Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности земного шара.

Биосфера - это оболочка Земли, где существуют живые организмы.

Биосфера включает в себя:

Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)

Гидросфера (водная оболочка Земли)

Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)

Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.

Среды жизни на Земле. Рис. 1.

Рис. 1. Среды жизни на Земле

Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:

Наземно-воздушную (рис. 2)

Почвенную

Организменную.

Рис. 2. Наземно-воздушная среда обитания

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема - это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других - к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. (Рис. 3).

Чемпион по скорости полета среди птиц - стриж. 120 км/ч - обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки - 2 км/ч, у комнатной мухи - 7 км/ч, у майского жука - 11 км/ч, у шмеля - 18 км/ч, а у бабочки-бражника - 54 км/ч. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.

Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров.

Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. (Рис. 4). Передние конечности птиц превращены в крылья . Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться.

Рис. 4. Скелет голубя

Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими . При этом они сохранили прочность.

Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла . У птиц появился роговой клюв. Вообще полет - несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

Полет, может быть:

Машущий

Парящий

Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. (Рис. 5). Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.

Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.

Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.

Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки - трахеи.

Рис. 6. Форель

Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. (Рис. 6). Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров - царство сумерек, а еще ниже - вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.

Особенность многих морских животных - это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов - это плавники. (Рис. 7), у тюленей и моржей - ласты. (Рис. 8). У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

Рис. 7. Дельфин

Рис. 8. Морж

В водной среде воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает.

Почвенная среда - дом для множества бактерий и простейших. (Рис. 9). Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные: черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например, кроты. Обитатели почвы находят в ней необходимые для них условия: воздух, воду, пищу, минеральные соли. В почве меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает. Поэтому населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их обоняние и осязание.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс её образования. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Отмирая, они также дают перегной. Так постепенно почва превращается в среду для обитания. В почве селятся различные животные. Они повышают ее плодородие. Таким образом, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Поэтому в природе все взаимосвязано.

1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см - за 5-6 тыс лет. Вот почему нельзя допускать разрушение и уничтожение почвы. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почва многого боится, например, ядохимикатов. Если их вносить больше нормы, они накапливаются в ней, загрязняя её. В результате гибнут черви, микробы, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносится слишком много удобрения или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого. Чтобы защитить почву, на полях необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

Рис. 10. Крот

Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. (Рис. 10). Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота - настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния. Ходы у крота двух видов:

Гнездовые, в которых он отдыхает.

Кормовые, они располагаются недалеко от поверхности.

Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать.

Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора - главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам.

Рис. 11. Аскариды

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/vvedenie/sredy-obitaniya-organizmov

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Yr_I3Y4A9ts

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7FzC2aTYMag

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=pscKl_bOzPY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=-kNbYIahaqU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AJZQzJRKF1A

источник презентации - http://pwpt.ru/presentation/biologiya/sredyi_obitaniya_organizmov/

Урок 7 Тема: «Вода как среда жизни организмов».

Задачи: познакомить со свойствами воды как среды жизни живых организмов, сформировать знания о приспособленности организмов к обитанию в водной среде.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

2.Проверка пройденного материала

Тетрадь- тренажер с.13№14,15 , с. 14 №16, 17 , с. 17 №6, с.18№7, с. 22№5, с.28№3, с.32№4

Актуализация знаний.

Антуан де Сент- Экзюпери сказал о нём так :

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…

Ты самое большое богатство в мире.

Без рук, без ног всё бежит. (загадка)

Это вещество вода.

Сформулируйте тему урока: Вода как среда жизни организмов

3.Целепологание

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вам даны предложения с переставленными словами. Расставив слова по порядку, вы определите цель нашего урока.

1.Изучить особенности водной среды обитания.

2. Выяснить, как приспособились организмы к данной среде обитания.

4.Планирование

Водная среда жизни -- Гидросфера

Свойства Экологические факторы Приспособления

5.Открытие нового знания (5 мин)

Вода самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.

Итак, вся вода на земле образует … (гидросферу).

Нам нужно ответить на следующие вопросы:

- Какими свойствами обладает вода, находясь в жидком состоянии?

- Какими экологическими факторами характеризуется данная среда обитания?

Ребята выполняют задание №2:

Разделите на два столбика: вода прозрачна, света мало, температура изменяется кислорода не хватает, воды достаточно .

Экологические факторы

Вода прозрачна

света мало,

Вода без вкуса, без запаха

температура изменяется

Текучесть

кислорода не хватает

Изменение объёма при нагревании, охлаждении.

воды достаточно .

(данные экологические факторы, распечатанные на отдельных листах, прикрепляются на доске и дополняют схему)

- Есть ли ещё где вода?

- Назовите организмы, которые живут в воде? Ответы учеников.

- Рыбы являются яркими представителями водной среды обитания.

Как же связано строение живых организмов и свойств воды?

Учащиеся работают в группе.

Каждый ряд получает задание об определённом факторе водной среды, пользуясь информацией учебника, параграф № 6, заполняют таблицу.

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

Пример

свет

мало

живут ближе к поверхности

водоросли, рыбы

кислород

Не хватает

дышат при помощи жабр или всей поверхностью тела

рыбы, моллюски

водоросли простейшие

Температура

плотность

влажность

нет резкого колебания температур

Выше плотности воздуха

способны парить в воде, ткани содержат пузырьки воздуха, обтекаемая форма тела, покрыто слизью

медузы

водоросли

рыбы

Проверка выполненной работы, дальнейшее составление схемы

6.Отработка учебных действий

Из предложенных организмов выберите тех, кто обитает в водной среде.

(либо на слайде или на доске)

Учащиеся называют животное и его приспособления к данной среде обитания.

Тетрадь – тренажер с.14 №18,19, с.28 №4

7. Рефлексия

Что нового узнал для себя?

Что непонятно?

Меня сегодня заинтересовало?

Домашнее задание. Параграф № 6 вопросы на стр. 21

Творческое задание: Составить кроссворд «Вода»

Итог урока. В капельках воды рисуем рожицы.

Раздаточный материал

1. Составить предложения.

1.Изучить… (особенности, обитания, среды, водной).

2.Выяснить приспособления… (обитания, организмов, среде, к данной)

2. Разделите на два столбика: вода прозрачна, света мало, вода без вкуса и без запаха, текучесть, температура изменяется , изменение объёма при нагревании и охлаждении, кислорода не хватает, воды достаточно .

Экологические факторы

3. Заполните таблицу, пользуясь информацией учебника, параграф № 6,

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

Пример

свет

1 ряд

мало

кислород

2 ряд

Не хватает

Температура

плотность влажность

3ряд

Выше плотности воздуха

Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е) наличие жабр

Ответы.1.А 2.А,Б.Г,Е. 3.В, 4. А,Г,Д,Е, И.5. А,Б,В, Е.

Тема. Водная и почвенная среды жизни
Автор: Карасёва Ирина Дмитриевна,
Учитель Луганской школы № 18
Цели урока:
учебная: сформировать представление об особенностях водного и почвенного
местообитаний, их основные свойства, способы приспособления организмов к
жизни в них;
развивающая:
развивать умения и навыки наблюдения за живыми организмами, их
сравнения, составления опорных схем и работы с ними; развивать
коммуникативные и творческие способности, совершенствовать умение
анализировать и обобщать информацию;
воспитательная: воспитывать стремление исследовать окружающий мир, формировать
ценностное отношение личности к природе.

Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Мы с вами продолжаем изучать среды жизни. В процессе исторического развития
живые организмы освоили различные среды обитания.
 Какие среды жизни вы знаете?
 Как вы думаете, в какой среде зародилась жизнь?
Жизнь зародилась в воде и развивалась многие миллионы лет. Вода покрывает 71%
площади земного шара. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах ­ 94­98%, в
полярных льдах содержится около 1,2% воды и совсем малая доля ­ менее 0,5% в пресных
водах рек, озер и болот. Соотношения эти постоянные, хотя в природе, не переставая, идет
круговорот воды.
В водной среде обитает около 7% видов животных и 8% растений от общего числа
видов Земли. На основании этого был сделан вывод о том, что на суше эволюция шла
гораздо интенсивнее, чем в воде.

3. Сообщение темы и цели урока
4. Изучение нового материала

Водная среда существования по своим условиям значительно отличается от наземно­
воздушной. Колебания температуры здесь в течение суток и года меньше, чем в наземно­
воздушной. Это связано с тем, что вода имеет плохую теплопроводность.
Обитатели водной среды дышат кислородом, растворенным в воде. Содержание
кислорода в воде примерно в 20 раз меньше, чем в атмосфере. Он уменьшается с
повышением температуры, а также в стоячих водоемах в зимний период, когда вода
отделена от атмосферы слоем льда.
Углекислого газа в воде, наоборот, больше, чем в атмосфере (примерно в 150 раз).
 Почему морская вода соленая?
Из­за высокого содержания солей вода морей и океанов соленая. В воде рек, озер,
прудов содержание растворенных веществ меньше. Такие водоемы называют пресными.
В воде очень быстро проводятся звуки, поэтому некоторые животные организмы,
обитающие в водоемах, выдают сигналы для общения с «родственниками» (например,
касатки, киты, дельфины).
Вывод. Водная среда характеризуется особыми проявлениями таких факторов
неживой природы, как освещенность, температура, содержание воздуха.
Животные, являющиеся жителями водной среды, приспособлены к обитанию в ней.
Все их адаптации направлены на повышение плавучести за счет увеличения поверхности
тела, обтекаемой формы, слизистых покровов и формирование тканей и органов,
содержащие воздух. К многих из них есть перья (китообразные, рыбы).
У большинства водных животных есть специальные органы дыхания ­ жабры.
Некоторые животные могут свободно пассивно парить в воде (простейшие, бактерии),
а другие ­ активно (даже реактивно) передвигаться (например, рыбы, головоногие
моллюски, млекопитающие, водные змеи и черепахи). Существуют животные, которые
ведут прикрепленный образ жизни (губки, коралловые полипы, актинии, некоторые
моллюски).
Жизнь большинства животных в воде связана с существованием в постоянных
сумерках или в темноте, что очень ограничивает возможности зрительной ориентации.
Рыбы ­ обитатели водной среды ­ хорошо приспособлены к жизни в воде. Так, для
дыхания растворенным в воде кислородом они имеют специальные органы дыхания ­
жабры, но есть виды рыб, которые могут, кроме жабр, иметь и легкие, их называют
двоякодышащими. Дельфины и киты дышат кислородом воздуха над водой. Имеют
обтекаемое тело, суженное к концу.
Лягушки дышат легкими на суше и кожей ­ под водой. Обычно тело рыбы покрыто
чешуей. Для перемещения в воде на теле рыб существуют такие органы движения, как
плавники, а тело обычно обтекаемой формы. При движении рыбы каждый пловец
выполняет свою функцию: хвостовой плавник обеспечивает рыбам поступательное
движение, придают телу устойчивость или играют роль руля на поворотах, с их помощью
рыба движется вперед.
Вода ­ среда обитания водорослей. Простейшие представители растительного мира,
одноклеточные и многоклеточные водоросли, встречаются везде: в пресной и соленой воде,
в почве, в термальных источниках, на стволах деревьев, на старых стенах зданий, на скалах
и даже на снегу, их можно найти во всех широтах земного шара. Все водоросли содержат
зеленый пигмент ­ хлорофилл, который иногда может быть замаскирован другими
пигментами (желтыми, коричневыми, красными или голубыми). Благодаря хлорофиллу в
водорослях происходит процесс фотосинтеза, поэтому все водоросли способны сами
обеспечить свое существование.

Водоросли являются основным источником питательных веществ в водной среде и
кормом для многих водных обитателей.
Кроме водорослей, водоемы насыщены другой растительностью. На мелководье
растут растения с плаваюшими листьями: желтые кувшины, белые кувшинки, ряска.
Зеленым венчиком окружают воду прибрежно­водные растения: сначала тростник, осока,
аир; далее ­ стрелолист, сусак, частуха. Растения насыщают воду кислородом, очищают ее
от загрязнения.

Запись в тетради:
Основные свойства водной среды обитания
давлени
е
газовый
состав
температура
освещённость
солёность
низкое
содержание
кислорода
рельеф дна
Пристособление животных к перемещенню в воде
Обтекаемая форма тела
Ласты или
плавательные ножки
Плавники
Конечности
Тюлені і моржі
Риби жуки­плавунці
пальцами
перепонками между
Водоплавні птахи, бобри і жаби
поглощают необходимые им вещества из воды
Растения

насыщают воду кислородом, очищают её от загрязнения
 Какие приспособления имеют животные для жизни в почве?

Прием «Стихотворные строки»

Земля еще сыра, еще сера.
Еще листвой пожухлою укрыта,
Еще деревья голы, и утра

Еще морозца инеем прошиты.
Но где­то там, в земле, где корни спят,
В сокрытой мгле живые соки бродят.
Живые силы тайные кипят
И жадно рвутся к свету и свободе.
Они уже заполнили стволы,
Качнули ветки, распирая почки.
Уже травинка острием иглы
Вот­вот пробьет кромешный сумрак почвы.
Остановись на миг, замри, вглядись.
Николай Браун

 Вспомним, что представляет собой почва. (Это верхний плодородный слой
литосферы (твердой оболочки Земли), который образовался в результате
жизнедеятельности различных организмов)
 Что входит в состав почвы? (Минеральные вещества, гумус, вода, воздух)
Благодаря наличию влаги в почве разнообразные организмы могут легче переживать

засушливый период.
Также характерной чертой почвы как среды жизни является сравнительно небольшое
колебание суточных и годовых температур (на глубине более 2 м сезонные колебания
температуры вообще почти не ощущаются). Это дает возможность наземным организмам
мигрировать в толщу почвы и находиться там в активном состоянии или в состоянии
оцепенения (спячки) в период низких или повышенных температур. В почве имеются
значительные запасы органических веществ, которые создают кормовую базу для
различных организмов.
Грунт густо заселен различными животными и микроорганизмами, хотя он остается
при этом основным жизненным субстратом для растений. Примерно 90% видов насекомых
на тех или иных стадиях своего развития связаны с почвой. Особенно много в почве
простейших и червей, хотя почва стала средой обитания не только для беспозвоночных. В
земляных хранилищах многие позвоночные выводит новое потомство (земноводные, птицы,
млекопитающие).
Кроты, образуя в почве многочисленные ходы, рыхлят почву, улучшают её
физические и водные свойства. В земляных норках гнездятся береговые ласточки,
зимородки, щурки. Почвенные животные, которые питаются мертвыми органическими
веществами разлагающихся останков, обогащают почву органическими соединениями,
таким образом ускоряя разложение и общий круговорот веществ, улучшают его
физические свойства: структуру, водопроницаемость, воздухопроницаемость ­ условия
минерального и водного питания, роста и корневого дыхания растений.
Организмы, которые являются обитателями почвы, исходя из степени их
подвижности и размеров, можно разделить на три группы:
1 .

Микроскопические организмы (бактерии, зеленые водоросли, грибы, простейшие
одноклеточные). Эти организмы нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют в
порах грунта. Некоторые из них дышат кислородом, другие – обходятся без кислорода. Их
особенностью является то, что они могут высыхать, а с восстановлением достаточной
влажности вновь оживают. Микроорганизмы являются пищей для животных.
2.

Микроорганизмы, которые легко извлекаются из почвы и самостоятельно
движутся (нематоды, клещи, мелкие личинки насекомых, ногохвостки т.п.). Они

многочисленны, питаются микроорганизмами. Пользуются природными полостями в почве,
сами не роют себе ходов. При снижении влажности уходят вглубь. Имеют приспособления
от высыхания: защитные чешуйки, сплошной толстый панцирь. При наводнениях эти
организмы пережидают в пузырьках почвенного воздуха. У таких организмов нет
специальных приспособлений к рытью почвы. Они ползают по стенкам почвенных полостей
при помощи конечностей или извиваясь. Насыщенный водяными парами почвенный воздух
позволяет дышать через покровы. Такие животные очень чувствительны к высыханию.
3.
Макроорганизмы
­ крупные насекомые, дождевые черви, подвижные
членистоногие, живущих между слоем опавших листьев и грунтом, другие животные,
роющие млекопитающие (кроты, землеройки). Среди них преобладают дождевые черви.

По степени связи со средой обитания выделяются три группы:
1) постоянные обитатели почвы (дождевые черви, много насекомых, из
млекопитающих ­ кроты, слепцы);
2) животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть ­ в
почве. К ним относятся большинство летающих насекомых (саранча, жуки, комары,
медведки, много бабочек). Одни в почве проходят фазу личинки, другие ­ фазу
куколки;
3) животные, иногда используют почву в качестве укрытия или убежище (все
млекопитающие, живущие в норах, много насекомых, клопы, некоторые виды
жуков).

Обычно животные почв имеют обтекаемую компактную форму тела, у них
отсутствуют или почти отсутствуют органы зрения, нет пышного меха, хорошо развитые
органы чувств, у роющих животных ­ лапы­лыжи с наростами, с волосяным покровом.
Многим грунтовым организмам присуще кожное дыхание.
Некоторые растения приспособлены к росту в сыпучих песках пустынь (саксаул,
песчаная акация, овсяница песчаная и др.). Они имеют придаточные корни, спящие почки
на корнях, очень удлиненный главный корень, или образуют корневище. Первые начинают
расти при засыпании песком, вторые – после сдувания песка. От заноса песком спасаются
быстрым ростом, редукцией листьев (уменьшение их размеров или полное исчезновение).

Запись в тетради:
Особенности почвенной среды обитания
высокая плотность
незначительные колебания
температуры
достаточное количество
воды, неорганических и
органических веществ
недостаточное количество
света и кислорода
Приспособление организмов к жизни в почве
прочные покровы
тела

тело покрыто
слизью
маленькие глаза или их отсутствие
вдыхают кислород
всем телом
(черви, личинки
майского жука)
Конечности
приспособлены к
рытью (кроты,
барсуки, мыши,
слепцы)
развитые органы осязания и нюха
5. Первичное закрепление изученного материала

 Какая среда обитания распространяется в пределах атмосферы и
литосферы?
 Какая среда обитания распространяется в пределах литосферы?
 Какая среда обитания распространяется в пределах гидросферы?
 Какая среда обитания характеризуется большим количеством воды и частой
нехваткой света и тепла?
 Какая среда обитания характеризуется нехваткой кислорода?
 Для какой среды обитания живым организмам нужны ласты?
 Представители какой среды обитания преимущественно имеют уплощенные
передние ноги с большими когтями?
 Почему представители водной среды обитания имеют компактное овальное
тельце или уплощенное со спины и боков?
 Какая среда обитания характеризуется обилием света и частой нехваткой
воды?
 Какой орган практически отсутствует у представителей почвенной среды
обитания?
 Представители какой среды обитания преимущественно дышат жабрами?

6. Итоги урока

7.
подготовиться к проверочной работы
Домашнее задание: Ярошенко § § 46,47 (читать), §§ 38, 42, 43, 45 (повторить),

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1

пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурская область

Конспект урока по биологии

в 5 классе «Вода как среда жизни организмов»

подготовила

учитель биологии Кравченко Галина Сергеевна

пгт Серышево

20013

Технологическая карта

Биология 5 класс.

Тема урока

Вода как среда жизни организмов.

Цель урока

Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.

Задачи урока

Образовательные: Изучить особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде.

Развивающие: развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в группе;

Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.

Планируемые

результаты

Учащиеся углубляют и систематизируют знания о многообразии живых организмов, расширяют свои представления о свойствах живых организмов.

Личная значимость изучаемого материала для обучающихся

Вода — одно из самых распространенных веществ на Земле, она обладает уникальными свойствами, содержится в живых организмах.

Необходимо в сутки принимать до 1 литра воды.

Задачи для обучающихся

Узнать, как связано строение живых организмов и свойств воды?

Методы обучения

Частично-поисковый: найти информацию в учебнике.

Приёмы деятельности учителя

Постановка проблемы, подведение к выводу, организация самостоятельной работы обучающихся с материалами для урока.

Организация деятельности обучающихся

Изучение предложенных материалов об особенности водной среды, приспособления организмов обитающих в данной среде, работа с текстом учебника, заполнение таблицы, отвечают на вопросы, работа в рабочих листах;

Опорные понятия урока

гидросфера

Новые понятия урока; Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость.

Источники информации; Учебник параграф № 6.

Электронное приложение «Вода как среда жизни организмов». (6).

Презентация к уроку «Вода как среда жизни организмов»

План урока;

1.Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

2. Актуализация знаний.

Звучит песня «Родник»

Чёрный ящик.

Здесь находится вещество …(Если вы узнали, что это за вещество запишите его название на листочке).

Антуан де Сент- Экзюпери сказал о нём так.

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…

Ты самое большое богатство в мире.

Без рук, без ног всё бежит.

Это вещество вода.

Сообщение темы урока.

3.Целепологание

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вам даны предложения с переставленными словами. Расставив слова по порядку, вы определите цель нашего урока.

1.Изучить особенности водной среды обитания.

2. Выяснить, как приспособились организмы к данной среде обитания.

4.Планирование

Водная среда жизни Гидросфера

Свойства Экологические факторы Приспособления

5.Открытие нового знания

Вода самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.

Итак, вся вода на земле образует … (гидросферу).

Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода, находясь в жидком состоянии? Ребята демонстрируют свойства воды:

1. Вода прозрачна

2. Вода без вкуса, без запаха

3. Текучесть

4. Изменение объёма при нагревании, охлаждении.

5. Лопнувшая бутылка, почему? (демонстрация лопнувшей бутылки с водой)

(данные свойства, распечатанные на отдельных листах, прикрепляют на доске)

Учитель. Давайте подумаем, какими экологическими факторами характеризуется данная среда обитания?

Кислорода не хватает
Света мало
Воды достаточно
Температура изменяется

(данные экологические факторы, распечатанные на отдельных листах, прикрепляются на доске)

Учитель. Есть ли ещё где вода?

Демонстрация опыта.

Опыт. Нагревают колбу с листьями растений. Рассказывают, что наблюдают?

Учитель. Следовательно, вода содержится не только в водоёмах, но и в живых организмах.

Для многих организмов вода является средой обитания.

Учитель. Назовите организмы, которые живут в воде?

Ответы учеников

Рыбы являются яркими представителями водной среды обитания.

Как же связано строение живых организмов и свойств воды?

Учащиеся работают в группе.

Каждая группа получает задание об определённом факторе водной среды, пользуясь информацией учебника, параграф № 6, заполняют таблицу.

Фактор среды

Условия обитания

Приспособления животных

Пример

свет

мало

кислород

Не хватает

влажность

высокая

Температура

плотность

Выше плотности воздуха

Физминутка.

Проверка выполненной работы.

6. Отработка учебных действий

Из предложенных организмов выберите тех, кто обитает в водной среде.

(либо на слайде или на доске)

Учащиеся называют животное и его приспособления к данной среде обитания.

Учащиеся составляют синквейн.

    Вода

    Жидкая, твёрдая, газообразная

    Растворяет, течёт

    Вода- необходимое вещество на Земле.

5. Вещество

7. Рефлексия

Что нового узнал для себя?

Что непонятно?

Меня сегодня заинтересовало?

Домашнее задание. Параграф №6 вопросы на стр. 21

Творческое задание: Составить кроссворд «Вода»

Итог урока. В капельках воды рисуем рожицы.

Оценки обучающимся, активно работавшим на уроке.

Список использованной литературы

1. Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я Колесникова Биология. Живой организм. 5- 6 класс

М. « Просвещение» 2013

2. В.Н. Семенцова Биология. Технологические карты уроков 6 класс Санкт- Петербург

« Паритет» 2001

3.С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке Москва

« Просвещение» 2011

4. В.Н. Морохин Малые жанры русского фольклора Москва « Высшая школа» 1979

Урок биологи в 5 классе по теме «Вода как среда жизни организмов»

Тип урока: урок решения учебной задачи. Форма организации упд : групповая, фронтальная. Планируемые результаты: 1. Личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы 2. Метапредметные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование учебной деятельности, оценка личных учебных достижений), формирование приемов работы с информацией, развитие коммукативных умений. 3. Предметные: объяснять возможные причины гибели живых организмов водоемов; называть основные абиотические факторы водной среды обитания; приводить примеры обитателей водной среды; наблюдать за водными организмами; выделять особенности строения организмов. Оборудование: компьютер, проектор, рисунки организмов обитающих в воде. Ход урока

    Орг. Момент. Подготовка к уроку.

    Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос, составление схемы.

Ребята с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке (среда обитания, экологические факторы).Что такое среда обитания? Назовите среды обитания. Приведите примеры организмов обитающих в этих средах. Что такое экологические факторы? На какие группы делятся экологические факторы. Какие факторы относятся к абиотическим, биотическим, антропогенным. Приведите примеры.

    Изучение нового материала. Ребята тема нашего урока «вода как среда жизни организмов». О какой среде обитания сегодня мы будем говорить?. Какую оболочку земли образует вода?. К каким экологическим факторам относится вода?.

    Ребята давайте с вами сформулируем цель нашего урока: изучить свойства воды и приспособления организмов к водной среде обитания.

    Запишите в тетрадь тему урока.

    Ребята давайте вспомним известные вам свойства воды: агрегатное состояние (жидкое, твердое и газообразное), вода растворитель, вода медленно нагревается и остывает, вода подвижна.

    Слайд «Водные организмы»

    К чему же должны приспособиться организмы в водной среде: 1. К содержанию кислорода. (электронное приложение: Состав воздуха- сравнение, Роль кислорода в дыхании, приспособления водных животных и растений)

    Просмотр видео фрагмента- к чему должны приспособиться водные организмы (к плотности воды) Физминутка

    Подвижность – особенность воды.

    Стабильность – водной среды. (Электронное приложение) В заключении урока – выполним тест. Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е) наличие жабр

    Взаимопроверка. «5» - все правильно «4» - одна ошибка, «3» - 2 ошибки Ответы.1.А 2.А,Б.Г,Е. 3.В, 4. А,Г,Д,Е, И.5. А,Б,В, Е.Дом.зад. п.6 Итоги урока выставление оценок Рефлексия. Нарисовать человечка.

Приложение. Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е)наличие жабр ________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е)наличие жабр _______________________________________________________________________________________________________

Тест по теме «Вода – как среда жизни организмов». 1. Если рыба обитает в горных быстрых реках то, ей требуется: А) высокое содержание кислорода в воде. Б) низкое содержание кислорода в воде. В) постоянное передвижение воды. Г) постоянная температура воды. 2. Выберите факторы, имеющие наибольшее влияние на живые организмы в водной среде жизни: А) уровень содержания кислорода в воде Б) температура воды В) прозрачность воды Г) подвижность воды Д) химический состав воды Е) плотность воды. 3. Водная среда жизни по сравнению с другими: А) одни факторы изменяются очень сильно, а другие практически не изменяются. Б) менее стабильная, экологические факторы в ней в большей степени подвержены изменениям. В) более стабильная, экологические факторы в ней в меньшей степени подвержены изменениям Г) по изменениям экологических факторов ничем не отличается от других сред жизни. 4. Выберите организмы, обитающие в водной среде жизни: А) рыба Б) лев В) кабан Г) рак Д) медуза Е) Фукус, водоросль Ж) бабочка И) черепаха 5.Выберите приспособления организмов к водной среде обитания: А) плавники Б) обтекаемая форма тела В) воздушные полости в корнях и стеблях растений Г) плотный шерстный покров Д) хорошо развитые корни Е) наличие жабр