Людвиг ван Бетховен-немецкий композитор, дирижёр и пианист родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи. Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором. Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора. Бетховен умер 26 марта 1827 года. Глухие композиторы. *Уильям Бойс (11 сентября 1711 - 7 февраля 1779) - английский композитор. С 1768 Бойс начал терять слух. *Дама Эвелин Элизабет Энн Гленни DBE (род. 19 июля 1965 года в Абердине, Шотландия) - шотландская перкуссионистка и композитор.К 11-летнему возрасту потеряла 90 % слуха, однако отказалась оставить занятия музыкой и перешла на ударные инструменты. *Иоганн Маттезон (28 сентября 1681, Гамбург - 17 апреля 1764, Гамбург) - немецкий композитор, музыкант, музыкальный теоретик, либреттист. C 1696 года - певец, с 1699 года также капельмейстер в оперном театре Гамбурга. С 1728 года из-за глухоты прекратил капельмейстерскую службу. *Бе́држих Сме́тана (2 марта 1824, Литомышль - 12 мая 1884, Прага) - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.В 1874 году Сметана тяжело заболел и из-за почти полной потери слуха был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности, он продолжал сочинять музыку. *Габриэль Урбен Форе (12 мая 1845, Памье, Франция - 4 ноября 1924, Париж, Франция) - французский композитор и педагог.К концу жизни Форе потерял слух; он ушёл с поста директора в 1920 и жил на скромную пенсию, посвятив себя исключительно композиции. (ссылка)

С его любимой женой Кэтрин

Кроме того, произошла большая германизация образования и общества в целом. В это обнадеживающее время тогда счастливо женившийся Сметана начал сочинять единственную симфонию, которую он когда-либо сочинял - Триумфальная симфония. И так получилось, что, к сожалению, воздух там ухудшил состояние их дочери Габриэльки. Настолько, что она умерла в том же году. В его памяти композитор сочинил фортепианное трио соль минор.

По пути в Швецию Сметана в Веймаре ошеломила своего друга Ференца Листа, который в то время был в своем окружении с его работой, что было проявлением музыки программирования. Но это сработало, потому что в то время это было круто. Программирование музыки и симфонические стихи Сметаны Листа были невероятно под влиянием того факта, что он стал величайшим чешским композитором программных симфоний. С шведского периода идут симфонические стихи.

В 1822 году в вене ставили оперу «Фиделио». Друг композитора - Шиндлер - писал: «Бетховен пожелал на генеральной репетиции дирижировать сам…” Начиная с дуэта в первом акте стало ясно, что Бетховен ровно ничего не слышит! Маэстро замедлял ритм, оркестр следовал за его палочкой, а певцы «уходили» вперед. Произошло замешательство.

В Вене

Умлауф, который обычно дирижировал оркестром, предложил на минуту приостановить репетицию, не объясняя причин. Затем он обменялся несколькими словами с певцами, и репетиция возобновилась. Но снова началась сумятица. Пришлось опять сделать перерыв. Было совершенно очевидно, что продолжать под управлением Бетховена невозможно, но как дать ему это понять? Ни у кого не хватало духа сказать ему: “Уйди, бедный калека, ты не можешь дирижировать”.
Бетховен озирался и ничего не понимал. В конце концов Шиндлер подал ему записку: “Умоляю вас, не продолжайте, позже объясню, почему”. Композитор опрометью бросился бежать. Дома он в изнеможении бросился на диван и спрятал лицо в ладони. “Бетховен был ранен в самое сердце, и впечатление об этой ужасной сцене не изгладилось в нем до самой смерти”, - вспоминал Шиндлер.
Но Бетховен не был бы самим собой, если бы не взял реванш у несчастья. Спустя два года он дирижировал (точнее, участвовал “в управлении концертом”) своей Девятой симфонией. По окончании раздались овации. Композитор, стоя спиной к залу, ничего не слышал. Тогда одна певица взяла его за руку и обернула к публике. Бетховен увидел поднявшихся с мест рукоплещущих людей с восторженными лицами.

Еще одна значительная часть, составленная Сметаной в Швеции, уже не является симфонической поэмой, а концертной идеей. На берегу моря. Она на самом деле все, что Сметана шведская сага была не совсем счастливейшим - шведы, которые имели минимальную национальную традицию классической музыки, к тому же, не слишком Сметана не понимают национальные тенденции.

В конце концов, он был женат во второй раз, с Бетти Фердинанд, которая была его поддержкой всю оставшуюся жизнь. Первой была великая опера Браниборжи в Чехаче, премьера которой состоялась в январе. Введение работы было отложено искусственно в течение трех лет не только из-за темы, но и из-за прогрессивной музыки, которую она внесла в оперу Сметаны.

"Желудочная форма"

Проблемы со слухом появились у композитора в 28 лет. Врачи полагали, что причиной этому могло быть... заболевание брюшной полости. Бетховен часто жаловался на колики - “мою обычную болезнь”. К тому же летом 1796 года он переболел тяжелой формой тифа.
Такова одна из версий. Биограф Бетховена Э.Эррио говорит о других причинах глухоты: “Действительно ли она возникла около 1796 года из-за простуды? Либо ее причиной была оспа, усеявшая рябинами лицо Бетховена? Сам он приписывал глухоту заболеваниям внутренних органов и указывал, что болезнь началась с левого уха…”
Причинами назывались также грипп и сотрясение мозга. Но ни одна из них не объясняет особенность потери слуха у Бетховена.
Композитор обратился к врачам. Ему прописывали ванны, пилюли, миндальное масло. Даже такое мучительное лечение, как мушки на руки. Узнав, что “гальванизмом” якобы излечили глухонемого ребенка, Бетховен собирался этот метод испробовать на себе.
Между тем глухота развивалась и принимала стойкую форму. В одном из писем композитор приводит характерный признак: “День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах”.
Глухоту Бетховена начали замечать окружающие. Первым оказался приятель Рис. В 1802 году он гулял с композитором в окрестностях села Гейлигенштадта недалеко от Вены. Рис обратил внимание Бетховена на интересную мелодию, кем-то исполнявшуюся на пастушеской свирели. Полчаса Бетховен напрягал слух и ничего не услышал. Рис вспоминал: “он сделался необыкновенно тих и мрачен, несмотря на то, что я его уверял, будто тоже ничего не слышу (чего в действительности не было)”.

Последняя песня Сметаны, которую он услышал

Она снова была комической опера под названием «Две вдова темы». История не удивительно историческая, но она удивительно деревенская. В Сметане нет никакого другого оперного вдохновения, кроме исторического или сельского, мы не найдем. После ее введения композитор снова был обвинен в вагнеризме и отсутствии национального тона.

Бедржих Сметана, несомненно, является основателем чешской музыки, которая, метафорически, доставила детей из пруда в финал чемпионата мира по хоккею с шайбой. Абсолютно блестящий синтез чешских элементов в совершенстве освоили технику европейского композиционной работы созданной Сметаны образом для всех его преемника, любит Антонин Дворжак, Зденек Фибиха, Йозеф Сук и многие, многие другие. То, как Сметана в стиле чешских танцев, таких как полька, соседние, прыгающие или яростные, можно сравнить, например, с Фридериком Шопеном Лабиринтом.

Завещание для врачей

В Гейлигенштадте Бетховен находился с весны до осени 1802 года. Поехать туда рекомендовал лечащий врач Шмидт. Профессор надеялся, что жизнь в деревне поможет пациенту. Композитор находился в полном уединении среди живописной природы.
Здесь он закончил самое жизнерадостное свое произведение - Вторую симфонию. Напряженно работал над такими светлыми сочинениями, как соната ор. 31 №3 и вариации ор. 34 и ор. 35. Но тишина и чистый воздух состояния слуха не улучшили. Бетховена охватила смертельная тоска, особенно после истории с Рисом.
Находясь в удрученном состоянии, в октябре 1802 года он составил завещание. Текст был обнаружен в бумагах композитора после его смерти. В нем говорится: “О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!.. Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, ухудшаемой лечением несведущих врачей. С каждым годом все больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмет годы или, должно быть, совершенно невозможно)… Еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно - искусство. Вы, братья мои, Карл и… тотчас после моей смерти попросите от моего имени профессора Шмидта, если он будет еще жив, чтобы он описал мою болезнь; этот же листок вы присоедините к описанию моей болезни, чтобы люди хоть после моей смерти по возможности примирились со мною”.
Многие, впрочем, пока считали, что Бетховен просто рассеян.

Однако мы не должны забывать, что эти классические стилизации народных танцев были в полной мере результатом романтизма и романтических чувств композиторов, и мало что имело что-то общее с традиционной чешской музыкой. Только Яначек и Барток обнаружили, что принципы народной музыки полностью отличаются от принципов, которые имели в виду города.

Такое открытие открывает путь так называемого радикального неофолклоризма века. При вскрытии Сметаны мозг хозяина был удален, а жидкость хранилась в анатомическом институте. Во время Второй мировой войны, как национальной ценности, она была скрыта от нацистов профессором Ванеком в Пльзене. Все его личные вещи, включая мозг Сметаны, были конфискованы при его домашнем визите. С тех пор нет понятия, где находится мозг Сметаны.

Профессиональный мизантроп

Бетховен знал, что обречен. В те времена, как, впрочем, и ныне, глухота почти не поддавалась лечению. Меняя врачей, он им не верил, но цеплялся за каждый шанс. Однако ни один не приносил исцеления.
Он все больше отдалялся от людей. “Моя жизнь жалка, - писал Бетховен, - уже два года я избегаю всякого общества”. Кому приятно разговаривать с глухим, которому в лучшем случае надо кричать на ухо? Приходилось расстаться и с надеждой завести семью - много ли девушек, желающих выйти замуж за глухого?
А ведь еще совсем недавно он был элегантным, общительным, светским щеголем. Столь пленительным в своем кружевном жабо. Он был талантливым музыкантом. Имел известность как композитор-новатор, чье творчество вызывало жаркие споры. У него были поклонники и поклонницы. Теперь приходилось уходить в себя и свое горе. Постепенно превращаться в человеконенавистника. Сначала мнимого, затем настоящего.
Самым страшным было то, что глухота отрезала путь к музыке. Казалось, навсегда. “Если бы у меня была другая специальность, то это бы куда ни шло, - говорит Бетховен в одном из писем. - Но при моей специальности это состояние ужасно; притом что скажут мои враги, которых не так уж мало!”
Бетховен всячески старался скрыть свою болезнь. Он напрягал остатки слуха, старался быть предельно внимательным, учился читать по губам и лицам собеседников. Но шила в мешке не утаишь. В 1806 году он пишет самому себе: “Пусть твоя глухота не будет более тайной, даже в искусстве!”.

Если вы настоящий любитель музыки, вы обязательно встретите различных всемирно известных композиторов. Посмотрим теперь на 5 крупнейших. выбрал для вас характерные музыкальные образцы отдельных авторов, в которых вы можете лучше всего увидеть результаты своей работы, уникальную оригинальность и бессмертие.

Иоганн Себастьян Бах был немецким музыкальным композитором и виртуозом клавишных инструментов, который мы считаем одним из величайших музыкальных гениев всех времен и высокого представителя музыкального стиля барокко. Работа Баха оказала значительное влияние на дальнейшее развитие музыки. Среди его самых известных работ.

Стальная воля

Почти все самое значительное композитор создал с ослабленным слухом и при полной глухоте.
За год до “Гейлигенштадтского завещания” он написал сонату до диез минор - “Лунную”. Через год - “Крейцерову сонату”. Затем погрузился в работу над знаменитой “Героической” симфонией. Потом были сонаты “Аврора” и “Аппассионата”, опера “Фиделио”.
В 1808 году у композитора почти не осталось надежд на возвращение слуха. Тогда появилось наиболее известное произведение - 5-я симфония. Ее идею Бетховен выразил словами: “Борьба с судьбой”. Средствами музыки композитор дал представление о своем душевном состоянии в последние годы. Его вывод: сильный человек может справиться с роком.
К 1814-1816 годам Бетховен оглох настолько, что полностью перестал воспринимать звуки. С людьми он общался при помощи “Разговорных тетрадей”. Собеседник писал вопрос или реплику, композитор их читал и устно отвечал.
Бетховен перенес и этот удар. Он создает пять значительных фортепианных сонат и пять струнных квартетов. Вершиной является написанная за два года до смерти “Эпическая” девятая симфония с одой “К радости”. Начинаясь трагически, симфония завершается светлыми образами.

Вольфганг Амадей Моцарт был классическим музыкальным композитором и виртуозом фортепиано, который в своей жизни создал 626 произведений мирского и духовного характера - оперы, симфонии, концертов, камерной музыки, масс и хоралов. Уже в детстве он выступал по всей Европе. Однако, когда он покинул должность придворного композитора в Зальцбурге, он не нашел более платного места для обеспечения существования своей семьи.

Людвиг ван Бетховен был выдающимся немецким композитором и высоким представителем первой венской школы классической музыки. Этот композитор и пианист был самой отличительной фигурой между классическими и романтическими периодами, но и одним из самых известных композиторов классической музыки всех времен. Некоторые из его лучших работ, включая симфонию, были созданы после того, как он стал почти полностью глухим. Среди других примечательных работ Бетховена - Соната №. 14, для Елизаветы или Эроики.

Диагноз для гения

Существует несколько объяснений болезни композитора. Одно из них - версия Ромена Роллана и парижского врача Маража.
По мнению доктора, болезнь началась с левой стороны и была вызвана повреждением внутреннего уха, откуда исходят различные ответвления слухового нерва. Мараж пишет: “Если бы у Бетховена был склероз, то есть если бы он был внутри и снаружи погружен в слуховую ночь начиная с 1801 года, то, возможно, чтобы не сказать - несомненно, он не написал бы ни одного из своих произведений. Но его глухота, лабиринтного происхождения, представляла ту особенность, что, отделяя его от мира внешнего, она зато поддерживала его слуховые центры в состоянии постоянного возбуждения, производя музыкальные вибрации и шумы”.
Люди с больным лабиринтом нередко слышат восхитительную музыку. Однако они ее не запоминают и не могут воспроизвести. Бетховен обладал цепкой памятью, которая позволяла ему эту музыку сохранять в воображении. К тому же он владел профессиональными навыками для ее “аранжировки”. Воспроизводить музыку композитор мог на своем фортепиано со специальным резонатором. Он брал палочку в зубы, вставлял в инструмент и улавливал колебания.
Мараж приходит к выводу: “При заболевании нервного слухового аппарата прежде всего страдает восприятие высоких тонов… Наконец, следует указать на субъективные расстройства слуха в виде жалоб на шум и восприятие мнимых звуков, характерных для начальной стадии некоторых заболеваний слухового нерва. Иногда подобные шумы вызываются сосудистыми заболеваниями, аневризмами, спазмами вблизи слухового нерва”.
Можно предположить, что если бы не было глухоты, то не было бы и Бетховена. Отгораживая его от внешнего мира, глухота способствовала концентрации внимания - необходимого для творчества. В творчестве композитору, по его словам, также помогала добродетель. Ее он придерживался всю жизнь. А главное - он был убежден, что создан для работы, которая не по плечу другим.

Итальянский композитор известен особенно для его опер, которые до сих пор остаются популярными. Его слава основана главным образом на оперной работе, которая является частью репертуара всех основных оперных театров мира. Его музыкальная карьера, однако, не началась гладко. Позже, после смерти жены и неудачи второй оперы, он впал в отчаяние и отказался от своей карьеры.

Говорят, что Бах и Шопен являются двумя самыми идиоматическими композиторами в истории. Однако музыка Шопена преуспела в том, что в некоторых местах она особенно сложна, и самой большой виртуозой была проблема. Сам Шопен защищал себя, говоря, что именно это делает его уникальным и диктует свой стиль. Музыка этого художника была неотъемлемой частью эпохи романтизма в музыкальной истории.