Это подробный обзор только самых важных мыслей из книги Михай Чиксентмихайи Поток, которые я выразила своими словами. Но вы же понимаете, что прочитав одну и ту же книгу каждый выделит главное для себя. Возможно то, что актуально для вас не актуально для меня, поэтому этого и нет в тезисах. Но, тем не менее, делюсь самым важным из прочитанного для меня и советую прочитать книгу Михай Чиксентмихайи Поток каждому.

1. Счастье - это состояние, которое каждый может вырастить и хранить внутри себя. Научившись контролировать свои эмоции и переживания каждый сможет влиять на качество жизни.

2. В процессе достижения цели, на пути к ней в какой-то момент человек перестает получать удовольствие от процесса. Мы сосредотачиваемся на своих целях, которые расположены в будущем, и перестаем жить здесь и сейчас и получать удовольствие сегодня.

3. Все проблемы из детства. Вот и Михай Чиксентмихайи пишет, что иррациональные поступки взрослых чаще всего становятся результатом проблем в детстве. Так, чтобы преодолеть тревожность, свойственную многим взрослым, необходимо стать независимым от социального окружения. Мышление в терминах социальных вознаграждений и наказаний приводит к возникновению зависимости от чужого мнения и стереотипов. Для обретения состояния счастья человеку необходимо научиться формировать и поддерживать вознаграждения внутри себя, развивать способность испытывать радость независимо от окружающих обстоятельств. Чтобы перестать зависеть от целей общества достаточно выстроить свою собственную систему целей, независимую от мнения большинства или навязанного из вне с определенными, чуждыми человеку, целями. Все, чему нужно научиться для обретения счастья это научиться наслаждаться и увидеть смысл жизни в самой течении жизни как таковой. Тогда никто не сможет ни управлять, ни навязывать ценности и приоритеты.

4. Человек, который не способен устоять перед такими искушениями как вкусная еда, секс, выпивка теряет способность управлять своей психической энергией. К примеру, алкоголики, объясняя свою тягу к спиртному оправдывают свои действия голосом природы, физической тягой, безысходным окружением. Тогда как объяснение тяги очень простое - желание избежать ответственности за свою жизнь.

5. Просто знание того, как избавиться от влияния окружающих мнений и суждений ничего не изменит, решительность и сила воли влияют здесь играют определяющую роль. Если знание применяется с целью изменить наши привычки и знания, то движение вперед становится медленным и болезненным.

6. На вопрос что может спасти от тревог и страха, автор книги отвечает просто: необходимо установить контроль над сознанием, позволяющим управлять качеством своего переживания.

7. Внешние события существуют для нас только в том случае, если мы их осознаем, сознание означает субъективно переживаемую реальность.

8. Чтобы научиться получать удовольствие и радость от созерцания картин, природы, обыденных предметов необходимо вложить немало психической энергии. Но без постоянной работы по совершенствованию умений и навыков невозможно достичь истинного наслаждения процессом. То же касается и музыки. Музыку важно не слу шать, а слы шать. Высокая концентрация позволяет получать удовольствие даже от тишины. Любое удовольствие: еда, музыка, секс, визуальные созерцания способны приносить радость только если человек контролирует процесс и вовлечен в него безоговорочно и полностью. Очень напоминает состояние .

9. Если заниматься и уделять внимание какой-либо задачи против своей воле, то психическая энергия будет тратиться понапрасну. Это касается как навязанного действия (попросили), так и к нелюбимой работы.

10. Для возникновения состояния потока у семьи должна быть общая целей, ценностей и приоритетов. Кроме долгосрочных целей должен быть сформулированный комплекс задач. Если цели в семье разные, то достичь потокового состояния практически невозможно.

11. Способность находить в неприятностях и откровенных несчастьях позитивную сторону - талант и редкий дар. Это касается и обычных неприятностей, связанных с потерей денег, друзей,работы и т. д. И глобальных событий, связанных с потерей здоровья. Таких людей Михай Чиксентмихайи называет аутотелическими личностями.

12. Аутотелические личности преобразует переживания, влекущие энтропию, в состояние потока. Такие люди придерживаются следующих правил: ставят цели, полностью погружаются в деятельность, уделяют внимание происходящему вокруг, учится радоваться сиюминутным переживаниям.

13. Внутренний конфликт у человека может возникнуть из-за того, что за психическую энергию борются много противоречащих желаний и целей. Прекратить конфликт можно только оделив важные цели от второстепенных и построить иерархию приоритетов между ними. Достичь этого можно двумя способами: vita activa — жизнь в действии или vita contemplativa - путь размышлений. Посредством vita activa человек постигает состояния потока через полное погружение в решение конкретных внешних задач.

14. Прежде чем вложить существенную часть психической энергии в какое-либо дело или цель спросите себя: действительно ли я хочу этим заниматься? Доставляет ли это мне истинное удовольствие? Смогу ли я в будущем наслаждаться достижением цели или результатом достигнутой цели? Стоит ли это дело цены, которую придется заплатить за достижение цели? Смогу ли я жить в мире с собой когда цель уже будет достигнута?

15. При условии, что цель выбрана правильно и есть решимость не сдаваться при первых трудностях, высокая сосредоточенность на своих действиях и событиях вокруг себя, времени на то, чтобы быть несчастным просто не останется.

16. Животные не могут сами себе причинить страдание, как это делает человек, находя причины извне быть несчастным. Психика животных не настолько развита, чтобы чувствовать отчаяние и негодование даже тогда, когда все их потребности полностью удовлетворены. Человек испытывает психическую энтропию именно потому, что способен видеть в том числе цели, которые он не способен достичь. Разум человека способен осознавать не только актуальное положение вещей, но и потенциально возможное. В условиях множества задач человек впадает в тревогу, а при их отсутствии начинает скучать.

17. Чтобы в страданиях обрести цель нужно увидеть в них задачу себе по целям. Например, если человек сирота, которую обделяли в детском доме или не выдали полагающуюся недвижимость, то он может обозлиться или использовать полученный негативный опыт и стать, например, адвокатом, защищающим права сирот. К такому исходу сложностей и проблем в жизни следует стремиться каждому!

Вам так же будет интересно

17 важных выводов из книги Михай Чиксентмихайи Поток. Психология оптимального переживания

Создать максимум возможностей для счастья - вот главная задача современного государства. И в мировые лидеры выйдут те страны, которым это удастся, считает психолог Михай Чиксентмихайи. Он знает, о чем говорит: ведь он открыл «поток» - вероятно, самую доступную и самую полезную форму счастья.

Михай Чиксентмихайи спускается в холл отеля ровно в назначенное для интервью время - как раз в момент, когда портье уверяет меня, что гостя с такой фамилией нет. «Это нормально, - улыбается Чиксентмихайи. - Я давно привык, что ни выговорить, ни записать мое имя никто не в состоянии. Вот и решил спуститься, чтобы вам не пришлось искать меня весь день».

Пожалуй, он немного преувеличивает. Имя Михая Чиксентмихайи - одно из самых известных в сегодняшней науке. Его без запинки выговаривают студенты и преподаватели факультетов психологии всего мира, на него ссылаются в сотнях современных психологических исследований. Газета New York Times назвала его «ученым, который одержим счастьем». Точнее, пожалуй, не скажешь.

Psychologies:

Изменились ли за прошедшие десятилетия ваши представления о потоке?

Михай Чиксентмихайи:

Идеи потока зажили уже отдельной от меня жизнью, но я продолжаю следить за тем, что происходит в этой области. Недавно выяснилось, что точка равновесия между навыками и усилиями, когда мы максимально вовлечены и погружены в то, что делаем, на самом деле сдвинута в сторону сложности, в сторону вызова. Мне кажется, это важная находка.

Мы предпочитаем находиться в ситуации, когда нужно напрягаться немного больше, чем нам под силу, чтобы обрести умения, необходимые для решения задачи. Конечно, на работе мы скорее предпочтем находиться в зоне контроля - так спокойнее, - но в спорте, например, наша природа стремится преодолевать сложности, превзойти себя. В этом, возможно, ключ ко многим проблемам нашей взрослой жизни. Мы все время нуждаемся в том, чтобы у нас были новые вызовы, новые сложные задачи.

Спорт располагает к потоку. А как еще можно достичь этого состояния?

Это может показаться странным, но работа, которую мы привыкли считать трудной, но необходимой обязанностью, во многом организована по тем же законам, что и игра. Есть цель, есть сроки, и есть необходимость проявить себя с самой лучшей стороны. В таких условиях состояние потока очень даже достижимо. А вот, например, в семейной жизни достичь его гораздо труднее. Тут всего слишком много, все слишком хаотично, задачи наползают одна на другую, четких сроков и ясных целей нет.

Меня часто спрашивают: «Что делать? Мне хочется чаще испытывать состояние потока, но мне стыдно тратить время на себя, потому что есть много важных вещей, которыми нужно заниматься». Об этом обычно говорят женщины. На них лежит больше забот: и семья, и дети, и дом, и работа.

Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно

В такой ситуации вероятность конфликта интересов, конечно, выше. Если состояние потока, например, приносит вязание на спицах, то, садясь за вязание, когда дети ходят на головах, квартира не убрана, ужин не приготовлен, счета не оплачены, женщина, конечно, нарушает баланс между различными сторонами жизни.

Наша задача - научиться быть счастливыми, делая то, что не входит в круг наших естественных потребностей, создавая нечто за пределами того, что нам дала природа. Платон еще две тысячи лет назад говорил, что главное - научить молодежь быть счастливой, делая то, что нужно. Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно. Но если мы несчастливы в этом, то мы вообще не будем счастливы. Значит, мы должны научиться получать это удовольствие, понять, как это делать.

Вам удалось научить этому ваших детей?

Для начала нужно увлечь их, пробудить интерес, показать, что усилия могут приносить радость. У нас с женой два сына. Когда они были маленькими, мы часто ходили в зоопарк. И каждый раз у детей была задача: найти зверя с самыми большими рогами, например. Или с самым длинным хвостом. Этой игры хватило на пару лет увлекательных семейных уик-эндов.

Но потом дети подросли - и заявили, что им жалко животных в клетках. Игра закончилась, пришлось изобретать что-то новое. Когда мы отправлялись в долгие поездки на машине, дети выступали штурманами. Составляли заранее карту маршрута, выясняли, какие интересные места или здания можно увидеть по дороге. Естественно, это требовало от них усилий, подготовки. Но они были счастливы, им это очень нравилось!

И что еще очень важно - они ощущали свою причастность к жизни семьи, свою ответственность за подготовку общего путешествия. А это, может быть, главное, чего не хватает современным детям для счастья. Чувство важной роли в жизни - вот чего не хватает детям, когда все достается им упакованным и готовым к употреблению.

Вернемся к потоку. Всегда ли позитивно это состояние?

Стоит отличать поток от состояний, которые могут быть на него очень похожи, но им не являются. Возьмите футбол. Когда мальчишки часами гоняют мяч во дворе, не замечая разбитых коленей и жажды, - это, конечно, поток. Но чем выше уровень игры, тем меньше шансов его достичь. Появляются соображения денег, престижа, боязнь ошибки, которая дорого обойдется, - и поток уходит. Остается его имитация. Знаете, чем это кончается?

То же и с музыкантами. В свое время Ассоциация симфонических оркестров США пригласила меня разобраться, почему многие музыканты - настоящие мастера! - со временем не только не совершенствуются, но начинают играть даже хуже. И знаете что я выяснил? Что эти музыканты легко достигают состояния потока - например, когда вечером собираются с друзьями на импровизированный джазовый джем-сейшн.

Если работа жестко контролируется, даже занятия, которые могут приносить состояние потока, становятся работой из-под палки

Это не значит, что они любят джаз и не любят Баха или Бетховена, нет-нет. Они очень любят классику. Чего они не любят - так это отсутствия выбора. Когда дирижер требует играть так, а не иначе, когда репертуар, график выступлений и репетиций расписаны на год вперед - уходит свобода. А с ней и возможность раствориться в том, что мы делаем.

Если наша работа жестко контролируется, если есть стандарты, которым всегда необходимо соответствовать, - даже занятия, которые могут и должны приносить состояние потока, становятся работой из-под палки.

И все же, если мы говорим об истинном, настоящем потоке: всегда ли он позитивен?

Нет. Например, вы и сами наверняка знаете, как много людей, участвовавших в боевых действиях, не могут найти себя, возвращаясь из армии. В бою они пережили состояние потока - такое часто случается. И повторить его в мирной жизни они не могут. Да, эти люди могли сражаться за высшие идеалы и защищать родину, но это не отменяет того факта, что они пережили состояние потока, стреляя в других людей.

Когда человек не способен достичь потока в повседневной жизни, это очень опасно. Он может начать искать другие способы. И найти свой поток в грабеже или убийстве - к несчастью, это возможно. Дети рождаются с биологической потребностью получать удовольствие.

Главная задача - понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь

И испытывают его не только от чтения стихов, но и от драки во дворе тоже. Очень важно научить их получать удовольствие, если хотите - достигать потока - в действиях полезных, а не опасных для них и для окружающих.

Пожалуй, для меня лично в этом и состоит главная задача. Понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь.

Вы, так много узнав о счастье и способах достижения потока, можете назвать себя счастливым человеком?

Думаю, что по большей части да. Хотя точно могу сказать, что состояния потока в моей жизни было гораздо больше до того момента, как я начал его изучать. Мне звонят и пишут женщины, отчаявшиеся победить наркоманию своих детей. У меня спрашивают дети, можно ли побороть болезнь Альцгеймера у их родителей... Многие люди обращаются ко мне с вопросами, которые вне моей компетенции. Я просто не знаю, что им сказать, но чувствую себя обязанным сказать хоть что-то. Я все меньше принадлежу себе. Но с другой стороны, это ведь и свидетельство того, что мои идеи кому-то нужны. В общем, наверное, я все-таки счастлив.

Усилиями позитивных психологов счастье из абстрактного идеала превратилось в объект изучения. Выходят десятки книг о том, как его достичь. Они действительно полезны?

Понимаю ваш скепсис. Книг о том, как снизить вес, в Америке выходит еще больше, а результаты - сами знаете... Но дело тут не в книгах, а в нас самих. Мы должны пытаться изменить себя, должны формировать новые привычки и расставаться со старыми, мы должны действовать. Иначе ничего не выйдет.

Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое

Это ведь очень просто: возьмите самую лучшую поваренную книгу и прочтите ее хоть десяток раз. И что, у вас на столе образуется французский петух в вине или русский бефстроганов? Да нет же, конечно, - до тех пор, пока вы их не приготовите!

Причем начать придется с азов: выбрать продукты, разделать мясо или птицу, почистить овощи. Информация должна быть преобразована в действие. Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое. И некоторым из нас может не хватать ловкости, координации движений, да мало ли чего еще.

Значит ли это, что некоторые из нас так и не смогут стать счастливыми людьми, никогда этому не научатся?

Достичь счастья - это вопрос именно действия. Мои исследования, например, показали, что людям, которые испытали жестокое обращение в детстве или страдали от недостатка любви, может быть сложнее достичь состояния потока. Однако это не значит, что не нужно пытаться.

Мне было 10 лет, когда закончилась Вторая мировая война, и я видел, как мало людей смогли психологически пережить потери, хаос, как они были ранимы перед лицом внешних сил. Но сегодня есть чрезвычайно интересные работы, в которых психологи брали интервью у тех, кто лишился зрения либо оказался парализован. И представьте, эти люди очень часто говорили, что чувствуют себя счастливыми.

Это звучит невероятно, но у меня есть простое объяснение. Потеряв зрение или возможность ходить, человек оказывается вынужден снова учиться жить, искать совсем новые стратегии и модели поведения. Все приходится открывать заново. И в процессе этого открытия часто формируются навыки и привычки, которые позволяют достичь счастья.

Кто-то может сказать, что нельзя сравнивать счастье слепого и зрячего человека. Разумеется, нельзя, но счастье вообще нельзя сравнивать. Оно свое для каждого, и если человек, лишившись зрения, может ощущать себя счастливым, то, значит, так оно и есть. Конечно, отсюда не следует, что ради достижения счастья всем нам придется ослепнуть. Следует отсюда лишь то, что мы в силах вырабатывать нужные модели поведения. И значит - учиться быть счастливыми.

Найти соразмерность

«Поток» - особое состояние оптимального переживания, которое достигается через полное слияние человека с его деятельностью, когда вместо усталости он чувствует прилив энергии. В состоянии потока мы не замечаем времени, забываем о голоде и жажде, не помним о социальных ролях, растворяясь в действии, которое кажется нам важным и интересным. Теория потока возникла в 1990 году и стала результатом многолетних наблюдений Михая Чиксентмихайи за людьми творческих профессий, однако это состояние доступно отнюдь не только творцам. В потоке бывают математики и мясники, альпинисты и торговцы рыбой. Главное условие - соразмерность сложности задачи и уровня наших умений. Если умений недостаточно, восторг быстро сменяется чувством бессилия. Если задача слишком проста, приходит скука. Если же оптимальный баланс достигнут, то удовольствие, усилия и смысл вместе приносят нам активное состояние радости.

Текущая страница: 1 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Михай Чиксентмихайи
Поток: Психология оптимального переживания

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства
(предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я », «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток». Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.

Книга Чиксентмихайи, как и другие его работы, не оставляет камня на камне от этой сладкой лжи. Он утверждает: человечество развивается. Мир, в котором мы живем, становится все сложнее, и человеческий ответ на этот вызов сложности – не прятать голову в песок, а самим становиться все более сложными, более уникальными и одновременно все более связанными с другими людьми, идеями, ценностями и социальными группами. Радость потока – это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных осмысленных задач, и которую другим способом получить невозможно. В отличие от уровня жизни, качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой – вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не имеет цены. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружающей нас повседневности».

Мы часто повторяем старую поговорку: «Каждый человек – кузнец своего счастья», обычно забывая при этом, насколько сложно и трудоемко кузнечное ремесло. Полвека назад Эрих Фромм в своем философско-психологическом супербестселлере «Искусство любить» сумел убедить нас, что любовь – не просто пассивное переживание, которое «нечаянно нагрянет», а активное отношение – не существительное, а глагол. Чиксентмихайи в некотором смысле повторяет его путь применительно к другому столь же важному явлению нашей жизни – счастью. Он напоминает: счастье – это не то, что просто случается с нами (happiness is not something that just happens), это и искусство, и наука, это то, что требует и усилий, и своеобразной квалификации. Зрелая, сложная личность не счастливее незрелой, но счастье у нее другого качества. Масштаб личности не связан с шансами на счастье, но связан с масштабом этого счастья. Бывает счастье попроще, более доступное, штампованное, одноразовое, а бывает сложное, неповторимое, ручной ковки. И все, в конечном счете, зависит от нас. Об этом рассказывает эта, не побоюсь этого слова, великая книга – о жизни в ее полной, не открывающейся недостаточно внимательному взгляду глубине и перспективе.

Дмитрий Леонтьев,

доктор психологических наук,

профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,

зав. лабораторией позитивной психологии и качества жизни НИУ-ВШЭ

Предисловие автора к русскому изданию

«Поток» был впервые опубликован в США в 1990 году, и с тех пор его перевели на 30 языков, в том числе на такие, о существовании которых я даже не подозревал. Причина популярности этой книги проста: в ней говорится о важном явлении, знакомом практически любому читателю, однако на тот момент обойденном вниманием психологов.

Когда я начинал писать о состоянии потока, в психологии господствовал бихевиоризм, утверждавший, что люди, как и крысы, и обезьяны, расходуют энергию только при условии уверенности в том, что их поведение будет вознаграждено какими-нибудь внешними изменениями: уменьшением боли, появлением еды или еще каким-нибудь желательным результатом.

Мне казалось, что эта теория – вполне полезная в общем смысле – игнорирует некоторые из важнейших мотивов человеческого поведения. Глядя на то, как сторонники бихевиоризма или психоанализа пытаются объяснить, почему люди прилагают столько усилий, чтобы сочинять стихи, музыку, зачем они танцуют, зачем с риском для жизни покоряют горные вершины или в одиночку переплывают океан в маленькой лодке, я видел, что их теоретические построения становятся все более запутанными и невероятными, и они начинали напоминать мне астрономов, пытавшихся объяснить движение планет в рамках системы Птолемея.

Проблема заключалась в том, что психологи, применяя научный подход к человеческому поведению, увлеклись существующими механистическими объяснениями и упустили из виду, что поведение человека представляет собой совершенно особый феномен, процесс, эволюционировавший в сторону большей автономии, большей произвольности и ориентации на развитие, чем все материальные процессы, изучавшиеся учеными ранее. Пытаясь придерживаться научных принципов, психологи парадоксальным образом забыли самое первое правило чистой науки: подход к пониманию любого явления должен соответствовать природе наблюдаемых феноменов.

В этом отношении гуманитарные науки оказались значительно более пригодными для исследования сути человеческой природы, чем научная психология. Поэты, писатели, философы и некоторые психологи, как, например, Абрахам Маслоу, уже давно заметили, что, если человек занимается деятельностью, в которой он добился совершенства, такое занятие становится вознаграждением само по себе. Почти 600 лет назад Данте Алигьери написал в своем политическом трактате «О монархии» (De Monarchia):

…В каждом действии… главное намерение совершающего его есть выражение своего собственного образа; поэтому любой делающий, что бы он ни делал, наслаждается своим действием. Поскольку все сущее стремится к существованию и через действие делающий раскрывает свое бытие, то действие несет наслаждение по своей природе…

Состояние потока возникает, когда мы делаем что-то, в чем выражается наша сущность. Именно это Толстой описывает на страницах «Анны Карениной», когда Константин Левин с завистью наблюдает за своими крестьянами, ритмично и слаженно машущими косами между рядами пшеницы. Именно это чувствуют музыканты, с головой погружающиеся в исполняемое ими произведение; спортсмены, приближающиеся к пределу своих возможностей; любой работник, если он сознает, что отлично справляется со своим делом. Этот опыт представляет собой не какой-то странный побочный продукт деятельности человеческой психики. Скорее, можно утверждать, что это эмоциональная составляющая реализации человеком своих возможностей, передний край эволюции. Потоковые переживания заставляют нас идти дальше, достигать новых уровней сложности, искать новые знания, совершенствовать свои умения. Во многом это именно тот двигатель, благодаря которому произошел переход от гоминид, озабоченных лишь своим выживанием, к homo sapiens sapiens , который не боится рисковать и, чтобы чувствовать себя лучше, должен больше уметь .

За двадцать лет, прошедших со дня первого издания этой книги, понятие потока использовалось самым разным, порой довольно неожиданным образом. Например, в январском выпуске журнала New Scientist написано, что все дизайнеры видеоигр стремятся вызывать у пользователей своей продукции состояние потока, и это преподносится как общеизвестный факт. Терапевты рекомендуют переживание потока в качестве лечения хронических болей при ревматическом артрите. Это понятие используется при подготовке спортсменов-олимпийцев, в проектах новых школ и музеев.

Но в конечном счете эта книга – всего лишь попытка понять, что делает нашу жизнь более радостной и достойной того, чтобы жить. Она была написана не для профессиональных психологов, но для каждого, кто хочет наполнить свою жизнь смыслом. То есть для вас.

Клермонт, Калифорния. Январь 2011 г.

Предисловие 1990 г.

Эта книга обобщает результаты многолетних исследований, посвященных позитивным аспектам человеческого опыта – радости, творчеству, полной поглощенности жизнью, которую я называю потоком . Она написана для широкой аудитории. Такой шаг таит в себе некоторую опасность, поскольку выход за рамки академической прозы может повлечь за собой небрежность или излишний энтузиазм. Однако книга, которую вы держите в руках, не относится к популярной литературе, дающей читателям советы, как стать счастливым. Это было бы заведомо невозможно, потому что счастливая жизнь – всегда результат творчества конкретного человека, она не может быть воссоздана по рецепту. Вместо этого я попытался сформулировать общие принципы и проиллюстрировать их примерами того, как некоторые люди с помощью этих принципов смогли превратить скучную и бессмысленную жизнь в жизнь, полную радости.

На этих страницах не обещается простых и коротких путей. Но заинтересованные читатели смогут найти достаточно информации, которая поможет им перейти от теории к практике.

Чтобы книга была как можно более доступной и простой для восприятия, я старался избегать примечаний, сносок и других средств, которые обычно используются учеными в своих работах. Я попытался представить результаты психологических исследований и идеи, основанные на интерпретации этих результатов, в такой форме, чтобы любой образованный читатель смог оценить их и применить к собственной жизни, независимо от того, есть ли у него специализированные знания по этому предмету.

Для тех, кто заинтересуется научными источниками, на которых основаны мои выводы, я написал довольно обширные примечания в конце книги. Они не привязаны к какой-то конкретной сноске, но соотносятся со страницей, где обсуждается та или иная проблема. К примеру, на самой первой странице упоминается счастье. Читатель, которому станет интересно, на чьих работах основаны мои умозаключения, может обратиться к примечаниям, начинающимся на странице 359, и, посмотрев на ссылку к странице 1, найти краткие сведения о взглядах на счастье Аристотеля, а также о современных исследованиях данной темы, с соответствующими цитатами. Примечания можно читать как вторую, очень сжатую и наполненную техническими подробностями версию изначального текста.

В начале любой книги принято выражать свою благодарность тем, кто способствовал ее созданию. В данном случае это невозможно, поскольку список имен был бы почти такого же размера, как и сама книга. Однако некоторым людям я особенно благодарен и хочу воспользоваться возможностью выразить свои чувства. Прежде всего, это Изабелла, которая как жена и как друг делает мою жизнь богаче вот уже двадцать пять лет, а ее редакторские советы помогли улучшить эту книгу по форме. Марк и Кристофер, наши сыновья, от которых я научился, наверно, столь же многому, как и они – от меня. Джейкоб Гетцельс, мой постоянный учитель. Среди коллег и друзей я хотел бы особенно отметить Дональда Кэмпбелла, Ховарда Гарднера, Джин Хамилтон, Филиппа Хефнера, Хироаки Имамуру, Дэвида Киппера, Дуга Кляйбера, Джорджа Кляйна, Фаусто Массимини, Элизабет Ноэль-Нойман, Джерома Сингера, Джеймса Стиглера и Брайана Саттон-Смита – все они так или иначе помогали мне, вдохновляли и поддерживали.

Хочется также назвать имена моих бывших студентов и сотрудников, которые внесли особенно значительный вклад в исследования, лежащие в основе идей, развиваемых на этих страницах. Это Рональд Грэф, Роберт Кьюби, Рид Ларсон, Джин Накамура, Кевин Рэтхунде, Рик Робертсон, Икуйя Сато, Сэм Уэлен и Мария Вонг. Джон Брокман и Ричард Кот оказывали профессиональную поддержку этому проекту и помогали мне с самого начала и до конца. И наконец, я должен поблагодарить Фонд Спенсера, щедро поддерживающий наши исследования на протяжении десяти лет. Я особенно благодарен бывшему президенту Фонда Х. Джеймсу и нынешнему его президенту – Л. Кримину, а также Мэрион Фэлдет, вице-президенту. Разумеется, никто из вышеупомянутых людей не отвечает за те недостатки, которые, возможно, встретятся вам в книге, – это исключительно моя ответственность.

Чикаго. Март 1990 г.

1. Новый взгляд на счастье

Введение

Еще 2300 лет назад древнегреческий философ Аристотель пришел к заключению, что более всего на свете человек желает счастья. Только к счастью мы стремимся ради него самого, а любые другие цели – здоровье, богатство, красота или власть – важны для нас только в той мере, в какой мы ждем, что они сделают нас счастливыми. Многое изменилось с тех пор. Накопленные нами знания о звездах и об атомах неимоверно увеличились. Древнегреческие боги выглядели бы беспомощными детьми по сравнению с современным человечеством и силами, которыми оно овладело. И все же в вопросах счастья мало что изменилось с тех пор. Мы не лучше, чем Аристотель, знаем, что такое счастье, а в том, что касается его достижения, прогресса не заметно вовсе.

Несмотря на то что мы теперь стали здоровее и живем дольше, на то, что даже наименее обеспеченные в нашем обществе окружены сегодня такими материальными благами, которые и не снились нашим предкам несколько десятилетий назад (во дворце Людовика XIV было лишь несколько туалетов, стулья были редкостью в самых богатых домах средневековья, и ни один римский император не мог спастись от скуки, включив телевизор), несмотря на все наши потрясающие научные достижения, люди часто приходят к ощущению, что их жизнь потрачена впустую, и, вместо того чтобы быть наполненными счастьем, годы прошли в тревоге и скуке.

Потому ли это, что истинный удел сынов человеческих – вечно оставаться неудовлетворенными, ибо каждый желает больше, чем в состоянии получить? Или наши даже самые яркие мгновения отравляет чувство, что мы ищем счастья не там, где нужно? Эта книга, опираясь на средства современной психологии, исследует эту древнюю проблему: что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Если мы сможем приблизиться к ответу на этот вопрос, возможно, нам удастся так построить нашу жизнь, чтобы в ней стало больше счастья.

За двадцать пять лет до начала моей работы над этой книгой я сделал одно маленькое открытие и все эти годы пытался осознать, что же я открыл. Строго говоря, назвать открытием то, что пришло мне в голову, было бы неправильно – люди знали это с незапамятных времен. Но тем не менее это слово вполне уместно, поскольку то, что я обнаружил, не было описано и теоретически объяснено соответствующей областью науки – в данном случае психологией. Исследованиям этого неуловимого феномена я посвятил последующую четверть века.

Я «открыл», что счастье – это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации. Счастье – это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Счастье нельзя обрести, сознательно задавшись такой целью. «Спросите себя, счастливы ли Вы, и в ту же минуту счастье ускользнет от Вас», – говорил Дж. Милль. Мы находим счастье, только полностью погрузившись в те мелочи, из которых состоит наша жизнь, хорошие и плохие, но не пытаясь искать его напрямую. Известный австрийский психолог Виктор Франкл в предисловии к своей книге «Человек в поисках смысла» блестяще выразил эту мысль: «Не стремитесь к успеху любой ценой – чем больше вы фиксированы на нем, тем труднее его достичь. Успеха, как и счастья, нельзя достичь, они приходят сами собой <…> как побочный эффект направленности человека на что-то большее, чем он сам».

Так как же приблизиться к этим ускользающим от нас целям, к которым нет прямой дороги? Мои двадцатипятилетние исследования убедили меня, что способ есть. Эта извилистая тропка начинается с обретения контроля над содержанием нашего сознания.

Наше восприятие жизни есть результат действия различных сил, придающих форму нашим переживаниям, влияющих на то, хорошо нам или плохо. Большинство этих сил – вне нашего контроля. Мы мало что можем сделать в плане изменения нашей внешности, темперамента или телосложения. Мы не можем, по крайней мере сейчас, определять, насколько высокими или умными мы вырастем. Мы не можем выбирать родителей, место рождения; не в нашей власти решать, будет ли война или экономический кризис. Инструкции, заложенные в наших генах, сила тяготения, пыльца в воздухе, исторический период, когда мы родились, – эти и бесчисленные другие события определяют то, что мы видим, чувствуем и делаем. Неудивительно, что мы верим, что наша судьба полностью определяется чем-то вне нас.

Но всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущали не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром в нашей жизни.

Это мы и называем оптимальным переживанием . Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волной и паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в жилах морехода. Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу, и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз улыбается в ответ на его улыбку. Это, однако, происходит не только тогда, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например, пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус разделенной с товарищем краюхи хлеба.

Вопреки распространенному мнению такие моменты – по сути, лучшие моменты нашей жизни – приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например, после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Мы сами порождаем оптимальное переживание – когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем. Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, чтобы через них раскрыть себя.

Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие – разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости – и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни. Обретение контроля над собственной жизнью – нелегкое дело, иногда сопряженное с болью. Однако в конечном счете оптимальные переживания складываются в ощущение овладения собственной жизнью, вернее даже, в ощущение причастности к определению содержания своей жизни. Это переживание наиболее близко к тому, что мы обычно называем «счастьем».

В ходе моих исследований я пытался как можно точнее выяснить, что же испытывают люди в минуты наивысшей радости, упоения жизнью, и почему это происходит. Мои первые исследования охватывали несколько сотен «экспертов» – художников, спортсменов, музыкантов, шахматистов, хирургов – тех, кто очевидно тратил время на те занятия, которые им нравились. На основании их рассказов о том, что они ощущают, занимаясь любимым делом, я разработал теорию оптимального переживания. Эта теория основывалась на понятии потока – состояния полной поглощенности деятельностью, когда все остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим.

Руководствуясь этой теоретической моделью, участники моей исследовательской группы в Чикагском университете, а позже и мои коллеги в разных странах мира, опросили тысячи людей самых различных занятий и профессий. В результате выяснилось, что оптимальные переживания описываются людьми одинаково вне зависимости от возраста, пола или принадлежности к той или иной культуре. Переживание потока не было привилегией членов элитарных индустриальных обществ. Оно описывалось, по сути, теми же словами и пожилыми кореянками, и жителями Таиланда и Индии, и подростками из Токио, и пастухами индейского племени навахо, и фермерами из итальянских Альп, и рабочими сборочных конвейеров в Чикаго.

Вначале наши данные сводились к интервью и опросникам. Чтобы добиться более высокой точности регистрации субъективных переживаний, мы постепенно разработали новый метод, который назвали «метод выборки переживаний» (Experience Sampling Method). В ходе исследования по этому методу испытуемый должен в течение недели всюду носить с собой специальный пейджер. На пейджер с помощью радио в случайное время суток, примерно восемь раз в день, посылались сигналы. Получив сигнал, испытуемый должен был записать, как он себя чувствовал и о чем он думал в этот момент. В конце недели мы получали «нарезку» фрагментов жизни каждого испытуемого, составленную из случайно выбранных кусочков. В результате были накоплены сотни тысяч подобных «срезов переживаний», сделанных в различных частях света, на которых и основаны выводы этой книги.

Исследования состояния потока, начатые мною в Чикагском университете, распространились сегодня по всему миру: ими занимаются в Канаде, Германии, Италии, Японии и Австралии. Наиболее обширный на сегодня банк данных за пределами Чикаго собран в Италии, в Психологическом институте медицинского факультета Миланского университета. Понятие потока признают полезным психологи, занимающиеся изучением счастья, удовлетворенности жизнью и внутренней мотивации, социологи, видящие в нем противоположность аномии и отчуждению, и антропологи, изучающие ритуалы и состояния коллективной эйфории.

Но поток – это не только объект академических исследований. Уже через несколько лет после первой публикации теорию потока стали активно применять в ряде прикладных областей. Теория потока может указать путь там, где ставится целью повышение качества жизни. Она стимулировала разработку экспериментальных программ в общеобразовательных школах, бизнес-тренингов, создание товаров для досуга и развлечения. Теория потока также используется для поиска новых идей и практик в клинической психотерапии, в перевоспитании малолетних преступников, в организации досуга в домах престарелых, в проектировании музейных выставок, в трудотерапии инвалидов. Все это появилось в течение двенадцати лет после выхода первых статей о потоке в научных журналах. Сегодня есть основания полагать, что влияние этой теории будет в ближайшие годы продолжать расти.

  • Поток - состояние оптимального переживания человека, полное слияние со своим делом. Приносит чувство воодушевления и особую радость.
  • Невзирая на различие культурных уровней, все люди описывают состояние радости примерно одинаково.
  • Люди, научившиеся контролировать свои переживания, могут сами влиять на качество своей жизни.

Три десятилетия назад в психологии родился и быстро завоевал популярность термин, который вызывает ассоциации с чем угодно, только не с академической наукой, - «поток» (flow). Это состояние оптимального переживания человека - полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…

Психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил его, исследуя жизнь творческих личностей, но «поток» - не исключительное достояние каких-то особых людей. «Поток» не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. А состояние «потока» - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.

Господство над судьбой

Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.

Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода. Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.

Это, однако, происходит не только, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба.

Счастье

Счастье - это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от того, как мы их интерпретируем.

Счастье - это состояние, к которому каждый должен готовиться, выращивать его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Оптимальное переживание

Вопреки распространенному мнению, лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного восприятия. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в усилии добиться чего-то трудного и ценного.

Как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов

Мы сами порождаем оптимальное переживание: когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем.

Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, через которые можно раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости - и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни.

Любимое дело

Первой неожиданностью была высокая схожесть ощущений, испытываемых людьми во время того, когда они занимались своим любимым делом и у них это хорошо получалось. Так, пловец, пересекающий пролив Ла-Манш, испытывал чувства, очень похожие на те, которые переживал шахматист во время напряженного турнира, или на те, что испытывал альпинист, преодолевающий трудный участок скалы на пути к вершине.

О подобных впечатлениях рассказывал и музыкант, работающий над сложным музыкальным пассажем, и чернокожий подросток из бедных кварталов Нью-Йорка, участвующий в финале баскетбольного первенства, и многие, многие другие.

Невзирая на различие культурных уровней, степень экономического благосостояния, люди описывали состояние радости одинаково

Второй неожиданностью было то, что, невзирая на различие культурных уровней, степени экономического благосостояния, социальной принадлежности, пола, возраста этих людей, все они описывали состояние радости примерно одинаково. Их занятия при этом весьма различались: пожилой кореец медитировал, молодой японец носился на мотоцикле с бандой рокеров, жительница альпийской деревни ухаживала за животными, но описание переживаний почти совпадало.

Более того, объясняя, почему это занятие приносит им радость, люди указывали на сходные причины. Можно с уверенностью сказать: как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов.

Радость в повседневности

В ходе развития человечества каждая культура вырабатывала определенные защитные механизмы, облегчающие человеку его существование. Сюда относятся и религия, и искусство, и философия. Одной из их задач было помочь человеку справиться с разрушающим воздействием вселенского хаоса, помочь поверить, что человек может контролировать то, что с ним происходит, помочь почувствовать удовлетворение жизнью и судьбой.

Однако подобные механизмы обеспечивают только временную защиту. Со временем устоявшиеся религиозные верования «изнашиваются», утрачивая способность обеспечивать необходимое нам душевное спокойствие.

Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления

Лишенные духовной опоры, люди часто находят решение проблемы удовлетворенности жизнью в коллекционировании всевозможных удовольствий и развлечений, основанных на генетических программах или определяемых обществом. Многие сегодня идут по жизни, руководствуясь жаждой богатства, власти или секса.

Однако качество жизни нельзя повысить таким способом. Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности.

Придать смысл

Для того чтобы превратить всю свою жизнь в одно яркое и захватывающее «потоковое» переживание, недостаточно просто научиться контролировать содержание своего сознания в каждый данный момент. Необходимо также иметь глобальную систему взаимосвязанных жизненных целей, которая способна придать смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек.

Если просто переключаться с одного вида потоковой деятельности на другой без всякой связи между ними и без всяких глобальных перспектив, то очень вероятно, что, оглянувшись назад на прожитую жизнь, вы не обнаружите в ней смысла. Задача теории «потока» - научить человека достигать гармонии во всех своих начинаниях.

Цели - в себе

«Аутотелической личностью» мы называем человека, способного превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи. Это человек, который никогда не скучает, редко тревожится, обращает внимание на то, что происходит вокруг него, а взявшись за какое-либо дело, легко увлекается им, входя при этом в состояние потока.

Сам термин «аутотелическая личность» обозначает «личность, цели которой находятся в ней самой», он отражает самодостаточность, автономность личности, ее способность самостоятельно ставить цели. Для большинства людей цели, как правило, задаются биологическими инстинктами или формируются обществом, то есть источники целей находятся «вовне».

У аутотелической личности большая часть целей вытекает из сознательной оценки своих переживаний и отражает ee истинные потребности. Аутотелическая личность способна трансформировать хаос внешней среды в опыт «потока».

Жить «вопреки»

Примеры того, как люди находят в жизни «поток», несмотря на выпавшие им несчастья, собрал и обработал профессор Миланского университета Фаусто Массимини. В одну из изучаемых им групп входили молодые люди, в результате травм или несчастных случаев получившие паралич конечностей. Одним из самых неожиданных результатов его исследований было то, что даже спустя годы после происшедшего с ними несчастья эти люди неоднозначно оценивали трагический случай, изменивший их жизнь.

С одной стороны, это была трагедия. Но с другой, именно она открыла для них неведомый, намного более совершенный мир - мир «ограниченного выбора». Те пациенты, которые смогли справиться с новыми задачами и проблемами, возникшими вследствие их увечья, говорили о появлении у них ясных и отчетливых целей в жизни, которых не было раньше. При этом молодые люди испытывали настоящую гордость от того, что научились жить не «благодаря», а «вопреки».

Восемь компонентов «потока»

Когда люди описывают свои переживания в моменты радости, они упоминают как минимум один из следующих компонентов (а нередко и все восемь):

  • Выполнимость деятельности, достижимость цели, решаемость задачи.
  • Возможность сконцентрироваться на том, что человек делает.
  • Четкие цели.
  • Четкая и немедленная обратная связь для корректировки движения к цели.
  • Полная поглощенность проблемой, освобождение сознания от забот и тревог повседневной жизни.
  • Ощущение полного контроля за происходящим.
  • Отсутствие у человека в потоке мыслей о себе самом (однако после того, как человек побывал в «потоке», его индивидуальность становится более сильной, более яркой).
  • Ощущение течения времени в процессе «потока» может варьировать в широких пределах: секунды тянутся как часы, часы пролетают как секунды.

Комбинация всех этих условий вызывает то чувство глубокой радости, ради которого испытавшие его люди готовы снова и снова затрачивать невероятное количество усилий и времени.

Об эксперте

Автор термина и теории «потока», один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира. Профессор Клермонтского колледжа, автор полутора десятков книг, в числе которых и знаменитая «Поток: психология оптимального переживания» («Flow: the Psychology of Optimal Experience», Harper and Row, 1990).