Школьный этап

Всероссийской олимпиады

по обществознанию

2015 – 2016 учебный год

10 класс

Подготовил

учитель истории и обществознания

МКОУ «Любимовская СОШ»

Алтухов Владимир Иванович

2015 г.

ОЛИМПИАДА

по обществознанию 10 класс

I . Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже ил­лю­стри­ру­ет эво­лю­ци­он­ные яв­ле­ния в об­ще­ствен­ной жизни? А) скач­ко­об­раз­ные пе­ре­ме­ны Б) ре­во­лю­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния В) по­сте­пен­ные из­ме­не­ния Г) цик­лич­ность со­ци­аль­но­го раз­ви­тия

2. По­сто­ян­ным внут­рен­ним по­бу­ди­те­лем вся­кой ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют

А) цели обо­га­ще­ния Б) твор­че­ские спо­соб­но­сти В) лич­ные по­треб­но­сти Г) ду­хов­ные ин­те­ре­сы

3. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет эм­пи­ри­че­ский уро­вень по­зна­ния?

А) обос­но­ва­ние ги­по­тез Б) объ­яс­не­ние за­ко­но­мер­но­стей В) опи­са­ние пред­ме­тов и яв­ле­ний Г) обоб­ще­ние в форме тео­рий

4. Сту­ден­ты изу­ча­ют эко­но­ми­че­скую ли­те­ра­ту­ру, ка­са­ю­щу­ю­ся со­зда­ния и ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов об­ще­ства. Это при­мер де­я­тель­но­сти

А) ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной Б) учеб­но-по­зна­ва­тель­ной В) цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ной Г) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

5. По­ня­тие «эко­но­ми­ка» можно рас­смат­ри­вать в двух ос­нов­ных смыс­лах: как науку и как хо­зяй­ство. Эко­но­ми­ку как « хо­зяй­ство» ха­рак­те­ри­зу­ет по­зи­ция:

А) изу­че­ние по­след­ствий ми­ро­во­го кри­зи­са для фи­нан­со­во­го рынка Б) про­гно­зи­ро­ва­ние дол­го­сроч­но­го раз­ви­тия ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли В) рас­чет по­след­ствий вступ­ле­ния в ВТО для внут­рен­не­го рынка стра­ны Г) уве­ли­че­ние спро­са на услу­ги кос­ме­ти­че­ских спа-са­ло­нов

6. В какой из си­ту­а­ций были при­ме­не­ны не­фор­маль­ные по­зи­тив­ные санк­ции?

А) Новое про­из­ве­де­ние мо­ло­до­го ком­по­зи­то­ра было встре­че­но бур­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми и ова­ци­я­ми пуб­ли­ки. Б) Уче­ный по­лу­чил пре­стиж­ную меж­ду­на­род­ную пре­мию за ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий. В) За по­бе­ду в кон­кур­се «Луч­ший в про­фес­сии» ра­бо­чий по­лу­чил в по­да­рок ключи от но­во­го ав­то­мо­би­ля. Г) Во­ен­но­слу­жа­щий до­сроч­но был про­из­ве­ден в новое во­ин­ское зва­ние.

7. Про­яв­ле­ни­ем граж­дан­ско­го об­ще­ства слу­жат(-ит)

А) го­су­дар­ствен­ные ин­ве­сти­ции в об­ра­зо­ва­ние Б) со­зда­ние об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, за­щи­ща­ю­щих права по­тре­би­те­лей В) вве­де­ние го­су­дар­ством огра­ни­че­ний на рост цен на энер­го­но­си­те­ли Г) обя­за­тель­ность стра­хо­ва­ния бан­ков­ских вкла­дов граж­дан

8. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью пра­во­вой нормы яв­ля­ет­ся

А) охра­на ин­те­ре­сов со­ци­аль­но не­за­щищённых слоёв на­се­ле­ния Б) фор­маль­ная опре­делённость В) из­би­ра­е­мость при­ме­не­ния Г) на­прав­лен­ность на уста­нов­ле­ние спра­вед­ли­во­сти

II . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу.

1. Начальная и элементарная форма чувственного познания - это понятие.

2. Человек в отличие от животных есть существо смеющееся и плачущее.

3. Девиация в обществе выполняет как функции так и дисфункции.

4. Внутриролевым напряжением считается напряжение, возникающее в результате

конфликта между требованиями различных социальных ролей.

5. В процессе первичной социализации роль главного агента социализации в со-

временном обществе все больше и больше берут на себя СМИ.

7. К формам правления можно отнести конфедеративное и унитарное государства.

8. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности.

10. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах, возможность культурного наследия.

2 . Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и ценностей

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.

_____________________________________________________________.

IV . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф.В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие - о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

Список терминов:

1) общество

3) правовое

4) прогресс

5) цивилизация

7) искусство

8) техника

9) регресс

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

V . Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Форма государственно-территориального устройства, форма государства, тоталитарный, республика, федерация, демократический, унитарное, авторитарный, монархия, политический режим, конфедерация, форма правления.

VI . Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.
Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий.
В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.
Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.
Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.
Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов.

1) мажоритарная
2) пропорциональная

VII . Решите правовые задачи

1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фонарях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотрудников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание, если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________

2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII . Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

Ответ: _____________

IX . Перед Вами гистограмма. Какой вывод можно сделать на основании ее данных?

В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек
2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек
3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек
4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

Ответ: _____________

X . Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями.

Теория

А. Макс Вебер

Общество собою представляет совокупность материально-производственных отношений и возвышающуюся на них совокупность идеологических, духовных и культурных отношений

Б. Э. Дюркгейм

Социальное действие - это «идеальный тип». Социальным называется то действие, которое наполнено смыслом и направлено на группу индивидов. Примером социального действия является целерациональное действие

В. Карл Маркс

Общество не сводится к сумме составляющих его индивидов, оно является системой, первичной по отношению к индивидам

Г. Огюст Конт

Общество необходимо изучать по аналогии с естественными науками. Необходимо использовать только те понятия, которые соответствуют только наблюдаемым явлениям

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

XI. Решите кроссворд

1

3

7

2

6

9

5

4

8

11

10

По горизонтали

образование, информация.

влияние противоречащих друг другу норм, ценностей.

общества.

воспитательную и досуговую функции.

населения Земли.

собственности, утративший моральные ценности.

По вертикали

с представителями других групп, ограничения на избрание профессии.

враждебных сил, тенденций.

привилегированным положением и престижем.

статуса или позиции в обществе.

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

XII . Напишите эссе на одну из предложенных Вам тем:

1. «Пока человек существует, он будет себя открывать» (Е. Богат)

2. «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько

от сознательности» (А. Эйнштейн)

3. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)

4. «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер

5. «Мы обязаны передавать жизненные ценности из поколения в поколение. Истинные ценности - это наш озоновый щит» (К. Б. Эймос)

6. «Экономическая конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан).

7. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт)

8. «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" – ещё лучше». (И. В. Гёте)

9. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)

10. «Следы многих преступлений ведут в будущее» (Е. Лец)

ОТВЕТЫ (обществознание 10 класс)

I . Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (16 баллов – по 2 балла за каждый правильный ответ)

1. Эво­лю­ция - про­цесс раз­ви­тия, со­сто­я­щий из по­сте­пен­ных ка­че­ствен­ных из­ме­не­ний, без рез­ких скач­ков (в про­ти­во­вес ре­во­лю­ции). Ответ: В

2. Внут­рен­ним по­бу­ди­те­лем любой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся по­треб­но­сти. Ответ: В

3. На эм­пи­ри­че­ском уров­не по­зна­ю­щий субъ­ект занят на­блю­де­ни­ем яв­ле­ний бла­го­да­ря чув­ствен­ным спо­соб­но­стям, фик­си­ру­е­мые в ка­че­стве факта. Ме­то­ды ис­поль­зу­е­мые на этом уров­не: на­блю­де­ние, экс­пе­ри­мент, из­ме­ре­ние, опи­са­ние

Ответ: В

4. В про­цес­се изу­че­ния уче­ни­ки не со­зда­ют, не пре­об­ра­зо­вы­ва­ют об­ще­ство, не ори­ен­ти­ру­ют­ся в цен­но­стях. Они по­лу­ча­ют зна­ния.

Ответ: Б

5. Эко­но­ми­ка - как хо­зяй­ство в ши­ро­ком смыс­ле этого слова, то есть со­во­куп­ность всех средств, пред­ме­тов, вещей, суб­стан­ций ма­те­ри­аль­но­го и ду­хов­но­го мира, ис­поль­зу­е­мых лю­дь­ми в целях обес­пе­че­ния усло­вий жизни, удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей. В этом смыс­ле эко­но­ми­ку надо вос­при­ни­мать как со­здан­ную и ис­поль­зу­е­мую че­ло­ве­ком си­сте­му жиз­не­обес­пе­че­ния, вос­про­из­ве­де­ния жизни людей, под­дер­жа­ния и улуч­ше­ния усло­вий су­ще­ство­ва­ния.

Ответ: Г

6. Не­фор­маль­ные санк­ции ис­хо­дят не от офи­ци­аль­ных ор­га­ни­за­ций, до­ку­мен­таль­но не оформ­ле­ны (по­хва­ла, ап­ло­дис­мен­ты и т. д.)

Ответ: А

7. Граж­дан­ское об­ще­ство -это сфера са­мо­про­яв­ле­ния сво­бод­ных граж­дан и доб­ро­воль­но сфор­ми­ро­вав­ших­ся ас­со­ци­а­ций и ор­га­ни­за­ций, ограждённых со­от­вет­ству­ю­щи­ми за­ко­на­ми от пря­мо­го вме­ша­тель­ства и про­из­воль­ной ре­гла­мен­та­ции со сто­ро­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Иными сло­ва­ми со­во­куп­ность об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний вне рамок власт­но-го­су­дар­ствен­ных от­но­ше­ний.

Ответ: Б

8. Норма права - об­ще­обя­за­тель­ное пра­ви­ло по­ве­де­ния, ко­то­рое уста­нав­ли­ва­ет­ся го­су­дар­ством и за­креп­ле­но в офи­ци­аль­ных пра­во­вых актах.

Ответ: Б

Ответ: ВВВБГАББ

II . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу. (20 баллов – по 2 балла за каждый правильный ответ)

Ответ: Нет Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Да

III . Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ. (9 баллов – по 3 балла за каждый правильный ответ)

Ответ: 1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

IV . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (6 баллов)

Ответ: 214783

V . Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. (6 баллов)

Ответ:

VI . Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (6 баллов)

Мажоритарная система - это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Пропорциональная система - это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Ответ: 221121

VII . Решите правовую задачу (8 баллов – по 4 балла за каждый правильный ответ)

1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правонарушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с 16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых

VIII . Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности. (2 балла)

Социальные потребности проявляются в желании человека общаться, привязанности, заботе о другом человеке, внимании к себе.
Ответ: 1 2

IX . Перед Вами гистограмма. Какой вывод можно сделать на основании ее данных? (2 балла)

Создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек
Ответ: 4.

X . Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями. (4 балла)

Ответ: 2314

XI . Решите кроссворд (11 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1 с

а3

7 р

2 к

6 э

9 к

5 м

4 м

8 с

11 л

10 у

По горизонтали

1. Термин, применяемый для обозначения условий, при которых социальные группы

имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж,

образование, информация (Стратификация).

4. Человек, находящийся на границе различных социальных групп и испытывающий

влияние противоречащих друг другу норм, ценностей (Маргинал).

5. Явление, выражающее степень динамичности социальной структуры того или иного

общества (Мобильность).

8. Социальный институт, имеющий хозяйственно-экономическую, репродуктивную,

воспитательную и досуговую функции (Семья).

10. Процесс, выражением которого является тот факт, что в начале XIX в. в городах

проживало 3% населения Земли, в начале ХХ в. 13,6%, а в середине ХХ в. 28,8%

населения Земли (Урбанизация).

11. Человек, полностью выпавший из социальной жизни, отчужденный от всякой

собственности, утративший моральные ценности (Люмпен).

По вертикали

2. Социальная группа, чертами которой являются: заключение браков исключительно

между ее членами, наследственное членство, запрещение разделять трапезу

с представителями других групп, ограничения на избрание профессии (Каста).

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой

враждебных сил, тенденций (Антагонизм).

6. Группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием,

привилегированным положением и престижем (Элита).

7. Нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая

действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального

статуса или позиции в обществе (Роль).

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы

(Конформизм).

XII . Напишите эссе на одну из предложенных Вам тем (10 баллов)

__________________________________
Всего 100 баллов

Всероссийская ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Задание 1. Выберите правильный ответ (один или несколько), ответ занесите в таблицу

1.1. Какие из приведенных ниже этапов прохождения федерального бюджета, в соответствии с Конституцией РФ, относятся к компетенции Правительства РФ:

а) разработка федерального бюджета;

б) представление в Государственную Думу федерального бюджета;

в) одобрение федерального бюджета;

г) принятие федерального бюджета;

д) обнародование федерального бюджета;

е) обеспечение исполнения федерального бюджета;

ж) контроль за исполнением федерального бюджета;

з) отчет об исполнении федерального бюджета.

1.2. Ограничение дееспособности может быть осуществлено:

а) органами внутренних дел по заключению медицинского учреждения;

б) судом;

в) соответствующими медицинскими учреждениями;

г) органами опеки и попечительства по заключению медицинского учреждения.

1.3. Темперамент это:

а) обусловленные свойствами нервной системы темп, ритм и интенсивность психических процессов и состояний индивида;

б) совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения;

в) психическое свойство личности, благоприятствующее успешному выполнению какой-либо деятельности;

г) оригинальные неповторимые черты, отличающие одного человека от других людей.

1.4. К непосредственному общению можно отнести:

а) общение в Интернет-форуме;

б) выступление лектора перед слушателями;

в) обмен письмами;

г) разговор по телефону.

1.5. Что из перечисленного не относится к социальным фактам:

а) продукты человеческой деятельности материальные и духовные;

б) словесные (вербальные) действия;

в) циклоническая деятельность;

г) действия больших социальных групп.

1.6. Какую из перечисленных ниже функций не должно выполнять государство в рыночной экономике:

а) обеспечение правовой основы экономической деятельности;

б) поддержка незащищенных слоев населения;

в) установления максимально допустимых объемов производства для частных фирм и контроль за выполнением этих требований;

г) выпуск в обращение денежных знаков.

Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (Оно может быть выражено одним словом или словосочетанием).

2.1. Зарплата, рента, алименты, гонорар.

Ответ

2.2. Сознательное, бессознательное, подсознательное.

Ответ _

Задание 3. Заполните пропуск в ряду.

3.1. Цель – субъект – объект – средства - _____________________________________________

3.2. ____________________________________ - законодательная власть; Правительство РФ – исполнительная власть; Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ – судебная власть.

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните , почему вы так решили.

4.1. Высший класс, средний класс, феодальный класс.

_____________________________________________________________________________________

4.2. Правящая партия, оппозиционная партия, коммунистическая партия.

Ответ _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в приведенных перечнях признаки названного понятия и выпишите их буквенные обозначения.

5.1. Понятие «политические права человека и гражданина»:

а) право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство);

б) право на свободу и личную неприкосновенность;

в) право на частную собственность;

г) право на объединение;

д) право на тайну переписки, телефонных переговоров;

е) право на свободу мысли и слова;

ж) право на свободу информации;

з) право на социальное обеспечение по возрасту;

и) право иметь землю в частной собственности.

Ответ ____________________________________________________

5.2. Понятие «мораль»:

а) изменяется вместе с развитием общества

б) отражает базовые общественные ценности

в) содержит четкие и однозначные предписания

г) нарушение ее норм ведет к наложению санкций со стороны государства

д) формируется в результате воспитания

е) направлена на снижение конфликтности в обществе

ж) всегда основана на религиозных представлениях.

Ответ ___________________________________________________

Задание 6 . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1. Школьный самодеятельный ансамбль - это пример неформальной группы

2. Пример фрикционной безработицы: повар, уволился из кафе и ожидает открытие вакансии в крупном ресторане.

3. Объективная истина зависит от возрастных и социальных качеств субъекта познания.

4. В период Перестройки в СССР на предприятиях возникали такие объединения, как Советы трудовых коллективов. Это является примером социальной стратификации.

5. Монархические формы правления совместимы с демократическим политическим режимом.

6. От непредвиденного увеличения инфляции на финансовом рынке страдают заемщики, заключившие договор кредитования до инфляционного скачка.

7. Сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть

определено как субкультура.

Задание 7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

7.1. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Свой ответ кратко обоснуйте

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7.2. При приеме на работу помощником повара в кафе 17-летней Марине директор кафе в трудовой договор включил условия о 40-часовой рабочей неделе, испытательном сроке в два месяца. Однако вскоре выяснилось, что Марина не подходит к данной работе. Через месяц ее уволили как не выдержавшую испытание. Был ли в данном случае нарушен закон? Приведите не менее 3 аргументов в обоснование своей позиции.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 8 . Перед вами перечень различных социальных общностей. Их можно разделить на 3 группы. Одна из этих групп обозначена в таблице. Определите две другие группы общностей и запишите их в колонках первой строчки таблицы. Проставьте порядковые номера всех социальных общностей, в соответствующие колонки таблицы.

1. Дворяне. 2. Брахманы. 3. Квалифицированные специалисты. 4. Крестьяне. 5. Вайшьи.

6. Государственные управленцы. 7. Казаки 8. Кшатрии. 9. Мещане

Страты

Задание 9 . Проанализируйте представленную диаграмму. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

Размеры денежных переводов мигрантов, поступивших в страны с разным уровнем доходов населения

Источник: Институт демографии ГУ-ВШЭ

  1. Темпы роста общего объема денежных переводов в мире существенно возросли с началом XXI в.
  2. В современном мире наблюдается тенденция уравнения объемов денежных переводов в страны с высоким и с низким уровнем доходов населения. Эта тенденция выражается в том, что объемы денежных переводов в страны с высоким уровнем доходов сокращаются, а в страны с низким уровнем доходов растут.
  3. Данные диаграммы позволяют сделать вывод о том, что основная трудовая миграция в современном мире происходит из стран со средним уровнем доходов населения.

1. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 10 . Решите обществоведческий кроссворд.

По горизонтали

1. Термин, применяемый для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация.

3. Человек, находящийся на границе различных социальных групп и испытывающий влияние противоречащих друг другу норм, ценностей.

4. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

7. Группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем.

8. Процесс, выражением которого является тот факт, что в начале XIX в. в городах проживало 3% населения Земли, в начале ХХ в. 13,6%, а в середине ХХ в. 28,8% населения Земли.

9. Человек, полностью выпавший из социальной жизни, отчужденный от всякой собственности, утративший моральные ценности.

10. Социальная группа, чертами которой являются: заключение браков исключительно между ее членами, наследственное членство, запрещение разделять трапезу с представителями других групп, ограничения на избрание профессии.

По вертикали

1. Социальный институт, имеющий хозяйственно-экономическую, репродуктивную, воспитательную и досуговую функции.

2. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций.

5. Нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

6. Явление, выражающее степень динамичности социальной структуры того или иного общества.

Задание 11 . Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей и писателей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:

2.Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы.

3.Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

5.Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6.Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (см. п. 4).

1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Дж. Б. Шоу).

2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л. Бернэ).

3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей

Природы». И.И. Мечников

4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).

5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).


Уважаемые посетители! В связи с проведением работ по модернизации форума, его работа приостанавливается с 15.03.2010 г. по 29.03.2010 г. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вопрос:
что вы можете сказать о военном коммунизме 1918-1920 годов тимур

Ответ:
Конкретизируйте вопрос.

Вопрос:
Объясните слова Герцена: "Он столько же наследник 14 декабря, как Николай". Почему Герцен уже в 1858 году считал, что имя Александра принадлежит истории? Герцен говорит о колебаниях Александра. Подтвердите это фактами. Саша

Ответ:
Сначала уточним цитату. Герцен писал: "Он столько же наследник 14 декабря, как Николая". таким образом, речь шла о том, что Александр II не только сын Николая I, но и монарх, который принял решение о Великой реформе, об отмене крепостного права. К этому же стремились и декабристы. О колебаниях Александра можете посмотреть материал школьного учебника, на страницах которого рассказывается о подготовке реформы.

Вопрос:
В 1941 г. защитники Москвы страдали от нехватки продовольствия. От сильных морозов продукты рассыпались в труху, портились даже консервы. И тогда пришлось обратиться за советом к бывшему главному военному интенданту царской армии. Когда этого очень пожилого человека привезли к Сталину и объяснили суть проблемы, он сказал: "Русскую армию спасут три "С". Этот совет действительно помог. Назовите эти продукты. светлана

Ответ:
Сало, спирт, сухари

Вопрос:
В чем заключается политика Перта I ? Ксюша

Ответ:
Какая политика - внутренняя, внешняя, социальная и т.д.?

Вопрос:
Охарактеризуйте причины побед Северо-американских колоний в войне с Англией и провозглашение независимости. Настя

Ответ:
Война американских колоний Англии за независимость уничтожила основные препятствия для самостоятельного развития в них капитализма – колониальный гнет и господство английской землевладельческой аристократии. Власть перешла от английской аристократии и чиновничества к плантаторам – рабовладельцам Юга и буржуазии Севера США. Дворянские титулы и майораты были упразднены, а крупные латифундии, принадлежавшие тори, конфисковывались. Отменялось домовое рабство. В результате победы колоний и принятия конституции 1787 года образовалась крупная самостоятельная республика – США. Война североамериканских колоний Англии разрешила ряд задач буржуазной революции.

Вопрос:
По какому принципу образованы ряды:
Новгрод, Псков, Флоренция, Пиза.? Вера

Ответ:
В средние века эти города были республиками

Вопрос:
В каком году Теодор Рузвельт женился во второй раз? Инна

Ответ:
1886 г.

Вопрос:
Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, Участник Гражданской войны, командир дивизии в 1-ой Конной армии. В советско-финляндской войне 1939-1940гг. командовал войсками Северо-Западного фронта, прорвавшего линию Маннергейма с большими потерями. В 1941-1942гг. - главнокомандующий Западным и Юго-Западным направлениями., в 1941-1943гг. - командующий войсками Западного, Юго-Западного, Сталинградского и Северо - Западного фронтов. В 1945-1960гг. - командующий войсками ВО.О ком идёт речь? Амелия

Ответ:
Семен Константинович Тимошенко

Вопрос:
человек,полностью выпавший из социальной жизни,отчуждённый от всякой собственности,утративший моральные ценности. нелля

Ответ:
Люмпен

Вопрос:
1. Персонаж эпического произведения, олицетворяющий лучшие черты рыцаря.
2. Орудие для штурма крепостей, буквально переводится, как дикий осёл.
3. Церковная философия в Средние века.
4. Общее собрание членов монашеского или духовно-рыцарского ордена.
5. Публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.
6. Средневековая метательная машина гравитационного действия, использовавшаяся при осаде городов.
7. Племя, возглавляемое "Бичом божьим".
8. Сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
9. Племя, создавшее индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI XVI вв.
10. Вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Максим

Ответ:
1. Ланселот
2.Онагр - позднеримская метательная машина
3.схоластика
4.Капитул
5.Аутодафе
6.Требушет
7.Гунны
8. Веды
9.Инки
10. Комедия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов?

Дайте краткий ответ.

1) Социальный институт, интегративная функция, мировоззренческая функция, терапевтическая функция, функция социализации и социального контроля, политическая функция

________________________________________.

2) Результат деятельности человека, социальный опыт, нормы и ценности, образцы поведения, навыки и знания, артефакты

_________________________________.

3) Социально-профессиональная, кастовая, этакратическая, социально-

культурная, сословная_________________________________________.

1) социальный институт религии

2) культура

3) стратификационные системы

4. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

Политическая система – это единство и взаимообусловленность всех политических институтов и процессов. Политическая система состоит из следующих подсистем: институциональной, коммуникативной, нормативной, идеологической, функциональной и культурной. Институциональная подсистема представлена такими институтами как государство, партии, политические режимы, общественно политические движения и т.д. Коммуникативная подсистема представлена СМИ. Нормативная подсистема включает в себя совокупность нормативно - правовых актов, обеспечивающих функционирование политической системы.

Принято различать функции выхода и функции входа политической системы. К функциям входа относятся, например, политическая социализация, нормотворчество, артикуляция интересов. К функциям выхода принято относить агрегацию интересов, контроль за исполнением законов.

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

1. Политическая система состоит из следующих подсистем: институциональной, коммуникативной, нормативной, функциональной и культурной. Идеологической подсистемы не существует.

2. Институциональная подсистема представлена такими институтами как государство, партии, общественно политические движения и т.д. Политические режимы не являются институтами.

3. Коммуникативная подсистема представлена СМИ. СМИ являются компонентом институциональной системы.

4. К функциям входа относятся политическая социализация, артикуляция интересов.

5. К функциям выхода принято относить, контроль за исполнением законов, нормотворчество.

5. Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями.

Макс Вебер

Общество собою представляет совокупность

материально-производственных отношений и

возвышающуюся на них совокупность

идеологических, духовных и культурных

отношений

Э. Дюркгейм

Социальное действие – это «идеальный тип».

Социальным называется то действие, которое

наполнено смыслом и направлено на группу

индивидов. Примером социального действия

является целерациональное действие

Карл Маркс

Общество не сводится к сумме составляющих

его индивидов, оно является системой,

первичной по отношению к индивидам

Огюст Конт

Общество необходимо изучать по аналогии с

естественными науками. Необходимо

использовать только те понятия, которые

соответствуют только наблюдаемым явлениям

6. Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился

у ворот поговорить со сторожем.

- Я вот думаю, - сказал он, - немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных искателей Истины...

- Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, - сказал сторож.

- В самом деле? И сколько же их?

- …

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? Обоснуйте свой ответ.

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего, несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция «Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за найденное.

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

7. Проанализируйте представленные ниже диаграммы и выполните предложенные задания.

7.1 . Опираясь на данные диаграммы, опишите динамику бракоразводного процесса на территории России с 2006 по 2010 год на основе приведенных графиков. Укажите наблюдаемые взаимосвязанные тенденции.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

7.2. Дайте определение брака и назовите его формы, в чем состоит сущность различных форм брака?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

7.3. Какое социологическое понятие скрывается за понятиями «брак» и «развод»? Дайте его определение.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7.4. В приведенный ниже текст вставьте по смыслу пропущенные слова из нижеприведенного списка понятий. Одно и то понятие слово может употребляться несколько раз в зависимости от необходимости и содержания отрывка.

нуклеарная семья, «родство», расширенная семья, родственный

Термин означает совокупность социальных отношений,

основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства

и т.п. В общей системе

отношений существуют два основных типа

семейной структуры.

(в отличие от первого типа семейной структуры) включает семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков,

дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ семья считается важным, а может быть, и основным социальным

объединением. Однако наблюдаются существенные различия в оценке роли семьи как основы развития социальных отношений и гаранта

взаимной помощи и поддержки.

7.1. Как видно из данных и графика, за последние пять лет наименьший уровень бракосочетания наблюдался в 2006 году, затем резко возрос уровень

(на 148,9 тысяч единиц) в 2007 году, далее наблюдается чуть менее, но все же резкий спад в 2008 году (на 83,5 тысяч единиц). И только начиная с 2009 года из графика видно постепенное, но перманентное возрастание значения: с 2008 года до 2009 года количество браков увеличилось на 20,4 тысяч единиц, а с 2009 года по 2010 год - на 15,7 тысяч единиц.

Исходя из данных и построенного графика видно, что начиная с 2006 года по 2008 количество разводов возрастало: сначала произошел достаточно сильный рывок (с 2006 по 2007 год на 45,1 тысяч единиц), потом постепенно (с 2007 по 2008 год на 17,5 тысяч единиц). И только с 2008 по 2009 года начинается положительная динамика – небольшой спад (на 4 тысячи единиц). Далее же наблюдается резкий спад и уменьшение количества разводов с 2009 по 2010 год на целых 60,1 тысячу единиц – всего за год.

Если сопоставить динамику разводимости с динамикой браков за последние пять лет, то заметна вполне логическая взаимосвязь: количество заключенных браков с 2008 года начало медленно, но верно расти, а количество разводов – падать

Соответственно можно сказать, что семейная демографическая ситуация в стране с 2008 года начала стабилизироваться.

7.2. Брак (marriage). Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. (Доп. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т. е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов).

Формы брака: Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной.Полигамия называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называетсяполигинией ; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил названиеполиандрии . Еще одной формой являетсягрупповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 […] там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не

позволялось вступать в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называется экзогамией .Эндогамия противоположна ей - индивиды обязаны избирать супругов внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений.

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год

7.3. Семья Основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной

ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

7.4. Термин«родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системеродственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Многим американцам этот тип семьи кажется естественным.Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включаетнуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществнуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением. Однако наблюдаются существенные различия в оценке ролирасширенной семьи как основы развития социальных отношений и гаранта взаимной помощи и поддержки.

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

8. Решите кроссворд

По горизонтали

1. Термин, применяемый для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация (Стратификация).

4. Человек, находящийся на границе различных социальных групп и испытывающий влияние противоречащих друг другу норм, ценностей (Маргинал).

5. Явление, выражающее степень динамичности социальной структуры того или иного общества (Мобильность).

8. Социальный институт, имеющий хозяйственно-экономическую, репродуктивную, воспитательную и досуговую функции (Семья).

10. Процесс, выражением которого является тот факт, что в начале XIX в. в городах проживало 3% населения Земли, в начале ХХ в. 13,6%, а в середине ХХ в. 28,8% населения Земли (Урбанизация).

9. Человек, полностью выпавший из социальной жизни, отчужденный от всякой собственности, утративший моральные ценности (Люмпен).

По вертикали

2. Социальная группа, чертами которой являются: заключение браков исключительно между ее членами, наследственное членство, запрещение разделять трапезу с представителями других групп, ограничения на избрание профессии (Каста).

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций (Антагонизм).

6. Группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем (Элита).

7. Нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе (Роль).

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы (Конформизм).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1.Что выступает формой рационального познания?

а) восприятие б) представление в) понятие г) суждение д) гипотеза

1.2. Элементы политической системы современного общества:

а) общество защиты прав потребителей б) парламент в) партии

г) правительство д) благотворительные фонды

1.3. Биологическую основу деятельности человека как социального существа составляют:

а) сложная структура мозга и нервной системы б) мягкая ногтевая пластина

1.4. Политическая элита общества:

а) депутаты парламента, б) «звезды» шоу-бизнеса,

в) лидеры крупных политических партий, г) известные журналисты, д) «олигархи».

1.5. К направлениям христианства относятся:

а) иудаизм б) католицизм

в) православие г) зороастризм д) протестантизм

1.6. К особенностям духовного производства относятся:

а) Ориентированность на воспроизводство специфического продукта - общественного сознания.

б) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.

в) То, что произведенный продукт не отчуждается от непосредственного исполнителя.

г) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.

д) Отсутствие обязательных требований профессионализма по отношению к участникам производства.

1.7. Укажите публичные институты, появившиеся в Новое время:

а) библиотеки б) театры в) больницы

г) детские сады

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу.

1. Бытие и сознание являются философскими категориями.

2. В рамках теории детерминизма свобода невозможна.

3. Свойствами сознания являются идеальность, связь с языком и направленность на окружающий мир (интенциональность).

4. Референтной считается группа, в которой отношения между людьми носят формальный, отчужденный характер.

5. Основными причинами маргинальности выступают социальная мобильность и структурные изменения в обществе.

6. Товары - «комплименты» заменяют друг друга на рынке.

7. Возникая, социальные институты на протяжении своего существования остаются неизменными.

8. Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.

9. Франчайзинг – это форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой крупными предприятиями предоставляется право небольшим компаниям действовать в качестве их представителей на рынках с использованием лицензии, фирменной торговой.

10.Монополия и олигополия – рынки совершенной конкуренции.

3. Установите соответствие:

3.1. Между термином, описывающим культурно-исторический период и его определением.

Определение

Античность

Расцвет искусств и наук под влиянием заново

открытых античных текстов и

художественных образцов

Эллинизм

Культура «греко-римской древности»

Средние века

Эту эпоху итальянский поэт и гуманист

Петрарка называл «темными веками»

Возрождение

Эту эпоху Иммануил Кант называл «выходом

Один из показателей современного качественного IT-продукта - привлекательный и удобный интерфейс. Для разработчика важно понимать, как ведёт себя пользователь и учитывать это в своём приложении или сайте, для этого необходимо понимать некоторые психологические правила, о которых мы расскажем в этой статье.

1. Закон Фиттса

Время, необходимое для достижения цели, зависит от размера цели и расстояния до неё.

Чем быстрее движения и чем меньше цели, тем выше становится частота ошибок - полагал психолог Пол Фиттс в 1954 году. Это повлияло на решение сделать интерактивные кнопки большими, особенно на мобильных устройствах с кнопочным управлением. Расстояние между задачей пользователя/областью внимания и кнопкой, которая привязана к этой самой задаче, должно быть минимальным.

Где написано подробнее:

2. Закон Хика (Хика-Хаймана)

Время, требуемое для выполнения выбора, возрастает с количеством и сложностью самих вариантов выбора.

В 1952 Уильям Хик и Рей Хайман попытались изучить взаимосвязь между количеством раздражителей и временем реакции индивида на любой из них. Как и следовало ожидать, чем больше стимулов было предложено на выбор, тем больше времени уходило на принятие решения о взаимодействии с одним из них. Вывод: пользователи, «атакованные» выбором, тратят больше времени на выбор цели для взаимодействия. Им приходится делать то, что им не совсем нравится.

Где написано подробнее:

  1. Психологические принципы разработки UX/UI для каждого дизайнера .

3. Закон Якоба

Пользователи проводят большую часть времени на других сайтах (а не на вашем). Это означает, что им хотелось бы, чтобы ваш сайт работал так, как и все другие ресурсы, которые им уже знакомы.

Этот закон был написан Якобом Нильсеном, специалистом по веб-юзабилити и руководителем Nielsen Norman Group, основанной совместно с Дональдом Норманом, который до этого был вице-президентом Apple Computer. Доктор Нильсен запустил движение, цель которого заключалась в быстрых и дешёвых улучшениях пользовательских интерфейсов. Он также создал несколько методов практичности, включая эвристическое оценивание.

4. Закон лаконичности

Люди будут воспринимать и интерпретировать двусмысленные или сложные изображения в виде простой формы. Так происходит из-за того, что для интерпретации нужно приложить малое количество когнитивных усилий.

Психолог Макс Вертгеймер поделился своим наблюдением за миганием фонарей на переезде железной дороги. Это было похоже на лампочки на вывесках кинотеатров в старых западных фильмах. Наблюдателю кажется, что свет непрерывно движется по лампочкам, переходя от одной к другой. Но в действительности лампочки лишь включаются и выключаются в определённой последовательности и свет вовсе не движется. Это наблюдение привело к набору описательных принципов того, как человек визуально воспринимает объекты. И эти принципы лежат в основе практически всего, что делают графические дизайнеры.

Где написано подробнее:

  1. Принципы дизайна: визуальное восприятие и гештальтпсихология .
  2. Законы фигурной организации восприятия, лаконичности и близости в гештальтпсихологии .

5. Закон близости

Объекты, расположенные рядом друг с другом, склонны к группированию.

Этот закон относится к гештальт-законам организации восприятия и к гештальтпсихологии, которые были основаны Максом Вертгеймером. Он отмечал, что быстрые последовательности событий создают иллюзию движения (как в примере с лампочками выше). Согласно закону близости, человек склонен как бы дополнять неполноценные фигуры. Примером этого могут послужить фильмы, которые представляют собой быструю последовательность неподвижных изображений, которая создаёт впечатление бесшовной склейки. Также это называется Фи-феноменом .

Где написано подробнее:

6. Закон Миллера

Среднестатистический человек может хранить 7 элементов (плюс-минус 2) в своей рабочей памяти.

В 1956 Джордж Миллер утверждал, что диапазон непосредственной памяти ограничен примерно семью элементами информации. Этот вывод он сделал на основе результатов экспериментов, проведённых среди операторов компании Bell Laboratories, в которой работал. Миллер отмечал, что кратковременная память человека способна оперировать в среднем восемью десятичными цифрами, семью буквами алфавита и пятью односложными словами, - то есть мы способны одновременно запоминать в среднем 7 ± 2 элементов.

Кратковременная память чем-то похожа на кошелёк, в который можно положить одновременно семь монет. Память не пытается понять, какое достоинство и какая валюта у этих монет - для неё важно, что они просто есть у вас в кошельке.

Где написано подробнее:

  1. Принципы разработки дизайна для снижения когнитивной нагрузки .
  2. Закон Миллера: разделение и резерв рабочей памяти человека .

7. Закон Паркинсона

Любая задача будет расширяться до тех пор, пока не будет потрачено всё доступное (свободное) время.

В 1955 году Сирил Паркинсон опубликовал в британском журнале The Economist сатирическую статью, в которой он сформулировал эмпирический закон: «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Кроме того, в 1958 году была издана книга Джона Мюррея «Закон Паркинсона» (англ. Parkinson’s Law: The Pursuit of Progress), включившая в себя ряд статей подобного содержания.

Где написано подробнее:

  1. Закон Паркинсона: ограничение - лучшее, с чем вам приходится работать .

8. Эффект порядкового номера

Эффектом порядкового номера называется склонность пользователя лучше всего запоминать первый и последний элементы в серии.

Герман Эббингхаус описывает, как положение элемента в последовательности влияет на точность воспоминаний. В термин также входят эффекты первичности и новизны, которые объясняют, почему элементы, представленные в начале и конце последовательности, вспоминаются с гораздо бо льшим успехом, чем те, которые находятся в середине. Использование эффекта порядкового номера можно заметить в проектах таких компаний, как Apple, Electronic Arts и Nike.

Где написано подробнее: