Видеоурок позволяет получить интересную и подробную информацию о странах Восточной Европы. Из урока вы узнаете о составе Восточной Европы, особенностях стран региона, их географическом положении, природе, климате, месте в данном субрегионе. Преподаватель подробно расскажет вам о главной стране Восточной Европы – Польше.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Восточная Европа

Рис. 1. Карта субрегионов Европы. Восточная Европа выделена красным цветом. ()

Восточная Европа - культурно-географический регион, включающий в себя государства, расположенные на востоке Европы.

Состав :

1. Белоруссия.

2. Украина.

3. Болгария.

4. Венгрия.

5. Молдавия.

6. Польша.

7. Румыния.

8. Словакия.

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное.

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь, станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций; кроме того, в Польше развито судостроение.

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

В структуре хозяйства стран Восточной Европы произошли, под воздействием НТР, значительные изменения: возникли АПК, происходила специализация с/х производства. Наиболее отчетливо она проявилась в зерновом хозяйстве и в производстве овощей, фруктов, винограда.

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Главные культуры, выращиваемые в регионе, - пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.

Основные пшенично-кукурузные районы Восточной Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Болгария).

Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.

Овощи, фрукты, виноград возделываются в субрегионе почти повсеместно, но есть районы, где они в первую очередь определяют специализацию сельского хозяйства. Свою специализацию эти страны и районы имеют также по ассортименту продукции. Например, Венгрия славится зимними сортами яблок, виноградом, луком; Болгария - масличными культурами; Чехия - хмелем и пр.

Животноводство. Северные и центральные страны региона специализируются на молочном и мясо-молочном скотоводстве и на свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

В Восточной Европе, лежащей на пересечении путей, издавна соединявших восточные и западные части Евразии, транспортная система формируется на протяжении многих веков. Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, но интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Польша . Официальное название - Республика Польша. Столица - Варшава. Население - 38,5 млн чел., из них более 97% - поляки. Большинство - католики.

Рис. 3. Исторический центр Варшавы ()

Польша граничит с Германией, Чехией, Словакией, Украиной, Белоруссией, Литвой и Россией; кроме того, граничит с морскими акваториями (зонами) Дании и Швеции.

Около 2/3 территории на севере и в центре страны занимает Польская низменность. На севере -Балтийская гряда, на юге и юго-востоке - Малопольская и Люблинская возвышенности, вдоль южной границы - Карпаты(высшая точка 2499 м, гора Рысы в Татрах) и Судеты. Крупные реки - Висла, Одра; густая речная сеть. Озера преимущественно на севере. Под лесом 28% территории.

Полезные ископаемые Польши: уголь, сера, железная руда, различные соли.

Верхняя Силезия - регион концентрации промышленного производства Польши общеевропейского значения.

Почти всю электроэнергию Польша вырабатывает на ТЭС.

Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности :

1. Горнодобывающая.

2. Машиностроение (Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, станков, двигателей, электроники, промышленного оборудования и др.).

3. Черная и цветная (крупное производство цинка) металлургия.

4. Химическая (серная кислота, удобрения, фармацевтические, парфюмерно-косметические товары, фототовары).

5. Текстильная (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная).

6. Швейная.

7. Цементная.

8. Производство фарфора и фаянса.

9. Производство спортивных товаров (байдарки, яхты, палатки и др.).

10. Производство мебели.

В Польше высокоразвитое сельское хозяйство. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры - рожь, пшеница, ячмень, овес.

Польша - крупный производитель сахарной свеклы (свыше 14 млн тонн в год), картофеля, капусты. Важное значение имеет экспорт яблок, клубники, малины, смородины, чеснока, лука.

Ведущая отрасль животноводства - свиноводство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство (Польша - один из крупнейших в Европе поставщиков яиц), пчеловодство.

Домашнее задание

Тема 6, П. 3

1. В чем особенности географического положения Восточной Европы?

2. Назовите основные отрасли специализации Польши.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Общепринято выделять в пределах Европы четыре региона: Северную, Южную, Западную и Восточную. Страны Восточной Европы отличаются более низким уровнем экономического развития, нежели их западные соседи по континенту. Однако они гораздо лучше сохранили свою культурную и этническую самобытность. Какие же страны входят в восточноевропейский регион?

Восточная Европа: проблема идентификации региона

Вопрос регионализации Европы является достаточно проблематичным. Сразу нужно оговориться, что Восточная Европа - это, прежде всего, историко-культурный регион, а не географический. Ведь по территориальным меркам к восточной части Европы можно относить исключительно просторы Российской Федерации. А географический центр Европы и вовсе находится в пределах Украины.

Попробуем перечислить все страны Восточной Европы. В этом вопросе тоже не все так однозначно, так как самой проблемной в процессе регионализации выступает именно Восточная Европа. Германия, к примеру, однозначно не относится к ней. А вот такая страна, как Беларусь, относится, причем по всем существующим региональным картам.

На сегодняшний день существует несколько классификаций. К примеру, по одной из них, к региону Восточной Европы причисляют лишь Россию, Украину и Беларусь. Самыми проблемными являются два региона: это Прибалтика и Балканы. Одни географы считают, что балканские и прибалтийские страны нужно относить к этому региону, другие же уверены, что им там "не место".

Стоит отметить интересную особенность в процессе регионализации Европы: все государства восточноевропейского региона ранее принадлежали к так называемому Восточному блоку государств. Это те страны, которые после окончания Второй мировой войны так или иначе попали под влияние СССР.

Восточная Европа: страны, список

Интересно, что до начала Второй мировой войны географы проводили границу между Восточной и Западной Европой четко по линии разграничения германских и славянских наций.

Сегодня самой популярной является регионализация Европы от статистического отдела ООН. Согласно этой международной организации, 10 стран на данный момент входят в состав региона Восточная Европа. Страны (список представлен ниже) этого региона ранжированы по количеству населения, которое проживает в каждой из них:

  1. Европейская часть России (столица - Москва).
  2. Украина (Киев).
  3. Польша (Варшава).
  4. Румыния (Бухарест).
  5. Чехия (Прага).
  6. Венгрия (Будапешт).
  7. Беларусь (Минск).
  8. Болгария (София).
  9. Словакия (Братислава).
  10. Молдова (Кишинев).

Почти все страны Восточной Европы, за исключением Венгрии, Румынии и Молдовы, - это славянские государства. Уделим некоторым из них особое внимание.

Чехия - туристическая мекка региона

Чехия - небольшое государство в самом центре Европы с населением в десять миллионов жителей. Не имеет выхода к морям. Основа экономики этой страны - металлургическая промышленность, химический комплекс и машиностроение. Именно здесь расположена известная в Европе автомобильная компания "Шкода", основанная еще в далеком 1895 году.

Чехия - это страна с наиболее развитым туризмом в регионе. Туристов здесь привлекают старинные и красивые города, архитектура и музеи старой Праги, а также потрясающие горнолыжные курорты. Кроме этого, Чехия также считается пивной столицей Европы!

Польша - страна аистов и замков

Польша - государство в Восточной Европе с богатейшей историей и огромным количеством памятников. Это "самая католическая" страна в Европе. Здесь проживает около 39 миллионов человек, 85 % из которых исповедуют именно католицизм. Еще совсем недавно Польша находилась в глубоком экономическом кризисе. Однако в 90-х годах ХХ века в стране были успешно проведены реформы, и сегодня Польша является одной из наиболее динамично развивающихся стран в Европе.

Вкусная национальная кухня, красивейшая кирпичная готика, сотни отлично сохранившихся замков - вот что делает Польшу очень привлекательной для туристов и путешественников.

Румыния - самая загадочная страна Восточной Европы

Говоря о Восточной Европе, нельзя не упомянуть и о Румынии. Эта горная страна всегда привлекала к себе внимание своей таинственностью и мистичностью. Ведь именно здесь, в Трансильвании, жил легендарный граф Дракула, и этот момент Румыния сегодня удачно использует для привлечения в страну туристов.

Экономика Румынии во многом завязана на нефти. Причем страна как добывает этот природный ресурс, так и выпускает качественное оборудование для нефтяной промышленности. С каждым годом растут доходы и от туризма. Начиная с начала 2000-х годов, объемы экспорта в Румынии постоянно растут, однако государство по-прежнему остро нуждается в инвестициях.

В заключение...

Таким образом, страны Восточной Европы сегодня - это десять независимых государств. Все они очень колоритны, самобытны и сохранили богатейшее культурное наследие на своих землях.

Само выражение "социальное развитие" как социально-педагогический процесс подразумевает наличие этапов реализации ресурсов индивидуального развития человека и освоения им педагогических возможностей социума.

Социальное развитие личности как социально-педагогический процесс включает пять этапов: 1) ознакомительный этап, включающий первичное приспособление к социальной среде и знакомство с элементарным социальным опытом, – этап выбора и построения взаимодействия с социальной средой ; 2) выработка согласия и доверия человека к окружающей действительности – этап активного освоения социума, отражающий повышенный интерес личности ко всему сообществу индивидов и их деятельности; 3) накопление адресного опыта – этап активного развития личности, представляющий собой адекватное принятие социального опыта и использование его в собственной деятельности; 4) освоение личностью социальной роли и социального статуса – этап получения социального опыта ; 5) освоение личностью социального поведения на основе реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем ее социализации – этап совершенствования собственного опыта, включающий позитивные изменения собственных достижений и выработку собственного образа жизнедеятельности.

Ознакомительный этап: социальное развитие личности напрямую связано с выбором, грамотным построением и развитием взаимодействия с окружающим миром и людьми, с учетом индивидуальных особенностей человека. На своем жизненном пути человек рано или поздно встречается с различными элементами социума: другими индивидами (как мы ранее упоминали, представляющими социум своими социальными потребностями, социальными способностями и социальными ценностями), социальной деятельностью (результатом которой обязательно является социально значимый продукт), социальными отношениями (межличностными, межгрупповыми, межведомственными и т.д.), социальными институтами (первичным из которых является семья и далее образовательные, медицинские, правовые, социокультурные и другие учреждения и организации, партии и движения). В зависимости от своей предрасположенности, условий социализации каждый индивид сосредоточивает свое внимание, свои возможности на том или ином элементе социума (одни предпочитают решать свои проблемы с помощью социальной деятельности, другие через установление социально значимых отношений, третьи ставку делают на различные социальные институты или на отдельных личностей и т.д., реализуют педагогический потенциал избранного элемента социума на своем пути социализации в обществе) и делает свой жизненный выбор.

Осознанный выбор – катализатор развития личности. Сам по себе любой выбор – это шаг вперед, назад, влево, вправо и т.д. Человек ежедневно делает ни одну тысячу шагов и если посмотреть с точки зрения социально-педагогического подхода он делает ежедневно тысячу выборов, в основе которых лежат его социальные потребности, социальные способности и социальные ценности. Любой контакт предполагает взаимодействие и следующий за ним выбор дальнейшего пути развития. Одним из главных проявлений социума в отношении конкретно взятого человека является его влияние на личность, начиная с рождения и до глубокой старости. Люди, вещи, предметы и события, разновидности социальной деятельности, виды социально значимых отношений, социальные институты, которые присутствуют в мире, имеют свое место быть здесь, вне зависимости от нас, т.е. каждый из них занимает свою нишу объективно и оказывает на человека влияние. И каждый из них способен открыть свои педагогические возможности и ресурсы для разрешения проблем социализации, для социального развития личности. Это влияние проникает в отдельно взятого индивида посредством и через суждения, мнения и верования, которые имеет любой человек. Развитие человека как личности сводится к одному – научиться правильно выбирать в океане ежедневных предложений свой путь к реализации насущных личных и общественных задач. На этом пути человек находит успех, признание, социальный статус, общение, новый опыт, а может и вторую половину и т.д.

Второй этап : социальное развитие личности как этап выработки согласия и доверия человека к окружающей действительности. Каждый индивид не только живет в определенном социуме, но и, представляя себя составляющей этого социума, постоянно согласует свои взгляды, мысли, отношения, оценки, действия и в целом деятельность с другими элементами социума (отдельными индивидами или социальными институтами). Согласие в социальном развитии позволяет достигать максимального использования возможностей каждого из элементов социума. Чем выше уровень согласия, тем устойчивей процесс социального развития, тем стабильнее результаты социализации человека.

Социальное развитие личности через согласие – это своего рода мониторинг реализации педагогических возможностей социума в приобретении новых для личности социальных качеств.

Социальное развитие и доверие. Итак, мы вплотную подошли к такому понятию, как доверие. Любое общение начинается на коммуникативном уровне с обмена информацией. Характерной особенностью современного общения является недостаточное восприятие слушающим информации говорящего. Нередко при общении людей между собой у одного или у обоих участников практически мгновенно прослеживается, мягко говоря, холодное восприятие той информации, которую ему пытается довести другой. Очень часто такая информация способна радикально и кардинально изменить его существование, и даже в лучшую сторону. Но, увы, в его личном арсенале не осталось и крохи доверия, не то что к окружающему миру, прежде всего к себе. Социальное развитие личности предполагает высокий уровень доверия к поступающей информации о сущности и содержании воспринимаемого явления.

Третий этап : социальное развитие личности как накопление адресного опыта. Собственный социальный опыт индивида накапливается в результате личного участия во взаимодействии с социальной средой, чаще всего оказывающей на него адресное воздействие. Адресный опыт может быть позитивного и негативного свойства. Социальное развитие личности есть получение адресного опыта с учетом индивидуальных особенностей человека. В реальной жизни происходит следующее. Накопленный жизненный опыт побуждает и провоцирует расширить и изменить грани восприятия окружающего непосредственного, реального мира, ближайшего социума. Социальное развитие в значительной мере зависит от накопления собственного опыта социализации или собственного социального опыта, включающего опыт взаимодействия с различными элементами социума, равно как и с социумом в целом. Например, чем в большем числе разновидностей социальной деятельности человек участвовал (в акциях, в добровольческих, волонтерских и других молодежных движениях, в общественной деятельности и т.п.), тем более широкий диапазон социальных условий он испытал на себе, тем более широкий социальный опыт он смог усвоить, понять, принять и руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности, тем выше уровень его социальных результатов, а следовательно, и уровень его социального развития.

Четвертый этап: социальное развитие может рассматриваться как этап освоения личностью социальной роли и социального статуса.

В социальном развитии личности важное место занимают социальные роли, исполняемые человеком в течение определенного времени, а также его социальный статус. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли.

В соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением каждый человек в обществе занимает определенный социальный статус. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Таким образом, можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Таким образом, роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Пятый этап : социальное развитие представляет собой освоение личностью социального поведения на основе реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем ее социализации. Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.

Социальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки, формирующиеся в конкретных условиях внешней среды.

Социальная установка представляет собой готовность, предрасположенность человека к определенной активности и социальным действиям по отношению к какому-либо объекту. Социальная установка – это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него.

Однако несмотря на то что социальное поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность), тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора.

Таким образом, изложенные этапы социального развития личности отражают суть его взаимодействия с потенциалом социума, с реализацией его педагогических возможностей и ресурсов, способствующих разрешению проблем социализации личности и появления у нее значимых социальных качеств. По сути, социальное развитие личности как социально-педагогический процесс включает этапы выбора значимых для личности элементов социума, их педагогического потенциала, а также грамотного построения и развития взаимодействия с окружающим миром и людьми, с учетом индивидуальных особенностей человека; выработки согласия и доверия человека к окружающей действительности; накопления личностью адресного опыта участия во взаимодействии с социальной средой; освоения личностью социальной роли и приобретения ею социального статуса; освоения личностью социального поведения, своей роли и места в социуме.

Как и любой процесс, социальное развитие вполне измеряемое явление и имеет свои критерии оценки уровня его развития. Основными критериями социального развития выступают: внутрииндивидные данные (социальные потребности, социальные способности, социальные ценности); интериндивидные данные (социальное поведение, образ жизни, социальное взаимодействие (социальные роли и социальные нормы) и социальные отношения (социальные статусы, права и обязанности)).

Социализация представляет собой процесс, в рамках которого индивид интегрируется в социум, в общество, в систему. В процессе социализации человек овладевает социальными нормами, правилами и образами поведения, получает необходимые для жизни знания и навыки.

Социализация осуществляется посредством социальных институтов, таких как семья, церковь, правовая система, язык, школа (образование), СМИ, экономическая система, группы по интересам.

Главным институтом среди всех является семья, так как именно в семье происходит первичная социализация. В связи с этим появляются несколько стадий социализации.

Какие стадии социализации существуют?

В первую очередь, человек вступает на стадию первичной социализации после рождения. Ребенок рождается и в семье перенимает образы поведения родителей, учится разговаривать, и коммуницировать с людьми.

Затем начинается ресоциализация или вторичная социализация. На данной стадии старые образы стираются новыми. То есть новое как бы замещает старое, обновляет известное.

Первичная социализация проходит долго – от рождения до становления личности. А ресоциализация проходит в зрелом возрасте.

За это время человек приобретает гендерную социализацию (приобретение знаний о поле), групповую социализацию (внутри конкретной социальной группы), организационную социализацию (профессиональная) и досрочную социализацию (когда дети играют в «дочки-матери»).

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стади я социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный"" в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные - ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Этапы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы социализации" 2017, 2018.

  • - Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

    Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать... ..


  • - Этапы социализации

    Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные... .


  • - Этапы социализации

    Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем... .