Беседа о культуре поведения, о вежливости.

Каждый день вы произносите и слышите вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», «извините», «пожалуйста», «до свидания» и другие. Но встречаются и такие люди, которые не употребляют эти слова, считают их не очень важными. Такие ребята есть и среди вас. Поэтому наш классный час посвящен правилам поведения и вежливым словам.

Теперь давайте мысленно посчитаем, со сколькими людьми вы встречаетесь и общаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сестрами, соседями; в школе- с учителями, одноклассниками, поварами, техслужащими; на улице, в магазине, в библиотеке, в различных кружках со многими другими людьми. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь, пообщаешься? Вы находитесь в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Нужно вести себя так, чтобы никого не обидеть грубым словом. Часто хорошее настроение человека зависит именно от этого. Вам, ребята, нужно задуматься над своими ошибками в поведении. Доброе слово, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют ваши отношения. И наоборот, бесцеремонное или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях.

От одного слова да навек ссора.

Бритва скребет, а слово ранит.

Ласковое слово - это вешний день.

Как вы понимаете смысл этих поговорок?

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила, обязательные для всех. Ваше вежливое доброе отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

А теперь давайте познакомимся с некоторыми правилами поведения.

Правило 1: как вести себя на улице.

Правило 2: как вести себя в гостях.

Правило 3: как вести себя за столом.

Правило 4: как вести себя в общественных местах.

Правило 5: как вести себя при разговоре.

Эти правила вы должны запомнить.

Cтихотворение Агнии Барто «Вежливый поступок».

Было лето,

Пели птички…

Павлик ехал

В электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки вдруг вошли.

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке.

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял: «Иностранки!»

Это видно по осанке.

Может быть они туристки,

В первый раз у нас в стране.

И с трудом он по-английски

Произнес: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью.

Ну а сам я постою!..»

Было лето,

Пели птички…

Две девчонки в электричке

Сели около окна.

Между прочим,

Мы москвички,-

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

Как же так!

Значит, я попал впросак?!

И теперь не пьет, не ест он.

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Сейчас нам ребята расскажут о Любочке.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Крутится и юбочка,

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Она кричит еще с порога,

Объявляя на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду.

Говорит она толкаясь:

Фу! Какая теснота!-

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну, садись!- вздыхает та.

Девочки на празднике,

Соберутся вкруг,

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Так вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается что девочки,

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

Спасибо за внимание!

Подростковый возраст называют "трудным возрастом", "возрастом конфликтов", он действительно сложен и для воспитателей и для самих ребят. Эта сложность обусловлена значительными изменениями в физиологии и психике ребенка, в условиях и характере деятельности, соответственно, изменяются содержание, организация и методы воспитательной работы с учащимися.

Все эти существенные изменения, с одной стороны, облегчают воспитание культуры поведения, с другой - создают трудности, которых не испытывал учитель начальных классов. Мы остановимся только на тех возрастных особенностях, которые важны при воспитании культуры поведения.

Для подростков характерны повышенная возбудимость, быстрая утомляемость (они возникают в результате быстрого общего развития организма; созревания желез внутренней секреции; значительного увеличения объема сердца, что создает усиленную циркуляцию крови в организме). При неблагоприятных условиях все это приводит к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Подростки эмоциональны, самолюбивы и обидчивы. Сила воли развита у них недостаточно, именно поэтому они не всегда умеют сдерживаться. Малейшая несправедливость к ним может вызвать сильный протест в форме грубости, резкости, дерзости. Все это требует от учителя большого педагогического такта, умения организовать воспитание косвенным путем.

Часто не признавая необходимости соблюдения правил культурного поведения, подростки проявляют интерес к этим правилам, так как они помогают определить форму своих отношений с другими: с незнакомыми людьми, со взрослыми, мальчиками и девочками, старшими и младшими, в различных ситуациях (дома, в гостях, в походах, в общественных местах и транспорте).

Уже у младших подростков возникает представление о себе, как о "взрослых". Чувство взрослости влияет на воспитание культурных навыков и привычек. Подростки прежде всего начинают подражать внешней стороне поведения взрослых. Они повторяют форму их общения между собой, характер и тон разговора, манеры, стараются походить на взрослых в одежде, прическах, в походке, жестах. Подростки ищут самоутверждения, но формы для этого выбирают разные. Одна из них - утверждение себя через неправильно понятую самостоятельность и смелость. Подростки часто ведут себя некультурно, развязно, грубо, иногда даже вызывающе, потому что считают, что таким образом они могут проявить свою независимость, прямоту, принципиальность, смелость.

Значительно меньше внимания подростки обращают на такие качества, как чуткость, отзывчивость, вежливость, на соблюдение приличий. Они нередко видят во внимательности, особенно по отношению к взрослым, старшим и руководителям, подлизывание, подхалимство, угодничество.

Со школьниками необходимо проводить систематическую работу по формированию нравственных представлений и понятий о гуманности, доброжелательности, скромности, справедливости. Осознание подростками нравственных норм облегчает работу над конкретными правилами культурного поведения, многие из которых строятся на основе этих норм.

Нравственное воспитание дошкольников.

Темы бесед по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Беседа №1

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Цель беседы - на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглаше­ния, благодарности, извинения сформировать представле­ние об этикете.

Некоторые установки.

В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство - национальная

черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым . Уго­щение принято хвалить. Нина Михайловна, желая сделать хозяйке приятное, прежде всего хвалит печенье и пирог, которые пекла Мария Донатовна. Выражения благодарно­сти за угощение нужно запомнить. Постарайтесь ввести де­тям в привычку выражение благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).

Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спра­шивает: «Знaeт мальчик или нет, что такое этикет?» Эти­кет - это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.

Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших мане­рах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.

Текст для чтения.

ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Бабушка угощает чаем:

Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок.

Все садятся к столу. Мама разливает чай. Нина Михайловна хвалит угощение:

Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

Как говорят, угощение знатное:

Тают во рту и пирог, и печенье,

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная...

В это время Федя опрокидывает вазочку с ва­реньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливает-ся...

Нина Михайловна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и строго спрашивает:

Знает мальчик или нет,

Что такое этикет?!

Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.

Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?... Сейчас вспомню…

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:

Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу извинения

За Федино глупое поведение.

Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную.

Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато склоняет голову:

Я был неловок. Прошу извинения.

Я виноват. Я прошу прощения...

Нина Михайловна:

Что ж, Федя, тебя от души я простила.

Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у нее манеры.

Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.

Беседа

(опорные материалы)

Какими словами бабушка предлагает гостье угоще­ние? (Мария Донатовна говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье. Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог и т. д.)

Как нужно благодарить за угощение?

Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете ­какие манеры у Феди?

Сказала, что у Нюши хо­рошие манеры? (Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)

Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина М­ихайловна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда девочка или мальчик искренне, от дyши извиняются, их прощают.)

Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?

Что оно означает на самом деле? Почему каждый - и взрослый, и ребенок - должен соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)

Игровые ситуации.

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Ира будет мама, а Сережа и Вера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa» должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?

Предложи им чай. Подумай, о чём можно поговорить за столом. Расскажи смешную историю.

К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, при­нимая подарок? Постарайся произнести эти слова вежливо. Послушаем Соню, Витю...

Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?

Количecтво играющих «троек» и пар определяет воспита­тель. Группа может быть разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.

Беседа 2.

ИГРА В ГОСТИ.

Цель беседы - повторить и закрепить знания, получен­ные детьми по темам «Знакомство», «Приём гостя», «Поведение ­ в гостях».

Беседа.

(опорные материалы)

Давайте вспомним, что такое этикет, хорошие манеры. О каком человеке можно сказать: "У него хорошие манеры»? - В чем заключаются хорошие манеры гостя? Как нужно вести себя за столом? Что нужно сказать, уходя домой?

А каковы правила поведения хозяев дома? Что гово­рят, встречая гостя, провожая его? Что говорят, когда угощают?

Представь себе, что ты в гостях у Нюши и Феди. Во время игры ребята обиделись на тебя, и ты остался один.

Что нужно сделать? Что нужно сказать ребятам?

Давайте повторим, какие вы знаете слова приветст­вия, прощания, благодарности. Почему нам нужно знать эти слова и никогда не забывать о них?

Игровые ситуации.

Игра в гости. Пусть дети распределят между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.

Вы хотите, чтобы Юра и Лена пришли к вам в гости?

Пригласите их по правилам.

Как вы их встретите? Юра и Лена не знакомы с вашими родителями. Позна­комьте их с «папой» и « мамой».

Пусть Галя угостит гостей конфетами. Что нужно ска­зать при этом? А Лена и Юра что скажут?

Пусть «мама» и «бабушка» пригласят гостей к столу. (Все садятся за стол.) как хозяева и гости будут вести себя за столом? Поговорите о чем-нибудь веселом. (Чем веселей будет игра, тем естественней будут вести себя ее участники.)

Теперь все встают из-за стола. Что говорят при этом? «Гостям» пора уходить домой. «Гости» и «хозяева», по­говорите между собой на прощание.

Беседа 3

ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных снови­дений перед сном, которые адресуются близким.

Некоторые установки.

Этикет особенно важно соблюдать дома. Традицию пожелания добрых снов, приятных сновидений желатель­но соблюдать в семье. Перед сном вредно затевать игры, резвиться и шалить. Обратите внимание на реплики «Кончай разговорчики! Марш в постель!». Их произносит папа. Он служил в армии и привык к порядку. Это шутливые мужские команды.

Текст для чтения.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

Поздний вечер. Пора спать. Завтра маме и папе рано вставать: они пойдут на работу, а Нюша и Федя, как всегда, отправятся в детский сад.

Бабушка говорит:

Спать пора, мои маленькие, скорее умы­вайтесь - и в постель.

Федя сопротивляется:

Во-первых, я не малень­кий, это Нюшке пора в по­стель, а я буду играть в шах­маты. Дед, сразимся в шахма­ты? А? Я тебе мат поставлю. Всего четыре хода - и мат...

Что ты, Федя, какие шахматы на ночь глядя?

Скажи, дедушка, ну как это можно - глядеть

на ночь? Вот выйдем на балкон и посмотрим...

Тут вмешался папа:

Кончай разговорчики! Марш в постель!

Есть марш в постель,- с сожалением ответил Федя. Он снял курточку и подбросил ее до потолка. Затем сделал кувырок и стойку на го­лове.

В это время Нюша вышла из ванной. Она акку­ратно сложила свои вещи, подошла к бабушке с дедушкой и сказала:

Спокойной ночи!

Спокойной ночи, Ню­шенька, желаю добрых сновидений, - сказал дедушка.

Спи спокойно, вну­ченька,- сказала бабушка и поцеловала Нюшу.

Нюша подошла к маме и папе и пожелала им спокойной ночи. Папа погладил Нюшу по голове: - Спокойной ночи, приятных снов!

Мама поцеловала Нюшу:

Спокойной ночи, моя умница.

А где Федя? Кажется, он до сих пор стоит на голове...

Беседа.

(опорные материалы)

Какими словами принято прощаться перед сном? Что говорили друг другу Нюша, бабушка, дедушка?

А вы, ложась спать, желаете своим близким спокой­ной ночи?

Как вы готовитесь ко сну? Почему Федя вел себя неправильно? Почему нельзя шалить и шуметь перед сном?

Игровые ситуации.

Пусть Маша будет мамой, а Коля папой. Кукла - ваш ребенок. Уложите ребенка спать. Пожелайте ему спокойной ночи.

Вы, конечно, знаете, что детям на ночь поют колыбель­ные песни. Кто споет колыбельную? Хотите ли вы разу­чить новую колыбельную песенку?

Пусть Кирилл будет дедушкой, а Витя - непослушным внуком. Дедушка советует внуку лечь в постель, а внук ищет разные уловки, чтобы подольше пошалить. Как за­кончится беседа дедушки и внука?

Пусть Ангелина будет мамой, Лера - дочкой. Пожелайте друг другу что-нибудь приятное перед сном.

Беседа 4.

УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

Некоторые установки.

Ребенок должен понять, что утреннее приветствие ­это знак внимания и любви к близким, проявление заботы о них. С самого утра человек должен быть приветливым, добрым и веселым.

Текст для чтения.

ДОБРОЕ УТРО!

Звонит будильник. Мама подходит к детям:

Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.

Нюше и Феде не хочется вставать. Нюша просит: - Мамочка, еще пять минут разреши полежать, ну пожалуйста.

Федя поворачивается к стенке и с головой ук­рывается одеялом.

Появляется папа:

Вставай, одевайся, рабочий народ. Всем на работу, с песней вперед!

Он весело срывает с Феди одеяло.

А-а-а! – вопит Федя.- О-о-о!

Нюша уже встала. Она смотрит на брата и хо­хочет:

Эй, лежебока, быстро вставай,

Брюки свои поскорей надевай!

Федя недоволен:

Молчи, Нюшка, а то получишь...

Доброе утро, братик, не надо сердиться.

Доброе утро,- бурчит Федя.

Папа командует:

На зарядку становись!

А мы в садике делаем зарядку,- хором говорят дети.

Тогда подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше - посмотрим.

Нюша пытается подтянуться, но у нее не получа­ется. Федя ее дразнит:

Нюшка ела мало каши, Мускулы, как простокваша!

Теперь хочет подтянуться Федя, но неловко по­ворачивается и падает на коврик. Нюша подбегает к брату:

Ты не ушибся? Тебе не больно?

Горе-гимнаст только качает головой. Входит ба­бушка:

Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Федя?

Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?

Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на санках.

Нюша и Федя хлопают в ладоши.

Вот это да! Быстро на улицу!...

Во дворе белым-бело. У подъезда стоят боль­шие сани со спинкой. Нюша и Федя садятся в сани. По дороге в детский сад они встречают со­седку:

Доброе утро, тетя Варя!

Доброе утро, путешественники, с первым снегом!

А вот и детский сад. Нюшу ждут в средней группе, а Федю - в старшей.

Здравствуйте, ребятишки, доброе утро, проходите скорее,- говорит воспитательница Елена Петровна.

Доброе утро, Елена Петровна. Мы уже готовы.

Рада Вас видеть. Надеюсь, вы хорошо вы­спались, сны вам снились приятные и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз...

Беседа

(опорные. материалы)

Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?

Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что вы говорите маме, бабушке?

Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?

А вот и собака. Ее зовут Джек. Поздоровайтесь со старым, добрым Джеком. Он любит вежливых детей.

Вы приходите в детский сад. Что нужно сказать вос­питателю, ребятам при встрече?

Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? За­помните: чтобы весь день было хорошее настроение, нужно с утра быть вежливыми и приветливыми.

Игровые ситуации.

Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон - ­дедушка, Ира - бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах утро в деревне. Только не забудьте вежливые слова.

Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой.

Ранним утром папа будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящий мужской разговор всегда сдержан, вежлив и не многословен.

Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к ма­миной постели. Что они говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.

Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте распределим остальные роли и представим воск­ресное утро (в понедельник утром).

Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены воспитателем.

Беседа 5.

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

Цель беседы - познакомить детей с формами выраже­ния просьбы, адресованной старшему незнакомому, старше­му близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Некоторые установки.

Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Сле­дите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть ад­ресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу; взрослому близкому человеку - ­отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому - воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т. д.

В каждом конкретном случае следует смотреть человеку лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.

В материалах к беседе вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»; «Hy дай мнe»; Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежли­вой nросьбы добровольно.

Текст для чтения.

В воскресенье _бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Нюша и Федя играли с ребятами.

Посмотрите, какой огромный жук! - закри­чал Юра.- Я никогда таких не видел. Ну просто как бульдозер !

Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

Разреши и мне посмотреть,- сказала Нюша.

Эй, Юрка - закри­чал Федя.- Отвали! Дай другим посмотреть!

Беседа.

(опорные материалы)

Как вы думаете, увидела ли жука Нюша? Удалось ли Феде увидеть жука? Какую ошибку он допустил?

Если бы вы были на месте Феди и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?

Текст для чтения.

Мама купила большие крас­ные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:

Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

Съешь после обеда,­ ответила мама.

Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробо­вать красивое яблочко. Пожа­луйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Федя. Он увидел яб­локи и без спросу схватил самое большое.

Беседа.

(опорные материалы)

Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда и почему?

Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?

Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

Повторим еще раз вежливые слова, с помощью кото­рых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это сле­дует обратить особое внимание детей.)

Беседа 6

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

(nродолжение)

Цель беседы - повторить и закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые ситуации.

Текст для чтения.

Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.

Дедушка,- попросила Нюша,- я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

Что ж, внучка, попробуй.

Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья...

Беседа.

(опорные материалы)

В прошлый раз мы говорили о том, что такое веж­ливая просьба. Вежливо ли обратилась Нюша к продавцу? - Если вам нужно купить три карандаша, как вы ска­жете о6 этом продавцу?

Текст для чтения.

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттова­ры». Он обещал купить Нюше скакалку, а Феде ­мяч. Федя обратился к продавцу:

Покажите это. Мне папа купит...

Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к про­давцу? Научите Федю беседовать с продавцом. Пусть Женя будет продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.

Текст для чтения.

(игровая ситуация с элементами беседы)

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

Но у тебя уже есть клюшка,- уговаривает его мама,- успокойся, пожалуйста, не кричи... - А я эту хочу! Купи-и-и!

Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? На­учите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Лера будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси маму купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя внимание окружающих.

Игровые ситуации.

Давайте поиграем в детский магазин. Женя - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на прилавке иг­рушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обраща­ется к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - «пожалуйста».

Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали - ни дома, ни на ули­це, ни в детском саду, ни в магазине.

Беседа 7.

Игра «Птица Благодарности» .

Попросите детей представить, что на землю приле­тела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родите­лей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодар­ности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Как вы думаете, для чего человек должен гово­рить « спасибо» ?

Попросите детей перечислить всех, кому они мог­ли бы сказать спасибо за интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное пу­тешествие и т. д., и объяснить почему.

Прочитайте детям сказку:

Кто вырастил яблочко?

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его

своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:

Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка!

Не меня благодари, Настенька,- ответила мама, - а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелес­тела в ответ яблонь­ка:

Спасибо, На­стенька, за твою бла­годарность, но без за­боты садовника я ни­когда не вырастила бы такие вкусные яб­локи.

Садовник как раз работал неподалеку. - Дедушка, - ска­зала Настенька, ­спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

Не меня благодари, девочка, а солнышко, - улыб­нулся садовник, - без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.

«Так вот, кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:

Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яб­локи!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: - И мама, и яблоня, и садовник, - все мы стара­лись, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Вопросы и задания к сказке:

· Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?

· Как вы думаете, слышит ли природа благодар­ность человека?

· Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.

Творческое задание «Спасибо природе».

Во время прогулки по лесу попросите детей ска­зать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т. д.), а за­тем объяснить, за что они ему благодарны.

После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, зем­ли), который поблагодарили. Другие - описывают чув­ства ручейка, который никто и никогда не благода­рил.

Попросите детей сравнить свои описания.

Рисунок «Благодарное сердце».

Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и по­просите их нарисовать контуры сердца, а внутри это­го сердца нарисовать все, о чем их сердца вспомина­ют с благодарностью.

Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы­растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.

Задание на дом.

Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, ког­да они выполняли это домашнее задание.

Культура поведения

в общественных местах

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Проблема культуры поведения в общественных местах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые из них. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

История

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.

Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.

Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.

Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие - саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

Правила поведения в общественных местах

Общественные места. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» - «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина - первым входит гость. Ну а если он не знает дороги или за дверью темно? В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной». Точно также следует поступить, если гость - женщина.

Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.

Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами - привилегия слабого пола, пожилых и детей.

Лифты, эскалаторы. Лифт - это такая же «общественная территория», как улица или лестница, здесь можно не снимать головной убор. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. В переполненном общественном лифте мужчина не снимает шляпу, если даже он сопровождает женщину. В лифте жилого здания или гостиницы жилого типа он, пожалуй, снимет шляпу, когда войдет женщина, если руки у него не заняты свертками.

В автоматических лифтах женщина, если она едет без сопровождающего, сама нажимает нужную кнопку. Находящийся в лифте мужчина, если он стоит близко к панели, спрашивает остальных (прежде всего женщин), какой этаж им нужен, и нажимает кнопки. В полных лифтах воспитанные люди отступают в сторону или на время выходят, чтобы дать возможность выйти стоящим сзади.

Магазин. В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или других учреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Однако там, где клиент обслуживается индивидуально полезно не забывать во время снять шляпу и поздороваться с тем, кто будет вами заниматься. Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью.

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.

Кафе и рестораны. В ресторан мужчина входит первый. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е. будет делать заказ и оплачивать счет.

В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит без спутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал. Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят - это невежливо по отношению к ним. Деньги, кредитную или бонусную карточку нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Традицией ресторанов практически во всем мире являются чаевые. Минимальный размер чаевых составляет 10 % от счета.

Транспорт. Прежде чем войти в транспорт, дайте возможность выйти из него. Стойте при этом так, чтобы не мешать выходящим пассажирам. При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. За проезд обычно каждый платит сам, но мужчина по своей инициативе может оплатить проезд своей хорошей знакомой. Приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытой бутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Если вы не можете сами передать деньги за проезд или прокомпостировать билет, попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице.

Беседа. К юношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на «вы». Важно также управлять своим голосом, потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. Речь должна быть не слишком громка, иначе вы можете поставить себя в неловкое положение.

Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Чтобы стать разговорным ассом, прежде всего, необходимо усвоить несколько правил: в разговоре нужно избегать крикливого «Я»; учитывать заинтересованность других и скрывать собственную личность. Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался третий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.

Важно также управлять своим голосом (можно прибегнуть к помощи специалиста), потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. В состоянии стресса говорить еще тяжелее, мешает учащенное прерывистое дыхание, дрожь в голосе, поэтому также важно управлять своим дыханием.

Задумайтесь, быстро ли вы говорите? Если да, то насколько четко? Четко? Хорошо, а умеете ли вы правильно расставлять паузы в разговоре? Зачем нужны паузы? Все очень просто - паузы - это знак воспитанности. Паузы должны быть достаточно продолжительными, чтобы ваши собеседники могли вдуматься в сказанное. Если ваша речь медленна, и вы не делаете пауз в разговоре, вы рискуете утомить своего собеседника. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо и понятно собеседнику.

В обществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбирают какой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Не следует показывать вида, что разговор вам скучен или утомляет вас, или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора или смотреть на часы, руки должны быть в спокойном состоянии, не допустимо вертеть предметы.

Помните, что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Притворство - враг всякой увлекательной беседы. Чтобы, общаясь с незнакомыми людьми, чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободно вести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка.

О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Правильно - о погоде! Это тема, интересует в той или иной степени каждого, она безопасна и бесконфликтна. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательно сразу заговаривать о чем-то серьезном. Это может показаться претенциозным.

В беседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этому партнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будет исчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях, спорте. В конце концов, обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. Следует осторожно употреблять различные вариации слов из молодежного сленга.

Умейте слушать! Умеете? А как? Молчите, смотря на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. Это совсем не то! Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания, которые будут свидетельством того, что вы понимаете, о чем идет речь. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, ловить свой небесной красоты образ в зеркале напротив. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.

В дружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!», «Что?!», «Тебя не поймешь!» Ведь можно то же самое сказать по-другому: «А мне кажется, что…», «Прости, я не расслышал…»,

Не перебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, тем более, вслух исправлять стилистические ошибки.

Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.

Обращение и приветствие По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!» «Доброе утро!» «Добрый день!» «Добрый вечер!» Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете. А вот неотрывный чужой взгляд ощущается человеком даже в том случае, если он сидит к вам боком или спиной. Поэтому не стоит никого «гипнотизировать». Считается неприличным пристально смотреть на человека, когда он ест, подолгу останавливать взгляд на незнакомых женщинах, разглядывать человека, которого вам представляют. Очень важна интонация. Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. А «добавленная» к приветствию улыбка улучшит общее настроение. И не забудьте про поклон, кивок головы, рукопожатие, объятия, поцелуй руки - выбирайте любое исходя из обстоятельств. На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.

Ко всем остальным (к старшим по возрасту, к незнакомым ровесникам) обращаются на «вы». Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку. Рукопожатие - традиционный, символический жест-приветствие. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должно быть коротким.

Но не следует также изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует! Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «здравствуйте!» издалека.

Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов. Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы, например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда.

Телефон Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будет несомненной помехой - в таких местах нужно отключить его совсем или включить вибрацию вместо звукового сигнала.

Культура поведения в школе

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Задание

Назовите признаки воспитанного человека.

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

“Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Рассказать о правилах поведения на тему.

Темы :

Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)

Правила поведения в школе

Обязанности дежурного класса

Подсказки

Прическа сменная или вторая обувь

Приветствие учеников и взрослых

Обращение к друг другу

Бережливость

Вежливость

Опоздания

Плееры и сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Манера общения

Чужие вещи

Поведение в столовой

Поведение во время линеек и мероприятий

Приход в школу

Пропуск уроков

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Курение в школе

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений

Обязанности старшего дежурного по школе

Обязанности дежурного класса

Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Подведение итогов. Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”? До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника последнего звонка в 9 «А» классе

«Прощай, веселая пора!»

На сцене появляются двое ведущих

1-й ведущий: Школа! Сколько связано с ней! Позади детство, впереди много дорог, выбор любимого дела. Как волнует первое чувство взрослости, самостоятельности. Остались позади уроки и с ними годы беззаботного детства.

2-й ведущий: А впереди экзамены… Впереди большая жизнь, все то, о чем мечталось, все неизведанное, волнующее.

1-й ведущий: Запомните этот день!

2-й ведущий: Запомните этот час!

1-й ведущий : Сегодня наши девятиклассники прощаются со своим классом и смело заявляют: «Мы окончили основную школу и готовы вступить на порог взрослой жизни!»

2-й ведущий : Кто-то из них решит продолжить свое обучение в других образовательных учреждениях, а кто-то вольется в трудовой коллектив.

1-й ведущий: Итак, внимание! Приглашаем в зал виновников сегодняшнего торжества и прошу поддержать их аплодисментами!

2-й ведущий : Уважаемые выпускники Вы приглашаетесь на Праздник последнего звонка школы – интерната имени Ильи Егоровича Егорова!

(Звучит торжественная музыка, в зал входят девятиклассники и рассаживаются возле сцены актового зала)

ПРОШУ ВАС САДИТСЯ (выпускникам)

1-й ведущий: На нашем празднике присутствуют почетные гости давайте с ними познакомимся:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-й ведущий : А теперь давайте вспомним, какими они были - наши выпускники.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Альбом выпускников 2016г.)

1-й ведущий: Дорогие выпускники! Сегодня для вас особый праздник - вы прощаетесь с родной школой!

2-й ведущий : Более 20 тысяч школьных звонков услышали вы за 9 лет учебы.

1-й ведущий: Первый школьный звонок пригласил вас на самый первый урок.

2-й ведущий : А сегодняшний последний возвестит о том, что вы вступаете в новую взрослую жизнь.

1-й ведущий:

Солнце над партою, лето у ног.

Сколько он длится, последний звонок?

В окнах вселенная не умещается,

Школа глядит, а сама уменьшается.

Взгляды летят над далеким штурвалом,

Острым ланцетом, могучим станком,

А над страной, как над актовым залом,

День заливается синим и алым

Школьным, прощальным хрустальным звонком...

ВАЛЬС

2-й ведущий: Дорогие выпускники, родители, гости! Позвольте первое приветственное слово предоставить директору Поповой Елене Валентиновне!

(Звучит выступление директора, зачитывается приказ о допуске девятиклассников к выпускным экзаменам)

2-й ведущий: А помнишь как впервые в сентябре,

На зависть всей знакомой детворе,

Пришёл учится в школу ты впервые,

Теперь ступени, стены все родные…

1-й ведущий : Дорогие выпускники! Сегодня вас пришли поздравить первоклассники. Они уже закончили свой первый учебный год, знают толк в учебе! Прислушайтесь к их напутствиям!

Звучит веселая музыка. Выходит группа первоклассников и выстраивается на сцене актового зала.

1-й чтец:

Сегодня в майский жаркий день

Окончен ваш урок.

Последний раз, друзья, для вас

Сейчас звенит звонок!

2-й чтец:

Вы уходите от нас.

Что же делать? В добрый час!

Ждет вас всех десятый класс,

Кто-то и покинет нас.

Ваша доля нелегка, а пока...

3-й чтец:

Дружно всех вас поздравляем

И от всей души желаем

Вам оценку только «пять»

На экзаменах получать.

4-й чтец:

Мы научились понимать,

Что знанья - это свет

И вам хотим мы пожелать

Учиться много лет.

5-й чтец:

Мы тоже девять лет пройдем,

Освоим свой урок.

На смену вам мы все придем,

Услышим свой звонок.

6-й чтец:

Желаем вам найти свой путь,

Успехов, вам, друзья!

А здесь всегда теперь вас ждут

Любимые учителя.

Первоклассники уходят. Выпускники вручают им небольшие сувениры

(13 шт)

1-й ведущий:

У каждого в жизни единственный раз

Бывает свой первый, свой памятный класс.

И первый наставник - ваш первый учитель,

Кто дверь вам открыл на дорогу открытий.

2-й ведущий : Мы предоставляем слово учителю, который девять лет назад привел наших выпускников в класс, научил читать и писать, решать простые задачи. Слово первой учительнице! Дорогая наша Людмила Анатольевна Курамшина, мы хотим услышать ваш ласковый голос!

(Звучит выступление первого учителя)

1-й ведущий : Лучше, чем классный руководитель, своих ребят не знает никто, и поэтому следующее слово мы предоставляем классному(ым) руководителю(ям). Именно они привели вас к этому замечательному празднику, именно с ними вы, уважаемые выпускники, съели не один пуд знаний, веселья, человеческого участия и заботы.

Кашульской Валентине Николаевне

(Ведущие предоставляют слово классным руководителям)

Песня «Спасибо учитель» (общая)

2-й ведущий:

Ты окончил школу, парень, -

Ни убавить, ни прибавить.

Остается лишь поздравить -

Отучился как-никак

Без особого упрека

До последнего урока,

До последнего звонка.

1-й ведущий:

На балу прощальном в зале

Разукрасят всем на зависть

Тебя девушки слезами

И помадою губной.

Не печалься, что не дали

Золотой тебе медали:

Сдашь экзамен - ты герой.

2-й ведущий:

Даже вдалеке от дома

Следуют закону Ома.

Но совсем другим законам

Станет жизнь тебя учить.

И еще неоднократно

Будут слезы и помада,

Но таков удел мужчин.

1-й ведущий: Дорогие выпускники! Пришло время и вам доказать, что вы не зря проучились девять лет в нашей замечательной школе и готовы ответьте на несколько вопросов:

1. Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

2. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш)

3. Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка)

4. По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук! (Счеты)

5. В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? ... (Мел)

6. Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель)

7. По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница. (Школьная доска)

8. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс. (Парта)

Именно эта парта и ваш сосед по ней запомнятся вам на долгие годы.

1-й ведущий: Молодцы, ребята! Теперь мы верим, что наши выпускники самые умные, самые дружные, самые веселые. Предоставляем им слово.

Выходит группа выпускников

1-й выпускник: Дорогие родители, любимые наши учителя, уважаемые гости!

Девять лет в родимой школе…

Мы вздохнули по неволе.

Эта школьная страна

Всё нам выдала с полна:

Педагогов злых и добрых,

И уроков столько долгих.

Первых жизненных успехов,

Поле радости и смеха.

2-й выпускник:

Ожиданье грозной двойки,

Вслед за ней – головомойки.

Над задачами страданий,

Бесполезных ожиданий.

С педагогом пререканий,

И с уроков убегании.

Всё мы помним, всё мы помним,

Наше прошлое запомним.

3-й выпускник :

На уроках - детский лепет,

Первых чувств любовных трепет.

Дискотек и блеск, и грохот,

Дым внезапной сигареты –

Это первый плод запретный.

4-й выпускник :

Вспомним, как бывало, в школе

Лёд зимою мы кололи.

Как мы лихо брали старты,

Как играли тайно в карты,

Как шалили на переменах,

Как писали мы на стенах.

Нас ведь Вы за всё простите?

Нас ведь Вы не зря растите!

5-й выпускник :

Педагоги, наши мамы!

Вот стоим мы перед вами.

Ваше мы – произведенье

В нашем школьном заведенье.

Все экзамены сдадим,

Честь и славу Вам воздадим.

Выпускной идет наш вечер,

Мы тогда продолжим встречу…

6-й выпускник : И сегодня нам предоставляется последняя возможность высказать все слова благодарности, признательности, любви, уважения вам, наши дорогие учителя.

Итак, позвольте церемонию признания в любви считать открытой!

7-й выпускник : Церемония со словами любви будет проводиться по следующим номинациям:

«За доброту и любовь»;

«За обаяние и красоту»;

«За оптимизм и жизнелюбие»;

«За принципиальность и требовательность»;

«За честь и достоинство»;

«За преданность своему делу»;

Для объявления победителя в этих номинациях и посвящения им самых добрых слов предоставляется право Кистойчеву Максиму и Христорадову Дмитрию.

«За обаяние и красоту»

Уважаемые : Востродымова Наталья Анатольевна

Герасимова Ольга Александровна

Лебедева Светлана Алексеевна

Григорьева Елена Юрьевна

Твои глаза.

Я в них смотрю, как в чистые озера,

Где крохотные камешки на дне,

Где водорослей тонкие узоры,

Где сам я отражаюсь в глубине.

Они играют бликами живыми,

Мне радость и уверенность даря,

И, отступая, меркнут перед ними

Все в мире океаны и моря.

«За доброту и любовь»

Уважаемые : Нефёдова Галина Ивановна

Жильцова Валентина Михайловна

Гончарова Надежда Евгеньевна

Гришина Любовь Викторовна

Все начинается с любви...

Твердят: «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

Мечта и страх,

Вино и порох,

Трагедия, тоска и подвиг -

Все начинается с любви!

«За оптимизм и жизнелюбие»

Уважаемые: Манякина Светлана Николаевна

Алембикова Мария Васильевна

Любавина Нина Ивановна

Машкова Людмила Павловна

О нет, мне жизнь не надоела,

Я жить люблю, я жить хочу,

Душа не вовсе охладела,

Утратя молодость свою.

Еще хранятся наслажденья

Для любопытства моего,

Для милых снов воображенья,

Для чувств... всего.

«За честь и достоинство»

Уважаемые : Лёзина Мария Петровна

Гринь Марина Анатольевна

Жданова Алла Михайловна

Миненко Антонина Васильевна

Он не чувствует, не видит

Ни насмешек, ни презренья;

Кроткий лик его так светел,

Очи - полны вдохновенья.

Грустен он, но сколько детской

Доброты в улыбке нежной

И в лице, простом и бледном,

Сколько веры безмятежной!

И любовь и вера святы,

Этой верою согреты

Все великие безумцы,

Все пророки, все поэты!

«За принципиальность и требовательность»

Уважаемые: Малюхина Галина Викторовна

Воронина Людмила Алексеевна

Вырыпаева Людмила Валентиновна

Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

Учил трудиться, не жалея сил.

Учитель наш, земной поклон тебе

За все, чему нас научил.

За честный труд, что подвигу сродни,

За жизнь твою, которой чужд покой,

За ученичества счастливейшие дни,

Учитель наш, прими поклон земной.

«За преданность своему делу»

Уважаемые: Павлюкова Любовь Петровна

Кривошеев Александр Николаевич

Нестерова Марина Ивановна

Максимчук Виктор Яковлевич

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль ждем - но в сердце тишина;

Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно.

Однообразием сильна

Проходит жизнь... и в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,

Лишь в постоянном - глубина.

И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

И верная душа - верна,

И любим мы одной любовью.

Любовь одна...

Реп «Спасибо вам учителя!»

1-й выпускник:

Профессии есть разные, для школы очень важные,

И все они оставили неизгладимый след.

Спасибо Вам надежные, спасибо Вам отважные,

Без Вас бы нам не выдержать все эти девять лет.

Когда болит животик ваш, бегите сразу к доктору .

А если вы картавите, поможет - логопед .

Душа болит к психологу , а есть хотите - к повару .

Соцпедагог родителям толковый даст совет.

А если хочешь лекций ты, концертов, представления,

Иди к организатору веселья и утех.

О птичках позаботится, закон природы чтить,

Всему эколог школы сумела научить.

Завхоз все ремонтирует, с ней все функционирует,

Техперсонал без устали наводит чистоту.

Библиотекарь книгу даст, а я её прочту.

Все: Спасибо Вам.

1-й ведущий:

Может строгие или властные,

Говорим мы это напрасно мы,

Они умные заместители,

Знают дети их и родители.

Дорогих и уважаемых наших завучей: Ольгу Алексеевну и Наталью Анатольевну.

3-й выпускник:

Завучи в нашей школе есть,

Всех достоинств нам их не счесть,

От души благодарим,

Пожелать мы Вам хотим:

Чтоб тяжелая работа

Вам была всегда в охоту.

Дети чтоб не доставали,

Родители не обижали,

А коллеги – уважали!

2-й ведущий: А теперь наши выпускники благодарят самого главного человека в нашей школе, директора – Попову Елену Валентиновну.

4-й выпускник:

Директор школы! Женщина и мать!

И в школьной и в семейной ипостаси.

Слова достойные нам трудно отыскать,

Что могут Женщину – директора украсить.

Прораб и сторож, и администратор,

Она – учитель, менеджер, завхоз!

Советчица – судья, а не диктатор.

Поклажи школьной тащит она воз.

В начале мая школа так красива

И утром солнцем залит каждый класс,

На женщинах таких, как Вы и держится Россия,

И школа наша держится на Вас!

5-й выпускник:

Мы в этот час сказать еще должны

О тех, кто подарил нам жизнь,

О самых близких в мире людях,

О тех, кто помогал расти,

И помогать еще во многом будет.

Незримо, следуют родители за нами

И в радости и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите - милые, родные,

У нас ведь, кроме вас, дороже нет людей.

Как говорится, дети – радость в жизни,

А вы нас…опора в ней!

1-й ведущий: Слово предоставляется родительнице 9 «Б» класса: _________________________________________________________________

2-й ведущий: Слово предоставляется родительнице 9 «А» класса:

_________________________________________________________________

1-й ведущий:

Сегодня в этом праздничном зале

Какие только слова не звучали:

Мы благодарили и поздравляли,

Смеялись, пели и вспоминали.

2-й ведущий:

Все сегодня взволнованы очень.

Так бывает в минуты разлук.

Не печальтесь, сейчас вас поздравит

Наш директор, учитель и друг.

Позвольте ответное слово предоставить директору – Поповой Елене Валентиновне!

(Выступление директора, грамоты и благодарственные письма родителям и т.д.)

1-й ведущий:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1-й выпускник:

Спасибо, что вы нас любили,

Хотя и строги были к нам подчас.

За то, что вы нас мыслить научили,

За все, за все, что сделали для нас.

2-й выпускник:

Мы смотрим тревожным и радостным взглядом

В предчувствии новых путей и дорог.

Сейчас он раздастся по всем коридорам,

Веселый и грустный последний звонок.

3-й выпускник:

От этих минут никуда нам не деться,

И каждый из нас с этим чувством знаком.

И, значит, не только лишь школьное детство

Уходит от нас вместе с этим звонком.

4-й выпускник:

Как елочный праздник, кончаются сказки,

Как лента в кино, обрываются сны,

Увы, не надеясь на чьи-то подсказки,

Мы сами решать все задачи должны.

5-й выпускник:

Не каждая тропка окажется гладкой,

Не все испытания будут легки,

И жизнь перед нами лежит, как тетрадка,

В которой пока еще нет ни строки.

Прощальная песня «Выпускника» с запуском шариков (глеевые 8 шт)

Вместе:

Звени же над прошлым и настоящим,

Над всем, что берег я и что не берег.

Звени же над детством моим уходящим

Веселый и грустный последний звонок!

1-й ведущий : Право дать последний звонок для наших выпускников предоставляется будущему выпускнику, а ныне ученику 8 «А» класса ____________________________________________

После звонка ведущие приглашают всех в столовую.