Судебная практика по ст. 6.25 КоАП РФ обжалование штрафов за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

И.о. заместителя председателя Кировского областного суда Р.И. Ямбаев, рассмотрев жалобу Х. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 14.03.2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 02.05.2017 года, решение судьи Кировского областного суда от 06.06.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ, в отношении заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию КОГБУЗ «» Х.,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 14.03.2017 года, оставленным без изменения, решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 02.05.2017 года и решением судьи Кировского областного суда от 06.06.2017 года заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию КОГБУЗ «» Х. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу решениями, заявительница подала жалобу, в которой просит их отменить, а производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изучив принятые по делу решения и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона РФ от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения.
Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено. Требования к знаку и порядку его размещения установлены Приказом Минздрава России от 12 мая 2014 года N 214н.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.25 КоАП несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из принятых по делу решений, в ходе плановой выездной проверки Управлением Роспотребнадзора по Кировской области установлено, что в здании КОГБУЗ «» не размещена на видном и доступном для обозрения месте информация о запрете курения табака, а именно: у всех входов в здание, в местах общего пользования для пациентов и персонала (туалетах) отсутствует знак о запрете курения, что является нарушением требований ч. 2 ст. 10, п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и п. 5 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 года N 21 4н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения».
Кроме того, факт не размещения в здании КОГБУЗ «» знаков о запрете курения, директором КОГБУЗ «» Х., не отрицался.
Вывод о совершении директором КОГБУЗ «» Х. правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных судами доказательств, подробный перечень и анализ которых приводится в принятых по делу решениях.
При указанных обстоятельствах, признав имеющиеся в материалах дела доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу и оценив их в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к законному и обоснованному выводу, поддержанному судебными инстанциями, о наличии в действиях заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию КОГБУЗ «» Х., состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию КОГБУЗ «» Х., выполнены.
Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица, судей и незаконности вынесенных по делу постановлений.
Доказательства оценены судьями по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности с изложением в судебных постановлениях мотивов.
Выводы о наличии в действиях должностного лица Х., состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ, являются обоснованными.
Довод о малозначительности правонарушения был предметом оценки судов первой и второй инстанции и обоснованно отвергнут по мотивам, изложенным в судебных актах.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ, прямо предусмотрена законодателем, направлена на защиту здоровья граждан от негативного воздействия курительного табака, в связи с чем, выявленное административным органом административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 — 4.3 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Полномочия вышестоящих судов по отмене или изменению окончательных и вступивших в законную силу судебных постановлений и решений могут быть использованы только в целях исправления существенных ошибок, допущенных при производстве по делу. Иная точка зрения вышестоящей инстанции суда на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
Нарушений норм материального и процессуального права при производстве по данному делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения вынесенного постановления и состоявшихся по делу судебных решений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12 — 30.19 КоАП РФ,

Постановил:

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 14.03.2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 02.05.2017 года, решение судьи Кировского областного суда от 06.06.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ, в отношении заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию КОГБУЗ «» Х., оставить без изменения, а жалобу — без удовлетворения.

Судебная практика по ст. 6.25 КоАП РФ

СТ 6.25 КоАП РФ. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 6.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объект правонарушения - здоровье населения.

2. Объективная сторона по ч. 1 комментируемой статьи выражается в бездействии - несоблюдении установленных требований к знаку о запрете курения.

В частности, согласно Требованиям к знаку о запрете курения и порядку его размещения, утвержденным Приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н, знак о запрете курения выполняется в виде изображения определенной геометрической формы с использованием различных цветов, графических символов (цветографическое изображение) и представляет собой круг с каймой красного цвета (за исключением дополнительного знака о запрете курения, изображение которого может отличаться и быть в ином цвете), ширина которой должна быть не менее 13,7 мм. Диаметр круга должен составлять не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета. Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120 x 25 мм, второго и третьего - не менее 6,2 x 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольниками должно составлять не менее 5 мм, между вторым и третьим - не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная полоса выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой). Знак о запрете курения, размещаемый в транспортных средствах, а также дополнительный знак о запрете курения могут быть меньше указанных размеров. Цветографическое изображение знака о запрете курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся и печатной бумаги, картона. Допускается сопровождать знак о запрете курения надписями "Не курить", "Курить запрещено" и (или) информацией о размере штрафов за курение.

Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах. В помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, знак о запрете курения дополнительно размещается возле места регистрации (службы приема).

Дополнительный знак о запрете курения размещается по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, на территориях и в помещениях, используемых для осуществления деятельности, в том числе:

На двери номера или в номере (для помещений, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания);

Возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления услуг торговли, общественного питания, помещений рынков);

В тамбуре (для поездов);

В салоне (для воздушных судов).

3. Объективная сторона по ч. 2 комментируемой статьи выражается в бездействии - несоблюдении установленных требований. Так, согласно Требованиям к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака, утвержденным Приказом Минрегиона России и Минздрава России от 31.07.2013 N 321, специальные места на открытом воздухе для курения табака и изолированные помещения для курения табака выделяются в местах, которые не являются территориями, помещениями и объектами, где курение табака запрещено, и соответствуют гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством РФ.

Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются: знаком "Место для курения"; пепельницами; искусственным освещением (в темное время суток); информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Изолированные помещения для курения табака оборудуются: дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак "Место для курения"; пепельницами; искусственным освещением; огнетушителем; приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения; информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

4. Объективная сторона по ч. 3 комментируемой статьи выражается в бездействии - неисполнении обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для осуществления своей деятельности. Данная обязанность возложена на перечисленных лиц п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

5. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

6. Субъекты правонарушения - должностное лицо, юридическое лицо (по ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (по ч. 3 комментируемой статьи).

7. Дела рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ).

8. Протоколы составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать данные дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

1. Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде —

влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

2. Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.

5. Невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Комментарий к Ст. 11.17 КоАП РФ

1. Повышенная опасность транспортных средств в процессе их эксплуатации предполагает необходимость соблюдения санкционированных государством специальных правил поведения на транспорте. В настоящее время указанные правила определены транспортными уставами и кодексами, а также Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения». По смыслу транспортного законодательства объектом правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, являются правила поведения граждан на отдельных видах транспорта.

Объективная сторона правонарушений заключается в совершении действий, обусловленных законом и рассматриваемых правилами поведения на транспорте в качестве нарушения установленного порядка. Следует заметить, что объективная сторона деяний, установленных комментируемой статьей, может выражаться в действиях или бездействии.

Исполнение объективной стороны правонарушения в форме действия предусмотрено посредством:

— нарушения правил посадки (высадки) пассажиров;

— несанкционированной остановки поезда;

— самовольного проезда в грузовом поезде;

— выбрасывания мусора в неустановленных местах в пути следования транспортного средства;

— нарушение правил фото-, видеосъемки, использования средств радиосвязи на борту воздушного судна.

Наряду с действиями совершение правонарушения возможно и посредством бездействия, т.е. несовершения тех действий, которые являются обязательными, в частности, административно наказуемым деянием является неисполнение пассажирами законных требований командира судна. Следует заметить, что указанные требования распространяются лишь на судно морского или внутреннего водного транспорта, а также воздушного судна. Однако подобное правовое регулирование не освобождает пассажиров иных транспортных средств от соблюдения установленных правил проезда и поведения в пути следования.

2. Поскольку в рамках комментируемой статьи речь идет о действиях пассажиров, нарушающих установленные правила поведения на транспорте, то субъектами указанных правонарушений могут выступать исключительно физические лица — граждане, достигшие 16 лет. При этом следует заметить, что в отношении действий малолетних лиц, а также лиц, не достигших возраста административной ответственности, ответственность несут их родители или законные представители, сопровождающие такого пассажира в поездке.

Субъективная сторона совершаемых правонарушений характеризуется умышленной формой вины, при которой лицо осознает общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит реальную возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий. Прямой умысел характеризуется желанием виновного лица наступления конкретных последствий. При косвенном умысле правонарушитель предвидит возможность наступления определенных последствий совершенного им деяния.

1. Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде -


влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.


2. Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта -


влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.



4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна -


влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.


5. Невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна -


влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.


6. Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна -


влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.




Комментарии к ст. 11.17 КОАП РФ


1. Объектами комментируемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением правил поведения граждан на железнодорожном, водном или воздушном транспорте.

2. Объективную сторону правонарушения составляют различные нарушения правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

3. В основном в комментируемой статье, особенно в ч. 1, изложены нарушения правил поведения на железнодорожном транспорте, объективной стороной которых являются следующие действия:

посадка или высадка граждан на ходу поезда;

проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда местах;

самовольная без надобности остановка поезда;

самовольный проезд в грузовом поезде.

4. Что же касается ч. ч. 2, 3 и 5 данной статьи, то в них указаны нарушения правил поведения как на железнодорожном, так и на других видах транспорта. Объективная сторона этих нарушений заключается в выбрасывании мусора и иных предметов на железнодорожные пути и платформы, за борт судна морского или внутреннего водного транспорта.

5. Объективную сторону состава правонарушения, изложенного в ч. 3 данной статьи, составляют конкретные действия (курение в вагоне, в том числе в тамбурах пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, на судне морского или внутреннего водного транспорта либо на воздушном судне).

6. В ч. 4 комментируемой статьи изложен состав правонарушения, характерный только для правил поведения на воздушном транспорте, объективной стороной которого являются проведение фотографирования, видео- и киносъемки либо пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна. При этом следует иметь в виду, что запрещены не вообще фотографирование, видео- и киносъемка либо пользование средствами связи с борта воздушного судна, а нарушение специальных правил совершения этих действий.

7. Объективной стороной состава правонарушения, изложенного в ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, является невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна. По смыслу данной статьи объективной стороной этого правонарушения будет невыполнение законных распоряжений командира (капитана) судна, входящих в круг должностных полномочий командира (капитана) соответствующего судна.

8. Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

9. Субъективная сторона комментируемых составов правонарушений может быть только в форме умысла.

10. Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ в комментируемую статью введена ч. 6, предусматривающая за невыполнение распоряжений командира воздушного судна лицом, находящимся на борту этого судна, административную ответственность в виде административного штрафа от двух до пяти тысяч рублей или административный арест до 15 суток.

11. Дела о правонарушениях, указанных в ч. ч. 1, 2, 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1), а также должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (в части нарушения правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна) (ст. 23.42).

Дела по ч. 5 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), по ч. 6 - должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42), а в случае необходимости применения административного ареста - мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об указанных правонарушениях составляют должностные лица соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. ч. 4 - 6 данной статьи - также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Текущая редакция ст. 11.17 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Часть утратила силу с 15 ноября 2013 года - Федеральный закон от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ.

4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

5. Невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна (абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

6. Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(Часть дополнительно включена с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ)

Комментарий к статье 11.17 КоАП РФ

1. Объектами комментируемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением правил поведения граждан на железнодорожном, водном или воздушном транспорте.

2. Объективную сторону правонарушения составляют различные нарушения правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

3. В основном в комментируемой статье, особенно в ч. 1, изложены нарушения правил поведения на железнодорожном транспорте, объективной стороной которых являются следующие действия:

посадка или высадка граждан на ходу поезда;

проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда местах;

самовольная без надобности остановка поезда;

самовольный проезд в грузовом поезде.

4. Что же касается ч. ч. 2, 3 и 5 данной статьи, то в них указаны нарушения правил поведения как на железнодорожном, так и на других видах транспорта. Объективная сторона этих нарушений заключается в выбрасывании мусора и иных предметов на железнодорожные пути и платформы, за борт судна морского или внутреннего водного транспорта.

5. Объективную сторону состава правонарушения, изложенного в ч. 3 данной статьи, составляют конкретные действия (курение в вагоне, в том числе в тамбурах пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, на судне морского или внутреннего водного транспорта либо на воздушном судне).

6. В ч. 4 комментируемой статьи изложен состав правонарушения, характерный только для правил поведения на воздушном транспорте, объективной стороной которого являются проведение фотографирования, видео- и киносъемки либо пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна. При этом следует иметь в виду, что запрещены не вообще фотографирование, видео- и киносъемка либо пользование средствами связи с борта воздушного судна, а нарушение специальных правил совершения этих действий.

7. Объективной стороной состава правонарушения, изложенного в ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, является невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна. По смыслу данной статьи объективной стороной этого правонарушения будет невыполнение законных распоряжений командира (капитана) судна, входящих в круг должностных полномочий командира (капитана) соответствующего судна.

8. Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

9. Субъективная сторона комментируемых составов правонарушений может быть только в форме умысла.

10. Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ в комментируемую статью введена ч. 6, предусматривающая за невыполнение распоряжений командира воздушного судна лицом, находящимся на борту этого судна, административную ответственность в виде административного штрафа от двух до пяти тысяч рублей или административный арест до 15 суток.

11. Дела о правонарушениях, указанных в ч. ч. 1, 2, 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1), а также должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (в части нарушения правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна) (ст. 23.42).

Дела по ч. 5 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), по ч. 6 - должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42), а в случае необходимости применения административного ареста - мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об указанных правонарушениях составляют должностные лица соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. ч. 4 - 6 данной статьи - также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 11.17 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11.17 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.