Сократ, стиснув зубы и собрав волю в кулак, стерпел издевательства и обидный пинок. Когда мудреца спросили о сдержанности, то услышали оригинальный ответ: « Разве подают на ишака в суд, когда тот ненароком задевает прохожих своим тяжелым копытом?»

Молодежи полезно смотреться в зеркало: красавцам, чтоб видеть прелесть своей души, а уродцам, чтобы безобразие скрасить воспитанием и добротой сердца.

Истинное счастье ничего не имеет общего с экстазом, наслаждением, богатством и роскошью. Блаженство богов – вот к чему необходимо всей душой стремиться или хотя бы приблизиться к идеалу, хоть на йоту.

Глупые живут, чтоб набивать живот, кушая и напиваясь, умные едят и пьют, чтобы осмыслено жить.

Великой прибылью для себя и человечества считается изучение и заимствование древних манускриптов, фолиантов и раритетов, которые переполнены мудрыми мыслями и здравым смыслом. – Сократ

Если человек дорожит здоровьем, оберегает и лелеет его, эскулап ему не требуется. Ибо он лучше всякого врачевателя знает, что вредит и что полезно для здоровья.

Я поступаю в соответствии со своим индивидуальным пониманием философии, принципов, нравственности, идеологии, при этом становлюсь частью мировоззренческих познаний.

Продолжение красивых цитат Сократа читайте на страницах:

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь.

Ничего сверх меры.

Голод – лучшая приправа к пище.

Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.

Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.

Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Существует лишь одно добро – знание. Существует лишь одно зло – невежество.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излищество.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Красота - это королева, которая правит очень не долго.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Смерть – это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём – её ещё нет, когда мы умерли – её уже нет.

Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Мудрость – царица неба и земли.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Лучшая приправа к пище – голод.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это – яд, тем более опасный, что он приятен.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

То, что я понял, – прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, – тоже прекрасно.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и что бы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться ее нелогично.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.

Женишься или не женишься – все равно раскаешься.

Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.

Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.

Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

Хороший советник лучше любого богатства.

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

Точное логическое определение понятий – условие истинного знания.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

Изречения Сократа

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.

Во время осады все горевали о своей участи, а я жил, так же ни в чем не нуждаясь, как в дни наивысшего благоденствия нашего отечества.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Если бы теперь, когда меня Бог поставил в строй, обязав, как я полагаю, жить, занимаясь философией и испытуя самого себя и людей, я бы вдруг испугался смерти или еще чего-нибудь и покинул строй, это был бы ужасный проступок. И за этот проступок меня в самом деле можно было бы по справедливости привлечь к суду и обвинить в том, что я не признаю богов, так как не слушаюсь прорицаний, боюсь смерти и воображаю себя мудрецом, не будучи мудрым. Ведь бояться смерти, афиняне, – это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ; между тем ее боятся, словно знают наверное, что она – величайшее из зол.

Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.

Избегнуть смерти нетрудно, афиняне. А вот что гораздо труднее – это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти.

Как мне кажется, Антифонт, ты представляешь себе мою жизнь настолько печальной, что предпочел бы, я уверен, скорее умереть, чем жить, как я… А по моему мнению, не иметь никаких потребностей есть свойство божества, а иметь потребности минимальные – это быть близким к божеству.

Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может.

Кто из нас совершил дела более полезные и славные на вечные времена, тот и победитель.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Наслаждение, роскошь – вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать – вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Началось у меня это с детства. Возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я, бывало, намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет.

Но вот уже время идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога.

Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Странно было бы, мне кажется, если бы человек, ставши пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом; но еще страннее, что человек, ставши правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства.

У меня нет учеников, а только друзья, мы учимся вместе.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

Что боги предоставили людям познать и делать, тому должно учиться, а что людям неизвестно, о том – стараться узнать волю богов.

Что есть Бог, я не знаю. Я знаю, чем Он не является.

Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать… Могу вас уверить, что так велит Бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение Богу… послушаетесь вы Анита или нет, отпустите меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз.

Я всю жизнь жил в Афинах, и эти законы меня защищали – они определяли, как мне жить, трудиться, растить детей. И я не выступал против них (законов). Я не уехал из этого города, хотя имел такую возможность. И теперь, когда один из этих законов применили против меня, я не стану бежать, потому что тогда рухнет все здание законов, – я этого не хочу.

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. И я остаюсь при своем наказании, и они при своем. Так оно, пожалуй, и должно было быть, и мне думается, что это правильно.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Разговор Сократа У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:«Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» -

Из книги Суд над Сократом (Сборник исторических свидетельств) автора Ксенофонт

ПЛАТОН АПОЛОГИЯ СОКРАТА После обвинительных речейКак подействовали мои обвинители на вас, о мужи-афиняне, я не знаю; что же меня касается, то от их речей я чуть было и сам себя не забыл так убедительно они говорили. Тем не менее, говоря без обиняков, верного они ничего

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы» К тому же разряду литературных произведений, что и два предыдущих – «Пчела» и «Менандр», принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы».Сторонись похвалы, стыдись же укора.Меч губит многих, но злой язык

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

автора Коплстон Фредерик

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги О знаменитых иноземных полководцах автора Непот. Корнелий

Приложение Плутарх изречения царей и полководцев (фрагменты) Фемистокл 1. Фемистокл подростком увлекался женщинами и пьянством, но после того как Мильтиад разбил варваров при Марафоне, застать его за такими беспутствами стало невозможно. Когда люди удивились такой

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.6.5. За что убили Сократа? Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых

Из книги О, Солон! автора Остерман Лев Абрамович

Глава 13 КАЗНЬ СОКРАТА Критическая оппозиция демократииВесной 399 года, по приговору Афинского суда, Сократ выпил бокал смертельного яда цикуты. Чтобы понять круговращение темных сил, побудивших афинян казнить семидесятилетнего философа, необходимо дополнить наш беглый

автора Стадничук Борис

«Мыслильня» Сократа Школа Сократа, если верить Аристофану, находится непосредственно в его доме. Во всяком случае Сократа можно застать здесь в любое время суток. Здесь же ночуют и все его ученики, причем страдают от клопов и блох, но ни за что не сходят в баню

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Глава 4 Уход Сократа Двадцать лет спустя Через двадцать лет, стоя перед афинским судом, постаревший Сократ словно переживал дежавю. Обвинение, выдвинутое против него, было похоже на конспект комедии Аристофана. Только теперь ему пришлось подняться с места не для того,

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Несколько уроков Сократа Но, конечно, гладкими человеческие отношения бывают только на бумаге. Конфликты в таком деле, как командование десятитысячной армией, неизбежны. Особенно если речь заходит о снабжении. Понятно, что ни одно племя, ни один народ, через территорию

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Глава 7 После Сократа Человек идеи Ксенофонт и Платон «хранили в памяти» разных Сократов и, соответственно, разную мудрость. Ксенофонт – в основном житейскую, человеческую, обращенную к миру и людям. А Платон – философскую. Ксенофонт взял с собой «сократову

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Афоризмы Сократа * * *Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.* * *Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.* * *Бывают ситуации, когда совесть важнее сохранения собственной жизни.* * *Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь –

автора Шредер Эрик

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Хороший советник лучше любого богатства.
Сократ

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
Сократ

Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.
Сократ

Единственная истинная мудрость - в осознании, что мы по сути ничего не знаем.
Сократ

Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ

Как много, однако, существует такого, в чём я не нуждаюсь.
Сократ

Вопросы о явлениях природы либо не доступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей.
Сократ

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить безобразие.
Сократ

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ

Быть ниже самого себя - невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.
Сократ

Желание и любовь имеют объектами вещи или качества, которыми человек в настоящее время не обладает, но которых ему недостает.
Сократ

Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
Сократ

Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?
Сократ

Зависть – это язва души.
Сократ

Я не афинянин, не грек, я гражданин мира.
Сократ

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.
Сократ

Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.
Сократ

Красота - это королева, которая правит очень недолго.
Сократ

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
Сократ

Знание не есть ум.
Сократ

Жизнь без испытаний – это не жизнь.
Сократ


В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.
Сократ

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
Сократ

Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.
Сократ

Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.
Сократ

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
Сократ

Главный герой этой подборки – Сократ, афоризмы которого, наверное, останутся актуальны еще многие века.

На холме Витков на севере Праги располагается Национальный мемориал с одним из символов чешской столицы – конной статуей Яна Жижки из Троцнова, знаменитого полководца начала XV века, героя гуситских войн, эхо которых тогда разносилось по всей Европе. Несколько лет назад, когда на чешском телевидении проходила игра-голосование «Величайший из чехов», в ходе которой зрители выбирали самых выдающихся деятелей национальной истории, Ян Жижка занял почетное пятое место, опередив, в частности, Яна Гуса, Антонина Дворжака и Карела Чапека. Полуслепой седовласый всадник с традиционным оружием гуситов – палицей в руке остается одной из самых выразительных фигур чешской истории. Но в облике Жижки есть не только героические черты. Его судьба – пример того, как в бурную эпоху гуситских войн сливались воедино смелость и жестокость, преданность идее и честолюбие, воинский талант и бесшабашность...

О большей части жизни Яна Жижки из Троцнова сколько-нибудь подробных сведений не сохранилось. Известно лишь, что он родился примерно в 1360 году на юге Чехии и происходил из небогатого дворянского рода. По преданию, мать произвела его на свет во время летней бури под огромным дубом. В 1908 году князь Адольф Шварценберг, владелец здешнего поместья, поставил там памятный знак. До этого на том же месте находилась небольшая часовня, в которой имелась надпись: «Ян Жижка из Троцнова, слепец недоброй памяти, здесь народился». Часовня была католическая, а у католиков, как мы увидим, хранить о Жижке добрую память оснований не было. Кстати, о слепоте Жижки: большинство историков склоняется к мнению, что один глаз он потерял в результате травмы в детстве или ранней юности, другого же лишился уже во время гуситских войн. Поэтому на портретах, изображающих полководца в начале его карьеры, тряпица обычно закрывает его правый глаз, на более поздних – уже оба.

Чем именно занимался Жижка примерно до 1405 года, точно не известно. Есть упоминания о купле-продаже им нескольких небольших имений в южной Чехии. Имеются данные о том, что Жижка был женат, его супруга рано умерла, но у них была дочь, которую отец позднее выдал за одного из отпрысков знатного рода господ из Дубе. В первые годы XV века упоминания о Яне Жижке из Троцнова появляются в чешских хрониках и других документах, повествующих о разгуле разбойничьих банд на дорогах королевства, которое при нерешительном и склонном к алкоголизму Вацлаве IV пришло в изрядный упадок. В судебной книге князей из Рожмберка за 1406 год приводятся данные о допросе с пристрастием одного из пойманных бандитов: «...А о Жижке Ян Голый говорил, что Жижка, некий Йиндржих и брат Жижки взяли рыбу и другой груз из обоза... А Матей у купцов отобрал деньги, а Жижка убил одного из слуг». Из других документов узнаём о нападениях отряда Жижки на купцов в окрестностях города Ческе-Будейовице, где добычей грабителей стали сукна. Надо заметить, однако, что в те годы разбой не был среди обедневших дворян делом из ряда вон выходящим, им промышляли десятки бродячих рыцарей и сотни их помощников-простолюдинов.

В 1409 году будейовицким горожанам удалось поймать и повесить многих разбойников, орудующих в окрестностях города. Не суждено уйти от правосудия и Жижке. Но тут, когда перед ним уже маячит призрак виселицы, происходит неожиданное: за рыцаря-разбойника заступается сам король Вацлав. Нам не известно, на каком основании на Яна Жижку распространяется королевская амнистия – можно лишь предположить, что еще раньше он успел обзавестись влиятельными покровителями при дворе. Однако, выйдя на свободу, Жижка от греха подальше уезжает в Польшу, где, по некоторым сведениям, участвует летом 1410 года в знаменитой битве при Грюнвальде. В ней польско-литовское войско короля Владислава Ягелло наносит поражение рыцарям Тевтонского ордена. На стороне поляков сражался и небольшой чешский отряд, в составе которого находился Ян Жижка.

Вернувшись на родину, Жижка начинает придворную карьеру, входит в свиту супруги Вацлава IV – королевы Софии. Не исключено, что именно в это время он попадает под влияние сторонников религиозной реформы, возглавляемых популярным пражским проповедником Яном Гусом. Учение Гуса было продолжением теорий английского теолога Джона Уиклиффа, призывавшего церковь к нестяжательству и настаивавшего на том, что единственным источником религиозных истин является Священное Писание. «Верный христианин, ищи правду, слушай голос правды, учись правде, люби правду, говори правду, держись правды и защищай правду до смерти», – призывал своих прихожан Ян Гус. В 1415 году по решению собора католической церкви в Констанце он был объявлен еретиком и отправлен на костер. Но религиозные идеи пражского проповедника стали моральным ориентиром для тысяч недовольных социальной несправедливостью и усилением влияния в Чехии зажиточных немецких колонистов. Социальное, религиозное и национальное брожение привело к революционному взрыву.

30 июля 1419 года в Праге вспыхивают волнения. После того, как городская управа с презрением отвергает требования реформаторов под предводительством молодого проповедника Яна Желивского, толпа берет штурмом ратушу в Новом городе и выбрасывает членов управы из окон – прямо на копья и пики вооруженных демонстрантов. Хроника сообщает, что Ян Жижка был участником этих событий: «...А Ян Жижка, слуга и приближенный короля Вацлава, был при этом выбрасывании и неслыханном убийстве». Вероятно, он не только участвовал, но и являлся одним из лидеров восстания, иначе не был бы в скором времени назначен предводителем пражского войска. Тем временем умер Вацлав IV. Сторонники гуситского учения и вообще все недовольные не нашли общего языка с его консервативным и деспотичным преемником – Сигизмундом Венгерским по прозвищу «Рыжий Лис». Чехия встала на путь неповиновения.

В конце 1419 года между королевскими войсками и повстанцами заключено перемирие, но Жижка не соблюдает его, предпочитая покинуть Прагу и перебраться в Плзень. Гуситы расправляются с католическими помещиками, нападают на монастыри, частично уничтожая, а частично раздавая их имущество. В ответ против них собирают войска новый король, богатые вельможи и иноземные рыцари. Битвы следуют одна за другой, и в них проявляется воинский талант Жижки. Уже в первом своем крупном сражении, при Судомерже в марте 1420 года, он успешно применяет излюбленное укрепление гуситов из поваленных и составленных вместе повозок (по-чешски – vozova hradba). Спустя несколько месяцев, в июле, после того, как папа Мартин V объявил крестовый поход против гуситов, войско крестоносцев вступило в бой с отрядами Жижки на том самом Витковском холме под Прагой, где сейчас стоит памятник полководцу. И снова удача была на стороне одноглазого воина – неожиданной контратакой он обратил противника в бегство. К тому времени Жижка входит в состав совета 12 гетманов – фактического правительства повстанцев.

Все последние годы жизни Жижка непрерывно воюет, причем не только с королевским войском и крестоносцами, но и с противниками в рядах самого гусистского лагеря. В 1421 году он возглавил фактически карательные операции против пикартов и адамитов – двух радикальных гуситских сект. Жижка умел быть безжалостным: казнены и сожжены были десятки людей. Одновременно гуситы продолжают преследование католического духовенства, особенно монастырской братии. В руках Жижки сосредотачивается всё большая власть.

С конца 1420 года он – единоличный военный вождь таборитов, как называют наиболее организованную и последовательную часть гуситского движения, центром которой служит город Табор, превращенный в военно-религиозный лагерь.

В июне 1421 года при осаде городка Раби Жижка был ранен в единственный глаз. Он окончательно слепнет, но не перестает организовывать все новые походы, отражая вторжения рыцарских отрядов из Саксонии и Баварии. Слава Жижки такова, что в нескольких случаях противник предпочитает ретироваться, даже не вступая с ним в бой. Боевые действия представляют собой запутанный клубок походов и преследований, в которых участвуют отряды разных городов, вельмож, рыцарских орденов, отдельных гусистских вожаков и королевских военачальников... Но фигура Жижки благодаря его воинскому дарованию возвышается над всеми. Силы понемногу покидают слепого полководца – ему уже за 60, для тех времен это глубокая старость, – но он еще успевает в июне 1424 года у Малешова нанести сокрушительное поражение преследующей его армии католиков и соединившихся с ними пражан. При этом его войско захватывает и сжигает Кутну Гору – один из крупнейших в тогдашней Чехии центров ремесел и торговли.

Войны опустошают страну, но конца им не видно. Правда, осенью 1424 года начинаются – в который раз – переговоры о всеобщем перемирии в королевстве. Но Яну Жижке не суждено дождаться их окончания: во время осады города Пржебыслав 11 ноября 1424 года он умирает – не проиграв ни одной битвы. Его солдаты в знак скорби начинают называть себя «сиротками». Гуситские войны продолжаются еще доброе десятилетие после смерти Жижки. Этот человек, проживший столь бурную жизнь, словно не может найти покой и после смерти. Его хоронят в церкви Святого Духа в Градец-Кралове, позднее тело переносят в город Часлав. В 1620 году, после того как католики одержали победу над протестантами в битве на Белой Горе, останки гуситского вожака были спрятаны. Вновь обнаружили их только в 1910 году.