Тема одиночества, сквозная в творчестве Лермонтова, нашла неожиданно яркое и необычное воплощение в стихотворении В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Стихотворение построено на сопоставлении: «я» - «скрипка», «оркестр музыкантов». В раскрытии темы одиночества большую роль играет антитеза. Скрипка противопоставлена оркестру, лирический герой – музыкантам.

Внутреннее состояние скрипки передаётся с помощью глаголов и глагольных форм: «издёргивалась», «упрашивая», «разревелась», «выплакивалась» и эпитетов «по-детски», «без слов», «без такта».

Скрипка просит только об одном: чтобы её выслушали и поняли. Но никто из инструментов не отзывается на «скрипкину речь». Музыкальные инструменты проявляют равнодушие и отчуждённость, по – разному реагируя на рыдания скрипки. Барабан не выдержал и произнёс: «Хорошо, хорошо, хорошо!» Барабан единственный, кто понял скрипку и хотел ей помочь. Но одного желания мало: необходимы нравственные усилия. Его сочувствие только лишь на словах оборачивается предательством. Барабан «устал»,

Не дослушал скрипкиной речи,

Шмыгнул на горящий Кузнецкий

Остальные музыкальные инструменты вообще не понимают скрипку: «оркестр чужо смотрел».

Тарелка глупая, геликон грубый, нечуткий, агрессивный. Его образ создаётся с помощью эпитетов: «меднорожий», «потный». Эти эпитеты подчёркивают его плотское, бездуховное начало. Грубость геликона раскрывает и его речевая характеристика: «Дура, плакса, вытри!»

Только лирический герой понимает скрипку и жалеет её, потому что видит в ней общее с собой:

Мы ужасно похожи:

Я вот тоже

А доказать ничего не умею!

Он, как и скрипка, встречает непонимание: его высмеивают музыканты:

Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

Но лирический герой не смущён этим смехом:

А мне - наплевать!

Я хороший!

Он умеет противостоять толпе – отстоять своё «я», своё мнение, своё достоинство. Главное, он нашёл родственную душу:

Знаете что, скрипка?

Давайте –

Будем жить вместе!

В чём секрет особой выразительности, разговорной живости и интонационного богатства этого стихотворения? Во-первых, некоторые слова графически выделены, написаны «лесенкой». Благодаря этому повышается значимость отдельного слова. Во-вторых, нагнетаются глагольные формы, усиливая динамику и экспрессию стиха. В-третьих, используются просторечные и разговорные слова, что повышает эмоциональную выразительность поэтической речи.

Особое значение в поэзии Маяковского играет рифма. Наиболее значимые слова он ставит в конец строки и обязательно подбирает к ним рифмы. Рифмы Маяковского всегда богатые и выразительные. Часто используются неточные, неравносложные и составные рифмы, например: «хорошо – ушёл», «по-детски – речи», «смотрел как – тарелка».

Благодаря такому богатству рифм речь становится живой, интонационно приближается к разговорной речи, усиливается задушевность и лиричность.

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»

Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского

С самых первых произведений Маяковского за ним прочно утвердилась слава бунтаря, сокрушающего привычные стандарты стихосложения. Стихотворения поэта больно резали слух обывателя, вызывая в нем недоумение. Лишь узкий круг любителей поэзии смог оценить творчество Маяковского и понять, что за сложными смысловыми конструкциями и обилием неологизмов скрывается чуткая и ранимая душа поэта. Ярким примером является стихотворение «Скрипка и немножко нервно» (1914 г.). Оно было написано Маяковским в связи с посещением одного из московских кабачков, где выступали музыканты.

Поэт прислушивается к выступающему на сцене кабака оркестру. Среди множества звуков он выделяет скрипку, которая «вдруг разревелась». В воображении лирического героя все инструменты обрели человеческие черты. С этого момента происходящее переносится в другое измерение. Скрипка становится беззащитной девушкой, плач которой выбивается из общего звучания оркестра. Не выдерживая этих жалобных причитаний, уходит барабан. «Глупая тарелка» не может понять, что происходит, и продолжает «вылязгивать». Решающим моментом становится выкрик «потного геликона»: «Дура, плакса, вытри!». Лирический герой не выдерживает и спешит на помощь скрипке. Он чувствует свое кровное родство с этим инструментом, потому что тоже надрывается от крика, но никто его не понимает. Его внезапный порыв подвергается насмешкам всего оркестра: «Пришел к деревянной невесте! Голова!». Но автора не задевает этот смех. Найдя родственную душу, он предлагает бедной скрипке: «Давайте — будем жить вместе!».

Используя гротеск, Маяковский удачно описывает собственное состояние. Скандальный поэт не мог найти настоящего признания. Его произведения шокировали публику, но не более того. Маяковскому казалось, что его творчество — глас вопиющего в пустыне. Разочаровавшись в людях, он обращается к неодушевленным предметам. Душераздирающие звуки скрипки дают ему надежду на искреннее понимание. В желании жить вместе с ней воплощается волшебная мечта поэта о достижении счастья. Маяковский иронизирует, но в этой безумной мечте заложен его очередной плевок в сторону равнодушного общества. Если окружающие не способны понять ранимую душу поэта, то он с легкостью променяет грубое человечество на «деревянную невесту».

Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» написано в 1914 году и относится к первому периоду творчества поэта. Когда читаешь это произведение, испытываешь некую тревогу, беспокойство, жалость к лирическому герою и скрипке, которая становится героиней стихотворения. Создается ощущение, что автор хочет докричаться до читателей, заставить людей обратить внимание на него и его душевное состояние; он устал от одиночества, от всеобщего непонимания. Это стихотворение - крик души лирического героя, его протест, вызов толпе, которая представляется ему «стоглавой вошью».
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написано в тот период творчества поэта, когда он определяет себя как поэт-футурист. Поэтому в произведении очевидны черты новаторства Маяковского, его обращенности в будущее. В центре внимания поэта конфликт между личностью («Я») и обществом, окружающим миром, толпой. Этот конфликт является типической чертой всей ранней лирики Маяковского.
Скрипка становится символом плача, который рвется из души лирического героя, но наталкивается на равнодушие, непонимание, даже презрение окружающих. Не случайно выбрана именно скрипка: мы привыкли к устойчивым выражениям «скрипка плачет», «скрипка стонет» и т. д. Скрипка ассоциируется с тоской, страданием, но в то же время она средство выплеснуть свои чувства наружу.
Само название стихотворения создает эмоциональный фон нервности, беспокойства. Интересно, что однородными членами становятся существительное и наречие, тем самым поэт пытается показать, что уже в самом предмете (скрипка) заключен мотив тревоги. Скрипка упрашивает окружающих, но, видимо, не дожидается ответа, поскольку «вдруг разревелась». Рыдание не случайно сравнивается с детским плачем, ведь в детских слезах поражает именно беспомощность, беззащитность. Страдания скрипки становятся безудержными, они изливаются потоком, скрипка «выплакивалась» «без слов, без такта». Однако толпа, символом которой выступает оркестр, остается равнодушной, «чужо смотрит». Только барабан испытывает беспокойство, выслушивая тоску скрипки, пытается успокоить ее, но выясняется, что заботится при этом он не о героине, а о самом себе: просто он больше не может слушать звук плача. Барабан находит для себя выход: он уходит, устав от чужих чувств. Показательно, что именно барабан в состоянии хоть как-то отреагировать на боль: ведь по нему все время бьют, а это значит, что он знает, что такое страдания, пусть физические, но все-таки.
Выразителем идей толпы становится «меднорожий» геликон, который называет скрипку дурой. Его речь отрывиста, он кричит рублеными фразами, использует повелительное наклонение глагола: «Вытри!» - очевидно, предлагая скрипке вытереть слезы и замолчать. Этот момент можно назвать кульминацией стихотворения: ведь лирический герой не выдерживает как раз в это мгновение и бросается на помощь скрипке. Он перешагивает через пюпитры, и его душевное состояние таково, что даже они ужасаются: «сгибающиеся под ужасом пюпитры».
Лирический герой чувствует родство со скрипкой, он тоже не понят окружающими, над ним смеются, музыканты презирают его:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
Трагическая похожесть лирического героя и плачущей скрипки свидетельствует о том, что даже в мире неодушевленных предметов человек может найти большее понимание, нежели среди людей. Герой обнимает деревянную шею скрипки, потому что нет людей, которых он мог бы обнять и поведать им о своем страдании. Он одинок. Тема одиночества является одной из самых характерных для раннего творчества Маяковского.
Вся ранняя лирика поэта - крик, вызов, желание заявить о себе, этим объясняется и та особенность его творчества, что он эпатирует публику, заставляет ее содрогнугься. Однако толпа не хочет слышать «глашатая», она живет другими ценностями, поэтому лирический герой отгорожен от общества стеной и не может достучаться до него даже в крике:
«...я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!»
Самыми убедительными аргументами в полемике с толпой герой считает два: «А мне - наплевать!» и «Я - хороший». Первый отражает отношение и поэта, и лирического героя к толпе, но в то же время в нем звучит безысходность: ведь если человек уже ничего не может сделать, он машет рукой, говорит, что ему все равно. Использование эпитета «хороший» в характеристике самого себя вызывает жалость у читателя, ведь хороших нельзя обижать. Кроме того, в этом аргументе звучит что-то детское, наивное: детям свойственно делить людей на хороших и плохих.
Финал стихотворения, с одной стороны, дает надежду: герой находит родственную душу, пусть такую же одинокую, но зато способную понять мучения лирического героя. С другой стороны, это близкое существо - просто неодушевленный предмет, следовательно, таким образом автор подчеркивает одиночество своего лирического «Я». Кроме того, произведение заканчивается вопросительным знаком, который является символом сомнений, колебаний, неуверенности героя.
Новаторство Маяковского заключается не только в своеобразии темы и решении проблем, но и в особенностях формы. Так, поэт использует авторские неологизмы, усиливающие воздействие на читателя. Например, глагол «вылязгивала» показывает, с одной стороны, повторяемость совершаемого действия, а с другой - подчеркивает неприятность создаваемого тарелкой звука. Или прилагательное «меднорожий» по отношению к геликону подчеркивает его грубость, неотесанность, невежество. Он голос из толпы, он ненавидит одиночек.
Поиски поэта в области формы проявились и в построении фраз, и в строфике. Короткие строчки создают настрой стихотворения, помогают понять издерганность души лирического героя, его нервность.
Большую роль в реализации замысла поэта играют художественные средства. Автор использует эпитеты: меднорожий, потный, - и в воображении читателя сразу возникает образ геликона; глупая по отношению к тарелке характеризует ее как часть толпы. Все стихотворение строится на приеме олицетворения: неодушевленные предметы наделяются признаками, свойствами человека. Оркестр оживает, барабан двигается, скрипка разговаривает и т. д. Типичным для стихотворения является метафора, то есть слова и выражения, употребленные в переносном значении. Барабан «шмыгнул» на Кузнецкий - используя такую метафору, Маяковский хочет подчеркнуть, что инструмент стремится скрыться от скрипки, уйти от ее боли.
Эксперименты в области формы связаны с использованием инверсии - расположения слов в предложении в ином порядке, нежели это установлено правилами грамматики. Например, реплика музыкантов: «Влип как!» - означает, что для них важен именно тот факт, что лирический герой, по их мнению, «влип», выпал из общего круга, а не то, «как» это произошло.
Таким образом, стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» органично входит в структуру ранней лирики поэта, занимает свое место среди таких шедевров, как «А вы могли бы?», «Я», «Нате!», «Послушайте!», «Вам!» и т.д. Гиперболизм восприятия мира, трагическое одиночество лирического героя, отгороженность от общества, восприятие толпы как огромного злого организма, желание выкрикнуть некую истину, быть услышанным, противопоставить себя миру - вот отличительные черты творчества Маяковского, которые отразились и в анализируемом стихотворении.

В стихотворении В.В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” речь идет, на первый взгляд, об оркестре. Автор показывает несколько участников, это: скрипка, барабан, тарелка, геликон, музыканты и лирический герой.

Стихотворение начинается с переживания скрипки: “скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски”, эти строки показывают, что главный персонаж устала от тяжести, мучившей ее, и проявила свои эмоции так искренне, так по-настоящему, как могут только дети.

В этих строках отчетливо чувствуется переживание, которое тревожит скрипку, и которое должно быть рано или поздно выражено. Интересна реакция на ситуацию других участников оркестра. Первым стал барабан, автор показывает его побег, он буквально “шмыгнул… на Кузнецкий”, не выдержав проявления эмоций скрипки. Так поступают те, кто видя печаль другого, не может ничем ему помочь, поэтому предпочитают скрыться.

Другие герои тоже не понимают печали скрипки, которая уже не скрывает своих чувств: “выплакивалась скрипка без такта, без слов”, ей очень хотелось выразить свои страдания, чтобы потом стало легче.

Скрипке не хотелось быть услышанной, ее не занимали чужие мнения, в стихотворении скрипка никак не реагирует на внешнее, не толерантное отношение к ней оркестра: “глупая тарелка вылязгивала: “Что это? Как это?…потный геликон.. крикнул: “Дура, плакса, вытри”.

Автор показывает, что не всегда окружение может понять главного героя, но все-таки иногда находится тот, кто разделяет его мнение (скрипки). В данном стихотворении им является лирический герой, который “встал, шатаясь, полез через ноты,…бросился на деревянную шею”, он услышал скрипку, ее переживания, ее боль.

Более того, он находит схожесть между собой и скрипкой: “Мы ужасно похожи: я вот ору – а доказать ничего не умею!”. Эти строки показывают, что лирический герой страдает также, как и скрипка, он рад, что он не одинок в этом мире.

Найдя родственную душу, автор предлагает ей быть вместе: “Давайте – будем жить вместе! А?” Благодаря данному стихотворению читатель понимает, что в мире существует множество мнений и не всегда от окружения можно ожидать поддержки, а тем более единого с тобой мышления. Но если находишь эту поддержку, очень важно ценить ее.

Стихотворение “Скрипка и немножко нервно” – очередная смысловая шарада от Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ “Скрипка и немножко нервно” по плану, использованный на уроке литературы, поможет ученикам 11 класса лучше понять поэта.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.

Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.

Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее.

Жанр лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению.

Метафора “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры” , “оркестр чужо смотрел”.

Эпитеты “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста” .

История создания

Написанное в 1914 году, оно основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов – в подобные места Маяковский ходил часто, иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажду игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал этот стих.

Тема

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.

Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.

Композиция

Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” происходящее, несмотря на то, что над ним смеются. Мысль о человеке, который все поймет и услышит очень характерна для ранних стихов Маяковского.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором автор выражает свои чувства и переживания через вещи, которым он придает характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих. Маяковский создает новую форму – ритмичную за счет логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.

Выразительные средства

Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

  • Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры” , “ оркестр чужо смотрел “.
  • Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста” .

Не менее важны в создании ткани произведения неологизмы – те “самобытные слова”, которые он так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от речевых форм и размера, до поэтической эстетики.