Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой.

В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на этом месте находилось урочище Медвежий Угол, где жили язычники - почитатели бога Велеса, которые занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов. Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной.

Местные жители выпустили некоего «лютого зверя» со сворой собак -«да растешут князя и сущих с ним». Ярослав секирою побил зверя, псы разбежались, а язычники, ужаснувшись мощи князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.

Ярославская эмблема - одна из древнейших в российской геральдике. Медведь с секирой обозначал ярославскую землю уже на печати Ивана IV. В 1730 году утвержден герб для знамён Ярославских полков.

Археологические раскопки подтвердили, что насельники Медвежьего Угла действительно занимались охотой и скотоводством, что говорит о правдивости «Сказания». Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.

Медведь был натравлен на князя с дружиной. В помощь ему придали свору собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь животные не бросились друг на друга, а вся группа в целом накинулась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.
Возникает вопрос: считать ли боевое использование медведя единичным случаем или обычной практикой?

Медведь - грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах - «медвежьих шкурах», неуязвимых для клинка, отголосками сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали в гущу боя?

С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер-намэ». Низами Гянджеви- классик персидской литературы, живший в XII веке. Интересующее нас произведение (созданное в 1193-1197 годах) повествует о войне Искандера с руссами. Конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область- Кавказскую Албанию и ее столицу Бердаа - от нападения полчищ руссов.

Восточные источники сообщают, что на Бердаа в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться.

А теперь внимание: руссы использовали в бою неизвестное существо! Именно так: неизвестное существо. Персы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Посмотрим на врага глазами персов и попытаемся идентифицировать его.

Прежде всего, отметим, что неизвестное существо не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Оно облачено в лохматую шубу, бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с ним одним. И еще: оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободному передвижению по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура его настолько прочна, что ее не берет меч, но, опять же, это не волшебная неуязвимость, это - ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляет палкой противника, также загребает, ломает шеи, рвет головы и ноги.

А может, не палкой, а лапой? Загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы... Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведей ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.

Далее персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни неизвестного существа. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти создания живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на них таким образом: выслеживают, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ становится еще интереснее: оказывается, руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу.

Правда, информатор рассказывает, что у неизвестной твари на лбу есть рог, и она спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Также существо описывается красноликим, с бирюзовыми глазами.

Не будем слишком строги к информатору. Руссов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и в качестве дополнительного орудия поражения.

Далее источник сообщает, что существа занимаются овцеводством. Это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков пастухами оленей. Подобную метафору в отношении неизвестного существа персидский информатор мог воспринять буквально.

В дальнейшем Искандер-намэ описывает существо как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить существо в плен с помощью аркана, затем освободил от цепи и подружился с ним. Оно принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу-воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. Неизвестное существо Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.

Медвежьи повадки
Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Персии медведи не водились, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался неизвестным существом. Впрочем,острый взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам - узнать в нем медведя.
Он не садится на коня. Он не говорит, но понятлив. У него тяжелая походка, он наносит рваные раны когтистой лапой, его удары -загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точное описание медвежьих повадок.

Наблюдатель - воин-профессионал, он не понимает, кто является врагом, но он точно схватывает его движения, и мы можем увидеть бой его глазами и понять, что противником является медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Руссы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор также сообщает, что руссы используют медведей в бою.

Итак, мы имеем два независимых источника, описывающих боевое применение руссами медведей. Значит, бой в Ярославле не был исключительным случаем. Славяне приручали медведей не только для того, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Медведей дрессировали и для ведения боя с человеком.

На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой. Появился он в качестве геральдического зверя не просто так. В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на месте города находилось урочище Медвежий угол, где жили сущие язычники, которые правили требы Велесу и занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов. Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной. Местные же жители выпустили из клети на Ярослава и его людей некоего «лютого зверя» со сворой собак, «да растешут Князя и сущих с ним». Ярослав секирою победил зверя, псы разбежались, не причинив никому вреда, а язычники, ужаснувшись мощи Православного Князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.

«Сказание» записано довольно поздно, в 1781 году, но оно сохранило многие факты, касающиеся языческого культа Велеса, которые вряд ли практиковались в 18 веке. Археологические раскопки также подтвердили, что насельники Медвежьего Угла занимались не столько земледелием, сколько охотой и скотоводством, что свидетельствует в пользу древности «Сказания». Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.

Медведь жил в клети и был целенаправленно натравлен на князя с дружиной. В помощь медведю была придана свора собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь ни собаки не бросились на медведя, ни медведь на собак, а вся группа в целом бросилась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди, это - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.

Возникает вопрос: было ли боевое использование медведя единичным случаем? или обычной практикой? Медведь – грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах – «медвежьих шкурах», не уязвимых для клинка, отголосками сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали в гущу боя, а там разберись в вихре Одина, с кем ты бьешься, с человеком ли, зверем.

С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер Намэ». Низами Гянджеви – классик то ли персидской, то ли азербайджанской литературы. Писал он по-персидски, а жил на территории нынешнего Азербайджана в конце 12 века. Интересующее нас произведение он написал в 1193-1197 гг. Интересно оно тем, что повествует о войне Искандера с русами, конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область Бердаа от нападения полчищ русов.

Фантастика? Не скажите. Восточные источники сообщают, что на этот город в 943-944 годах действительно напали русы. Город был разграблен, область опустошена, но среди русов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться. Видимо, впечатление среди иранцев русы оставили немалое, если и через триста лет Низами обратился к данному сюжету, приписав победу над русами Искандеру. Это понятно, Искандер – Великий воин, он и с русами в силах справиться.

А теперь внимание: РУСЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В БОЮ НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО!

Именно так: НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО. Иранцы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Вряд ли Низами выдумывает, во-первых, все его сведения о русах имеют высокую достоверность, а во-вторых, слишком неподдельно изумление. Посмотрим на НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО глазами иранцев и попытаемся идентифицировать его, тем более, иранцы точны в описаниях, так, как может быть точен человек, столкнувшийся с непонятным явлением и пытающийся его осознать.

Прежде всего, отметим, что НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Это существо материального мира. Оно облачено в лохматую шубу. Бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с одним этим существом. И еще, оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободно передвигаться по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура настолько прочна, что ее не берет меч, но опять же, это не волшебная неуязвимость, это – ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляло палкой противника и мяло между пальцами, также загребало, ломало шеи, рвало головы и ноги. Вам это никого не напоминает? Огромное лохматое … когтистой … а может не палкой, а лапой? загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы… Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведями ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.

Мудрецы удивлялись: не зверь он... а кто же?

С человеком обычным не схож он ведь тоже.

Да, медведь очень похож на человека, а для человека средневековья, который осведомлен о наличии разных псоглавцев, медведь представляется действительно, НЕИЗВЕСТНЫМ СУЩЕСТВОМ, одновременно и человеком, и зверем.

Далее, персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти существа живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Так, тайга. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Русы охотятся на существ таким образом: выслеживают их, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ перса становится еще интереснее: оказывается русы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу, так же русы используют данных существ в войне. Вопросы есть?

Правда, информатор рассказывает, что у НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА на лбу есть рог, и он спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Так же СУЩЕСТВО описывается подобно русам красноликим, с бирюзовыми глазами. Одним словом,

Если б их не отметил чудовищный рог, -

С мощным русом сравниться б любой из них мог.

Что сказать? Не будем слишком строги к информатору то ли 10, то ли 12 века. Русов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то это может быть либо преображение в мозгах персов, медвежьей длинной морды, либо в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и дополнительного поражения его живой силы. В конце концов, на морды лошадям в 12-13 веках в Западной Европе надевали длинные железные шипы, возможно, данным приемом пользовались не только в Западной Европе, и не только в 12-13 веках. Но это область догадок. Далее, информатор сообщает, что СУЩЕСТВА занимаются овцеводством. Ну, это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков – пастухами оленей, метафора, конечно. Подобную же метафору в отношении НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА персидский информатор мог воспринять буквально. В дальнейшем Искандер-Намэ описывает СУЩЕСТВО как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить СУЩЕСТВО в плен с помощью аркана, затем он освободил его от цепи и подружился с ним. СУЩЕСТВО принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу – воина, и само стало воевать против русов. Устрашенные русы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя русов под свою руку, и русы удалились из Бердаа. НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.

Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Иране медведи не водятся, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался НЕИЗВЕСТНЫМ СУЩЕСТВОМ. Впрочем, острый, цепкий взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам узнать в нем медведя. Он не садится не коня. Он не говорит, но понятлив. У него тяжелая походка, он наносит рваные раны когтистой лапой, его удары - загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точные описания медвежьей повадки. Наблюдатель – воин – профессионал, он не понимает, кто является его врагом, но он точно схватывает его движенья, и мы можем увидеть бой его глазами, и, в отличие от него, понять, кто был его врагом. Это медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, он живет в тайге, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Русы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор так же сообщает, что русы используют медведей в бою. Боевой контакт, описанный в Искандер – Намэ не единичен, можно предположить, что это обычная практика русов.

Мы имеем два независимых источника, описывающих боевое применение русами медведей. Значит, бой в Ярославле не был исключительным случаем. Славяне приручали медведей не затем, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Это позднее вырождение другого применения медведей, и то, что это был бой, доказывается тем, что медведей дрессировали для ведения потешного боя с человеком. По сути дела, его притравливали на человека, как сейчас дрессировщик обучает служебных псов. Дрессировка медведей – национальная русская забава, отмеченная историками еще (или уже) для 14-15 веков. К этому времени методика полностью отработана, так что сама идея, несомненно, восходит к более раннему времени. Стоит заметить, что скандинавы медведей не дрессировали, поэтому русы Низами и русы, воевавшие в Бердаа – это славяне.


Медведь - тотем многих славянских племен, воплощение сильного Духа народа, расы Этого медведя заставляют стоять в грязи на коленях, заставляют плясать под дудку и пугалом водят по мировой ярмарке уже тысячу лет.

На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой. В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на этом месте находилось урочище Медвежий Угол, где жили язычники - почитатели бога Велеса, которые занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов.


Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной Местные жители выпустили некоего «лютого зверя» со сворой собак -«да растешут князя и сущих с ним». Ярослав секирою побил зверя, псы разбежались, а язычники, ужаснувшись мощи князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.

Ярославская эмблема - одна из древнейших в российской геральдике. Медведь с секирой обозначал ярославскую землю уже на печати Ивана IV. В 1730 году утвержден герб для знамён Ярославских полков.

Археологические раскопки подтвердили, что насельники Медвежьего Угла действительно занимались охотой и скотоводством, что говорит о правдивости «Сказания». Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.

Медведь был натравлен на князя с дружиной. В помощь ему придали свору собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь животные не бросились друг на друга, а вся группа в целом накинулась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.

Медведь - грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах - «медвежьих шкурах», неуязвимых для клинка, отголосками сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали в гущу боя?

Палка с крючками

С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер-намэ». Низами Гянджеви- классик персидской литературы, живший в XII веке. Интересующее нас произведение (созданное в 1193-1197 годах) повествует о войне Искандера с руссами. Конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область- Кавказскую Албанию и ее столицу Бердаа - от нападения полчищ руссов.

Восточные источники сообщают, что на Бердаа в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться.

А теперь внимание: руссы использовали в бою неизвестное существо! Именно так: неизвестное существо. Персы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Посмотрим на врага глазами персов и попытаемся идентифицировать его.

Прежде всего, отметим, что неизвестное существо не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Оно облачено в лохматую шубу, бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с ним одним. И еще: оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободному передвижению по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура его настолько прочна, что ее не берет меч, но, опять же, это не волшебная неуязвимость, это - ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляет палкой противника, также загребает, ломает шеи, рвет головы и ноги.

Боевой медведь в доспехах из компьютерной игры возможно существовал и в реальной истории

А может, не палкой, а лапой? Загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы... Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведей ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.

Из края вечной тьмы

Далее персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни неизвестного существа. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти создания живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на них таким образом: выслеживают, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ становится еще интереснее: оказывается, руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу.

Правда, информатор рассказывает, что у неизвестной твари на лбу есть рог, и она спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Также существо описывается красноликим, с бирюзовыми глазами.

Не будем слишком строги к информатору. Руссов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и в качестве дополнительного орудия поражения.

Далее источник сообщает, что существа занимаются овцеводством. Это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков пастухами оленей. Подобную метафору в отношении неизвестного существа персидский информатор мог воспринять буквально.

В дальнейшем Искандер-намэ описывает существо как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить существо в плен с помощью аркана, затем освободил от цепи и подружился с ним. Оно принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу-воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. Неизвестное существо Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.

Медвежьи повадки

Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Персии медведи не водились, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался неизвестным существом. Впрочем,острый взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам - узнать в нем медведя.

На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой.

В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на этом месте находилось урочище Медвежий Угол, где жили язычники - почитатели бога Велеса, которые занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов. Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной.

Местные жители выпустили некоего «лютого зверя» со сворой собак -«да растешут князя и сущих с ним». Ярослав секирою побил зверя, псы разбежались, а язычники, ужаснувшись мощи князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.

Ярославская эмблема - одна из древнейших в российской геральдике. Медведь с секирой обозначал ярославскую землю уже на печати Ивана IV. В 1730 году утвержден герб для знамён Ярославских полков.

Археологические раскопки подтвердили, что насельники Медвежьего Угла действительно занимались охотой и скотоводством, что говорит о правдивости «Сказания». Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.

Медведь был натравлен на князя с дружиной. В помощь ему придали свору собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь животные не бросились друг на друга, а вся группа в целом накинулась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.
Возникает вопрос: считать ли боевое использование медведя единичным случаем или обычной практикой?

Медведь - грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах - «медвежьих шкурах», неуязвимых для клинка, отголосками сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали в гущу боя?

С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер-намэ». Низами Гянджеви- классик персидской литературы, живший в XII веке. Интересующее нас произведение (созданное в 1193-1197 годах) повествует о войне Искандера с руссами. Конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область- Кавказскую Албанию и ее столицу Бердаа - от нападения полчищ руссов.

Восточные источники сообщают, что на Бердаа в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться.

А теперь внимание: руссы использовали в бою неизвестное существо! Именно так: неизвестное существо. Персы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Посмотрим на врага глазами персов и попытаемся идентифицировать его.

Прежде всего, отметим, что неизвестное существо не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Оно облачено в лохматую шубу, бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с ним одним. И еще: оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободному передвижению по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура его настолько прочна, что ее не берет меч, но, опять же, это не волшебная неуязвимость, это - ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляет палкой противника, также загребает, ломает шеи, рвет головы и ноги.

А может, не палкой, а лапой? Загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы... Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведей ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.

Далее персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни неизвестного существа. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти создания живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на них таким образом: выслеживают, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ становится еще интереснее: оказывается, руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу.

Правда, информатор рассказывает, что у неизвестной твари на лбу есть рог, и она спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Также существо описывается красноликим, с бирюзовыми глазами.

Не будем слишком строги к информатору. Руссов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и в качестве дополнительного орудия поражения.

Далее источник сообщает, что существа занимаются овцеводством. Это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков пастухами оленей. Подобную метафору в отношении неизвестного существа персидский информатор мог воспринять буквально.

В дальнейшем Искандер-намэ описывает существо как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить существо в плен с помощью аркана, затем освободил от цепи и подружился с ним. Оно принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу-воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. Неизвестное существо Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.

Медвежьи повадки
Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Персии медведи не водились, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался неизвестным существом. Впрочем,острый взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам - узнать в нем медведя.
Он не садится на коня. Он не говорит, но понятлив. У него тяжелая походка, он наносит рваные раны когтистой лапой, его удары -загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точное описание медвежьих повадок.