Тема реформы образования волнует всех: чиновников и преподавателей, родителей и учеников. О модернизации российского образования – беседа Виталия Ушканова с начальником Управления образовательных учреждений Федерального агентства по образованию Петром Анисимовым .

АНИСИМОВ: Программа модернизации образования прошла очень длительный период разработки, оценки, обсуждения. Она была доведена до научно-педагогической общественности, обсуждалась на Госсовете, пресса ее активно обсуждала. Поэтому о модернизации образования должен иметь представление самый широкий круг населения.

– "Широкий круг" убежден, что государство хочет сэкономить на образовании, извлечь побольше денег из карманов граждан, сделать образование платным. Этим представление населения о реформе и ограничивается...

АНИСИМОВ: Государство не снимает с себя ответственности за образование. Это видно по динамике бюджетного финансирования, по тому, что не уменьшается количество бюджетных мест в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Конечно, жизнь вносит свои коррективы. Образование – это эффективный инвестиционный проект. Вкладывая средства в образование своих детей, мы обеспечиваем собственное будущее.

– Дело не в тех, кто может вложить деньги. Что делать тем, кто не может?

АНИСИМОВ: Доступность качественного образования – очень важная проблема. Миграционные потоки среди молодежи, конечно, сократились. И сегодня детям из семей с низким социальным уровнем, детям из глубинки попасть в столичные вузы проблематично. Это одна из основных задач развития образования. Для таких детей, чтобы они могли учиться, проводится целый ряд мероприятий, включая региональные и федеральные олимпиады.

– А ведь сфера образования от региональных властей зависит не меньше, чем от Москвы?

АНИСИМОВ: Конечно. Из федерального бюджета образование финансируется на 20 процентов, из региональных бюджетов – тоже примерно на 20 процентов. А вся остальная тяжесть легла на муниципальные образования, которые финансируют среднее и дошкольное образование. В прошлом году на бюджеты регионов легли учебные заведения начального и среднего профессионального образования. Не у всех регионов хватает денег. Поддержку им оказывает федеральный бюджет.

– В Москве финансирование общеобразовательных учреждений покрывает лишь 60 процентов потребности. В других регионах эта цифра еще ниже: процентов 30–40. Получается, что государству не хватает денег. Может, просто нужно это признать?

АНИСИМОВ: Государство признает, что денег не хватает, но, исходя из своих возможностей, делает все, чтобы обеспечить функционирование системы российского образования. А то, что в образование поступают средства из других источников, – естественно. В высшей школе за свои средства обучаются около 55 процентов студентов, в среднем профессиональном образовании – около 40 процентов, и общее образование во многом поддерживается спонсорами и родителями.

– Высшее образование всегда было престижным. Но, может, для страны было бы полезней, чтобы больше людей получали среднее профессиональное образование?..

АНИСИМОВ: Действительно, стремление к высшему образованию в России стало массовым. За счет массовости высшего образования снизились его качество и результативность. По специальности не работают 30–40 процентов выпускников (а по отдельным специальностям и больше). И в то же время, если изучить потребности в кадрах, сегодня требуются рабочие кадры с высокой образовательной составляющей. Постиндустриальное общество требует подготовленных специалистов – как минимум со средним профессиональным образованием.

– Какую роль играет Федеральное агентство по образованию? В чем ваша задача?

АНИСИМОВ: Одна из основных задач нашего агентства – оказывать качественную образовательную услугу (непосредственно или через систему подведомственных учебных заведений). Мы вступаем в такие отношения с потребителями, когда несем ответственность. Потребитель вправе рассчитывать на качество и имеет право предъявлять претензии. Наша работа с подведомственными учебными заведениями, прежде всего, направлена на создание таких условий, чтобы, получая специальность, молодой человек был востребован на рынке труда.

Рынок сегодня появился и в образовательной среде. Каждое учебное заведение формирует свой бренд и заботится, чтобы все его выпускники были трудоустроены. И когда мы говорим об управлении учебными заведениями, мы говорим, прежде всего, о результатах. Если результат хороший, значит, государство будет вкладывать деньги в учебное заведение.

Досье
Анисимов Петр Федорович , начальник Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию РФ.
Родился 15 января 1948 г. в Мордовии.
Работал на заводе.
Отслужив в армии, работал в газете.
Окончил Воронежский государственный университет (получил диплом журналиста).
Работал в Воронежском областном комитете комсомола, затем – в ЦК ВЛКСМ.
Занимал руководящие должности в Министерстве высшего и среднего профессионального образования.
Работал в аппарате правительства России.
В Федеральном агентстве по образованию РФ был начальником Управления среднего профессионального образования. Сейчас возглавляет Управление учреждений образования.
Женат.

(Полностью беседу с Петром Анисимовым слушайте в аудиозаписи).

Транскрипт

1 Модернизация профессионального образования в современных социальноэкономических условиях Н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я у ч р е ж д е н и й о б р а з о в а н и я и р е а л и з а ц и и п р и о р и т е т н о г о н а ц и о н а л ь н о г о п р о е к т а «О б р а з о в а н и е» Р о с о б р а з о в а н и я Петр Федорович Анисимов Главной целью ближайшего времени является реализация государственной образовательной политики, суть которой можно свести к главному требованию обеспечению эффективного, конкурентоспособного образования граждан, без которого невозможны эффективная экономика, эффективное государство. Изменение социально-экономических условий вызывает необходимость подготовки качественно нового уровня образованности кадров, что может быть достигнуто путем перехода образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить повышение эффективности и устойчивое функционирование образовательных учреждений. Развитие начального и среднего профессионального образования, осуществляемое в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Комплексом межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года, позволило достигнуть целого ряда позитивных результатов: рационализации структуры подготовки кадров, совершенствования содержания образования и организации образовательного процесса, укрепления связи образовательных учреждений с производством. Высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена это самый большой сегмент производительных сил общества. Их доля в общей структуре занятых в экономике равна почти 50% (с НПО 20,7%, с СПО в реальном секторе до 32%, а в непроизводственной сфере до 48%). В течение последних десяти лет сеть федеральных образовательных учреждений СПО и НПО претерпевала значительные изменения, что было обусловлено передачей образовательных учреждений из отраслевых министерств в ведение Минобразования России. Реформиро-

2 199 н а ч а л ь н о е и с р е д н е е п р о ф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е вание сети образовательных учреждений ПО и НПО и организаций на новых принципах началось в рамках административной реформы в 2004 году образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Рособразования переданы в ведение 79 субъектов Российской Федерации. В Минобразование было передано 531 учреждение среднего и 1 учреждение начального профессионального образования из отраслевых министерств (ведомств). В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 1385 подведомственных Рособразованию образовательных учреждений. Из них 239 образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе 216 дневных профессиональных училищ и лицеев и 23 специальных профессиональных училища закрытого и открытого типов. В соответствии с контрольными цифрами приема молодежи в учреждения начального профессионального образования в 2009 году, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от, установлен план приема в указанные образовательные учреждения в количестве 60,7 тыс. человек, в том числе в дневные 57,6 тыс. человек. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (статья 5) прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется на общедоступной и бесплатной основе для граждан, получающих этот уровень образования впервые. Подготовка кадров в подведомственных профессиональных училищах и лицеях осуществляется практически по всему спектру профессий Перечня профессий начального профессионального образования. Учреждения начального профессионального образования в целом обеспечены педагогическими кадрами (16,4 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения). В настоящее время система среднего профессионального образования включает в себя 802 образовательных учреждения. Подготовка специалистов среднего звена в подведомственных Рособразованию ссузах осуществляется по более чем 80% специальностей действующего Перечня специальностей среднего профессионального образования: гуманитарные и социальные науки, машиностроение, энергетика, приборостроение, авиация, связь, строительство, транспорт, информационные технологии, экономика и управление, сельское хозяйство, сфера обслуживания, туризм, безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды и др. Контрольные цифры приема в данные образовательные учреждения были установлены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от по очной форме обучения в количестве 158,7 тыс. человек. В соответствии с востребованностью кадров со средним профессиональным образованием в целом меняется профильная структура подготовки специалистов среднего звена отмечается устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля и уменьшения по специальностям экономического и юридического профилей. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от, в соответствии с Порядком реализации государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на годы, утвержденным приказом Минобрнауки России от, и с учетом заявок Росатома, Роспрома и организаций ракетно-космической промышленности Рособразованием осуществляется на основании заключенных договоров между образовательными учреждениями и предприятиями-заказчиками целевой прием по 26 специальностям и 15 рабочим профессиям для оборонной и высокотехнологичных отраслей экономики. Особую озабоченность вызывает неблагополучно складывающаяся демографическая ситуация, особенно в небольших районных городах и поселках, на территории которых расположены в основном техникумы и колледжи сельскохозяйственного профиля, а также общая обстановка в указанных отраслях экономики. В 2009 году в 459 ссузах прием абитуриентов с полным возмещением затрат на обучение составил 29,9 тыс. человек.

3 200 М о д е р н и з а ц и я п р о ф е с с и о н а л ь н о г о о б р а з о в а н и я Образовательный процесс в подведомственных учреждениях среднего профессионального образования осуществляют 54,6 тыс. штатных преподавателей. Образовательными учреждениями осуществляются маркетинговые исследования по выявлению потенциальных поставщиков, проводятся конкурсы, запросы котировок, заседания конкурсных комиссий по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытых конкурсах. Все большее место в деятельности образовательных учреждений НПО и СПО занимает реализация программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная подготовка, переподготовка), ориентированных на потребности бизнеса. В этой связи развитие дополнительного профессионального образования станет одним из наиболее значимых направлений деятельности образовательных учреждений СПО и НПО. С целью совершенствования процедуры трудоустройства выпускников подведомственными образовательными учреждениями проводится работа по созданию служб (центров, отделов) содействия трудоустройству через формирование долгосрочных договорных отношений с работодателями. В основном выпускники федеральных учреждений начального и среднего профессионального образования в последнее время востребованы работодателями. С целью качественной подготовки кадров и для эффективного функционирования образовательных учреждений СПО и НПО в современных условиях совместно с социальными партнерами разрабатываются программы развития образовательных учреждений, в которых определяются приоритетные направления развития в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что развитие среднего и начального профессионального образования с учетом изменяющихся роли, места и функций рабочих кадров сдерживается рядом проблем, важнейшими из которых являются: недостаточная эффективность управления образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования; разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством, старение учебно-лабораторной базы учебных заведений, затрудненный подбор баз для производственной практики обучающихся; неспособность обеспечить в полной мере подготовку кадров необходимой квалификации, в первую очередь высококвалифицированных рабочих; отсутствие пополнения кадрового потенциала учебных заведений руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве. Общесистемными вопросами, которые сдерживают развитие профессионального образования в рамках частно-государственного партнерства, являются: отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающего социально-экономическое развитие Российской Федерации до 2012 года, и соответственно, неопределенность структуры подготовки кадров; недостаточная разработка механизмов многоканального финансирования образовательных учреждений, позволяющих им привлекать внебюджетные средства из разных источников, в том числе разных уровней исполнительной власти; недостаточная разработка моделей нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность частно-государственного партнерства; слабое нормативно-правовое обеспечение для создания реальных возможностей для социального партнерства участия работодателей в материальной поддержке, формировании содержания, независимой оценке качества, решении социальных проблем работников образования и обучающихся; невыполнение за два последних года контрольных цифр приема в образовательные учреждения СПО порядка около 4 тыс., что связано как с демографической ситуацией, так и с доминирующим влиянием высшей школы; качество подготовки в учреждениях НПО не в полной мере отвечает запросам работодателей. и дело здесь не только в технологиях обучения и устаревшем оборудовании, не

4 201 н а ч а л ь н о е и с р е д н е е п р о ф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е позволяющих ученику достичь высокого разряда, но и в требованиях к уровню квалификации выпускника, которые задают образовательные стандарты; деформация структуры и объемов подготовки кадров, которая не соответствует реальным потребностям рынка труда и социальным, карьерным ожиданиям молодежи, сохраняется нерациональное использование молодых специалистов по полученной специальности. С учетом обозначенных проблем Рособразование определило основные направления по формированию эффективной системы регулирования деятельности образовательных учреждений СПО и НПО в условиях децентрализации и демократизации образования, расширения автономности образовательных учреждений. Первое направление это развитие сети подведомственных учреждений, одной из задач которой является обеспечение системной интеграции образовательных учреждений различных уровней путем укрупнения образовательных единиц в единые комплексы с целью расширения спектра подготовки кадров, повышения качества образовательных услуг по направлениям, уровням и формам обучения, формирования системы непрерывного профессионального образования. Как свидетельствует анализ, количество учебных заведений, имеющих контингент до 500 обучающихся, составляет около 35%, а свыше 1000 обучающихся только 12%. В этой связи за последние три года по результатам проведения оптимизации сеть подведомственных Рособразованию учреждений СПО сократилась на 86 единиц (64 учреждения СПО включены в структуру вузов, 22 учреждения СПО реорганизованы путем укрупнения), а сеть учреждений НПО уменьшилась на 11 единиц (1 учреждение передано в субъект Российской Федерации, 3 и 7 включены в структуру образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования соответственно). Проводится работа по оптимизации филиальной сети подведомственных образовательных учреждений СПО. Определены учреждения СПО, которые будут участвовать в пилотном проекте переходе в автономные учреждения. Второе направление это ресурсное обеспечение подведомственных учреждений СПО и НПО, то есть развитие учебно-материальной базы. Так, из федерального бюджета на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования были выделены средства в 2007 и 2008 годах для образовательных учреждений НПО 967 млн. рублей и 1,5 млрд. рублей соответственно, для СПО 3,9 млрд. рублей и 4,4 млрд. рублей. На реализацию противопожарных мероприятий в 2008 году выделено подведомственным учреждениям НПО 238 млн. рублей и СПО 873 млн. рублей. В 2008 году по мероприятиям в рамках ФЦПРО практически в каждое образовательное учреждение СПО и НПО осуществлена поставка современной компьютерной техники. Третье направление совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений. В 2007 и 2008 годах проводился эксперимент по разработке и апробации механизма нормативного финансирования в 20 подведомственных учреждениях СПО, расположенных в 18 регионах России. Эксперимент привел к положительным результатам, а используемые механизмы нормативного финансирования могут быть распространены на другие учреждения среднего профессионального образования. Рособразованием проведена большая работа по введению новой системы оплаты труда, стимулирующей повышение качества работы преподавателей. Четвертое направление кадровое обеспечение образовательных учреждений. Основной акцент Рособразованием был сделан на формирование резерва руководящих кадров образовательных учреждений СПО и НПО, так как более 70% администрации составляют руководители, возраст которых свыше 50 лет. Осуществляется дальнейшее совершенствование системы аттестации руководящих и педагогических кадров. В 2007 и 2008 годах за счет бюджетных средств (а это 100 млн. рублей) для всех подведомственных образовательных учреждений СПО и НПО на базе вузов проведено повышение квалификации руководящих, педагогических работников и мастеров производственного обучения. В 2009 году данное повышение квалификации будет продолжено, причем будет дополнено актуальным направлением современные промышленные технологии, реализация которых необходима для преподавателей спецдисциплин.

5 202 М о д е р н и з а ц и я п р о ф е с с и о н а л ь н о г о о б р а з о в а н и я Образовательные учреждения активно участвуют во всероссийских конференциях и семинарах, всероссийских форумах «Образование без границ», «Образовательная среда». В целях качественной подготовки выпускников, дальнейшего совершенствования мастерства студентов и обучающихся, повышения престижа образовательных учреждений в 2008 году в рамках общесистемных мероприятий проведено 28 всероссийских олимпиад профессионального мастерства для обучающихся учреждений среднего и начального профессионального образования по различным профилям подготовки. Социальными партнерами при организации и проведении всероссийских олимпиад образовательным учреждениям была оказана поддержка. Наиболее важным с учетом реалий сегодняшнего дня является пятое направление. Это развитие социального партнерства. Большое значение для инновационного развития начального и среднего профессионального образования, представляющего собой практико-ориентированное образование, имеет расширение взаимодействия со сферой труда. Такое взаимодействие является одним из путей повышения адекватности результатов деятельности системы профессионального образования потребностям производства, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать, привлечения дополнительных источников для совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений. В настоящее время получило развитие партнерство образовательных учреждений НПО и СПО с работодателями, профессиональными сообществами и другими экономическими структурами на уровне заключения договоров. Практически каждое учебное заведение имеет договор с работодателями по вопросам организации практического обучения и последующего трудоустройства выпускников. В то же время есть проблемы в этих вопросах у образовательных учреждений, которые ведут подготовку специалистов для сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса. Подведомственные образовательные учреждения СПО и НПО объединены в 14 отраслевых профильных ассоциаций. Ассоциации проводят отраслевое повышение квалификации, конкурсы по профильным специальностям и профессиям, организуют стажировки на ведущих предприятиях отрасли. Динамично меняющиеся запросы работодателей, вызванные глобальной сменой производственных технологий, диктуют необходимость изменения содержания подготовки кадров. С учетом этого в большинстве подведомственных образовательных учреждений с участием работодателей проводилась разработка и коррекция набора необходимых профессиональных компетенций по подготовке рабочих кадров и специалистов; открытие новых профессий, программ подготовки и специализаций. Все это оказывает влияние на организацию практической подготовки обучающихся, введение современных образовательных и информационных технологий и позволяет улучшить трудоустройство выпускников. Приоритетными направлениями организации государственно-частного партнерства в сфере НПО и СПО являются: участие объединений работодателей в разработке профессиональных и образовательных стандартов, рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования; распространение лучшего опыта взаимодействия предприятий и учебных заведений; создание отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования, формируемых из представителей работодателей; организация посреднических структур между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию актуальности профессионального образования; участие объединений работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий; привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

6 203 н а ч а л ь н о е и с р е д н е е п р о ф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е Государственно-частное партнерство в управлении образовательными учреждениями позволяет организовать деятельность образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с ориентацией на предприятие или группу предприятий различных форм собственности. Эти взаимодействия ориентированы на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяют согласовывать кадровый заказ на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения учреждений НПО и СПО, учитывать меняющиеся квалификационные требования работодателей как главных заказчиков кадров к качеству профессиональной подготовки в региональной сети учреждений НПО и СПО. Важно отметить, что катализатором системных изменений в начальном и среднем профессиональном образовании начиная с 2007 года стало мероприятие «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профессионального образования» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (далее ПНПО). 148 образовательных учреждений стали победителями конкурсов 2007 и 2008 годов, в том числе 48 подведомственных образовательных учреждений СПО и 14 образовательных учреждений НПО. В рамках ПНПО удалось разработать и осуществить реальные меры по повышению качества образования и увязке интересов государственных и общественных, социальных и экономических структур в целях укрепления экономического потенциала страны. На реализацию данного мероприятия в годах 310 учреждениям начального и среднего профессионального образования из федерального бюджета направлены средства в объеме 7981,1 млн. рублей. Общий объем привлеченных средств (из региональных бюджетов, потенциальных работодателей, собственных средств учреждений) составил более 8,4 млрд. рублей; Включение различных источников софинансирования позволило привлечь государственные и частные средства на поддержку инновационных направлений развития учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом в общем объеме софинансирования 2008 года 52,49% составляют средства работодателей, которые были направлены на укрепление материальной базы учреждений, предоставление баз практик для обучающихся, проведение стажировок для мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин. Формат реализации ПНПО изначально предусматривает встроенность инновационных образовательных программ учреждений НПО и СПО в программы развития учреждений и региональные программы развития профессионального образования, которые являются частью программ социально-экономического развития регионов (например, Иркутский авиационный техникум, Курский политехнический колледж). В 2009 году в рамках реализации ПНПО осуществляется государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. По итогам конкурсного отбора в соответствии с приказом Минобрнауки России от утвержден перечень образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования победителей конкурса, в который вошли 65 образовательных учреждений, из них 31 учреждение среднего профессионального и 1 начального профессионального образования, подведомственных Рособразованию. В настоящее время на реализацию инновационных образовательных программ всем образовательным учреждениям победителям конкурса из федерального бюджета открыто финансирование. В порядке выполнения обязательств по софинансированию в установленные сроки осуществляется перечисление средств на счета образовательных учреждений, производятся передача с баланса на баланс оборудования, ремонт помещений. В проектах победителей ПНПО работодатель выступает как основной заказчик качества профессионального образования и «потребитель» его результатов. Работодатели оценивают как наиболее эффективные, а потому вызывающие наибольший интерес с точки зрения дальнейшего развития такие виды сотрудничества с инновационными учреждениями НПО и СПО, как: практика/стажировка на предприятии, совместная реализация

7 204 М о д е р н и з а ц и я п р о ф е с с и о н а л ь н о г о о б р а з о в а н и я социальных программ по закреплению молодых специалистов выпускников образовательных учреждений НПО и СПО на предприятии; наставничество на предприятии, участие в разработке квалификационных требований по специальностям, учебных программ, организация переподготовки мастеров производственного обучения, реализация совместных программ по развитию учебно-производственной базы. В целом 87% предприятий-партнеров участников ПНПО 2007 года в ходе исследования заявили о своей высокой заинтересованности и готовности создавать необходимые условия для привлечения выпускников инновационных учреждений НПО и СПО на свои предприятия. Реализация ПНПО дала мощный импульс для развития эффективных моделей и механизмов взаимодействия учреждений НПО и СПО и работодателей. Это разработка и реализация корпоративных целевых программ по подготовке кадров под заказ предприятий; заключение договора на подготовку кадров под заказ предприятия; заключение договора между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях. В 2009 году образовательные учреждения победители нацпроекта планируют начать осуществлять подготовку кадров с учетом потребностей работодателей по новым профессиям, специальностям и специализациям. Также разработаны программы для реализации краткосрочной подготовки кадров в образовательных учреждениях победителях ПНПО, что определяется необходимостью переподготовки кадров или освоения смежных специальностей и продиктовано современным рынком труда: модернизацией технологий и производства, появлением на рынке труда новых профессий, появлением в рамках существующих профессий новых компетенций, повышением уровня подготовки в рамках профессии, необходимостью сертификации рабочих кадров. Безусловно, реализация программ дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях СПО и НПО станет приоритетом в их деятельности. В целом можно констатировать, что возросла инвестиционная привлекательность учреждений победителей проекта, коренным образом изменились взаимоотношения с работодателями. В частности, дополнительно к 29 млн. рублей средств софинансирования в рамках ПНПО Новолипецкий металлургический комбинат в рамках своей целевой программы развития кадрового потенциала выделил еще 70 млн. рублей участнику ПНПО своему базовому центру подготовки кадров профессиональному училищу 10 г. Липецка. Увеличился приток молодежи в инновационные учреждения, участвовавшие в ПНПО (по некоторым специальностям, например сварочное производство, информационные системы и др.), впервые за много лет появился конкурс до 6 человек на место (Железногорский металлургический колледж, ПУ 10 г. Липецка и др.), стали популярнее технические профессии. Пожалуй, самым ценным для образовательных учреждений победителей нацпроекта является то, что по сути они становятся ресурсными центрами, отличительной чертой которых является концентрация образовательных ресурсов профессионального образования для их коллективного использования в региональной сети учреждений профессионального образования. На основании вышеизложенного, принимая во внимание результаты, полученные в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», стратегия модернизации системы подведомственных учреждений СПО и НПО, ориентированная на перспективные потребности инновационной экономики, должна быть направлена прежде всего на решение следующих задач: обеспечение качественной подготовки кадров в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии; повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда; внедрение в образовательных учреждениях типовой модели обеспечения качества образования; развитие инновационной деятельности учреждений НПО и СПО по реализации образовательных профессиональных программ СПО и НПО; активное вовлечение образовательных учреждений СПО и НПО для участия в приоритетном национальном проекте «Образование»; формирование масштабов и структуры подготовки кадров со средним профессиональным и начальным профессиональным образованием в контексте многоуровневой системы профессионального образования, в соответствии с образовательными запро-

8 205 н а ч а л ь н о е и с р е д н е е п р о ф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е сами населения и потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития экономики и социальной сферы с учетом комплексного развития регионов; формирование эффективной системы государственно-общественного управления образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования; совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного развития личности; оптимизация системы управления образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования; совершенствование кадрового обеспечения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями к подготовке кадров; дальнейшее совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений, формирование экономической основы развития учебных заведений в современных социально-экономических условиях, улучшение ресурсного обеспечения образовательных учреждений; расширение пространства социального партнерства в целях совершенствования образовательного пространства и повышения инвестиционной привлекательности образовательных учреждений; реструктуризация сети образовательных учреждений: создание многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений СПО, формирование ресурсных центров на базе ведущих учреждений НПО и СПО; обеспечение перевода в автономные учреждения ряда подведомственных образовательных учреждений СПО и НПО; обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений на основе их многоканального финансирования и взаимодействия с предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм. Таким образом, принимаемые меры по модернизации профессионального образования в современных социально-экономических условиях призваны не просто способствовать решению поставленных задач по улучшению профессиональной подготовки молодежи, а качественно ее изменить.


Приложение 1 к Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 года Современное состояние системы начального профессионального и среднего профессионального

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Подмосковный колледж «Энергия» «Ресурсный центр

Требований по всем направлениям развития. Данный вид дошкольного учреждения предъявляет самые высокие требования к профессиональным компетенциям воспитателей, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение

Всероссийская практическая конференция «Опыт реализации ФЦПРО в сфере СПО. Развитие нормативных основ в области модернизации профессионального образования в связи с реализацией Федерального закона от 29

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Кандалакшский индустриальный колледж»

УТВЕРЖДЕНО Приказом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ропольский региональный многопрофильный колледж" от 01 сентября 2015 г. 235 - ОД ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФИЛЬНОМ РЕСУРСНОМ

Развития ресурсного центра УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа А.Т.Шершнев 2009г. развития Ресурсного центра ФГОУ «Перевозский строительный колледж» «СОГЛАСОВАНО» Е.В.Митрохина 2009г. Основание для разработки

РЦК Региональные центры компетенций создаются в следующих областях подготовки кадров: Искусство, дизайн и сфера услуг; Строительные технологии; Информационные и коммуникационные технологии; Обслуживание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический колледж»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

1. Общие положения 1.1. Ресурсный центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов создается на основании приказа министерства образования и молодежной

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»

Проект У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы В целях модернизации и технологического развития экономики России п о

Его и ания УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО РО «ЗимПК». Чухн о 014 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗИМОВНИКОВСКИЙ

Международный российско-финскоэстонский семинар руководителей учреждений профессионального образования СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: Доступность Качество Эффективность Президент

Доклад директора Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Н.М.Золотаревой на VII Съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России Об основных направлениях государственной

Доклад заместителя Председателя Правительства Республики Комиминистра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Натальи Михальченковой «О подготовке кадров в системе профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Модернизации системы профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда в рамках реализации федеральной целевой программы развития

ПРОЕКТ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы ПАСПОРТ Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы Наименование Программы

Раздел 7. Перспективы и планы развития ГБПОУ «КЧСХТ» В ГБПОУ «КЧСХТ» на 2015-2020 годы разработана программа развития Учреждения. Цель программы: Создание правовых, экономических, организационных, методических,

Модернизация профессионального образования Краснодарского края. Создание образовательных кластеров на примере подготовки специалистов для отрасли «Энергетика» (выступление заместителя Руководителя Департамента

Наименование Программы Программа развития многофункционального центра прикладных 2014-2016 Программа развития многофункционального центра прикладных Основания для разработки Программы Указ Президента РФ

Комитет образования и науки Волгоградской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «КАМЫШИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Программа развития социального партнерства

Утверждена постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 10.07.2009 1806 (в редакции от 17.06.2013 1382) Долгосрочная целевая программа Одинцовского муниципального района Московской

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова» Министерства здравоохранения Российской

2 1. Общие положения Стратегия обеспечения образования (далее Стратегия) является необходимым условием функционирования и развития ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (далее ПГУ, Университет)

УТВЕРЖДЕНО Директор ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.м.с.солнцева» Т.Б.Черняновская Положение о сетевом Центре профессиональной ориентации и трудоустройства Транспортного образовательно-производственного

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста 2 Предпосылки разработки стандарта Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста региона разработан в соответствии с пунктом 16 раздела

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 июня 2010 г. N 219 "О республиканской целевой программе "Педагогические кадры Республики Башкортостан" на 2010-2012 годы" В целях дальнейшего развития

Основные направления кадровой политики в Республике Саха (Якутия) М и н и с т р п р о ф е с с и о н а л ь н о г о о б р а з о в а н и я, п о д г о т о в к и и р а с с т а н о в к и к а д р о в Р е с п

УТВЕРЖДЕН координационной группой Совета при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам Республики Дагестан (протокол от 5 апреля 2017 г. 11/7-10-02) ПАСПОРТ приоритетного

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций (далее - Положение) разработано в соответствии с п.3 Указа Президента Российской Федерации

3.2.2.3 Развитие образования. Сохранение и развитие кадрового потенциала. Целью в сфере образования является модернизация системы образования, обеспечение доступности качественного дошкольного, общего,

1. Нормативно-правовая база Настоящая Программа соответствует следующим документам, регламентирующим деятельность образовательного учреждения (далее ОУ): Законом Российской Федерации от 29.12.12 273-ФЗ

ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 декабря 2008 г. N 499 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2015 ГОДЫ (в ред.

Коммунальное хозяйство». Квалификация, получаемая выпускниками таких программ, как правило, соответствуют 3-6 уровню квалификации. 1.7. Все образовательные программы, реализуемые МФЦ ПК, должны проходить

1. Общее положение 1.1. Многофункциональный центр прикладных квалификаций (далее Центр) является структурным подразделением государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 2020 годы Настоящая Концепция разработана во исполнение поручений

Министерство образования и науки Российской Федерации РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 Характеристика системы среднего профессионального образования (далее СПО) Тыс. единиц Образовательные

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р (извлечения) < > 4. Развитие

ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рудик А. Научный руководитель: к.э.н., доцент Асташова Е.А. ФГБОУ ВО Омский ГАУ Омск, Россия THE OPTIMIZATION OF THE NETWORK OF PROFESSIONAL EDUCATION

ПРОГРАММА кандидата на замещение должности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет»

Программа развития Бузулукского колледжа промышленности и транспорта ФГБОУ ВО ОГУ Бузулукский колледж промышленности и транспорта - учреждение среднего профессионального образования является одним из ведущих

Минобрнауки России Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Золотарева Н.М. Стратегия развития системы профессионального образования Российской Федерации 22

Структура VI Всероссийского форума Руководителей образовательных учреждений 8 ноября Школа НПО/СПО ВУЗы 8:00-10:00 Регистрация участников 8:00-10:00 Приветственный кофе 10:00-10:15 Торжественное открытие

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ИНФОРМАТИКИ» ПРОГРАММА «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ

ВВЕДЕНИЕ Стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный

ПАСПОРТ Наименование Исполнитель Назначение Основания для разработки плана Разработчики Цель и задачи программы План работы ресурсного центра по подготовке специалистов для металлургической отрасли на

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА 1. Общие положения Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного

Саратовской области, Уставом и локальными актами Техникума, настоящим Положением. 1.5. МЦПК обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности посредством её размещения на официальном

ПАСПОРТ ДОКУМЕНТА 1. Название документа Концепция социального сотрудничества с работодателями на период 2016 2019 гг. 2. Образовательное Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ (СЛУЖАЩИХ) И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ОСНОВАННЫХ НА ПРИНЦИПАХ

П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет

Министерство образования и науки РТ (наименование Учредителя) Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Международный колледж сервиса» Принято на заседании педагогического

ПРОГРАММА кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Иванова Владимира Николаевича Приоритетом государственной политики в сфере образования

Концепция регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста 2 Предпосылки разработки стандарта Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста региона разрабатывается в соответствии

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. N 166) П Е Р Е Ч Е Н Ь мероприятий

«Согласовано» Руководитель ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» Б.Б. Даумова «Утверждаю» Директор Костанайского колледжа автомобильного транспорта А.К. Жаркенов Учебный центр профессионального

Концепция поддержки развития педагогического образования Введение Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение

Организация взаимодействия с работодателями при создании и функционировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Ковырялов Александр Сергеевич, руководитель МЦПК Липецкого политехнического

Реализация стратегий развития профессионального образования в российских регионах: некоторые результаты мониторинга комплексных региональных программ развития профессионального образования в 2014-2015

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ И СВАРКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Информационная справка..3 2. Паспорт программы развития...10 3. Проблемно ориентированный анализ деятельности колледжа.. 15 4. Цель и задачи программы..21 5.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева» УТВЕРЖДАЮ. П.В. Дементьева И.И.Залалов 20 г. СЪ / -с* * * - - v."

Министерство образования и науки Российской Федерации МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Москва - 2013 год 1. Понятия «многофункциональный центр

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (Минтруд Новосибирской области) ПРИКАЗ г. Новосибирск Об утверждении Положения об отраслевом ресурсном центре профессионального образования

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 апреля 2007 г. N 43-п О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА В соответствии с подпунктом 1 пункта 1

Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» Направление «Молодые профессионалы» Ситуация с профобразованием