Наши современники часто употребляют «шовинизм» в качестве синонима к словам «национализм» и «патриотизм». Не ошибаются ли они? Мы ответим на этот вопрос, рассказав, откуда произошел данный термин и что он обозначает.

Шовинизм: определение и понятие

Шовинизм — это мировоззрение, основанное на выделении исключительной, то есть главной, нации, интересы которой ставятся выше других этносов. Шовинизм лежит в основе идеи колонизации, когда доминирующая нация порабощала и эксплуатировала другие народы, противопоставляя себя им и ставя свои интересы выше остальных.

Вспомним колониальную политику Англии, в результате которой образовалось крупнейшее за всю историю существования человечества государство — Британская империя, имевшая колонии на всех материках. Подчинение себе народов, которых британцы считали стоящими на низшей ступени развития, — индусов, алжирцев, индейцев и пр. — и есть проявление шовинизма. Причем в данном случае имел место великодержавный шовинизм, в результате которого одна нация лишила другие народы права на государственный суверенитет.

В конце XIX века амбиции британцев, стремящихся к господству на континенте, вызвали повторный всплеск шовинистических настроений. Крайний английский шовинизм, присутствующий с тех пор в британском политикуме и обществе, получил название джингоизм, по слову «джинго» — такой кличкой народ наделил ярых поборников идеи превосходства британской нации.

История термина

Понятие шовинизм пришло к нам из французского языка. Исследуя происхождение слова, ученые пришли к выводу: в основу термина легла фамилия героя водевилей XIX века солдата армии Бонапарта Николя Шовена. Историки не могут найти документальных подтверждений существования этой личности, о нем известно только из литературных произведений. Писатели того времени утверждали: их персонаж списан с реального человека, который до фанатизма был предан Наполеону и рьяно поддерживал идею имперского национализма.

Будучи волонтером и вступив в ряды французской армии в 18 лет, Шовен получил семнадцать ранений и всего 200 франков пенсии, что, однако, не пошатнуло преданность солдата своему императору. Слепое преклонение Шовена перед Наполеоном начали называть шовинизмом. Позже семантика термина претерпела изменения, обретя современное значение: сегодня так называют национальное чванство и превосходство.

Национализм и шовинизм: в чем разница?

Шовинизм — пример крайней степени национализма. Рассмотрим различия этих понятий на практике. Жители Шотландии, входящей в состав Соединенного Королевства, на протяжении веков ведут борьбу за суверенитет, отстаивая право своей нации на самоопределение. Перед нами пример проявления национализма. А вот действия англичан, считавших себя доминирующей нацией и самоутверждающихся за счет дискриминации прав народов Шотландии и Ирландии, можно расценивать как шовинизм.

Другими словами, национализм предполагает стремление нации защитить свой суверенитет, культурное и духовное наследие. Шовинизмом называется агрессивное национальное доминирование, достигающееся за счет ущемления прав и свобод других народов.

Великорусский шовинизм

Великорусский шовинизм, называемый еще великодержавным, существовал и в Российской Империи, и в Советском Союзе, его проявления остались и в Российской Федерации. Во времена монархического правления в России главенствующую роль играла русская нация: основные денежные потоки стекались в Центральную Россию, страны, входящие в состав империи, были, по сути, ее придатками, не имеющими права голоса.

В Советском Союзе русский шовинизм был противопоставлен интернационализму. Однако лишь на словах. На деле идеологи социализма возвели русский народ в ранг «старшего брата», тем самым отведя ему главенствующую роль в жизни государства и оставив остальные народности стоять на ступень ниже.

Русский шовинизм есть и сегодня. В наши дни эту идеологию взяли на вооружение многие общественные организации и политические партии. Среди них — скинхеды, орден «Великая Россия», Русское национал-патриотическое движение, ОД «Национальная Социалистическая Инициатива», ООПД «Русское Национальное Единство», Народная национальная партия.

Гендерный шовинизм

Гендерный шовинизм, который еще называют сексизмом, представляет собой мировоззрение, построенное на принципе дискриминации по половому признаку. Этот вид шовинизма не имеет отношения к политике, но является не менее актуальным, чем шовинизм национальный.

Мужской шовинизм

Мужчина-шовинист поступками и поведением подчеркивает свое превосходство над женщиной.

  1. Женщине отводится роль домохозяйки, в чьи обязанности входит обслуживание мужа и воспитание детей. Действует правило: «Бабе слово не дадено».
  2. Адюльтер для мужчины — норма, а вот наличие любовников у женщины осуждается.
  3. Мужчина должен доминировать во всем: занимать руководящие должности, определять судьбу государства, иметь решающее слово в семье. Женщина довольствуется ролью подчиненной, ей меньше платят, даже если она занимает равнозначную с мужчиной должность, и в правительственных органах представительниц слабой половины человечества — единицы.

В противовес мужскому шовинизму возник феминизм — движение за равноправие женщин и мужчин. Однако, помимо него, существует и другое явление сексизма — шовинизм женский.

Женский шовинизм

Мужчины утверждают: их права также ущемляются, и женщины в некоторых случаях находятся в более выигрышном положении по сравнению с представителями сильного пола. Дискриминацию своих прав потомки Адама видят в:

  • разном пенсионном возрасте. Женщины имеют право выходить на пенсию раньше, этого же хочется и мужчинам;
  • необходимости служить в призывной армии. Почему защита Родины должна быть только нашей обязанностью, — вопрошают прапраправнуки русских богатырей;
  • праве женщин единолично решать, делать ей аборт или нет;
  • установленных более низких нормах физических нагрузок для женщин, особенно беременных. Почему бы будущей маме не работать на равных с коллегой мужского пола? А может, мужчин-обладателей пивного живота весом в 15 кг перевести на сокращенный рабочий день?
  • необходимости снимать головные уборы, когда женщины остаются в платках и шляпках. Например, в церкви, театре, при исполнении гимна.

Шовинизм, независимо от сферы проявления, — явление негативное, порожденное извечным стремлением человека подавлять и властвовать, но так можно прийти к третьей мировой войне . Поэтому нужно быть мудрее, не идя на поводу у своих желаний и амбиций, а принимая решения, за которые не придется расплачиваться потомкам.

Существует ли русский шовинизм сегодня? Мнение российского президента смотрите в видеосюжете:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

(великорусский шовинизм ). В ряде случаев применяется и к другим народам .

История употребления термина

Начало XX века - 1930-е годы

Широкое применение термин получил в либеральной и революционной среде конца ХIХ - начала ХХ.

Великодержавность особенно чувствовалась при создании национальных органов управления на местах. Нарком земледелия Яковлев сетовал, что «через аппарат проникает подлый великодержавный русский шовинизм».
Во всех речах Сталина по национальному вопросу на съездах партии с X по XVI он объявлялся главной опасностью для государства. Сталин провозгласил: «Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первой очередной задачей нашей партии » . Но со временем, уступая требованиям создаваемого сверх централизованных общегосударственных структур, тезис был забыт и национальные языки были вновь вытеснены из государственного аппарата, где русский стал единым языком делопроизводства. Так что в дальнейшем этот термин публично не употреблялся, сохраняясь лишь в советском официозе ; вот, к примеру, определение БСЭ :

В. ш., как и др. формам буржуазного национализма, марксистские партии противопоставляют последовательный интернационализм пролетарский. Социалистическая революция ликвидирует социальные причины В. ш., национализма. В ходе социалистического строительства между народами возникают, развиваются равенство, дружба, братская взаимопомощь. При решении национального вопроса в СССР в переходный период к социализму имели место проявления уклона к В. ш. Его социальной базой были остатки эксплуататорских классов, некоторое оживление капиталистических элементов в период нэпа. Выражался В. ш. в игнорировании национальных особенностей, непризнании на практике принципа национального равноправия и т. п. На 10-м (1921), 12-м (1923), 16-м (1930) съездах партии этот уклон был разоблачён и преодолен. Идеология и политика В. ш. чужды советскому обществу. По Конституции СССР (ст. 123) какое бы то ни было прямое или косвенное их проявление караются законом.

Коммунистические и рабочие партии, выступающие под знаменем марксизма-ленинизма, ведут решительную, бескомпромиссную борьбу против всех проявлений В. ш., воспитывают трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма.

Перестройка

Современное употребление

Ныне выражение употребляется значительно реже, чем в 20-е годы, однако никуда не исчезло. Президент России В. В. Путин , выступая 18 июня г. на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации», сказал о проблемах, мешающих интеграции: «Если бы мне было позволено принять участие в работе этой секции, я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. Это великодержавный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения и, наконец, это просто глупость - обыкновенная пещерная глупость» . 24 июля 2007 года на встрече с членами молодёжных движений в Завидово В. В. Путин заявил в ответ на реплику относительно проблемы миграции : «Это, конечно же, почва для разжигания национализма внутри страны. Но при любом развитии событий недопустим и великодержавный шовинизм » .

См. также

Напишите отзыв о статье "Великодержавный шовинизм"

Примечания

Ссылки

  • В. И. Ленин

Отрывок, характеризующий Великодержавный шовинизм

– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.