Михай Чиксентмихайи

Поток: Психология оптимального переживания

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу


Как ковать счастье: секреты мастерства

(предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я », «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток». Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.


О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.

На вопрос «Счастливы ли вы?» большинство людей вряд ли ответят однозначно. Для каждого человека понятие счастья включает в себя ряд тех или иных факторов. Это позволяет говорить о том, что состояние благополучия является субъективным. Но существует ли счастье, которое будет обладать характеристиками неотъемлемости и трансцендентности? На этот вопрос отвечает психолог Михай Чиксентмихайи.

Теория потокового переживания и современное психологическое знание

Большая часть психологов в разработке своих теорий опиралась на материал, полученный от нездоровых пациентов - невротиков. Например, таковым является всем известный психоанализ Фрейда.

Труд, который создал Михай Чиксентмихайи - «Поток. Психология оптимального переживания» - отображает одну из авторитетнейших концепций в современной психологической науке. Чиксентмихайи, как и Маслоу, является тем ученым, который поставил во главу угла здорового человека. Теория потока находит прикладное применение во множестве областей. Это клиническая психотерапия, повышение эффективности в образовательных процессах, коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Что упущено человеком разумным?

В наше время многие не без причин предрекают конец европейской цивилизации. С другой стороны, мы часто забываем о масштабах того прогресса, которого нам удалось достичь. Чиксентмихайи подчеркивает: наши возможности несоизмеримо больше тех, что имели люди, например, во времена Древнего Рима. Чего же не смог добиться человек? Ответ прост: он не сумел стать счастливым. И более того, в данном отношении даже не наблюдается никакого прогресса.

Беспощадная статистика свидетельствует: в цивилизованных странах, начиная с девятнадцатого века, происходит постепенное увеличение количества самоубийств.

Состояние благополучия и современная культура

В своей книге ученый приходит к выводу, что счастье является субъективным понятием. Удовлетворяя одни потребности, человек неизбежно сталкивается с тем, что на их место приходят новые. Благополучие всегда ускользает из рук. Каждая культура стремилась по-своему решить эту проблему. Например, при помощи веры в бога. Но сколько мы знаем людей, которых она осчастливила? Когда же верования терпят поражение, их место занимают столь вожделенные блага: материальные богатства, власть, секс. Но и они не приносят покоя.

Итак, мы научились удовлетворять наши физические нужды, но не душевные. Очевидно, что счастье во многом определяется именно условиями, которые предъявляет нам жизнь. Человек без крыши над головой вряд ли будет чувствовать себя довольным. Не испытают особого энтузиазма и люди, живущие в нестабильной политической обстановке. И, конечно, не могут быть полноценно счастливыми те, у кого имеются проблемы в семейной жизни.

Что такое состояние потока и его особенности

Но ведь, таким образом, люди априори не могут обрести покой? Каждому бог дает свой крест, чаще всего, кажущийся непосильным.

Чиксентмихайи сумел ответить на этот вопрос. То, что необходимо человеку для поимки птицы субъективного счастья - вовсе не тепличное существование с полным отсутствием проблем. И даже не состояние расслабленности. Что уж говорить, если 1.4% кончающих жизнь самоубийством делают это из-за… пресыщенности жизнью.

Нет. Счастье приносит нечто совершенно иное; ученый дает этому состоянию название «поток». Книга (Михай Чиксентмихайи утверждает, что она является результатом двадцатипятилетних исследований) посвящена тому, как любой человек может его достичь. Парадоксально, но оно даже сродни боли. Это - стремление к цели.

Должны ли мы себя ощущать комфортно, добиваясь ее? И на этот вопрос ответ также отрицателен. Вряд ли бегун, из последних сил приближающийся к финишу, чувствует себя, как в домашнем кресле.

Состояние контроля и власти над событиями собственной жизни и описывает Михай Чиксентмихайи. Поток - это точка, в которой человек превосходит свои силы; тот пункт, где можно обрести истинное счастье.

Как работает человеческое сознание

Истиной нашего бытия является тот факт, что нам никогда не достичь полной безопасности и исполнения всех желаний, утверждает Михай Чиксентмихайи. Поток отличается от состояния временной удовлетворенности тем, что последнее обусловлено внешними факторами. Для одних препятствия - это то, что способно полностью их разрушить. Для других - стимул, который провоцирует на максимальную концентрацию и контроль восприятия.

Сознание ведет себя избирательно по отношению ко всему многообразию окружающей информации. Оно «выхватывает» из нее те куски, которые соответствуют его внутреннему содержанию. Концентрация на негативе приводит лишь к его разрастанию. Вследствие этого, человек приходит в состояние внутренней разупорядоченности или энтропии, что противоположно счастью.

Как войти в состояние потока?

Условием создания потока является погружение в деятельность, утверждает Михай Чиксентмихайи. В поисках потока человеку нужно суметь выявить для себя те занятия, которые одновременно и соответствуют его способностям, и представляют собой вызов. Типов такой деятельности неисчислимое множество. Это может быть что угодно: соревнования в разнообразных видах спорта, оттачивание навыков в изобразительном искусстве, работа в сфере предпринимательства, утверждает Михай Чиксентмихайи. Психология потока имеет важный аспект: состояние истинного счастья невозможно без напряженных усилий.

Хотя оно может возникнуть и спонтанно, в большинстве случаев без стараний не обойтись, предупреждает нас Михай Чиксентмихайи. Поток не благосклонен к тем, кто ленив.

Итак, удовлетворение насущных человеческих потребностей - важная составляющая жизни, но внутреннее благополучие находится в совершенно другой области. «Поток» - книга (Михай Чиксентмихайи подчеркивает ее универсальность), которая способна научить быть счастливым каждого: от уборщицы до акционеров транснациональных компаний.

Ежедневно книжный рынок открывает миру множество новых авторов, работы которых помогают читателям совершить собственные открытия. Редакция сайта rabota.ua запускает новую рубрику – MustRead. Раз в две недели мы будем знакомить вас с наиболее известными и полезными книгам о личностном и профессиональном развитии. О них стоит знать каждому, кто стремится развивать свои сильные стороны и открывать новые. Книжный партнер рубрики – интернет-магазин Yakaboo .

В нашем первом выпуске мы прочтем книгу известного психолога Михайя Чиксентмихайи – «Поток. Психология оптимального переживания» . Десять главных мыслей книги помогут вам понять, что такое поток и как его достичь.

Автор и его книга

Автором теории «потока» – профессор психологии, бывший декан Чикагского университета Михай Чиксентмихайи. Он является исследователем вопросов креативности и личного благополучия, основателем такого известного направления, как позитивная психология, автором множества книг о психологии, счастье и творчестве.

Его книгу «Поток», впервые опубликованную в 1990 году, неоднократно включали в рейтинги лучших бизнес-книг. Она принесла Чиксентмихайи всемирную известность. «Поток» высоко оценили даже первые лица государств. Например, экс-президент США Билл Клинтон назвал Чиксентмихайи своим любимым автором. Последний также считается самым цитируемым психологом в мире.

Как жить в потоке: ключевые идеи

1. Поток и потоковая деятельность

Поток – это состояние внутреннего равновесия, которое возникает при полной концентрации внимания на поставленной задаче и достижении цели. Когда мы занимаемся тем, что увлекает нас, заставляет погрузиться целиком и полностью, то часто говорим, что «находимся в потоке», «плывем по течению», не замечая ничего вокруг. Ощутить потоковое состояние можно, читая интересную книгу, занимаясь любимым хобби, слушая любимую музыку.

По словам Чиксентмихайи, есть занятия, которые без особых усилий помогают абстрагироваться от внешних условий и черпать вдохновение из состояния внутреннего равновесия. Но достичь состояния оптимального переживания можно и в любой другой деятельности, например, в работе.

Умение не сдаваться, несмотря на препятствия и неудачи, вызывает обоснованное восхищение, поскольку, по всей видимости, эта черта чрезвычайно важна не только для того, чтобы добиться успеха в жизни, но и для того, чтобы получать от нее радость. Чтобы развить в себе это свойство, человек должен научиться управлять своим сознанием, контролировать чувства и мысли.

2. Управление хаосом

Естественное состояние нашего сознания – это хаос, в котором господствуют неуправляемые мысли, воспоминания и переживания. Поток, или оптимальное переживание – это, наоборот, состояние внутренней упорядоченности. В этот момент беспокойное сознание, которое обычно стремится к контролю за событиями, частично ослабляет свою хватку: психической энергии недостаточно для того, чтобы справиться с двумя задачами одновременно. В результате энергия освобождается и направляется на спокойное движение к решению поставленных задач.

В состоянии оптимального переживания человек находится на пределе своих возможностей. Он способен находить решения на каждый возникающий вызов и благодаря этому испытывать чувство гармонии и удовлетворенности. По мнению Чиксентмихайи, для достижения состояния потока род деятельности не играет никакой роли: если перед нами стоит сложная, но посильная задача, движение к ее решению выносит на новый уровень развития и дарит новый опыт.

Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущали не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром в нашей жизни. Это мы и называем оптимальным переживанием.

3. Тренировка потока

Существуют виды занятий, благодаря которым можно научиться состоянию потока и практиковать его. Их разделяют на физические (спорт, йога, прогулки, прослушивание музыки, приготовление любимой еды) и интеллектуальные (чтение, наука, творчество). Они требуют именно той степени вовлеченности, которая необходима для оптимального переживания, способны придать чувство радости от текущего момента, подарить новые идеи и открытия в процессе. При этом важен не уровень профессионализма в выбранном занятии, а степень заинтересованности в нем. Испытав чувство потока в своем физическом или интеллектуальном увлечении, человек будет стремиться к нему в работе и жизни, и главное – ему уже будет понятен механизм его достижения.

Если человек способен так организовать свое сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнет улучшаться, потому что в этом случае даже самые скучные занятия приобретут смысл и начнут приносить радость.

4. Проблема как вызов и развитие

Состояние потока можно достичь в деятельности, достаточно сложной, чтобы вызывать интерес, и требующей навыков, чтобы справиться с ней. Для каждого человека этим занятием может быть что-то свое. К примеру, это соревнования у спортсменов. Каждый из участников прилагает достаточно усилий, знает, на что способен, но их состояние потока – это стремление к собственному новому уровню. Именно процесс, в котором улучшаются навыки, а не его результат, имеет первостепенное значение. При этом совершенствование возможно только при соответствии задач и умений.

Любое занятие предлагает человеку множество возможностей для действия, бросает своеобразный «вызов» его навыкам и умениям. Если индивид не обладает соответствующими навыками, задача будет ему неинтересна и просто бессмысленна.

5. Концентрация внимания

Для потока необходима достаточная сосредоточенность и концентрация на процессе, иначе любой отвлекающий фактор будет выводить из этого состояния. В то же время, если человек достаточно погружен в задачу, и его действия начинают приобретать характер почти автоматических, то концентрация становится естественной, как дыхание. Для незначимой в текущий момент информации в сознании просто не остается места.

Глубина вовлеченности вытесняет из сознания сомнения, переживания, зацикленность на негативных мыслях. Но верно и обратное: отсутствие переживаний позволяет легко погрузиться в поток.

Обычно мы прерываем свою деятельность сомнениями и вопросами: «Зачем я это делаю? Не заняться ли мне чем-нибудь другим?» Мы снова и снова оцениваем причины, побудившие нас совершать те или иные действия, и их целесообразность. А в состоянии потока нет потребности рефлексировать, потому что действие, как по волшебству, само несет нас вперед.»

6. Цели и задачи

Человек может достичь потока, только если он понимает цель своей деятельности и представляет ее конечный результат. Благодаря этому становится ясно, какие ставить задачи, в каком направлении двигаться и что предпринимать, появляется необходимое чувство контроля. Но стоит учитывать, что задача, которой предстояло заняться однажды, может привести к постановке более долгосрочной цели (например, одна успешная подача мяча вызвала желание освоить целый вид спорта).

«Аутотелическая личность (человек, воспринимающий сложную задачу как интересный для себя вызов – ред. ) знает: именно она выбрала цель, к которой теперь стремится. То, что она делает, не является ни случайностью, ни результатом действия внешних сил. Это сознание еще больше усиливает мотивацию человека. В то же время собственные цели можно изменить, если обстоятельства делают их бессмысленными. Поэтому поведение аутотелической личности является одновременно более целенаправленным и гибким».

7. Получение обратной связи от процесса

Для достижения состояния потока нужна возможность получать обратную связь, что движение к поставленной цели идет верно. Регулярное подтверждение успешности прилагаемых усилий способно поддерживать состояние оптимального переживания.

Однако далеко не во всех видах деятельности можно получить четкую обратную связь. Например, представители творческих профессий (художникам, композиторам, музыкантам и т.д.) далеко не всегда с самого начала знают, каким должно получиться произведение в результате. Но, как говорит Чиксентмихайи, не обязательно представлять конечную цель своих действий – обратная связь есть уже в процессе движения к ней. Например, один мазок кисти хорошо вписался в целое полотно, создал у художника чувство удовлетворенности и сохранил условие для дальнейшего его нахождения в потоке.

Вид обратной связи, на которую мы ориентируемся, сам по себе часто неважен. Какая разница, что именно происходит: теннисный мяч летит между белыми линиями, король противника зажат в угол или в глазах пациента мелькает проблеск понимания? Эта информация ценна потому, что содержит в себе символическое послание: «Я достиг своей цели». Понимание этого упорядочивает сознание и укрепляет структуру нашей личности».

8. Контроль над ситуацией

Любая активность в состоянии потока позволяет ощущать контроль за своими действиями и всем происходящим в процессе. Наиболее ярко это ощущают люди, которые занимаются деятельностью, сопряженной с высокой долей риска, например, экстремальными видами спорта. По их словам, при должном уровне развития в своем деле и достаточном опыте, чувство контроля за происходящим становится в разы выше, чем может быть в более спокойной ситуации, где все может развиваться гораздо неожиданней, поскольку не поддается управлению и прямому вмешательству.

Но не обязательно заниматься экстримом, чтобы погрузиться в состояние оптимального переживания. Дело, в котором вы хорошо разбираетесь, также может вызывать ощущение контроля за происходящим, поскольку все в ваших руках. При этом важно не уйти с головой в это занятие, чтобы не попасть в зависимость от него, избегая «неконтролируемой» внешней реальности.

Состояние потока обычно характеризуется ощущением контроля над ситуацией, или, что более точно, отсутствием страха утратить контроль, который типичен для многих ситуаций в повседневной жизни. […] Порождающие состояние потока занятия, даже те, что кажутся чрезвычайно опасными, устроены таким образом, что позволяют человеку развить навыки, снижающие вероятность ошибки до минимума.

9. Расширение границ своего «я»

Когда человек находится в потоке, он словно «растворяется» в деле, теряет свое «я». Однако, несмотря на это, после окончания потокового занятия оно становится сильнее, чем раньше.

Ежедневно люди слишком много внимания уделяют своему «я», что приводит к появлению необоснованного беспокойства: мысли «все ли со мной в порядке», «что обо мне думают коллеги», «достаточно ли я соответствую требованиям» занимают значительную часть сознания, а на восстановление гармоничного внутреннего состояния, разрушенного этими мыслями, затрачивается психическая энергия.

В потоке происходит расширение границ своего «я»: увлеченный человек, воплощающий поставленные перед собой цели, заинтересован лишь в деятельности, приносящей ему радость, и не тратит внимания на самоанализ. Возникает чувство гармоничного единства с рабочим пространством, командой, миром вокруг.

В состоянии потока человек оказывается перед вызовом и, чтобы ответить на него, должен постоянно совершенствовать свои умения. В это время он лишен возможности размышлять о чем бы то ни было в терминах Я, иначе переживание не будет таким глубоким. Но в дальнейшем, когда задача решена и саморефлексия восстанавливается, то Я, которое человек начинает осознавать, отличается от того, что существовало до переживания потока; теперь оно обогатилось новыми умениями и достижениями».

10. Свобода от внешних условий

Нахождение в жизненном потоке и выпадение из него происходит по причинам, не зависящим от условий, в которых существует и развивается человек, группа людей, целое поколение. Несмотря на развитие цивилизации, новые возможности и качество жизни, наши современники в большинстве своем не намного счастливее предков.

На внутреннее состояние, с которым люди идут по жизни, влияют все те же условия потока, о которых написано выше: постановка сложной, но посильной цели и задач в соответствии с умениями и навыками, концентрация внимания, получение обратной связи, чувство контроля, способность видеть вызов в проблемной ситуации. Соблюдение этих условий позволяет чаще испытывать оптимальные переживания и делать их своим привычным состоянием.

Намерение, решительность и внутренняя гармония придают нашей жизни смысл и целостность, превращая ее в одно нескончаемое потоковое переживание. Человек, достигший такого состояния, вряд ли когда-нибудь будет испытывать неудовлетворённость. Каждый момент его жизни будет иметь значение и дарить радость.

Приобрести книгу «Поток. Психология оптимального переживания» можно .

Я, наконец, дозрел до того, что бы делать конспекты прочитанного. Как раз закончил читать давно ждавший меня Поток . Важнейшая книга, особенно для тех, кто переживает кризис среднего возраста или просто несчастлив. По степени воздействия могу ее сравнить только с Семь навыков высокоэффективных людей , которую я обязательно тоже законспектирую.

Таким образом, открываю новую рубрику в моем ЖЖ: книги.

Основной жизненный вопрос после удовлетворения элементарных потребностей - "и что, это всё?". Это экзистенциальный кризис. Кризис среднего возраста.

Причина неудовлетворенности, беспокойства - отсутствие упорядоченности, понимания что делается и зачем. Культура и религия - лишь суррогаты, призванные дать шаблоны упорядоченности, которые далеко не факт что подходят каждому. И далеко не факт что хороши в каждой отдельно взятой ситуации.

Сознание - это целесообразно упорядоченная информация. Намерения (интенции) - упорядочивают информацию в сознании. Это факт желания, без пояснения причины желания.

«Я» - это иерархия мотивов, по сути, набор приоритетов, через которые фильтруется входящая информация. «Я» является совокупностью сознания, т.е. сознание определяет «Я» и наоборот, это система с положительной обратной связью.

Удовольствие - это удовлетворенное намерение, желание.

Радость содержит в себе что-то новое, некоторый рост, открытие. Радость возникает только как результат концентрации внимания, развития. Радость развивает «Я» и, таким образом, сознание.

Радость возникает в результате работы в состоянии «потока». Как результат личностного роста.

Что бы быть счастливым нужно научиться всё время быть в состоянии потока, при любых занятиях.

Признаки состояния потока потока:
- сложная деятельность, требующая умения
- полная концентрация, потеря осознания себя (Я) в процессе, «поток»
- отсутствие вопроса "зачем я это делаю?"
- отсутствие рефлексии, изменение чувства времени
- ясные цели и обратная связь
- ощущение контроля над ситуацией
- смысл занятия в самом занятии (аутотеличность)

Типы потоковых занятий:
- соревнования
- альтернативная реальность (театр и прочее)
- случайные игры (азарт)
- изменение сознания (аттракционы, прыжки с парашютом)

Аутотелическая личность
Аутотелическая личность это личность чьи цели находятся в ней самой.

Она ставит конкретные и выполнимые цели и декомпозирует их на задачи.
- она сосредоточена на действии, на процессе выполнения задач, полностью погружается в процесс
- она уделяет внимание происходящему вокруг и является частью мира, жизни, вкладывает силы в систему, в которую включена, ради процесса, а не ради результата. Открыта для внешнего, а не сконцентрирована на себе
- умеет радоваться сиюминутным переживаниям

Нельзя быть слишком эгоцентричным (сосредоточенным на своих личных целях) или застенчивым (погруженным в себя), нужно уметь отдаться делу целиком, слиться с окружающей реальностью.

Но и плохо когда нет правил, принципов, не понятно как поступать (что хорошо а что плохо), плохо когда возникает отчуждение, когда принуждают слишком много заниматься бессмысленным. Оно же - нарушение внимания (фрагментирование внимания, отсутствие цели) и излишнее сосредоточение на себе. Оно же причина тревоги и скуки.

Семья
Семья требует переосмысления целей и приоритетов, смены целей, прежде всего от мужчины. Семья, как и дружба - требуют постоянного вложения психических сил и энергии. Дружба обычно характеризуется общими интересами, исследованиями, тогда как семья предоставляет эмоциональный базис и защиту. Хотя могут быть и совмещены.

Семейные порядки, которые воспитывают умение быть счастливым

Ясность в отношениях и четкая обратная связь
- интерес родителя к ребенку и его текущему состоянию (а не будущему)
- возможность выбора у ребенка, поступать, так как он хочет, и отвечать за последствия
- общность и доверие в семье, что бы ребенок не тратил время на защиту
- наличие посильных задач для ребенка возрастающей сложности для постоянного личностного роста

Тело и поток
Йога и восточные единоборства как экстрим контроля тела и потока. Нирвана, потеря собственного «Я» - лишь далекая цель, возможно нереальная, а остальные стадии полностью соответствуют определению потока. Спорт, простое движение, еда, секс, музыка, созерцание - все это можно переживать как поток (а можно и не переживать) и совершенствовать. Важно не скатиться в простое вожделение простых удовольствий (прелюбодеяние и чревоугодие), а пытаться всё время открывать новое и воспринимать это занятие как искусство.

Мозг и поток
Тренировка памяти важна, т.к. только человек с хорошей памятью может быть самодостаточным и находить источники потока внутри себя. Другим требуются внешние стимулы: пустое общение, телевизор, чтение, наркотики. Развить память очень просто - надо выбрать интересную область и начать запоминать ключевые интересующие моменты.

Искусство говорить и общаться как поток. Сочинять и творить.

Потоку в работе чаще всего мешают: однообразие задач, конфликты с подчиненными, перегрузка.

Стресс
Иногда всё равно приходится тяжело, плохие вещи случаются. Как бороться со стрессом?

Неэгоистичная самоуверенность, уверенность, что всё будет хорошо: «что бы не делалось, то к лучшему»
- сконцентрированность на внешнем мире, а не на себе и не на проблеме: что мне мешает, и какие могут быть решения. Без паники.
- умение открывать новые решения, открытость к своим реальным ощущениям, а не навязанным стереотипам

Смысл жизни
Даже если человек умеет входить в поток в работе и с друзьями и с семьей это не значит что он хороший или даже просто целостный.

В конце концов, работа, друзья, всё это может внезапно закончиться и что тогда? Нужна общая цель, смысл жизни. Такая, из которой можно делать конкретные осмысленные шаги. Смысл жизни в том, что бы придать ей смысл.

Цели могут быть принятыми (из вне) или открытыми. И то и то может быть хорошо, но принятое рискует быть плохим, если система, которая его породила (например общество) само больно. Возьмем фашистов, которые в состоянии потока убивали людей в лагерях. А открытые цели могут сильно противоречить обществу и даже быть опасными, казаться всем ненормальными.

Свобода - это выбор. Наша культура дает нам свободу выбора, которая позволяет нам увидеть множество возможностей и захотеть их. Поэтому требуется прикладывать усилия к постановке целей и самопознанию. Свобода - это вызов. Мы уже откусили от плода познания и животное счастье в неведении нам недоступно.

Единственный способ преодолеть внутренний конфликт множества целей и желаний - упорядочить их, расставить приоритеты. Сделать это можно двумя способами - действиями и размышлениями (рефлексией). Действие позволяет упорядочить сознание не смотря ни на что, но есть опасность в какой-то момент осознать, что поставленной цели недостаточно, что бы придать смысл всей жизни. А рефлексия без действия бессильна. Опять же, нужен баланс.

Культуры можно разделить на три грубых типа: чувственные (простые удовольствия, общество потребления), идеалистические (идея: фашизм, коммунизм) и идеациональные (правильный баланс). Так и личность ищет баланс между дифференциацией и интеграцией.

В простейшей модели личность проходит три этапа развития: достижение минимального необходимого личного физического комфорта, интеграция с обществом (семья, компания, государство), осознание своих границ и интеграция с общей идеей, идеалом, философией.

Не все проходят все этапы и не обязательно в этом порядке, есть модели, где этапов больше. Большинство останавливается на втором, после интеграции. Немногие доходят до конца третьего.

Жизнь это игра с собственными целями и правилами, достижение независимости, уверенности в собственных силах, осознание своей уникальности и ограниченности своих возможностей, понимание и приспособление к силам за пределом нашей индивидуальности. Это - путь контроля над сознанием. Никто не заставляет этим заниматься, но если этого не делать, мы можем упустить свой шанс и в конце горько об этом пожалеть, поняв, что жизнь прожита зря.