«Лиличка! Вместо письма» - необычайно чувственное стихотворение, в котором через образ лирического героя отчетливо слышится голос автора, Владимира Маяковского. Дата его создания – 16 мая 1926 года, однако советская цензура пропустила его в печать лишь в 1934 году (это произошло уже после гибели поэта). Адрестка послания – Лилия Брик, муза Серебряного века и лично Маяковского; по заявлению многих исследователей его жизни – его единственная, самая сильная любовь.

Маяковский активно пользуется средствами художественными средствами, среди них:

Метафоры (скрытыми сравнениями) – «сердце в железе », «звон…любимого имени », «слов моих сухие листья »;

Неологизмы – «крученыховском », «опожаренным », «иссечась »;

Эпитеты – «царственно ляжет», «сломанная дрожью рука», «горечь обиженных жалоб».

Центральный стих «Дай хоть в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб» условно отделяет первую, более "конкретную" часть стихотворения от второй, более "абстрактной". Первая имеет пространственную локализацию – комната, передняя, улица – и более сюжетно нагружена. Маяковский передает происходящее точными крупными планами, кинематографически. Вторая часть более нагружена тропами, в основном – яркими сравнениями: лирического героя с животными, голоса его возлюбленной – со звоном монет и славы, её взгляда – с ножом.

Стихотворение проникнуто суицидальными мотивами, но поэт говорит не о смерти физической, а о смерти души отвергнутого влюбленного: «душу цветущую любовью выжег». Поэтому в финале звучит не последний крик, а только выражается последняя нежность – после ухода возлюбленной не будут иметь значения книги, стихи станут просто сухими листьями (явная отсылка к наступлению в душе осени, то есть к увяданию, умиранию души) и никаких чувств не остается.

Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка!"

Стихотворение «Лиличка!» было написано Маяковским в 1916 году. За год до этого, в 1915 году, поэт знакомится с Лилей Брик. Об этом знакомстве в своей автобиографии «Я сам» поэт написал так: «Радостнейшая дата. Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л. Ю. и О. М. Бриками». Маяковский любил Лилю Брик всю жизнь, посвятил ей много стихотворений, в число которых входит «Ли­личка!».

Это одно из самых пронзительных и трогательных стихотворений о любви в творчестве не толь­ко самого Маяковского, но и в русской любовной лирике в целом. Любовь лирического героя так велика и абсолютна, что в ней не только смысл жизни, в ней - вся вселенная:

Кроме любви твоей,

Кроме любви твоей,

В монологе лирического героя преобладает монотонный ритм, возникающий благодаря повто­рам сходных синтаксических конструкций:

И в пролет не брошусь,

Такая монотонность передает тяжелое внутреннее состояние лирического героя, для которого любовь «тяжкая гиря». Последние строки стихотворения демонстрируют глубину любовного чув­ства героя, который, не надеясь на взаимность, просит любимую:

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Самым сильным и болезненным чувством Маяковского были чувства к Лиле Брик, которая никогда не отвечала ему с той же силой и порой даже иронизировала над его чрезмерным увлечением. С тех пор, как он познакомился с Брик, он посвящал ей все свои произведения. Она была его музой и сильной страстью. Стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)» появилось в 1916г. - спустя год знакомства с Брик.

Тема стихотворения любовная. Стихотворение написано в форме мыслей, которые с бешенной пульсацией врываются поэту в голову в то время, как он сидит в комнате со своей возлюбленной. Эти параллельные с происходящим мысли как бы тут же транслируются. Они и начинается с того, что

«Дым табачный воздух выел,
комната - глава в крученыховском аде»

Он сравнивает комнату с адом из произведения современника Крученых, будто она сейчас является пыточной камерой для поэта.

«Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил»

Это обращение, которое призывает вспомнить такой незначительный момент как он гладил ее руки, но для него даже это событие важно, в отличие от нее. Еще одно подтверждение ада - куда ни глянь, везде напоминание о прошлом.
«Сердце в железе» - ему кажется что он обречен на то, чтобы снять с ее сердца железный панцирь, об который он неустанно бьется.
«День еще - выгонишь» - Маяковский предчувствует, что вскоре она и вовсе закроет перед ним все двери. Далее он описывает свой страх о том состоянии, которое настигнет его, если это все-таки произойдет:

«В мутно передней долго не влезет
Выбегу тело в улицу брошу…” - такая у поэта аллегория судьбы, в руках которой он безропотно откажется, так как не в силах будет выйти на улицу, он может только в нее бросить свое тело, как что-то безжизненное.

«Дикий, обезумясь, отчаяньем иссечась» -

Он уже сейчас понимает что отвергнутый он сойдет с ума.
«Не надо этого дорогая, хорошая
дай простимся сейчас» - боль не вызывает нем агрессии, а скорее нежность “дорогая”, “хорошая”, а возможно попытка даже такими словами удержать.
«Все равно любовь моя тяжкая гиря ведь» - гиря противопоставление крыльям, парению и легкости, которые обычно ассоциируются с любовью. Гиря тянет на дно и не дает двигаться - Маяковский уничижает, обзывает свою любовь, будто сам ее ненавидя.
Далее Маяковский просит «криком выреветь» ей свои обиды

«Если быка трудом уморят,
он уйдет разляжется в холодных водах». То есть даже бык, на котором пашут имеет отдых, которого не имеет он.
«Кроме любви твоей мне нету солнца,
а я не знаю где ты и с кем.»

Лиля не обязывалась быть верной Маяковскому и вела свободную жизнь. А он не хотел разделять ее с кем-то, ему причиняло это боль. Таким образом Маяковский выражает свою ревность, но обосновывает ее: любовь ее - его солнце и он имеет на нее право, как слон, устав, имеет право разлечься в песке.
Называя себя поэтом, он все же акцентирует внимание, что она забрала у него даже свойственно поэтом тщеславие и эгоизм, благодаря которым «любимую на деньги и славу» они с легкостью вымениваю.

“Вместо письма” - так пометил стихотворение Маяковский, то есть, это послание. Стихотворение написано в свойственной Маяковскому особой ритмичной манере. Когда фразы завершаются не размеренно, а рвано - то коротки, то длинны. Когда начало четверостишия можно понять, только в его конце. Лирический герой здесь не олицетворяется ни с кем, Маяковский говорит конкретно о себе, как о «поэте» и о своей любви как «тяжкой гире». Его стихи сейчас - «живут» на “сухих листьях”, что Маяковский противопоставляет «жадному дыханию», живому дыханию Лили.

Риторический вопрос о том, заставят ли ее остановиться сухие листья его слов, имеет понятный ответ - «нет». Понимая это, Маяковский просит принять его последнюю нежность в виде подстилки, ковра, по которому она пройдется или потопчется, уходя от него.

Стихотворение пронизано самоуничижение, опусканием своих чувств, как «гири», «подстилки», а сам Маяковский описывает себя «диким», «исступленным», ожидающим когда его «выгонят, изругав» и даже не способным на решительные поступки («и в пролет не брошусь и не выпью яда»).

Маяковский явно демонстрирует свое полное порабощение безответным чувством, которое его обездвижило, сделало слабым и измученным, чувствующим свою ничтожность, в противовес ей, которая для него и море, и солнце, а ее имя самый любимый «звон».

Анализ стихотворения В. Маяковского «Лиличка»

Владимир Маяковский – поэт, который до сих пор считается одним из самых уникальных поэтов. Манера его произведений не имеет аналогов в мировой литературе. Любить или не любить его произведения, каждый решает для себя сам, но оставаться равнодушным невозможно. Яркие, неординарные, они как будто горят на бумаге, будто кричат про себя. Таковой была и жизнь поэта, яркая, смелая, полная событий противоречий и борьбы. Он не умел приспосабливаться и лебезить перед судьбой, бросался в гущу событий сломя голову. Таким он был и в любви, окунался в неё как в омут. Мы не раз встречали примеры, когда любимая женщина становилась музой для писателя, поэта или художника. Так случилось и у Маяковского, его любовью всей жизни, стала Лиля Брик. Эта была странная, необыкновенная любовь, более сравнимая с болезнью или одержимостью. Муза поэта отличалась свободным, легкомысленным нравом постоянно нуждающаяся в мужском внимании и поклонении.

Стихотворение, которое мы рассматриваем, одно из многих произведений написанных для Лили. На то время отношения между поэтом и его музой были сложными и неоднозначными. Маяковский горел любовью, Лиля же тяготилась затянувшимися отношениями.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

Эти строки показывают, насколько поэт дорожит каждым воспоминанием, каждым мгновением счастья, проведённым вместе с любимой. И насколько она сейчас далека от него. Какая боль, почти физическая овладевает всем его естеством.

Кроме любви твоей,

Зная, что его Лиличка встречается с другими мужчинами, Маяковский продолжает верить в возобновление отношений, в то, что его ангел вернётся к нему. Он признает, как мучительны для него их отношения, как изматывают они его израненную душу. И все же в последних строках отмечает, что именно его любовь делает его неуязвимым:

И в пролет не брошусь,

и курок не смогу над виском нажать.

кроме твоего взгляда,

Отчаянье, которое буквально сочится из строк, раскрывает всю глубину страданий поэта. Ощущая неразделённость своей любви, Маяковский не раз пытается забыться в объятиях других женщин. И всё же Лиличка, осталась его музой, до самой смерти. Пожалуй ни одно стихотворение не смогло так точно передать боль. горечь и безысходность от неразделённой любви.

Стих «Лиличка!» Владимир Маяковский

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ стихотворения Маяковского «Лиличка!»

Поэт Владимир Маяковский за свою жизнь пережил немало бурных романов, меняя женщин, словно перчатки. Однако его истинной музой на протяжении долгих лет оставалась Лиля Брик – представительница московской богемы, увлекающаяся скульптурой, живописью, литературой и иностранными переводами.

Взаимоотношения Маяковского с Лилей Брик были довольно сложными и неровными. Избранница поэта предпочитала свободную любовь, считая, что брак убивает чувства. Тем не менее, буквально с первых дней знакомства она стала для поэта женщиной-идеалом, которой он в первый же вечер посвятил свою поэму «Облако в штанах». Впоследствии таких посвящений было великое множество, однако самым ярким из них по праву считается стихотворение-письмо «Лиличка!», созданное в 1916 году. Примечательно, что оно было написано в тот момент, когда муза поэта находилась с ним в одной комнате . Однако Маяковский предпочел не выражать свои мысли и чувства вслух, предав их бумаге.

Стихотворение начинается с описания прокуренной комнаты, которая стала для Маяковского кратковременным пристанищем. Ее Лиля Брик снимала вместе с братом, и поэт часто подолгу жил с ними. Друзья Маяковского даже в шутку называли подобные взаимоотношения «любовью втроем». Действительно, автор романтического и наполненного горечью стихотворения «Лиличка!» был безумно влюблен в свою музу. И хоть поначалу она отвечала ему взаимностью, со временем пылкая страсть поэта превратилась для нее в обузу. Осознавая это, Маяковский, тонко чувствовавший перемену настроения любимой, в своем обращении-письме просит, чтобы она не выгоняла его только потому, что пребывает в дурном расположении духа – «сердце в железе». По-видимому, подобная сцена повторялась не раз, поэтому Маяковский точно знает, как будут развиваться события . «Выбегу, тело в улицу брошу, дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась», - такие чувства поэт испытывал неоднократно. Чтобы избежать унизительной сцены, Маяковский обращается к Лиле Брик со словами: «Дай простимся сейчас». Он не хочет больше мучить свою возлюбленную, и не в состоянии сносить ее насмешки, холодность и безразличие. Единственное желание поэта в этот момент – «в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб».

С присущей образностью, обыгрывая каждое слово, Маяковский пытается доказать Лиле Брик свою любовь, утверждая, что это чувство владеет полно и безраздельно. Но еще гораздо больше в душе автора ревности, которая заставляет его ежеминутно страдать и при этом ненавидеть себя самого. «Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем», - утверждает поэт.

Рассуждая над сложившейся ситуацией, Маяковский в стихотворении примеряет к себе различные способы самоубийства . однако понимает, что его чувства гораздо выше и сильнее добровольного ухода из жизни. Ведь тогда он навсегда потеряет свою музу, ради которой он «душу цветущую любовью выжег». Но, вместе с тем, поэт также отчетливо осознает, что рядом со своей избранницей никогда не сможет быть по-настоящему счастливым. Да и Лиля Брик не готова целиком и полностью принадлежать лишь ему одному, она не создана для скучной и рутинной семейной жизни. Конечно, Маяковский в душе все еще надеется, что, возможно, это трогательное и чувственное стихотворение-письмо поможет все изменить. Однако умом понимает, что шансов на взаимность у него нет, поэтому его последняя просьба заключается в том, чтобы «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

Стихотворение «Лиличка!» было написано примерно через год после знакомства Брик и Маяковского. Однако их странные и порой даже абсурдные взаимоотношения длились до самой смерти поэта. Автор этого произведения влюблялся и расставался с женщинами, после чего вновь возвращался к Лиле Брик, не в силах забыть ту, которая стала главной героиней его лирический произведений.

Литературный анализ: "Лиличка" (Маяковский В.В.)

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского – задание не из легких. Жемчужина интимной лирики напоминает настоящую лавину из чувств, страданий и мыслей поэта. Он настолько открыт и откровенен, что создается впечатление, будто сквозь строчки слышен голос этого человека-глыбы в русской поэзии. В статье мы предлагаем вашему вниманию анализ произведения Маяковского и краткую историю его создания.

Владимир Маяковский – неоднозначная, но очень выдающаяся фигура в русской поэзии. Поэт, чей рост достигал почти двух метров, создавал эффект своего могущества и в стихах. Его резкий, хлесткий слог был сильным, в нем будто проглядывала тень самого великого поэта, кубофутуриста, революционера и анархиста, актера и драматурга.

Маяковский известен не только своей выдающейся поэзией, но и бунтарским стилем жизни. В его биографии - годы, проведенные в заключении и на войне, путешествия, трагедии и любовные драмы.

Стихотворения и поэмы этого гиганта литературы обладают ни с чем не сравнимым слогом. Так писал только великий Маяковский. «Лиличка вместо письма» - одно из сильнейших лирических произведений поэта. Оно поражает своей искренностью, открытой ранимой душой поэта, которую он раскрывает и перед любимой, и перед читателями.

Кто же такая Лиличка? История создания стихотворения

Загадочная Лиличка – это жена друга поэта Осипа Брика – Лиля Брик. С ней поэт познакомился благодаря ее сестре Эльзе, за которой ухаживал. Однажды ею он был приглашен в гости. Там он читал свои стихи семейной чете Брик. Стихотворения запали в душу им, а сам Маяковский безнадежно влюбился в Лиличку.

Стихотворение написано в 1916 году, через год после знакомства со своей музой. Без краткой предыстории отношений не будет полным литературный анализ. Лиличка (Маяковский безумно и безнадежно любил ее) была классической роковой женщиной, разбивающей сердца. Сердце поэта и так было слишком измотанным и израненным. Лиля держала его рядом, не позволяя приближаться и одновременно не отпуская. Именно об этих сложных взаимоотношениях было написано поэтом стихотворение.

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского

Поэзия принадлежит к золотой коллекции интимной лирики русской поэзии. Дополняет название приписка «Вместо письма», но признаков эпистолярного жанра мы не находим. Скорее это монолог поэта, попытка успокоить бурю своих чувств, от которых нет спасения истерзанному сердцу.

Анализ «Лиличка» (Маяковский, как утверждают биографы, написал это стихотворение, находясь в одной комнате с Лилей) сложен из-за эмоционального груза. Кажется, поэт всю свою боль и страдания пытался вылить на бумагу.

Свою любовь поэт называет «тяжкой гирей» для женщины, но, стоит сказать, именно такого впечатления для него и добивалась Лиля, ее нравилось чувствовать свою власть над поэтом, заставлять страдать его, а потом читать выстраданные, омытые слезами сердца стихи. Но ее же лирический герой сравнивает с солнцем и морем, то есть абсолютом жизни и жизненной энергии. Это было то чувство, которое медленно убивало сердце поэта, как на расстоянии, так и рядом с любимой, от любви которой «и плачем не вымолить отдых».

Очень сложен и многогранен этого произведения литературный анализ. Лиличка (Маяковский все это облачил в слова) вызвала в душе поэта такую гамму чувств, что трудно понять, как могло биться его настолько исстрадавшееся сердце.

Антитеза и параллелизм в стихотворении

Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа – обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. Поэт «гладил руки» любимой в прошлом, сегодня ее «сердце в железе», а завтра «выгонишь». Игра с временными формами глаголов создает впечатление настоящего калейдоскопа событий, чувств, страданий и переживаний.

Антитеза проявляется в противопоставлении внутреннего мира поэта и чувств к любимой женщине. Тяжесть страдания сменяет временное просветление, от «любимого взгляда», который через строчку поэт сравнивает с «лезвием ножа».

Анализ стиха Маяковского «Лиличка» усложняется для любого читателя собственными эмоциями. Трудно прочитать эту исповедь поэта и остаться равнодушным. Монотонные строки чередуются с внезапными порывами обращения, нежными словами и просьбами к любимой.

В заключение

Вот такой получился у нас анализ. «Лиличка» (Маяковский пытался сказать в поэзии то, что не смог произнести вслух) демонстрирует не только умение поэта использовать языковые средства и литературные приемы, но и позволяет понять то, кем был поэт. Очень сильный, не сломанный тюрьмами и войной, он оказался незащищенным и ранимым перед лицом любви. При чтении стихотворения создается двоякое впечатление. Поэту сочувствуешь, но одновременно понимаешь, не будь таких сильных чувств, мы бы не смогли насладиться таким пронзительным стихотворением о любви, аналогов которому нет и не было раньше.

Послушайте стихотворение Маяковского Лиличка

Есть множество версий для кого всё-таки написал это произведение Фет. Многие считают, что Фет написал данное стихотворение для своего объекта воздыхания, так как в нём присутствуют строчки выражающие любовь автора к чему-то, или же он написал данное произведение лишь на вымышленном образе. Но, так или иначе, это замечательное произведение было создано таким, какое оно есть, а является оно довольно замечательной литературной единицей.

В своём стихотворении “Я тебе ничего не скажу” Фет описывает свои чувства по отношению к любимой, хоть для того и использует лирического героя. Его лирический герой в стихотворении пытается воззвать к своей любимой, однако та его не слышит, по причинам, которые автор не указал в произведении. Лирический герой очень сильно горюет из-за данного факта, и его сердце готово разуваться на части. Тем самым автор говорит о своих чувствах на момент написания произведения, или же о чувствах, имевшие место быть до начала самого произведения. До сих пор идут споры, для кого всё-таки написал это стихотворение Фет. Многие говорят, что он написал его для своей жены, которую любил почти всю свою жизнь, что, скорее всего, является правдой, так как Фет достаточно сильно любил свою жену, о чём он постоянно говорил.

Автор говорит о сложнейших чувствах, которые испытывают влюблённые люди, о том, что они испытывают несоизмеримую душевную боль, если их любовь не замечает их, или же отвергает. Лирический герой Фета в стихотворении “Я тебе ничего не скажу” испытывает именно такие чувства. Ему очень больно от того факта, что он не может воззвать к своей любви, что и заставляет его очень сильно страдать. Таким образом автор показывает боль, которую и он испытывал когда-то, или испытывает сейчас. Получается, что автор раскрывает перед читателем своё лирическое Я, показывая ему то, что, скорее всего он никому не показывал. Автор пишет искренне от всего сердца, описывая всё то, что он испытывал влюбленным, и эта искренность заставляет читателя проникнуться теми же чувствами.

Данное стихотворение хоть и тяжело было воспринято аудиторией, но, однако после оценено по достоинству, и смогло по праву называться одним из самых достойных и лиричных произведений Фета. И по правде, данное произведение целиком и полностью описывает те чувства, которые каждому из нас приходилось испытывать, что и сделало данное произведение таким близким к простым людям, ведь оно описывает их чувства, описывает то, что, так или иначе, происходило в их жизни. Таким образом, автор стихотворением “Я тебе ничего не скажу” завоевал доверие своего читателя, повысив тем свою известность.

Вариант 2

Стихотворение входит в позднюю лирику Фета, но при этом она имеет одну особенную черту, автор прошёл достаточно, чтобы полностью переоценить свой взгляд на жизнь. Это навевает некую грусть и меланхолию. Его судьбу нельзя назвать спокойной, она скорее была отчасти жестокой. Мальчика усыновили в детстве, и так как все прошло незаконно, то его лишили титула дворянина и огромного денежного состояния. Его дальняя родственница Мария Лазич погибает во время пожара, сразу после их знакомства с поэтом.

В поисках финансового благополучия, Афанасий Фет забывает о своей возлюбленной и женится на Марии Боткиной, которая являлась дочерью известного купца. Так он значительно увеличивает имеющийся у него капитал. Но только в последние годы жизни он понимает, что финансовое благополучие он променял на настоящее счастье и любовь.

При этом не стоит говорить о том, что его семейная жизнь была несчастливой. Мария уважала своего мужа, относилась к нему с благоговейным страхом и по-настоящему любила. Сам Фет ничего не мог поделать со своими чувствами, которые постоянно давали о себе знать, они напоминали ему о том, что произошло раньше.

Каждый день он рисовал в своей голове образы другой девушки. Он мало посвящал своей жене стихотворений, и вот одним из них стало «Я тебе ничего не скажу». Оно было издано в 1885 году. В это время Фет уже болел, его заболевание было смертельным, что наталкивало его на грустные мысли и осознание тщетности своей жизни.

Он понимает, что его супруге не нужно знать о его настоящих чувствах, о том, что на самом деле происходит в его душе. Фет прекрасно понимает, что эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает подобного отношения к себе. Она самоотверженно заботиться о смертельно больном поэте, который нуждается в уходе. Но при этом, он чувствует вину, перед своей истинной возлюбленной. Он сделал собственный выбор, но при этом, дочка купца самоотверженно ухаживает за смертельно больным поэтом и не жалеет собственных сил.

Только через тридцать лет, он готов признаться ей, что всегда любил совершенно другую девушку. Подобные слова могли привести ее в замешательство. Только ночью он может позволить себе думать полноценно, а его скрытые чувства позволяют ему ощущать полноценность жизни, сохранять здравый ум, несмотря на жестокую схватку с болезнью.

Анализ 3

Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

Этот поэт написал свое произведение Афанасий Фет написал в 1885 году, а если быть точнее – то 2 сентября. Это стихотворение, как подчеркивают критики, написано более поздние времена, так как это время является поздним периодом творчества Фета. Оно весьма грустно, но очень нежное, и остается им до конца, до конца строки последней, и просто до конца в сердцах людей, которые прочитали его.

Афанасий Фет как бы пишет своей тайно возлюбленной, которой все равно ничего никогда не расскажет, так как любит ее настолько сильно, что не может произнести вслух эти слова, которые ему весьма трудно произвести в ее присутствии. Эта любовь настолько сильна, что трудно даже имя ее вслух произнести, - как это описывает еще одна талантливая поэтесса девятнадцатого века. Фет снова в своих произведении описывает тему любви, которая никогда не станет банальна, и не важно сколько раз и в каких формах она будет повторятся в нашей жизни, век за веком.

Афанасий Фет – это человек, который пережил в своей жизни многое. Он – тот пример человека, который вскоре понял, понял при чем на всю жизнь, что такое совесть и то, что ты потерял, не успев сделать его счастливым. Он любил и очень сильно девушку, которая была из бедной семьи, а потому вскоре он решил сделать выбор не в ее пользу. Странный выбор, но в каждом человеке, кроме любви живет еще хоть немного эгоизма. Та девушка потом умерла, она сгорела. Эта потер еще больше горя нанесла поэту. Но он тогда еще женился на другой, более богатой женщине. И это стихотворения, как будто бы относятся к сразу же к двоим, только к каждой оно имеет свой определенный смысл.

Анализ стихотворения Я тебе ничего не скажу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Диана Фета

    В стихотворении «Диана» А.А. Фет описал прекрасный женский образ. Поэт представил девушку в виде каменной статуи. Она олицетворяла одну греческую богиню. Диана является покровительницей охоты.

  • Анализ стихотворения Смутно-дышащими листьями Мандельштама

    Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.

  • Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

    Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей.

  • Анализ стихотворения Осенняя воля Блока

    Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание

  • Анализ стихотворения Полно смеяться! что это с вами? Фета

    Небольшой цикл «Гадания», который полностью впитал в себя народные и романтические традиции лирики, распространённой в России.

Афанасий Афанасьевич Фет (а точнее, Фёт) родился пятого декабря 1820 года, прожил долгую жизнь и умер в 1892 году. Это необычный и, определенно, великий русский поэт.

Отличительные черты поэзии Фета

Стихотворения Фета всегда отличались ассоциативностью. Но это была особая ассоциативность. В логической цепочке он делал пропуски, отчего для неподготовленного читателя были непонятны его Поэзию Фета считали трудной, неясной. Все потому, что он пытался говорить душой, а не текстом, передать свои образы на подсознательном уровне. Поэт говорил о таких чувствах, которые, по его мнению, не нуждались в словах.

Еще одна характерная черта - это музыкальность. Все произведения Фета пронизаны звуками. За эту свою особенность он часто подвергался нападкам пародистов. В те годы было модно делать пародии на стихотворения поэтов. И Фет страдал от таких насмешек больше всего, но себе тем не менее не изменял.

Кому посвящено стихотворение «Я тебе ничего не скажу»

1885 год. Поэт смертельно болен и понимает, что жизнь его скоро кончится. Он все больше размышляет о своей жизни. И вот в таком состоянии пишет это стихотворение. Посвящает его Марии. Но какой?

Прежде чем проводить анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», следует понять предысторию и вернуться назад, в молодые годы поэта.

Две Марии. Трагедия и семейная жизнь

Во времена своей военной службы Афанасий страстно влюбляется в Марию Лизич. Их роман продолжается два года. Но бедны и он, и она. Фет понимает, что при таких обстоятельствах не может связать себя узами брака с возлюбленной. Его переводят служить в другое место, и они расстаются. Спустя два дня после отъезда Афанасий узнает, что любимая погибла при довольно странных обстоятельствах, она сгорела заживо в собственной комнате.

По одной из версий, Мария сама себя подожгла. По другой легенде, Мария случайно уронила свечу на платье, когда перечитывала письма от возлюбленного. Платье загорелось, и девушка не смогла потушить огонь. А перед смертью крикнула с балкона, чтобы спасли письма Фета.

Поэт долго переживал утрату и даже винил себя в том, что девушка погибла. Ведь женись он на ней, будь он с нею, этого бы не случилось.

В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной. Многие утверждали, что с его стороны это был брак исключительно по расчету. Однако их была отнюдь не несчастной. Жена мужа боготворила, заботилась о нем. Поэт ценил чувства и поддержку жены. Но, конечно, в его памяти все еще жила его первая, трагическая любовь.

Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фета

Данное стихотворение посвящено сразу двум Мариям: и погибшей возлюбленной, и нынешней жене.

В нем он одновременно признается в любви Марии Лизич, и так и не решается сказать Марии Боткиной, что почти тридцать лет их совместной жизни он любил другую. Поэт как бы пытается ее заверить, что все хорошо, но на самом деле его все еще преследует старая боль.

Проводя анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», можно ясно увидеть, как поэт сравнивает свои воспоминания с ароматом цветов, и именно они, эта его эфемерная любовь, дают ему силу, чувство, что он живет полной жизнью. И эту тайну автор желает унести с собой. Однако Мария давно уже все знает и сочувствует поэту, возможно, именно поэтому она заботится о нем с удвоенной силой и потакает всем его капризам, лишь бы любимый человек хоть иногда улыбался.

Делая анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», нельзя также забывать о том, как поэт не доверял словам. Его фраза о том, что он ничего не скажет, означает не только то, что он скрывает свои истинные чувства от жены. Это также говорит о том, что он считает, что всю полноту чувств, движения души никак нельзя передать языком слов. Это та мысль, которая проходит красной нитью через всю его лирику. «Молча твержу» -этот оксюморон только подтверждение тому, что нельзя выразить словами все чувства души.

Стихотворение построено по зеркальному принципу - начало и окончание состоит из одинаковых строк. При написании автор использовал трехстопный анапест с перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения можно закончить тем, что поэт так ничего и не сказал прямо. Он не договорил. Он даже не дал понять, от чего он дрожит - от радости ли воспоминаний, от ночного ли холода или от чего-то еще. Только главная идея ясна - боль еще жива и чувства не выразить словами.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» - лирическая миниатюра о любви, верности, бережном, даже рыцарском отношении к любимой женщине. Это произведение - один из самых известных гимнов любви в русской поэзии. Многие слышали его в виде романса, с написанной для него музыкой Чайковского.

Главная тема стихотворения

Возможно, стихотворение является поэтическим признанием в любви к трагически погибшей Марии Лазич и, одновременно, выражением признательности жене, Марии Боткиной, верно и преданно прошедшей до старости путь жизни рядом с поэтом. Но, может быть, миниатюра не имеет адресатом конкретного человека, а описывает опыт волнующих любовных переживаний, пережитых поэтом когда-то, обобщенных и обращенных к вымышленной женщине.

Лирический герой неразрывно связан с личностью самого автора. Он любит, но не может или не смеет сказать о любви, которая живет в его сердце. Поэт не решается даже намекнуть о том, о чем «молча твердит» душа. Причина молчаливости - в заботе о женщине, покой которой он не хочет тревожить. Отраду приносит лишь время, когда «солнце за реку зайдет», распустятся ночные цветы и любовь свободно, не страшась быть замеченной, застигнутой врасплох, заполнит «больную усталую грудь».

Поэт привносит в стихотворение конкретику. Написанное в начале сентября, оно дышит прохладой ранней осени. В произведении два героя - сам автор и его незримый адресат. Читателю отдается роль душевного друга, которому автор изливает свое страдание, и который искренне ему сопереживает. Чувства поэта переданы лаконичными и оттого особенно трогающими сердце образами. Слова текста очень просты, тихи и передают состояние затаенного страдания.

Стихотворение начинается и заканчивается зеркально отображающими друг друга строками. Поэт начинает стихотворение с уверения о молчании и заканчивает им же. Это удвоенное обещание необходимо для того, чтобы дать волю последующим откровениям страдающего сердца. Но если вначале поэт как будто заклинает себя молчать, то после того, как душа облегчилась в свободно излитых наружу чувствах, это же обещание сохранить их втайне звучит уже уверенно, как будто герой принял окончательное решение и теперь свободно и уверенно обещает: «я тебе ничего не скажу».

Структурный анализ стихотворения

Написанное трехстопным анапестом с перекрестными рифмами стихотворение передает музыкальность изящной поэтической речи. Напевность произведению придают и повторяющиеся гласные в строках. Текст украшает метафора «сердце цветет» и олицетворение «спят ночные цветы». Короткое стихотворение наполнено напряженной мыслью, смыслом, эмоциональным подъемом.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» написано 63-летним поэтом, испытавшим в жизни и романтические увлечения, и яркую по глубине переживаний, трагическую любовь. Фет прожил в семейном браке, основанном на глубоком взаимном уважении, много лет. Стихотворение, несмотря на преклонный возраст автора, поражает юношеской остротой волнующих его сердце чувств.

«Я тебе ничего не скажу» – очень красивое стихотворение А.А. Фета о нежной, трепетной любви. Кому оно посвящено - до сих пор остается загадкой. Вам предлагается краткий анализ «Я тебе ничего не скажу» по плану. Приведенный анализ можно использовать при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение написано в 1885 году. Скорее всего оно посвящено Марии Лазич, возлюбленной поэта, смерть которой его глубоко потрясла.

Тема - стихотворение о чувствах лирического героя, он любит тайно и беззаветно, боясь потревожить девушку, к которой привязан всей душой.

Композиция – кольцевая, зеркальная - первые и последние строки повторяются.

Жанр - лирический, стихотворение.

Стихотворный размер - трехстопный анапест, стихотворение состоит из трех четверостиший (катрен), используется точная, мужская рифма и перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафора - «…сердце цветет» .

Олицетворение - «…спят ночные цветы» .

История создания

Стихотворение было написано в 1885 году. Поэт не называет имя своей возлюбленной, поэтому то, кому лирический герой обращается, говоря: «Я тебе ничего не скажу…» , остается только предполагать. С одной стороны, ею могла быть Мария Лазич, которой Фет посвятил целый цикл стихов. Внезапная смерть девушки и чувство к ней могли вдохновить поэта на эти строки. Некоторые исследователи предполагают, что произведение могло быть посвящено жене лирика - Марии Боткиной. Эта женщина была рядом с Фетом до самой смерти. Кроме того, обоснованно можно считать, что «Я тебе ничего не скажу» – послание не конкретной женщине, а вымышленному образу.

Стоит заметить, что, создавая рассматриваемый стих, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.

Тема

Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах мужчины к женщине.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую, зеркальную композицию. Оно замыкается в круг, начинаясь и заканчиваясь двумя одинаковыми строчками: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть» . Но если вначале лирический герой как бы сам просит себя о молчании, то в конце он уже полностью убежден, что его переживания останутся с ним, и его возлюбленная не узнает о них.

Жанр

Произведение относится к лирическому жанру. Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных трехстопным анапестом. Фет использует точную (скажу - твержу, дрожу – скажу) и мужскую (ничуть, намекнуть, цветы, листы) рифму. Способ рифмовки - перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Афанасий Фет умело пользуется средствами выразительности, создавая прекрасные образы. В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» наблюдается метафора : «…сердце цветет» и олицетворение : «…спят ночные цветы» . Произведение не перегружено различными оборотами, но в его простоте изящно, аккуратно, со всей нежностью выражаются чувства. Кроме того, можно отметить большое количество гласных звуков, их повторение. Это придает стихотворению напевность, мелодичность звучания, что только усиливает романтику, тихую грусть, неизбывность чувств лирического героя.