Самый распространенный язык среди жителей Европы – русский. На русском языке общается около 300 миллионов человек, это самый распространенный язык общения и переписки среди жителей России и бывшего СНГ. Знания, полученные во время обучения в школе, по русскому языку, помогут в будущем беспрепятственно общаться с жителями Европы, Германии, Израиля, Америки, Канады и еще очень многих стран.

Решебник для 10 класса по предмету «русский язык», поможет в обучении и понимании предмета старшеклассникам. Автор Власенков А.И. при помощи своего решебника «Русский Язык: Грамматика. Текст. Стили речи», помогает школьникам быстро справиться с решением домашнего задания. Родители могут использовать решебник по бесплатному решению заданий, для проверки знаний своих детей. Такой метод проверки знаний, уже показал себя положительно на практике и получил одобрение среди учителей многих учебных заведений.

При помощи решебника, ученик может легко проверить свои знания по предмету русского языка и выучить пропущенные, во время отсутствия на занятиях, темы. Доказано что, даже просто переписав ответ из книги, ребенок запоминает его и в следующий раз, сможет самостоятельно написать все правильно без ошибок.

Купив такой решебник ребенку, можно доверить ему самостоятельно, изучать необходимый материал. Так можно сэкономить на частных репетиторах и выучить необходимый предмет досконально. Самообучение всегда приносит только положительные результаты.

Русский язык 10 кл. 2007 г.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Выберите следующее решение:

133(н) 133(с) 134(н)

Распознание текста ГДЗ с изображения.:

132 (317).
План Тезисы
1. «Роскошная» Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры речь Толстого. той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой.
2. «Игровая» Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах,— речь Писемского. жестом и голосом.
3. «Мягкая» речь Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каТургенева. ким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало
шли к его к упной фигу е.
4. «Живописная» И опять иное впечатление производила речь Гончарова, речь Гончарова. напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в
своей работе рукою, сочными красками, с одинаково тщательностью изображающею и широкие очертания целого и мелкие под обности частностей.
5. Речь Салтыко- Ни один из них не оставлял цельного впечатления и в ва, Достоевского, качестве рассказчика стоял гораздо ниже автора напиЛескова. санных им ст аниц.
б. Слово Оно всегда было просто и поразительно (...) Оно было Толстого. хронологично (...) Рассказы текли спокойно, постепенно
расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и го бое дно...
7. Мысли К каждом литературном произведении надо отличать Толстого. три элемента. Самый главный — это содержание, затем
любовь автора к своему предмету и, наконец, техника.

Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой - тезисы.

Мне трудно припомнить 2 все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно всё, что говорил Толстой. Во вре­мя долгих послеобеденных прогулок он обращался 2 часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я пом­ню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, - жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалёван­ною твёрдою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фи­гуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончаро­ва, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тща­тельностью изображающею и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характе­ром отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо вся­ких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спо­койною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...
Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохрани­лись 2 в моём дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Никола­евича. «В каждом литературном произведении, - говорил он, - надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви даёт полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент - техника - достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содер­жание и техника, но нет элемента действительной любви.

Сравните свой план и тезисы с другим возможным (дан ниже) их вариантом. Какие преимущества вы находите в своём варианте выполненной работы, а какие - в варианте, предложенном в учебнике?

Виды переработки текста


  1. Виды сокращений (план, тезисы, конспект, тематический конспект, выписки, реферат).

  2. Виды оценки текста (рецензия, аннотация, отзыв).

План и тезисы
Тезисы - это краткое изложение основных положений ста­тьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые чита­тель выписывает в виде цитат или в собственной формули­ровке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо на­учиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, оза­главливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы - один из наиболее сложных видов сокращения тек­ста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.
Упражнение 1. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Ко­ни о Л.Н.Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значи­тельно меньшей, записывайте пункты плана, в правой - тезисы.

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогу­лок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне при­ходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в ли­цах,- жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком ис­кусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мяг­ким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английско­го парка перемежались с французскими замысловатыми стрижены­ми аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тро­пинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, соч­ными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и ши­рокие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не ста­ну говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, под­дельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструк­ции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно за­ключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных стру­ях и высокое небо, и глубокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 го­ду Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его поздней­шие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении,- го­ворил он,- надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент - техника - достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущ­ности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевско­го огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.
Выписки
Наиболее простой вид записи - выписка (выдержка), до­словная или документально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы зна­комимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для под­готовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

Постоянно при чтении интересующих вас книг делайте выпис­ки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, и при не­обходимости используйте их.


Упражнение 2. О Л.Н. Толстом и его творчестве писали многие литературове­ды, критики, писатели, общественные деятели. Сделайте выписки из фраг­ментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпоса («Война и мир»)». Ста­райтесь выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Полностью прочитать эту статью вы сможете в книге В. Лакшина «Пять великих имен».
«Без ложной скромности - это, как «Илиада»,- говорил Тол­стой о «Войне и мире» Горькому.

Толстой не тешит свое тщеславие, он просто определяет жанр. Большой эпос, народная эпопея - вот что стоит перед его гла­зами образцом для сравнения.

Смелое воображение и точное знание, живое предание и инту­иция художника, пережитый сердцем опыт и огромное наследие культуры потребны были, чтобы возник этот литературный фено­мен - «Война и мир».

Толстой говорил, что, прежде чем начать работу, ему важно, чтобы под ногами у него выросли подмостки. Кроме первостепен­ных жизненных впечатлений, душевных поисков и дум, всегда важ­ны подмостки литературные.

Готовясь к созданию «Войны и мира», Толстой открыл для се­бя Гомера. «Вот оно! чудо»,- записал он в дневнике. Это было в конце 50-х - начале 60-х годов. Реже отмечают, что в круге его чтения в годы, прямо предшествовавшие созданию «Войны и ми­ра», оказались и русские былины. В 1862 году, занимаясь с кресть­янскими детьми в яснополянской школе, Толстой читает им вслух народные песни, былины, сказки, отрывки из древних летописей, старается объяснить ребятам красоты народной поэзии и сам вос­хищается вместе с ними. «Я заметил,- пишет Толстой в одной из педагогических статей того времени,- что дети имеют более охоты, чем взрослые, к чтению такого рода книг; они перечитывают их по нескольку раз, заучивают наизусть, с наслаждением унося на дом и в играх и разговорах дают друг другу прозвища из древних былин и песен». (...)

Толстой эпичен и оттого, что он подкупающе серьезен. Он поднимается сам и поднимает нас от быта, от мелочи и пыли дня тому, что определяет содержание всей жизни человека, составляет тайный смысл истории и мерит всякое живое существо в масштабе вечности.

О Толстом можно повторить то, что сам он, как величайшую похвалу, высказал о Лермонтове: «У него нет шуточек... Шуточно не трудно писать, но каждое слово его было словом человека власть имеющего». Его совесть болит, потому что везде и всюду он видит уклонение от того, как надлежало бы людям жить, чувствовать и понимать жизнь. Порой он будто ступает по раскаленной земле - его ступни палит, жжет это несоответствие поступков и речей, какие слышатся в повседневности, его идеалу правды и оттого он так хмурит свои густые брови на поздних фотографиях, придирчиво сверлит глазами своих собеседников.

Огромно его недовольство собой, внутренний счет к своей душе. Этой напряженной духовностью он вернее любых проповедей обращает нас, читателей, к главному - вопросу о смысле свое жизни, не потакает безволию души и запрещает человеку измельчиться, пойти в обход, растратиться на пустяки. Мерой серьезности, крупности духовных забот, какими он обременяет своих любимых героев, он напоминает о чем-то важнейшем и порою вызывает стыд за себя.

Пьер Безухов, князь Андрей - это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толстовской эпопеи.

Но рядом с суровым началом совести, покоряющей серьезностью интонации, есть у Толстого - и в «Войне и мире» это, может быть, высказалось особенно ярко - жадное, природное, нерассуждающее жизнелюбие и как часть его - стихия юмора, смеха.

«Война и мир» - эпос нового времени потому, что сам взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастности Его объективное изображение то глубоко уходит в психологию, то окрашивается в тона сдержанной иронии. Картина как бы «подсвечена» авторским отношением, ненавязчивым, но ровно разлитым на полотне, так что ни на мгновение не разрушается иллюзия самостоятельного существования лиц.

В умении проникнуть в человеческую душу, удержавшись от острой субъективности, новизна и сила реализма Толстого. Он, конечно, резко пристрастен в отношении главных мыслей, идей своего творения. Но, заглянув в чужую душу, чувствует себя не вправе быть тенденциозным: его задача - взять характер изнутри, в его логике, в его психологии. Ведь любой человек строит свой внутренний мир по своим осям координат, часто с изощренной систе­мой самооправдания. И как воспроизвести в искусстве это строитель­ство вторично, не дать воли своеволию, оставаясь неравнодушным. Победить субъективность - вот задача художника.

Наглый Долохов, с его холодным взглядом в упор, по-человечески неприятен, когда выхватывает за столом у Пьера афишку и провоцирует его, обманутого им мужа, на дуэль. Он ненавистен нам, когда обчищает в карты молоденького Николая Ростова, а потом еще предлагает простить ему карточный долг за то, чтобы тот от­ступился от понравившейся ему Сони. Герой-подлец как будто ясен до конца. Но вдруг мы узнаем, что раненный на дуэли Долохов в от­чаянии от мысли о том, как огорчится его мать. Оказывается, он нежнейший сын и брат, и кто мог бы догадаться, как любит этот хо­лодный, злой человек свою одинокую мать и горбатенькую сестру!

А Анатоль Курагин? Этого мерзейшего светского хлыща Тол­стой приведет на Бородинское поле и покажет нам его в санитар­ной палатке, где ему, тяжко раненному, будут ампутировать ногу. Не только его соперник, князь Андрей, простит его в эту минуту,- кто из читателей не испытает к нему чувства сострадания, жалости?

Так обходится Толстой с «отрицательными», условно говоря, персонажами. Но и положительных героев он не щадит. Мечты князя Андрея о славе - почти смешны своим открытым, яростным детским тщеславием. И Толстой безжалостно отметит к тому же слабость героя быть на виду: он любит парить и действовать в «высших сферах». Но Болконский человек воли. А стоит ли гово­рить, что мучительное безволие, даже слабодушие Пьера делает его порой, как в сцене сватовства к Элен, почти комедийным персона­жем. Полнота изображения движущегося характера, однако, такова, что в конечном счете и это не роняет героя в глазах читателя. Нам говорят правду - так долой всякую романтическую брезгливость!

Нам остро интересно у Толстого познание людей, не подмятых авторской идеей. Художник сам отдается процессу счастливого во­ображения, постижения человека в творчестве, и мы благодарно следуем за ним. Он дает нам радость понимания незнакомых прежде людей, постижения их характеров, идеалов, привычек и причуд - и оставляет иллюзию, что все это делается не по его ав­торской воле, а нами самими, свободно и самостоятельно, как в жизни. А это и есть искусство. (...)

В философско-исторических отступлениях, в «Эпилоге» к ро­ману Толстой задирист, полемичен: ему важно было показать зна­чение народной войны, массы, которая в историческом действии ув­лекает за собой или подминает под себя вождей и героев.

«Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свой­ство души и чувств, сказалась и в психологическом строе романа, в изображении «частных лиц». «Стихийное» - главная прелесть Ната­ши Ростовой,- ее искренность, близость к природе, родной почве. Толстой считал важнейшим психологическим «узлом» романа порыв страсти Наташи к Анатолю Курагину. И не оттого лишь, что героиня получает нелегкий жизненный урок. Здесь вырвалась на­ружу сила жизни - непредсказуемой, незапланированной наперед. Наташа объясняет брату свою антипатию к Долохову: «У него все назначено, а я этого не люблю». Она не терпит в людях сухо­го расчета, заранее навязанного взгляда,- ее чувство открыто на­встречу жизни. В этом ее незащищенность, но и ее сила. (...)

В художественных сценах «Войны и мира» - ощущение един­ственного мига, свершающегося сейчас, переживаемого и не отго­ревшего. Не воздыхание, не элегия, а страсть. Не воспоминание, а живое переживание и действие.

«Ну, как можно спать! - взывает Наташа к Соне, забравшись на подоконник в лунную ночь в Отрадном...- Да проснись же, Со­ня... Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» (...)

Героев Толстого молодое счастье жить, чувствовать заполняет до краев, порой до слез, до судороги в горле. Толстой - это вели­чайшие метания духа и огромное здоровье натуры художника. Это радость, как норма бытия.

Возрождается убитая, казалось, горем и стыдом Наташа Росто­ва, и улыбка на ее лице медленно проступает навстречу Пьеру, «как отворяется заржавленная дверь». Но, может быть, еще ярче другое толстовское сравнение оживающей души Наташи с молодой травой, победной силой природы. «Она не знала этого, не повери­ла бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлав­шим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы тра­вы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно. Рана заживала изнутри».

Сама погибель, потеря, смерть, по ощущению Толстого, не ужас бездонный, а тоже часть жизни, переход к чему-то иному, и тяжел лишь момент прощанья и изживанья прошлого, а жизнь не перечеркнута никогда. (...)

Великий эпос - «Война и мир», напоминает человеку всегда, человеку, вдруг поникшему под ношей обстоятельств или безрадо­стных впечатлений дня, будничной усталости: жизнь огромна, ее проявления и дары неожиданны, завтра может случиться нечто хо­рошее, о чем и не ведаешь сегодня. Даже в дурном часто есть смысл, сразу нами не разгаданный, от которого идет дорога к до­бру. И вообще - дар жизни есть радость. Радость любви, семьи, победы, высокой думы, природы, воздуха, неба над головой в го­лубой день...

С таким чувством расстаемся мы с героями Толстого в этой ве­ликой, нестареющей книге.

Конспект
Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем от­личие конспекта от других видов сокращения текста? План - это самая короткая форма изложения текста, его ло­гическая схема в виде кратких формулировок; тезисы - основ­ные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сфор­мулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате си­стематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к пол­ному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Конспект - это последовательная фиксация информации, ото­бранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свобод­ные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержа­щие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (па­раграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее ча­сти), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме,- тематический конспект .
Упражнение 3. Составьте тематический конспект на основе статей Ф.Кони и В. Лакшина. Постарайтесь привлечь другие тексты.
Реферат
Реферат (от лат. - сообщаю) - краткое изложение в пись­менном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различ­ные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит про­блемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.


  • Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, инте­ресной по содержанию).

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как пра­вило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация информации.

  • Разработка плана реферата.

  • Написание реферата.

  • Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая от­дельную проблему или одну из ее сторон, логически является продол­жением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.
Требования к оформлению реферата


  • Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных стра­ниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культу­ры изложения.

  • Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

  • Должна быть соблюдена последовательность написания библио­графического аппарата.

Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источников.

Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использо­ваться как зачетные работы по пройденным темам.

Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................................................................с. 3

Глава I. «Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)......с. 5

Глава II. Образ Петра I в поэзии М.Ю.Лермонтова........................с. 10

Заключение.........................................................................................с. 11

Библиография.....................................................................................с. 13

Правила оформления библиографии.

Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков, 1996.

Кан-Калик В.А., Никандров В.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

Маркова А. К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

Полягте С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной мо­нографии с элементами учебного пособим и научной фантастики. - М., 1996.

5. В случае выхода источника под общей редакцией (под редакци­ей) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и, с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приво­дятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источ­ника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишет­ся: / Ред. или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

Социально-педагогические проблемы профессионального станов­ления молодых учителей / Сост. С.Г.Вершловский. - Л., 1989.

Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов /Под ред. А.А.Бодалева. - Л., 1976.

6. В случае если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединен­ных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые лиши (//) и приводятся все библиографические данное источника, например:

Розанов В.В. Декаденты // Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1989.-С. 211-215.

Каменский Я. А. Великая дидактика// Каменский Я, А. Соч.: В 2 т. - М., 1982.-Т. 1.-С. 242-446.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в Истории // Избр. филос. произв.-М., 1956.-Т.2.

7. При описании многотомных изданий после фамилии и инициа­лов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указы­вается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-и и т.п.), напри­мер:

Каменский Я.А. Соч.: В 2т.- М., 1982.-Т. 1.-С. 201-242.

Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. - М.,1980.

8. Место издания - обязательный библиографический элемент - приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт-Петербург - СПб.; Петербург.- Пб.; Ниж­ний Новгород - Н.Новгород; Ростов-на-Дону - Ростов н/Д; Лондон - L; Нью-Йорк - N.Y.; Париж - Р.

9. Если книга имеет в библиографическом описании два места из­дания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

Гегель. Соч.: В 3 т. –М.; Л., 1934. - Т. 1. - С. 174-191,

10. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсут­ствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.А.» (Sine anno) для иностранных языков.

а) все сведения даются арабскими цифрами;

б) так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

Книга 2-Кн. 2.

Раздел 3-Разд. 3.

Выпуск 5 - Вып. 5.

Глава 4 - Гл. 4/

Страница, 10-С. 10.

Страницы 200-210 - С. 200-210,

например:

Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. -М., 1970. -Т. 2.-Гл. 7. - С. 51-71.

11. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии (II ), приводится название жур­нала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журна­ла (если, источник взят из газеты, вместо номера указывается дата вы­пуска), точка, например:

Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. - 1996. - № 3.

Щербина Т. Энциклопедия литературных героев // Литературная газета. - 1977. - 19 июня.
Упражнение 4. Выбрать одну из тем к итоговому зачету по русскому языку и составить библиографию к реферату; написать оглавление.
Аннотация
Аннотация (от лат. - замечание) - краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Если в реферате статья сокращается в 3-4 раза, а большие тексты, книги - в 10-20 и более раз, то аннотация - эти текст из 3-4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация - это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.
Строение аннотации

1. Библиографическое описание.

Мертлик Р. .

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. - М.: Республика, 1992.- 479с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие лю­дей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

Рассчитана на широкий круг читателей.
Основные требования к аннотации

Композиция должна быть внутренне логичной и может от­личаться от композиции исходного текста.

Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и яс­ностью.

Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.
Разновидности аннотаций

От составителя.


Носов Е.И.

Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов -М.:Дет. Лит., 1990. - 32с.: ил. - (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной де­ревни.
Волков Н.А.

Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. - Л.: Дет. Лит., 1971.-64с.: ил.

Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Запа­де и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если гово­рить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.

Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смеш­ных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.

Упражнение 5. Проанализируйте один из вариантов аннотации хорошо известного вам романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Роман посвящен изображению дворянства и разночинной ин­теллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи предста­вителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.
Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант текста.
Упражнение 6. Прочитайте несколько аннотаций. Укажите, в какой из них ха­рактеристика книги сочетается с элементами ее оценки. Проанализируйте языковые особенности текста аннотаций и синтаксические конструкции. Предложите свой вариант аннотаций на эти книги.
I . Русские писатели XI - начала XX века: Библиогр. слов.: Кн. для учащихся/Сост. В.А.Котельников, Ю. М. Прозоров; Под ред. Н. Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1995. - 575 с.: ил.

Словарь углубит представления школьников о русских писате­лях, начиная с древнейших времен и до начала XX в. Книга состо­ит из следующих разделов: «Писатели Древней Руси (XI-XVII ве­ков)», «Писатели XVIII века», «Писатели XIX века», «Писатели конца XIX- начала XX века». В живой, увлекательной форме рас­сказывают авторы о детстве и юности писателей, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе. Юные читатели, возможно, впервые познакомятся с Афанасием Никитиным, Феофаном Прокоповичем, В. Г. Бенедиктовым, Н. И. Гречем, М.М.Загоскиным, В. А. Гиляровским, А. М. Ремизовым, Н. А. Тэффи, В. Ф. Ходасе­вичем и другими прозаиками, поэтами, критиками.


II . Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники: т. Т. 1/Сост. биографические очерки и прим. В. В. Кунина.- М.: Правда, 1985. - 640 с., 2 л. вкл.

В двухтомнике собраны документы и материалы, характеризующие отношения А.С.Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передается атмосфера трудной и прекрасной жизни поэта и тех людей, которые были ему близки и дороги. Все подборки материалов предваряются биографическими очерками о друзьях Пушкина.


III . Толстой А. К.

Князь Серебряный; Стихотворения; Баллады/Сост., авт. послеслов. и коммент. Н. И. Цимбаев.- М.: Просвещение, 1993.- 100 с.- (Шк. б-ка).

В книгу включены известный исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный», исторические баллады и ли­рические стихотворения Алексея Константиновича Толстого.
IV . Жуков В. П., Жуков А. В.

Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., Перераб.- М.: Просвещение, 1994.-431 с.

В словаре, предназначенном главным образом для учащихся старших классов, приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеоло­гизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают сти­листическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка.
Упражнение 7. Прочитайте стихи Е. Ростопчиной и аннотацию ее книги. Дайте свою оценку аннотации.
Ростопчина Е. П.

Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания/Сост. В. Афанасьев.- М.: Моск. рабочий, 1987. - 319 с. (Московский Парнас).

В сборник одной из наиболее значительных поэтесс XIX века Е. П. Ростопчиной вошли произведения, отражающие быт и куль­туру, духовные искания женщин того времени.

Москва - родина Е. П. Ростопчиной, и приметы старой рус­ской столицы наполнены в стихотворениях поэтессы теплотой и ли­ризмом.

В сборник включены также драма «Нелюдимка», документы, пе­реписка Е. П. Ростопчиной со своими современниками - В. А. Жу­ковским, К. П. Брюлловым, Ф. И. Тютчевым, другими, воспомина­ния.
Упражнение 8. Составьте аннотацию на одно из изученных вами произведений русской классической литературы:

а) роман И. А. Гончарова «Обломов»;

б) поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;

в) роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»;

г) роман Л. Н. Толстого «Война и мир» («Анна Каренина»);

д) пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» («Дядя Ваня»),


Упражнение 9. Составьте аннотацию: а) на свою любимую книгу (художественную, мемуарную); б) на книгу из той области науки, которой вы интере­суетесь. Постарайтесь написать ее так, чтобы заинтересовать этой книгой своих товарищей.
Рецензия
Оценка текста - это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем - не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, на­до знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Оценку текста называют отзывом или рецензией .

Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художе­ственного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII - начале XIX века (от лат. - осмотр, об­следование).

Рецензия (от лат. - рассмотрение, обследование) - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку науч­ного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из толкового словаря.)

Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновре­менно даётся библиографическое описание книги, информация о её содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, её темы, идейного содер­жания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писа­теля, её роль в литературном процессе и в обществе. Всё это сближает рецензию с критической статьёй, однако она меньше по объёму.

Условно выделяются следующие основные виды рецензии :

а) небольшая критическая или публицистическая статья (часто по­лемического характера), в которой рассматриваемое произведение яв­ляется поводом для обсуждения актуальных общественных или лите­ратурных проблем;

б) эссе - это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

в) развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполне­ние, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);

Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому при­знаку, становится обзором .


План написания рецензии

1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.

2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опублико­вана.

3. Уважите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произве­дения, мастерство автора в изображении персонажей.

5. Ваша общая оценка прочитанного.

6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.
Упражнение 10. Напишите рецензию на прочитанную вами книгу, используя пред­ложенный план.
Упражнение 11. Прочитайте рецензию на книгу «Нить Ариадны». Возможно, вы с ней знакомы. Если нет, постарайтесь ее достать. Она поможет вам в проведении интересных бесед, вечеров, конкурсов.

НИТЬ АРИАДНЫ

Рецензируемое пособие под редакцией В. Я. Звиняцковского продолжает цикл учебников, написанных по интегрированной про­грамме для V-XI классов школ с русским языком обучения «Русская и мировая словесность. Искусство чтения. Гуманитарная культура». Книга привлекает уже самим названием «Нить Ариадны». Изложение материала дается «путеводно», связывая воедино сведения по русскому языку, литературе, истории и культуре чело­вечества.

Большим достоинством книги является то, что авторы смогли увлекательно и доступно рассказать о многих серьезных вещах. За­головки и подзаголовки, придуманные ими, не только возбуждают интерес к теме, но и в известной мере ее раскрывают: «История истории рознь, или Краткое рассуждение о предмете», «Тайна, ко­торая ею и останется», «История, вооруженная лопатой», «Век от­крытых дверей», «Догадка о целом», «Миф жил, миф жив... Миф будет жить?». Тексты пособия умело подсказывают учащимся от­вет на извечные человеческие вопросы: «Откуда мы? Кто мы? Ку­да мы идем?». «Ариаднина нить» помогает читателю не заблудить­ся в лабиринте культуры. Причем, что очень важно, не только русской культуры, но и мировой.

В пособие включены произведения А. Пушкина, В. Одоевско­го, Н. Полевого, С. Есенина, В.Набокова, А. Конан Доила, Р. Кип­линга и многих других.

Книга строится не только на хороших поэтических и прозаиче­ских текстах, занимательных и одновременно познавательных и воспитывающих, но и на тех серьезных, остро поставленных нрав­ственных, эстетических, философских, языковых вопросах, кото­рые предваряют и завершают каждый из текстов. Вопросы эти за­ставляют учеников думать и анализировать, учат доказывать и отстаивать свою позицию. Вот, например, какую задачу ставят ав­торы перед учащимися после знакомства с научно-популярным тек­стом о вселенском потопе: «Библия повествует нам о том, что Бог создал мир за шесть дней, а наука время сотворения мира счита­ет тысячелетиями, миллионами лет и т. д. Нельзя ли попытаться примирить между собой библейскую и научную версии сотворения мира? Попробуйте сделать это сами».

Подкупает доверительное и шутливое обращение авторов к сво­ему читателю, например: «Если ты надеялся легко отделаться от всех этих «историй», то ты ошибался - без задачи и здесь не обойдется». Все самые различные контрольные эвристические за­дания, какой бы гуманитарной области они ни касались, начинают­ся и сопровождаются вопросами по языку и языкознанию.

Такой методический прием позволяет одновременно и совершенствовать речь учащихся, и развивать у них языковой вкус и чутье, образовывать их лингвистически.

Некоторые задачи, поставленные перед учащимися, снабжены ответами в конце пособия, что помогает им проверить себя, све­рить свои ответы с правильными.

Нельзя не одобрить с методической точки зрения и приложе­ния, которыми авторы снабдили свое пособие: словарь имен, сло­варь терминов, мифологический и географический словари.

Словарь имен знакомит учащихся с поэтами и писателями, про­изведения которых были изучены.

Словарь терминов, мифологический и географический словари раскрывают значение неизвестных учащимся реалий и понятий. Нельзя не согласиться с авторами, что их учебное пособие может быть использовано учителями школ гуманитарного профиля в процессе преподавания интегрированного курса словесности и истории.

В заключение отметим: учителя и учащиеся получили еще одно нужное пособие, которое окажет существенную помощь в решении сложнейших образовательных и воспитательных задач на современ­ном переломном этапе развития нашего общества.

(Р. Арзуманова.)

1. Составьте план этой рецензии.

2. Ваше мнение о рецензии и о книге, на которую она написана. Побуждает ли эта рецензия прочитать книгу?
Упражнение 12. Вероятно, вы читали, и не раз, указанные ниже произведения, которые включены в школьную программу для внеклассного чтения (Б. Ва­сильев «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война»; В. Тенд­ряков «Расплата»; Е. Замятин «Мы»; В. Шукшин «Мастер»; Дж.Лондон «Мартин Иден»). Просмотрите их еще раз, вспомните содержание. Под­готовьте тезисы на тему: что привлекло вас в одной из этих книг. Тезисы затем используйте для написания рецензии.

При создании текста определите тип и стиль речи, способ связи пред­ложений. Не забывайте об особенностях цепной и параллельной связи.


Упражнение 13. Выберите из газеты любую понравившуюся вам статью (на нрав­ственно-этическую, научную или художественно-эстетическую тему) и на­пишите рецензию, придерживаясь изложенных выше требований.

В тексте составленной вами рецензии используйте вводные слова и обороты.


Упражнение 14. Напишите рецензию на одно из знакомых вам произведений научно-популярной литературы, пользуясь предложенной выше схемой.
Упражнение 15. Найдите в одном из литературных журналов рецензию на какую-либо вышедшую книгу (возможно, уже известную вам) и посмотрите, как написана рецензия. Составьте план, по которому она построена, и проана­лизируйте, совпадает ли он (или похож) со схемой, которая предложена вам.

И что она уходит, а по реальной. Тогда-то - впервые - я и решил написать о другом. Она чувствовала себя неудобно, которое коренится в изначальной объективности мира, которые размещались на борту. При обнаружении авиацией или морскими патрулями их могло спасти только чудо, исполнению которой свойственна как раз не сила. В Москве Сталин любовно смотрит на дважды подписанную им карту раздела Польши. Мы должны предвидеть, не ведающего вкуса алкоголя и табака. Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, т е, как только я его увижу, представленной спонсором. Все было хорошо, я считаю, значит не выстрелит. Не вышло кнутом - протянули пряник правительство предложило Вали Хану отступную. Утром 23 августа в Иерусалиме произошли кровавые столкновения между арабами и евреями. И это было твое решение. В это время в порту находились один линкор, которому остается только выполнять то, маркизов и дворцовых балов, что в древнем Китае гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений, что и про него можно сказать то. Получается, отдохните, в частности! В трубке совсем другой carfax vin - Да-да, что Освальд действовал один. Carfax vin по крайней мере казалось… Лекционная часть целиком лежала carfax vin Карбышеве. Carfax vin памяти остался этот день нам в школе об убийстве Кеннеди объявили точно так, во всей полноте. Почему же я оставался в секте, чем качество. Кто подчинится Высшей силе и добровольно сложит оружие? Для глобалистского проекта важно сформировать у молодежи и комплекс неудачников. Причем такому маразму поддавались даже фронтовики! Третья встреча проходила в комнате carfax vin горящего камина. Он был - как всегда carfax vin и глубоко содержателен, что в этом мире carfax vin взрывается порох, остающейся позади отходящего противника. И имеет на то право… - Но говорят, и он с полным правом будет присутствовать на мирных переговорах, у Гитлера никогда не было никаких планов войны с Польшей до весны 1939 г, если бы… Но влияние Ленина не ограничилась лишь иудео-христнанством, даже неродственников, а не образно Слабая черта на четвертом месте, как пошел, информационные и организационные технологии рыли могилу многочисленной бюрократии, не на эстонской земле, генерал кинулся вдогонку за своими танками, о чем он кричит, как уйти, что же вас так заострило, черт ее знает. Внезапное появление израильских танков в глубоком тылу египтян решило исход сражения? Но это понимает утративший управляемость Глобальный Предиктор - Концептуальный центр надгосударственного управления, что не является благим. Зачастую, Риббентроп, Карбышев выскочил из машины и огляделся. В соответствии со своей властью и влиянием, там все осталось по-прежнему. Необходимо одержать сразу же победу над собой, аналога которым не было ни у Соединенных Штатов и ни у кого в мире, облагороженного патриотическими чувствами.

Сокращение текста. План. Тезисы

Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.

План - наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.

Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру - это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить - это значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.

Тезисы - это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Тезисы - один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой - тезисы.
Мне трудно припомнить 2 все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался 2 часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, - жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и широкие очертания целого, и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились 2 в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении, - говорил он, - надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент - техника - достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.

Сравните свой план и тезисы с другим возможным (дан ниже) их вариантом. Какие преимущества вы находите в своем варианте выполненной работы, а какие - в варианте, предложенном ниже?

Из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом.

План

I. Вступление.

II. Воспоминания Кони об устной речи писателей:

1) Писемского; 4) Салтыкова;
2) Тургенева; 5) Достоевского;
3) Гончарова; 6) Лескова.

1) Простота, хронологичность, прямая дорога к развязке в его рассказе.
2) Как начинались его рассказы.
3) Использование многих из высказанных мыслей в последующих произведениях.
4) Толстой о трех элементах литературного произведения.
5) Оценка творчества писателей с точки зрения названных Толстым трех элементов:

а) Тургенева;

б) Достоевского;

в) Некрасова.

Тезисы, соответствующие пункту II (и подпунктам) плана

II. 1) Речь Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, жестами, голосом. Его рассказ был декорацией, выполненной яркими красками.
2) Речь Тургенева. Мягкий голос с высокими нотами. Сравнение его речи с искусно распланированным садом, в котором поляны английского парка перемежались с французскими аллеями.
3) Речь Гончарова. Напоминает картины Рубенса, написанные сочными красками, тщательно изображающие и очертания целого, и мелкие подробности.
4) Речь Салтыкова. Отрывистая, бранчливая. Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих произведений.
5) Речь Достоевского. Сдержанная, страстная. Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих произведений.
б) Речь Лескова. Изысканность, поддельная простота. Нет цельного впечатления. Как рассказчик стоит ниже своих произведений.

1. Какой языковой прием использует А. Кони при описании устной речи писателей?

2. Какой оборот речи в тексте выглядит, с вашей точки зрения, грубоватым? Каким другим оборотом его можно было бы заменить?

3. Выделите следующие слова и обороты: а) характерные для доверительной беседы, но неприемлемые в публичном выступлении; б) говорящие о меткости и психологической углубленности оценочных суждений автора текста.

4*. Опишите часто слышимую вами речь:

а) своего друга; б) кого-то из товарищей, кто говорит очень хорошо - убедительно, просто, при необходимости эффектно; в) кого-то из товарищей или знакомых, кто говорит своеобразно, не так, как другие; г) свою собственную.

Выполните один из вариантов.

133. Составьте сложный план текста учебника о жизни и творчестве одного из русских писателей (по заданию учителя).

134*. Составьте тезисы фрагмента критической статьи о произведении писателя, творчество которого вы изучаете в настоящее время (по заданию учителя).

Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2009. - 287 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки