Пределы Римской империи при Августе. В эпоху империи Рим уже мало расширял свои пределы1. Границами римских владений при первом императоре Августе и его ближайшем преемнике сделались в Европе Рейн и Дунай, в Азии — верхнее течение Евфрата, и за этими пределами Рим уже не делал сколько-нибудь прочных завоеваний. Август предпринял было завоевание Германии, и его пасынок (сын третьей жены Августа) Друз в 12—9 гт. до Р.Х. подчинил империю германцев между Рейном и Эльбою, так что здесь возникла новая провинция Германия, но, когда Друз умер, его преемник по управлению Германией, Публий Квинтилий Вар, своими притеснениями вызвал восстание германцев под предводительством херуска Арминия (Германа), раньше служившего в римских легионах и изучившего военное искусство римлян. В 9 г. по Р.Х. Вар был разбит Арминием в Тевтобургском лесу, и Германия освободилась от римского владычества, хотя потом другой пасынок Августа Тиберий и сын Друза Германик и отомстили германцам за это поражение римских легионов.
После этого все внимание римского правительства в его отношении к германцам стало сосредоточиваться на укреплении рейнской границы и на поддержании раздоров между германскими племенами. Между прочим на левом берегу Рейна римляне мало-помалу построили ряд крепостей, из которых наиболее замечательны Колония Агриппина (теперь Кельн) и Могун-циак (теперь Майнц). При Августе же были закреплены за империей разные области на юг от Дуная, который тоже стал теперь границею империи и был равным образом защищен со стороны германцев такими крепостями, как Аугуста винделиков (Аугсбург к ю. от Дуная) и Виндобона (теперь Вена). На востоке Август старался уладить пограничные споры с парфянами мирным путем, но определенной и прочной границы здесь империя не имела. Для защиты государства от вторжения северных и восточных варваров на границах стояла всегда армия в 250 т. человек, и вся дальнейшая внешняя политика Рима должна была считаться главным образом именно с этими варварами, т.е. с германцами и парфянами.
314. Римско-германские отношения. Рейн и Дунай были хорошими границами против германских вторжений. Между отдельными германскими племенами происходили постоянные распри, в которые по просьбе то одной, то другой стороны вмешивались римляне, охотно поддерживавшие эти раздоры всех опасных врагов. Время от времени и сами римляне вторгались в Германию, но иногда и германцы переходили в наступление и имели успех. Таково было, наприм., восстание батавов (на нижнем Рейне в 69 г. по Р.Х.) под начальством Цивилиса, кончившееся тем, что римляне должны были их признать своими союзниками. (И с другими германцами Рим вступал в союзнические отношения.) Прочно удалось римлянам утвердиться лишь в углу, образуемом верхними частями течений Рейна и Дуная. Этот край был занят в конце I в. по Р.Х. и был предоставлен галльским и германским поселенцам с условием уплаты десятой части хлеба, плодов и вина, откуда и получил свое название Десятинного края (Agri Decumates). Около 100 г. по Р.Х. (при императоре Траяне) этот край был огражден с севера рвом и валом с укреплениями (limes). Из теперешних областей Германии Agri Decumates занимали все великое герцогство Баденское и значительную часть королевства Вюртембергского. В этой провинции скоро утвердилась римская культура. Германцы напирали на империю не только из-за Рейна, но и из-за Дуная, на север от которого (между Регенсбургом и Веною) жили маркоманны. Кроме того, из-за нижнего Дуная на северные области Балканского полуострова нападали даки, образовавшие здесь в конце I в. враждебное Риму государство. В начале II в. по Р.Х. римляне (при императоре Траяне) подчинили себе и колонизировали всю Дакию, т.е. теперешние Румынию, Бессарабию и Трансильва-нию, и она быстро подверглась романизации. (Теперешние румыны ведут свое происхождение от римских колонистов, смешавшихся с другими народами.) Но Дакией империя владела меньше двух столетий (107—275). В середине III в. из-за Дуная вторглись в империю толпы германского племени готов и опустошили даже Грецию. Правда, они были прогнаны обратно, но уже в последней четверти III в. императоры стали заселять пограничные области германцами с обязанностью защищать империю от новых варварских вторжений. Эта мера указывает на то, как силен был напор германцев на империю и какое важное значение получили в истории ее внешней политики отношения к этому народу еще в первые три века империи.
315. Римские отношения на крайнем востоке империи. Другим опасным врагом римлян — в Азии — были парфяне, основавшие большое царство на в. от верхних частей Тигра и Евфрата и к ю. от Каспийского моря. В середине I в. до Р.Х. они нанесли страшное поражение триумвиру Крассу, за что отмстить им и собирался Цезарь. После его смерти Антоний также хотел наказать парфян, но тоже потерпел поражение, так что Август уже и не начинал войны с опасным врагом. Мирные отношения между Римской империей и Парфянским царством, установившиеся при первом императоре, держались недолго, но до решительной борьбы дело дошло между обоими государствами лишь в начале II в., когда империя вступила с парфянами в войну (при Траяне). Римляне завоевали тогда (114—117) Армению и Месопотамию, но очень скоро (при преемнике Траяна Адриане) Рим отказался от этих завоеваний, и с парфянами был заключен мир. В начале III в. у одного из римских императоров (Кара-каллы) даже родилась мысль о союзе с парфянами для похода в Индию, но те продолжали нападать на границы империи. Вскоре после этого (226) персидское население враждебного римлянам царства свергло с престола парфянскую династию и под предводительством Ардшира (Артаксеркса) основало Новоперсидское царство Сассанидов, которое вступило в борьбу с эллинизмом в своих владениях и прямо предприняло завоевательные походы в римские владения. В середине III в. (260) Сассанид Шапур разбил большое римское войско и взял в плен самого императора (Валериана), после чего вторгся в Сирию, население которой, однако, отбилось от персов и даже устроило здесь собственное Пальмирское царство (завоеванное потом императором Аврелианом, победителем знаменитой царицы Зиновии). Войны империи с царством Сассанидов продолжались до начала VII в.
316. Иудея под римским владычеством. Из восточных отношений Рима особого внимания заслуживают отношения к Иудее. После того, как Помпей разрушил господство Селевкидов в Сирии, Иудея (в 63 г. до Р.Х.) сделалась зависимым от Рима владением. Устройство его было довольно сложное. Страна находилась под высшим заведованием проконсула Сирии, и, кроме того, в ней большим значением пользовался императорский прокуратор, имевший судебные полномочия (Понтий Пилат был именно таким прокуратором), но в то же время в Иудее был царь (из династии Иродов), в религиозных же делах большое значение имело сословие священников. Евреи тяготились произволом и поборами римлян, и в особенности презрением, которое те выказывали по отношению к их религии и национальности. При третьем преемнике Августа (Клавдии) Иудея лишилась самоуправления, а при четвертом (Нероне) евреи подняли восстание против своих притеснителей. Началась иудейская война (67—70 по Р.Х.), в начале которой евреи имели успех. Против них было, однако, выслано большое войско под начальством Веспаси-ана Флавия, и он, разбив восставших, подступил к самому Иерусалиму. Провозглашенный в это время в Риме императором, Веспасиан передал осаду иудейской столицы своему сыну Титу. Последний со всех сторон окружил город, куда спаслось множество народа из разных других мест Иудеи, и после упорного сопротивления осажденных, испытывавших все муки голода, взял Иерусалим (70). Храм и город были сожжены, множество евреев было перебито или продано в рабство, и Тит с триумфом возвратился в Рим. (До сих пор цела его триумфальная арка, на которой изображено его вступление в Рим с сокровищами иерусалимского храма.) Несмотря на гибель, как полагают, миллиона евреев, через 60 лет они снова взялись за оружие, когда император Адриан основал на месте Иерусалима языческую колонию Элию Капитолину, а на холме прежнего Соломонова храма построил храм Юпитера Капитолийского. Вождем восстания был Бар-Кохба, провозгласивший себя Мессией. Произошла вторая иудейская война (132—135), окончившаяся поражением евреев, новым избиением населения страны и запрещением оставшимся в живых евреям жить в Элии Капитолине. С этого времени и ведет свое начало рассеяние евреев по всему миру.
317. Римская империя в эпоху наибольших размеров. Наибольших размеров Римская империя, теснимая с одной стороны германцами, с другой — парфянами, достигла в начале II в. Из завоеваний I в. по Р.Х. (после Августа), кроме указанных выше, важны: Фракия, восточные части Малой Азии, Синайский полуостров («Аравия»), Мавритания и Британия. Завоевание рим-п ляпами Британии было предпринято в сороковых годах I в., но довершено лишь в конце столетия полководцем Агриколою, тестем историка Тацита. На эту римскую провинцию нападали пикты и скоты, жившие в теперешней Шотландии, и против их набегов в середине II в. был сооружен оборонительный вал. Возвращение парфянам завоеванных областей в начале II в. свидетельствовало, что империи было уже не под силу расширять своипределы, а упорный натиск германцев на рейнскую и дунайскую границы заставлял императоров и в Европе более заботиться о целости империи, чем думать о новых завоеваниях. Но и это с конца III в. не всегда удавалось. В 275 г. римские легионы оставили Дакию, и около того же времени германские племена захватили часть Десятинного края1. В эпоху наибольших своих размеров Римская империя в Европе, Азии и Африке занимала обширное пространство приблизительно между 10° и 60° в.д. и 30° и 50е с.ш. (не считая Египта и Британии, которые лежат южнее 30° и севернее 50°). Уже в эту эпоху в империи заметно было различие между восточными и западными областями, из которых первые находились под культурным влиянием эллинизма, тогда как вторые все более и более романизировались, т.е. подчинялись культуре римской.
318*. Ю.-з. и с.-в. Европа в римскую эпоху. Если мы проведем линию с с.-з. на ю.-в., от теперешней границы между Англией и Шотландией, через устье Рейна к устью Дуная, то указанная линия разделит всю Европу на две неравные части. На юг от этой черты лежали в первые века нашей эры культурные области Римской империи, к северу начиналось варварство, и лишь по северному берегу Черного моря располагалось несколько культурных городов, обязанных своим происхождением греческой колонизации. Здесь, в Европе, находилась большая часть Римской империи. В Азии она владела в сущности лишь Малой Азией и Сирийским побережьем, в Африке — тоже только прибрежными странами. Таким образом Римская империя была по преимуществу государством европейским. За пределами империи, в с.-в. части европейского материка жили варварские народы, которые начали свою историческую жизнь под сильным политическим и культурным влиянием Рима. В IV в. вся полоса земли между Немецким и Черным морями, на с.-в. от линии Рейна и Дуная, была занята германскими племенами2, с вторжением которых римляне познакомились еще за 100 лет до Р.Х. (кимвры и тевтоны). Германцы отделяли Римскую империю от племен славянских, которые тоже, но гораздо позднее начали свои вторжения в пределы империи.
319*. Романизация кельтов. Большую часть пространства, каким владел Рим на Западе, а именно Северную Италию, Испанию, Галлию и Британию перед их завоеванием Римом населяли кельты. Оставаясь долгое время соединенными между собою под одною властью, принимая к себе римских колонистов и римские легионы, подчиняясь римскому культурному влиянию, кельты сильно романизировались. Доказательством этому может служить то, что население большей части названных стран: французы с бельгийцами и частью швейцарцев, испанцы, португальцы и наконец итальянцы, — говорят на языках, происходящих от простонародной латыни и по своему римскому происхождению называемых романскими. К числу романских языков принадлежит и румынский, господствующий к северу от нижнего течения Дуная, в бывшей римской провинции Дакии.
Важными следствиями совместной жизни народов, вошедших в состав Римской империи, было распространение на них общих прав гражданства и религиозное их объединение.

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

В VIII-VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы - крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство - все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.

Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген - в будущем главный враг Рима - был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген - важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII-VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом.

Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов - с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти - пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V-IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

Итак, не только природные условия благоприятствовали становлению Рима: римляне начали свою историю, находясь в окружении греков, карфагенян, этрусков, стоявших на более высоком уровне культуры. Общение с ними давало возможность воспользоваться «чужими» достижениями, а это ускоряло темп развития римской цивилизации.

1.Парфянское царство

В период правления императора Августа Римское государство являлось крупнейшей державой своего времени. Август и его преемники стремились еще больше расширить территорию и укрепить границы. Но племена варваров, соседствующие с Римом, не желали уступать свои земли. Постепенно Рим был вынужден перейти от политики завоеваний к обороне собственных владений. На этом уроке вы узнаете, как племена германцев, испанцев и славян, а так же население Парфии пытались противостоять Риму в его захватнических устремлениях.

Долгое время единственной силой, достойно противостоящей Древнему Риму на Востоке, было Парфянское царство. Это государство в течение целого столетия безуспешно стремились завоевать римские полководцы. В 53 г. до н.э. в походе против парфян римляне потерпели сокрушительное поражение, а их предводитель Красс был убит.

Вместе с ним в сражении пало около двадцати тысяч воинов. Неудачей окончился также поход на парфян, совершенный членом второго триумвирата Марком Антонием, получившего в управление восточные провинции Римской империи.

Помня об ошибках своих предшественников, император Август решил действовать по-другому. Воспользовавшись тем, что в Парфии разразилась борьба за власть и противоборствующие партии одна за другой стали обращаться к Риму за помощью, Август потребовал вернуть римские знамена, а также пленных. В качестве твердой границы между Римом и Парфией была установлена река Евфрат. Благодаря этому долгое время Рим не вел войн на Востоке.

2. Проблемы на западе империи

На Западе проблемной областью являлась Испания. Хотя большая часть государства входила в состав Римской империи, на северо-западе полуострова проживали независимые, враждебно относившиеся к Риму племена. Для их усмирения Август направил своего лучшего и доверенного полководца Агриппа, которому удалось подчинить непокорные племена, присоединив их территории к остальной Испании.

3. Германские племена

Наиболее близкими и опасными соседями Рима были многочисленные племена германцев, проживавших в Центральной Европе. Естественной границей между империей и германскими племенами служила река Рейн. Племена находилось на более низком, по сравнению с римлянами, уровне социального развития. Они селились небольшими поселками, окруженными лугами и рощами, по принципу родовых общин. В каждом роде были свои старейшины, которые равноценно распределяли между семьями небольшие участки земли. В основном выращивали лен, ячмень и пшеницу. Но главными источниками пищи были мясо, молоко и сыр, которые давали скотоводство и охота. На всеобщих народных собраниях решались важные вопросы племени и избирались вожди. Огромным влиянием также пользовались жрецы. Германцы были язычниками, поклонявшиеся многим богам - покровителям сил природы. Были в германском пантеоне покровители неба и земли, плодородия, грома и молний. Племена германцев славились мужеством, силой и воинственностью. Не редко они совершали набеги на соседние племена, грабя и разоряя их.

Историк Светоний писал: «…при вести о поражении, Август приказал расставить по городу караулы во избежание волнений. Наместникам он продлил полномочия, чтобы провинции держали в подчинении люди опытные и привычные… Август до того был сокрушен, что несколько месяцев подряд не стриг волос и бороды и не раз бился головой о косяк, восклицая: «Квинтилий Вар, верни легионы!» День поражения в Тевтобургском лесу каждый год отмечался трауром и скорбью. Римлянам пришлось оставить германские земли и отойти за Рейн.

4. Племена венедов

Восточнее германцев проживали племена венедов, которые считаются предками славянских народов. Обитая вдалеке от римских границ, они почти не оставили следа в произведениях римских писателей. Но, несмотря на это, нам известно, что жили венеды среди лесов. Они строили землянки, занимались земледелием, скотоводством и охотой, изготавливали орудия труда и сосуды из глины. Венеды поклонялись богу солнца, богу-громовержцу и многим другим.

5. Итоги урока

Подведем итоги урока:

1) император Август проводил активную внешнюю политику;

2) ему удалось заключить мир с Парфией, а также подчинить испанские племена;

3) главным противником Рима стали племена германцев, с которыми Август вел упорную борьбу.

К занятию прикреплен файл «Это интересно» . Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Sosedi-Rimskoy-imperii

Народные движения

В этот период вновь высоко поднялась волна революционного движения. Происходило массовое бегство рабов и колонов в пограничные области, глухие, заброшенные районы. Особенно опасным для рабовладельцев было восстание крестьян и пастухов в Галлии. У восставших имелось сильное войско, в котором землевладельцы составили пехоту, а пастухи — конницу. Багауды захватывали и разрушали господские поместья и плохо укрепленные города. Они провозгласили отделение Галлии и выбрали императорами двух своих вождей. С большим трудом римлянам удалось подавить это движение, но в IV в. оно вспыхнуло вновь.

Мощное крестьянское движение происходило и в Египте.

Доведенные до отчаяния притеснениями крупных землевладельцев и чиновников, тяжестью налогов и повинностей египетские крестьяне бежали в малодоступные места дельты Нила. Отсюда восставшие, называемые букдлами (пастухами), нападали на рабовладельцев. Между римскими войсками и буколами происходили настоящие сражения.
В Северной Африке появились целые армии восставших рабов и колонов. Они разоряли поместья, убивали хозяев, разбивали доски с помещенными на них списками рабов.
Массовые народные движения происходили и в городах. Одним из них было восстание рабов и мастеров Монетного двора в Риме. Между восставшими и римскими войсками происходили тяжелые уличные бои.

Германцы. Их занятия и общественный строй

О жизни древних германцев мы узнаем из сочинений римских писателей. Первым о германцах писал Гай Юлий Цезарь.
Во времена Цезаря в густых лесах, покрывавших страну германцев, водилось множество диких зверей, в реках было
много рыбы. Живя среди лесов и болот, германцы охотились, ловили рыбу, пасли прирученных животных. Постепенно германцы перешли к земледелию. Его развитию мешали леса и болота. Занятие земледелием было не под силу как отдельной семье, так и роду. Только племя общими усилиями могло расчистить место для посева от кустов и деревьев. Весной старейшины племени делили землю на участки между родами, а каждый из родов сообща трудился на отведенной ему земле. Германцам были известны и ремесла. Женщины пряли, ткали, изготовляли глиняную посуду. Искусные кузнецы выковывали отличное железное оружие.


В начале нашей эры у германцев еще не было ни классов, нн государства. На время войн, которые германцы часто вели между собой и со своими соседями, взрослые мужчины племени избирали вождя. После окончания войны вождь добровольно отказывался от власти. Руководство общеплеменными делами, улаживание споров между соплеменниками вновь переходило к народному собранию и избираемым им старейшинам. Помимо выбора вождя и старейшин, народное собрание решало дела об объявлении войны и заключении мира, разбирало споры между сородичами.

Образование союзов племен

Они редко прибегали к жестоким наказаниям рабов и еще реже их казнили. Быт германцев был простой и грубый, и поэтому не было надобности требовать от рабов ни лишнего труда, ни лишних продуктов.
Те же войны, которые обогащали вождей, разоряли многих их соплеменников. Семьи воинов, погибших в битве или захваченных в плен, были не в состоянии собственными силами обрабатывать свои наделы. Нуждаясь в семенах для посева и в скоте, бедняки обращались к своим богатым соседям и попадали к ним в долговую кабалу, лишались части своих прежних наделов. Старинное равенство первобытнообщинного строя разрушалось, углублялись различия между возникшей знатью и бедняками.
Разложение первобытнообщинного строя выразилось и в создании союзов племен. Два или более племени заключали договор и признавали власть одного вождя, которого окружала сильная дружина из преданных ему воинов. Эти воины перестали обрабатывать землю. Их кормил меч или копье. Участие в войне они считали «собой доблестью, тех, кто добывал себе пропитание трудом, презирали Опираясь на преданных воинов своей дружины, вождь союза племен стал передавать власть по наследству. Ои стал превращаться в единоличного правителя государства.

Усиление натиска «варваров» на империю

Она показала грозную для Рима мощь союзов «варварских» племен,
Вскоре натиск «варваров» усилился. В причерноморских степях сложился большой союз гбтов и других племен. «Варвары» нападали на небольших судах на восточные провинции империи, подвергая их страшному опустошению. Неудержимый поток «варварского» нашествия катился по недавно цветущим областям, уничтожая города и селения. Италия и провинции обезлюдели. Поля не обрабатывались. Некому было работать в рудниках и ремесленных мастерских. В римскую армию стали призывать рабов и брать «варваров».


Напряженное политическое положение Заставило в 270 г. до н. э. окружить Рим оборонительной стеной из кирпича и бетола. Стена имела в длину 19 км, в высоту 0—15 м.
Усиление власти императора. Для борьбы с восстаниями трудящихся масс и с «варварскими» нашествиями рабовладельцы нуждались в усилении государственной власти. При императоре Диоклетиане (284— 305 гг.) в государственном строе исчезают последние следы республики. Императора стали называть «господином». К его титулу прибавляли эпитеты «счастливый», «вечный», «непобедимый». Импрратор появлялся перед пародом в пурпурной и осыпанной драгоценными камнями одежде, в золотой диадеме, со скипетром, увенчанным орлом и шаром, знаками его власти над миром. Золотом и драгоценностями была отделана его коляска. Дворец Диоклетиана соперничал своей роскошью с дворцами восточных владык. Простой смертный, увидев императора, должен был падать ниц. В виде особой милости сенаторам дозволялось поцеловать край его одежды. Сенат больше не участвовал в управлении государством. Важнейшие вопросы решались в узком кругу придворных и военачальников.
Диоклетиан разделил империю на четыре части, назначив себе трех соправителей. Армия была разделена на две части. Одна, находившаяся в центре империи, предназначалась для борьбы с восставшими. Другая, расположенная на границах, должна была защищать империю от нападений извне. На время удалось подавить восстания и укрепить оборону страны.
При Диоклетиане была проведена реформа налогового обложения. Каждые пять лет проводилась перепись населения, земли и скота для определения размеров налога. При этом допускались злоупотребления: умерших записывали как живых, несовершеннолетних и стариков как трудоспособных. Не выплатившие в срок налога лишались имущества, продавались в рабство, подвергались телесному наказанию. Всю тяжесть податей и налогов несли на себе рабы, колоны и мелкие свободные земледельцы.
После Диоклетиана между соправителями началась длительная и кровопролитная война. Она закончилась в 330 г. победой нового императора Константина. Константин продолжал политику укрепления государства, начатую Диоклетианом. При Константине империя была снова разделена на четыре части, во главе которых стояли уже не соправители, а чиновники, подчиненные императору.

Сенаторы согласились на такой вариант, если они сами смогут выбрать правителя. Сабинянином, которого они выбрали, оказался Нума Помпилий. Он не являлся выдающимся полководцем, но был мудрым человеком, известным своей справедливостью. «Сначала Рим был основан силой рук, – заключает Ливий, – теперь новый царь приготовился дать общине второе рождение, на этот раз на твердой основе закона и почтения к религии». Как и Ромул, Нума Помпилий, скорее всего, является персонажем легендарным, но его правление говорит о переходном периоде: Рим двигался от состояния колонии, созданной войной, к устойчивому и зрелому существованию в качестве независимого города. Под властью Нумы Помпилия врата в храм Януса, бога войны, впервые были закрыты, символизируя, что Рим находится в мире со своим окружением.

Но город продолжал ссориться сам с собой. Дионисий Гали-карнасский (греческий историк, который прибыл в Рим во время правления Цезаря и посвятил двадцать два года написанию истории города) рассказывает нам, что прибывшие из Альбы люди, которые вместе с Ромулом основали колонию, потребовали прав «на… оказание им больших почестей… Новые поселенцы считали, что они не должны… находиться в подчиненном положении. Это особо ощущалось теми, кто принадлежал к народу сабинян».

Никто из живших в Риме не думал о себе как о римлянине – все они жили за одними стенами, но это было их единственной точкой соприкосновения. Это оставляло «дела государства», по яркому выражению Дионисия, «в бурлящем море беспорядков».

Вдобавок перемирие с окружением было только временным. Следующие два царя после Нумы – латинянин Тул Гастилий и сабинянин Анк Марций, оба назначенные Сенатом, – вели кампании против соседних городов, силой увеличив владения Рима вдвое. Если Рим когда-либо и имел спокойное время, оно было очень коротким – как правило, он являл собой вооруженный лагерь, угрожающий мирному существованию своих соседей.

Однако соседи не были беспомощными. Этрусский город Тарквинии на северном берегу выше по Тибру тоже имел виды на контроль над Римом.

Человек по имени Лукумо был по рождению полукровкой. Его мать была из этрусков, а отец по имени Деметр являлся греком из Коринфа, которого (по Ливию) «политические преследования заставили покинуть свою страну». Лукумо столкнулся с презрением окружавших его «чистокровных» этрусков, поэтому они с женой решили уйти в Рим, где национальная принадлежность значила меньше, чем случай: «Всегда найдутся возможности для активного и мужественного человека там, где успех приходит быстро и зависит от способностей», – пишет Ливий. В конце концов, далеко не один сабинянин поднялся над латинянами до положения царя; иностранная кровь не являлась препятствием для умного человека.

Поселившись в Риме, этруск Лукумо энергично принялся за работу. Он разбрасывал вокруг деньги, пока не стал правой рукой самого царя. Анк Марций даже назначил Лукумо охранять царских наследников. Когда царь умер, оба принца были еще слишком молоды: «один был еще ребенком, – записывает Дионис, – а у старшего только начала расти борода». Лукумо отослал принцев из города («на охоту», уточняет Ливий) и сразу же начал собирать голоса. Он был объявлен царем огромным большинством и в 616 году взошел на трон Рима. Позднее историки узнали его под именем Луция Тарквиния Приска или Тарквиния Древнего.

После почти сорока лет правления его сменил его зять, Сервий Туллий, которому было предначертано стать царем еще в детском возрасте, когда голова его внезапно полыхнула огнем. Он в то время спал; слуга предложил плеснуть на голову водой, но тут ребенок сам проснулся, и огонь исчез. «С этого времени, – объясняет Ливий, – с ребенком обращались как с принцем крови… он вырос в человека с истинно царской натурой». Тарквиний Древний выдал за него свою дочь и сделал его наследником.

Сервий Туллий, как и его тесть, был этруском. Эти два царя олицетворяли историческую правду: город Рим, то скандальный, то набожный, постоянно находящийся в состоянии войны с соседями, раскинувший свои стены уже и на ближайшие холмы, сам был поглощен более великой, более сильной и более древней культурой северных соседей. Этрусские города тем временем уже распространились до самой Бездонной реки – старое название реки По, текущей за Апеннинами. На северо-западе этрусские города контролировали медные, железные и серебряные копи в так называемых Рудных горах. Отсюда металл продавался в греческие колонии вдоль Италийского побережья, и связь с греческими торговыми городами столкнула этрусков с греческой системой письменности. Этруски начали использовать греческий алфавит, чтобы помечать собственные товары, используя свой язык, записанный греческими значками. Несмотря на узнаваемость букв, сам язык до сих пор остается головоломкой: он почти целиком отразился в кратких надписях, которые еще не расшифрованы.

Рим не стал частью единого культурно-политического пространства, называвшегося Этрурией. «Этрусской империи» не существовало – был лишь набор этрусских городов, имевших один язык и общие обычаи, иногда они были союзниками, иногда врагами. Перемещение этрусков в Рим было внедрением еще одной группы в город, занятый уже несколькими другими национальными группами – лишь более влиятельной, чем другие.

Ливий приписывает этруску Тарквинию Древнему планирование Большого цирка – огромного римского стадиона, который располагался между холмами Палатин и Авентин, а также закладку фундамента храма Юпитера на Капитолии; Дионисий добавляет, что он спрямил стены и начал копать сточные канавы для отвода городских отходов – достижение менее впечатляющее, но наверняка более полезное. Этруску Сервию Туллию приписывается заселение холмов Квиринал и Виминал, создание рвов и проведение земельных работ для укрепления римских стен.

Все эти реальные стройки действительно были осуществлены этрусками. Римляне не умели строить, а в Этрурии при основании городов, закладке стен и выборе расположения ворот руководствовались религиозными ритуалами. Раскопки этрусских городов открывают распланированные улицы, проложенные сеткой – то, чего римляне еще не придумали. Как и давние города хараппанских индийцев, этрусские города демонстрируют стандартную ширину улиц и три их типа: главные, вторичные и самые маленькие.

В самом Риме раскопки показывают, что около 650 года хижины, в которых жило большинство горожан (сделанные из переплетенных ветвей, затем обмазанных глиной), начали заменяться каменными домами. Хижины на западе города были снесены, открытое пространство вымощено так, чтобы служить городским местом сбора: позднее эта площадь стала известна как римский Форум.