Урок литературного чтения в 4 классе

Марина Ивановна Цветаева «Наши царства»

О.Е. Бартемьева, учитель начальных классов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 имени Р.А. Наумова

городского округа город Буй Костромской области

Цели : развитие умения анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта; Формирование осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение

Задачи:

Образовательные:

    Работать над выразительностью чтения

    расширять кругозор детей о жизни знаменитых людей, приобщать детей к искусству

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к литературе.

Развивающие:

    Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения.

    развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению

    формировать творческое воображение через умение представлять картины

Оборудование:

    Портрет Марины Цветаевой.

  • Перечень вопросов для исследовательской работы.

    Словарь настроений.

    Памятка по работе над выразительным чтением.

ХОД УРОКА:

    Вступительное слово учителя.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла строки поэта Максимилиана Волошина.

…Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но так сладко слышать: «Чудо есть!»

Максимилиан Волошин.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, о чьей книге Максимилиан Волошин говорит такие прекрасные слова. Попытаемся понять, что это за чудо, в которое можно проверить, прочитав книгу. Поможет нам в этом сообщение, которое приготовил ваш одноклассник..

    Биографическая справка.

Материал для сообщения.

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева.

Родилась в московской профессорской семье: отец - И. В. Цветаев, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна. В семье росла еще младшая сестра – Анастасия, в последствии ставшая писательницей. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказал на нее художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму. Именно Максимилиану Волошину она показывает свои стихи о детстве. И получает ответ в стихотворении, отрывок из которого является эпиграфом к уроку.

Первая книга стихов «Вечерний альбом» (1910) была издана на средства самого автора

«Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля. Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие, в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1922, «Молодец», 1924.

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия.

    Предварительная подготовка к слушанию стихотворения.

Стихотворение «Наши царства» из сборника, который так понравился Максимилиану Волошину.

А как вы понимаете название стихотворения?

Что вы себе представили?

О чём может быть стихотворение?

А какие царства есть у вас?

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Первичная диагностика.

Какое настроение передает стихотворение? Почему?

Чьи мысли и чувства передает поэт?

Словарная работа.

Какие слова вызвали затруднение?

Владенья – собственность, сокровища, то, чем владеет один человек

Скаты – наклонная поверхность, склон.

    Анализ стихотворения. Работа в группах.

1ряд. Какие основные образы можно выделить в стихотворении.

2ряд. О каком времени рассказывает Цветаева?

3ряд. В каких мирах живут героини Марины Цветаевой? Как изображены эти миры?

Первичное обсуждение результатов работы.

    Разбор стихотворения по строфам.

1строфа (Дети читают самостоятельно)

О чем узнали из первой строфы?

Чьи владенья изображены? (Это сказочный уголок, куда дети спешат для уединения).

Что это за владенья и чем они богаты?

Найдите описание владений. Как Марина Цветаева передала сказочность места? (Красоты не рассказать стиху).

Как понимаете это выражение? (Так красиво, что дух захватывает).

Какие чувства испытывают героини?

Какой темп чтения?

Где будем делать паузы?

2 строфа (Дети читают самостоятельно)

Кем стали девочки? (Феи, добрые соседки).

Что подчеркивает слово добрые? Какие чувства девочки испытывают друг к другу? (Нежность, привязанность, преданность друг другу).

Чем является для них темный лес? (Граница между царствами)

Почему, несмотря на привязанность и любовь есть граница? (У каждой есть свой мир, своё мнение, фантазии, видение мира).

Что делают феи в своих владениях?

Какую картину они видят?

А вы когда-нибудь смотрели на небо, как они, лежа в траве?

Закройте глаза. Вы лежите на мягкой зеленой травке и смотрите вверх, там вверху ветви деревьев и плывет белое облачко.

На что похоже это облачко?

Причудливое, увлекательное зрелище. Нет на земле человека, который бы не любовался, хотя бы раз, небом, облаками. Любое облако наше воображение превращает в животных, растения…

Какие ощущения они испытывают? (Свободы, спокойствия, умиротворения, чувство гармонии с природой)

Тон, темп, громкость чтения.

3 строфа (Дети читают самостоятельно)

О чем вы узнали из этой строфы?

Кем себя ощущают девочки?

Для кого они являются феями?

Как воспринимают их взрослые? (Дикие девочки).

Какой вывод сделали для себя взрослые? (Нужен глаз да глаз).

Почему? (Феи, наверное, шалят, и взрослые их опекают).

Какими хотят видеть родители своих детей? (Воспитанными)

Чтение 1 учеником. Анализ его чтения детьми.

4 строфа (Дети читают самостоятельно)

Каким предложением начинается строфа?

Марина Ивановна рассказывает нам о волшебном мире – детстве. Когда она была счастлива и свободна. В детстве можно убежать в любимое место, танцевать там, играть, придумывать разные приключения с любимой сестрой. Подружкой.

Когда происходит действие?

Какие запахи можно ощутить?

Какое любимое занятие у девочек в этом уголке?

Какие чувства испытывает ребенок, когда может находиться в любимом уголке без присмотра взрослых? (восторг, свободу)

Какое настроение следует передать при чтении?

Чтение 1 учеником. Анализ его чтения детьми.

Тон, темп, громкость выразительного чтения.

5 строфа (Дети читают самостоятельно)

Каким словом начинается строфа? (Но)

Меняется ли настроение? Почему? (Феи стали детьми, шаг тих.).

Какие чувства передают последние строки? (Восторг жить и быть на земле и сомнение в своем таланте).

Появляется мир поэзии.

Тон, темп, громкость выразительного чтения.

Чтение 1 учеником. Анализ его чтения детьми.

    Обобщение.

Какие основные образы можно выделить в стихотворении?

Феи, дети, взрослые, мир детства, мир взрослых, мир поэзии.

О каком времени рассказывает Цветаева?

Детские годы Марины и Аси Цветаевых, для них самые счастливые. Раннее утро, когда можно посетить любимый уголок. Время возвращения домой. Будущее в предположении «Еще не взрослый, передаст ли стих».

В каких мирах живут героини Марины Цветаевой? Как изображены эти миры?

Мир детства – фантастический, сказочный, только для двоих, собственнический.

Мир взрослых – без шалостей и приключений.

Мир поэтический – попытка передать свои переживания в стихах.

Выразительное чтение стихотворения учениками. Анализ чтения.

Давайте вернемся к эпиграфу.

Кому Волошин посвятил свое стихотворение?

Как назывался сборник М.И. Цветаевой?

Как понимаете строки «весть «оттуда»»?

О каком чуде говорит Максимилиан Волошин?

    Домашнее задание.

1уровень. Выразительное чтение стихотворения.

2 уровень. Выразительное чтение стихотворения. Нарисовать свой любимый уголок.

3 уровень. Выразительное чтение стихотворения. Написать свое сочинение на тему «Моё детство».

Источники:

    Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.

    Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.:ВАКО, 2005. – 240 с. – (Мастерская учителя).















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: ознакомление учащихся с творчеством М. И. Цветаевой; расширить «поэтический» кругозор учащихся.

Задачи:

  • познакомить детей с изобразительными средствами в лирическом стихотворении; учить детей понимать и воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием;
  • развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа детства;
  • формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Слайд 1.

II. Работа по развитию речи. Слайд 2.

Подберите эпитеты:
Ручейки весной– какие?
Ручейки летом– какие?
Деревья летом –какие?
Листья летом – какие?
Листья весной – какие?
Поле летом – какое?
Облачко весной – какое?
Облачко летом – какое?

Подберите синонимы и антонимы: Слайд 3.

Темный – ____________ _____________
Туманно – _____________ _____________
Свежий – _____________ _____________

III. Проверка домашнего задания. Слайд 4.

Дети работают в группах по 4 человека. По очереди они выразительно читают стихи В.Я.Брюсова. Оценивают друг друга.

IV. Изучение нового материала. Слайд 5.

1. Знакомство с творчеством Марины Цветаевой.

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой (стихи – Марина Цветаева; музыка – Микаэл Таривердиева – «Мне нравится, что вы больны не мной...»

– Знаете ли вы, что-то об этой песне? (Ответы учащихся.)
– Кто автор стихов? (Дети отвечают на вопрос)

– Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось всё так…
Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше).
Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее, на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал, прежде всего, искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвящённый её мужу Сергею Эфрону.
Вскоре после «Вечернего альбома» её стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов. Один из наиболее известных и уважаемых журналов того времени – «Северные записки» – публикует её стихи с 1915 года. Она часто выступает на литературных вечерах. Счастлива Марина Цветаева и в личной жизни (в сентябре 1912 года у неё родилась дочь Ариадна), у неё много друзей, она не знает никаких трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые её стихи. Но поскорее всё напечатать она не стремится. Цикл «Юношеские стихи», написанный в 1913–1915 годах, не был опубликован в то время. В стихах того времени Цветаева откровенно любуется собой. Но во многих её стихах присутствует и другая тема – тема смерти. «Юношеские стихи» плавны и напевны, они легко запоминаются и легко поются. Стихи, написанные годом позже (1916 г.), во многом отличаются от «Юношеских стихов», большинство литературоведов справедливо считают именно этот год годом зрелости цветаевского таланта. Почти исчезло прежнее кокетство, любование собой, появились новые интересы, новые заботы. В этот год она пишет стихотворение, возможно, самое сильное из всех, что были созданы в те годы (шла первая мировая война) русскими поэтами – противниками войны. В её стихах появляются солдаты, бабы, нищие. Зазвучали в стихотворениях Марины Цветаевой интонации и приёмы русского фольклора. В этот же год ею был написан и цикл «Стихи к Блоку», в голосе Цветаевой появляются доселе ей несвойственные благоговейные ноты.
Годы гражданской войны становятся одним из тяжелейших испытаний в жизни Марины Цветаевой. Муж в армии, она одна в Москве с двумя маленькими детьми (весной 1917 года родилась дочь Ирина) безо всяких средств к существованию. Зачастую им нечего есть, от голода умирает её младшая дочь. Но и в это трудное время М. Цветаева не перестаёт быть поэтом, «все стены исчёрканы строчками стихов». В это страшное время написаны сотни стихов, поэма «На Красном Коне», поэмы-сказки, шесть пьес (ни одна из пьес при жизни Марины Цветаевой не была поставлена), тома дневников.
В мае 1922 года она с дочерью приезжает в Берлин, где после 5-летней разлуки встречается с мужем, а через несколько месяцев они переезжают в Чехию. Здесь стихи Марины Цветаевой зазвучали с новой силой, но как не похожи они на те, что писала юная Марина. Через некоторое время у неё рождается сын Георгий. «Он не должен страдать от того, что я пишу стихи, – пусть лучше стихи страдают!» – это было сказано, когда сыну было 4 года. Так она будет относиться к нему до последнего своего вздоха. Каждый свой свободный час она использует для работы, но именно свободный. Теперь она пишет не только и не столько лирические стихи
(за них мало платят), основное место в её творчестве начинают занимать поэмы и проза. (В собрании сочинений М. И. Цветаевой её проза занимает два больших тома. Вся её проза (как и вся поэзия) – дневник души автора. Значительная часть прозы Марины Цветаевой посвящена её родителям.)
В эмиграции (после Чехии она живёт во Франции) ей жилось тяжело: дом и маленький ребёнок целиком на её руках, вечное безденежье. В 1937 году она вслед за мужем и дочерью возвращается в Россию. Жили они в подмосковном посёлке Болшево. Но через 2 месяца после приезда Марины Ивановны её мужа и дочь арестовывают, их подвергают страшным пыткам, а ещё через 2 месяца Сергея Яковлевича расстреливают, а дочь ещё целых 16 лет будет томиться в лагерях.
Марине Ивановне надо было одной растить подростка сына, платить за жильё, носить передачи в тюрьму. Она жила на копеечные гонорары за переводы, сама практически не писала.
Через два месяца после начала Отечественной войны М. И. Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу – маленький городок в Татарии. А через несколько дней она покончила с собой. «Попала в тупик» – так она объяснила своё самоубийство в предсмертном письме к сыну. Её сын Георгий Эфрон погиб на фронте летом 1944 года.
Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

– Сегодня мы познакомимся с одним из ее стихотворений.

2. Работа над стихотворением «Наши царства»

Учитель читает стихотворение . Слайд 7.

– Какие чувства наполнили вас, услышав это стихотворение?
– Какой период описан в стихотворении поэтессой?
– Какие мысли выразила М.Цветаева в стихотворении?

– Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства».
– Отметьте для себя неясные, непонятные места в стихотворении, попробуйте сформулировать вопросы по тексту.

В то время, когда дети формулируют свои вопросы к стихотворению, учитель проходит, читает эти вопросы, индивидуально работает с учеником – прорабатывают данный вопрос. Наиболее удачные вопросы появляются на доске.
На доске появляются вопросы (приблизительно такие):

  • Кому принадлежат владенья?
  • Какое время года здесь описывает поэтесса?
  • Какое время суток описывает в стихотворении Цветаева?
  • Какой жанр напоминает это произведение?
  • Какие элементы сказки есть в стихотворении?
  • В чем смысл стихотворения?

– Вот наиболее удачные вопросы. К ответам на них, мы подойдем в процессе работы над стихотворением.

Теперь учитель предлагает это стихотворение прочитать наиболее готовым учащимся.

– А теперь давайте вместе рассмотрим стихотворение «в целом», попробуем вместе понять и насладиться слогом поэтессы, увидеть образ ее детства, понять ее ранимую душу через стихотворение.
– Как вы считаете, почему стихотворение названо «Наши царства»?
– О каких царствах идет речь?

– Прочитайте первую строфу. (Ребенок читает.)
– О каком уголке идет речь?
– Это место существовало на самом деле или это выдуманный автором уголок?
– Действительно, у Марины и ее любимой младшей сестры Анастасии, о которых и идет речь в стихотворении, такие царства были на самом деле. Девочки туда бежали с радостью. Автор упоминает о волшебстве этого места, которое становится царством с приходом девочек. Здесь они наслаждаются природой, отдыхают душой.
– Найдите в стихотворении строчки, которые говорят об этом чуде.

Ребенок читает вторую строфу. Слайд 9.

– Почему Марина Цветаева называет девочек феями?
– Чем наслаждаются феи в своем царстве?
– А взрослые видят те чудеса, которыми восхищается поэтесса?
Найдите строчки, которые это подтверждают. (Дети читают третью строфу.) Слайд 10.
– Как взрослые реагируют на девочек?
– Почему «на фею нужен глаз»?
– О каком периоде своей жизни рассказывает М.Цветаева?
– Охарактеризуйте этот период.

– Прочитайте четвертую строфу и найдите фразу – подтверждение того, что Цветаева счастлива в периоде детства. Слайд11.
– Какое время автор считает подходящим для чудес?
– В этом «царстве свободы от взрослого глаза», чем девочки занимаются?

– Прочитайте последнее четверостишие. Слайд 12.
– Что происходит с феями к концу дня?
– Докажите, что феи не хотят возвращаться во взрослый мир.
– Какие интонации необходимо передать при чтении стихотворения? (Восторг, восхищение, игривость, наслаждение, недоумение, сожаления, свободолюбие…)
– Попробуйте прочитать стихотворение, где надо вставив необходимую интонацию. (Дети читают жужжащим чтением, 2-3 ученика читают вслух).
– Давайте вернемся к тем вопросам, которые вы составили.
– На все ли вопросы мы получили ответы?

V. Итог урока. Слайд 13.

– С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
– Поэт Максимилиан Волошин так откликался о стихах Цветаевой:

«…Ваша книга странно взволновала –
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано….»

– Что о стихотворении Марины Цветаевой можете сказать Вы?

VI .Рефлексия

Продолжите фразу «Мне урок (понравился…), тем что …»

("Не гляди на меня с упреком")

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой свор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза - голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

Читает В.Богатырев

Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 г., после того как временно разошлась с мужем. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. В 1912 г., по окончании школы, он уехал в Москву с твердым намерением посвятить себя стихотворству. В 1913 г. Есенин устроился работать в типографию Сытина - сначала грузчиком, а потом корректором.
Сергей Есенин очень не любил, когда его называли поэтом "из низов". Он всегда говорил: "Я просто поэт". Деревенский юноша с копной золотых волос и васильковыми глазами эстетствующие окололитературные слои еще долго воспринимали как простачка. Александр Блок горячо поддержал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передовых литературных журналах. В литературных кругах постоянно обсуждалась и личная жизнь Есенина, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи и драчуна.

О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Но была ли тайна? Всю жизнь Есенин, в детстве лишенный настоящей дружной семьи (его родители постоянно ссорились, часто жили врозь, Сергей рос у бабушки с дедушкой по матери), мечтал о семейном уюте и покое. Он постоянно говорил, что женится на такой артистке - все рот разинут, и будет иметь сына, который станет знаменитей, чем он. Понятно, что Дункан, бывшая старше Есенина на 18 лет и постоянно разъезжавшая с гастролями, никак не могла создать ему семью, о которой он мечтал. К тому же, Есенин, как только оказывался в браке, стремился разорвать сковывавшие его путы.

В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав самоубийство.
Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

Http://esenin.niv.ru/esenin/biografiya_3.htm

("Не гляди на меня с упреком")

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой свор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза - голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

Читает В.Богатырев

Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 г., после того как временно разошлась с мужем. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. В 1912 г., по окончании школы, он уехал в Москву с твердым намерением посвятить себя стихотворству. В 1913 г. Есенин устроился работать в типографию Сытина - сначала грузчиком, а потом корректором.
Сергей Есенин очень не любил, когда его называли поэтом "из низов". Он всегда говорил: "Я просто поэт". Деревенский юноша с копной золотых волос и васильковыми глазами эстетствующие окололитературные слои еще долго воспринимали как простачка. Александр Блок горячо поддержал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передовых литературных журналах. В литературных кругах постоянно обсуждалась и личная жизнь Есенина, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи и драчуна.

О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Но была ли тайна? Всю жизнь Есенин, в детстве лишенный настоящей дружной семьи (его родители постоянно ссорились, часто жили врозь, Сергей рос у бабушки с дедушкой по матери), мечтал о семейном уюте и покое. Он постоянно говорил, что женится на такой артистке - все рот разинут, и будет иметь сына, который станет знаменитей, чем он. Понятно, что Дункан, бывшая старше Есенина на 18 лет и постоянно разъезжавшая с гастролями, никак не могла создать ему семью, о которой он мечтал. К тому же, Есенин, как только оказывался в браке, стремился разорвать сковывавшие его путы.

В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав самоубийство.
Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

«Не гляди на меня с упреком…» Сергей Есенин

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой свор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза — голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

Анализ стихотворения Есенина «Не гляди на меня с упреком…»

В ноябре 1925 года Есенин поступил на лечение в психиатрическую клинику 1-го Московского университета. Руководил заведением профессор Петр Борисович Ганнушкин – знаковая фигура психиатрии того времени. Сергею Александровичу действительно была нужна квалифицированная медицинская помощь. К концу жизни психическое состояние поэта сильно ухудшилось. Причин на то было несколько, среди них – прогрессирующий алкоголизм. Кроме того, Есенин осознал, что в новой советской действительности его стихотворения не нужны той публике, для которой он всегда творил. При этом власти беспокоились о здоровье Сергее Александровича. В октябре 1925 года обсуждался вопрос об отправке поэта в санаторий в сопровождении сотрудника ГПУ, который не позволял бы ему пить. Планам большевиков не суждено было сбыться. Есенина они тогда разыскать не сумели. За несколько месяцев до смерти Сергей Александрович женился в третий и последний раз. Его супругой стала Софья Андреевна Толстая (1900-1957). Брак оказался не слишком счастливым. Будучи женатым, поэт продолжал чувствовать себя одиноким.

Тяжелое душевное состояние Есенина, естественно, отразилось на его поздней лирике. Стихотворение «Не гляди на меня с упреком…» датировано первым декабря 1925 года. Писалось оно в стенах вышеупомянутой психиатрической клиники. Лирический герой обращается к женщине, к которой у него противоречивое отношение. С одной стороны – он не таит презрение к ней, с другой – любит ее взор с поволокой и лукавую кротость. Тем не менее, глубоких романтических чувств персонаж явно не испытывает. Его мыслями владеет некая дама из прошлого. Из рассказа героя становится понятно, что в свое время взаимностью эта женщина ему не отвечала. Несмотря на это, ей удалось завоевать его сердце, всколыхнуть душу. В финале стихотворение неожиданно выходит на философский уровень:
…Если бы не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.
Эта мысль напоминает знаменитый афоризм Вольтера: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».

Нельзя точно сказать, к какой женщине обращено стихотворение «Не гляди на меня с упреком…». Возможно, оно и вовсе не имеет биографической подоплеки. При этом главная претендентка на роль адресата – Софья Андреевна Толстая. С ней Есенин жил, но, вероятно, никогда ее не любил. Отношения с внучкой великого писателя были для него попыткой выйти из душевного кризиса, обрести покой. К сожалению, попыткой неудачной.