаховский Л.А. А.А.Потебня. К., 1952;

Пресняков О.П. Поэтика познания и творчества. Теория словесности А.Потебни. М., 1980.