Александр Сергеевич Пушкин

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

Материалы к урокам литературы в 6-м классе





Беседа по вопросам.

  • Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, гденаходилось его имение»?

2) Что давало ему такую власть?

3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники?

4) Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?

5) Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского?

6) Как характеризует Дубровского случай на псарне?

7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля?

8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?

9) Какой способ мести избирает Троекуров?

10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?

11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?



Характеристика Троекурова

Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали «богатство, знатный род и связи».

Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».



Забавы владетельного барина

Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.



Уважение к Дубровскому

«Некогда они были товарищами по службе»; «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели».

Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал своё мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - всё это вызывало уважение Троекурова.



Случай на псарне…

Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.



Действия и поступки Троекурова:

«велел тотчас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.



Примирение невозможно…

Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.

На Кистенёвку!..



Способ мести

Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.

Договорились…



Характеристика Шабашкина

Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.



Общение с Троекуровым

Шабашкин хлопотал за Троекурова, «действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».

Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и «законники»: «Как бишь тебя зовут? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на «ты».



Письмо из суда…

Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».

Оборудование: иллюстрации Д.Шмаринова.

Цели урока: развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности, воспитание толерантности, умения общаться.

После обмена впечатлениями о прочитанных главах учащиеся отвечают на вопрос:

Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?

Ответ кажется им простым и очевидным: победил Троекуров.

В чем же состоит его победа?

В том, что он отнял у Дубровского имение, в том, что Дубровский после ссоры с Троекуровым тяжело заболел и умер, тогда как Кирила Петрович сохранил и имение, и здоровье, и жизнь. Как Кирила Петрович торжествует победу, в чем проявляется его радость? Учащиеся находят подтверждение торжества Троекурова лишь в одном предложении: «...торжествующий Троекуров, взяв от него перо, подписал под решением суда совершенное свое удовольствие», – и далее убеждаются в том, что Кирила Петрович не испытывает удовольствия от победы: «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество. Судьи, надевшиеся на его благодарность, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова. Он в тот же день отправился в Покровское».

Давайте попробуем составить отрывок киносценария: Троекуров возвращается домой после суда.

Ребята описывают, как он входит в дом, расшвыривает вещи, накидывается без причины на слуг, крупным планом предлагают выделить хмурое, недовольное лицо Троекурова, затем продолжают прослеживать реакцию Кирила Петровича на результаты его победы. После появления Шабашкина с известием о том, что Кистеневка принадлежит Троекурову, «Кирила Петрович смутился. От природы он не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала.... победа не радовала его сердце.... наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее и, сам правя, выехал со двора». Анализируя этот эпизод, учащиеся в числе прочего обращают внимание на то, что Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера, и объясняют это тем, что гордый Кирила Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги.

О чем думал Троекуров, приближаясь к Кистеневке? Какие слова хотел сказать своему бывшему другу? Возможно ли было примирение?

Ответы на эти вопросы стимулируют творческую активность учащихся, помогают понять психологию героев.

Повесть еще не прочитана ребятами до конца, поэтому учитель, завершая ответ на вопрос о реакции Троекурова на победу над Дубровским, приводит цитату из XII главы: «Верейский, обратясь к Кирилу Петровичу, спросил у него, что значит это погорелое строение и кому оно принадлежит? Кирила Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбою, были ему неприятны», – доказывая тем самым, что угрызения совести продолжают мучить Троекурова и по прошествии времени.

Так в чем же тогда состоит победа Троекурова? Давайте оценим плюсы и минусы этой победы, заполнив таблицу.

Приобретение Кистеневки

Потеря друга.
Муки совести, утрата душевного спокойствия.

Нуждался ли Троекуров в имении Дубровского?

Нет, не нуждался. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив».

Вернувшись к содержанию первой главы, докажите, что Дубровский действительно являлся другом Троекурова и что Троекуров ценил эту дружбу.

Учащиеся приводят примеры, подтверждающие существование дружеских отношений между Дубровским и Троекуровым: они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего друга». «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина». «Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств». «Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское, Кирила Петрович без него скучал».

Чего же больше – потерь или приобретений, плюсов или минусов от победы Троекурова? В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

В ходе совместного обсуждения учитель и учащиеся приходят к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, победителей не бывает, бывают только побежденные. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но невосполнимые потери несут все участники конфликта.

К сожалению, в жизни не бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может произнести в пылу ссоры обидное слово, неудачно пошутить, не желая того, обидеть близкого человека. Самое главное в такой ситуации – вовремя остановиться, осознать свою ошибку, найти способ исправить ее.

Троекуров допустил бестактность, позволив «своему холопу» обидеть Дубровского (характеристика Троекурову была дана на первом уроке, поэтому нет необходимости углубляться в причины его поступка), но на этом этапе ссору можно было бы прекратить, если бы Троекуров повел себя иначе. Какие ошибки допустил Троекуров, пытаясь вернуть своего друга?

Учащиеся зачитывают и комментируют эпизод, в котором Троекуров обнаруживает исчезновение Дубровского. «Кирила Петрович сел ужинать и только тогда, не видя Дубровского, хватился о нем. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно... осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится». Отмечается, что Троекуров долго не замечал отсутствия друга, не попытался выяснить причину его исчезновения, отправил вслед за Дубровским слугу, вместо того, чтобы ехать самому, пытался приказывать и даже угрожал, вместо того, чтобы принести извинения и попросить Андрея Гавриловича вернуться.

Делается вывод о том, что настоящего друга найти очень трудно, а потерять его быстро и легко. Дружба – это не только удовольствие от совместного пребывания и обмена мыслями, но еще и умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять другого. По-настоящему умен не тот, кто идет напролом и слышит только голос ущемленного самолюбия, а тот, кто сумеет вовремя осознать свою ошибку и сделать шаг навстречу.

Сравнивая героев художественных произведений, мы можем понять их представление о жизни, и может быть их самих. В этом сочинении мы сравним героев незаконченного исторического романа А. С. Пушкина “Дубровский”, а именно Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилу Петровича Троекурова. У обоих героев есть свои сходства и различия. Рассмотрим черты их судеб. Это быди ровесники выросшие в одном сословии, которые женились по любви, но оба скоро овдовели, имея каждый по ребёнку: у Дубровского- сын, у Троекурова- дочь. Несмотря на разницу в благосостоянии, оба родителя стараются обеспечить соим детям хорошую жизнь. Дубровский, чтобы дать своему сыну всё, что нужно для беззаботной жизни в Петербурге, продаёт почти все деревни, оставляя одну- Кистенёвку. Дочь Троекурова растёт на глазах у родителя. затрачивая на дочь уйму денег, Кирила петрович ничего не теряет. В тот момент, когда Екатерина вторая свергает с престола Петра третьего, Троекуров и Дубровский принисают различные решения. Троекуров, понимая, что вся власть в руках у императрицы, принимает её сторону, что и приносит ему немало пользы. Однако Дубровский остаётся верен Петру третьему, сто негативно сказывается на его благосостоянии и положении в обществе. Но зададим себе вопрос: если бы Андрей Гаврилович тоже примкнул к сторонникам Екатерины второй, стала бы его жизнь проще? Нам это неизвестно. Были у них и общие интерессы- оба были горячими охотниками. Псарня Троекурова славилась своими качествами на всю губерню и Дубровский естественно завидовал- ведь его благосостояние позволяло ему держать лишь свору борзых да паругончих. Это сравнение ещё раз указывает на разницу в благосостоянии. Дубровского я могу охарактеризовать как личность неупавновешенную и экзальтированную, и именно поэтому я отношусь к нему лучше, чем к Троекурову- спокойному и размеренному дельцу.

Сходство Троекурова и Андрея Дубровского У Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского есть много общих качеств. Сходство героев заключается в том, что они: оба пожилые мужчины оба принадлежат к дворянскому сословию оба живут в деревне оба отставные офицеры оба вдовцы у обоих есть дети-ровесники В доказательство этому приводим цитату из романа: “…Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку.” Также у героев есть общие яркие черты характера, как например: гордость пылкость, горячность Действительно, Кирила Троекуров и Андрей Дубровский оба – гордые мужчины: “…на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.” Андрея Дубровского считают горячим, нетерпеливым и решительным человеком: “…Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.” (о Дубровском) “…человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение.” (о Дубровском) О характере Кирилы Троекурова также известно, что он – человек пылкого нрава: “…порывам пылкого своего нрава…” (о Троекурове) К сожалению, именно гордостью и пылкость героев приводит к тому, что между ними разгорается ссора, которая имеет трагические последствия.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 20.

Тема. Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

Цель :

    определить причины ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнить характеры героев, определить мотивы их поведения;

    совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление учащихся;

    формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значений понятий «чувство собственного достоинства» и «высокомерие».

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

III. Изучение нового материала. Анализ содержания первой главы романа.

1.Озаглавливание первой главы.

2.Выразительное чтение отрывка от начала главы до слов «Нечаянный случай всё расстроил и переменил».

3.Сопоставление образов Дубровского и Троекурова.

Отношение соседей

Рады были угождать, трепетали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Строго и своенравно

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели

4.Беседа.

    Чем объясняется поведение Троекурова?

Характер Троекурова определен его положением на социальной лестнице. Общественный вес Троекурова и готовность всех угождать малейшим прихотям его деспотического нрава способствовали развитию в нём самых низменных качеств: самолюбия, надменности, праздности.

    Почему А.С. Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать (а не просто: угождали); трепетали (а не боялись), готовы были (а не принуждены) те шить его праздность, никто не дерзал отказываться (а не рисковал, не осмеливался).

Подчеркивая раболепие помещиков перед всесильным барином, А.С. Пушкин подбирает слова, более точно указывающие на полную зависимость окружающих.

Андрей Дубровский - исключение из общего правила. Он не лицемерит, не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым. Расстроенное состояние принуждает его выйти в отставку, но от предложения о покровительстве вполне искреннего, Дубровский отказывается. Не желает он женить сына на Маше Троекуровой, чтобы тот не «сделался приказчиком избалованной бабенки».

    Происшествие на псарне - случайность или закономерность?

Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в положение «вне общего закона». Долго оставаться в таком статусе невозможно. «Нечаянный случай» на псарне - проявление социальной закономерности.

    Что сближало и разделяло Дубровского и Троекурова? Что отличало Андрея Гавриловича от других соседей Троекурова?

Воспоминания о прошлом сближают героев. Однако в настоящем Троекуров –владелец огромного поместья, а Дубровский всего лишь бедный дворянин.

Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства.

5.Лексическая работа.

Определите значение слов «достоинство», «высокомерие».

Назовите слова, противоположные по смыслу понятию «чувство собственного достоинства».

Подобострастие, угодничество, заискивание, низкопоклонство.

6.Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова?

6.1. Задания для групп: найти в прочитанном отрывке эпизоды, доказывающие виновность Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа) в случившемся.

6.2. Самостоятельное чтение эпизода от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собрался в отъезжее поле» до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление...» (глава I). Представители групп зачитывают цитаты, доказывающие виновность героев, и заполняют таблицу.

«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вслед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«...Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского».

«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудесная, - вряд ли людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не хотел послушаться и не хотел воротиться».

«...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

«Один из псарей обиделся. «Мы на своё житьё, - сказал он, - благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы и сытнее и теплее».

6.3. Беседа «Кто виноват в ссоре?»

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?

Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности.

Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

Замечание верного слуги льстило его самолюбию.

Понял ли сразу Троекуров, что обидел старого друга?

Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.

Сожалеет ли он о случившемся?

Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

В письме Дубровский требует невозможного - равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!

Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского? Как это решение характеризует Троекурова? Каково значение слова «подвиг», употребленное в авторской характеристике?

Сходство в характерах и наклонностях Кирилы Петровича и Андрея Гариловича, долгая дружба, выдержавшая испытания, - все, что соединяло, потеряло силу, как только Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решил показать, как глубока социальная пропасть, разделяющая бедного дворянина и властного помещика.

Необузданность нрава сказывалась и ранее в поступках, которые автор иронически называет «подвигами», имеющими целью «осадить» соседей. Теперь он решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить eго.

Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

6.4.Чтение эпизода встречи с Шабашкиным от слов «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале...» до слов «Шабашкин поклонился почти до земли, вышел вон...».

В чем проявляется высокомерие Троекурова? Почему он дважды обращается к Шабашкину: «Как, бишь, тебя зовут?»

В небрежных повторах «Как, бишь, тебя зовут?» ощущается нескрываемое мое презрение к Шабашкину. Он не просит, а приказывает, хорошо зная, что и власть у него на службе: «Выпей водки да слушай».

Как передано подобострастие Шабашкина?

Шабашкин, представитель власти, специально заезжает к Троекуров узнать, нет ли каких приказаний, отвешивает поклон за поклоном, с благоговением ожидая изъявлений воли барина, беспрестанно повторяет «ваше превосходительство», кланяется почти до земли.

Какое значение приобретает словосочетание «маленький человек» в данном эпизоде?

Словосочетание «маленький человек» приобретает особое значение. Автор подчёркивает ничтожность власти, допускающей проявление неуважения со стороны сильных мира сего.

Сравните поведение Андрея Гавриловича Дубровского и представителя законной власти.

Дубровский осмеливается защищать своё достоинство и чувствует себя равным Троекурову, а представитель власти Шабашкин подобострастно служит Троекурову. Дубровский ведёт себя независимо и гордо, а «власть» перед Троекуровым заискивает и унижается. Эпизод подчёркивает драматизм положения Дубровского, посмевшего нарушить «общий закон».

III. Подведение итогов урока.

Что явилось причиной ссоры Дубровского и Троекурова?

IV. Домашнее задание.

2.Дать название главам II–IV.

3.Индивидуальные задания:

Подготовить пересказ эпизода в суде от лица Троекурова и Дубровского;

Выписать цитаты, характеризующие состояние Троекурова после суда;

Составить пересказ-анализ «Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге»;

Подготовить выразительное чтение письма Орины Егоровны Бузыревой;

Подготовить чтение по ролям диалога Владимира Дубровского с кучером Антоном.

Урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский»:
«ПРИЧИНЫ ССОРЫ ДУБРОВСКОГО И ТРОЕКУРОВА»

Шуликова Г.В., учитель
русского языка и литературы
МБОУ Васильево-Шамшевская
СОШ №8 Кагальницкого района
Ростовской области

Тема урока: Причины ссоры Дубровского и Троекурова
Методические цели: помочь школьникам определить причины ссоры Дубровского и Троекурова в процессе анализа первой главы романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Задачи: помочь учащимся
выявить место первой главы в композиции романа;
определить черты характера Дубровского, Троекурова, которые
привели к ссоре двух давних друзей;
определить роль интерьера и речевой реплики крепостного в создании
ситуации ссоры;
выявить роль портретной зарисовки, характеров, речи в создании
образов и выражении авторской позиции;
определить, какими нравственными критериями определяют свою
позицию Троекуров и Дубровский;
стимулировать определение собственной позиции ребенка в
оценке поведения, характера, принципов жизни героев.
Дидактические цели и задачи:
Знать:
роль и место 1 главы в раскрытии причин ссоры Дубровского и Троекурова;
художественные приемы создания образа и характеристики Троекурова;
художественные приемы создания образа и характеристики Дубровского;
какой характер носит сопоставление двух героев;
какими нравственными принципами руководствуются в своей жизни
Троекуров и Дубровский;
в чем причина ссоры Троекурова и Дубровского;
авторскую позицию в оценке поведения героев.
Уметь:
находить способы создания образа и характеристики;
определять авторскую позицию и выражать собственную в оценке поведения
героев.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Ход урока
Подготовка к работе с текстом. Выявление первоначальных
читательских впечатлений.
- Вы прочитали роман. Кто из героев вам понравился и почему?
-Кто вызвал неприязнь?
-Какие эпизоды романа запомнились и чем именно?
-Сегодня на уроке мы продолжаем работу над романом А.С.Пушкина «Дубровский». Начнем занятие с небольшого задания. Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
«Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного» (К.П.Троекуров)
«С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)». (А.Г.Дубровский)
-Как вы думаете, почему именно к этим фрагментам текста обращено ваше внимание? Какова их роль в 1-й главе?
-Итак, мы вспомнили двух персонажей романа. Как вы думаете, чего больше в этих героях: сходства или различия? Как сложились их отношения, судя по первой главе романа?
-Они поссорились.
-Подберите синоним к слову ссора.
-Раздор, разлад, конфликт.
-Что такое конфликт?
Чтение определения конфликта по словарю.
-Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?
Слушает варианты ответов и приближает учащихся к определению темы урока. Чтение темы урока на доске.
-Как же так, почему поссорились?
Чтение записанных на доске целей урока.

II. Работа с текстом первой главы.
Беседа по вопросам:
-А сейчас нам нужно выяснить, что же стало причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым. Какой вариант ответа предлагает нам автор? Согласимся мы с его точкой зрения или нет? Давайте перечитаем начало главы до слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил». (Читает подготовленный ученик).
-А теперь проанализируем текст с разных точек зрения и результаты своих наблюдений запишем в таблице своих рабочих тетрадей (указывает страницу).
2.Работа по таблице «Дубровский и Троекуров»
Способы создания образа
Троекуров
Дубровский

Общее в судьбах героях
женились по любви, скоро овдовели

Социальное положение
Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях
Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

Качество характера
Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием
Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия
Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах
Горячий охотник

Отношение соседей
Рады были угождать, трепетали при его имени
Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам
Строго и своенравно

3.Беседа по вопросам:
- На каком приеме строит автор характеристики героев? (На приеме противопоставления)
-Как ведет себя Троекуров по отношению к соседям? Почему он ведет себя так? Дайте характеристику отношений Троекурова с соседями. Ко всем ли он относится одинаково? (Слушаются варианты ответов)
-А как помещики относятся к Троекурову? Подтвердите свой ответ цитатой из романа. (Слушаются ответы школьников)
-Почему Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать (а не просто: угождали), трепетали (а не боялись), готовы были (а не принуждены) тешить его праздность, никто не дерзал отказываться (а не рисковал, не осмеливался)?
-Почему Дубровский остается исключительно вне общего правила?
-Какими нравственными критериями определяет свою позицию Троекуров?
-Какими нравственными критериями определяет свою позицию Дубровский?
-Какой случай изменил все в отношениях героев?
III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом «Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова»
Задания для групп: найти в прочитанном тексте доказательства вины
Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа).
Выразительное чтение отрывка романа от слов «Раз в начале осени Кирила
Петрович собирался в отъезжее поле» до слов «Но мысли его приняли другое направление». (Указываются страницы учебника с нужным текстом)
Дети ищут цитаты, читают вслух и заполняют таблицу.
Троекуров
Дубровский
Парамошка

«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним».
«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».
«да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
«На возвратном пути со всею своей охотой нарочно поехал полями Дубровского».
«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, - вряд ли людям вашим житье такое же, как вашим собакам».
«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил». «Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».
«а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

Беседа по вопросам:
-Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?
-Почему Троекуров обрадовался словам Парамошки?
-Какими вы представляете себе героев романа А.С.Пушкина, учитывая их
положение?
(Слушает варианты ответов учащихся)
-А теперь давайте посмотрим, какими их увидел художник Д.Шмаринов.
Пушкинское ли это изображение?
4.Работа по иллюстрации Д.А.Шмаринова «Ссора на псарне».
-Как показаны Троекуров, Дубровский, псарь Парамошка?
(Слушает варианты ответов детей)
-Подробного описания внешности героев у Пушкина нет. В романе
показано, что Троекуров имеет «необыкновенную силу физических способностей», громкий голос и смех, «тяжелые шаги». О Дубровском сказано, что он был «нетерпеливым и решительным», бедным и независимым». Что же помогло иллюстратору воссоздать внешность героев романа?
-Художник в своей книге «Годы жизни и работы» писал: «В новых рисунках я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей – старика Дубровского и барина Троекурова», Удалось ли это сделать Д.Шмаринову?
5.Беседа по вопросам:
-Понял ли Троекуров, что обидел старого друга?
-Сожалеет ли Троекуров о случившемся?
-Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
-Как Троекуров хочет наказать Дубровского?
6. Чтение эпизода «Встреча с Шабашкиным» (от слов «Расхаживая тяжелыми
шагами взад и вперед по зале до слов «Шабашкин поклонился до земли, вышел вон»
(Учитель указывает страницы с нужным текстом романа)
7.Беседа по вопросам:
-Каким мы увидели Троекурова в этом эпизоде?
- Как характеризует Троекурова его обращение к Шабашкину: «Как бишь
тебя зовут»?
-Как автор показывает подобострастие Шабашкина?
-Как вы поняли словосочетание «маленький человек»?
8.Повторное чтение эпизода.
-Как будем читать слова Троекурова?
-С какой интонацией прочитаем слова Шабашкина?
IV. Подведение итогов урока.
-Почему же поссорились Дубровский и Троекуров?
V. Задание на дом:
1. Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные».
2. Озаглавить главы II-IV.
3. Индивидуальное задание:
Пересказ эпизода в суде от лица Троекурова.
Пересказ эпизода в суде от лица Дубровского.
Подготовить рассказ «Жизнь Дубровского в Петербурге» по плану:
-Какой образ жизни вел молодой Дубровский?
-Как относились к нему товарищи?
-О чем мечтает Дубровский?
-Какие черты характера свойственны Владимиру Дубровскому?
-Какие чувства пробудила у Дубровского весть о болезни отца?
Подготовить выразительное чтение письма Орины Егоровны
Бузыревой.
Подготовить чтение по ролям диалога Дубровского с кучером
Антоном от слов «Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер» до слов «И лошади его побежали крупной рысью».