Память человека связана с разными системами организма, разными анализаторами и включена в различные виды деятельности. С учетом всех этих факторов существует сложная классификация видов и типов памяти но разным основаниям.

По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная , или мгновенная , память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов от 0,25 до 2 с. Необходимым условием перевода информации из сенсорной памяти в кратковременную является направленность на нее внимания субъекта. Если информация не оценивается в качестве значимой, следы стираются.

Кратковременную память отличает хранение информации до 30 с. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти в виде воспоминания о чем-либо. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В кратковременной памяти может удерживаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет определенную емкость, или объем.

Объем кратковременной памяти – это способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Американский психолог Дж. А. Миллер измерял объем памяти, используя различный Стимулъный материал. Оказалось, что объем памяти равен 7 ± 2 элемента независимо от характера запоминаемого материала. Это могут быть цифры, буквы или названия предметов. Миллер назвал число 7 "магическим", сопоставив его со многими аспектами жизни человека и особенностями его психики: семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, человек сознательно или автоматически группирует элементы, чтобы число групп не превышало семи.

К кратковременной памяти в качестве ее подвида относят также оперативную память . Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти. Так, человек-оператор удерживает в памяти поступающую с пульта управления информацию до принятия соответствующего решения, после чего забывает ее.

Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что составляет прошлый опыт. По не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, оказывается доступной для воспроизведения. Ее доступность определяется условиями запоминания материала, его значимостью для субъекта, структурой ассоциативных связей, организацией процессов воспроизведения.

Запоминание может осуществляться в ходе различных видов деятельности, для достижения различных целей. В соответствии с характером цели различаются непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит без специальной цели запомнить. Человек может выполнять какую-либо деятельность: читать, строить дом, играть в шахматы или просто гулять, при этом совершенно не думая о том, чтобы что-то запомнить, тем не менее определенную информацию он запоминает. В других случаях человек сознательно, намеренно ставит перед собой цель что-либо запомнить, например учебный материал, текст доклада и т.п. Такая цель называется мнемической (от греч. mneme – память), а запоминание – произвольным.

Произвольное запоминание – это специфически человеческая форма памяти, при которой запоминание выделяется в особую мнемическую деятельность. Чтобы ее осуществлять, человеку требуется применять усилия.

пример

В психологии накоплен большой экспериментальный материал относительно условий успешного запоминания. Советский психолог А. А. Смирнов (1894–1980) изучил факторы, влияющие на непроизвольное запоминание. Он интересовался у своих сотрудников тем, что они запомнили по дороге из дома па работу. Заранее никто не был предупрежден о таком опросе. Обобщив полученные данные, Смирнов пришел к выводу, что непроизвольно запоминаются новые, необычные, яркие события, которые каким-то образом связаны с интересами человека, являются значимыми для него.

В опытах П. И. Зинченко (1903–1969) испытуемым предлагалось 15 карточек с изображением предмета и написанными на них цифрами. Если перед испытуемыми ставилась задача, разделить карточки на группы по содержанию изображений, они запоминали предметы и почти не запоминали цифры. Если задача требовала от них работы с цифрами, они запоминали цифры, а не предметы. Таким образом, было показано, что непроизвольно человек лучше запоминает то, что имеет отношение к целям и содержанию его деятельности.

Людям достаточно часто приходится произвольно запоминать тот или иной материал. Актеру необходимо запомнить текст роли, юристу – соответствующие статьи уголовного или гражданского кодекса. Без произвольного запоминания невозможно никакое обучение. Но у некоторых людей произвольное запоминание вызывает трудности. Затратив много времени, чтобы запомнить материал, они в нужный момент не могут его воспроизвести.

А. Н. Леонтьев писал: "Для того, чтобы увидеть, надо смотреть, для того, чтобы услышать, надо слушать, а для того, чтобы запомнить, надо запоминать".

Приемы, улучшающие произвольное запоминание , разделяются на две группы. Первые основаны на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале. Они связаны с его пониманием и логическим анализом.

пример

А. А. Смирнов показал, что осмысливание и понимание материала, выделение главной мысли, разделение на смысловые части, включение в структуру ассоциаций повышают продуктивность произвольного запоминания.

Вторая группа приемов основана на применении к материалу искусственных связей, или мнемотехнических приемов, например группировки или "метода посредников".

пример

Так, телефон 836–12–83 легче запомнить, представив его как 83–612–83. Метод посредников часто используется учащимися для запоминания сложного материала. Например, число я – 3,1416... запоминается с помощью фразы "Что я знаю о кругах" (но числу букв в каждом слове). Осмысление материала и применение мнемотехнических приемов может сделать процесс запоминания управляемым и существенно расширить возможности человеческой памяти.

Л. С. Выготский разделял все психические процессы на два вида: натуральные и культурные. Натуральные процессы осуществляются без использования специальных средств. Использование различного рода средств свойственно только человеку и характеризует опосредствованные процессы. По этому критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память . С давних времен и до настоящего времени человек использовал в качестве средств запоминания узелок на память, зарубки, заметки, впоследствии письменность и другие внешние средства. Овладение речью сделало возможным превращение внешних средств запоминания во внутренние. В качестве внутренних средств человек стал использовать логические операции.

Логическое запоминание осуществляется путем установления смысловых связей нового материала с уже известным.

Если у человека не сформированы внутренние средства для запоминания материала, он будет запоминать его механически.

Механическое запоминание достигается только путем многократного повторения, что нашло отражение в поговорке "повторение – мать учения".

Повторение – важный и эффективный способ запоминания, но только в том случае, если оно основано на понимании и смысловой переработке повторяемого материала.

пример

Например, школьнику очень трудно запомнить и воспроизвести определение сложного научного понятия. Если же он понял сущность описываемого им процесса или явления, соотнес со своим личным опытом, сравнил с другими процессами, т.е. осмыслил запоминаемый материал, результат запоминания будет значительно лучше.

Г. Эббингауз, используя созданный им метод "бессмысленных слогов", показал, что объем памяти при запоминании бессмысленного материала в несколько раз ниже, чем осмысленного. Иногда человек встает перед необходимостью запомнить что-либо механически. Это могут быть отдельные фрагменты учебного материала, например таблица умножения, но основой учения является осмысленное логическое запоминание.

Еще одна классификация видов памяти основана на различиях в характере запоминаемого материала. Это могут быть образы, слова, движения или эмоции. Соответственно выделяются образная, вербальная, двигательная и эмоциональная память.

В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия. Мы помним цвет травы, пение птиц, музыкальные мелодии, запах розы и множество других впечатлений, а также сложные перцептивные образы: произведения живописи, музыки, парфюмерные запахи. В свою очередь, образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Вербальная память – основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения. Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек.

Двигательная память очень прочная. Если ребенок в раннем детстве научился плавать или кататься на велосипеде, а затем этим не занимался, то даже через 30 и более лет навыки сохраняются.

Эмоциональная память – это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств. Ситуативные эмоции в основном забываются. Судьба пережитых аффектов может быть различной. Аффекты, травмирующие психику, иногда полностью вытесняются из сознания. В других случаях следы пережитых аффектов могут сохраняться в памяти в течение всей жизни человека. Если ситуация, вызвавшая аффект, повторяется, он может возникнуть снова. Методом профилактики в этих случаях является смягчение следовых аффектов или их изживание.

В психологии накоплен большой фактический и экспериментальный материал относительно закономерностей запоминания и забывания .

Так, Г. Эббингауз установил, что человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30% ("кривая Эббингауза"). Эту закономерность полезно учитывать при выборе времени и определении количества необходимых повторений материала. Если многократно повторять слова, текст или цифры без перерыва, человек утомляется, его внимание и память притупляются. Если материал не повторять в течение следующих суток, практически весь процесс запоминания придется начинать заново. Целесообразно повторить материал через час. В этом случае повторение остановит процесс стирания следов и закрепит их.

Еще одна закономерность выявляет различия в запоминании начальных и конечных стимулов – "закон ряда". Если испытуемому предъявить для запоминания ряд из 10– 12 стимулов (цифр или слов), он запомнит гораздо лучше первые и последние. Средние стимулы, как правило, не запоминаются. Это происходит иод влиянием интерференции следов, или проактивного и ретроактивного торможения:

  • проактивное торможение проявляется в стирании следов под влиянием того, что человек запомнил непосредственно перед этим;
  • ретроактивное торможение проявляется в том, что каждый последующий материал стирает предыдущую информацию. Таким образом, средняя часть материала подвергается двойному тормозному влиянию.

пример

Учителю важно учитывать данную закономерность при планировании урока, в частности при выборе времени для объяснения нового, особенно трудного материала. Согласно "закону ряда" это лучше делать в начале или в конце урока.

Иногда человек не может правильно воспроизвести запоминаемый материал даже после многочисленных повторений. Он устает, решает, что у него плохая память и прекращает безуспешные попытки. Однако утром с удивлением обнаруживает, что все помнит. Подобное явление называется реминисценцией – более полным и точным воспроизведением сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным. При забывании воспроизведение заученного материала ухудшается, а при реминисценции улучшается, вследствие чего ее считают явлением, противоположным забыванию. Причинами реминисценции являются восстановление функционального состояния мозга и "скрытые" повторения, неосознаваемые человеком. В художественном творчестве реминисценцию часто используют как специальный прием, вызывающий воспоминания, которые помогают лучше понять смысл художественного произведения.

Б. В. Зейгарник установила связь между забыванием и степенью завершенности действия. Человек дольше помнит незавершенное дело, чем выполненное до конца ("эффект Зейгарник").

Для каждого человека характерны индивидуально- типологические особенности памяти . Тип памяти определяется ее специфическими качествами и преимущественным развитием одного или более видов. Может иметь место преимущественное развитие вербальной, образной, двигательной или эмоциональной памяти. Тип памяти полезно учитывать при выборе занятий или профессии. При хорошей двигательной памяти легче достигнуть успехов в спорте или хореографии. Эмоциональная память полезна в актерской профессии. Тин памяти складывается иод влиянием особенностей нервной системы и основного вида деятельности, в которую включен человек. Обучение ребенка музыке создает условия для развития у него слуховой памяти, рисованию – зрительной. У некоторых людей индивидуально типологические особенности памяти делают ее резко отличной от средних показателей. В таких случаях говорят о феноменальной памяти.

пример

Из исторических примеров известны особенности памяти Наполеона, который знал своих солдат в лицо, помнил их имена и особенности характера. Академик А. Ф. Иоффе знал на память таблицу логарифмов. А. Р. Лурия описал память своего пациента Шеришевского, который практически запоминал всю информацию и был лишен забывания. Пользы это ему не принесло: по существу, он не мог заниматься никакой производительной деятельностью.

Знание особенностей своей памяти полезно каждому человеку. Учитель, которому приходится запоминать большое количество материала, в зависимости от типа памяти может использовать различные средства, например опорные конспекты, записи, схемы, рисунки. Важно также учитывать особенности памяти и уровень развития мнемических способностей учащихся. Это помогает более рационально использовать систему индивидуальных заданий, более объективно оценивать результаты устных или письменных ответов, консультировать старшеклассников по вопросу выбора профессии.

Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, сознательно думая о его ценности в собственной истории и осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором осуществляется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство информации.

Память в психологии

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Виды памяти

Данный процесс, многоуровневый и многофункциональный, такая сложность предполагает различение нескольких его видов.

Внутренняя память отображает биологические процессы запоминания человеком информации.

Внешняя память фиксируется на внешних средствах (бумага, диктофон). Различение других видов базируется на характере психической активности, характеристике представлений, характере связи с целевой деятельностью, продолжительности хранения образов и целей исследования. Самое простое распределение данного процесса на внутренний и внешний. Разделение на виды за характером психической активности: образная, двигательная, словесно-логическая и эмоциональная.

Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Вследствие чего, в образном процессе есть также виды памяти, зависимо от основной анализаторной системы: зрительная (фиксирование образов предметов или людей, с которыми часто происходил контакт); слуховая (образ звуков, которые когда-то слышал человек); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал); обонятельная (образ запахов, с которыми человек может ассоциировать какое-то воспоминание); тактильная (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).

Двигательная память – это вид, благодаря которому люди учатся управлять велосипедом, запоминать танец, играть в игры, плавать, также проделывать любую трудовую деятельность и разные целесообразные движения.

Эмоциональная память – это способность помнить чувства, переживания или , помнить эмоции и их относительность к какой-то определенной ситуации в тот момент. Если у человека бы отсутствовал этот психический процесс, то он был бы «эмоционально тупым» – это определение состояния человека, в котором он выглядит непривлекательным, неинтересным для окружающих, таким себе роботоподобным объектом. Умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.

Словесно-логическая память делится на слова, суждения и мысли. Она разделяется также на механистическую и логическую. Механистическая, включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации. Логическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. За уровнем осознания запоминаемого материала память бывает двух видов: имплицитная и эксплицитная.

Имплицитная – память на не осознаваемую человеком информацию. Запоминание происходит замкнуто, независимо от сознания и недоступно прямому наблюдению. Такой процесс осуществляется с потребностью найти решение в какой-то ситуации, но даже тогда не поддаются осознанию те знания, которые имеются у человека. Примером такого процесса есть то, что человек в процессе его социализации воспринимает нормы общества, и руководствуется ими в своем поведении, не осознавая основные теоретические принципы.

Эксплицитная память происходит, когда полученные знания используются абсолютно сознательно. Они извлекаются, припоминаются, когда есть необходимость в решении какой-то задачи, используя эти знания. Данный процесс может быть: непроизвольный и произвольный. В непроизвольном процессе остаются следы от образов, возникшие бессознательно, автоматически. Такое запоминание больше развито в детстве, с возрастом оно слабеет.

Произвольная память – это целеустремленное запоминание образа.

За продолжительностью во времени память разделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную.

Мгновенная память , ее еще называют сенсорная, отображается в удержании информации, воспринятой сенсорными анализаторами. Она, в свою очередь, разделяется на иконическую и эхоическую.

Иконическая – это некий сенсорный регистратор зрительных раздражителей. С ее помощью фиксируется информация в целостной форме. Человек никогда не различает иконическую память и объекты окружающей среды. Когда иконическая информация вытесняется другой информацией, зрительное ощущение становится более восприимчивым. Если зрительный материал поступает слишком быстро, то происходит наслаивание одной информации над другой, которая все еще держится в памяти, и перешла еще в долговременную память. Это называется эффект обратной маскировки.

Эхоическая память – послеобразная, в ней хранятся образы не более чем 2-3 секунды, когда было влияние слухового раздражителя.

Кратковременная память способствует запоминанию человеком образов после однократного, кратковременного их восприятия и мгновенному воспроизведению. В таком процессе имеет значение количество стимулов, которые воспринимаются, их физическая природа, и не принимается в счет их информационная нагрузка.

Кратковременная память имеет определенную формулу, за которой определяется количество запомненных объектов. Она звучит, как «семь плюс-минус два». Когда человеку предъявляется стимульный материал, на котором изображено определенное количество предметов, он может запомнить из них 5 или 9 объектов на время до 30 секунд.

Оперативная память – сохраняет след образа, который необходим для выполнения текущего действия.

Долговременная память может хранить следы образов очень долгое время и позволяет их потом использовать в будущей деятельности. Благодаря такому запоминанию человек способен копить знания, которые потом он может извлекать или по собственному желанию, или при внешнем вмешательстве в головной мозг (с помощью ).

Зависимо от целевой исследовательской деятельности существуют особенные виды этого психического процесса: биологическая, эпизодическая, ассоциативная, репродуктивная, реконструктивная, автобиографическая.

Биологическая или ее еще называют генетической, обусловливается механизмом наследственности. Она предполагает владение человеком таких паттернов поведения, которые были свойственны людям в более раннее периоды эволюции, это выражается в рефлексах, инстинктах.

Эпизодическая представляет собой хранилище фрагментов материала, которые привязаны к определенной ситуации.

Репродуктивная заключается в повторении воспроизводства информации, припоминая оригинальный вид сохраненного объекта.

Реконструктивная помогает восстановить нарушенную последовательность стимулов к первоначальному виду.

Ассоциативная память формирует функциональные связи, то есть ассоциации, между объектами, которые запоминаются.

Автобиографическая память помогает человеку запоминать события собственной жизни.

Тренировка памяти

Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, внимание).

Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского . Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

Развитие памяти

Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.

Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.

Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.

Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.

Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.

Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.

Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.

Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.

Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.

Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.

Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.

Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.

Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.

Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.

С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.

Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.

Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.

Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.

Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.

Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.

Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста , в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.

1. Понятие о памяти.

2. Виды памяти.

3. Процессы памяти.

4. Развитие и совершенствование памяти.

1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.

Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину как мать девяти муз, покровительниц известных в то время искусств и наук.

От имени богини происходят и современные научные выражения, имеющие отношение к памяти: «мнемическая задача», «мнемические процессы», «мнемическая направленность» и т. п.

Трудно представить мир без памяти.

Значение памяти очень велико, однако не следует все успехи или, наоборот, неудачи списывать на счет этого познавательного процесса.

Человеку трудно сказать: «Я не умею рассуждать» или тем более «Я глуповат», но он легко произносит: «Опять этот склероз» и т. п.

Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями.

Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:

1) ассоциации по сходству;

2) ассоциации по контрасту;

3) ассоциации по смежности.

В основе многих поэтических сравнений лежат ассоциации по сходству («река текла, как дождь», «плачет метель, как цыганская скрипка»). В жаркий летний день мы вспоминаем, как хорошо было зимой кататься на лыжах, а зимой – как весело проводили время на пляже.

Подобного рода ассоциации – это ассоциации по контрасту.

Студент на экзамене представляет тетрадь с конспектом и ту страницу, где расположен материал билета, видит таблицу или схему и т. п.

Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (пол – тряпка, ручка – тетрадь).

Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей.

Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», а если просят назвать часть лица, отвечают «нос».

Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они позволяют автоматически и быстро воспринимать необходимую в данный момент информацию.

Итак, память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической жизни человека.

2. Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям.

1. Время хранения материала:

1) мгновенная (иконическая) – благодаря этой памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации;

2) кратковременная (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме.

Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам.

В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ;

3) оперативная (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;

4) долговременная (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок.

в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п.

У человека ДП и КП неразрывно связаны.

Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию;

5) генетическая память стала выделяться исследователями сравнительно недавно.

Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания.

2. Ведущая роль того или иного анализатора:

1) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).

Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти;

2) эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз.

Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, согласно современным исследованиям уже на первом году жизни, хорошо развит у детей дошкольного возраста.

Характеризуется следующими особенностями:

а) особая прочность;

б) быстрое формирование;

в) непроизвольность воспроизведения;

3) зрительная – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.

У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок.

О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос – образ), т. е. память, обладающая фотографической точностью.

У многих людей эйдетическая память хорошо развита в дошкольном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди искусства) она сохраняется на протяжении всей жизни.

Например, В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев могли запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение после всего лишь одного восприятия;

4) слуховая – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков.

Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п.

Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память – это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.;

5) обонятельная – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;

6) вкусовая – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;

7) осязательная – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.

Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами).

Существует целый ряд профессий, где именно эти виды памяти являются востребованными.

Например, дегустаторы должны обладать хорошей вкусовой памятью, парфюмеры – обонятельной.

Очень редко бывает, когда у человека преобладает какой-либо один вид памяти.

Гораздо чаще в качестве ведущей выступает зрительно-слуховая память, зрительно-двигательная, двигательно-слуховая.

Помимо приведенных классификаций память может различаться по таким параметрам, как скорость, длительность, прочность, точность и объем запоминания.

Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности.

3. в составе памяти выделяются следующие процессы:

1) запоминание;

2) воспроизведение;

3) сохранение;

4) забывание.

Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации.

Запоминание подразделяется на:

1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);

2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) – логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений:

1) делать установку на запоминание;

2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать);

3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.);

4) процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд.

5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного;

6) вызвать интерес к запоминаемому;

7) необычность материала улучшает запоминание.

Воспроизведение (восстановление) – процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

1) узнавание – появление чувства знакомости при восприятии;

2) воспоминание – восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке);

3) реминисценция – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

4) припоминание – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Сохранение – удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже.

Такое явление в психологии называется эффектом края.

Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.).

Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить.

Это явление получило название эффекта Зейгарник.

Забывание – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.

Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальнейшем, также быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой.

Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации.

Иногда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти.

Такое явление называется амнезией.

Большое внимание анализу механизмов забывания уделил З. Фрейд (основатель психоанализа).

Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить неприятные ситуации своей биографии.

Он забывает о тех вещах, которые могут напомнить психологически неприятные обстоятельства.

Итак, память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания.

4. Процесс развития памяти осуществляется по следующим направлениям:

1) онтогенетически более ранняя механическая память постепенно замещается логической;

2) с возрастом запоминание становится более осознанным, начинается активное использование мнемотехнических приемов и средств;

3) преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным.

Основываясь на перечисленных направлениях, можно определить следующие пути и средства совершенствования памяти.

1. Правильно использовать процесс повторения.

Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала.

Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания.

Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а затем – через 24 ч.

Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном.

2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда.

Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце.

3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий:

1) мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой;

2) оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ;

3) мысленно воссоздать этот образ.

4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории.

5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п.

При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал.

6. Последовательную цепочку событий или предметов можно запомнить, если эти предметы мысленно расставлять по пути ежедневного следования на работу или учебу.

Идя по данному пути, мы эти предметы вспоминаем.

Любые приемы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения.

Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память - еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Из книги Предназначение Души. автора Ньютон Майкл

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Память Прежде чем продолжить свой анализ того, что Субъекты, находящиеся в состоянии гипноза, видят в Мире Душ, я хотел бы предоставить больше информации о категориях памяти и ДНК. Есть люди, которые Убеждены, что все воспоминания хранятся в ДНК. Таким образом они

Из книги Романтические эссе автора Лурия Александр Романович

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Память Прежде чем произведение будет создано, писатель должен подготовить для него необходимый материал. Он долго наблюдает за окружающей действительностью, многое переживает в собственной жизни. Впечатления внешнего и внутреннего мира образуют в совокупности

Из книги Сундук старого принца автора Гнездилов Андрей Владимирович

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Память Темно в долинах памяти, словно в осеннем сумеречном лесу, где в печальной наготе застыли стволы деревьев, а яркие цветы и буйная зелень листьев обратились в шуршащий под ногами ковер. Нет пути назад. Никакие заклятия не вдохнут жизнь в отцветшие сады, в отзвучавшие

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

§ 6. Память Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения -

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Память В когнитивной психологии под памятью понимают психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации. Механизм памяти представляет собой три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и воспроизведение

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

4.4. Память Понятие памяти. Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его

Из книги автора

Память? А что память? «Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших». * * *Вы можете обнаружить, что ваша

Для определения видов человеческой памяти большинство психологов (С. Костюк, А.В. Петровский, А.А. Смирнов и др.) Выделяет следующие критерии: содержание материала; характер цели деятельности; закреплении и хранения материала.

В зависимости от содержания память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память является одним из условий образования различных умений и навыков, необходимых в учебной, трудовой и других видах деятельности человека. Сущность этой памяти заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Сложные виды памяти существуют только благодаря двигательной, которая дает человеку возможность сознательно использовать закрепленные комбинации движений при выработке их новых систем.

Эмоциональная память хранит переживания и чувства, связанные с событиями прошлого. Запоминается прежде всего то, что вызывает эмоции. Известный режиссер К. Станиславский подчеркивал: если вы, вспоминая давно пережитое, способны бледнеть, краснеть - у вас есть эмоциональная память. Этот вид памяти предоставляет опыту индивида глубоко личностью характера и отличается особой устойчивостью. Глубоко пережитые события трудно забыть.

В. Мясищев, исследуя устойчивость эмоциональной памяти, выяснил, что точность запоминания учениками картинок, которые им показывают, зависит от эмоционального отношения к ним - положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении ученики запомнили все 50 картин, при отрицательном - только 28, а при безразличном - всего 7 картин. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к восстановленного чувства как к воспоминаниям чувство, ранее пережитого. Так, человек, которого в детстве напугал или покусала собака, пугается затем при каждой встрече с ней.

Образная память проявляется в запоминании образов, представлений предметов, явлений, их свойств. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимают объекты при их запоминании, эту память делят на обонятельную, зрительную, тактильную и тому подобное.

Образы, представления запомненных предметов, явлений, ассоциируясь со словами, закрепляются в них и благодаря этому приобретают относительно устойчивый характер. Язык является средством осознания человеком его чувственного опыта, который является источником наших знаний о внешнем мире. Важной задачей учителей является постоянное обогащение образной памяти учеников, чтобы их знания опирались на фактический, наглядно-образное содержание.

Особыми мнемическая образами является эйдетического (от гр. Eidos - вид, образ), которые хранятся в памяти ярко и четко без изменений от нескольких минут до нескольких часов, а иногда до нескольких лет. А.Р. Лурия описал случай выдающейся эйдетической памяти Шерешевского, который воспроизводил практически все, что запоминал. Эта память присуща художникам, музыкантам, а также детям дошкольного и младшего школьного возраста. Образная память - не пассивна копия предметов и явлений действительности, а особая активность, направленная на решение познавательной задачи.

Словесно-логическая память формируется в процессе психического развития человека на основе образной. Характерными ее чертами являются точность воспроизведения и значительная зависимость от воли. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и объемом: что короче материал, тем меньше ошибок при воспроизведении. Краткость материала обеспечивается за счет как простого урезания, так и выделение существенного.

Особенности этой памяти оказываются и в запоминании только содержания материала. В процессе его вычленения происходит переработка текста в более общих понятиях. Воспроизведение такого материала это переход от обобщенных понятий к конкретным. Постепенно, благодаря связи памяти с мышлением и языком, развивается словесно-логическая память.

Виды памяти в зависимости от характера цели деятельности делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память осуществляется без цели, без волевого усилия запомнить и воспроизвести. Она всегда является следствием определенной практической деятельности человека, поэтому ее результативность определяется способом организации этой деятельности (например, в игровой форме изучать моря, океаны, проливы и т.д.).

Непроизвольная память начинает работать тогда, когда человек пытается, например, понять материал, и через определенный промежуток времени он запоминается, в нем определяются внутренние и внешние связи. Эту особенность непроизвольной памяти с успехом используют во всех методах активного обучения.

Произвольная память предполагает наличие четко определенной цели что-то запомнить, воспроизвести, припомнить. Главным орудием этой памяти является язык: человек использует слово как же инструкцию для запоминания и воспроизведения. Развитие произвольной логической памяти требует не только накопления знаний, но и овладение определенной системой умственных операций.

Процессы запоминания и воспроизведения являются специальными мнемические действиями, которые выполняют с помощью мнемических операций, а именно: включение материала в систему опыта индивида; поиска и выделения способа организации материала для его последующего воспроизведения; создание единиц воспроизводства на основе установления пространственно-временных связей между элементами материала и тому подобное. Результатом становится мнемический образ, который помогает в подготовке к деятельности в будущем. Критерием развитой произвольной памяти является мера осознания индивидом цели и содержания запоминания и воспроизведения.

Непроизвольная и произвольная память - это два последовательных этапа развития памяти. Непроизвольная память генетически является первым видом памяти, она без специальных усилий обогащает наш опыт. Произвольная память дает человеку возможность управлять своей памятью.

В зависимости от времени хранения материала память делят на сенсорную, кратковременную и длительную.

Сенсорная память фиксирует и сохраняет информацию в афферентных частных анализаторов (во внутренних каналах уха, на сетчатке глаза, в окончаниях кожного, обонятельного, вкусового нервов) в течение 250 мс.

Эту память, мгновенный отпечаток разной модальности, называют над-кратковременной. Необходимое условие содержание информации в сенсорной памяти - наличие установки на ее появление.

П.И. Зинченко считает, что сенсорная память длительностью 100 мс создает возможность предметной отнесенности образа, однако ни константа, ни обобщенность еще не формируется. Благодаря ей индивид может распознавать образы еще в процессе их формирования. Так, в зрительной сенсорной памяти происходит первичная обработка информации, поступающей ее отбор (фильтрация), сканирования (считывания), после чего часть отобранной информации поступает для дальнейшей переработки в центральные каналы - в кратковременную, а затем и длительную память.

Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением.

Кратковременная, или оперативная, память осуществляет ввод и получение информации из длительной памяти для удовлетворения актуальных потребностей человека. Взаимосвязь между сенсорной, кратковременной и длительной памятью показано на рис. 8.2.

Рис.8.2. Схема временных видов памяти

Новая информация может поступать в систему памяти только через сенсорную память. Для того чтобы быть сохранена, она должна перейти оттуда в кратковременную память, которую еще называют рабочей, оперативной, где осуществляется переработка и осознание информации, а затем - в длительную память, которая является базой постоянных знаний. В кратковременную память может переходить информация с длительной памяти, которая необходима для узнавания поступившей из сенсорной памяти, а также в ситуации воспроизведения.

Эта память обслуживает актуальные потребности деятельности и имеет ограниченный объем. Очень важно сосредоточиться на объектах запоминания. Американский психолог Дж, Миллер доказал, что объем кратковременной памяти ограничен. В зависимости от сложности объектов запоминания количество их может колебаться в пределах от 5 до 9 (7 ± 2), то есть в среднем кратковременная память способна одновременно хранить семь элементов. Индивид может увеличить количество информации, удерживаемой в кратковременной памяти, путем перекодирования элементов в новые структурные единицы. Главное - сделать их более информационно насыщенными за счет группировки, схематизации, обобщения в единый целостный образ. Важно также активно проговаривать, повторять этот материал.

Перевод информации из кратковременной в длительную нередко вызывает трудности, потому что сначала необходимо осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает, а затем повторить. Механический характер проговаривание материала приводит к забывания, если он осмыслен и сопровождается мнемическая действиями, то переходит в длительную память.

Длительная память сохраняет человеческий опыт и обеспечивает долговременное хранение материала и последующее использование в деятельности. Это - самый сложный вид памяти. Материал в ней сохраняется, подвергаясь воздействию процессов запоминания, забывания, воспроизведения.

Длительную память делят на два типа: первый - с сознательным доступом, то есть человек может по своему желанию вспомнить нужную информацию; второй - с закрытым доступом. В этом случае человек в естественных условиях не может пользоваться длительной памятью, и лишь во время гипноза, благодаря раздражению всех участков головного мозга, актуализируются во всех деталях образы, переживания собственной жизни. Известны случаи феноменальной памяти и уникальных способностей считать, связанные с доступом к этому виду памяти. У людей с феноменальной памятью информация восстанавливается после длительного хранения (десятки лет) без изменений. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти преобразований и способности к забывания. У людей, которые не имеют описанных способностей, длительная память без произвольного доступа составляет, вероятно, базу интуиции.

Психологи основном изучают проблемы длительной памяти с сознательным доступом (проблемы запоминания и воспроизведения). Она начинает функционировать не сразу после восприятия и запоминания материала, а лишь через некоторое время.

Организация материала в длительной памяти подчиняется определенным принципам, в частности, использованию средств, зависимости запоминания от места материала в структуре деятельности. Последний принцип обоснован в исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, где освещены зависимость запоминания от связей материала с мотивами, целями и условиями деятельности.

Рассмотрены виды памяти взаимосвязаны как содержанием того, что запоминается и воспроизводится, так и целью деятельности, длительности хранения информации. В частности, словесно-логическая память также невольной или произвольной; одновременно она обязательно является кратковременной или длительной.

Память в психологии - это нейропсихофизиологический процесс, обуславливающий преемственность всех психических процессов и заключающийся в сохранении и воспроизведении полученного опыта. Является основой психической деятельности и отвечает за способность к обучению и развитию. Без неё индивид не сможет провести градацию между настоящим прошлым и будущим. Психология памяти для изучения различных аспектов и характеристик использует широкий спектр экспериментальных опытов.

Виды памяти

  1. Механическая
  2. Ассоциативная или логическая

Под механической понимается способность организма сохранять след многократных повторений реакций , производить соответствующие изменения в нервных путях. Это процесс накопления индивидуального опыта, который можно сравнить с проторением дорожной колеи. Вся совокупность личных умений, навыков, реакций и движений результат таких проторений. Многократное повторение движения как будто оставляет следы в нервной системе и обуславливает прохождение этими же путями новых возбуждений.

Ассоциативная память. Психология определяет этот вид как связь реакций, при которой наступление одной из них ведёт к немедленному проявлению другой. Учение об ассоциативном дало начало изучению условных рефлексов, которые и есть частный случай ассоциативной памяти .

Учёные пытались выявить, какой вид запоминания более важен или полезен для человека. Опытным путём выяснилось, что, например, процесс запоминания любого материала продуктивнее логическим путём, при котором устанавливаются логически выстроенные порядки через связывания ранее изученного и нового материала в 22 раза, чем механическим - обычной « зубрёжкой».

Состав процесса памяти

Типы памяти по способу восприятия

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс , проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет , на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека . Такие люди часто употребляют фразы « вертится на языке» или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная - образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память - это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы . Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Виды памяти по способу хранения информации

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Мгновенная
  • Оперативная

Кратковременная память имеет относительно короткий временной период хранения информации, около 30 секунд. Затем полученная информация вымещается вновь поступившей. Если индивид акцентирует своё внимание на полученную информацию, то из разряда кратковременно хранимой, она переходит в содержимое долговременной памяти.

Основная роль кратковременной памяти в психологии - обобщение и схематизация полученной индивидом информации. Она играет главную роль в принятии решений. Происходит идентификация информации поступившей извне или из объёма долговременной памяти и далее принимается решение в соответствии со знаниями и навыками индивида.

Долговременная память содержит весь объём знаний, умений и навыков индивида, полученных на протяжении всей жизни.

Этот вид подобен огромному книгохранилищу в котором без особых усилий можно отыскать любую актуальную для человека информацию. Но, несмотря на это, многие фрагменты долговременной памяти утрачиваются со временем и для того, чтобы их вспомнить требуются немалые волевые усилия. Это происходит из-за того, что информация долгое время не была востребована или не имеет особой значимости в это время.

Все сведения, содержащиеся в памяти связаны между собой ассоциациями . Исходя из этого гораздо лучше воспроизводится или запоминается та информация, которая наибольшей степени ассоциируется с уже имеющейся. Прежде чем попасть в долговременное хранилище, новое понятие активизирует систему имеющихся понятий близких ему по смыслу. Возникающие ассоциативные связи определяются частотой совпадения, актуальностью и эмоциональной значимостью.

Учёные определили, что человек со среднестатистическим объёмом долговременной памяти может запомнить информацию, содержащуюся в миллионе отдельных книг. Люди с феноменальной памятью способны запоминать гораздо больше и спустя много лет точно воспроизводить информацию с мельчайшими деталями и нюансами.

Мгновенный или иконический вид памяти является первейшим этапом в восприятии поступившей извне информации без её обработки. Это пассивный процесс, помогающий на данное мгновение сохранить точную картину окружающей действительности. Объём этого вида достаточно велик по сравнению с кратковременной памятью, так как с помощью неё воспринимаются все стимулы, воздействующие на сенсорную систему человека (положение объектов в пространстве и их движение, освещённость, температура воздуха и т. д.).

Оперативная память человека по времени хранения информации находится между кратковременной и долговременной . Оперативный вид восприятия информации обуславливает возможность самостоятельно регулировать срок хранения информации в зависимости от своих целей и задач (от считаных секунд до нескольких недель или дней).

Что влияет на память

Это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов: