ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

одно из наиболее строгих видов уголовного наказания, применяемых к лицам, совершившим преступления, представляю

щие повышенную опасность: заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения его в исправительное учреждение.

Как самостоятельный вид наказания Л.с. получило распространение в отечественном и зарубежном уголовном праве в XVIII - начале XIX в.. хотя первое упоминание о нем в русском праве содержится уже в Судебниках 1497 и 1550гг.

В УК Л.с. посвящена ст. 56, полное название - "Лишение свободы на определенный срок", что отграничивает его от другого вида наказания - пожизненного лишения свободы. Уголовный закон предусматривает четыре вида сроков, на которые может быть назначено Л.с. При назначении Л.с. за единичное преступление устанавливается срок от 6 месяцев до 20 лет. При частичном или полном сложении сроков по совокупности преступлений - не более 20, а по совокупности приговоров - не более 30 лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы Л.с. может быть назначено на срок менее 6 месяцев. Кроме того, особое ограничение установлено для несовершеннолетних осужденных, которым Л.с. назначается на срок не свыше 10 лет (п. 6 ст. 88 УК).

Осужденные к Л.с. классифицируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прошлых судимостей. пола, возраста и других особенностей личности. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями такой классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера может оказать на них нежелательное влияние: б) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними. в целях их возвращения к жизни в обществе (см. Европейские пенитенциарные правила . Система классификации осужденных к Л.с. тесно связана с делением преступлений в уголовном праве на категории. Последнее в определенной мере предопределяет классификацию осужденных при исполнении наказания.

Непосредственному исполнению Л.с. предшествует определение судом вида исправительного учреждения, где осужденному надлежит отбывать наказание. В соответствии с требованиями УК осужденные к Л.с. разделяются в зависимости от тяжести совершенного преступления, формы вины, рецидива преступлений, сроков и видов Л.с., с учетом пола и возраста. Основываясь на

этих признаках, ст. 58 и 88 УК определяют категорию осужденных и вид исправительного учреждения, в котором надлежит отбывать наказание. Согласно требованиям относительно раздельного содержания различных категорий осужденных (ст. 80 УИК) женщины содержатся отдельно от мужчин. Объем карательного воздействия наказания на женщин по сравнению с мужчинами значительно снижен. В целях предупреждения отрицательного воздействия наиболее криминально запущенных преступников осужденные несовершеннолетние выделены в самостоятельную категорию. Для них установлены более льготные условия отбывания наказания. Раздельно содержатся впервые осужденные и лица. уже отбывавшие наказание в местах Л.с., а также осужденные к пожизненному Л.с. и осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена Л.с. Законом установлен важный принцип - осужденные отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах субъекта РФ. в котором они проживали или были осуждены. Определенные изъятия из этого правила допускаются при отсутствии по месту жительства или осуждения соответствующего вида исправительного учреждения или невозможности размещения в них осужденных; в связи с повышенной опасностью некоторых категорий осужденных или их малочисленностью; в связи с состоянием здоровья осужденных (ст. 73 УИК). Осужденные должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. В то же время положительно характеризующиеся могут быть переведены в исправительные учреждения с более мягким режимом (например, из колонии общего режима - в колонию-поселение), а злостные нарушители, напротив,- в учреждения с более строгим, (например, из колонии - в тюрьму).

В большинстве стран мира наказание в виде Л.с. является преобладающим. хотя в ряде ведущих государств. например в США, Великобритании, Германии, Швеции, Японии, в качестве альтернативных мер широко применяются не связанные с Л.с. наказания в виде штрафа.

Агамое Л.Д:


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ" в других словарях:

    Юридический словарь

    Вид наказания. По УК Российской Федерации назначается до 10 лет (за преступления, совершение которых допускает применение смертной казни), за некоторые особо тяжкие преступления до 15 лет. При замене в порядке помилования смертной казни может… … Большой Энциклопедический словарь

    Лишение свободы - (англ. deprivation of liberty) в уголовном праве вид наказания, заключающийся в изоляции осужденного от общества и содержании его в исправительном учреждении. В РФ предусмотрены Л.с. на определенный срок и пожизненное Л.с. Л.с. на определенный … Энциклопедия права

    Тюрьма, задержание, заключение под стражу, заключение, арест Словарь русских синонимов. лишение свободы сущ., кол во синонимов: 5 арест (12) … Словарь синонимов

    ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ, в уголовном праве вид наказания; заключается в принудительной изоляции осужденного от общества. По российскому УК назначается по приговору суда на срок до 10 лет, за особо тяжкие преступления не свыше 15 лет. При замене в порядке … Современная энциклопедия

    ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ - в российском уголовном праве (ст. 56 УК РФ) один из видов наказания (назначается только как основное), состоящий в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию поселение или помещения его в исправительную колонию общего,… … Юридическая энциклопедия

    Наказание, исполняемое только по приговору суда в виде принудительной изоляции осужденного от общества. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» … Википедия

    Вид наказания. УК Российской Федерации предусматривает лишение свободы на определенный срок (от 6 меяцев до 20 лет) и пожизненное лишение свободы (как альтернативу смертной казни). При назначении наказания по совокупности преступлений лишение… … Энциклопедический словарь

    ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ - родовое понятие, объединяющее два вида наказания: лишение свободы на определенный срок (п. л ст. 44 и ст. 56 УК РФ); пожизненное лишение свободы (п. м ст. 44 и ст. 57 УК РФ). Оба вида наказания являются основными. Л. с. на определенный срок… … Словарь-справочник уголовного права

    лишение свободы - по уголовному праву (ст. 56 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как основное). Л.с. заключается в изоляции осужденного от общества в колонии поселении либо в исправительной колонии общего, строгого или особого режима либо в тюрьме … Большой юридический словарь

Книги

  • Энциклопедия уголовного права. Том 14. Преступления против свободы, чести и достоинства личности , . Предлагаемая "Энциклопедия уголовного права" - первое издание подобного рода. В ней будут рассмотрены практически все проблемы Общей и Особенной частей уголовногоправа, проблемы квалификации,…

Важная проблема исторической науки - периодизация исторического развития человеческого общества, т.е. установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития исторической науки учеными-ис- ториками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.), автор дидактических эпосов («Теогония» и др.), делил историю народов на пять периодов: божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации.

Свой вариант периодизации предложил немецкий ученый Б. Гильдебранд (1812-1878), который делил историю по типу хозяйства на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Русский ученый Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (Средние века), океанический (Новое и Новейшее время).

Карл Маркс (1818-1883), исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства" , или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от К. Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «цик-

лов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории, сторонник цивилизационного подхода - английский историк А. Тойнби (1889-1975). Его 12-томный труд «Постижение истории» (1934-1961) посвящен фундаментальному анализу возникновения, развития и отмирания цивилизаций. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, для которых характерны универсальные религии, мировые государства и философии.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. При этом здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Выделяются три основных типа цивилизации.

  • (1) Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы Сибири .
  • (2) Восточный тип цивилизации {циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые, не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Этот тип цивилизации был широко распространен в Азии, Африке, Америке и продолжает существовать - арабо-мусульманская цивилизация.
  • (3) Европейский тип цивилизации {прогрессивный). В его основе лежат идеи непрерывного развития. С распространением христианства этот тип становится общим для европейских стран. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные от-

ношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первобытном обществе решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

В 60-е годы XX в. американский экономист и политический мыслитель Уолт Ростоу (1916-2003) разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: (1) традиционное общество; (2) период предпосылок, или переходное общество; (3) период «взлета», или сдвига;

(4) период зрелости; (5) эра высокого массового потребления.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество в своем развитии, не нова. Ее корни - в концепциях первых социологов О. Конта и Г. Спенсера, на основе которых Маркс создал свою теорию формационного развития. В основу выделения стадии экономического роста Ростоу положил уровень технического развития. В 1970-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией. На этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

  • Способ производства - исторически конкретное единство производительныхсил и производственных отношений.
  • 2 См.: Семменикова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Курсив, 1995. С. 40-41.

Историческое время. Стадии развития (периодизация) исторического процесса

История - это наука о прошлом, поэтому понятие времени в ней ключевое. Любое событие, любой исторический факт имеют хронологическую привязку. Датирование событий - важнейшая исследовательская операция. У каждой научной работы по истории есть хронологические рамки.

В истории не существует абсолютной и общепринятой шкалы, все системы измерения времени относительны, условны, связаны с конкретной эпохой. Их изучением занимается особая наука, вспомогательная историческая дисциплина - историческая хронология. Она изучает различные системы летоисчисления, применявшиеся в разные исторические эпохи отдельными народами, и помогает датировать исторические источники и описываемые в них события, переводить одну шкалу измерения времени в другую.

Но понятие исторического времени шире простой хронологической шкалы. С его помощью историк организует поле своего исследования. Любое исследование основано на принципе историзма (см. параграф 3.1), то есть описывает зарождение явления, процесса или события, его развитие, кульминацию, угасание и смерть. Тем самым ученый описывает этапы и периоды развития, дает им оценки и характеристики: например, такой-то набор фактов относим к периоду кульминации, а этот - свидетельство деградации, упадка.

Первая такая схема возникла в эпоху Возрождения, когда история человечества была поделена на Античность - Средние века - Ренессанс, то есть возрождение Античности. Деление было ценностным и установочным: Античность и Ренессанс объявлялись высшими точками развития человеческого духа, истории и культуры, а период между ними - Средневековье - темной, мрачной эпохой (это слово и сейчас выступает синонимом отсталости, недоразвитости и т.д.).

Сегодня эта схема, принятая в современной историографии, развита до следующей:

  • - первобытная эпоха - с зарождения человечества до возникновения древневосточных и античных государств;
  • - Древний мир (Древний Восток и Античность). Применительно к Европе Античность длится до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г.;
  • - Средние века (476 г. - конец XV в.). Маркером, отделяющим Средневековье от раннего Нового времени, выступают Великие географические открытия конца XV - начала XVI в., Ренессанс и Реформация. Последние протекали в разных странах в разное время, поэтому граница между Средневековьем и ранним Новым временем несколько смазана. Но принято считать, что в Европе она проходит где-то в конце XV - начале XVI в.;
  • - раннее Новое время (конец XV - XVII вв.) - от Ренессанса до создания в Европе национальных государств и зарождения европейских империй нового времени. Обычно рубежом считают период после Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), когда была создана так называемая Вестфальская система суверенных европейских государств, в своих принципиальных чертах просуществовавшая почти два столетия;
  • - Новое время (XVIII - начало XX в.), эпоха великих колониальных империй и расцвета европейских наций. Рубежом, отделяющим Новое время от Новейшего, считается Первая мировая война 1914-1918 гг.;
  • - Новейшее время (XX в.) - от Первой мировой войны, которая привела к гибели четырех европейских империй (Австро-Венгерской, Германской, Османской и Российской), до наших дней. Впрочем, некоторые авторы считают, что последние 15-30 лет (время исторической активности последнего живущего поколения) надо выделять в отдельный период - современную историю (contemporary history).

Кроме того, существуют периодизации, связанные с переходом общества от одной стадии социально-экономического развития к другой. Здесь выделяют формационную теорию (первобытный строй, или первобытный коммунизм, - рабовладение - феодализм - капитализм с его высшей стадией, империализмом, - коммунизм с его первой стадией, социализмом; подробнее см. параграф 5.4) и теорию перехода общества от аграрного к индустриальному и далее к постиндустриальному (информационному ).

Проблема всех этих периодизаций в том, что они работают для отдельных регионов, стран и народов и не являются универсальными для всего человечества. Часто одновременно существующие общества находятся на разных этапах развития. Это особенно видно по современной эпохе, когда на земном шаре какие-то социумы еще аграрные, какие-то переживают индустриальный этап, а самые высокоразвитые вступили в информационную эру. Но в таком случае, когда на одной планете одновременно существуют общества, относящиеся к разным шкалам на линейке периодизации, сама идея периодизации теряет смысл.

Понятие исторического времени используется для выявления синхронизации и десинхронизации исторических процессов, их синхростадиальности по отношению друг к другу или ее отсутствия.

Принципиальные особенности исторического времени те же, что у времени как физического явления: оно непрерывно течет, и оно конечно. Все исторические образования рано или поздно уходят в прошлое. Гибнут империи, рушатся государства, исчезают народы. Этот процесс неостановим, неизбежен и необратим. Все постоянно меняется, и люди - дети своего времени.

В связи с этим возникает крайне важный для историка вопрос: не являются ли изменения, связанные со временем, с хронологическим отдалением историка от предмета его исследования, столь значительными, что мы рискуем утратить понимание прошлого и просто приписать ему современные оценки? В науке этот феномен называют презептизмом (от англ. present - "настоящее время"): когда оценка и характеристика прошлого обусловлена настоящим, современным мировоззрением ученого. С одной стороны, очевидна необъективность таких исследований, их неадекватность прошлому. С другой - непонятно, как этого избежать: ведь суть научного исторического исследования - это перевод языка источника на язык науки, классификация и анализ сведений хроник, грамот и т.д. с помощью современных методик. А они по определению несут на себе печать современного научного мира, и это непреодолимо.

Любое историческое исследование - это многослойная темпоральная структура. Первый слой - время, история которого изучается в данной работе. Второй слой - время оценки события с точки зрения его результата (непосредственные участники событий нередко не ведают, что творят революцию, развязывают мировую войну и т.д.). Третий слой - отражение случившегося в источниках (они могут отстоять от описываемых событий на много лет). Четвертый - время формирования образа события в исторической памяти народа (может не совпадать с образом в источниках и содержательно, и хронологически). Пятый, шестой, седьмой и т.д. слои - времена жизни и творчества историков (Историка-1, Историка-2, Историка-3 и т.д.), которые писали об этом событии, давали ему оценки, закрепляли его в исторической памяти народа на разных стадиях развития историографии данного вопроса. Последний слой - это время читателя исторических сочинений. Собственно, образ события в истории - это "сухой остаток", который образуется в сознании читателя и отражающий все перечисленные стадии исторического времени.

Любой из этих слоев оказывает влияние на изображение прошлого, на облик, оценку и характеристику исторического события. Это необходимо помнить при оценке достоверности научной реконструкции прошлого и адекватности мнения историка относительно свершившихся событий. "Прошлое и настоящее всегда проливают свет друг на друга", по словам французского историка Ф. Броделя.

Следующий важный для историков вопрос - о длительности исторического времени. Историки-позитивисты в основном обращают внимание на короткие временные феномены - события, явления, факты.

"Событие - это взрыв, "звонкая новость", как говорили в XVI столетии. Его угар заполняет все, но он кратковременен, и пламя его едва заметно... На первый взгляд прошлое - это масса мелких фактов, одни из которых поражают вас, другие же, напротив, постоянно повторяясь, почти не привлекают вашего внимания. Это те факты, которые исследует сегодня микросоциология и социометрия (существует также и микроистория). Но эта масса фактов не охватывает всей реальности, всех переплетений истории, через которые пробирается научное мышление. Наука об обществе испытывает ужас перед массой незначительных событий. И не без основания: кратковременность - наиболее капризная, наиболее обманчивая из всех форм деятельности. Поэтому у некоторых историков складывается настороженное отношение к традиционной истории, так называемой истории событий" .

Другие направления (цивилизационный подход, структурализм, экономическая и социальная история и т.д.) предлагают изучать "структуры большой длительности", социально-экономические и культурные процессы, растянутые во времени, влияние и историческая роль которых видны на длительных хронологических промежутках. По словам Броделя, "...кривая цен, демографическая прогрессия, снижение заработной платы, изменения банковского процента, изучение производства... точный анализ товарного обращения - все это требует значительно более длительных масштабов времени" .

Принципиально стоит вопрос о направлении движения исторического времени. Принято считать, что история развивается линейно (есть даже выражение "линейка времени"). В то же время представители цивилизационного подхода и исторического структурализма, работающие с длительными временными структурами, говорят о циклах исторического развития , о цикличном характере исторического времени, которое течет не линейно, а по синусоиде. В то же время линейное течение времени не тождественно прогрессу, время может вести и к регрессу. Для разных исторических субъектов историческое время течет с разной скоростью.

Представляется точным высказывание российского историка М. П. Лаптевой: "История далека от приписываемой ей линейности - будь то "линейный прогресс" или "линейный регресс". Ее можно понимать как волновой процесс со множеством переходов, результат которых заранее не предопределен... Историческое время характеризуется бесконечными перерывами и скачками, оно имеет разную наполненность в различные исторические периоды, обладая способностью делаться более насыщенным, более емким, более интенсивным" .

Проблема исторического времени для исследователя еще и в том, что он сам продукт и участник этого времени. Человек не может "воспарить" над временем, он всегда исходит из собственных оценок и ожиданий прошлого, настоящего и будущего.

"Описание и анализ социальных процессов зависят от положения наблюдателя во времени, от того, что именно для него является "прошлым", "настоящим" и "будущим", и, соответственно, от его представлений о каждом из этих трех компонентов временного процесса его "памяти" (знаний, информации, представлений о прошлом) и его ожиданий (прогнозов, представлений о будущем). Существенное значение имеет, наконец, степень осознания исследователем своей двойственной роли наблюдателя и действующего" .

Прошедшее время, особенно отстоящее на много веков, является для историка чем-то другим, каким-то иным миром. Это представление применительно к историческому времени раскрыли Фихте и Дильтей.

"Понятие другого означает осознание действующим субъектом другого субъекта как не-себя. Другой - это не-я. Из этого вытекают две возможности: другой может быть такой же, как я, и не такой, как я. В полной мере это применимо к историческим исследованиям, в которых понятие прошлого как Другого по отношению к настоящему может означать выявление как сходства, так и различия между прошлым и настоящим" .

В самом деле, изучение прошлого носит все черты изучения другого мира. Там есть области познанного и непознанного, известного и неизвестного, понятного и непонятного, узнаваемого и чуждого. Недаром применительно к прошлому часто используется метафора путешествия. Все историки мечтают о машине времени, которая позволит изучать прошлое путем непосредственных наблюдений, экспедиций в далекие года. Конечно, это фантастический образ, но он очень точно передает отношение историков к предмету своего изучения.

"Интересный подход был предложен известным английским специалистом в области истории политической мысли М. Оукшотом, который выдвинул идею о наличии трех прошлых. Первое - это прошлое, присутствующее в настоящем, которое он именует "практическим", "прагматическим", "дидактическим" и т.д. Это прошлое не просто присутствует в настоящем, оно является частью настоящего: дома, в которых мы живем, книги, которые мы читаем, изречения, которые мы повторяем, и т.д., т.е. все, чем мы пользуемся в настоящем, создано в прошлом. Это прошлое не отделено от настоящего, оно является его составной частью, и в этом смысле это - практическое, или утилитарное, прошлое.

Второе прошлое, по Оукшоту, - зафиксированное (recorded) прошлое. Речь идет о продуктах прошлой человеческой деятельности, отчетливо воспринимаемых как созданные в прошлом. На самом деле это могут быть те же элементы, которые составляют прагматическое прошлое: дома, книги и т.д., но отчетливо отождествляемые с прошлым. Кроме того, в это прошлое входят те предметы, которые могут вообще не использоваться в настоящем, например архивные документы.

  • Лаптева М. П. Теория и методология истории: курс лекций. Пермь: Пермский государственный ун-т, 2006. С. 182.
  • Савельева И. М., Полетаев Л. В. Теория исторического знания. С. 70-71.
  • Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. С. 84.
  • Там же. С. 85-86.