Многие теряются, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуют себя неловко и даже могут обидеть его неосторожным высказыванием. А еще такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую, опять же по незнанию, обычные люди не могут им оказать.

И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести. Этот материал основан на рекомендациях, принятых Международным движением за права инвалидов, которое ведет активную деятельность на Западе, но находится в зачаточном состоянии на территории стран бывшего СССР.

Знать это нужно каждому современному человеку. Люди с ограниченными возможностями - часть общества, и мы должны сделать их непростую жизнь легче.

Общие правила этикета при общении с инвалидами

    Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

    Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.

    Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

    Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

    Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

    Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

    Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

Люди, испытывающие трудности при передвижении

    Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

    Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

    Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

    Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

    Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

    Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

    Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

    Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

    Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

    Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Люди с плохим зрением и незрячие

    Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

    Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

    Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

    Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

    Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

    Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

    Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

    Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

    Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

    Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

    Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

    Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.

    Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде "Стакан находится где-то там на столе". Старайтесь быть точными: "Стакан посередине стола".

    Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

    При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха

    Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

    Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

    Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

    Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

    Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

    Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

    Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

    Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

    Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

    Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

    Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

    Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

    Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

    Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения

    Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

    Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

    Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.

    Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

    Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

    Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

    Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

    Обращайтесь непосредственно к человеку.

    Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Люди с психиатрическими проблемами

    Психические нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

    Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

    Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

    Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

    Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

    Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

    Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи

    Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.

    Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

    Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

    Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

    Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

    Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

    Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

    Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

    Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

***Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.

Татьяна Прудинник

. Это не просто политкорректные синонимы понятия «ребенок-инвалид». Эти слова гораздо точнее описывают, что происходит с ребенком, и в каком отношении он нуждается.

Инвалидность, которая ограничивает возможности маленького человека, может быть вызвана разными диагнозами. , задержка умственного или психического развития, генетические патологии. Болезнь может повлиять на интеллект, или не затронуть его. Но, так или иначе, дети с ограниченными возможностями очень неуютно чувствуют себя в обществе.

Дело даже не в отсутствии пандусов, а в реакции окружающих. Эта тема обсуждается в обществе настолько редко, что мы порой даже не знаем, как себя вести, оказавшись рядом с таким ребенком. Предложить помощь? Выразить сочувствие? Сделать вид, что все нормально? Пройти мимо, спрятав эмоции? А эмоции появляются в любом случае. Дети, которые выглядят и ведут себя иначе, притягивают внимание, как и все необычное. Но, что они чувствуют при этом? Ведь, прежде всего, это просто дети, полноправные личности. Только, в силу своего состояния, они живут и воспринимают мир по-другому. Как общаться с ними и как вести себя в их присутствии, чтобы не ранить бестактностью или непониманием?

Читай также:

Общественная организация инвалидов «Родына» собрала советы, как вести себя с детьми с ограниченными возможностями, чтобы общение было комфортным, и ни вы, ни ваши собеседники не чувствовали неловкости и раздражения.


Манифест ребенка с инвалидностью

  • Прежде всего, я — ребенок. Такой же человек, как и ты. Не путай меня с моим диагнозом.
  • Я — личность. Помоги мне проявить себя. Не делай ничего для меня без меня.
  • Я — полноправный член общества. Но множество физических и психологических барьеров мешают мне ощущать это. Помоги мне преодолеть их.
  • У меня есть права ребенка. Но по многим причинам я могу чувствовать дискриминацию по признаку инвалидности.
  • Я — часть этого разнообразного мира, и у меня в нем своя роль. Я проверяю его на доброту.

Как вести себя с ребенком-аутистом

Аутисты общаются особенным способом. Им нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или собеседнику. Дайте им это время.

Не навязывайте свое общение, предлагайте его понемногу. Начните с того, чтобы просто быть в одной комнате.

Ребенок-аутист может вести себя агрессивно, нервничать или кричать. Обычно это происходит из-за того, что его не поняли, и он не в состоянии объяснить точнее. Дайте ему немного побыть в покое и уединении, чтобы он мог взять себя в руки.

Также реакция может возникнуть из-за физического дискомфорта. Аутисты имеют повышенную сенсорную чувствительность. Звуки, свет и ощущения, на которые вы не обратите внимания, могут быть нестерпимыми для них. Набор неприемлемых ощущений у каждого свой. Относитесь к этому с пониманием.

Иногда аутистам проще общаться с помощью картинок, альбомов с карточками или планшета. Это называется альтернативным общением.

Как вести себя с ребенком, который имеет паралич или неконтролируемые движения

Сосредоточьтесь на смысле слов собеседника, а не на его движениях.

Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

Иногда помощь постороннего, не привыкшего к телесным реакциям такого ребенка, может только мешать. Не обижайтесь, если вам отказывают.

Не бойтесь возражать, не старайтесь успокоить ребенка с неконтролируемыми движениями. Его поведение не связано с его душевным состоянием.

Проблема, которую я сегодня озвучу, очень часто не видна здоровым людям, самостоятельно передвигающимся по крымским улицам. Это проблема инвалидов. Мы всегда очень много говорим о них, снимаем сюжеты и пишем статьи, преследуя достаточно корыстную и не совсем честную цель - во что бы то ни стало разжалобить зрителя и читателя. А вот похвастать реальными действиями и помощью инвалидам вряд ли можем.

Давайте посмотрим на наши города, поселки, села и основные инфраструктурные объекты в них - здесь все для здоровых людей. Мало у нас пандусов, кнопок вызова персонала, недостаточно специализированного транспорта, лифтов. Да что там говорить: все пропускные системы в органы власти, школы, детские сады, суды, милицию не оборудованы для передвижения людей с ограниченными возможностями, не говоря уже о кафе, ресторанах, местах досуга, пляжах….

Насколько это важно, могут знать только сами инвалиды, их родные и близкие. А давайте и мы, самостоятельно передвигающиеся, задумаемся о тех, кому это не дано. Они рядом с нами: оглянитесь, возможно, мы даже живем в одном подъезде, но не видим друг друга, потому что человек с ограниченными физическими возможностями - квартирный затворник и улицу видит лишь из окна.

Я помню нескончаемые круглые столы в Совете министров Крыма, где общественность проводила презентации своих рейдов, исследований, мониторингов, проектов на тему того, где и что на полуострове нужно благоустроить, чтобы особенным людям было проще жить. Но все это дальше разговоров не шло. Чиновники сетовали на нехватку средств, а если деньги и выделялись, то все делалось без учета истинных потребностей инвалидов. Так, согласно ответу исполнительного комитета Симферопольского горсовета на ремонт пешеходного перехода у магазина «Сельпо» выделено в 2012 году 57,159 тыс. грн, в 2013-м - 78,03 тыс. грн. А что мы видим на деле? Пандусные спуски возле «Сельпо» оборудованы так, что сами колясочники называют их «американскими горками». Были направлены обращения в Симферопольский горсовет с просьбой устранить недоделки и обустроить полноценные пандусные спуски в переходах на пл. Куйбышева и возле «Сельпо». Как вы понимаете, воз и ныне там.

На одном мероприятии, посвященном проблемам людей с ограниченными возможностями, я познакомилась с замечательной девушкой - она мама ребенка с ДЦП. И вот, что она мне рассказала.

«Меня зовут Александра Казакова, мне 25 лет. Я - мама особенного ребенка. Моя дочка Кирочка родилась почти 7 лет назад недоношенной, весом 960 г. Кирюшка сама не дышала, и с этого началась наша борьба за ее здоровье и полноценную жизнь. Она мужественно преодолевала все трудности, мотивируя меня на дальнейшую упорную борьбу. В год и четыре месяца нам был поставлен страшный диагноз - ДЦП. Осознание того, что болезнь неизлечима, пришло не сразу. Потом я впала в отчаяние, но все же попробовала бороться - люди с ДЦП прекрасно реабилитируются и все-таки могут стать полноправными членами общества. Я очень хочу, чтобы Кирюшка понимала, что она не такая, как все, но имела бы возможность быть, как все! Жить, как все! Именно это внутреннее убеждение стало для меня решающим - я должна помочь дочери и таким людям, как она. Может, именно у меня получится хоть немного изменить мнение окружающих об инвалидах и тем самым улучшить их жизнь. Я борюсь за их права!

Сейчас Кирюшке почти семь лет, мы не ездим на инвалидном кресле и, дай Бог, не будем, но передвигаемся по Симферополю на реабилитационной коляске. Трудности нас ждут буквально на каждом шагу. Я не могу представить, как человек с ограниченными возможностями может съездить, к примеру, на Центральный рынок за продуктами. Это просто нереально! Пройдитесь пешком с коляской и ребенком от Центрального рынка до пл. Куйбышева. Во-первых, это подземные переходы. Туда невозможно ни спуститься, ни подняться, нужно обходить несколько кварталов, чтобы найти «зебру». Дороги даже в таких оживленных местах, как Центральный рынок, практически не заасфальтированы. Колеса застревают в ямах. Только тут я толкаю коляску, а как инвалид самостоятельно выберется из западни? К примеру, чтобы попасть с ребенком от магазина «Сельпо» на противоположную сторону, ул. Карла Маркса, нам приходится идти на Пролетарскую, обходить целый квартал. И мы идем не по тротуарам - там припаркованы машины, а по трассе. Дальше по надземным переходам мы движемся в сторону пл. Куйбышева через Салгир. Возле здания МВД, не доходя до детского парка, есть светофор, там мы переходим дорогу и начинаем движение в обратную сторону. Идем к главпочтамту, там тоже есть надземный переход. Вся дорога занимает около часа! А знаете, почему? Потому что не установлены пандусы либо они просто не соответствуют ГОСТу - сделаны ради галочки. Даже в магазины, в административные здания трудно попасть - или двери узкие, или ступеньки. Теперь, думаю, всем понятно, почему инвалиды заперты в четырех стенах и практически обречены на одиночество.

Очень больно и страшно за жизнь моего ребенка, за жизнь этих людей! Только вместе мы сможем изменить мир к лучшему! Вы скажете, вас это не касается? Пусть это звучит грубо, но я тоже так думала, пока у меня не родился особенный ребенок. И лично я буду бороться до конца!»

Проблему инвалидов нужно решать в первую очередь, особенно если новое руководство республики намерено строить новый Крым, туристическую Мекку. Новый Крым должен стать комфортным и доступным для всех - и для жителей, и для гостей. И, главное, мы должны научиться понимать: инвалид - не инвалид… Люди так не делятся!

Екатерина Горелкина

Формирование толерантного отношения к детям с

ограниченными возможностями здоровья. Классный

час на тему "Люди так не делятся!"

формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности

здоровья,

формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

Оборудование:интерактивная доска (или компьютер) для показа видеороликов, прихватка-

варежка кулинарная, зефир, наушники с плеером, маркер, повязка на глаза или шарф, школьная

доска, мел.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

–Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого- то светлые

волосы, у кого- то –темные. У кого- то голубые глаза, а у кого- то –зеленые. Кто- то очень хорошо

решает сложные задачи по алгебре, а кто- то красиво рисует.

У кого- то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки».

Но к сожалению,бывает так, что у кого- то всего одна рука или их две,но одна рука почти не

может двигаться.

У кого- то есть тонкий музыкальный слух, а кто- то совсем не может слышать. Это говорит о том, что

все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн:

«Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю

жизнь, считая себя дурой».

II. Основная часть

Просмотр социальныхроликов «Люди так не делятся»

После просмотра видеороликов педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Прихватки- варежки»(трудности мелкой/крупной моторики)

Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер (ручку), с которого нужно

снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и

написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети

обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и

неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что люди с ограниченными возможностями могут

иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием

колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот

почему их тетрадки могут выглядеть по- другому и почему им нужно больше времени закончить

«Пойми меня…»(проблемы с речевым аппаратом)

Дайте каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на

верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и

мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и

смеются над неуклюже звучащими словами. Затем cпросите учеников, было ли обидно пытаться

общаться с людьми, когда люди их не понимали.

Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте ученикам,

как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:

Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз,

пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Покажите ученикам любой

язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не

прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите

их о чем- нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать

подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»(проблемы со слухом)

Попросите учеников надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты.

Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до

тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и

даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детейс ограниченными

возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с

таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть

зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо- художник»(проблемы со зрением)

Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом- дерево и

человека. Можно попросить переписать левой рукой какое- нибудь предложение. Наверняка, это

получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными

возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

Работа по группам составления эмблемы толерантности. «Мы вместе»

После игр ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик омужчине,

живущем в Австралии.

«Ник Вуйчич родился4 декабря1982 года в городеБрисбене вАвстралии в

семьесербскихэмигрантов и обладал редкой генетической патологией–тетра- амелией: у

мальчика отсутствовали полноценные конечности–обе руки и обе ноги. Частично имелась

однастопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического